Внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Разработки внеклассных мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс знатоков пословиц и поговорок
Цель.
- Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.
- Развитие творческих способностей и интереса к предмету.
- Воспитывать умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело.
Ход мероприятия.
- Конкурс представления команд: ребята должны обосновать название команды и продемонстрировать эмблему.
- Разминка.
А). Занимательные вопросы (поочередно задаются каждой команде).
- Что у цапли впереди, а у зайца позади?
- Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
- В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз?
- Что общего у дня и ночи?
Б). Речевые ситуации. Как правильно?
- Кто последний или крайний?
- Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
- Вы сходите на следующей остановке или выходите?
- Я кладу или я ложу?
В). Знатоки ударений.
- агент - мельком
- гусеница - мусоропровод
- торты - вахтер
- балуюсь - щавель
- комбайнер - силос
- тефтели - квартал
Слова записаны на доске, приглашаются по одному представителю команды.
- Основная часть конкурса.
А). По очереди ребята называют пословицы, в которых есть числительное «один». Пример: «один в поле не воин», «один с сошкой, семеро с ложкой» и т. д.
Б). Команды представляют задания, которые готовили заранее. Первая команда – пословицы о труде, вторая – о дружбе. Побеждает команда, подобравшая большее количество пословиц.
В). Конкурс «составь пословицу». Ребятам раздаются карточки, в которых вперемешку даны начало и окончание пословиц. Задача – составить пословицы в максимально короткое время. Пример (карточки разного цвета для начала и конца пословиц).
1 карточка – «поспешишь», 2 карточка – «людей насмешишь»
не спеши языком, торопись делом
ум хорошо, а два лучше
не сиди сложа руки – так и не будет скуки
скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
семь раз пример, а один отрежь
скучен день до вечера, коли делать нечего
каков мастер, такова и работа
терпение и труд все перетрут
старый друг лучше новых двух
все за одного, один за всех
учение – свет, а неученье – тьма
в гостях хорошо, а дома лучше
взялся за гуж, не говори, что не дюж
готовь сани летом, а телегу зимой
капля по капле и камень долбит
не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
что посеешь, то и пожнешь
маленькое дело лучше большого безделья
без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Г). Конкур «узнай пословицу». Команды отвечают поочередно.
- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?
(Узнать, почем фунт лиха).
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
(За словом в карман не полезет).
- Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту?
(Положить зубы на полку).
- Когда из-за плевка можно умереть от жажды?
(Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
- Какая поговорка говорит о событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?
(После дождичка в четверг).
- О какой пословице вспоминают, когда ходят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?
(Ранняя птичка носик прочищает – поздняя глаза продирает).
Д). Конкурс «антонимы в пословицах». За две минуты участники команд должны вспомнить наибольшее количество пословиц, в которых есть антонимы. Пример: «тише едешь – дальше будешь».
Е). Конкурс «перевертыши». Слова в пословицах заменяются на противоположные по смыслу. Ребята должны узнать пословицу.
Примеры.
- Безделье ленивого любит – дело мастера боится.
- Дед на автомобиль – мотору труднее. – Баба с возу – кобыле легче.
- Перед заключением мира руками размахивают. – После драки кулаками не машут.
- В руках есть ложь. – В ногах правды нет
- Начал безделье, возвращайся трусливо. – Кончил дело – гуляй смело.
- Лысина – уродство мужчин. Коса – девичья краса.
- Весела ночь до утра, если есть, что делать. – Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ж). Пословицы народов мира. Приводятся примеры пословиц народов мира, а ребята должны найти русское соответствие.
Примеры.
- Дагестанская. Торопливым людям не хватает мудрости. – Поспешишь – людей насмешишь.
- Украинская. И живи до старости, и учись до старости. – Век живи – век учись.
- Киргизская. Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. – Что посеешь, то и пожнешь.
- Малайская. Кончил шить – оборвал нить. – Сделал дело – гуляй смело.
И). Конкурс капитанов «слуги разбежались».
Капитанам команд предлагается разрезанная карточка с текстом пословицы. Побеждает капитан, первый составивший пословицу.
Первый капитан: Ведь пословица недаром молвится.
Второй капитан: Грамоте учиться – всегда пригодится.
Л). Домашнее задание. Этот конкурс состоит из двух частей. Первая часть – ребята заранее готовят рисунки, на которых изображен сюжет пословицы. Команда соперников должна узнать эту половицу. Каждая команда готовит по три рисунка.
Вторая часть – ребята заранее готовят рассказ, в который включено как можно больше пословиц. Побеждает команда, у которой интереснее сюжет рассказа и включено большее количество пословиц.
- Подведение итогов и награждение участников.
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по повести Н. В. Гоголя
"Ночь перед Рождеством"для учащихся 5 - 6 классов
Цели:
- проверить знания учащихся по изученному произведению;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся;
- прививать интерес к изучению произведений классической литературы.
1. Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)
2. Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)
3. Что спрятал чёрт в карман? (Месяц)
4. Куда ведьма собирала звёзды? (В рукав)
5. Как ведьма и чёрт попали в хату? (Через трубу)
6. За что невзлюбил чёрт Вакулу? (Потому что кузнец живописно изобразил его на церковной картине)
7. Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)
8. Сколько Солоха спрятала гостей мешке? (4)
9. Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)
10. Местное питейное заведение? (Шинок )
11. Название блюда, на которое дьяк приглашал гостей? (Кутья)
12. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью)
13. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей черевички)
14. Кому принадлежат слова: "Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами"?
15. Что ел Пацюк, кроме галушек? (Вареники)
16. Куда отправился Вакула за черевичками? (В Петербург)
17. Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург. (Чёрт)
18. С кем Вакула пошёл к царице? (С запорожцами)
19. На каком транспорте приехал Вакула во дворец? (В карете)
20. Как запорожцы называли царицу? (Мамо)
21. Где сидел черт на приеме у царицы (В кармане Вакулы.)
22. Как кузнец "отблагодарил" чёрта? (Отвесил три удара хворостиной)
23. Чем Чуб бил кузнеца Вакулу? (Нагайка )
24. Какой подарок принёс Вакула Чубу? (« …новёхонькую шапку и пояс, какого не видано было на всём селе»…)
О каком литературном герое идёт речь?
1. Ей от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровать к себе самых степенных казаков…(Солоха)
2. …Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру… (Пацюк)
3. …Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. (Чёрт)
4. …Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. (Оксана)
5. …В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. (Чуб)
6. Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь ещё можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. (Вакула).
7. Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)
8. Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)
9. Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)
10. Тут ... увидел стоявшую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе всё и мог только принадлежать одной женщине.
( Екатерина II , царица )