Кружковая работа в школе
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_v_shkole.docx | 17.48 КБ |
kruzhkovaya_rabota_v_shkole.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа в школе как формирование познавательного интереса к естественно научным дисциплинам
В системе образования, естественнонаучные дисциплины занимают особое место, вносят существенный вклад во всестороннее развитие личности, формируют у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности обучающихся. Существуют три фактора, которые заставляют учиться: интерес, увлечение и цель. Интерес подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели. Если обучающиеся равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы увлечь учащихся своим предметом. Придя работать в школу, мне захотелось донести до каждого обучающегося, что физика и астрономия это самые интересные и значимые для человека науки. В дальнейшем мой педагогический опыт подтвердил, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на обучающихся во внеурочное время. Знания и умения, приобретаемые на уроках, лабораторных и практических занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на занятиях кружка значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышение их интереса к предмету. Поэтому занятия в кружках справедливо рассматриваются как важная составная часть работы образовательных учреждений. Основные цели работы кружка по предмету – помощь обучающимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора обучающихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию обучающихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности. Очень важен воспитательный элемент занятий в кружках – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у обучающихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет обучающихся в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества. Успех кружковой работы в большей степени связан с ее содержанием и организацией. В отличие от учебных занятий кружковая работа организуется и проводится на добровольных началах, она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов обучающихся, их родителей. В работе кружка преобладают самостоятельные занятия. Безусловно, самостоятельную работу необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами обучающиеся, проявляя инициативу и самостоятельность. Кружковая работа позволяет работать обучающимся с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению обучающихся с низкой успеваемостью и слабым интересом к предмету. Важное требование к организации - доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Главное требование - разнообразие и новизна. Известно, что обучающиеся не терпят однообразия и скуки. Также, на мой взгляд, важное требование к кружковой работе - это тесная связь ее с жизнью. Эффективность занятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически, регулярно, а не от случая к случаю. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы работы с детьми. В своей работе я использую три формы работы: индивидуальную, групповую, массовую. Индивидуальная работа проводится с учетом конкретных интересов каждого обучающегося. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Она заключается в индивидуальном консультировании обучающихся по неясным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов (работа над рефератами, докладами, статьями, исследовательскими работами, проектами). Групповая работа заключается в работе предметных кружков, выпуска стенной газеты, электронных газет, изготовление стендов, электронных презентаций и т.д. Массовая работа включает разнообразные по тематике мероприятия: предметные вечера, олимпиады, устные журналы, предметные недели (декады, месячники), викторины, конференции, экскурсии, конкурсы рисунков и плакатов, участия в конкурсах проводимых в районе, городе, всероссийских конкурсах проводимых в очной форме, интернет олимпиадах. Физика и астрономия как учебные предметы в средних специальных учебных заведениях — плодотворная почва для применения проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает учащегося в собственных глазах, повышает престиж знаний. Так возникает интерес не просто к учебному предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе. Если обучающийся сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Учащиеся получаю возможность реализовать свой скрытый потенциал при защите проектов, выступлениях на конкурсах, а также получить навыки ораторского искусства. Особенно важно привлекать к занятиям в кружках, учащихся не уверенных в себе, тихих и скромных которые не могут раскрыться в коллективе в силу своих индивидуальных особенностей. В своей работе таким учащимся, я даю возможность выступить на заседания круглого стола, которые проходят в нашей школе, в декаду естественно-научных дисциплин, что поднимает их авторитет не только в классе, но и в школьном коллективе. Работы таких учащихся мы отправляем на интернет порталы, где они проходят экспертную проверку комиссий и печатаются, сертификаты полученные учащимися важно вручать при всем классе, что повышает познавательный интерес к предмету не только этих учащихся, но и всего класса и формирует стимул к изучению физики. К занятиям в кружках важно привлекать не только учащихся у которых изучается физика, но учащихся начальной школы для этого в нашей школе ведется работа кружка *Путь в науку*. Этот кружок посещают дети с 1 по 4 класс, мы с ними готовим эксперименты, которые показываем в начальной школе , что повышает интерес к предмету физики у всех учащихся, когда они в 7 классе начинают изучать данный предмет. Практическая значимость кружковой работы: Поможет лучше узнать и полюбить физику, увидев ее проявления в жизни.
Используемая литература:
nsportal.ru
puzKarapuz.ru
teach-shzz.jimbo.com
Предварительный просмотр:
Кружковая работа в школе как формирование познавательного интереса к естественно научным дисциплинам
В системе образования, естественнонаучные дисциплины занимают особое место, вносят существенный вклад во всестороннее развитие личности, формируют у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности обучающихся. Существуют три фактора, которые заставляют учиться: интерес, увлечение и цель. Интерес подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели. Если обучающиеся равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы увлечь учащихся своим предметом. Придя работать в школу, мне захотелось донести до каждого обучающегося, что физика и астрономия это самые интересные и значимые для человека науки. В дальнейшем мой педагогический опыт подтвердил, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на обучающихся во внеурочное время. Знания и умения, приобретаемые на уроках, лабораторных и практических занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на занятиях кружка значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышение их интереса к предмету. Поэтому занятия в кружках справедливо рассматриваются как важная составная часть работы образовательных учреждений. Основные цели работы кружка по предмету – помощь обучающимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора обучающихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию обучающихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности. Очень важен воспитательный элемент занятий в кружках – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у обучающихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет обучающихся в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества. Успех кружковой работы в большей степени связан с ее содержанием и организацией. В отличие от учебных занятий кружковая работа организуется и проводится на добровольных началах, она не связана рамками обязательных программ. Ее содержание и формы зависят главным образом от интересов и запросов обучающихся, их родителей. В работе кружка преобладают самостоятельные занятия. Безусловно, самостоятельную работу необходимо направлять педагогу, но в отличие от учебных занятий, организуют ее в основном сами обучающиеся, проявляя инициативу и самостоятельность. Кружковая работа позволяет работать обучающимся с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению обучающихся с низкой успеваемостью и слабым интересом к предмету. Важное требование к организации - доступность, посильность. Непосильные занятия не дают нужных результатов. Главное требование - разнообразие и новизна. Известно, что обучающиеся не терпят однообразия и скуки. Также, на мой взгляд, важное требование к кружковой работе - это тесная связь ее с жизнью. Эффективность занятий значительно повышается при условии, если они проводятся систематически, регулярно, а не от случая к случаю. Очень трудно и, пожалуй, невозможно перечислить все формы и методы работы с детьми. В своей работе я использую три формы работы: индивидуальную, групповую, массовую. Индивидуальная работа проводится с учетом конкретных интересов каждого обучающегося. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Она заключается в индивидуальном консультировании обучающихся по неясным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов (работа над рефератами, докладами, статьями, исследовательскими работами, проектами). Групповая работа заключается в работе предметных кружков, выпуска стенной газеты, электронных газет, изготовление стендов, электронных презентаций и т.д. Массовая работа включает разнообразные по тематике мероприятия: предметные вечера, олимпиады, устные журналы, предметные недели (декады, месячники), викторины, конференции, экскурсии, конкурсы рисунков и плакатов, участия в конкурсах проводимых в районе, городе, всероссийских конкурсах проводимых в очной форме, интернет олимпиадах. Физика и астрономия как учебные предметы в средних специальных учебных заведениях — плодотворная почва для применения проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает учащегося в собственных глазах, повышает престиж знаний. Так возникает интерес не просто к учебному предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе. Если обучающийся сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Учащиеся получаю возможность реализовать свой скрытый потенциал при защите проектов, выступлениях на конкурсах, а также получить навыки ораторского искусства. Особенно важно привлекать к занятиям в кружках, учащихся не уверенных в себе, тихих и скромных которые не могут раскрыться в коллективе в силу своих индивидуальных особенностей. В своей работе таким учащимся, я даю возможность выступить на заседания круглого стола, которые проходят в нашей школе, в декаду естественно-научных дисциплин, что поднимает их авторитет не только в классе, но и в школьном коллективе. Работы таких учащихся мы отправляем на интернет порталы, где они проходят экспертную проверку комиссий и печатаются, сертификаты полученные учащимися важно вручать при всем классе, что повышает познавательный интерес к предмету не только этих учащихся, но и всего класса и формирует стимул к изучению физики. К занятиям в кружках важно привлекать не только учащихся у которых изучается физика, но учащихся начальной школы для этого в нашей школе ведется работа кружка *Путь в науку*. Этот кружок посещают дети с 1 по 4 класс, мы с ними готовим эксперименты, которые показываем в начальной школе , что повышает интерес к предмету физики у всех учащихся, когда они в 7 классе начинают изучать данный предмет. Практическая значимость кружковой работы: Поможет лучше узнать и полюбить физику, увидев ее проявления в жизни.
Используемая литература:
nsportal.ru
puzKarapuz.ru
teach-shzz.jimbo.com