Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Бутуханова Дулгар Бадмаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике

«Физический калейдоскоп»

В проведении викторины принимают участие 2 команды.

Форма: интеллектуальные состязания.

Место проведения: кабинет физики.

Девиз игры: "Ученье - СВЕТ, а не ученье - ТЬМА!"

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады видеть Вас на нашей игре «Физический калейдоскоп ». Сегодня вы будете соревноваться в различных конкурсах, и показывать свои знания. Давайте познакомимся с нашими командами.1команда – «КУ», 2 команда –«МЮ»

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и создания

Мы лишь в свете познаем.

Свет… Такое короткое и в тоже время емкое слово. Об этом говорил известный русский физик С.И. Вавилов: "В слове "свет" заключена вся физика…"

Свет в обычном понимание - это лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

Наша игра в какой-то мере освещает ряд вопросов, и пусть в небольшой степени, но все же делает их более видимыми. В нашей игре свет - это начальные буквы четырех игровых конкурсов, в которых вы будете участвовать.

 

С - "Смекалка - ваш друг"

В - "Веселое соревнование"

Е - "Если память вам не изменяет"

Т - "Точные советы"

Поэтому мы будем использовать в качестве единицы оценки ваших знаний не баллы как в обычных играх, а «Луч света» (жетон).

Во всех конкурсах вам надо блеснуть ярким светом знаний, зажечь присутствующих своей неутомимой энергией. Надеемся, что вы, загоревшись желанием участвовать в игре, предстанете на финише в наилучшем свете! А девизом нашей игры пусть будут слова: "Ученье - СВЕТ, а не ученье - ТЬМА!"

Конкурс "Смекалка - ваш друг".

1. Конкурс "Кто быстрее?

На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.

Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с выставленными на столе приборами и устройствами. Кто первый поднимает правильно номер, тот получает луч света.

1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: весы)

2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр)

3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)

4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)

5.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Ответ: термометр)

Молодцы, неплохо поработали.

А теперь задание, потруднее.

2. Конкурс "Физические обозначения"

У вас на листках написаны буквы - обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поднять карточку с соответствующей величиной.

1. Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)

«Луч света» достанется тому, кто правильно назовет прибор для измерения скорости

2. С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)

«Луч света» достанется тому, кто расскажет как измерить длину окружности.

3. Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила)

«Луч света» достанется тому, кто правильно прочитает правила сложения сил.

4. Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса)

«Луч света» получит тот, кто напишет две формулы нахождения массы тела.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Веселые соревнования»

1. "Гадание на ромашке"

Задание: для конкурса каждый участник по одному от каждой команды выходит и срывает листочек у ромашки. На обороте написаны вопросы, на которые необходимо ответить.

Вопросы:

1.Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества?

2.Температура одного тела больше другого. В каком теле молекулы движутся быстрее?

3.В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку?

4.Печальный дядя Боря несет из магазину сумку с куриными яйцами. Через равные промежутки времени яйца из сумки выпадают на землю и разбиваются. Можно ли сказать, что дядя Боря движется равномерно, если коты, бегущие за ним, находят яйца на равных расстояниях одно от другого?

5.Объем чего больше: 1 кг железа или 1 кг ваты?

6.Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?

7.Изменится ли сила действующая на велосипед, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку?

8.Петя ехал к бабушке на автобусе, и всю дорогу над ним издевались какие - то два явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда автобус трогается, - дергало его назад. Что это за хулиганские явления, и может ли милиция с ними справиться?

Подведение итогов конкурса.

2.  Конкурс «Кто больше?"

Задание: из букв слова "Динамометр" необходимо составить слова. Кто больше составит слов получает  1 «Луч света», если же есть слова имеющие отношение к физике, то получите 2 «Луча света».

Подведение итогов конкурса.

Конкурс: "Если вам не изменяет память".

1. Конкурс «Одна минута»

Задание: за 1 минуту ответить на большее число вопросов. Если затрудняетесь, то говорите "дальше". За каждый правильный ответ 1 «Луч света»

Вопросы 1 команде.

1.Наука, изучающая природные явления (физика)

2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)

3.Прибор для измерения силы (динамометр)

4.В чем измеряется объем? (м3)

5.Величина, характеризующая быстроту движения (скорость)

6.Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)

7.Сила измеряется в … (ньютон)

8.Прибор Паскаля (шар)

9.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися)

10.Как определить пройденный путь?

Вопросы 2 команде.

1.Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед)

2.Линия, вдоль которой движется тело (траектория)

3.Прибор для измерения массы тела (весы)

4.Из чего состоят все тела? (молекула)

5.Какой буквой обозначают время? (Т)

6.С глубиной давление …(увеличивается)

7.Формула силы упругости (F=к*х)

8.Как зовут преподавателя физики?

9.Единицей измерения скорости является (м/с)

10.В формуле F=mg , g - это … (ускорение свободного падения)

Подведение итогов конкурса.

2. Конкурс «Разгадай ребус»

Конкурс: "Точный ответ?"

1. Конкурс «Отгадалки»

Участники игры в этом конкурсе могут набрать до 3 лучей света. Необходимо отгадать, о чем идет речь, с первой попытки. В случае неудачи у каждой команды есть еще две возможности: если отгадано со второй попытки – 2 луча света, с третьей – 1 луч света.

