План самообразования

План самообразования на 2015-2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_zhukovets.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»

Авиастроительного района города Казани

План самообразования

учителя русского языка и литературы

 Ларисы Михайловны Жуковец

Тема самообразования:

«Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к  исследовательской деятельности»

Казань

                             План самообразования

Предметы: русский язык и литература.

Методическая тема учителя: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на  основе диалога культур в ходе приобщения к  исследовательской деятельности».

Срок реализации (работы над темой): 2015-2018 гг.

 

Актуальность темы:

Я определила для себя следующую тему самообразования на 2015-2018 учебные годы: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на  основе диалога культур в ходе приобщения к  исследовательской деятельности». Считаю ее очень актуальной, так как свойственное Республике Татарстан слияние двух культур, двуязычие должно способствовать обогащению личности ребенка, помогать формированию его лингвистических знаний, исследовательских навыков, коммуникативной и культуроведческой компетенции.  Применение новых образовательных технологий, направленных на формирование культуроведческой компетенции,  способствует повышению  мотивации к изучению предмета, становлению исследовательских навыков, в долгосрочной перспективе -   разностороннему развитию и успешной самореализации   ребенка.

 Важным  направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.  Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя  - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а  запас  компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более учителя.  Общество всегда предъявляло  и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

 Актуальность выбранной темы  обусловлена переходом на новый ФГОС, в основу которого положен подход, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.

Цель самообразования: 

Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы по теме «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на  основе диалога культур в ходе приобщения к  исследовательской деятельности».

Основные направления моей деятельности:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на формирование культуроведческой компетенции учащихся ;

2)  изучение теоретических основ поликультурного образования;

3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;

4) изучение методических основ педагогической мастерской;

5) изучение и  освоение применения методических приемов на уроках, основанных на диалоге культур;

6) применение полученных теоретических знаний на практике.

Задачи:

  1.  изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  2. изучить передовой опыт учителей, апробировать полученные знания на практике;
  3. внедрять элементы новых  технологий  в учебно – воспитательный процесс;
  4. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
  5. изучить нормативную и методическую документацию по вопросам образования;
  6. пройти курсовую подготовку на базе ИРО с целью повышения квалификации;
  7. участвовать в системе школьной и городской методической работы; обобщить результаты работы для передачи собственного опыта коллегам.

Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предметам на итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов; призовые места на муниципальном и республиканском турах олимпиады по русскому языку и литературе;  научно-практических конференциях, создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.

Содержание работы

Сроки

Индикатор достижения результата

Использование, применение

Выпол

нение (+/-)

1

Изучение методической литературы

1) Еремина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.- М.: Просвещение, 2013.

------------------------------------

2) Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. - 2-е изд., доп., перераб. - Луганск: СПД Резников В. С., 2006.

-------------------------------------

3) Александров В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т. В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2003.

-------------------------------------

4) Александров В. Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Сочинение-рассуждение. / Александров В. Н., Александрова О. И. - Челябинск: Взгляд, 2004.

-------------------------------------

5) Александров В. Н., Александрова О. И. Единый государственный экзамен. Русский язык: Азбучные истины. Подготовка к сочинению.

-------------------------------------

6) Антонова Е. С. Тайна текста. РЯШ №5-6 2000,

с. 3-11.

7) Антонова Е. С. «Тайна текста» и секреты методики. РЯШ №2 2002, с. 3-12.

-------------------------------------

8) Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка. РЯШ №3 1995, с. 3-8.

------------------------------------

9) Котельникова С. А. Сочинения нетрадиционных жанров РЯШ №5 1995, с. 23-26.

-------------------------------------

10) Пахнова Т. М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. РЯШ №6 2005, с. 32-39.

-------------------------------------

11) Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка.

РЯШ №1 2006, с. 3-8.

-------------------------------------

12) Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе М 2004.

-------------------------------------

13) Абдуллина Л. И. Нетрадиционные уроки литературы М 2011

-------------------------------------

14) Никульцева В. В. Лингвистический анализ стихотворения РЯШ №3 2000, с. 71-74.

-------------------------------------

15) Обухова Л. Н. Тексты для решения пунктуационных задач. РЯШ №1 2002, с. 28-32.

-------------------------------------

16) Николина Н. А. Опыт лингвостилистического анализа РЯШ №4 2002, с.70-76.

-------------------------------------

17) Пономарева Л. Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход. РЯШ №6 2002, с. 3-10.

Л.Я. Ковадло «Слово- тайна тысячелетий» Минск, 2004

А.В.Сухарев «Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры» Казань, 2005

в течение года 2015-2016

--------------

в течение 2015-17 гг

-------------

в течение 2015-2018 гг.

