План самообразования
План самообразования на 2015-2018 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_zhukovets.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»
Авиастроительного района города Казани
План самообразования
учителя русского языка и литературы
Ларисы Михайловны Жуковец
Тема самообразования:
«Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности»
Казань
План самообразования
Предметы: русский язык и литература.
Методическая тема учителя: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности».
Срок реализации (работы над темой): 2015-2018 гг.
Актуальность темы:
Я определила для себя следующую тему самообразования на 2015-2018 учебные годы: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности». Считаю ее очень актуальной, так как свойственное Республике Татарстан слияние двух культур, двуязычие должно способствовать обогащению личности ребенка, помогать формированию его лингвистических знаний, исследовательских навыков, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Применение новых образовательных технологий, направленных на формирование культуроведческой компетенции, способствует повышению мотивации к изучению предмета, становлению исследовательских навыков, в долгосрочной перспективе - разностороннему развитию и успешной самореализации ребенка.
Важным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более учителя. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом на новый ФГОС, в основу которого положен подход, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.
Цель самообразования:
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы по теме «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности».
Основные направления моей деятельности:
1) изучение новых образовательных технологий, направленных на формирование культуроведческой компетенции учащихся ;
2) изучение теоретических основ поликультурного образования;
3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;
4) изучение методических основ педагогической мастерской;
5) изучение и освоение применения методических приемов на уроках, основанных на диалоге культур;
6) применение полученных теоретических знаний на практике.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить передовой опыт учителей, апробировать полученные знания на практике;
- внедрять элементы новых технологий в учебно – воспитательный процесс;
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
- изучить нормативную и методическую документацию по вопросам образования;
- пройти курсовую подготовку на базе ИРО с целью повышения квалификации;
- участвовать в системе школьной и городской методической работы; обобщить результаты работы для передачи собственного опыта коллегам.
Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предметам на итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов; призовые места на муниципальном и республиканском турах олимпиады по русскому языку и литературе; научно-практических конференциях, создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.
№ | Содержание работы | Сроки | Индикатор достижения результата | Использование, применение | Выпол нение (+/-) |
1 | Изучение методической литературы | ||||
1) Еремина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.- М.: Просвещение, 2013. ------------------------------------ 2) Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. - 2-е изд., доп., перераб. - Луганск: СПД Резников В. С., 2006. ------------------------------------- 3) Александров В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т. В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2003. ------------------------------------- 4) Александров В. Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Сочинение-рассуждение. / Александров В. Н., Александрова О. И. - Челябинск: Взгляд, 2004. ------------------------------------- 5) Александров В. Н., Александрова О. И. Единый государственный экзамен. Русский язык: Азбучные истины. Подготовка к сочинению. ------------------------------------- 6) Антонова Е. С. Тайна текста. РЯШ №5-6 2000, с. 3-11. 7) Антонова Е. С. «Тайна текста» и секреты методики. РЯШ №2 2002, с. 3-12. ------------------------------------- 8) Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка. РЯШ №3 1995, с. 3-8. ------------------------------------ 9) Котельникова С. А. Сочинения нетрадиционных жанров РЯШ №5 1995, с. 23-26. ------------------------------------- 10) Пахнова Т. М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. РЯШ №6 2005, с. 32-39. ------------------------------------- 11) Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ №1 2006, с. 3-8. ------------------------------------- 12) Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе М 2004. ------------------------------------- 13) Абдуллина Л. И. Нетрадиционные уроки литературы М 2011 ------------------------------------- 14) Никульцева В. В. Лингвистический анализ стихотворения РЯШ №3 2000, с. 71-74. ------------------------------------- 15) Обухова Л. Н. Тексты для решения пунктуационных задач. РЯШ №1 2002, с. 28-32. ------------------------------------- 16) Николина Н. А. Опыт лингвостилистического анализа РЯШ №4 2002, с.70-76. ------------------------------------- 17) Пономарева Л. Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход. РЯШ №6 2002, с. 3-10. Л.Я. Ковадло «Слово- тайна тысячелетий» Минск, 2004 А.В.Сухарев «Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры» Казань, 2005 | в течение года 2015-2016 -------------- в течение 2015-17 гг ------------- в течение 2015-2018 гг. -------------- в течение 2015-2018 гг. ------------- в течение года --------------- в течение года --------------- январь- февраль 2016 --------------- Март-апрель-май 2016 -------------- Сентябрь-ноябрь-декабрь 2016 -------------- Январь-февраль-март 2017 --------------- Апрель-май 2017 -------------- сентябрь октябрь 2017 --------------- ноябрь-декабрь 2017 --------------- Январь –февраль-март 2018 --------------- апрель-май 2018 | Улучшение в целом качества знаний по предмету -------------------- Повысить мотивацию учащихся -------------------- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ --------------------- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ. --------------------- -- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ ------------------ Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ в --------------------- | На уроках, при подготовке к олимпиадам, при подготовке к итоговой аттестации по предмету в 9, 11 классах. ------------------------ На уроках русского языка и литературы.