 Итак, вопрос команде №1

1. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться.(3)

2. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная. (2)

3. Она состоит из атомов. (1)

(Молекула)

 Вопрос команде №2

1. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы едим и пьём. А на высоте оно другое. (3)

2. От него зависит жизнь не только человека, но и животных. (2)

3. Его измеряют барометром. (1)

(Атмосферное давление)

 Вопрос команде №1

1. Это есть у всех тел на Земле, и у всех тел она разная: у одних - больше, у других – меньше. (3)

2. Если бы её не было, то было бы непонятно, как покупать что-нибудь. (2)

3. Её можно определить взвешиванием. (1)

(Масса)

 Вопрос команде №2

1. Оно совершается всеми телами, процессами, мыслями. (3)

2. Это делают люди, животные, машины, это доступно пароходам, это делают самолеты. (2)

3. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни. (1)

(Движение)

2. Конкурс «Измерялки»

Вычислите плотность пластилина неправильной формы. Вместе с пластилином получите в кабинете весы, разновесы, линейку. Закончив работу, предъявите ее учителю, который должен оценить проделанную работу.

Ответы:

Вылепить из куска пластилина прямоугольный параллелепипед.

Измерить его длину, высоту и вычислить объем по формуле:

V = a·b·c.

Измерить с помощью весов массу пластилина. Рассчитать его плотность по формуле:

= m/V ( 1,2 г/см?). по 3 луча света

Подведение итогов всей игры. Награждение.

Игра стоила свеч! Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения "наслаждения красотой"



Предварительный просмотр:

Задания по теме «Байкал»

Цель:

  1. Сделать изучение физики занимательным, повысить интерес к изучению предмета, увеличить кругозор школьников, привлечь их к творчеству и поиску дополнительных знаний.
  2. Выявить наиболее талантливых и способных учащихся.
  3. Формирование функциональной грамотности учащихся.
  4. Привлечь внимание учащихся к проблемам Байкала.

Задания 5-6 класс

1. Почему самые тяжелые и крупногабаритные грузы перемещаются водным транспортом?

2. Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погруженным в воду?

3. Какой объем воды вмещает в себе Байкал, если водная площадь составляет 31722 км2, а средняя глубина составляет 744,4 м?

Справка: 1км2 = 1000000 м2

4. Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду

 в вертикальном, а не в горизонтальном положении?

5. Каким образом рыба меняет глубину погружения в воде?

6. В каких состояниях –форме (виде) может находиться вода?

Задания 7 класс

1. Чему равна максимальная глубина Байкала, если на максимальной глубине давление воды составляет

16380 к Па.  

2. Человек идет на лыжах по льду Байкала. Чему равно давление на лед Байкала, если длина каждой лыжи равна 1,6м, ширина 7 см, а масса человека 65 кг.

3. Чему равна сила трения скольжения, если человек скользит по льду Байкала на лыжах, если коэффициент трения дерева по льду равен 0,14.

Масса человека 70 кг.

4. Рассчитайте среднее давление толщи воды на дно Байкала, если средняя глубина составляет 744,4 м.

5. Какой объем воды вмещает в себе Байкал, если водная площадь составляет 31722 км2, а средняя глубина составляет 744,4 м?

Справка: 1км2 = 1000000 м2

Задания 8 класс

Л. № 638

1. Масса пробкового спасательного круга равна  4,8 кг. Определите подъемную силу этого круга в пресной воде Байкала.

2. Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду

 в вертикальном, а не в горизонтальном положении?

3. Площадь льдины на Байкале 8 м2, толщина 25 см. Погрузится ли она целиком в пресную воду Байкала, если на неё встанет человек, вес которого равен 600 Н?

4. Чему равна архимедова сила, действующая на человека, который нырнул в Байкал, если известно, что средняя плотность тела человека 1070 кг/м3. Масса человека 50 кг.

5. Путешествуя, возникла необходимость переправить автомашину через реку.

Плот состоит из 12 сухих еловых брусьев. Длина

каждого бруса 4м, ширина 30 см, толщина 25 см. Плотность сухой ели 600 кг/м3. Можно ли на этом плоту переправить через реку автомашину весом 10 кН?

Задания 9 класс

Л. № 427

1. Судно на Байкале буксирует три баржи, соединенные последовательно одна за другой. Сила сопротивления воды для первой баржи 9000Н, для второй 7000Н, для третьей 6000Н.Сопротивление воды для самого судна 11 кН. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке трех барж, считая, что баржи движутся равномерно.

Л. № 432

2. Человек катается на коньках по льду Байкала. Вначале он движется по горизонтальному пути равномерно, а затем путь 60м до остановки проезжает за 25с. Чему равен коэффициент трения скольжения по льду Байкала?

Л. № 647

3. Перед поездкой на Байкал рыболов решил купить лодку.

Какой минимальный объем должна иметь подводная часть надувной лодки массой 7 кг, чтобы удержать на воде юного рыболова, вес которого 380 Н?

Справка: Озеро Байкал - самое глубокое озеро.  Глубина озера Байкал сопоставима с глубиной Северного Ледовитого океана, средняя глубина которого 1220 метров.

4.Задача

При измерении максимальной глубины Байкала под кораблем при помощи эхолота оказалось, что моменты отправления и приема ультразвука разделены промежутком времени

2,21 с. Какова максимальная глубина Байкала? Скорость звука в воде равна 1483 м/с.

