Классное руководство
Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная система | 61.38 КБ |
Участие обучающихся в социальных акциях и инициативах, в социально – значимых делах | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы
Цель воспитания: формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья.
Воспитательные задачи:
1.Способствовать формированию сознательного отношения к учению, развитию познавательных интересов учащихся.
2.Содействовать формированию классного коллектива и развитию в нём системы самоуправления.
3.Способствовать формированию экологического мировоззрения путём реализации воспитательной программы «Экологическая тропа».
4. Применять в учебно – воспитательном процессе принципы здоровьесбережения.
5.Создать условия для активного участия родителей в учебно –воспитательном процессе.
1.Формирование сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов обучающихся.
Работа, направленная на развитие познавательных интересов обучающихся состоит из двух этапов:
1.Диагностика
В 5, 6 классах было проведено анкетирование по изучению познавательных интересов обучающихся (приложение № 1).
Цель анкетирования: определить уровень развития познавательных интересов, характер мотивации. Уровень активности и самостоятельности обучающихся, как критериев развития познавательных интересов. (Методика Кувалдиной Е.А.)
Из диаграммы видно, что в 5 классе более половины обучающихся имели низкий уровень развития познавательных интересов, мало обучающихся с высоким уровнем. В 6 классе количество обучающихся с высоким уровнем развития познавательных интересов повысился, а с низким – понизился.
2. На втором этапе были использованы различные формы и методы, направленные на формирование познавательных интересов обучающихся:
- выпуск предметных газет;
- участие в предметных декадах;
- составление рейтинговой системы достижений учащихся класса;
- турниры знатоков;
-устные журналы;
-познавательные игры.
Выводы:
- у обучающихся повысился интерес к знаниям, уровень активности и самостоятельности по добыванию знаний;
- расширился кругозор;
Всего участвовало в олимпиаде (2016 -2017 учебный год) 13 обучающихся. Некоторые из них приняли участие в олимпиаде по нескольким предметам.
2.Формирование классного коллектива и развитие в нём системы самоуправления
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, возможности каждого конкретного ученика.
Структура самоуправления.
Высший орган самоуправления - это классное собрание, в работе которого принимают участие все обучающиеся класса и классный руководитель, могут привлекаться родители. На классном собрании формируются экологические группы (3), внутри которых экологические звенья. Каждая экологическая группа выбирает 1 представителя в экологический совет класса путём открытого голосования (решения считается принятым, если проголосовало более половины учащихся), который решает вопросы жизни классного коллектива, утверждает общественные поручения, слушает отчёты об их исполнение, вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В работе органы ученического самоуправления опираются на помощь и поддержку психологической службы школы, которая в лице психолога помогает ребятам анализировать и искать пути совершенствования отношений в коллективе.
Развитие ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного роста, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.
Результативность деятельности оценивалась по методике определения уровня самоуправления в ученическом коллективе. (приложение №2)
Вывод: на данном этапе уровень самоуправления в ученическом коллективе – средний. У ребят хорошо развиты такие качества личности как ответственность за порученное дело, активность в планировании жизнедеятельности класса. Но пока ещё дети недостаточно самостоятельны в решении ряда вопросов.
Также была проведена оценка групповой сплочённости Сишора –Ханина
(приложение № 3)
Коэффициент групповой сплочённости на хорошем уровне. На данный результат повлияли тренинговые занятия, которые проводит психолог школы. Занятия позволили развить такие навыки и умения, как доброжелательность, сотрудничать и действовать сообща, разрешать конфликтные ситуации. В результате отношения между ребятами и общий психологический климат в группах изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать между собой, научились поддерживать друг друга в различных ситуациях, а также получили положительный опыт сотрудничества.
Большую роль в создании эмоционально благоприятной среды для развития обучающихся играет результативная совместная деятельность, направленная на общий результат.
В течение двух лет классный коллектив занимает призовые места в общешкольных конкурсах «Лучший класс года», в конкурсе воспитательных проектов.
№ п/п | Учебный год | Класс | Название конкурса | Результат |
1. | 2015-2016 | 5 | «Лучший класс года» | 4 место |
2. | 2016-2017 | 6 | «Лучший класс года» | 2 место |
3. | 2015-2016 | 5 | Конкурс воспитательных проектов | 1 место |
4. | 2016-2017 | 6 | Конкурс воспитательных проектов | 1 место |
5. | 2016-2017 | 6 | VII Областной конкурс социальных проектов «Будущее зависит от нас!», посвящённого году Экологии. | 3 место |
3.Формирование экологического мировоззрения путём реализации воспитательного проекта «Экологическая тропа»
В основе моей воспитательной работы лежит проект «Экологическая тропа». В 2015-2016 учебном году в классе было проведено исследование, целью которого было выявление направленности деятельности классного коллектива. 90% обучающихся отдали предпочтение экологической деятельности. Этот показатель связан с тем, что в начальной школе мною проводилась работа с детьми данного класса по программе экологической направленности «Школа добрых волшебников».
