Конкурсное задание на "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017": "Методический семинар"

Векшина Надежда Александровна

Темой моего методического семинара является: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
  КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в образовательных организациях, проблема физического воспитания детей остается актуальной. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижения уровня физической активности. Уровень физической подготовленности отстает от возрастных нормативов, в целом на 75%. Таким образом, возрастает необходимость, с самого раннего возраста обеспечить у детей устойчивый интерес, потребность к регулярным занятиям физической культурой, ценность  мотивации к здоровому образу жизни.

Отмечается, что не во всех образовательных учреждениях решаются эти задачи: формально подходят к проведения уроков физической культуры, используют в основном занятия традиционной (стандартной) формы. Поэтому занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься спортом. Именно поэтому использование альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности приобретает особую остроту в образовательных учреждениях.

Цель: СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Исходя из цели была выдвинута гипотеза: что «Применение нетрадиционных форм физкультурных занятий, обеспечит повышения интереса к физической культуре».

В соответствии с целью и гипотезой, определенны следующие задачи :

1)Образовательная: Формирование у детей устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физической культурой.

2)Оздоровительная: Развитие  ценности  мотивации к здоровому образу жизни.

3)Воспитательная: Воспитание силы воли, для регулярного занятия спортом.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяю­щейся обстановке. Последовательное выполнение образователь­ных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длитель­ное время (ряд последовательных уроков), а для решения дру­гих— достаточно лишь одного урока.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с ре­шением воспитательных и оздоровительных задачНа уроках фи­зической культуры воспитывается внимание, дисциплинирован­ность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, само­стоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Но могут быть специальные уроки с установкой на решение воспитательных задач.

Ставя в своей повседневной работе задачи воспитания совет­ского патриотизма, учитель рассказывает детям о жизни, труде и достижениях советских спортсменов, демонстрируя монтажи и фотографии.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны ре­шаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костю­мах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий, проведение уроков на открытом воздухе—все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

При решении поставленных задач на уроке, необходимо достигнуть запланированных результатов. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно мета- предметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде, всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В связи с переходом на ФГОС уроки физкультуры имеют следующую направленность:

1)Уроки с образовательно-познавательной направленностью. Это уроки, которые дают учащимся необходимые знания по теории. Например, «История возникновения физической культуры», «История олимпийских игр», «Что такое физические качества и как их развивать», «Строение тела человека» и др. Для этого на уроках учащиеся получают знания из: учебника «Физическая культура 1-4 класс» автор В. И. Лях, компьютерных презентаций, из различного дидактического материалы: карточки, кроссворды, пословицы, загадки,

2)Уроки образовательно-предметной направленности, они используются для формирования обучения практическому материалу, где дети узнают, что такое гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры.

3)Уроки образовательно-тренировочной направленности, преимущественно используются для развития физических качеств, и решают такие задачи, как формирование знаний и представлений физической тренировки (чтобы показать хороший результат необходимо трудиться. Наш девиз: «Трудно на тренировке, легко на соревнованиях».

Также уроки подразделяются на различны формы.

Существует две классификации форм  уроков: стандартные (традиционные) и нетрадиционные.  К традиционным школьным занятиям принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учёта приобретённых знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы и раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. На данной форме урока мы и остановимся, попытаемся раскрыть суть данного направления.

Нетрадиционные формы урока - это импровизированное построение занятий, которое не всегда имеет точную структуру, необычно по замыслу, организации, методики. Нетрадиционный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто развиваются, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Виды нетрадионных форм урока, которые я применяла на своих занятиях: Урок – экскурсия; Урок – путешествие; Урок – сказка; Сюжетно- ролевой урок; Урок – экзамен; Урок – представления; Урок – викторина; Интегрированные уроки; Урок – соревнование; Урок – игра;  Урок – праздник; Урок – конкурс; Урок с использованием ИКТ и  т.д.

Разберем более подробно несколько форм уроков:

Урок – экскурсия.

Под моим руководством, мы с ребятами совершали прогулки на лыжах и  в пешем порядке в ближайший лес. Там изучали растительныйи животный мир своего края, делали фотографии, зарисовки. На следующий урок ребята приносили готовые рисунки, фотографии и мы оформляли выставки.

