Технология опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Цель данной технологии- развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_opytno-eksperimentalnoy_deyat-ti.doc | 76 КБ |
kartoteka_opytov_i_eksperimentov.docx | 25.21 КБ |
konspekt_zanyatiya_vozduh.docx | 166.17 КБ |
konspekt_zanyatiya_derevo-metall.docx | 186.08 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley._eksperiment.docx | 105 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.opyty_.docx | 125.92 КБ |
rekomendatsii._opyty_so_snegom_i_ldom.docx | 166.17 КБ |
monitoring.docx | 21.29 КБ |
foto.docx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ.
Амельченко Ирина Сергеевна,
воспитатель МБОУ д/с №50, «Жар-птица».
Актуальность. Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Основное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям самостоятельно получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость делиться увиденным, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс нашего ДОУ педагогической технологии по детскому экспериментированию.
Теоретико-методологической основой технологии являются труды:
- в области психологии В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова; В.С Юркевича.
- в области педагогики Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой Иванова, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова.
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица
Цель педагогической технологии:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования
Задачи:
1. Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость, твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), и явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
2. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека.
3. Формирование опыта применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
4. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, умения делать выводы, открытия;
5. Развитие мелкой моторики и координации движений;
6. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
7. Развитие внимания и памяти, речевых способностей;
8. Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
9. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
10. Воспитание самостоятельности и аккуратности в процессе поведения опытов и приобретении знаний.
Формирование основ целостного мировидения детей, развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования основывается на:
- осуществлении последовательного системного подхода в процессе формирования у детей основ целостного мировидения;
- эффективном сотрудничестве педагога и ребенка, построенном на проявлении оптимизма, веры в силы воспитанника и его поддержке;
- создании предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту и запросам ребенка.
Предполагаемый результат:
1. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. навыков
2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, основ диалектического мышления, коммуникативных
3. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
При планировании работы по организации детского экспериментирования, учитывается то, что в процессе экспериментальной деятельности ребенок должен приобретать опыт:
1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами.
2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
3. Социальный: практиковаться во взаимодействии как с группой детей, так и индивидуальной работе (сверстника и взрослого).
4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.
5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.
6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей.
7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.
8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.
Занятия организуются на принципах:
- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
- доступности предлагаемого материала;
- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
- вариативности и проблемности;
- взаимодействия с семьей.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
- связь теории с практикой;
- развивающий характер воспитания и обучения;
- индивидуализация и гуманизация образования;
- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
- целостность и системность обучающего процесса;
- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность технологии:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Виды работы:
- диагностика уровня развития познавательной активности;
- разработка перспективного плана и картотеки по экспериментальной деятельности;
- разработка серии экспериментов;
- создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома;
- организация совместных с детьми опытов и исследований;
- проведение эвристических бесед;
- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
- взаимодействие с родителями: консультации по экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель;
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников.
В нашем детском саду в каждой группе оборудованы зоны для проведения экспериментов. Экспериментальная зона создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Мини лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа с детьми начинается со знакомства с оборудованием и их назначением, правилами поведения. Экспериментальная зоне предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Данная китайская мудрость является основополагающей в работе с детьми. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.
Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, сопровождаясь просьбами к воспитателю : «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Воспитатель выступает в роли умного друга и советчика. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Ответ стоит построить так, чтобы постараться разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.
Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации; задают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?»; стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»; проявляют интерес к познавательной литературе; умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях; пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты; применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории: приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть; бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки; разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная; красители: ягодный сироп, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
2. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.
4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкльного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
5. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979.
6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» / Отв.ред. Н.Е. Веракса. М., 2007.
9. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
10. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.
11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.
13. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов
«Таинственный невидимка» (воздух) | Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер.
|
«Веер, веер, ветерок» | Педагог предлагает детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица, будто услышать шёпот «невидимки»: «Я здесь!». |
«Ветер парус надувает» | Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:
Итог: ветер — это перемещение воздуха. |
«Горка из песка» | Набрать горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой, наблюдая, как образуется холмик. |
«Камень и песок» | Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно. |
«Сухой песок» |
|
«Вода и песок» | Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро впитывается в поверхность песка. |
«Песочная кулинария» | Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. |
«Кирпичик» | Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует кирпичик, сделанный накануне аналогичным способом. |
«Почва и погода» | Во время прогулки предложить детям прикоснуться к земле ладошками, почувствовать, какая она: тёплая, сухая и светлая в солнечную погоду, тёмная, холодная, мокрая и липкая после дождя. |
«Есть ли у воды запах и вкус?» | Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду. |
«Фильтрование воды» | Дети действуют по схематическому алгоритму:
|
«Что такое вода, какой она формы?» | Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:
|
«Вода и пар» | Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли.Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость. |
«Снег и вода» | Набрать снег в прозрачную ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду и продемонстрировать результаты опыта детям. |
«Покров снега» | Ёмкости с водой поместить в снег на разную глубину. Наблюдая за состоянием воды в ёмкостях, дети делают вывод о том, что чем глубже была расположена ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода. |
«Снег и лёд» | В одно ведёрко набрать рыхлый снег, в другое поместить плотно утрамбованный снег, в третье — лёд. Наблюдение за содержимым трёх ведёрок поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь. |
«Нежный росток» | Подготовить почву, смешав песок, глину и перегной, заполнить ёмкость. Посадить в почву семечко любого овоща или цветка. Полить водой и оставить в тёплом и светлом месте. |
«Вершки и корешки» | Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду. |
«Букет» | Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды. |
«Питание растений» | Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка. |
«Кораблестроители» | Педагог предлагает детям подобрать плавучий материал для сооружения кораблика. Ребята опускают в воду деревянные или металлические пластины, брусочки из пенопласта, лодочки, сконструированные из бумаги, анализируют результаты наблюдений. |
«Волшебные линзы» | Рассматривание различных изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стёкла позволяет детям сформулировать логическое умозаключение о том, что размеры предметов меняются в зависимости от линзы, которая используется. |
«Путешествие солнечного зайчика» | В ясную погоду пронаблюдать за перемещением «солнечного зайчика», как поток света отражается от зеркальной поверхности, как поведёт себя «солнечный мячик», если поставить ещё одно зеркало? |
«Нарисуем радугу» | Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его таким образом, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стену в виде разноцветной дуги из семи цветов. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на цветовой спектр радуги. С высоты птичьего полёта радуга может выглядеть как окружность. |
«Свет и тень» | Направить поток света на различные предметы, рассмотреть результаты опыта и ответить на вопросы. Почему возникает тень? Как меняются очертания тени, от чего это зависит? Итог: тень образуется, когда световой поток не проникают сквозь предмет, тень повторяет очертания предмета, чем плотнее предмет, тем насыщеннее тень. |
«Магнитная рыбалка» | Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка. |
Согревающие лучики» | Во время прогулки прикоснуться к кирпичикам, оказавшимся в теневой части здания детского сада и тем, которые освещены солнечными лучами. |
«Разноцветные шарики» | Дети надувают резиновые шарики, наливают в их воду, сравнивают размеры и форму, наконец, приходят к выводам:
|
«Звёздное небо» |
Вывод: на вращающемся круге точки сливаются в световые кольца. В реальности звёзды неподвижны, а Земля вращается, но нам кажется, что это звёзды вращаются. |
«Огонь и сахар» | В ложечку положить кусочек сахара и подержать над огнём горящей свечи. Твёрдый кусочек сахара постепенно становится жидким. Без воздействия тепла сахар возвращается в твёрдой состояние. Дополнительный вопрос: может ли сахар перейти в жидкое состояние под лучами солнца? (Солнечного тепла недостаточно для того, чтобы сахар перешёл из твёрдого состояния в жидкое) |
«Вулкан» | Педагог предлагает детям рассмотреть макет вулкана, состоящий из пластиковой бутылки, обклеенной несколькими слоями мятой плотной бумаги. Рецепт лавы для извержения: вода, сода, жидкое мыло, краска красного цвета и уксусная кислота. |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Красногорск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 50 «Жар-птица»
Конспект
занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Свойства воздуха»
Воспитатель
Амельченко И.С.