5.Длина морской волны 2м. Сколько колебаний совершит за 20 с поплавок, если скорость распространения волны 2,5 м/с

Задания 10-11 класс

№ 188

1. Мальчик живет неподалеку от Байкала. Его любимое занятие- катание на санях. Определите вес мальчика в положении А, если его масса 40 кг, радиус кривизны 10 м, скорость движения саней 5 м/с.

№ 168

2. На Байкале зимой автомобиль ушел под лед. Найдите удлинение буксирного троса жесткостью 100 кН/м при буксировке автомобиля массой 2т с ускорением 0,5 м/с2. Трением пренебречь.

№ 161

3. Мужчина рыбачит на Байкале. На сколько удлинится рыболовная леска жесткостью 0,5 кН/м при поднятии вертикально вверх рыбы массой 200г?

№ 438

4. На поверхности воды в озере Байкал волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний буя, если длина волны 3 м?

№ 439

5. Рыболов на Байкале заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн на Байкале?



Предварительный просмотр:

Карточка № 1 по теме «Равномерное движение»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

  1. Скорость

v

вэ

1 метр в секунду (1 )

1 километр в час (1 )

1 сантиметр в секунду (1 ) 1

1 километр в секунду (1 ) 1

1

  1. Путь

S

эс

1 метр (1 м)

1 километр (1 км)

1 дециметр (1 дм)

1 сантиметр (1 см)

1 км = 1000 м

1 дм = 0,1 м

1 см = 0,01 м

  1. Время

t

тэ

1 секунда (1с)

1 минута (1мин)

1 час (1 ч)

1 мин = 60 с

1 ч = 3600 с

Правило: чтобы перевести скорость, выраженную в «км/ч» в «м/с», нужно числовое данное в «км/ч» разделить на 3,6. Например:

Карточка № 2 по теме «Плотность»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

1. Плотность

ρ

ро

1 килограмм на кубический метр (1)

1 грамм на кубический сантиметр (1)

1

2.Масса

m

эм

1 килограмм (1 кг)

1 грамм (1 г)

1 центнер (1 ц)

1 тонна (1 т)

1 кг = 1000 г

1 грамм = 1000 мг

1 мг = 0,001 г = 0,000001 кг

1 г = 0,001 кг

1 ц = 100 кг

1 т = 100 кг

3.Объём

V

вэ

1 кубический метр (1 м3)

1 кубический дециметр (1 дм3)

1 кубический сантиметр (1 см3)

1 кубический миллилитр (1мл)

1 дм3 = 1 л = 0,001 м3

1 см3 = 1 мл = 0,000001 м3

V=ldh

l – длина; d – ширина; h - высота.

Карточка № 3 по теме «Сила тяжести и вес тела»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

  1. Масса

m

эм

1 килограмм (1 кг)

1 грамм = 0,001 кг

1 мг = 0,000001 кг

1 т = 1000 кг

1 ц = 100 кг

жэ

 ()

  1. Сила тяжести

F

эф

1 Ньютон (1Н)

1 килоНьютон (1кН)

1 миллиНьютон (1 мН)

1 кН = 1000 Н

1 мН = 0,001 Н

  1. Вес тела

P

пэ

1 Ньютон (1Н)

1 кН = 1000 Н

1 мН = 0,001 Н

 Примечание: при решении задач значение «» можно округлить до .

Карточка № 4 по теме «Давление»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

1.Давление  

p

пэ

1 Паскаль (1Па)

1 гектоПаскаль  (1гПа)

1 килоПаскаль

(1 кПа)

1 гПа = 100 Па

1 кПа = 1000 Па

2.Сила давления

F

эф

1 Ньютон (1Н)

1 килоНьютон (1кН)

1 миллиНьютон

(1 мН)

1 кН = 1000 Н

1 мН = 0,001 Н

3.Площадь

S

эс

1 квадратный метр (1 м2)

1 квадратный сантиметр (1 см2)

1 квадратный миллиметр (1мм2)

1 см2 =  0,0001 м2

1 мм2 =  0,000001 м2

Карточка № 5 по теме «Давление жидкостей и газов»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

1.Давление

р

пэ

1 Паскаль (1 Па)

1 гектопаскаль (1гПа)

1 килоПаскаль (1 кПА)

1 гПа = 100 Па

1 кПа = 1000 Па

2.Плотность

ρ

ро

1 килограмм на кубический метр (1)

1 грамм на кубический сантиметр (1)

1

3.Высота столба жидкости

h

аш

1 метр (1 м)

1 километр (1 км)

1 дециметр (1 дм)

1 сантиметр (1 см)

1 миллиметр (1мм)

1 км = 1000 м

1 дм = 0,1 м

1 см = 0,01 м

1 мм = 0,001 м

Карточка № 6 по теме «Сила Архимеда»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

1.Сила Архимеда

F

эф

1 Ньютон (1Н)

1 килоНьютон (1кН)

1 миллиНьютон

(1 мН)

1 кН = 1000 Н

1 мН = 0,001 Н

2.Плотность

ρ

ро

1 килограмм на кубический метр (1)

1 грамм на кубический сантиметр (1)

1

3.Объём

V

вэ

1 кубический метр (1 м3)

1 кубический дециметр (1 дм3)

1 кубический сантиметр (1 см3)

1 кубический миллилитр (1мл)

1 дм3 = 1 л = 0,001 м3

1 см3 = 1 мл = 0,000001 м3

.