--------------

в течение 2015-2018 гг.

-------------

в течение года

---------------

в течение года

---------------

январь-

февраль 2016

---------------

Март-апрель-май 2016

--------------

Сентябрь-ноябрь-декабрь 2016

--------------

 Январь-февраль-март 2017

---------------

Апрель-май

2017

--------------

сентябрь октябрь 2017

---------------

ноябрь-декабрь 2017

---------------

Январь  –февраль-март 2018

---------------

апрель-май 2018

Улучшение в целом качества знаний по предмету

--------------------

Повысить мотивацию  учащихся

--------------------

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ

---------------------

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ.

---------------------

-- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ ------------------

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ в

---------------------

На уроках, при подготовке к олимпиадам, при подготовке к итоговой аттестации по предмету в 9, 11 классах.

------------------------

На уроках русского языка и литературы.

 

----------------------

На уроках русского языка.

 

 

----------------------

На уроках русского языка.

-----------------------

Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе

-----------------------

Выступление на ГМО по теме самообразования.

Мастер-класс для педагогов школы

------------------------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

---------

2

Консультации, курсы.

1) Курсы ИРО "Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС"

-----------------------------------

2) Консультации и мастер-классы учителей-грантников ПНПО на заседаниях при ГМЦ по темам, связанным с преподаванием русского языка и литературы в условиях модернизации  общего образования

 -----------------------------------

3) Консультации учителей татарского и английского языка и литературы по содержанию научных работ по сопоставительной лингвистике

------------------------------------

4) Консультации и практические рекомендации координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы АССУЛ

 

ноябрь2016

-------------

--------------

--------------

постоянно

---------------------

Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку и литературе

--------------------

Участие в научно-практических конференциях

-------------------

.

Создание презентаций, применение

ЦОР

------------------------

На уроках русского языка и литературы.

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы.

-----------------------

В ходе редактирования научно-исследовательской работы. -----------------------

При подготовке участниковолимпиад по русскому языку и литературе

+

---------

+

---------

5) Участие в работе Интернет-форума bilingual-online@googlegroups.com, посвященного преподаванию в билингвальных классах

постоянно

Практические выводы (тезисы):

   

   Учитывая требования государственной программы по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенции, я в своей работе особое внимание уделяю таким современным приёмам и методам, которые позволяют активизировать учебную деятельность школьников, сделать её за счет исследовательских задач эффективной, результативной. На уроках русского языка и литературы я активно внедряю, опираясь на изученную литературу, элементы таких образовательных технологий, как педагогическая мастерская и проблемное обучение. Работа направлена на сопоставление языковых фактов разных языков, отражение определенной темы в культуре разных стран,  подготовку к олимпиадам, конференциям, создание исследовательских работ учащимися старших классов Методическое решение: научить ученика таким исполнительским схемам, которые позволят ему создать творческую работу,  исследование, соответствующие общепринятым в научном мире критериям оценки. Методические приемы рассчитаны на использование специальных упражнений, которые распределены по трём разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические и синтетические. Все вышеуказанные методики направлены на преодоление проблемы понимания. Учащимся тяжело разобраться в иерархии обозначенных проблем вследствие малого житейского опыта. Как показала моя практика, применения данных методик, работа с текстами культуроведческого содержания  на уроках  стала разнообразнее, интереснее, продуктивнее. Стал выше уровень преподавания, улучшилось качество знаний учеников, что подтверждают хорошие результаты: положительная динамика роста достижений учащихся в предметных олимпиадах, в интеллектуальных  и творческих конкурсах разного уровня.  

  Однако в ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы:

  1. недостаточное количество текстов  культуроведческого типа как в учебниках, так и в специальных пособиях;
  2. общая низкая культура, бедное воображение, скудное мышление, плохо развитая речь слабых учеников по всем учебным дисциплинам. Если первую проблему ещё можно решить в течение нескольких лет путём создания дидактического материала, то вторая проблема намного сложнее, требующая от учителей-предметников, психолога совместных усилий для комплексного решения вопросов развития слабых школьников.  

Приоритеты моего самообразования

  • пройти курсы повышения квалификации в ИРО;
  • продолжить работу по составлению дидактического материала;
  • принять участие в научно-практических конференциях по НОУ;
  • получить консультации у  специалистов;
  • опубликовать свои поурочные разработки в методических журналах «Русский язык в школе», «Литература в школе» и в материалах научных конференций;
  • регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей, участвовать в работе АССУЛ РФ.