Инновационная деятельность
На странице представлен мой опыт инновационной деятельности по русскому языку и литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Итоговый тест «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» предназначен для 5 класса.
Ресурс создан на основе шаблона тренажера авторов:
Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования;
Байдакова Т. Б., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края.
В данный ресурс внедрены макросы, поэтому перед началом демонстрации необходимо проверить, чтобы они были включены. Если у вас установлен офис 2003, то выберите средний уровень безопасности через меню сервис - макрос – безопасность – средняя. Сохраните изменения и при повторном открытии документа выберите в диалоговом окне – не отключать. Если у вас установлен офис 2007, перед показом презентации выберите в Параметрах «включить это содержимое».
Основные элементы при работе с ресурсом.
Инструкция для учащихся по выполнению теста расположена на втором слайде.
Переход к началу выполнения теста осуществляется по кнопке «Перейти к тесту».
В режиме выполнения теста переход к следующему вопросу осуществляется автоматически.
Весь тест состоит из 10 вопросов с 4 вариантами ответа, один из которых правильный. При выполнении задания учащийся не знает, правильный ли вариант ответа он выбрал.
Проверка результатов прохождения теста осуществляется на слайде 13 «Подведем итоги» по кнопке «Результат» после ответа на все или некоторые вопросы теста. В окошечке «Верных ответов» и «Отметка» появится число верных ответов и отметка.
По кнопке «Сброс результатов» учащийся может обнулить все ответы и пройти тест еще раз.
Учащийся имеет возможность исправить ошибочный вариант ответа.
Например, по кнопке «В» в конкретном вопросе,
по кнопке «Просмотр ошибок» - вопросы откроются по порядку.
ВАЖНО! Переход по слайдам в режиме «Просмотра ошибок» осуществляется по кнопке .
Ответы на тест.
- Фонетика.
- Ударные и безударные.
- Звонкие, глухие, твердые и мягкие.
- Весенний праздник.
- Звук [с].
Пояснение: ученик рассуждает: в левой части приведены парные по глухости – звонкости звуки, значит, в правой части, если [з] парный звонкий, указываю глухой парный ему - [с].
- Звуки [ж]:[ш] ([ш]:[ж]).
Пояснение: ученик рассуждает: в левой части приведены непарные по твердости, всегда мягкие звуки, тогда в правой указываю непарные по мягкости, всегда твердые звуки [ж]:[ш] ([ш]:[ж]).
- Спеши, спиши.
- Прием, вьюга, якорь.
- Помощник, лучше.
- 0,3,1.
Пояснение: [т, и р ]: [т,]- не встречается, [и]- в словах жил[и]-был[и], стар[и]к., [р]- в слове стар[и]к.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении. (§ 3)
Учебник: Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.А. Тростенцова, А.И.Запорожец. — 4-е изд.,перераб. — М.: Просвещение, 2014
Цель урока: повторить знаки препинания в сложном предложении.
Учащиеся организованы в группы по 4-5 человек.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся распознают сложное предложение и расставляют в них знаки препинания; распознают сложное бессоюзное и сложное союзное (сложноподчиненное и сложноподчиненное) предложения.
Оперируя предметными знаниями, освоить УУД:
регулятивные: умение осуществить самооценку правильности выполнения учебной задачи;
познавательные: поставили познавательную задачу; подвели под теоретическое понятие «сложное предложение» (одно-два события действительности, количество грамматических основ); сконструировали сложные предложения; преобразовали информацию: письменный ответ в знаково-символическую форму, построили схемы сложных предложений; структурировали знания.
коммуникативные: сотрудничали в ходе совместной учебной деятельности в группе и с учителем; сформулировали и аргументировали свой ответ; построили обобщенный ответ.
1 этап урока. Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся ответить письменно на вопрос: Что я знаю о сложном предложении?
На выполнение задания дается 5 минут. Индивидуальная работа. Форму записи в тетради учащиеся выбирают самостоятельно.
Что могут записать учащиеся: дать определение сложному предложению, привести примеры разных видов сложных предложений, назвать признаки распознавания сложного предложения, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы.
Образовательный результат – создается письменный ответ на поставленный вопрос.
2 этап урока . Структурирование знаний.