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Оборудование:
- Набор букв;
- пакеты;
- стакан, прозрачная емкость с водой;
- Стаканчики пластиковые, трубочки;
- баночки с мыльными пузырями;
- весы;
- духовые инструменты;
- мандарин
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово. Для этого вам надо отгадать загадку. Дальше мы возьмём первые буквы слов-отгадок и узнаем, с чем мы сегодня познакомимся.
Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
(Слайд вода)
Белые овечки по небу гуляют.
Соберутся в стаи- солнце закрывают… (Слайд облака)
Нет планеты краше и милей
Для животных, насекомых, птиц, людей…
Реки, горы и бескрайние поля
На планете, что зовем… (Слайд Земля)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. ( Слайд дождь)
Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает. (Слайд уголь)
Когда есть тепло, То нет здесь его.
Тепло, как уйдёт,
Он сразу придёт. (Слайд холод)
-Давайте возьмем первые буквы наших слов – отгадок и узнаем, с чем будем знакомиться.
(Звучит музыка, составляем слово на доске из фетровых букв)
- Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ». Воздух – это одна из составляющих нашей природы.
- Какая бывает природа? (живая, неживая)
-А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)
-Что относится к живой природе? (слайд живая природа)
-А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.) (слайд неживая природа)
-Почему мы относим их к неживой природе?
-Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
-А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
-Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
-Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
- Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
(слайды)
-Как мы в играх используем воздух?
(слайды)
-Как воздух помогает растениям и животным?
(слайды)
-Кто-нибудь сейчас видит воздух?
-А может, его вовсе и нет?
-Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.
(Дети подходят к столу)
Опыт с полиэтиленовым пакетом.
-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему? (в нем нет воздуха)
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт со стаканом.
-Для проведения следующего опыта возьмем стакан. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
-А сейчас мы это проверим. Я держу стакан вверх дном, прямо и медленно опускаю в чашку с водой.
-Что вы заметили?(вода не заполняет стакан, а только часть)
-Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду)
-А теперь я предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
-Что мы видим в воде? (пузырьки)
-Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
-Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)
-Именно поэтому воздух называют невидимкой.
Опыт с водой и трубочкой.
-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились?
-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
-Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)
-Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
-Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
-Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».
-Предлагаю продолжить наши исследования.
Опыт: имеет ли воздух вес?
-Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и кладем их на весы.
-Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны)
-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Чаша весов перевесила с каким шариком? Почему?
-Делаем вывод: воздух имеет вес.
Опыт: легче воздух или вода?
-Как вы думаете, что легче воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опустим в нее кусочки пластилина.
-Что мы видим? (пузырьки воздуха прилипли к пластилину и он всплывает)
-Делаем вывод: пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает, значит, воздух легче, чем вода.
Опыт: можно ли услышать воздух?
-Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).
-Что мы слышим? (звуки)
-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Опыт имеет ли воздух запах?
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях.
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу:
Слайд
-воздух невидимый;
-бесцветный;
-безвкусный;
-без запаха;
-он есть везде;
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим. Без воздуха ничто живое не может жить.
-Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
Что же приводит к загрязнению воздуха?
Слайд
-В каком городе хотели бы вы жить?
-Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
Слайд
Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
Не бросать мусор;
Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти
На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.
-Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Красногорск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 50 «Жар-птица»
Конспект
занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе
«Свойства материалов»
Воспитатель
Амельченко И.С.
Цель занятия: Знакомство детей со свойствами и качествами металла, дерева и ткани.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева.
- учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.
Развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, восприятие.
- обогащать словарный запас детей понятиями деревянный, металлический.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в малых группах.
Оборудование:
- матрешка,
- металлический робот;
- деревянные ложки, кубики, пирамидка, стульчик;
- металлический конструктор, шарик, машинка, ложка, ковшик;
- емкость с водой;
- молоток, гвоздь.
Ход занятия:
- Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости? (Робот, мишка)
- Как мы их можем назвать одним словом? (Игрушки)
- Давайте с ними познакомимся:
- Какая матрешка? Из чего она сделана? (из дерева) Значит они деревянные.
