ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЖИВОПИСЬ"

Казакова Инна Викторовна

Дополнительная    предпрофессиональная общеобразовательная   программа  (ДПОП)  в области  изобразительного искусства     «Живопись»»    является       системой     учебно - методических  документов,  сформированной  на основе  федеральных государственных         требований (ФГТ) к    дополнительной    предпрофессиональной    общеобразовательной программе в области изобразительного  искусства по данной специальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДПОП "ЖИВОПИСЬ" Общая программа.55.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

                              «Детская  школа искусств Починковского района»

             

         

             ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

                          ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

                                      « ЖИВОПИСЬ»

                                                    п. Стодолище

                                                        2013 г

                                           

Муниципальное           бюджетное          учреждение  дополнительного   образования  «Детская  школа искусств Починковского района»

               

                                                                                     Утверждаю:

        Директор МБУ ДО

                                                                               «ДШИ Починковского района»

                                                                       _______  Т.В.Федченкова

                                                                   Приказ  №        от «  »____201      г

             Дополнительная  предпрофессиональная общеобразовательная

  программа в области  изобразительного искусства « Живопись»

  Нормативный срок обучения для детей, поступивших в образовательное  

  учреждение     в 1 класс в возрасте  с 10 лет     до   12 лет  составляет 5 лет.

                Срок    освоения     программы     для детей,    не    закончивших         освоение образовательной    программы   основного   общего    образования   или среднего ( полного ) общего образования и планирующих поступление в

образовательные учреждения,   реализующие    основные    профессиональные      образовательные программы в    области изобразительного   искусства, может быть увеличен на 1 год.

   

  Федеральные   государственные    требования    к   программе «  Живопись» утверждены приказом   Министерства    культуры    РФ от   12.03.2012 г   № 163, зарегистрированным     Минюстом     РФ от    26.04. 2012 г.      № 23938.

3

                                                          Составители:

                Игнатенкова Л.Н.,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе  

                      МБУ ДО «ДШИ Починковского района»;

                      Казакова И.В. преподаватель художественного отделения

                      МБУ ДО « ДШИ Починковского района»

         

                                                       

         Дополнительная      предпрофессиональная    общеобразовательная

                   программа в    области      изобразительного      искусства

                                               «Живопись»

/   муниципальное   бюджетное  учреждение дополнительного   образования        « ДШИ Починковского района»/

                                                 Содержание:                                                    4

1. Общие положения.            

2. Требования     к       результатам   освоения    дополнительной  

      предпрофессиональной     общеобразовательной программы.                          

3. Документы,     определяющие    содержание и    организацию  

       образовательного процесса.

                       3.1.  Календарный учебный график.

                       3.2. Учебный план.

                       3.3. Аннотации к  программам учебных предметов.

4.  Ресурсное         обеспечение                            дополнительной                            

        предпрофессиональной   общеобразовательной программы.

5. Требования к условиям реализации    дополнительной                          

         предпрофессиональной  общеобразовательной программы.                          

                         5.1. Порядок   приема     детей в  образовательное

                                 учреждение.

                         5.2. Требования к кадровому обеспечению.

                         5.3.Методы и  средства организации в

                                 реализации     образовательного      процесса.

                         5.4. Требования и рекомендации к организации и

                               учебно-методическому обеспечению текущего

                                    контроля успеваемости,       промежуточной  и

                               итоговой аттестации, разработке  

                               соответствующих фондов оценочных средств.

Приложение 1 .

Приложение 2.

Приложение 3.

                                 

                                                                                                                                           5

                                               

1. Общие положения.

               

  1.1. Определение

 Дополнительная    предпрофессиональная общеобразовательная   программа  (ДПОП)  в

 области  изобразительного искусства     «Живопись»»    является       системой     учебно - методических  документов,  сформированной  на основе  федеральных государственных          

требований (ФГТ) к    дополнительной     предпрофессиональной    общеобразовательной программе в области изобразительного  искусства по данной специальности и рекомендуемой ДМШ , ДШИ и ДХШ для использования при разработке ДПОП «Живопись» в части:

  -компетентностной характеристики выпускника;

  -содержания и организации учебного процесса;

 - ресурсного обеспечения реализации ДПОП;

  - итоговой аттестации выпускников.

