Главные вкладки
7. НАСТАВНИЧЕСТВО
Помощь молодым педагогам и стажистам в психолого-педагогических вопросах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 130.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса
«Педагогический дебют-2022»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Моя педагогическая инициатива в Год педагога и наставника:
«Психолого-педагогическое сопровождение, как инструмент развития начинающих педагогов и педагогов-наставников»
Автор проекта:
Сенаторова Татьяна Викторовна, педагог-психолог
МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» ЭМР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле.
Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и
делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили
те, кто сохранит и преумножит достигнутое».
Президент Российской Федерации В.В. Путин
- Участники проекта: педагог-психолог, молодые педагоги, педагоги-наставники.
- Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь – октябрь 2022 года)
Актуальность: в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Привлечение и закрепление молодых специалистов в дошкольной образовательной организации – остается весьма значимой задачей.
Для начинающего педагога вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, которое требует собранности всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу помогает созданная система наставничества в ДОУ, способная оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
В этой системе большая роль отводится педагогу-психологу, который готов оказать практическую и теоретическую помощь, ускорить профессиональное становления молодого специалиста, его адаптацию в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов. Деятельность педагога-психолога включает меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе.
В связи с этим, считаем проблему профессионального становления молодого специалиста чрезвычайно актуальной. Наставничество в данном контексте можно рассматривать как перспективную образовательную технологию, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и компетенции быстрее, чем традиционные способы: педагог в роли наставника ретранслирует знания, а педагог-психолог, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, проводит психологическое сопровождение их взаимодействия.
Новизна: наставничество – уникальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Психолого-педагогический ресурс в рамках данного проекта подразумевает: использование педагогом-психологом методик рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, оказание психологической поддержки наставникам и наставляемым посредством проведения психологических тренингов, направленных на развитие эмпатических способностей, применения практик, укрепляющих профессиональное здоровье специалистов, способствующих преодолению жизненных и профессиональных кризисов, формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться его профессиональному почерку.
Так пришла идея организовать проект «Психолого-педагогическое сопровождение, как инструмент развития начинающих педагогов и педагогов-наставников», участниками которого стали педагог-психолог, начинающие педагоги и педагоги-наставники.
Гипотеза: мы считаем, что психологическое сопровождение начинающих педагогов, а также педагогов - наставников позволит предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысит стрессоустойчивость наставников и наставляемых, устранит однообразие в деятельности педагогов-наставников, предотвратит их профессионально-личностное выгорание, успешно адаптирует начинающих педагогов в коллективе.
Определив проблемное поле, были поставлены цель и задачи.
Цель: создание в ДОУ эффективных психолого-педагогических условий, способствующих профессиональному, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых специалистов в педагогической профессии.
Задачи:
- способствовать выявлению и осознанию молодым специалистом своих профессиональных интересов и затруднений;
- развивать эмпатические способности наставников и наставляемых;
- осуществлять индивидуальное сопровождение наставников и наставляемых в реализации различных форм и видов наставничества;
- содействовать повышению профессиональной компетентности молодых специалистов в изучении индивидуальных особенностей дошкольников;
- стимулировать потребности молодых специалистов в самосовершенствовании, способствовать их профессиональной и личностной самореализации.
Ожидаемые результаты: осмысление начинающими педагогами и педагогами-наставниками своего личностного потенциала, повышение уровня мотивации наставляемых в вопросах профессионального самообразования, качество и темпы адаптации.
