Психология

Ихласова Анна Николаевна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация учащихся».

Уважаемые родители!

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

 Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника.

       Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

Подробные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества".

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В поддерживании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Нормы и правила школьника порой идут вразрез с непосредственными желаниями и пробуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

 Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье  ребёнка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;

рациональная организация учебных занятий, рациональный режим дня (достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

        Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.

В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.

Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома.

Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. Родителям  необходимо  подсказывать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: “Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «ВИЧ –СПИД»                                Для  учащихся 6-9 классов                                                                                                                                                                        Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проверить уровень усвоения информации.

Материалы и оборудование: мел, ватман, разноцветные маркеры, фломастеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника                                                                                                                                                                                                                План занятия                                                                                

№ этапа

Содержание

Продолжительность

1

Введение

3-5 мин

2

Знакомство

10 мин

3

Ожидания участников

5 мин

4

Принятие правил работы группы

5 мин

5

Актуализация проблемы.
Игра «Листок с секретом»

15 мин

6

Упражнение «спорные утверждения»

10 мин

7

Упражнение вирусы и бактерии

10 мин

8

Ролевая игра «Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом»

15 мин

9

Завершение работы

10 мин

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                План-конспект:                                                                                                                                                                       Введение ( 5 мин)                                                                      

        Добрый день,все мы знаем,что 1 декабря-всемирный день солидарности больных с ВИЧ/СПИДом.Но так ли хорошо мы знаем,что такое ВИЧ,и что такое СПИД.Сегодня на занятии мы попробуем разобраться в этих понятиях и углубиться в проблемы людей живущих с этим диагнозом.Надеюсь наше занятие пройдет плодотворно.                                                Знакомство (10 минут)

Игра «Паутина»                                                                                                   Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.                                        Участники становятся в круг.Ведущий дает клубок с нитками, и предлагает бросать этот клубок от участника к участнику.Участник у которого клубок,должен назвать свое имя и сказать то,что он знает о ВИЧ/СПИДе. Например: «Меня зовут Аня,и я знаю что ВИЧ не так страшен как о нем многие думают»                                                             

Ожидания участников (5 минут)

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом занятии?» «Чего вы ждете от сегодняшнего занятия»).Ответы участников фиксируются на доске и сохраняются до конца занятия.                                                                                                                        

Принятие правил работы группы (5 минут)                                        На этом этапе         определяються правила работы группы:                                Правило поднятой руки                                                                Отключи мобильный                                                                        Нет наблюдателей,все участники…

Актуализация проблемы (15 минут)

Игра «Листок с секретом»

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю английский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.

3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».

5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера )

6. «Нолики»  изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке  которых оказались «минусы»,  переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

7. Групповая дискуссия по вопросам:

  • Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  • Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?
  • Как объяснить тот факт, что 80 – 90 % больных СПИДом являются наркоманами?
  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
  • Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

Игра «Спорные утверждения» (20 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными,  а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать школу                Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.                                                                        Проблема ВИЧ/СПИДа преувеличивается СМИ, она не заслуживает столько внимания. 
    ВИЧ-инфицированный врач не должен производить никаких манипуляций с кровью пациентов.                                                Можно ли заразиться ВИЧ уколовшись иголкой на кторой была кровь инфицированного больного                                        Проживая в одном доме с инфицированным,человек 100% тоже заразиться                                                                        ВИЧ передается ч/з поцелуй                                                         ВИЧ передается ч/з рукопожатие                                        

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?
  1. Упражнение «Вирусы и бактерии» (10 мин)