                          1.2. Цель разработки  дополнительной предпрофессиональной

                                 общеобразовательной программы «Живопись».

  Целью    разработки    дополнительной    предпрофессиональной  общеобразовательной    

 программы       является методическое             обеспечение     реализации ФГТ по данной    специальности, а также создание рекомендаций учебным заведениям для разработки ДПОП «Живопись».

                          1.3. Характеристика    общеобразовательной программы

                                                   «Живопись».

 

       По данной    специальности    реализуется   дополнительная  предпрофессиональная          общеобразовательная программа,      освоение которой       позволяет       лицу,  успешно        прошедшему итоговую     аттестацию, получить    свидетельство об освоении указанной

программы, дающее право поступить в профессиональное среднее специальное учебное заведение на   соответствующую специальность.

      Нормативный срок освоения  ДПОП  «Живопись»- 5  лет, общая       трудоемкость   в часах:  4030.

                            1.4 Требования к   результатам      освоения   дополнительной                    

                                предпрофессиональной  общеобразовательной программы.

         На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать компетенциями:

  1.  В области   художественного творчества:

    - знаниями характерных особенностей изобразительных  жанров и основных

      стилистических направлений;

    - знаниями  основных   художественных школ;

    -  знаниями исторических периодов развития изобразительного искусства во

       взаимосвязи с другими видами искусств;

    - знаниями профессиональной терминологии;

    -  знаниями  основных работ мастеров изобразительного искусства;

    -  знаниями закономерностей построения художественной формы и особенностей

       ее восприятия и воплощения;

    -  умениями использовать средства живописи и рисунка;

    -  навыками последовательного осуществления работы по композиции;

      -наличием кругозора в области изобразительного искусства;

                                                                                                                                      6

       

           - знаниями свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических

               качеств;

             -знаниями разнообразных техник живописи;

-знаниями художественных и эстетических свойств цвета, основных –умениями

 закономерностей создания цветового строя;

 -видеть и передавать        цветовые отношения в      условиях  пространственно-

  воздушной среды;

-умениями     изображать объекты   предметного       мира, пространство, фигуру

   человека;

-навыков и умениями  в использовании основных техник и материалов;

- умениями грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)

 окружающего мира;      

- умениями самостоятельно преодолевать технические трудности при        

  реализации художественного замысла;

-навыками анализа цветового строя произведений живописи;

- навыками работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,   эскизами.

2. В области истории искусств:

- знаниями основных этапов развития изобразительного искусства;

            - знаниями основных понятий изобразительного искусства;

             -знаниями основных художественных школ в западно-европейском и русском

              изобразительном искусстве;

            -умениями определять в произведении изобразительного искусства основные

              черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

            -умениями в устной     и письменной  форме излагать свои мысли о творчестве

  художников;

           -навыками по восприятию произведения изобразительного искусства, умений

             выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими

             видами искусств;

            -навыками анализа произведения изобразительного искусства.

        - умениями использовать полученные теоретические сведения в художественной

              деятельности;

             3.  В области пленэрных занятий:

           - знаниями об объектах живой природы;

           - знаниями особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

           -знаниями способов передачи большого пространства;

           - знаниями законов линейной перспективы, равновесия, плавности;

           - умениями изображать окружающую действительность, передавая

             световоздушную  перспективу и естественную освещенность;

           - умениями применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок»,

            «живопись», « композиция».

              3.     Документы, определяющие содержание и организацию

                            образовательного процесса.

        3.1.  Календарный учебный график.

  Календарный учебный    график должен    соответствовать   положениям     ФГТ       и содержанию учебного плана в части    соблюдения    продолжительности    четвертей,    

промежуточной    и итоговой аттестации, каникулярного времени.    (Приложение № 1)

        7                                                                                    

        3.2.  Учебный план.

  Учебный план, составленный по предметным областям, включает в себя обязательную

 и вариативную части, перечень      предметов,       последовательность изучения.     При  формировании     вариативной части       учебного плана    учреждение руководствуется  

целями и задачами ФГТ, а также знаниями и умениями выпускника,   указанного в ФГТ    Формирование     учреждением  вариативной части   основывается на национальных    и  

региональных традициях   подготовки кадров в    области   изобразительного  искусства,

 а также с учетом     расширения   компетенций        выпускника.   При этом учитываются    

имеющиеся  финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических

работников.

                                                                                                                      (Приложение № 2)

                             3.3.  Аннотации к примерным программам  учебных предметов.

     Аннотации представлены к программам  учебных предметов обязательной части ФГТ и вариативной части учебного плана. Аннотации    позволяют   получить представление о структуре и содержании самих программ.

                                                                           (Приложение № 3).

         

                           4. Ресурсное обеспечение дополнительной предпрофессиональной  

                                                     общеобразовательной программы.

Дополнительная       предпрофессиональная           общеобразовательная            программа    

обеспечивается  учебно-методической документацией и материалами по всем учебным

предметам.

Самостоятельная работа учащихся должна     сопровождаться        методическим обеспечением и обоснованием      времени,      затрачиваемого на ее             выполнение.

Реализация программы «Живопись»         обеспечивается           доступом каждого

обучающегося к      библиотечным     фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по      полному перечню      учебных     предметов       учебного       плана.

Во время   самостоятельной работы обучающиеся могут быть    обеспечены доступом к

 сети  Интернет.

           Библиотечный фонд          образовательного     учреждения  укомплектовывается    печатными      изданиями,        основной и              дополнительной    учебной и   учебно-методической литературой по  всем  учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов.  

            Материально-техническая      база     образовательного     учреждения        должна соответствовать       санитарным   и    противопожарным нормам, нормам охраны труда.      

Должны         соблюдаться своевременные  сроки текущего и     капитального     ремонта помещений.

             Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый      перечень учебных  аудиторий , специализированных     кабинетов   и материально-технического                                              

обеспечения включает в себя:

           - учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

           - библиотеку;

            -видеотеку

            -фильмотеку;
          - натюрмортный фонд;

           -методический фонд.        8

             

Учебные аудитории для  занятий по учебному предмету «Рисунок», «Живопись»

 должны иметь  площадь       не менее  4 кв.м., на     одного    учащегося, мастерские для реализации     учебного предмета «Композиция» -    не менее 4, 5 кв. м.;         реализации

учебного     предмета «История искусства»,        не менее 2 кв.м. на     одного учащегося.

              Учебные аудитории,      предназначенные      для реализации учебных предметов «Живопись»,      «Рисунок»,        « Композиция станковая»         оснащаются специально

  оборудованными наглядными учебными  пособиями, мебелью(шкафами, стеллажами, стульями),мольбертами, планшетами, натюрмортным фондом , постановочным материалом, учебными стендами, софитами;

  •  картами, плакатами, фондом работ учащихся, настенными иллюстрации, магнитными досками; 
  • муляжами фруктов и овоще;,
  •  гербариями;
  •  демонстрационными моделями;
  •  гипсовыми отливками;
  •  постановочным материалом;
  •  слайд-фильмами, видеофильмами, учебными кинофильмами;
  •  аудио записями.                               

 

                          5. Требования к условиям реализации    дополнительной                  

                                 предпрофессиональной   общеобразовательной программы.

                         5.1. Порядок приема детей в образовательное учреждение.

                                                     

        При приеме  на обучение по    программе        «Живопись»       образовательное   учреждение     проводит отбор детей с     целью выявления их творческих способностей.

 Отбор детей проводится в      форме заданий,        позволяющих    определить  наличие   творческих     способностей.

Дополнительно поступающий может         представить самостоятельно подготовленные  работы для определения уровня способностей.

               Правила приема, организация приема, сроки и процедура     проведения   отбора детей, подача и рассмотрение апелляций, порядок зачисления детей   регламентируются Положением     о правилах приема    и порядка отбора детей.     В учреждении создаются приемная комиссия,     комиссия по отбору детей,     апелляционная комиссия.   Составы

 данных комиссий утверждаются руководителем учреждения.

              Отбор         детей     проводится в      форме        просмотров,    устных ответов.

Формы   проведения отбора   детей   устанавливаются  образовательным     учреждением самостоятельно с учетом ФГТ.

               Для поступающих      на данную      ДПОП проводится       проверка    основных  способностей ребенка в  форме экзамена по предмету « Станковая композиция»

        5.2.   Требования к кадровому обеспечению.

           Реализация дополнительной        предпрофессиональной   общеобразовательной программы    «Живопись»        обеспечивается        педагогическими           работниками,    

имеющими        среднее профессиональное или     высшее педагогическое     образование,    соответствующее профилю преподаваемого учебного  предмета.

             До 10 процентов      от общего    числа преподавателей, которые     должны иметь     высшее профессиональное образование может      быть      заменено      преподавателями          

имеющими среднее профессиональное     образование и государственные    почетные звания в      соответствующей профессиональной        сфере, или       специалистам

        9

    имеющими    среднее     профессиональное образование и стаж практической работы

  в соответствующей     профессиональной сфере     не менее       15 лет           последних лет.

ОУ может создавать условия    для взаимодействия с  другими ОУ, реализующими ОП в области изобразительного искусства, в   том числе       профессиональные,          с целью обеспечения возможности восполнения          недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,    получения консультаций про вопросам реализации программы «Живопись»,        использования      передовых педагогических технологий.

            Непрерывность       профессионального развития профессиональных работников обеспечивается освоением            дополнительных профессиональных образовательных  программ (курсы повышения  квалификации) в объеме не менее 72-х часов, не реже один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление                                      

образовательной деятельности. К формам повышения квалификации могут также относиться:

              - присуждение государственной премии;

              - присвоение почетного звания;

              - присуждение ученой степени;

              - присуждение ученого звания;

              - получение звания лауреата международного и всероссийского конкурса.

              Педагогические работники должны осуществлять   творческую и методическую работу, проводить обучение учащихся в соответствии с       требованиями федеральных государственных      требований,     содействовать     развитию     личности,    талантов и

способностей учащихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

              Педагогические    работники должны    оценивать    эффективность     обучения предмету           обучающихся, учитывая освоение ими знаний ,     овладение умениями, применение полученных навыков, познавательного интереса.

              Педагогические           работники     осуществляют         контрольно-оценочную   деятельность в образовательном процессе с   использованием современных      способов   оценивания в условиях          информационно  -коммуникационных технологий,  вносят предложения по  совершенствованию образовательного процесса в      образовательном учреждении.

              Педагогические       работники участвуют в     деятельности педагогического и методического советов     образовательного   учреждения.     Разрабатывают      рабочие

программы     учебных предметов по своей       специальности и     другие    материалы,     обеспечивающие   качество           подготовки обучающихся .  Несут ответственность за реализацию их не в    полном объеме в соответствии   с учебным планом и      графиком учебного процесса, а также за качество подготовки  выпускников.

             Оценку      творческой      деятельности       преподавателя     осуществляет совет   образовательного               учреждения,        результаты этой          оценки утверждаются руководителем      образовательного учреждения.

                             5.3. Методы и средства организации в реализации

           образовательного процесса.

        Образовательное учреждение использует следующие методы и средства организации в реализации образовательного процесса:

               а) методы и средства, направленные на теоретическую подготовку;

               - контрольные уроки;

        10

             

  - практические занятия индивидуальные  и групповые, в том числе     мелкогрупповые занятия по предметной области « История искусств»;

               - самостоятельная работа учащихся;

               - консультации;

               - различные четвертные и годовые формы контроля  знаний( контрольные работы, зачеты, экзамены, просмотры работ и др);

                 б)  методы и средства, направленные на практическую подготовку:

        - контрольные уроки;

              - итоговая аттестация  в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:

                1. Композиция станковая.

                2. История изобразительного искусства.

 

                          5.4. Требования и рекомендации к организации и учебно- 

                              методическому обеспечению текущего контроля успеваемости,

                                промежуточной и итоговой аттестации, разработке

                                   соответствующих фондов оценочных средств.