- Посмотрите на предметы, которые лежат на столе, выберите из них деревянные предметы.
- Ребята, скажите какие предметы вы выбрали, почему и для чего нужны эти предметы?
Дидактическая игра на развитие внимания «Найди предметы из дерева».
Дети находят предметы из дерева и называют их. Например: стол, стул, шкаф и т.д.
- Какой робот? Из чего он сделан? (из железа) Значит он железный.
- Посмотрите на предметы, которые лежат на столе, выберите из них железные предметы.
- Ребята, скажите какие предметы вы выбрали, почему и для чего нужны эти предметы?
Физминутка:
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней, Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветер их качает, гнет.
Опыт «Тонет – не тонет»
- Ребята, как вы думаете дерево тонет в воде или нет? Давайте проведем с вами эксперимент и посмотрим – утонет или не утонет. На столе стоит таз с водой, опустите деревянные брусочки в воду.
Тоже делаем с металлическими пластинками и кусочками ткани.
Вывод: дерево не тонет, металл тонет. Дерево легче металла.
Опыт «Прозрачность»
- Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
( улица, деревья, детская площадка, беседка.)
- Теперь возьмите деревянные бруски, железные, поднесите их к глазам. Через них видна улица, деревья? (Нет).
Вывод: Данные материалы непрозрачны.
Опыт «Теплопроводимость»
Возьмите деревянные брусочки и металлические пластины. Приложите деревянные брусочки к правой щеке, а металлические пластины к левой. Что вы почувствовали, где холоднее? (Холоднее там, где металлическая пластина.)
Вывод: Дерево теплое, а металл холодный. Дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома.
Опыт.
- Ребята смотрите внимательно, я возьму деревянный брусок и попробую забить гвоздь, у меня получилось. Теперь попробую забить гвоздь в металлическую пластину. Что происходит? ( Гвоздь нельзя забить в металлическую пластину).
Вывод: Дерево мягче, чем металл.
Дерево поддается обработке, поэтому из него делают игрушки, ложки, мебель, можно
выполнить резьбу по дереву, выточить, выпилить, вырезать.
-Давайте вспомним ребята, о каких свойствах дерева мы узнали? (Дерево твердое, в воде не тонет. Дерево непрозрачное, удерживает тепло. Дерево поддается обработке).
-Давайте вспомним ребята, о каких свойствах металла мы узнали? (Металлические предметы твердые в воде тонут. Металл непрозрачный, холодный, поддается обработке специальными инструментами).
- Людям необходимо знать о свойствах различных материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать, и что из них можно делать.
Итог занятия:
1. Что вы узнали интересного для себя?
2. О каких свойствах дерева вы узнали ?
3. Какой опыт заинтересовал вас больше всего?
4. Какие предметы можно сделать из дерева?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 50 «Жар-птица»
Консультация для родителей
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА»
Подготовила:
воспитатель Амельченко И.С.
2019г.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
В процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном.
- происходит накопление фонда умственных умений.
- формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата.
- развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки.
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что цель характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска она уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ обучения детей.
Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать". Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый взрослым, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством взрослого, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта предлагаются для самостоятельного воспроизведения его ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.
Таким образом, главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Красногорск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 50 «Жар-птица»
Консультация для родителей
Опытно - экспериментальная деятельность детей
дома
Воспитатель
Амельченко И.С.
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии, некоторые научные знания и, конечно,тнеобходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
«Цветы лотоса»
Что вам понадобиться?
1. Цветная бумага. Вырежем из нее цветы с длинными лепестками. Сложим лепестки к центру.
2. Таз с водой.
3. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Почему это произошло?
Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
«Соломинка-пипетка»
Что вам понадобиться?
1. Соломинка для коктейля,
2. 2 стакана.
3. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду.
4. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Почему это произошло?
Закрывая пальцем верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха, который может вытолкнуть воду, внутрь трубочки. Таким образом, в трубочке сохраняется равновесие. Когда палец убираем, воздух попадает в трубочку и выталкивает воду.
«Стальная соломинка»
Эта игра поможет развить моторику рук, смекалку и воображение. Что вам понадобиться?