Дальнейшее исследование выявило не только недостаток знаний по вопросам экологии, но и недостаточно высокий уровень экологического поведения. Основываясь на данных результатах, мною была разработана воспитательный проект «Экологическая тропа».
4. Применение в учебно–воспитательном процессе принципов здоровьесбережения
Одним очень важным направлением в моей деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся потребностей в здоровом образе жизни. Основной задачей является исследование и оценка состояния здоровья детей в процессе учебной деятельности. С этой целью в школе ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся. Измеряются антрометрические параметры детей и высчитываются индексы гармоничности физического развития.
Индекс Кетле характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения. Динамика положительная, показатели улучшились.
Показатель | 2015 -2016 учебный год | 2016 -2017 учебный год |
тучное | 1 | 1 |
дефицит | 2 | 4 |
гармоничное + | 2 | 1 |
гармоничное - | 10 | 7 |
гармоничное | 8 | 10 |
.
Индекс Робинсона характеризует состояние сердечно – сосудистой системы. По этому показателю нет детей с низким уровнем регуляции сердечно – сосудистой системы.
Показатель | 2015 -2016 учебный год | 2016 -2017 учебный год |
низкий | 0 | 0 |
ниже среднего | 0 | 0 |
средний | 8 | 8 |
выше среднего | 8 | 8 |
высокий | 7 | 7 |
Индекс Шаповаловой показывает развитие силы, быстроты и выносливости мышц. По этому показателю снизилось число детей с низким уровнем развития.
Показатель | 2015 -2016 учебный год | 2016 -2017 учебный год |
низкий | 0 | 0 |
ниже среднего | 1 | 1 |
средний | 3 | 4 |
выше среднего | 3 | 3 |
высокий | 16 | 15 |
Формы деятельности, направленные на формирование культуры здоровья:
- Дни здоровья;
- Спортивные праздники и соревнования;
-Походы выходного дня;
- «Жить здорово» (беседа);
- «Спорт – альтернатива вредным привычкам» (дискуссия);
- «В здоровом теле – здоровый дух» (устный журнал).
Ведётся работа с детьми и родителями по привлечению максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях.
Для здоровья ребёнка очень важно удовлетворение его социальных потребностей в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, интересам и способностям. Психическое здоровье ребёнка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также в дальнейшем успешной социализации. С педагогом- психологом и социальным педагогом ведётся работа по таким направлениям:
- Психодиагностика. Как классный руководитель составляю карту – профиль психологического климата (приложение №5), провожу методику «Цветопись», предложенную А.Н. Лутошкиным, в которой учащимся предлагается выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе. Все 20 учащихся отметили, что они спокойны, радостны, уравновешены.
Вывод: каждый обучающийся в классе пребывает в комфортном психоэмоциональном состоянии.
- Развитие и психокоррекция
Для учащихся проводятся психологические тренинги по программе «Я -подросток» А.В.Микляевой. Комплекс таких занятий позволяет формировать у обучающихся положительное самоотношение и принятие других людей, обучать рефлексии своего эмоционального состояния.
- Консультирование и просвещение
В классе проводятся систематические индивидуальные консультации по результатам обследования обучающихся, по запросу родителе, педагогов. Просветительская работа представлена организацией родительских собраний, проводятся «Дни открытых дверей».
5.Создание условия для активного участия родителей в учебно –воспитательном процессе.
Методом анкетирования и опроса учащихся была выявлена прямая зависимость уровня культуры школьников разных возрастных групп от уровня экологической культуры родителей в среднем на 70 % . Поэтому, приступая к социально-педагогическому партнерству, учителю необходимо наладить доброжелательные доверительные отношения в первую очередь с родителями. Ответственная задача классного руководителя сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для решения этой задачи реализуются следующие направления деятельности:
- Изучение семей обучающихся позволяет понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка. Использую такие формы работы как посещение семей, анкетирование, сочинения о семье, формирование электронного банка о семье и семейном воспитании.
- Педагогическое просвещение родителей: родительские собрания, индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей, лекции по педагогике и психологии, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье, обмен опытом по вопросам воспитания.
- Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных классных дел осуществляется через включение их в такие виды взаимодействия как:
-совместное планирование воспитательной работы в классе;
- творческие отчёты для родителей «Добро пожаловать в наш класс!»;
- выставки творческих работ;
- совместное проведение экологических акций;
- помощь в оформлении класса;
- день здоровья.
- Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса
- выборы родительского комитета;
- помощь в планировании его деятельности;
- работа с социально неблагополучными семьями.
-Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется через организацию:
- тематических и итоговых родительских собраний;
- проверку дневников учащихся;
-направление родителям благодарственных писем, писем –характеристик.
Принципы построения взаимоотношений с родителями:
- высокое уважение личности отца и матери, их родительской заботы;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны;
- обращение к чувству родительской любви и уважению.