           Оценка качества реализации программы «Живопись»    включает в себя   текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

        В качестве средств текущего      контроля      успеваемости     могут   использоваться контрольные работы, устные опросы, просмотры, письменные работы,     тестирование,          

                   Текущий контроль успеваемости    обучающихся       проводится в счет аудиторского времени, предусмотренного на учебный предмет.

                   Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,        зачетов  и экзаменов.  Контрольные уроки, зачеты  и экзамены могут    проходить в виде     письменных работ, просмотров работ,    устных опросов .   Контрольные уроки  и зачеты в в рамках промежуточной     аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторского времени,       предусмотренного        на учебный     предмет.

 Экзамены проводятся за пределами    аудиторских учебных занятий.    При  проведении промежуточной аттестации         обучающихся рекомендуется     устанавливать не   более четырех экзаменов и шести зачетов в учебном году.

                  По завершении изучения     учебных предметов по итогам    промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая    заносится    в     свидетельство

об     окончании образовательного  учреждения.

                  По учебным         предметам,      выносимым на      итоговую        аттестацию    обучающихся, в выпускном классе         по окончании учебного года   рекомендуется по

   данным предметам применять в качестве формы промежуточной аттестации     зачет с      выставлением      оценки, которая   будет       отражена в свидетельстве об     окончании      образовательного      учреждения.       Содержание промежуточной аттестации и условия

 ее    проведения      разрабатывается     образовательным учреждением самостоятельно

  на основании ФТГ «Живопись».  

         Образовательным учреждением       разрабатываются         критерии    оценок промежуточной аттестации и текущего контроля       успеваемости обучающихся .    Для   аттестации   обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,         контрольные работы, тесты и методы контроля,       позволяющие   оценить приобретенные        знания, умения и    навыки.    Фонды оценочных средств    разрабатываются и     утверждаются    образовательным     учреждением самостоятельно.

               При разработке фондов оценочных средств для контроля качества изучения предметов должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями и навыками,      позволяющими       установить качество     сформированных у

        11

 обучающихся компетенций и степень     готовности       выпускников к     продолжению профессионального образования.

             Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями ФГТ «Живопись», соответствовать целям и задачам ДПОП «Живопись» и ее учебному плану.

 Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области  изобразительного искусства.

                    С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной  ( экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций ( согласно учебному плану) по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий.

                  По окончании полугодий учебного года,    как правило, оценки  выставляются  по каждому учебному предмету.      Оценки обучающимся могут выставляться и      по окончании четверти.

                     Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся, ее корректировку и проводится с целью определения:

          - качества реализации образовательного процесса;

                     - качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

            - уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения.

                     Итоговая аттестация     выпускников     представляет  собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками ДПОП «Живопись» в соответствии с     федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания,    структуре, условиям и срокам реализации ДПОП.

                      Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ «Живопись».

                       Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам: «Композиция станковая»,   «История изобразительного искусства».

                      При этом могут     быть предусмотрены      следующие    виды      выпускных экзаменов:      письменный и устный    ответ  , просмотры работ.  

                       По итогам выпускного     экзамена       выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». «неудовлетворительно».

Временной    интервал     между    выпускными экзаменами должен     быть не менее трех календарных дней. Итоговая аттестация на может    быть заменена        оценкой качества освоения ДПОП «Живопись» на    основании итогов текущего контроля успеваемости  и промежуточной аттестации обучающегося.

                      Требования к     выпускным     экзаменам,     формы, организация ( создание экзаменационной и     апелляционной комиссий),     сроки,      процедура и            порядок регламентируются Положением о порядке и формах      проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным       предпрофессиональным      общеобразовательным программам в области  изобразительного искусства.

                         Образовательное учреждение разрабатывает     критерии оценок итоговой аттестации в соответствии    с   ФГТ «Живопись».    Для организации  и           проведения итоговой        аттестации   в   образовательном      учреждении      ежегодно      создаются    экзаменационные и    апелляционные      комиссии. По       результатам            проведения           итоговой аттестации       экзаменационные     комиссии      разрабатывают   рекомендации, направленные на    совершенствование       образовательного процесса в образовательном учреждении.

