Методическая работа
На данной странице располагается материал по методической работе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской и проектной деятельности в учреждении дополнительного образования: проблемы и способы их решения
(из опыта работы БОУ ДО города Омска «Дом творчества «Кировский»)
Детство – пора жизни, имеющая самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении одарённых, талантливых детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь виды занятий соответствовали бы их способностям.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения с учётом индивидуальных наклонностей.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – одно из направлений работы БОУ ДО г. Омска «ДТ «Кировский». На протяжении многих лет педагоги дополнительного образования, организуя учебно-исследовательскую и проектную деятельность, становятся организаторами познавательной деятельности учащихся, результатом которой становятся успехи и достижения детей (победители лауреаты, участники городских и всероссийских конференций).
Среди задач, над реализацией которых работает наш коллектив, можно выделить следующие:
- формирование активной позиции учащихся к самостоятельному поиску знаний;
- развитие познавательного интереса учащихся, желания открывать для себя что-то новое;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации проекта «Через тернии к звёздам»; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- активизация творческого потенциала педагогов через взаимообогащение опытом;
- формирование сообщества педагогов для обучения проектной и исследовательской деятельности в рамках действующего методического объединения.
Проект “Через тернии к звёздам” задуман в целях интеллектуально-творческого развития учащихся через организацию интеллектуальной проектной и исследовательской деятельности. В рамках проекта проходят интеллектуальные, творческие конкурсы, а также конференции.
С целью создания условий для активного включения педагогов и их учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность организована работа методического объединения педагогов ДТ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью с детьми.
В рамках работы методического объединения педагоги выявили ряд проблем и определили шаги для их решения.
Одной из проблем явилась низкая мотивация детей к исследованию. Многие учащиеся считают исследовательскую деятельность сложной и непонятной. Для решения данной проблемы решено было систематизировать учебно-исследовательскую деятельность. Был составлен примерный план работы на год, в котором заложены занятия теоретические и практические. Учащиеся не только постигают теоретические основы исследования, но и включаются в практическую деятельность, проводя опыты, эксперименты, наблюдения.
Второй проблемой стала сама организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в детском коллективе. Для её решения было организовано методическое объединение педагогов, занимающихся подобной деятельностью. Составлен план работы на год.
В рамках работы МО проведены семинары-практикумы, представлен опыт работы педагогов учреждения.
***
Из опыта работы
педагога дополнительного образования
Винник Е. В.
Одним из модулей образовательной программы «Познаём, творим, исследуем» является модуль «Юный исследователь», который предназначен для обучающихся 7-11 лет, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью.
Содержание модуля направлено на формирование оргдеятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. А также на занятиях формируются креативные качества: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие собственного мнения, коммуникативных качеств.
Очень важной в организации исследовательской работы является индивидуальная работа педагога с учащимся, основанная на личностном подходе, сотрудничестве и сотворчестве.
Вначале работаем по тетради А. И. Савенкова «Я – исследователь». Дети имеют возможность самостоятельно определять цели, задачи, методы исследования и др.
Решаем проблемные задачи с применением различных методов: анкетирования, опыта, наблюдения, эксперимента.
Часто тема для исследования зарождается в ходе решения различных задач.
Работая по плану, учащиеся «проживают» каждый этап исследования.
Самым сложным является подбор необходимой литературы и её анализ. На данном этапе подключаются родители и педагог, т. к. без помощи взрослого ребёнку сложно ориентироваться в большом количестве источников информации.
А вот на этапе практической работы дети больше проявляют самостоятельности и креативности. Тут, самое главное, направлять ребёнка к цели исследования, поддерживать его.
Если цель и задачи исследования, как правило, учащийся формулирует совместно со взрослыми, то выводы старается делать самостоятельно.
Большое внимание уделяем оформлению работы. У каждого ребёнка есть памятка по оформлению работы и подготовке к публичному выступлению. Памятку составляем совместно на занятиях.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся на этапе определения темы работы. И в ходе проведения исследования придерживаются данных критериев.
Всегда готовимся к публичной защите работы: вначале выступаем на занятии, потом – перед родителями или ребятами других групп и только после этого выходим на конкурс.
Ежегодно ребята становятся лауреатами и победителями городских и всероссийских конкурсов. В 2015-2016 году – 2 лауреата и 6 участников городского конкурса и 11 победителей всероссийского конкурса.
Но главный результат – это приобретение проектных и исследовательских навыков, повышение мотивации к исследовательской и проектной деятельности.
***
Из опыта работы организации
учебно-исследовательской деятельности
в детском объединении «Юный эколог»
педагога дополнительного образования Астафьевой Г.Н.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста и считаю, что именно в этом возрасте дети - это неутомимые, прирожденные и старательные исследователи.