Применяя методику анкетирования «Воспитательная работа в классе глазами родителей», можно сделать вывод об удовлетворённости родителей жизнедеятельностью в классе. (приложение №6)
Вопросы | Результаты 2015-2016 учебный год | Результаты 2016-2017 учебный год |
1.Актуальна ли и значима для Вас тематика и форма родительских собраний , которые проводит классный руководитель? | Да – 90% Нет -10% | Да – 98% Нет -2% |
2.Своевременно ли продуктивно разрешаются возникающие в классе проблемы? | Да – 98% Нет -2% | Да – 100% Нет -0% |
3.Устраивает ли Вас качество проводимых мероприятий в классе, направленных на развитие положительных качеств вашего ребёнка? | Да – 98% Нет -2% | Да – 100% Нет -0% |
4.Оцените деятельность классного руководителя по пятибалльной системе | 1-0% 2-0% 3-0% 4-6% 5-94% | 1-0% 2-0% 3-0% 4-4% 5-96% |
Предварительный просмотр:
Участие обучающихся в социальных акциях и инициативах, в социально – значимых делах
№ | Название социально – значимого дела | Дата | Степень участия класса (отдельных воспитанников) в процессе | Результат |
1 | «Всемирный День защиты животных» | Октябрь 2015 г. | 100% Все участники проекта | Подготовили и подарили обучающимся 1 кл. медали с изображением животных. Подготовили и показали экологическую сказку для обучающихся начальной школы «Кошкин дом» |
2. | «Вода России» | Октябрь 2015 г. | 100% Все участники проекта | Приняли участие во Всероссийском уроке |
3. | «Всемирный День защиты животных» | Октябрь 2016 г. | 100% Экогруппа «Красный десант» | Провели акцию в начальной школе ко Дню защиты животных «Они нуждаются в нашей защите»; Выпустили и развесили экологические листовки для жителей села; |
4. | «Мы в ответе за тех кого приручили» | Сентябрь 2017г. | 100% Все участники проекта | Провели благотворительную акцию совместно с родителями, уч –ся школы и студентами Самарского государственного социально-педагогического университета (собрали корма для животных приюта «Надежда» г. Самара) |
5. | «День синиц» | Ноябрь 2015 г., 2016 г. | 100% Экогруппа «Зелёный патруль» | Подготовили и развесили в школьном дворе кормушки; выпустили экологические листовки для жителей села. Подготовили и показали театрализованное представление для уч –ся 5 классов «Синичкин праздник». |
6. | «Зимний сад» | Сентябрь - ноябрь 2016 г. | 100% Все участники проекта | При поддержке родителей создали в классе «Зимний сад» |
7. | «Цветы для школы» | Апрель 2016г.. 2017 г. | 100% Все участники проекта | Вырастили рассаду цветов петуньи, бальзамина, сальвии, бархатцев. |
8. | «Весенний скворечник» | Март 2016г., 2017г. | 100% Экогруппа «Жёлтый дозор» | Изготовили и развесили скворечники совместно с родителями и старшеклассниками школы; создали буклеты «Войди в природу другом» и раздали их уч -ся |
9. | «Цветущий май» | Апрель 2016 г., 2017г. | 100% Все участники проекта | Изготовили цветы из полиэтиленовых пакетов, которые украсили нашу колонну на митинге 9 мая; Подарили цветы ветеранам |
10. | «Войди в природу другом» | Май 2016 г. | 100% Экогруппа «Красный десант | Разработали памятки «Правила безопасного поведения в природе» и раздали их уч –ся школы |
11. | «Будь уютным, чистым, радостным наш любимый школьный двор!» | Апрель 2016 г.,2017г | 100% Все участники проекта | Провели экологический субботник |
12. | «Чистый берег» | Май 2016 г.. 2017г. | 100% Все участники проекта | Провели акцию, убрали мусор на берегу водохранилища и на берегу реки Съезжая |
13. | «С Днем рождения, Земля!» | Апрель 2017 г.г. | 100% Все участники проекта | Подготовили и показали театрализованное представление «Экологический светофор» |
14. | «Добрый след» | Февраль 2014 г. | 100% Все участники проекта | Подготовили солонцы для животных, заготовили корма и передали старшему егерю «Алексеевского» Самарского общества охотников и рыболовов |
15. | Областная экологическая акция, посвящённая Международному Дню птиц | Апрель 2017г. | 100% Все участники проекта | Организовали конкурс и рисунков и выставку поделок «Птицы –наши друзья для уч – ся начальной школы, 5 и 6 классов |
16. | Областная экологическая акции «День Земли» | Май 2014 г. | 100% Все участники проекта | Очищены от мусора школьные и пришкольные территории |
17. | «Только объединившись, мы сможем сделать наш дом чистым и экологически безопасным!» | Май 2017 г. | 100% Все участники проекта | Экологическое мероприятие совместно с родителями |
18. | VII Областной конкурс социальных проектов органов ученического самоуправления «Будущее зависит от нас!», посвященного году Экологии. | Март 2017г. | 100% Все участники проекта | Диплом III степени |
Директор школы Е.А.Чередникова