2. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
Содержание:
1. Зона коррекции звукопроизношения.
2.Зона формирования предпосылок читательской грамотности.
3.Зона формирования лексико-грамматического строя речи.
4.Зона учебно-игровых комплексов.
5.Зона развития внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов.
6.Зона развития моторики, речевого дыхания.
7. Зона индивидуализации в коррекции звукопроизношения.
8. Дидактические игрушки сделанные своими руками.
9. Зона использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях по развитию речи.
10. Картотека дидактических игр с иппликатором Кузнецова.
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования.
В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
В логопедическом кабинете подобраны и систематизированы пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры.
Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
Зона коррекции звукопроизношения:
• «Сияние зеркал»
оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Зона формирования предпосылок читательской грамотности.
«Звуковочка»
(игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения.)
Зона формирования лексико- грамматического строя речи
В папках систематизированы дидактические игры по лексическим темам согласно перспективному плану тематических занятий по развитию речи.
Зона учебно- игровых комплексов:
Зона развития внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов.
• « Смекалочки»
(игровые упражнения на развитие ВПФ, учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи») .
Зона развития мелкой моторики, речевого дыхания.
« Речевое дыхание»
(пособия для выработки целенаправленной воздушной струи)
«Ловкие пальчики»
(игровой материал для развития мелкой моторики) : коврики, трафареты,вкладыши, шнуровки, игры, массажные мячи и т.д.
«Внимательные ушки»
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
Зона индивидуализации в коррекции звукопроизношения.
Данная зона была создана для создания и осознания ребёнком собственного опыта в приобретении навыка чистого произношения определенного звука.В этой зоне дети с ТНР проявляют себя как субъекты собственной деятельности свободно определяющие и реализующие собственные цели, при этом добровольно возлагающие на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Дидактические игрушки сделанные своими руками.
Для повышения эффективности занятий по коррекции речи создала дидактическую игрушку " Жираф Гоша", для установления эмоционального контакта с ребёнком, ускорения темпов подготовки речедвигательного аппарата к постановке звуков, воспитания потребности в речевом общении как основы формирования речевой активности
«Использование иппликатора Кузнецова в развитии мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с дизартрией»
В своей практике я решила использовать оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова.
Действуя с пособиями из иппликатора Кузнецова, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический, визуальный, аудиальный, т.е. происходит целесообразное слияние наглядности и практических действий ( и в этом заключается их инновационность.)
Используемые пособия многофункциональны: с их помощью в оптимальные сроки можно автоматизировать и дифференцировать любой звук ( гласный и согласный).
Они индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Доступны: переводят дидактическую ситуацию в план игры.
Вариативны: позволяют осуществлять ненавязчивое повторение и закрепление необходимых навыков.
Компактны: весь необходимый материал собран в одном месте.
Новизна материала (модули иппликатора Кузнецова) обеспечивает познавательную активность и интерес детей. Тренировка органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на другую, проводимые в умеренном и утрированном темпах, постепенно усложняются на модулях аппликатора, тем самым создаются прочные кинестетические, артикуляторные и звукопроизносительные навыки.
Мягкий лэпбук «Играем пальчиками - развиваем речь.
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развития тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию почувствовать ритм и одновременно с этим развивать речь ребёнка.В нашем детском саду дети с нарушениями речи начинают заниматься с учителем-логопедом уже со среднего возраста. Мягкая книжка стала просто необходимой в работе с речевыми детьми средней группы, как для развития мелкой моторики детей, так и для индивидуальной работы по развитию речи. При помощи мягкоголэпбука легко заинтересовать детей, решать веселые задачки на внимание и сообразительность, развивать речь. Учить стихи о персонажах книжки, придумывать сказки, и обыгрывать их.
Зона использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи.
В работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так сочетаются традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей. Считается, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр с использованием иппликатора Кузнецова. | 2.29 МБ |