                          При прохождении итоговой аттестации выпускник должен

         12

продемонстрировать знания, умения и      навыки в      соответствии с   программными

 требованиями, в том числе

     - знание основных художественных школ;

    - знание исторических периодов развития изобразительного искусства

       во взаимосвязи с другими видами искусств;

    -знание профессиональной терминологии;

     - знание основных работ мастеров изобразительного искусства;

     - знание закономерностей построения художественной формы и

       особенностей ее восприятия и воплощения;

    - умения  использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-

       выразительные возможности;

      -навыки последовательного осуществления работы по композиции;

      -наличие кругозора в области изобразительного искусства.

        13

                                                                                                                   

        ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                Приложение  3.        19

                             Аннотации к программам учебных предметов.

                          1. Аннотации на программу учебного предмета

                              «Живопись » (ПО.01.УП.01.)

       

  

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной и методической   литературы.

Целью предмета является:

-формирование комплекса умений и навыков в области изобразительного искусства,

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

Задачами   предмета являются:

           -формирование знаний классического художественного наследия, художественных школ;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

-знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

-знаний разнообразных техник живописи;

-знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

            - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,   позволяющих   в   дальнейшем   осваивать   профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

        В результате освоения предмета учащийся должен:

уметь:

         - видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной

среды;

         -  изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

           -пользоваться  основными техниками и материалами;

         -  последовательно  вести живописные работы;

          -  использовать изобразительно-выразительные возможности живописи;

          -раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

           - анализировать цветовой строй произведений живописи

          -  самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации 

             художественного замысла;              20

          знать:

     - классическое художественное  наследие, художественные школы;

      -  исторические периоды развития изобразительного искусства во взаимосвязи  с

        другими видами искусств;

     - профессиональную терминологию;

     - основные работы мастеров изобразительного искусства;

     -закономерности построения художественной формы и особенности ее

       восприятия и воплощения;

      -навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их

       материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

      - разнообразные техники живописи.

     

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Живопись»  при реализации программы  «Живопись» со сроком обучения 5 лет  составляет 495 часов, время изучения предмета 1-5 классы.

                              

                     2.. Аннотации на программу учебного предмета

                          «Рисунок » (ПО.01.УП.02.)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной и методической   литературы.

Цель предмета  :

-формирование комплекса умений и навыков в области изобразительного искусства,

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-   приобретение    художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

-освоение терминологии предмета «Рисунок»;

-приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

-формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;

-приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

                21

-   формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

В результате освоения предмета учащийся должен:

уметь:

- использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

-моделировать форму сложных предметов тоном;

-последовательно вести длительную постановку;

-рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

- принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

   знать:

   - классическое художественное  наследие, художественные школы;

   - исторические периоды развития изобразительного искусства во взаимосвязи  с

    другими видами искусств;

   -основные работы мастеров изобразительного искусства;

   - понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;

   - законы перспективы;

   - владения линией, штрихом, пятном;

    -навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

    -навыки передачи фактуры и материала предмета;

    -навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Рисунок » при       реализации программы « Живопись »  - 561час, время изучения предмета 1-5 классы.                                                                                                                                    

                        3. Аннотации на программу учебного предмета

                            «Композиция станковая» » (ПО.01.УП.03.)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной  и  методической литературы.

Цель  предмета :

-формирование комплекса умений и навыков в области изобразительного искусства,

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-   приобретение    художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету;  

Задачи :

-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

-последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

        22

-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

-изучение выразительных возможностей тона и цвета;

-развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

-обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

 -знание закономерностей построения художественной формы.