    1.Ведущий просит несколько добровольцев (4 человека) выйти за дверь аудитории. 
    2.Остальные участники делятся на пары или тройки, образуя круг, и свободно перемещаются по комнате. 
    3.Ведущий объясняет, что участники изображают клетки здорового организма человека. «Сейчас в наш организм проникнут бактерии!»
    4.В комнату заходят 3 добровольца, изображающих 3 бактерии. Их задача – причинять вред клеткам. Они могут громко кричать в ухо, щипать, щекотать, свистеть и т. д. 
    5.Ведущий говорит: «А сейчас в наш организм приходит… антибиотик!»
    6.Ведущий, в роли антибиотика, подходит к бактериям и за руку выводит из аудитории. 
    7.Ведущий: «А сейчас к нам в организм попал ВИЧ!» 
    8.Заходит доброволец, изображающий ВИЧ. «ВИЧ» подходит к «клетке» и встает внутрь круга. Через несколько секунд «клетка» умирает – садится. «Вирус» подходит к другой «клетке» и происходит то же самое. 
    9.Когда «ВИЧ» «внедряется» в третью «клетку» появляется «Ингибитор» (ведущий). Ингибитор подходит к клетке и «убивает» вирус вместе с клеткой. 
    После завершения упражнения проводится обсуждение: В чем разница между вирусами и бактериями? В чем сложность лечения вирусных заболеваний? И т. д.                                
                                                                                                            Ролевая игра "Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом"(15 мин)                Группа делится на 3 команды каждой каманде раздается задание,группа обсуждает свое задание в течении 5 мин,затем презентуются ситуации и способы их решения
    Ситуция 1: Представьте,что вы узнаете что близкий вам родственник болен на ВИЧ/СПИД.Ваша реакция и Ваши действия?
    Ситуация 2: Представьте,что  в ваш класс пришел одноклассник с диагнозом ВИЧ/СПИД .Какова будет ваша реакция и отношение к этому человеку?
    Ситуация 3: Представьте,что ваша подруга отказывается идти в гости к девочке,у которой ВИЧ-инфицированный брат. Что бы вы сказали и как поступили?

Завершение работы (10 минут)                                                           На данном этапе подводятся результаты,сверяються ожидания в начале тренинга и чувства в конце занятия.Проводиться упражнение «ОЩУЩЕНИЯ»Каждый участник группы высказывает своё мнение,о проведенном тренинге,узнал ли он что-то новое для себя.



Предварительный просмотр:

Тренинг ответственного поведения

Цель занятия: сформировать ответственное поведение, препятствующее совершению воровства, закрепить негативное отношение к воровству. С помощью игр, упражнений выработать навык отказа от воровства и навык ответственного поведения в сложной ситуации выбора предпочтений. Тренинг направлен на формирование у ребят уверенности в себе и уважении к окружающим, развитие стратегий поведения, ведущих к здоровью и отказу в будущем от воровства.        Упражнение «Что такое полет?». Тренер ведет беседу, предлагая детям испытывать ощущения полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста. Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Кто хотел бы полетать, как птицы? Сделайте это. Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи).                                                                Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.                                                        Упражнение «Что такое падение?». Тренер продолжает беседу.Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)?Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью теряет способность трудиться, он становится инвалидом.        Обсуждение: падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.                Упражнение «Рисунок». Детям предлагается за столами нарисовать в альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение».                                Обсуждение: в кругу каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, который вывешивается на импровизированной выставке.                                        Тренер подводит итоги. Полет почти всегда связан с приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет - это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга.                                                        Упражнение «Что такое воровство?». Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно испытывать ощущения «полета». Однако, на самом деле испытывают ощущение боли как при «падении». Что же происходит при совершении акта воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит,  называют эти ощущения «кайфом». Когда же  человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».                Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих». К занятию следует приготовить картинки с изображением разных поступков. Дети отвечают на вопросы по кругу, можно по желанию. Какие поступки бывают? (Хорошие и плохие). Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим поступкам. Хорошие поступки приносят пользу всем. Тренер предлагает ученикам вспомнить все, что они знают о воровстве, подумайте и ответьте: почему воровство – это ПЛОХОЙ поступок (приносит вред самому человеку, родным, обществу)? Помните, воровство приносит вред людям!                        Упражнение «Правда – свобода, ложь – это рабство». Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда». Инструкция: педагог может использовать сказку В.Н. Даля «Правда и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь». Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет). Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)                                Тренер подводит детей к выводу: Кривда иногда выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять.                                                                                Упражнение «Вор - тяжело больной человек». Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым). Воровство разрушает  личность человека. Жизнь подчинена одной цели: быстрее украсть.  Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если вовремя не принять очередную дозу наркотика, то наступает «ломка». Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму.                                                               Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?». Воры - несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто-то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Вор-больной человек и нуждается в лечении. Воровство наказывается Законом.                                                        Упражнение «Что такое добрые дела?». Чтение одного - двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел. Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек. Доброта как черта характера человека – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.                                Упражнение «Воры-микробы». Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров- микробов»,  предлагая всем попробовать украсть. Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны фразы ОТКАЗА от воровства, которые обсуждаются заранее, или предлагается тренером. После игры снимаются маски. Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.                                                                Завершение тренинга



Предварительный просмотр:

                                        

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».

Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.

Задачи:

  • Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.
  • Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
  • Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
  • Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

Время проведения: 40 мин                                                                

Добрый день, уважаемые коллеги!Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: думаю”, слушать друг друга внимательно. Принцип нашего занятия: “ Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного
настроя на работу.                                                                        

Упражнение «Самопрезентация»

Сейчас у нас есть 10 мин для того, чтобы каждый из вас смог самопрезентовать себя дав ответы на такие вопросы:                                                

-Что я ценю в себе?                                                                                

-Что является предметом моей гордости?                                                        

-Что я умею делать лучше всего?                                                                                                                     Презентация будет проходить так: один участник группы дает ответы на поставленные вопросы заканчивая свой ответ так : «Передаю слово тебе…(Называется имя следующего участника)»При этом необходимо слегка коснуться этого человека.                                                                                2 этап: Разминка.Задачи: сплочение; разрядка.
Игра «Черные шнурки».
Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

  1. у кого есть брат, сестра;
  2. кто любит шоколад;
  3. у кого есть дети ;
  4. кто сегодня позавтракал;
  5. Кто родился в мае;
  6. У кого карие глаза.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему                                                3 этап: Основная часть.

Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т.Ю., Трусь А.А.)

Материал:  бумага  формата А4, фломастеры.

Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

  1. материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;
  2. поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;
  3. определим показатели, показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

Обсуждение подученных результатов:

  1. Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?
  2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?
  3. Где вы на рисунке? Как вы взаимодействуете со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?
  4. Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?
  5. Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

Что такое стресс? Причины его возникновения.                                

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение,  хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

- поведенческие(постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.). 
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям. 
Причины возникновения стресса.

 Рассмотрим стрессовые ситуации: 
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

- конфликты с коллегами;

- чувство перегруженности работой,  переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

- слишком высокая ответственность;

-  тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся. 

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда ( повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. 

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия,  эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель. 

 Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках. 

Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии.  Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как её, невозможно. Как быть? Как помочь себе?
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции,  восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности. 
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

4 этап Способы борьбы со стрессом:                                                                                                                   Работа в группах: «Пути преодоления стресса»                                                                                                           Участники делятся на 2 группы их задача за 5 мин.разработать схему «путей преодоления стресса»                                                                                                                              Презентация работ по 2 мин.                                                                        
Упражнение "Настроение"                                                                                                                                                        Каждому участникугруппы предлагается представить своё позитивное настроение  Какое оно ? На кого похоже? Где оно находится у нас в классе? Что оно делает? Где оно обычно ходит с Вами?                                                                                После обсужденияданного упражнения участникам группы предлагается еще раз хорошенечко посмотреть на свой стресс, после чего его уничтожить. Форма уничтожения любая,приемлемая для участника группы(Порвать, помять, отдать и.т.д.)                                                                             Упражнения на избавление от отрицательной энергии 

"Психоэнергетический зонтик" 
Упражнение проводится в первые минуты урока или периодически в течение всего урока. 
Учитель встает перед ребятами, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения урока старается представить, что над классом образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех учеников. Цель учителя: уверенно и крепко держать ручку этого "зонтика"на протяжении всего урока. 
Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе. 

Упражнение “Резервуар”.

В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседеА дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к школе и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

Упражнения на снятие психомышечного напряжения

Психотехнические упражнения для снятия напряжения и  усталости у педагогов.

Упражнение "Гора с плеч" 
Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. 
Упражнение "Замок" 
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени. 

Упражнения-настрои

Утренние и вечерние настрои 
"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь". 
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками".                                                                 

Настрой перед сложным разговором 
"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".                                                                 

Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности
"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".                                                                                 

Настрой на любовь к профессии и детям 
"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".                                                 

Настрой на работу 
"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".                                                                                 5 этап: Рефлексия.
Задачи: осознание темы; сплочение группы.
Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

  1. Что для меня было важно?
  2. Что было трудно?
  3. Что понравилось?
  4. Какой из способов снятия эмоционального напряжения вы бы хотели взять на вооружения?                                                                                                                                                        

Притча                                                                                                “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в   такую атмосферу, в которой вы  будут чувствовать себя   комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.