Карточка № 7 по теме «Механическая работа»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

1.Работа

А

а

1 Джоуль (1Дж)

1 килоджоуль (1 кДж)

1 миллиджоуль (1 мДж)

1 кДж=1000Дж

1 мДж=0,001 Дж

2.Путь

S

эс

1 метр (1 м)

1 километр (1 км)

1 дециметр (1 дм)

1 сантиметр (1 см)

1 км = 1000 м

1 дм = 0,1 м

1 см = 0,01 м

3.Сила

F

эф

1 Ньютон (1Н)

1 килоНьютон (1кН)

1 миллиНьютон

(1 мН)

1 кН = 1000 Н

1 мН = 0,001 Н

Карточка № 8 по теме «Работа и мощность»

Название величины

Буквенное обозначение

Чтение

Единицы измерения

Формула

Чтение формулы

1.Работа

А

а

1 Джоуль (1Дж)

1 килоджоуль (1 кДж)

1 миллиджоуль (1 мДж)

1 кДж=1000Дж

1 мДж=0,001 Дж

2.Мощность  

N

эн

1 Ватт (1 Вт)

1 киловатт (1 кВт)

1 милливатт (1 мВт)

1 гектоватт (1 гВт)

1 кВт = 1000 Вт

1 гВт = 100 Вт

1 мВт = 0,001 Вт        

3.Время

t

тэ

1 секунда (1с)

1 минута (1мин)

1 час (1 ч)

1 мин = 60 с

1 ч = 3600 с

Другие единицы работы: 1 Вт ч = 3600 Дж

1 кВт ч = 3 600 000 Дж

1 гВт ч = 360 000 Дж


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Физика

Класс

7

Учитель

Бутуханова Дулгар Бадмаевна

Базовый учебник (выпущенный издательством «ДРОФА»)

Перышкин А.В.

Тема урока

Плотность вещества

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные:

- умение описывать свойства тел используя физическую величину – плотность;

- умение правильно трактовать физический смысл плотности, ее обозначение, единицы измерения, записывать формулу для расчета плотности;

- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

- приобретение опыта простых экспериментальных исследований.

Метапредметные:

- овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;

- Формирование монологической и диалогической речи;

- формирование умений работать в группе.

Личностные:

- формирование целостного научного мировоззрения;

- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;

- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;

- мотивация образовательной деятельности;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Межпредметные связи

обеспечить формирование умения определять плотность вещества и анализировать табличные данные, переводить значения плотностей в СИ, применять знания из курса окружающего мира, математики и ОБЖ

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

Проектор, компьютер, конструктор урока (https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi)

Материалы и оборудование

весы,  3 цилиндра разной плотности, весы демонстрационные, 2 стакана с растительным маслом и водой

Список используемой литературы

Учебник А.В. Перышкин издательство «Дрофа»

Структура и ход урока

Этап урока (желательно указать затраченное время в минутах)

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

На столах учащихся (на 4 группы) расположено оборудование (весы с уравновешенными грузами равной массой, но разного объёма, разновес,  листки с таблицей для заполнения практической работы)

На экране слайд 1 – портрет учёного и его высказывание «Поиск истины важнее, чем обладание ею» (А. Эйнштейн)

Организационный момент.

 (1 мин.)

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся.

Приветствие учителя.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.

Посмотрите на меня, давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей, начнём работу.

Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы.

Дети приветствуют учителя и гостей.

Цель - создание  комфортной образовательной среды. Группы и роли

Проверяет готовность кабинета к уроку по сообщению от дежурного (температура, относительная влажность, давление в кабинете)

Нормальный показатель: температура: 18-20 °С, влажность 40-60 %, давление 718-720 мм. рт. ст.

Дежурный сообщает учителю заранее определённую температуру и влажность воздуха в кабинете по психрометру, атмосферное давление по барометру.

Все показатели соответствуют норме.

Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин.)

Спасибо. Условия в кабинете благоприятные и комфортные для проведения урока. Попробуем провести его в соответствии с высказыванием великого физика А.Эйнштейна «Поиск истины важнее, чем обладание ею» и в конце урока выясним, получилось ли у нас это или нет.

Задаёт проблемный вопрос:

Посмотрите на оборудование на ваших столах. Вас ничего не удивляет?

Почему весы в равновесии, если одно тело большое, другое маленькое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте смоделируем тело, находящееся у вас на весах. Приглашаю первую группу.

Представьте, что вы частицы, из которых состоят эти тела. Попробуйте изменить объём тела, сделайте его больше, при этом масса у вас останется прежней. А теперь уменьшите объём (повторить 2- 3 раза).  

 Учитель подводит учащихся к правильному ответу вопросом: «Как расположены молекулы?» 

Молекулы расположены «плотно».

Так и величина, показывающая как плотно  лежат молекулы в единице объёма тела, называется плотностью.

Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд 2. «Плотность вещества»  и цель урока.

Записываем сегодняшнее число и тему урока "Плотность".

 

Учащиеся предполагают, что будет проводиться опыт по нахождению массы и объёма тел. Указывают на то. Что тела имеют равную массу, но разный объём.

