Итоговая аттестация по обществознанию
Обществознание - предмет удивительный, познавательный, изучая его, Вы познаете азы философии, психологии, экономики, политологии, социологии. Эта страничка поможет Вам успешно подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации по данному курсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест-практикум по разделу "Право" | 32.5 КБ |
Тест-практикум по разделу "Инфляция и деньги" | 26.42 КБ |
Тест-практикум по темам "Наука и образование" | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1. Право — это
1) правила поведения, закреплённые обычаем
2) общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством
3) совокупность представлений общества о добре и зле
4) правила поведения, сложившиеся в результате длительного исторического применения
2. Верны ли следующие суждения о правовых актах?
А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она
1) является единственным правовым актом государства
2) принимается высшим органом власти в государстве
3) не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей
4) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы
4. Права человека с точки зрения принципов демократии и международного законодательства
1) присущи всем людям от рождения
2) присущи гражданам демократических государств
3) закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к государству
4) принадлежат только лицам без гражданства и политическим беженцам
5. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?
А. В РФ население страны участвует в принятии законов путём референдума.
Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2.
В.1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики, являющиеся общими для норм права и морали. Запишите цифры под которыми они указаны
1) являются результатом развития общества
2) изучают явления действительности
3) являются нормами социального контроля
4) утверждают в людях веру в Бога
5) способствуют поддержанию общественного порядка
6) создают прогнозы развития человеческого общества
Ответ _________________
В.2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
1) мораль 2) социальная норма 3) обычай 4) традиция 5) право
Ответ ____________________
Часть 3.
С.8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Конституция РФ – основной закон общества и государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант 2.
1. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?
1) она обязательна для исполнения 2) ее нарушение осуждается обществом
3) она регулирует общественные отношения 4) она является социальной нормой
2. Конституция является
1) доктриной внешней политики государства 2) основным законом государства
3) кодексом законов 4) формой государственного правления
3. Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает
1) Верховный суд 2) Арбитражный суд
3) Конституционный суд 4) Верховный суд республики в составе РФ
4. И дети, и взрослые имеют право
1) на участие в управлении своей страной
2) избирать и быть избранным
3) на свободу ассоциаций и мирных собраний
4) на вступление в брак без ограничений по признаку религии
5. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой
1) традиций 2) общественного мнения
3) убеждения 4) государства
Часть 2.
В.1. Запишите слово, пропущенное в схеме
__________ права
Правовой обычай Нормативно- судебный прецедент
правовой акт
Ответ _____________
В.2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
1) социальная норма 2) обычай 3) мораль 4) традиция 5) право
Ответ ____________________
Часть 3.
С.8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Предварительный просмотр:
Деньги. Инфляция
Часть 1
1.Непосредственным негативным последствием инфляции может стать
1) ослабление конкуренции между предприятиями
2) уменьшение ассортимента производимых товаров
3) ослабление государственного регулирования экономики
4) падение реальной стоимости личных сбережений
2.Пенсионеру задержали выплату пенсии. От инфляции
1) пенсионер выиграет2) пенсионер проиграет
3) государство и пенсионер выиграют4) государство и пенсионер проиграют
3. Врачу муниципальной больницы задержали выплату заработной платы. От инфляции
1) врач выиграет2) врач проиграет3) государство и врач выиграют
4) государство и врач проиграют
4. В росте цен на товары и услуги, не обусловленном повышением их качества, проявляет себя
1) глобализация 2) стагнация 3) инфляция 4) ревальвация
5. Предприятия покупают дорогостоящие товары. Люди стремятся «тратить деньги сейчас». Такие действия обусловлены: 1) ростом инфляции2) подъемом экономики3) товарным дефицитом4) товарным перепроизводством
6. Жители многих городов страны обнаружили, что на протяжении года цены на товары и услуги стабильно увеличиваются, а качество их не изменяется. Данный факт свидетельствует о таком экономическом явлении, как
1) кризис перепроизводства2) инфляция3) дефицит товаров и услуг4) безработица
7. В условиях высокой инфляции правительство страны Н. пошло на сокращение расходных статей бюджета, повысило учетную ставку банковского процента. Антиинфляционные меры государству необходимо предпринимать, так как инфляция
1) приводит к обесценению национальной валюты
2) способствует возрастанию бюджетного профицита
3) делает невозможным проведение девальвации
4) содействует возрастанию внешнеторгового сальдо
8. В условиях экономического спада и сокращения объемов производства правительство страны Н. пошло на официальное снижение курса своей национальной валюты по отношению к валютам других стран. Цель данной меры –
1) удешевить отечественные товары, повысить их конкурентноспособность
2) провести структурную перестройку экономики
3) облегчить доступ на внутренний рынок иностранным товаропроизводителям
4) сократить государственные обязательства на рынке труда
9. Необходимость разработки антиинфляционной политики государства обусловлена
1) потерей населением доверия к национальной валюте и национальным финансовым институтам
2) укреплением курса национальной валюты
3) притоком иностранных инвестиций в экономику страны
4) ростом малого и среднего предпринимательства
10. В государстве Z на протяжении полугода происходит рост цен на товары и услуги на 60-70% в месяц. Какой вид инфляции наблюдается в государстве Z?