---------------------- На уроках русского языка.
---------------------- На уроках русского языка. ----------------------- Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе ----------------------- Выступление на ГМО по теме самообразования. Мастер-класс для педагогов школы ------------------------ | --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- | |
2 | Консультации, курсы. | ||||
1) Курсы ИРО "Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС" ----------------------------------- 2) Консультации и мастер-классы учителей-грантников ПНПО на заседаниях при ГМЦ по темам, связанным с преподаванием русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования ----------------------------------- 3) Консультации учителей татарского и английского языка и литературы по содержанию научных работ по сопоставительной лингвистике ------------------------------------ 4) Консультации и практические рекомендации координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы АССУЛ
| ноябрь2016 ------------- -------------- -------------- постоянно | --------------------- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку и литературе -------------------- Участие в научно-практических конференциях ------------------- . | Создание презентаций, применение ЦОР ------------------------ На уроках русского языка и литературы. Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы. ----------------------- В ходе редактирования научно-исследовательской работы. ----------------------- При подготовке участниковолимпиад по русскому языку и литературе | + --------- + --------- | |
5) Участие в работе Интернет-форума bilingual-online@googlegroups.com, посвященного преподаванию в билингвальных классах | постоянно |
Практические выводы (тезисы):
Учитывая требования государственной программы по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенции, я в своей работе особое внимание уделяю таким современным приёмам и методам, которые позволяют активизировать учебную деятельность школьников, сделать её за счет исследовательских задач эффективной, результативной. На уроках русского языка и литературы я активно внедряю, опираясь на изученную литературу, элементы таких образовательных технологий, как педагогическая мастерская и проблемное обучение. Работа направлена на сопоставление языковых фактов разных языков, отражение определенной темы в культуре разных стран, подготовку к олимпиадам, конференциям, создание исследовательских работ учащимися старших классов Методическое решение: научить ученика таким исполнительским схемам, которые позволят ему создать творческую работу, исследование, соответствующие общепринятым в научном мире критериям оценки. Методические приемы рассчитаны на использование специальных упражнений, которые распределены по трём разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические и синтетические. Все вышеуказанные методики направлены на преодоление проблемы понимания. Учащимся тяжело разобраться в иерархии обозначенных проблем вследствие малого житейского опыта. Как показала моя практика, применения данных методик, работа с текстами культуроведческого содержания на уроках стала разнообразнее, интереснее, продуктивнее. Стал выше уровень преподавания, улучшилось качество знаний учеников, что подтверждают хорошие результаты: положительная динамика роста достижений учащихся в предметных олимпиадах, в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня.
Однако в ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы:
- недостаточное количество текстов культуроведческого типа как в учебниках, так и в специальных пособиях;
- общая низкая культура, бедное воображение, скудное мышление, плохо развитая речь слабых учеников по всем учебным дисциплинам. Если первую проблему ещё можно решить в течение нескольких лет путём создания дидактического материала, то вторая проблема намного сложнее, требующая от учителей-предметников, психолога совместных усилий для комплексного решения вопросов развития слабых школьников.
Приоритеты моего самообразования
- пройти курсы повышения квалификации в ИРО;
- продолжить работу по составлению дидактического материала;
- принять участие в научно-практических конференциях по НОУ;
- получить консультации у специалистов;
- опубликовать свои поурочные разработки в методических журналах «Русский язык в школе», «Литература в школе» и в материалах научных конференций;
- регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей, участвовать в работе АССУЛ РФ.