Учащиеся подбирают синонимы: «близко» и «далеко», «рядом» и «далеко», «плотно» и «неплотно»

 

(Формулируют тему урока (Плотность вещества).

Цель – ввести понятие плотности, раскрыть физический смысл данного понятия

 Методы обучения: проблемный

Формы обучения: фронтальная

Сформулируйте цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока. (Познакомить с новой физической величиной и научиться её находить.)

Изучение нового

(5 мин)

Плотность это физическая величина. По какому алгоритму мы будем её изучать?

После ответов учащихся демонстрирует слайд 3 с алгоритмом разбора физической величины.

Сейчас самостоятельно найдите в учебнике и выпишите себе в тетрадь ответ на тот номер пункта, который соответствует номеру вашей группы.

Учащиеся перечисляют этапы разбора физической величины.

  1. Определение
  2. Расчётная формула
  3. Единицы измерения
  4. Векторная или скалярная величина

Цель – определить основные характеристики плотности как физической величины.

Методы обучения: поисковый, работа с учебником

Формы обучения: групповая, индивидуальная

Учитель оформляет ответы учащихся на доске (определительная формула и единицы измерения).

Единица измерения  

Сформулируйте полный ответ: что такое плотность, используя алгоритм разбора физической величины и записи в тетради, на доске и учебнике.

Учащиеся оформляют недостающие записи с доски себе в тетрадь.

Учащийся по желанию даёт полный ответ на вопрос, что такое плотность.

Работа в экспертных группах

(15 мин)

Какой пункт алгоритма разбора физической величины мы упустили?

Для того, чтобы найти плотность тела, вы воспользуетесь оборудованием на ваших столах.

Что необходимо найти, чтобы определи плотность вещества?

Достаньте, пожалуйста, технологическую карту группы, расположенную под поддоном.

Проводит инструктаж по работе каждой группы, помогает, если это необходимо.

Каждая группа определите, кто у вас будет руководителем  в группе, который будет отвечать за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; математиком – его задача все записывать и проводить расчёты с полученными данными; экспериментатором (2 чел. на определение массы груза и его объёма) – они отвечают за проведение опыта и получения данных.

По мере готовности, группа, нашедшая плотность одного из тел, записывает полученные вычисления на доске в виде задачи.

Раздаёт группам первыми выполнившими расчёты с 2мя грузами 3ий «длинный» груз из оргстекла. Нужно ли определять массу второго груза?

Способ определения физической величины

(слайд 3)

Учащиеся, используя формулу, отвечают, что требуется найти массу и объём тела.

Учащиеся выбирают:

- ведущего

- математика

- экспериментатора (2 чел. на определение массы груза и его объёма) – они отвечают за проведение опыта и получения данных.

Формы обучения: групповая,

Заключительный этап

 (5 мин)

(3-5 мин)

Руководители групп! Попрошу вас представить отчёт по полученным плотностям.

Заслушивает ответы руководителей групп.

Каково же практическое значение плотности. Используя полученные данные, мы можем определить из какого вещества (материала) изготовлены тела.

Откройте таблицу плотностей на стр. 63.  По полученным плотностям определите: из какого материала изготовлено маленькое, большое и длинное тело.

Какой можно сделать вывод?

Если массы тел одинаковые, то тела с большим объёмом имеют меньшую плотность.

Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений.

 Формы обучения: Взаимооценка

ПУУД: умения делать выводы

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Домашнее задание

(3 мин)

Слайд 5.

Дома, я попрошу вас решить обратную задачу. Как найти массу растительного масла и воды, если будут одинаковыми объёмы этих жидкостей, по 40 см3 кажда я, не имея весов под рукой. В этом вам помогут параграфы §22-23

Как вы думаете, одинаковые ли массы у этих жидкостей?

Что тяжелее?

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Руководители оцените работу участников группы по 5тибальной шкале.

Возвращаясь к высказыванию Альберта Эйнштейна, отметьте на технологических картах, был ли поиск на уроке или всё вы получили в готовом виде? Соответствовал ли наш урок этому высказыванию?

Слайд 6 со стихом

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Каждая группа выставляет общую оценку за лабораторную работу.

Оценивают успешность проведённого урока. Рисуют смайлики на технологических картах.

Технологическая карта группы № ____

Роль

ФИ учащегося

Оценка   за урок

Критерии оценивания:

Руководитель

-Активность на уроке

- Работа с учебником

-Точность расчётов и измерений

-Оформление задачи на доске и в тетради

Математик:

Экспериментатор 1:

Экспериментатор 2:

Заполните таблицу

Тело

Масса груза, m, г.

Объём груза, V, см3

Плотность  груза, ρ, , ρ=

Маленькое тело

Большое тело

Соответствовал ли наш урок высказыванию А. Эйнштейна?

- Урок соответствовал эпиграфу урока

Нарисуйте, соответствующий вашему ответу, смайлик (анонимно)

- Урок не соответствовал эпиграфу урока

- Затрудняюсь ответить



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики». 9 класс.

Дата проведения

14 марта 2019 г.

УМК

Пёрышкин А.В. Физика 9 класс.

Тема

Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики

Класс

9

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Используемые технологии

технология  развития критического мышления

ИКТ

технология обучения в сотрудничестве                                                                                                                                   технология создания проблемной ситуации                                                                                                                              частично-поисковая технология

Цель

-сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе, создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.