- Любые фрукты или овощи и обычные трубочки.
- Выложите фрукты на поверхность.
- Возьмите соломинку, конец зажмите пальцем и со всей силы воткните её, например, в морковь.
- Вы не поверите своим глазам, но соломинка проткнёт её.
Почему это произошло?
В то время, когда вы зажмёте конец соломинки, внутри её соберётся воздух, она укрепится и не согнётся при столкновении.
«Воздушная соломинка»
Можно ли заставить петь соломинку в воде? Чтобы ответить на этот вопрос, вам понадобится проделать такой опыт.
- Сделайте на конце соломинки надрез, она должна быть разрезана практически напополам.
- Под прямым углом согните трубочку.
- Наберите в стакан в воды, можете сделать её мыльной.
- Длинным концом вставьте трубочку в жидкость и подуйте в неё, сжимая зубами кончик трубочки.
- Чтобы звук был высоким и низким, опускайте и поднимайте трубочку вверх и вниз.
Следуйте инструкции, и ваш стаканчик с водичкой запоёт с помощью соломинки.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Красногорск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 50 «Жар-птица»
Рекомендация для родителей
Опыты со снегом и льдом.
Воспитатель
Амельченко И.С.
Дошкольное детство- это время познаний и открытий. Очень важно , когда интерес ребенка к практической деятельности поддерживается самыми дорогими и близкими ему людьми – родителями.
Зима для всех нас является сказочным временем года. И именно зимой можно проводить интересные опыты со льдом и снегом.
Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то напоминают ребенку фокусы, главное – дать маленькому человечку возможность все сделать самому. Вначале проведения опыта предложите ребенку высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце обязательно обсудите их.
Нужен ли зимой растениям снег?
Цель: выясняем необходимость некоторых изменений в природе.
Оборудование: пластиковые бутылки с водой.
Ход: Вынесите две емкости с водой, одну из которых поставьте на снег, а другую – под снег, чтобы выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Понаблюдав за водой в обеих бутылках, сделайте выводы:
под снегом вода замерзла не полностью, там теплее, поэтому растениям нужен снег как одеяло. Не будет снега – могут погибнуть и замерзнуть корешки. Найдите места на газонах, где снег выдувается и где его много, предложите ребенку запомнить эти места. Весной можно понаблюдать за появлением растительности на этих участках.
Снег и лед.
Цель: Выясняем, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся.
Оборудование: емкости со снегом и льдом.
Вывод: с понижением температуры до 0 C вода превращается в снег или лед. Снег и лед – это твердая вода.
Плавает-тонет
Цель: Выясняем, что произойдет, если в один стакан с водой положить снег, а в
другой – лёд.
Вывод: снег тонет, так как он рыхлый и тяжелый, а лёд плавает, он твердый, плотный и легкий.
Измерение глубины снежного покрова
Цель: Измерение глубины снежного покрова в разных местах с помощью подручного материала (палочек, сухих веток, ручки детской лопатки и др.).
Выясняем, где больше снега: под деревом или на открытом месте? Где снег рыхлый, а где — утоптанный? Как ребенок думает, почему?
Разноцветные фигурки
Цель: Изучение свойств воды и льда.
Оборудование: бутылка с водой, формочки разного размера, гуашь, веревка.
Ход: наливаем в формочки воду. Одну формочку оставляем не тронутой, а в другие добавляем краску различных цветов. Веревочку кладем во все формочки так, чтобы они были на одинаковом расстоянии , а концы свисали. Ждем, когда вода замерзнет. Чтобы достать лед из формочек держим их немного в теплой воде. Получилась гирлянда
Вывод: лед прозрачный . С помощью краски можно сделать разноцветный, т.к. краска растворяется в воде.
Предварительный просмотр:
Мониторинг исследовательского поведения у дошкольников
(технология экспериментальной деятельности)
№ | ФИО ребенка | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | |||||||||
Умение видеть и выделять проблему | Умение принимать и ставить цель | Умение решать проблемы и анализировать | Умение выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы | Развитие познавательной активности | |||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | ||
Уровни исследовательской деятельности дошкольников
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей. |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи . |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |