конспекты ООД
конспекты ООД воспитателя по обучению детей татарскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dlya_st.gr_bez_hezmet_yaratabyz.odt | 10.02 КБ |
itogovoe_zanyatie_st._gr.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по татарскому языку для старшей группы детей по теме «Без хезмәт яратабыз»
Возраст детей: 5-6 лет (старшая подгруппа)
Группа детей: старшая
Тема: «Без хезмәт яратабыз»
Максат: Информацион-коммуникатив технологияләр, уен-ситуацияләр, күргәзмәлелек кулланып тел өйрәнү, аралашу теләге тудыру.
Бурычлар: 1. Яшелчәләр темасы буенча балаларның сүз байлыгын булдыру, ныгыту.
2. Гади диалогта катнаша белү, сүзләрне отып алу аша хәтер, зиһен үстерү.
3. Татар теленә кызыксыну уяту.
Дәрес барышы
- Тәрбияче: Исәнмесез балалар!
Балалар: Исәнмесез.
Тәрбияче: Хәлләр ничек?
Балалар: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләр ничек?
Тәрбияче: Әйбәт, рәхмәт. Ребята, сегодня я вам принесла наш волшебный мешок. Что лежит в мешке, вы должны угадать на ощупь.
- Бу нәрсә?
- Бу кишер (суган, бәрәңге, кишер, кыяр, кәбестә).
-Кишер (суган, бәрәңге, кишер, кыяр, кәбестә) нинди?
- Кишер (суган, бәрәңге, кишер, кыяр, кәбестә) тәмле (зур, кечкенә, баллы, чиста, пычрак, әче).
II. Тәрбияче: Ребята, посмотрите кто к нам пришел. Это наши друзья Акбай и Мияу. Они пришли не с пустыми руками, а принесли нам корзины с овощами. Посмотрите и скажите, какие овощи они собрали с грядки? (работа с интерактивной доской)
- Бу нәрсә?
- Бу кишер (суган, кыяр, бәрәңге, кәбестә).
Сана, ничә кишер (суган, кыяр, бәрәңге, кәбестә).
6 кишер (1-6).
Тәрбияче: Найди соответствующую цифру и поставь ее под овощем, которой она подходит.
Тәрбияче: Скажите, какой овощ больше всего собрали Акбай и Мияу?
- Тәрбияче: Ребята, а что можно приготовить из овощей?
- Салаты, супы, пюре, каши, второе.
Тәрбияче: Правильно. А давайте мы с вами сейчас сходим в магазин и купим овощи и приготовим потом салат.
Сюжетно-ролевая игра «Кибет»
Диалог между детьми:
- Исәнмесез.
- Исәнмесез.
- Нәрсә кирәк?
- Кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге) бир.
- Нинди кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге)?
- Зур (кечкенә, чиста, тәмле).
- Ничә кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге)?
-1 (1-10) кишер (суган, кыяр, помидор, кәбестә, бәрәңге).
- Мә 1 зур (1-10) кишер.
- Рәхмәт. Ничә сум?
- 3 сум.
- Сау булыгыз.
- Сау булыгыз.
- Тәрбияче: Ребята, давайте сделаем салат. Нам понадобиться нож и разделочная доска. Сделаем салат из капусты.
Пальчиковая игра «Салат ясыйбыз».
Тәрбияче: Ребята, мы с вами молодцы. Собрали овощи, посчитали и даже сделали салат. Пришло время и веселиться. Предлагаю вам спеть хороводную песню про наш урожайный огород. Давайте выберем овощи считалкой.
Кишер, кишер.
Тәмле кишер,
Зур кишер,
Баллы кишер.
- Песня «Бар матур бакча»
- Ребята, у меня есть идея. Предлагаю вам сделать сюрприз для воспитателей. У вас в группе есть овощи? Давайте вы сейчас пойдете в группу и сделаете свой вкусный салат для ваших воспитателей и угостите их.
Предварительный просмотр:
Зурлар төркемендә “Уйный-уйный үсәбез” проекты буенча
татар теленнән йомгаклау дәресе
Максат: Балаларның көндәлек тормышта татарча аралашуга алу күнекмәләрен ныгыту.
Бурычлар: 1. Сөйләм күнекмәләре формалаштыру.
2. Мөрәҗәгать итә белү, көндәлек яшәештә аралаша алуны камилләштерү.
3. Әдәпле итеп кара-каршы сөйләшә белү күнекмәләрен тәрбияләү.
Тема: Йомгаклау. Үткәннәрне кабатлау.
Җиһазлау: интерактив такта, төсле конвертлар, яшелчә кибете атрибутлары, таратма картинкалар, кафе атрибутлары, ноутбук
Белем бирү эшчәнлеге.
Тәрбияче: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Алсу. Она хочет вас пригласить вас в загадочную страну пазла. Посмотрите на экран. Поздаровайтесь с ней.
Балалар:. Исәнме, Алсу. Хәлләр ничек?
Алсу: Әйбәт. Ребята, я сегодня хочу вам показать какая же эта стана пазла. Но чтобы увидеть ее, нам нужно разгадать каждую задачу разноцетного пазла. Надеюсь мы с вами решить все задания и наконец увидем, какая же она страна пазла. Посмотрите,здесь разноцветные пазлы. Выберите любимый цвет и выполните задание, которое находится под пазлом. Тогда картинка пазла откроется. Дарья выбери цвет. Нинди пазл?
Бала: Кызыл.
Тәрбияче: (Берет красный конверт и читает задание). Посмотрите на картинке и скажите что это, какой он и сколько? Бу нәрсә?