Урок – праздник.

Этот вид урока я проводила на таких праздниках как: «День Бегуна»; «Масленица»; «День защитников Отечества» и т.д.

Урок – соревнование.

Это уроки с включением разных видов соревнований. Могут быть включены: командные игры – баскетбол, волейбол, футбол; элементы занятий по легкой атлетике – прыжки в длину, высоту, бег на различные дистанции; проведение «Веселых стартов», лыжных гонок и др. Данная форма урока достаточна распространена на уроках физической культуры.

Сюжетно – ролевые уроки

Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.

По окончанию исследовательской работы проведено сравнения традиционных и нетрадиционных форм уроков физической культуры. (смотрите таблицу)

Также был проведен опрос учащихся: «Какие формы уроков им больше нравятся»  Из 100% опрошенных: 90% нетрадиционные и 10% - стандартные. Это также можно увидеть на диаграмме.

Очень важно сегодня не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными. Они способствуют успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывают положительные эмоции, поддерживают высокую работоспособность учащихся на уроке.
Процесс обучения с использованием нетрадиционных форм содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач на уроке.

Проанализировав  изучаемую тему, я пришёл к выводу:

«Нетрадиционные формы занятий физической культуры необходимо применять в работе с детьми, т.к. благодаря таким направленность физического воспитания,  повышается интерес к урокам и спорту, развивается мотивация здорового образа жизни»
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нетрадиционные формы СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ» Конкурсное задание «Методический семинар» на тему:

Слайд 2

Цель: СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Слайд 3

Задачи урока: Образовательная: Формирование у детей устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физической культурой. Оздоровительная: Развитие ценности мотивации к здоровому образу жизни. Воспитательная: Воспитание силы воли, для регулярного занятия спортом

Слайд 4

Планируемые результаты: Личностные (Положительное отношения к занятиям двигательной, физкультурной деятельностью) Предметные (Характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности) Метапредметные (Активное применение ЗУН в предметно –практической деятельности)

Слайд 5

Типы урока : Уроки с образовательно-познавательной направленностью; Уроки с образовательно-предметной направленностью; Уроки с образовательно-тренировочной направленностью

Слайд 6

ФОРМЫ УРОКА: Стандартные Нетрадиционные

Слайд 7

Нетрадиционные формы - Это импровизированное построение занятий, которое не всегда имеет точную структуру, необычно по замыслу, организации, методики.

Слайд 8

ВИДЫ НетрадиционнЫХ ФОРМ урокА : Урок – экскурсия; Урок – путешествие. Урок – сказка; Сюжетно- ролевой урок; Урок – экзамен; Урок – представления; Урок – викторина; Интегрированные уроки; Урок – соревнование; Урок – игра; Урок – праздник; Урок – конкурс; Урок с использованием ИКТ и т.д.

Слайд 9

Урок – экскурсия;

Слайд 10

Урок праздник

Слайд 11

Урок соревнования

Слайд 12

Сюжетно – ролевой урок

Слайд 13

Сравнение стандартных и нетрадиционных уроков Требование к уроку Стандартный урок Нетрадиционный урок Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научится Формулируют сами учащиеся, определив границу знания и незнания Планирование Учитель сообщает уч - ся , какую работу они должны выполнить чтобы достичь поставленной цели Планирование учащимися способов достижения цели Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением работы учащимися Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) Оценивание учащихся Учитель оценивает Учащиеся дают оценку деятельности по его результатам ( самооценивание , оценивание товарищем) Итоги урока Учитель выясняет у учащихся что они запомнили Проводится рефлексия

Слайд 14

Результат опроса:

Слайд 15

Результативность нетрадиционных уроков : развитие спортивно-познавательного интереса учащихся; эмоционально-психологический настрой; высокий уровень овладения навыками; понимание и усвоение материала; развитие творческих способностей; отсутствие перегрузок; метапредметные связи

Слайд 16

Вывод: Нетрадиционные формы занятий физической культуры необходимо применять в работе с детьми, т.к. благодаря таким направленностям физического воспитания, повышается интерес к урокам и спорту, развивается мотивация здорового образа жизни .

Слайд 17

Занимайтесь спортом и будьте здоровы