На первом этапе, стараюсь выявить группу детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, при этом немаловажное значение имеет помощь и поддержка родителей в исследовательском поиске. Без поддержки взрослых ребенку будет трудно справиться с этой работой. Но помощь должна быть деликатной, должна носить лишь направляющую функцию.
Предоставляю возможность детям самим выбрать интересную для них тему исследования. Из личного опыта знаю, что процесс работы над исследованием будет успешнее, если будут значимыми для ребёнка его цель и результат.
При выборе темы исследования важно, чтобы работа не была долгосрочной, а предполагала быстрый, наглядный и яркий результат.
Чаще мы работаем группами по 2-3 человека над одним исследованием, но если ребенок желает работать индивидуально, это приветствуется.
На втором этапе исследовательской деятельности мы актуализируем проблему. Цель этого этапа выявить проблему и определить направления будущего исследования.
Третий этап исследования это постановка целей и задач, определение предмета и объекта исследования. Здесь, конечно, идет совместная работа педагога и детей.
Затем идет этап выявления и систематизации подходов к решению задач: мы выбираем методы исследования.
А далее идет организация самого исследования. Стараюсь как можно больше предоставить самостоятельности детям, чтобы они в полной мере почувствовали себя настоящими исследователями, поработали над сбором и обработкой информации, над постановкой экспериментов, попытались проанализировать и обобщить полученный материал.
И, конечно, важным этапом исследовательской деятельности является публичная презентация результатов своей работы. Совместно с педагогом и родителями дети готовят доклад, презентацию к выступлению.
Своё выступление дети несколько раз репетируют в объединении. Затем выступают на конференции «Почемучка».
Я считаю очень важным тот факт, что в процессе исследовательской деятельности у ребенка формируется активная позиция к процессу обучения и развиваются исследовательские компетенции.
***
Из опыта работы педагога дополнительного образования Н. И. Рожкова
(Театр – студия русской народной и авторской сказки «Завалинка»)
Организация проектной деятельности
Для развития творческой активности учащихся в театре – студии «Завалинка» используются различные технологии. Одной из наиболее перспективных и результативных является технология «Проектной и исследовательской деятельности, поскольку данные виды деятельности ориентированы на познавательную активность учащихся и, как правило, имеют опережающий характер обучения.
Главная цель проектной деятельности заключается в формировании самостоятельной поисковой, исследовательской позиции. Проектная деятельность реализуется в три основных этапа.
На подготовительном этапе выбирается тема, определяются участники, распределяются задания, определяется проблематика выбранной темы. Проблема, лежащая в основе проекта, должна быть сформулирована руководителем и учащимися в соответствии со своим объемом знаний на доступном уровне сложности и адекватности.
Практический или информационный этап заключается в сборе, обработке материалов и представление участниками информационного материала по проблематике проекта, разработке окончательного вида проекта и его реализации.
Презентационный этап завершает проект выступлением группы и обсуждением результатов работы в целом.
Такая последовательность предполагает целостное восприятие учениками всего рабочего процесса, что является необходимым условием обучения. А знание и понимание структуры проектной деятельности в дальнейшем может лечь в основу индивидуальной стратегии учащегося в учебном процессе.
В ходе работы учащиеся обучаются писать сценарии спектаклей, анализировать и обобщать информацию, создавать спектакли и выступать с ними перед зрителями.
Алгоритм работы над проектом.
- Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
- Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком в костюмах.
- Уточнение темпоритма спектакля.
- Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
- Премьера спектакля.
- Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
- Повторные показы спектакля
Проекты, реализованные за три года работы:
- Новогодние забавы «Коза - Дереза и Дед Мороз».
- Сказка - урок по противопожарной безопасности «Как Емеля пожарное дело изучал».
- Спектакль - воспоминание «В лесу прифронтовом».
- Сказка-поздравление к Дню учителя «Скатерть-самобранка».
- Спектакль - концерт «Русский разгуляй».
- Новогодний спектакль «Семь Морозов».
- Спектакль «Про Красную Шапочку и Серого Волка».
- Инсценировка по книге Г.Остера «Вредные советы».
- Сказка - беседа «Царевна-Лягушка». •
- Литературно-музыкальная композиция к 70 летию Великой Победы «Поклонимся великим тем годам...».
- Сказка - импровизация « Про Деда, Бабку и Репку».
- Дворовый спектакль «Замарашка».
- Спектакль - игра «Новый год на лесной полянке».
- Спектакль – презентация театра «Окрошка»
- Мини - спектакль «Волк и семеро козлят».
- Спектакль - агитплакат «Будь здоров без докторов!»
***
Подводя итоги, нужно отметить, что обучение исследовательским и проектным умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне.
Само исследование или проектирование должно быть посильным, интересным и полезным.
Педагог должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской и проектной работе.
Проектная и исследовательская деятельность в рамках кружковой работы дает возможность учащимся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Винник Е. В.
Астафьева Г. Н.
Рожкова Н. И.