- Учитель предлагает обсудить в группах и выбрать самый полный письменный ответ, преобразовать информацию в знаково-символическую форму, схему, таблицу и подготовить обобщенный ответ от группы и вопросы к выступающим. Для работы учащиеся используют материал учебника параграф № 3 .
На выполнение задания отводится 5 минут.
Что могут представить группы: таблицу, схему, алгоритм, кластер и др.
Образовательный результат: умение сотрудничать в ходе совместной учебной деятельности с учителем; анализировать, обобщать и преобразовывать информацию, работать с учебником.
- Учащиеся представляют выполненное задание, в ходе которого на основе суждений других учащихся уточняют понятие «сложное предложение», конкретизируют признаки сложного предложения, выделяют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, «союзное», «бессоюзное», средства связи в союзном и бессоюзном сложном предложении, знаки препинания в сложном предложении.
Слайд 2. На слайде расположен справочный материал. Кликните на значок около необходимого термина.
На доске создается коллективный опорный теоретический материал «Сложное предложение», каждая группа дополняет выступление предыдущей.
Учитель координирует деятельность учащихся.
Образовательный результат: в ходе коллективной работы создан опорный теоретический материал по теме урока.
Слайд 3
3 этап урока. Практическая работа по теме урока с использованием опорного материала, выполнение упражнений учебника. Диагностика.
Для того чтобы правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, нужно уметь выделять сложное предложение на основе его признаков.
- Учитель предлагает озаглавить колонки в задании на стр. 12 и дополнить каждую колонку 2 примерами-пословицами, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях. На выполнение задания дается 7 минут. Проводится взаимопроверка-диагностика.
Учащиеся озаглавили колонки на стр. 12: 1 – Простые; 2 – Сложные предложения.
Дополнили 2 примерами-пословицами. Провели взаимопроверку.
Слайд 4. Критерии:
Верно 5 – «5»
Верно 4 – «4»
Верно 3 – «3»
По результатам диагностики учащиеся могут запланировать задания для коррекции знаний.
- Наибольшую практическую значимость имеет умение правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Учитель предлагает выполнить упр. 17 . На выполнение 10 минут. Способ выполнения: комментирование.
Слайд 5. Изображение храма Покрова на Нерли.
Образовательный результат: умение расставлять знаки препинания в сложном предложении; выделять грамматические основы; проблемизация умения определять границы простых предложений в составе сложного.
- Учащиеся выполняют упр. 14 устно. Учащиеся рассматривают схемы предложений. Отвечают на вопросы: Что на них изображено? Какое практическое значение может иметь умение строить схемы к сложному предложению?
(Умение строить схемы может помочь научиться определить границы простых предложений в составе сложного, чтобы правильно расставить знаки препинания).
- Какая группа быстрее правильно выполнит задание:
Упражнение 15.
- Сколько в тексте сложных предложений? Ответ: 6.
Построит схему последнего предложения на доске.
Образовательный результат: организовали учебное сотрудничество, нашли общее решение; преобразовали предложение в схему;
Прослушайте в группе выразительное чтение каждого и подготовьте одного выступающего от группы. При чтении обращайте внимание на знаки завершения в предложении. Они могут подсказать вам нужную интонацию.
4 этап. Итоги урока.
1) Учитель предлагает выполнить задания в группах:
- Какие действия помогли вам правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении?
Обсудите в группах и составьте Памятку «Как расставлять знаки препинания в сложном предложении». Как образец можно использовать Памятки в конце учебника.
Образовательный результат: вариант Памятки для одноклассника.
Слайд 6.
2)Диагностика достижения планируемых результатов.
Самооценка повторения темы «Знаки препинания в сложном предложении» на «Лесенке самооценки».
А) Комплексная работа. Индивидуальное выполнение упр. 19.
4 этап урока. Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
- Каков личный вклад в повторение темы урока?
- Какие идеи одноклассников, материал учебника, учитель помогли мне повторить тему урока?
- Какие задания помогли мне повторить тему урока?
- Какое значение имело для мен повторение темы «Знаки препинания в сложном предложении»?
Дифференцированное домашнее задание: составить Проверочное задание (тест из 5 вопросов) для одноклассников по теме «Знаки препинания в сложном предложении», упр. 20; задание к упр. 19;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематический контроль по теме «Знаки препинания в сложном предложении»
Упражнение №19.
1.В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах? 2.Поставьте запятые между простыми предложениями в сложном. 2.Составьте схемы к каждому сложному предложению.