Задачи

для учителя

-создать условия для получения новых знаний через использование технологии развития критического мышления;

- познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука,

-развивать исследовательские навыки учащихся через виртуальный эксперимент

 - воспитывать у учащихся уверенность в познаваемости окружающего мира.

для ученика

-познакомиться с источники звука и его характеристиками,     

-развивать умение самостоятельно получать информацию;

- развивать умение делать выводы из результатов эксперимента;
- высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать умение говорить, спорить,

доказывать, анализировать, делать выводы;

- работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации.

Основные термины, понятия

звуковые колебания, тембр, громкость, высота, амплитуда, частота, интенсивность звука

Межпредметные связи

Биология  

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знание: знать характеристики звука;

понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений;

применение: уметь отбирать нужную информацию при составлении  таблицы;

анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику;

оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям.

Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные:

1.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные:

1.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Оборудование: Мультимедиа (компьютер+экран)

Параграф 30 учебника (текст для изучения нового материала).

Пружинный маятник, математический маятник, камертон, различные предметы издающие звук, линейки металлические, правила написания синквейна, текст с заданием, справочные таблицы.

Методы, приёмы, формы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

1-й этап -организационный

2 мин.

Сегодня наш кабинет превратиться в маленькую исследовательскую лабораторию. Мы попытаемся провести небольшие, но самостоятельные открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Вы готовы? Слушайте! (включает звуки: шум моря, шум ветра, звуки леса). Какие возникли вопросы? Запишите в тетради

Записывают вопросы  в тетрадь

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Осуществляют актуализацию личного опыта.

2-й этап  - постановки целей и задач урока

Актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации

3 мин.

8 мин.

Стадия «Вызов»

Приём проблемного диалога

«Верите ли вы»

Прием ЗХУ

Учитель. Тему урока вы определите сами, прочитав следующие строки М. Ивенсена «Музыка»:

«Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!»

 – Как вы думаете, о чем идет речь? (Правильно, о звуке).

Учитель. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода,
И так мычат бессильно провода. (К.Я.Ваншенкин).

-Что представляет собой звук? Как его можно получить?  (Сам по себе звук не появляется, должен быть источник, т. е. колеблющееся тело).

– Какой будет тема урока? Верно: “Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики”. А цели?

-Значит, цель нашего урока – рассмотреть особенности возникновения звука; выяснить, в каких средах распространяется звук, и познакомиться с характеристиками звука.

3 этап - открытие новых знаний

-Реализацию цели начнём с выполнения задания. Верите ли вы, что:

-звук- это поперечная волна?

-звук - это продольная волна?

-всякое колеблющееся тело звучит?

-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?

-всякое звучащее тело колеблется?

- верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?

-На какие вопросы вы уже знаете ответ? Заполните таблицу ЗХУ. В колонке «Знаю» напишите все, что вы знаете о звуке.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

 

 

 

-Что бы вы еще хотели узнать о звуке? (запись в колонке «Хочу узнать»)

Учитель: Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. (Демонстрируются возникновение звуковых волн с помощью разных источников: постучать по столу, в ладоши, по полу).

4 этап - обобщение и систематизация знаний

Ученики высказывают свои мысли.

Учащиеся обдумывают какая тема данного урока может быть. Записывают тему в тетрадь.

В результате диалога формулируют цели урока:

- выяснить, что такое звук, какие источники звука существуют, от чего зависит громкость, тембр и высота звука.

 

Заполняют таблицу (запись в колонке «Знаю»)

Учащиеся обмениваются своими знаниями, проговаривая всё, что знают о звуке и всё то, что хотят узнать.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

 самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

7 мин.

       2 мин.

7 мин.

6 мин.

Приём

«Инсерт»

Фронтальная беседа

Работа в паре

Прием ЗХУ

Эксперимент

Демонстрация слайдов

Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

Чтобы узнать какие тела являются источниками звука, я предлагаю вам  выполнить задание:

-Внимательно прочитайте текст §30 учебника  и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения.

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно

«!»

«+»

«-»

«?»

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текстов.

Что из того, что Вы узнали, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

На какие вопросы мы сегодня смогли ответить?

Учащимся  предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией в классе

А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

5 этап - физминутка

6 этап - применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: Переходим к следующему этапу урока и теперь уже, зная источники звука, познакомимся с их характеристиками. А поможет нам в этом эксперимент.

1) Извлечение  звуков  с помощью деревянного молоточка от ударов по камертонам.
2) Извлечение  звуков  от двух разных по размеру колокольчиков.
3)Извлечение  звуков  с помощью линейки или карандаша от банок разного размера, в которых налита вода до разных уровней.
4)Наблюдение зависимости периода колебаний пружинного маятника от его массы.

Учитель. Какие выводы можно сделать, проделав данные опыты?  Как вы думаете, почему Вы слышали звуки этих различных тел? Что общего было в том, что они начали звучать?

Учитель. Какие характеристики существуют у звука  и как они подразделяются? Слайды (1-7). После просмотра заполнить таблицу.

Величина

Обозначение

Единица измерения

Формула

Амплитуда

Период

Частота

Фаза

Циклическая частота

Длина волны

Скорость волны

Период колебаний

математического маятника

Период колебаний

пружинного маятника

Учитель. Вы справились со всеми заданиями, теперь обобщим полученную информацию.