Бала: Бу аю. Аю зур, матур (кечкенә), чиста (пычрак), матур (ямьсез). 5 аю.
(Открывают каждую картинку и отвечают на вопросы).
Когда ребята ответят на вопросы, цвет пазла меняется и появляется маленькая часть картинки.
Алсу: Олег, выбери цвет другого пазла.
Бала: Яшел.
Тәрбияче: (Открывает зеленый конверт, где нарисован овощной магазин).
Ребята, чтобы картинка пазла раскрылась, нам нужно купить овощи для салата. Давайте с вами повторим считалку и выберем продавца магазина.
Балалар: Кишер кирәк,
Суган кирәк,
Бәрәңге кирәк.
Барысы бик күп,
Кәрзинеңә сал тизрәк.
Тәрбияче: Милана, кил монда.
Кибет уены.
Бала: Исәнмесез?
Сатучы: Исәнмесез. Нәрсә кирәк?
Бала: Суган бирегез әле.
Сатучы: Нинди суган?
Бала: Зур суган.
Сатучы: Ничә суган?
Бала: 5 суган.
Сатучы: Мә 5 зур суган.
Бала: Рәхмәт. Ничә сум?
Сатучы: 6 сум.
Бала: 1,2,3,4,5,6. Сау булыгыз.
Сатучы: Сау булыгыз. (диалог шул рәвешле 2-3 бала арасында дәвам итә).
Тәрбияче: Ребята, я предлагаю сделать из этих овощей витаминный салат и угостить Алсу.
Бала: Без кәбестә турыйбыз,
Аннан аны тозлыйбыз,
Аннан суын сыгабыз,
Аннан тутырабыз,
Тәлинкәгә салабыз.
МММ, тәмле.
Алсу, мә салат аша.
Алсу: Рәхмәт, салат бик тәмле. Посмотрите, картинка на этом пазле тоже появилась. Становится все интересней. Какая же это страна пазлов. Данил выбери следующий цвет.
Бала: Ак.
Тәрбияче: (Открывает белый конверт). Ребята, здесь макеты мальчика и девочки. Нам надо одеть их на праздник. Аделия, одень на девочку желтое платье, красные туфли и белую шляпу.
Бала: Кыз, мә сары күлмәк ки, кызыл туфли ки, ак шләпә ки.
Тәрбияче: Гриша, одень на мальчика зеленую футболку, черные брюки, красивые кроссовки и белую безболку.
Бала: Малай, мә яшел футболка, кара чалбар, матур кроссовки, ак безболка.
Алсу: Вот и эту картинку открыли. У нас остается еще 3 цвета. Радмир, выбери цвет свой любимый.
Бала: зәңгәр.
Тәрбияче: В конверте нарисован экран. Внимание на экран. Ребята назовите каждый предмет на картинке и разложите их на свои места.
(сары зур тәлинкә, кызыл чинаяк, яшел кашык, кечкенә карават, куян йоклый, урындык, аю утыра). Өстәлдә нәрсә бар?
Бала: Чинаяк, кашык, тәлинкә бар.
Тәрбияче: Урындыкта нәрсә бар?
Бала: Урындыкта аю бар.
Тәрбияче: Караватта нәрсә бар?
Бала: Караватта куян бар.
Алсу: Молодцы. Мы открыли и эту картинку пазла. Артем, выбери следующий цвет.
Бала: Сары.
Тәрбияче: Открывает желтый конверт. Ребята, здесь нарисован детское кафе. Помоему нам пора перекусить. Давайте пройдем в кафе. Присаживайтесь. Рома, Артур, Дарья я предлагаю вам побыть немного официантами этого кафе.
Дети надевают фартук, берут поднос и подходят к поситителям.
Бала: Исәнмесез.
Официант: Исәнмесез. Нәрсә кирәк?
Бала: Ботка, чәй, салат кирәк.
Официант: Мә ботка, салат аша. Мә чәй эч.
Бала: Рәхмәт. Ботка салат тәмле, чәй баллы. Сау булыгыз
Официант: Сау булыгыз. (диалогта 3 бала катнаша).
Тәрбияче: Ребята, вам понравилось в кафе. Вспомним нашу веселую песню, о вкусной каше и супе.
Балалар: Без ашыйбыз тәмле аш,
Тәмле аш, тәмле аш.
Без ашыйбыз тәмле ботка,
Тәмле ботка, тәмле ботка.
Алсу: Здорово. Вот и раскрылась следующая картинка. Остался только один цвет. Андрей, назови, какой цвет мы еще не открыли?
Бала: Кара.
Тәрбияче: Открывает конверт. Ребята, здесь нарисован какой-то праздник. Кто сможет назвать, что это за праздник?
Балалар: Сабантуй.
Тәрбияче: Прекрасно. Мы сейчас с вами сможем немного поиграть. Какие игры этого праздника вы знаете?
Бала: Бег с мешком, бег с ложкой во рту, битье кувшина, искать монету в молоке..
Тәрбияче: Молодцы. Мы сейчас с вами поиграем в игру бег с мешком. Давайте разделимся на 2 команды. Игра – эстафета.
Алсу: Ура. Мы открыли все картинки. Посмотрите какая красивая, яркая, светлая страна появилась у нас на картинке. Вы молодцы. За ваши старания я хочу вам подарить такие же яркие шарики, как на картинки. Берите шарик и улыбнитесь. А я с вами прощаюсь, сау булыгыз балалар.
Балалар: Сау бул Алсу. Сау булыгыз апа.