Возможны следующие риски:
- низкая мотивация наставников и наставляемых;
- высокая нагрузка на наставников и наставляемых;
- формализм в выполнении функций наставника.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
№ | Наименование целевого направления | ||
Мероприятия | Сроки | ||
1 ЭТАП. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА | |||
1 | Изучение методической литературы по проблеме | 10.09 -17.09 | |
3 | Проведение онлайн-анкетирования начинающих педагогов «Самоопределение (саморефлексия) педагога» – описание идеального, желаемого образа самого себя как состоявшегося профессионала в целях предотвращения «слепого» копирования чужого опыта. | ||
4. | Для изучения личностной сферы молодого педагога и педагога наставника используются следующие методики:
| ||
5. | Диагностика (самодиагностика) профессиональных затруднений и дефицитов молодого специалиста (научно-теоретические, нормативные правовые, предметно-профессиональные, психолого-педагогические (ориентированные на воспитанников и их родителей), методические (содержание образования, методики и технологии обучения), ИКТ-компетенции и т.п.). | ||
6. | Проведение онлай-анкетирования педагогов-наставников (психодиагностика мотивационной и психологической готовности наставников к работе с молодыми педагогами, оценка коммуникативных и лидерских навыков, способов реагирования в конфликтных ситуациях, определения наличия общей стрессоустойчивости и рисков профессионального выгорания) | ||
7. | Планирование деятельности, разработка рекомендаций | ||
2 ЭТАП. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА | |||
формы и методы работы с молодыми специалистами | 20.09 - 27.10 | ||
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё» (Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии). Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. | |||
Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагогов как основа эффективного общения и взаимодействия в коллективе» (Актуализация и развитие коммуникативных навыков) | |||
Тренинг «Конструктивное общение с родительским коллективом» (Ориентировать молодого педагога на выбор эффективных форм и методов общения, актуализировать коммуникативные навыки) | |||
Консультация с элементами тренинга «Ситуация конфликта. Как поступить?» (применение различных тактик выхода из конфликтов в коллективе) | |||
Консультации по запросу педагогов | |||
В качестве методов: игровые, арт-терапевтические и релаксационные техники, психо-гимнастические упражнения и элементы тренинга общения. | |||
формы и методы работы с педагогами-наставниками | |||
Тренинг «Мотивационно-психологическая готовность педагога к наставничеству» (Формирование мотивационно-психологической готовности педагога-наставника к участию в работе по наставничеству) | |||
Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности» (Развитие личностных качеств) | |||
Семинар-практикум «Методы развития саморегуляции, повышения стрессоустойчивости и рефлексии» (Познакомить педагогов с теоретическими знаниями и обучить практическим методам по снятию нервного напряжения и повышению стрессоустойчивости и рефлексии) | |||
Тренинг «Творческий потенциал педагога как способ профилактики эмоционального выгорания» (Развитие личностных и коммуникативных качеств. Профилактика профессионального выгорания) | |||
Консультации по запросу педагогов | |||
В качестве методов: игровые, арт-терапевтические и релаксационные техники, психо-гимнастические упражнения и элементы тренинга общения. | |||
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||
Итоговый опрос участников проекта | 28.10 | ||
Обсуждение результатов проекта с участниками проекта. Рефлексивный анализ эффективности образовательного проекта (самооценка как способ обучения, рефлексия процесса достижения и достигнутых результатов по каждому из дефицитов, рефлексия степени приближения к желаемому образу педагога профессионала). | |||
Презентация проекта | на педагогическом совете | ||
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА | |||
24. | Продолжать работу по организации психолого-педагогического сопровождения начинающих педагогов, педагогов-наставников в решении задач профессионального становления молодых воспитателей. | В течение года |
Таким образом, в результате работы над проектом удалось помочь становлению профессиональной адаптации молодых педагогов ДОУ, развитию их творческого потенциала (приобретение уверенности в себе как в профессионале, появление профессиональных достижений, ориентация на развитие и саморазвитие, ощущение себя полноправным членом педагогического коллектива, успешное взаимодействие с воспитанниками, их родителями, а педагогам-наставникам овладеть практическими навыками и умениями по основам эффективного межличностного взаимодействия, групповой сплоченности, позитивного отношения к наставнической деятельности, мотивация к успеху).
Всё вышесказанное даёт мне основание продолжать работу по сопровождению молодых специалистов и педагогов-наставников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с.
2. Шегаева, А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования / А. В. Шегаева. — Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 130-131.
3. Щербакова, Т. Н., Щербакова, Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 18-22.