Что было вам известно о звуке?

Что было новым для вас?

О чём думали иначе? Заполните графу «Узнал».

-Есть у нас ещё вопросы, на которые нужно найти ответ? Тогда давайте снова обратимся к суждениям в начале урока.

Как сейчас  ответите Вы?

Итак, ребята посмотрите, на все ли вопросы мы  ответили. А на вопрос урока? А сейчас подведем итоги нашего сегодняшнего урока  и   вернёмся к определению цели нашего урока. Достигли цели? 

Учитель. А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал.

7 этап –  контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Читают параграф 30 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки.

 После проработки текста заполняют таблицу

Обсуждают содержание своих таблиц в парах.

Завершают заполние таблицы "Знал. Хочу узнать. Узнал»

Учащиеся  предлагают  свои  варианты

Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

Каждому ученику дается шаблон таблички, в верхней части которой ученик записывает свою фамилию. Работы собираются.

Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей)

Познавательные: поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста.

Регулятивные:

умение выполнять задание в соответствии с целью и планом

Коммуникативные: умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение

Познавательные УУД:

 проводить анализ учебного материала

Регулятивные: Осуществление контроля и коррекции своей деятельности

3 мин.

2мин.

.

Приём ПМИ

Тест.

 1.Выберите правильный ответ:

а) всякое звучащее тело колеблется;

б) всякое колеблющееся тело звучит.

2. Какие колебания называют ультразвуковыми?

а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц;

б) механические колебания с частотой выше 16 Гц;

в) механические колебания, частоты которых от 16 до 20000 Гц.

3. От каких величин зависит высота тона?

а) от амплитуды;

б) от частоты;

в) от громкости.

4. От чего зависит громкость звука?

а) от частоты колебаний;

б) от амплитуды колебаний;

-Сверьте свои ответы с «эталоном ответа» и выставьте себе оценку.

Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения.

8 этап - рефлексия. Подведение итогов

Учитель. Оцените свою работу на уроке с помощью

таблицы ПМИ (недостатки, достоинства, перспективы)

  • П – «плюс», положительные черты, достоинства
  • М – «минус», отрицательные черты, недостатки
  • И – «интересно», возможности для развития

П.

 

М

 

И

 

 9 этап - информация о домашнем задании

Учитель объясняет сущность домашнего задания:

1 уровень – прочитать параграф, ответить на вопросы

2 уровень – составить тест из 10 вопросов

3 уровень – составить синквейн по изученной теме.

Спасибо за урок!

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.

Код ответов:

1а, 2а, 3б, 4б.

Записывают домашнее задание.

 Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом; оценка собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

 осуществлять познавательную рефлексию;

выбор критерий оценивания работы;

оценка качества и  уровня усвоения;

  1. Источник информации:

Лопатченко И. Д. Конспект урока по Физике "Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука" 9 класс http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-fizike-istochniki-zvuka-zvukovie-kolebaniya-visota-tembr-i-gromkosty-zvuka-9-klass


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  Астрономии для 11 класса

по теме «Основы современной космологии»

 Тип урока:  «Открытие» нового знания.

Задачи: Изучить законы и закономерности космологии начала ХХ века.

 Планируемые результаты:

Содержательная цель урока:

(обязательный минимум содержания)

Предметные:   Научатся формулировать смысл  гипотезы Гамова Г.А. о горячем начале Вселенной; характеризовать понятие «реликтового излучение», описывать общие положения теории Большого взрыва; получат возможность научиться обосновывать справедливость гипотезы «горячей Вселенной» и приводить подтверждающие примеры; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной материи и явления антитяготения.

Метапредметные:

Познавательные –   приводить доказательства характеристики ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд;

Регулятивные –   оценивать научные гипотезы о существовании темной энергии; планировать деятельность; рыполнять работу по алгоритму.

Коммуникативные –  выражать логически верные обоснованные высказывания, сопоставлять информацию из различных источников.

Личностные:  организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной, учитывать позицию оппонента.

 

Указывают на увеличение расстояний между скоплениями галактик.

Формулируют смысл величины, обратной величине постоянной Хаббла.

Высказывают собственное мнение, исходя из известных к моменту изучения темы научных фактов.

Высказывают гипотезы, формируя цель урока.

Образовательные ресурсы:  учебник, электронная презентация, ресурсные сети Интернет.

Этапы урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы т тдиалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Время

Формируемые УУД

1. Организационный- мотивационный  этап

 

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Здравствуйте  уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы изучали основы космологии, заложенные в начале ХХ века. В книге И.С.Шкловского «Проблемы современной астрофизики» автор пишет: «Первые тысячелетия своего развития астрономия не была явно связана с физикой. В древности «небесные», «идеальные» явления противоставлялись земным… Для развития физики в ХVII и XVIII вв. характерна теснейшая связь с астрономией. Законы физики выводились и проверялись на астрономических явлениях. В дальнейшем бурное развитие и дифференциация наук привели ко все более растущему обособлению физики от астрономии…» Покажите на примере изученных на прошлом уроке основ космологии, заложенных в начале ХХ века, единство и дифференцированность физики и астрономии.

 Настраиваются на учебную деятельность.

Высказывают свое мнение, приводят примеры (Туманность Андромеды и др.), указывая, что данные туманности сейчас называют галактиками.