 В результате освоения предмета учащийся должен:

уметь:

- применять полученные знания о выразительных средствах композиции-ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте-в композиционных работах;

-находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

-уравновешивать основные композиции в листе;

-  грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;

- тонально выдержанно и колористически грамотно решать плоскость листа;

-  выражать идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна

- выявлять и подчеркивать форму цветом, тоном, фактурой;

 -владеть техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;

 -передавать стилистику, историческую достоверность деталей;

 -трансформировать и стилизовать заданную форму;

 -самостоятельного изучать  материальную культуру;

- анализировать схемы построения композиций великими художниками

  знать:

-принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способов его    применения для воплощения творческого замысла;

-основных элементов композиции;

-закономерностей построения художественной формы;

-навыки последовательной работы над композицией;

- понятия и термины, используемые при работе над композицией;

- навыки разработки сюжета;

- навыки использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;

 - навыки приобретения опыта работы над серией композиций.

 -навыки работы различными живописными и графическими техниками;

 -навыки применения визуальных эффектов в композиции;

 -навыки создания графической конструктивно-пространственной композиции с    архитектурными элементами.

Общая трудоемкость по предмету «Композиция станковая» при реализации программы

 «Живопись» при 5-летнем сроке  обучения составляет 924 часа. Из них: 363 часа -аудиторные занятия, 561 час - самостоятельная работа.

     

   

                  4. Аннотации на программу учебного предмета                  23

                            «Беседы об искусстве. »  (ПО.02.УП.01.)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной, методической и нотной литературы.

Цель:

  - формирование  комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах, жанрах, направленного на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждения интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачи:

-  развитие навыков восприятия искусства;

-развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства
с собственным жизненным опытом;

-формирование навыков восприятия художественного образа;

-знакомство с особенностями языка различных видов искусства;

-обучение специальной терминологии искусства;

-формирование первичных навыков анализа произведений
искусства.

 В результате освоения предмета учащийся должен:

   уметь: 

-владеть первичными навыками анализа произведений искусства;

-владеть навыками восприятия художественного образа;

-формировать навык логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

-формировать навык работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

-формировать эстетические нормы поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).

  знать:

-  особенности языка различных видов искусства:

-изобразительное   искусство   (графика,   живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кино, театр;  

-пространственные (пластические) виды искусства;

-народные ремесла, ремесла родного края;        

-синтетические (зрелищные) виды искусства.    Хореография.        

-искусство кино;

-искусство театра.

 
 Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Беседы об искусстве» при

        24

реализации программы  «Живопись» со сроком обучения 5 лет и с дополнительным годом обучения – 49,5 часа,  время изучения предмета 1класс .

                5. Аннотации на программу учебного предмета

                            « История изобразительного искусства» (ПО.02.УП.02)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной  и методической  литературы.

Цель:

  - формирование  комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах, жанрах, направленного на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждения интереса к  изобразительному искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачи:  

  -формирование  знаний основных этапов развития изобразительного искусства;

-формирование знаний основных понятий изобразительного искусства;

-формирование знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

-формирование умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

-формирование умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

-формирование навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

-формирование навыков анализа произведения изобразительного искусства.

 

В результате освоения предмета учащийся должен:

   уметь:

 -  выделять основные черты художественного стиля;

-выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

-в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

- выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства;

-проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
-анализировать творческие направления и творчество отдельного художника;

- анализировать произведение изобразительного искусства.

  знать:

 -  различные стили и направления искусства  различных эпох;

        25

 -  различные стили и направления искусства различных стран.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «История изобразительного

    искусства » при реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет-

  198часов, время изучения предмета 2-5 классы.

 

                           6. Аннотации на программу учебного предмета

                            « Пленэр » (ПО.03.УП.01.)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4.Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего,

промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной  и методической литературы.

Цель:

  -  формирование комплекса первоначальных знаний и умений о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения.

Задачи:

-формирование комплекса  знаний об особенностях пленэрного освещения;              

-развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

-приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;

- формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры;

-знания о закономерностях построения художественной  формы, особенностях её восприятия и воплощения;

-знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, равновесия, плановости;

-умение передавать настроение ,состояние в колористическом решении пейзажа;

-умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

-умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над  композиционными эскизами;

-навыки  восприятия  натуры  в  естественной  природной  среде;                                    --навыки передачи световоздушной  среды;

-навыки  техники  работы  над  жанровым  эскизом  с  подробной проработкой  деталей.

