Материалы зарубежной стажировки
Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления
Результаты прохождения стажировки можно разделить на три основных блока:
· теоретические знания о системе профессионального образования в Австрии, полученные на лекциях института содействия развитию экономики (ВИФИ) Австрийской федеральной палаты экономики;
· сведения, полученные в результате посещения учебных заведений Вены, Пёхларна и Вельса;
· общее представление об использовании развивающих методик обучения, полученное на семинарских занятиях «Преподавание и учеба: средства и методы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obrazovaniya_avstrii_-_metodika_raboty_s_gruppoy.docx | 1.39 МБ |
lektsiya_1.docx | 2.86 МБ |
lektsiya_2.docx | 204.77 КБ |
lektsiya_3.docx | 821.85 КБ |
lektsiya_4.docx | 19.58 КБ |
lektsiya_5.docx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Из отчета о зарубежной стажировке
в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Образовательная программа: Управление в сфере образования/Управление в сфере здравоохранения
Слушатель: Н.Г. Харитонкина
Страна стажировки: Австрия
Москва, 2011
Переводы лекций в ВИФИ
Г-н Курт Шмид, сотрудник института Австрийской экономики по исследованию вопросов квалификации и обучения.
Лекция «Австрийская образовательная система в сопоставлении с другими странами ЕС».
(в основном отвечал на вопросы, сопоставить статистику не успели)
Курт 13 лет работает в сфере научного исследования образования в институте экономики. Занимается вопросами среднего и начального профильного образования, обучением школьников на предприятиях.
Девятилетнее обязательное образование с 6 лет. Городские дети посещают предшколы и детсады, но нет единой системы для детей 4-5 лет. С 5 лет дошкольный класс бесплатный и обязательный для всех.
Дети до 3 лет практически не организованы. В каждой Земле по-своему. Есть муниципальные учреждения, есть частные, но это очень дорого.
В начальной школе 90% учебных планов одинаковы во всех школах. С 10 лет делается выбор между образовательными учреждениями различного типа. Поступление на основании баллов, полученных в начальной школе. В сельских школах только 30% идут в гимназию, в городских 50% на 50%. С 9 класса 80% учащихся посещают профессиональные средние учебные заведения. Образовательный путь обычно передается по наследству. Есть статистика, что в семьях с высшим образованием только 80% детей получают высшее образование. В настоящее время в Австрии низкая доля людей с высшим образованием.
Вступительных экзаменов на III образовательную ступень нет, обучение бесплатно. Принимают всех, но строгий отсев после 1 курса. Школа не отвечает за тех, кто не продолжил образование. Единого экзамена нет.
*после этой лекции группа поняла, что время спикеров строго регламентировано, и если задавать много вопросов, будет потеряна возможность получить информацию. В дальнейшем группа старалась больше слушать и меньше спрашивать. Вопросы задавали только в конце лекции, если оставался резерв времени.
Предварительный просмотр:
Из отчета о зарубежной стажировке
в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Образовательная программа: Управление в сфере образования/Управление в сфере здравоохранения
Слушатель: Н.Г. Харитонкина
Страна стажировки: Австрия
Москва, 2011
Переводы лекций в ВИФИ
Фредерике Сёзен, отдел образовательной политики Федеральной палаты экономики Австрии.
Лекция «Удостоверение предпринимателя – средство обучения предпринимательству в школах».
В 2004 году был разработан план ЕС, по результатам выполнения которого Европа должна была стать предпринимательским союзом.
Ключевые компетенции, которые необходимо освоить, чтобы получить сертификат предпринимателя:
- Говорить на своем языке.
- Говорить на 2-3 иностранных языках.
- Знания по математике и основным естественнонаучным дисциплинам.
- Компьютерная грамотность.
- Умение учиться.
- Социальность и гражданская грамотность.
- Предпринимательская компетентность (разработка идеи, способность к планированию, способность к действию, готовность к рискам).
- Общекультурные навыки.
Несколько фактов:
- Программа основана в 2004 году, разработана палатой экономики.
- Сертификат международного уровня.
- В 2006 в Осло программа награждена за лучший практический пример образовательной программы.
- В 2011 Президент европейской Палаты Министров признал программу лучшим примером для развития предпринимательства.
Цель программы: получить знания о предпринимательстве в широких масштабах; сохранить высокое качество знаний при помощи сравнительной системы тестирования.
Обучение состоит из 4 модулей.
К 2011 году 26 700 учеников Австрии получили этот сертификат. В Германии программа реализуется с 2007, к 2011 выдано более 20 000 сертификатов. С 2010 программа реализуется в Косово, Албании, Франции (крупномасштабно), Эфиопии, Мали; с 2011 пилотные проекты запущены в Польше, Сербии, Чешской республике; идут переговоры с Грецией, Египтом, Афганистаном, Оман, Гана, Россией.
Выгода от получения сертификата для предприятий.
- Для отдельных предприятий – это особый рейтинг.
- Компьютерное тестирование позволяет объективно сравнивать квалификационный уровень работников.
- Обладатели сертификатов обладают повышенной мотивацией к работе.
- Обладатели сертификатов интенсивно работают над собой, повышают свою квалификацию.
Выгода для школ.
- Рейтинг среди конкурирующих школ.
- Поддержание контингента в условиях демографической ямы.
- Программу можно адаптировать под любой предмет (география и т.д.)
- Школы повышают квалификацию своих учителей.
- Программу можно осваивать как очно, так и дистанционно.
Польза для учеников.
- Обладатели сертификатов – предприниматели будущего.
- Развивают в себе предприимчивость.
- Получают возможность открыть своё дело, работать самостоятельно.
- Выпускники знают, как функционирует предприятие, как составить бизнес-план, посчитать налоги, обладают широкой палитрой знаний.
- Выпускник легче включается в новый бизнес.
- модуль А – 8 класс (с 14 лет, можно начинать в любом возрасте)
Количество часов от 10 до 20 (зависит от того, очно будут проходить занятия или заочно).
Фундаментальные экономические знания.
- отношения на рынке труда;
- как функционирует экономика, денежный кругооборот;
- различные области деловой активности;
- как разработать идею и перейти к продукту;
- управление рынком;
- что значит быть руководителем.
Есть стандартизированная программа по каждому модулю.
- модуль В + модуль С – 9 класс.
В модуле В: 15-25 часов:
- основные знания о составлении национального бюджета, ситуация в Европе;
- насколько хороша наша экономика;
- стоимость денег;
- бюджеты и национальное составление бюджета;
- как управляют страной;
- глобальный деловой контекст;
- ситуация в центре Европы;
- новые международные требования.
В модуле С: 20-30 часов;
Знания об администрации бизнеса (как буду финансировать, законы, налогообложение, техника переговоров).
- модуль UP – 10 класс.
В модуле UP: 30-55 часов.
Углубленные знания и специализированный экзамен, дающий право открывать собственный бизнес (как водительские права).
После каждого модуля надо сдать экзамен. Есть пробные тесты в Интернете для подготовки. После подготовки подается заявление на экзамен. После модулей А, В и С экзамен проводится через Интернет. После модуля UP экзамен принимает приемная комиссия (как на аттестат зрелости). Экзамен принимают независимые специалисты, которые не вели занятий. Каждый экзамен стоит 25€. Сам курс бесплатный, так как включается в общий учебный план. Сейчас 35% гимназий Австрии охвачено этой программой. В каждой стране есть центр по распространению этой программы (в России пока нет). Программа адаптируется под ту страну, где она проводится. Страна платит 300 000 €. В Европе платит ЕС.
Предварительный просмотр:
Из отчета о зарубежной стажировке
в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Образовательная программа: Управление в сфере образования/Управление в сфере здравоохранения
Слушатель: Н.Г. Харитонкина
Страна стажировки: Австрия
Москва, 2011
Переводы лекций в ВИФИ
Д-р Карл Вичорек, Федеральное министерство по вопросам экономики, семьи и молодежи, отделение Предпринимательская политика. Лекция «Профессиональное обучение и профессиональная подготовка в дуальной системе – роль государственных и частных организаторов системы».
В отличие от других форм профессионального образования при этой системе учащиеся 80% времени проводят на предприятии. Ученики помогают на производстве или в сфере услуг, работая на самом современном оборудовании. Заключается договор между предприятием, учеником и его родителями. Регламент учебной программы определяется Министерством экономики Австрии.
К воспитанию молодежи подключаются социальные партнеры (палата экономики, профсоюзы, палата рабочих). Они обеспечивают качество обучения.
Предприятие должно получить специальное разрешение на обучение подростков. Надо подать заявление в отдел Палаты экономики Австрии, по которому формируется комиссия, которая проверяет предприятие на пригодность к обучению детей. Проверяется техническая оснащенность, количество сотрудников, обладающих педагогическими способностями. Эти сотрудники (инструктора-наставники) получают соответствующую квалификацию на курсах (40 часов, содержание отличается от подготовки вузов), сдают экзамен на звание «мастер». Курсы предлагают на добровольной основе, но сейчас ведется разговор об обязательных курсах для мастеров. При этом предприятие должно будет предоставлять отпуск, есть риск, что предприятие откажется от дуальной системы. Предприятие, работающее по дуальной системе, имеет льготы по налогам.
40% молодых людей в возрасте 15 лет выбирают профессию. Ученики самостоятельно должны найти для себя обучающее предприятие в 9 классе. Чаще это предприятие, где работают родители или родственники ребят. В сельской местности выбор сделать проще - это просто то крупное предприятие, которое там находится. Крупные предприятия проводят собеседование. Ученики должны продемонстрировать свою профессиональную пригодность.
Проблема дуальной системы обучения: недостаточный уровень основных компетенций учеников: слабые знания немецкого языка (письмо и чтение). Первой причиной считают жесткую конкуренцию на протяжении последних 20 лет с полными и неполными профессиональными учреждениями. Второй – демографическую яму.
Тем не менее, профессиональная система оправдывает себя. Посещение профессиональных школ обязательно. Если нет нужного профиля, ездят в другой город, домой возвращаются только на субботу-воскресение. На обучение в день отводится столько же часов, сколько и на работу на производстве: 8 часов вдень. Получают месячную зарплату. Размер зарплаты оговаривается в коллективном договоре с предприятием. В торговле эта сумма меньше, чем на металлургическом предприятии. Суммы колеблются от 250 € в месяц до 1000.
Статистическая информация:
- на конец 2010 года 129 899 учеников обучаются на предприятии;
- 37 564 обучающих предприятий;
- 226 учебных профессий. Актуальная тенденция – модульные учебные профессии. Можно получить специальность металлообработка, электротехника и т.д., а можно в комплексе: общие знания о металлообработке, несколько смежных профессий.
Обучение на предприятии финансируется самими предприятиями. Это вознаграждения учеников и зарплата инструкторов. Размер зарплаты зафиксирован в трудовом договоре, увеличивается со стажем и доходит до 80% зарплаты работника.
Льготы, предоставляемые предприятиям:
- не обязаны платить медицинские страховки и страхование от несчастных случаев;
- в год трехмесячную зарплату учеников получают обратно от государства (за дни, когда дети учатся в школе).
В конце обучения ученик должен сдать квалификационный экзамен. Этот документ дает больше шансов в поиске рабочего места. В 18 лет можно сдать экзамен на звание мастера производства, после которого можно открывать своё предприятие.