 

 

5–7 минут

Формирование навыков самоорганизации построение устных высказываний.

2.

Актуализация знаний учащихся

- Поясните, какой смысл имеет каждая из величин, входящих в закон Хаббла.

-  Используя графическую интерпретацию эффекта Доплера, дайте словесное описание данного явления и его применение в астрономии.

Сопровождается процесс фронтального выполнения заданий из учебника.

- Используя воздушный шар, маркер, покажите, как будет меняться расстояние между точками, нанесенными на плоскость шарика, расположенными близко и далеко друг от друга, если шарик надуть. Моделью какого процесса выступает данная система шарика с нанесенными точками.

 

Отвечают на вопросы, формулируя обоснованные ответы.

Выполняют фронтально задания 2-4 упражнения 21 учебника.

Участвуют в обсуждении модели и ее объяснении.

10 минут

Построение научно обоснованных устных высказываний. Применение знаний для решения задача.

 3.

Зыявление затруднений и формулировка целей деятелности

 - На прошлом уроке мы обосновали нестационарность Вселенной. Что происходит с расстояниями между скоплениями галактик сейчас?

- На прошлом уроке мы обсуждали смысл величины, обратной величине постоянной Хаббла. Сформулируйте его.

- Если мы можем в приближении оценить время жизни Вселенной, следовательно, существовал момент ее рождения. Какие сведения вам известны о рождении Вселенной и ее эволюции?

- Тема сегодняшнего урока – «Основы современной космологии». Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- Сегодня на уроке мы обсудим сценарий возникновения Вселенной, позволяющий объяснить наблюдаемые сейчас явления и предсказать возможности следствия.

 Указывают на увеличение расстояний между скоплениями галактик.

Формулируют смысл величины, обратной величине постоянной Хаббла.

Высказывают собственное мнение, исходя из известных к моменту изучения темы научных фактов.

Высказывают гипотезы, формируя цель урока.

10 минут

 Выдвижение гипотиз, постановка цели.

4.

Открытие нового знания учащимися.  

 

Сопровождает процесс выполнения самостоятельной работы.

Организует обсуждение результатов выполнения самостоятельного задания.

- Среди новых типов космических объектов и явлений – темная энергия.

Предлагает представить доклад о современных исследованиях проблемы темной энергии. Организует обсуждение доклада, используя данные учебника. Анализирует ее характеристики и свойства, кандидаты на роль темной материи (вакуум и сверхслабое поле).

- Мы затронули различные научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюции Вселенной. В ходе доклада вам необходимо заполнить таблицу.

Организует обсуждение результатов заполнения таблицы

Представляет подготовленную презентацию

 

 Используя содержание учебника (стр.203-207) заполняют таблицу (см.РМ).

 Представляют  результаты выполнения задания. В совместном обсуждении под руководством учителя делают выводы о выполнении во Вселенной законов физики, действующих для условий на Земле, но возможно открытие законов, неизвестных ранее в новых условиях при открытии новых космических объектов.

Представляют доклад «Исследование проблемы темной энергии». В процессе анализа доклада используют рис.6.28 учебника, отражающий теоретические и практические характеристики красного смещения и расстояний до звезд. Под руководством учителя акцентируют внимание на темной энергии как причине расширения Вселенной, её свойства:

-Равномерность распределения во Вселенной.

- Антигравитационные свойства.

- Отрицательное давление.

Желающие представляют доклад «Этапы эволюции Вселенной: современная теория». Остальные учащиеся заполняют таблицу:

15 минут

 

  Работа с текстом научного содержания. Планирование и коррекция деятельности. Интерпретация информации, представленной в различных формах.

Развитие навыков при работе с табличной информацией.

Время с момента возникновения Вселенной

Температура

Характеристика

Вселенной

Представляют результаты заполнения таблицы.

 

5.

Включение нового знания в систему

 

- Мы представили сценарий образования Вселенной, ранее мы изучали процесс рождения Солнечной Системы. Используя графическое представление, поясните процесс образования сверхскоплений галактик.

- Поясните, используя графическое представление, процесс образования различных типов галактик.

- Представьте сценарий образования звезд во Вселенной.

Организует фронтальное выполнение расчетных задач.

 

Высказывают гипотезы, используя представленное графическое представление процесса.

Фронтально выполняют решение задач (см.РМ).

7-10 минут

Интерпретация научной информации.

 

6.

Рефлексия

Деятельности.

- В начале изучения курса астрономии мы рассматривали с вами две системы мира. Сравните геоцентрическую, гелиоцентрическую системы мира с современными представлениями.

- Можно ли сказать, что все три системы мира справедливы, в каких границах?

- Мы подходим к завершению курса астрономии. Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на последнем уроке.

Ответы на рефлексивные вопросы.

 

5 минут

Саморефлексия деятельности на уроке. .

 

7.

Домашнее задание.

§ 27 («Основы современной космологии»). Темы докладов к заключительному уроку:

«Идеи множественности миров Д.Бруно», «Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов»; «Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе»; «Методы изучения экзопланет»; «История радиопосланий землян другим цивилизациям»; «Методы теоретической оценки возможности обнаружений внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян»; «История поиска радиосигналов разумных цивилизаций»;  «Проекты переселения на другие планеты».

Записывают домашнее задание.

 

 

5 минут