1) инфляция издержек2) гиперинфляция3) инфляция спроса4) умеренная инфляция
11. Устойчивый рост цен на товары и услуги, связанный с одновременным повышением спроса на большинстве рынков страны, называют
1) дефицитом2) инфляцией спроса 3) инфляцией издержек4) ажиотажным спросом
12. В течение года цены на товары и услуги в стране Z выросли на 15%, причём качество товаров и услуг не изменилось. Какое экономическое явление отразилось в данном факте?
1) избыток товаров и услуг2) инфляция3) сокращение спроса4) дефицит бюджета
13. В чём проявляется негативное влияние инфляции на домохозяйства?
1) Происходит обесценивание сбережений.
2) Сокращаются доходы государственного бюджета.
3) Снижается качество товаров и услуг.
4) Увеличивается потребление предметов роскоши.
14. В течение года стоимость минимальной потребительской корзины выросла на 114 %, но качество товаров не повысилось. Этот факт свидетельствует о росте
1) безработицы2) инфляции3) деноминации4) имущественного расслоения населения
Часть 2
15. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение расходов государства на социальные программы
2) закрытие убыточных предприятий
3) изъятие «лишних» денег центральным банком
4) отказ от повышения зарплат и пенсий
5) переход на натуральный обмен вместо денежного
16. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.
4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями.
5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.
17. Верны ли следующие утверждения?
_1_ Одним из проявлений инфляции является рост цен на овощи и фрукты в зимний период.
_2_ Умеренная инфляция может способствовать экономическому росту.
_3_ Современные государства не применяют контроль над ценами как метод борьбы с инфляцией.
_4_ Должники могут выиграть от последствий инфляции.
_5_ Переход к бартеру в условиях высоких темпов инфляции – проявление неспособности денег выполнять функцию средства обращения.
_6_ Подавленной инфляцией называют снижение темпов роста цен вследствие антиинфляционной политики государства.
18. Какие из перечисленных причин роста цен можно отнести к инфляции спроса?
1) увеличение налога на добавленную стоимость
2) повышение цен на импортируемое сырьё
3) рост зарплат наёмных работников
4) низкие процентные ставки по кредитам
5) дополнительная эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита бюджета
6) инфляционные ожидания потребителей
19. Что из перечисленного может стать причиной инфляции спроса?
1) монополизация рынка какого-либо товара крупной корпорацией
2) увеличение денежных доходов граждан при сохранении прежнего уровня производства в стране
3) профсоюз добился повышения зарплаты работникам предприятия
4) рост цен на нефть
5) снижение процентов на потребительские кредиты, их доступность большему количеству потенциальных покупателей товаров
20. Верно ли следующее суждение? Если номинальные доходы населения выросли, то и реальные доходы увеличились. 1) Да 2) Нет
21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
22. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
23.1 Экономика: «Инфляция — золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)
23.2 Экономика: «Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман)
ДЕНЬГИ
1. Когда человек получает зарплату, деньги выступают как:
а) средство обращенияб) средство платежа в) мера стоимости
2. Как называется сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг:а) цена б) зарплатав) стоимость
3. В какой функции выступают деньги, когда необходимо решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар:
а) средство накопленияб) средство обращенияв) мера стоимости
4. Как средство обращения, деньги пришли на смену:
а) бартеру б) сбережениямв) прибыли
5. Правильные ли следующие утверждения о деньгах:
1. деньги выступают как средство платежа при продаже товаров в кредит
2. деньги выполняют функцию меры стоимости товаров и услуг
а) верно аб) верно бв) верны оба варианта
6. Человек откладывает каждый месяц деньги в банк, чтобы поехать отдохнуть в отпуск. Какое название в данном случае носит функция денег:
а) средство обращенияб) средство накопления в) мера стоимости
7. Правильные ли следующие утверждения о деньгах:
1. в современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги
2. деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги
а) верно аб) верно бв) верны оба варианта
8. Когда деньги передаются из рук в руки, какова их функция:а) средство обращенияб) средство накопленияв) мировые деньги
9. Какое название носит что — то равноценное в определённом отношении к другому товару:а) деньгиб) эквивалент в) прибыль
11. Кто является определителем видов денежных знаков:
а) банкиб) населениев) государство
12. Денежные знаки в обращение выпускает:а) центральный банк б) международный банкв) частный банк
13. Порядок эмиссии денег устанавливает:а) банкиб) хозяйствующие субъекты
в) государство
14. Какие есть валютные рынки:а) национальныеб) региональные
в) мировыег) все ответы правильные
15. Спрос на деньги для сделок меняется:
а) обратно – пропорционально номинальному ВНП
б) пропорционально номинальному ВНП
в) не зависит от роста ВНП
18. Общий спрос на деньги определяется:а) путем суммирования спроса денег для сделок и спроса денег со стороны активов б) путем суммирования спроса денег для сделокв) спрос денег для сделок минус спрос на деньги со стороны активов
19. Денежным оборотом называется:
а) непрерывное движение денег в процессе покупки товаров и услуг
б) непрерывное движение денег в процессе купли-продажи товаров и услуг
в) непрерывное движение денег в процессе продажи товаров и услуг
20. Кругооборотом денег называется:а) процесс движения денег по кругу повторяется б) процесс движения денег не завершает полного круга вращения
в) процесс движения денег проходит по полному кругу
21. Что на самом деле является условием бесперебойности денежного обращения:
а) соответствие между структурами народного хозяйства
б) относительная стабильность между производством и потреблением
в) пропорциональность между производством средств производства и предметов потребления
22. Стабильность денежного обращения зависит:а) от состояния на рынках товаровб) от состояния экономики в) от состояния на денежном рынке
23. Начало движения денег это:а) эмиссия б) ревальвацияв) девальвация
24. В какой форме для удовлетворения соответствующих потребностей происходит выпуск денег:а) в безналичнойб) в наличнойв) в наличной и безналичной
25. Чем защищает кредит денежные знаки:а) долговым обязательством
б) долговым обязательством и кредитными операциями в) товарами
26. Что называется безналичными расчётами:
а) непосредственное выполнение банком по поручению клиента денежных операций в форме списанных с его счета и перечислении на счет получателя, зачисление на счет клиента перечисленных ему денег
б) выполнение банком по поручению клиента денежных операций
в) выполнение банком по поручению получателя денежных операций
27. При наличных расчётах платежи исполняет:
а) третья сторонаб) сам клиент в) получатель
28. Необходимое для обращения количество денег определяет:а) закон о денежном обращении б) закон о банкахв) закон о налогах
29. Законом денежного обращения отражается:
а) связь между расходами и доходами
б) связь денежного рынка с рынком товаров
в) связь между количеством и скоростью оборота денег и товаров с объемом реальной товарной массы, которую обслуживают деньги
30. Величина денежной массы, в первую очередь зависит от:а) уровня цен и скорости обращения денег б) уровня инфляциив) уровня доходов
Предварительный просмотр:
Наука и образование. Практикум
1.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
образовательные учреждения цели образования функции образования в обществе
образовательные программы
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
2) догматизация 3) гуманизация 4) интернационализация
5) информатизация 6) идеологизация
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
2) эксперимент 3) доказательность 4) рациональность 5) чувственность
6) теория 7) концепции 8) субъективность
4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
5. Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная 2) прогностическая 3) мировоззренческая
4) познавательная 5) производственная 6) образовательная
6. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.
2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.
3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.
5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
7. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе | 1) социальные 2) личностные |
8. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления
Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования
Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования
Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
1) дошкольное образование
2) среднее общее образование
3) начальное общее образование
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Систему _______(А) можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд ____ (Б). ____ (В) – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. ____ (Г) – увеличение учебного времени, отводимого на изучение социально-гуманитарных дисциплин; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и ____ (Д); хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и ____ (Е) грамотность человека.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 2) признак 3) элитарная 4) юридическая 5) интерес 6) гуманизация
7) специальность 8) образование 9) гуманитаризация
Работа с текстом
Образование в обществе
Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...
Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...
Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер
10. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
11. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.
12. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
13. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
14. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.