- Термин «глагол» показывает что он есть главное слово в речи или в предложении так как в древнерусском языке слово «речь» как грамматический термин употреблялось в значении «глагол». 2. Слово «наречие» собственно значит «приглаголие». 2а). Но еще Барсов (XVII) в своей грамматике отм..чал что этимологический смысл термина «наречия» не соответствует позднейшим функциям этой категории.. потому что наречия относятся не только к глаголам но и другим частям речи. 3. Союз «впрочем» восходит к выражению «в прочем» которое состоит из предлога «в» и формы предложного падежа от субстантивированного прил..гательного «прочее» (остальное). 3а). Не подлежит сомнению что это выражение в деловом языке XVII-XVIII века еще только приобретало оттенок наречия или модального (вводного) слова.
(По В.В.Виноградову)
Ответы.
- Термин «глагол» показывает, что он есть главное слово в речи или в предложении, так как в древнерусском языке слово «речь» как грамматический термин употреблялось в значении «глагол». 2. Слово «наречие» собственно значит «приглаголие». 2а). Но еще Барсов (XVII) в своей грамматике отмЕчал, что этимологический смысл термина «наречия» не соответствует позднейшим функциям этой категорииИ, потому что наречия относятся не только к глаголам, но и другим частям речи. 3. Союз «впрочем» восходит к выражению «в прочем», которое состоит из предлога «в» и формы предложного падежа от субстантивированного прилАгательного «прочее» (остальное). 3а). Не подлежит сомнению, что это выражение в деловом языке XVII-XVIII века еще только приобретало оттенок наречия или модального (вводного) слова.
(По В.В.Виноградову)
О двух фактах говорится в предложениях № 3, 3а).
Схемы.
- , 3. ,
что? к какому?
,
почему?
.
3 а). ,
2 а). , что?
что? .
,
почему?
.
Предметные: учащиеся распознают сложное предложение и расставляют в них знаки препинания; распознают сложное бессоюзное и сложное союзное (сложноподчиненное и сложноподчиненное) предложения.
Оперируя предметными знаниями, освоить УУД:
регулятивные: умение осуществить самооценку правильности выполнения учебной задачи;
познавательные: умение распознать сложное и простое предложение; подвести под теоретическое понятие (одно-два события действительности, количество грамматических основ); сконструировать сложные предложения; составить схемы сложных предложений; преобразовывать письменный ответ в знаково-символическую форму;
коммуникативные: умение сотрудничать в ходе совместной учебной деятельности в группе и с учителем; сформулировать и аргументировать свой ответ; построить обобщенный ответ и соотнести его с таблицей.
Этап урока | Цель | Содержание этапа, действия по достижению цели | Образовательный результат | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Выделить признаки сложного предложения | Предлагает задание: в упр. 10 из домашнего задания найти все сложные предложения. Почему эти предложения сложные? Учитель предлагает озаглавить колонки в задании на стр. 12 и дополнить каждую колонку 2 примерами-пословицами, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях. | Анализируют учебный материал упр. 10 , выделяют и конкретизируют признаки сложного предложения: более одной грамматической основы. Подчеркивают грамматические основы. Озаглавили колонки на стр. 12: 1 – Простые; 2 – Сложные предложения. Дополнили 2 примерами-пословицами. Осуществили взаимопроверку в парах. | Уточнили теоретическое понятие «сложное предложение – это предложение, в котором две грамматические основы». Алгоритм распознавания сложного предложения | Домашнее задание предыдущего урока упр. 10 и 11. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Работа в парах: взаимопроверка выполнения задания по образцу выполнения. Слайд 5 Критерии: Верно 5 – «5» Верно 4 – «4» Верно 3 – «3». | |
Решение пунктуационной задачи. | Расставить знаки препинания в сложном предложении. | Учащиеся анализируют предложения. 1) сделали вывод о том, что все предложения сложные; 2) сделали вывод о том, что представлены союзные и бессоюзные предложения. на основании количества грамматических основ. выделяют и делают вывод | Работа в группах Слайд 6 | ||
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мой БЛОГ «Добрые духи» http://dobreyedushi.blogspot.ru/
Мой БЛОГ «Зимнее чтение» http://zimneechteniye.blogspot.ru/
Одна из публикаций – «Триггер в работе учителя»
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,169669/Itemid,118/