 

В результате освоения предмета учащийся должен:

   уметь:

  -  применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;

- передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

        26

 -сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами.

 

   знать:

  - навыки способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры;

  -законы линейной перспективы, равновесия, плавности;

  -навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

  -навыки передачи световоздушной перспективы;
 - навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету « ПЛЕНЭР»     при реализации программы  « Живопись» со сроком обучения 5 лет -112 часов,  время изучения предмета 2-5 классы.

 

                                  7. Аннотации на программу учебного предмета

                                              «Лепка » (В.ОО.В.01.УП.01.)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной  и методической литературы.

Цель предмета:                                            

- выявление одарённых детей в области изобразительного искусства;                                     - формирование   комплекса первоначальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества;

   Задачами предмета являются:

- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами( стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина,пластилин, солёное тесто, пластика – масса);                                                                                                                            - знакомство со способами лепки простейших форм и предметов;                                            - формирование понятий «скульптура», «объёмность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;                                                                                                                                   - формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции. форму;                                                                                                                                                - формирование умения передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности предметов;                                                                                                                  - формирование умения работать с натуры и по памяти;                                                              - формирование умения применять технические приёмы лепки рельефа и росписи;               - формирование конструктивного и пластического способов лепки;

          В результате освоения предмета учащийся должен:

знать:

        27

- понятие «скульптура», «объёмность»,  «пропорция», «характер предмета», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;                         - оборудование, пластические материалы;

уметь:

- наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции, форму;                                         - передавать массу, объём, характерные особенности предметов;                                              -  работать с натуры и по памяти;                                                                                                    - применять технические приёмы лепки рельефа и росписи;                                                      - применять конструктивные и пластические способы лепки.

 Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Лепка»    при реализации программы  « Живопись» со сроком обучения 5 лет - 99 часов ,время изучения предмета

 1-3 классы.

         

                     8. Аннотации на программу учебного предмета

                                 «Прикладное творчество » (В.ОО.В.02.УП.02.)

Структура программы;

1 Цель и задачи предмета.

2.Требования к уровню освоения содержания предмета.

3. Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.

4. Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускного экзамена.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.

6. материально-техническое обеспечение предмета.

7. Методические рекомендации преподавателям.

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

9. Перечень основной  учебной  и методической литературы.

Цель  предмета :

- выявление одарённых детей в области изобразительного искусства ;                                     -формирование  комплекса первоначальных знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества.                                                                                        – формирование понимания художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной

Задачами  предмета  являются:

-обучение основам художественной грамоты;                                                                                 - формирование стойкого интереса к художественной деятельности;                                         - овладение различными техниками декоративно – прикладного творчества и основами художественного мастерства;                                                                                                          - обучение практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно – прикладного творчества;                                                                                                                  - обучение приёмам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;                                                                                                                  -  обучение творчески использовать полученные умения и практические навыки;                  - обучение планированию последовательности выполнения действий и осуществление контроля на различных этапах выполнения работы;

-пробуждение интереса к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству;      - раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребёнка;               - формирование творческого отношения к художественной деятельности;                               - развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;         28                - приобщение к народным традициям;                                                                                            - воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества;

    В  результате  освоения  предмета  учащийся должен:

Уметь:                                                                                                                                               - работать с различными материалами;                                                                                       - работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;           - изготавливать игрушки из  различных материалов;                                                                   - заполнять объёмные формы узором;                                                                                           - ритмически заполнять поверхность;                                                                                           - выполнять объёмно – декоративные работы рельефного изображения;                                  знать:                                                                                                                                                 - понятия «декоративно – прикладное искусство», «художественные промыслы»;                 - различные виды техник декоративно – прикладной деятельности.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету « Прикладное творчество»    при реализации программы  « Живопись» со сроком обучения 5 лет -165 часов,время

 изучения предмета 1-5 классы.

 

 

         

-