коррекционная программа по профилактики агрессивного поведения детей дошкольного образования
Почти в каждой группе детского сада, в семье встречается хотябы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»Детский сад «Сказка№8»
Коррекционная программа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста
"Будем дружить"
Выполнила: Клещерева Екатерина Ивановна педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад№8 «Сказка», п. Майский
Майский 2014
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности…………………………3
1.2 Цель и задачи программы……………………………………………………4
1.3 Отличительные особенности данной программы………………………….6
1.4 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы………….6
1.5 Сроки реализации программы……………………………………………….6
- Принципы………………………………………………………………………7
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…..7
- Формы подведения итогов реализации программы……………………….8
2.Планировани…………………………………………………………………….9
3. Содержание программы………………………………………………………13
4. Методическое обеспечение ………………………………………………….16
5.Список литературы…………………………………………………………….18
6.Приложение…………………………………………………………………….19
1. Пояснительная записка
- Актуальность проблемы детской агрессивности
Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.
Родителям и педагогам не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
Рассмотрим более подробно особенности проявления агрессивности у детей в старшем дошкольном возрасте.
Но, прежде, необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей .
Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению (т, е. в готовности с позиции определённых установок воспринимать, интерпретировать происходящее и воздействовать на него)
Виды агрессии:
- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
- прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
- косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу)
- инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели
- враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- скандалы в семье
- применение физической силы во время семейных ссор (драки)
- грубое, жестокое обращение с ребенком
- привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
- просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
- Отказывается от коллективной игры.
- Слишком говорлив.
- Чрезмерно подвижен.
- Не понимает чувств и переживаний других детей
Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционной - развивающей программы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель данной программы: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи:
- Снизит уровень агрессивности и тревожности;
- Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
- Обучить анализу своего внутреннего состояния;
- Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
1.3 Отличительные особенности данной программы
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.Н. Леонтьев). Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д.Б. Эльконин и др.).
1.4 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Также может использоваться для младшего школьного возраста.
1.5 Сроки реализации программы
Коррекционно-развивающая программа включает в себя 15 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут 1 раз в неделю в течение 4-х месяцев. Занятия проводятся по подгруппам до 10-ти человек.
1.6 Принципы
- Ценностно-ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.
- Принцип активности и свободы самовыражения ребенка
- постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции. - Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
- Системность организации психики ребенка: развитие
эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон
возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение). - Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства — учет интересов детей, определенных их возрастом
- Поэтапность педагогической работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.
- Принцип свободного участия: если упражнения интересные, занимательные, их будут выполнять дети.
- Принцип взаимного уважения: не допускается унижение ребенка.
- Принцип осознанности: пока то или иное действие, процесс и т. п. не будут осознаны ребенком, он не сможет реализовать их на практике.
- Принцип рефлексии: для актуализации полученных
знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.
1.7 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.
Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции:
- Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- Преобладание положительных эмоций;
- Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
- Изменение характера детских рисунков.
- Формы подведения итогов реализации программы
- словесные и подвижные игры на взаимодействие;
- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- психогимнастика (имитационные игры);
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- телесно-ориентированная терапия;
- сказкотерапия;
- метафорические этюды-релаксации;
- беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- релаксация;
- функциональная музыка;
2.Планирование
Тематический план реализации программы
№ | Тема | Цель | Дидактический материал | Сроки |
1 | Наше | Познакомить детей с | Плакат «3 | 1-я неделя |
2 | Волшебные | Знакомство детей с добрыми | Золотой сундучок, | 2-я неделя |
3 | Злость. | Знакомство с чувством злости, | Пиктограмма с | 3-я неделя |
4 | Как | Познакомить детей со | Клубочек ниток, | 4-я неделя |
5 | Конфликтные | Учить детей анализировать | Фишки красного и | 1-я неделя |
6 | Прощение. | Учить детей | Фотографии двух девочек, музыкальный диск, карандаши, бумага. | 2-я неделя |
7 | Наши | Побудить стеснительных | Разные камушки. | 3-я неделя |
8 | Какой я? | Расширение представления о | Иллюстрации или | 4-я неделя |
9 | Страх. | Учить детей узнавать чувство | Иллюстрация к | 2-я неделя |
10 | Страх 2. | Преодоление неуверенности в | Игрушки Зайчик, | 3-я неделя |
11 | Неуверенность. | Преодоление неуверенности, | Картинки с | 4-я неделя |
12 | Дружба. | Закреплять знания правил | Фотография двух | 1-я неделя |
13 | Настоящий друг. | Учить правилам дружбы, | Камушек, доска, | 2-я неделя |
14 | Послушание. | Дать детям представление о | Диск с музыкой, | 3-я неделя |
15 | Чашка | Осознание понятия доброты. | «Волшебный | 4-я неделя |
3 Содержание программы
Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать следующую последовательность этапов:
I-й этап – диагностический.
Цель: изучение уровня агрессивности у детей.
Диагностика:
- Анкетирование родителей.
- Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
- Тест «Рука».
- Проективная методика «Несуществующее животное».
II-й этап – информационный.
Цель: информирование и консультация родителей и педагогов образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в развитии детей и необходимости психокоррекционной работы.
III-й этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция детской агрессивности.
IV-й этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1.Вводная часть:
Приветствие. Создание благоприятной атмосферы. Освобождение от телесных зажимов.
2.Основная часть.
Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Выработка и тренировка навыков общения и взаимодействия с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.). Целью этого блока упражнений является повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.
3.Завершающий этап.
Отслеживание настроения детей в конце занятий. Анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывание детей.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех у каждого ребенка.
- Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
- Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию.
Модули:
- Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого.
- Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью.
- Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Разработанная коррекционно-развивающая программа позволяет психологам в условиях детского сада целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить эффективную коррекцию.
Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа способствует снижению уровня агрессивного поведения.
4 Методическое обеспечение
В программу включены следующие диагностические методы:
1.наблюдение;
2.анкетирование;
3.психологическое тестирование.
Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребенка занятия предусматривают рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуаций успеха и ощущения удовольствия. Слушание приятной музыки или использование веселых детских песен способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Взаимодействие с родителями.
Правила общения с агрессивными детьми:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- .Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- .Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Взаимодействие с воспитателями.
Напомнить о стилях воспитания, развивать у детей эмпатию, сопереживание к другим через театральную деятельность, прочтение книг. Необходимые игры с такими детьми: «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Рубка дров», «Каратист», «Боксер» и т.д.
Взаимодействие с физинструктором.
Развивать двигательную активность, устраивать соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее побежит». Прыжки на скакалке, различные эстафеты.
5. Список литературы
1.Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
2. Осеева В. «Волшебное слово»
3. Муур Л. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
4. Осеева В. «Синие листья»
5. Максвелл А. «Вечерние рассказы»
6.Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.