Направления работы
Материалы для работы учителя русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_otsenki_znaniy.docx | 24.17 КБ |
rekomendatsii_po_organizatsii_kontrolya.docx | 39.79 КБ |
tolkovanie_informativnost_teksta.docx | 25.71 КБ |
plan_samoobrazovaniya_zhukovets.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации контроля
за преподаванием русского языка и литературы
Основная документация учителя русского языка и литературы.
- Программы для ОУ, рекомендованные МО РФ по русскому языку и литературе. Замена реализуемых программ и соответствующим им учебников в ходе изучения предметных курсов не допускается.
- Календарно – тематические планы. Рекомендуется указание необходимого программного и учебно - методического обеспечения. Например, изучение курса русского языка по параллельному учебному комплексу (под ред. М.М. Разумовской – М.: Дрофа, 2008г. Разумовская М.М. и др. Русский язык: 5кл. – М.: Дрофа, 2008г.)
При изменении содержательной части программы, в том числе и при перестановке тем (20%, в соответствии с законом РФ «Об образовании») необходимо сделать обоснование в Пояснительной записке к КТП; концептуальные идеи программы не должны быть нарушены.
Тщательно продуманные календарно – тематические планы позволяют учителю учитывать преемственность и перспективность в обучении.
Существуют разные структуры календарно – тематических планов. С целью совершенствования преподавания предметных курсов «Русский язык» и «Литература» и учетом современных требований к уроку, рекомендуются следующие разделы календарно – тематического плана:
- № п/п;
- раздел и тема программы;
- количество часов;
- тема урока (в соответствии с программой);
- сроки;
- актуализация опорных знаний, их преемственность.
Продумывая систему работы по изучению темы, учитель должен определить, что знают его ученики по данной теме, обеспечивая тем самым необходимую преемственность в формировании знаний, умений. Кроме того, следует предусмотреть необходимые меры по восполнению пробелов у тех учащихся, которые не усвоили в полном объеме материал программы.
- развитие речи
Речевые умения должны совершенствоваться на каждом уроке.
- реализация ХКК ГОС ОО (от 10 до 15%);
( автор, название произведения, страница, вид деятельности );
- диагностика ЗУНов.
Данный раздел наглядно отражает
- рекомендуемое число контрольных работ;
- использование учителем как традиционных форм контроля (диктант, изложение (подробное, сжатое ) сочинение), так и современных технологий, позволяющих интенсифицировать деятельность учащихся ( в т. ч тестирование);
- учет контингента учащихся;
- планирование учителем не только итогового контроля, но и текущего.
Рекомендуемая форма календарно – тематического плана не является единственно возможной.
- Нормы оценок.
Нормы оценок ЗУНов учащихся по литературе (Приказ МП РСФСР от 3.09.1984г. №234). (Отдельные позиции включены в данные рекомендации).
- Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку и литературе (в том числе и малых).
- Поурочное планирование.
- Стандарт образования по русскому языку и литературе.
Формы и виды контроля
Знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Виды итогового контроля | Рекомендуемые цели |
Диктант | Проверка норм письменной речи, орфографической и пунктуационной грамотности. |
Изложение
| Умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
|
Сочинение Сочинение – рассуждение ( в т. ч. на лингвистическую тему )
| Умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. |
Тестирование
|
- умение извлекать основную информацию из текста при чтении; аргументировать те или иные тезисы; определять принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи; квалифицировать средства речевой выразительности. Языковая и лингвистическая компетенция учащихся : - умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях. |
Контрольная работа (вопросы по теории и практические задания). | |
Олимпиада | |
Рефераты | |
Многоаспектный анализ текста |
Текущий контроль
Целесообразно обращение к таким формам работы, которые нацелены на проверку знаний, умений и навыков на промежуточном этапе формирования прочного навыка.
Практическая работа | Решает вопросы проверки ЗУНов, приобретённых ранее и находящихся на этапе совершенствования. |
Лабораторная работа | Нацелена на проверку умений самостоятельно приобретать научную информацию (в большей мере, чем практическая работа). |
Осложнённое списывание с творческим заданием | Решает вопросы закрепления навыков правописания и формирования умений составлять собственное высказывание. |
Сочинение | |
Изложение с творческим заданием | |
Контрольная работа (теория и практика) | |
Дифференцированный зачёт | |
Тестирование | Позволяет установить обратную связь и определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме. |
Устные сообщения учащихся | |
Рефераты | |
Многоаспектный анализ текста:
|
|
ФормыФормы текущей аттестации выбираются учителем с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых педагогических технологий и отражаются в календарно-тематических планах. |
Рекомендуемое число контрольных письменных работ
(сочинений разных жанров) по литературе.
«…в программах по литературе определены основные виды устных и письменных работ, но не оговаривается ни система развития речевых умений, ни система письменных работ, поэтому учитель самостоятелен в выборе методических подходов к реализации требований программы, но он должен обеспечить поступательность и преемственность при обучении разным видам работ, проводить обучающие и контрольные работы по литературе, начиная с 5 класса, опираясь на знания и умения, полученные и сформированные у учащихся при изучении курса русского языка».
Классы | Классные сочинения | Домашние сочинения |
5 | 3 | 1 |
6 | 3 | 1 |
7 | 4 | 1 |
8 | 4 | 1 |
9 | 5 | 1 |
10 | 5 | 4 |
11 | 5 | 4 |
«Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений)».
(Министерство образования РФ. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. . Дрофа, Москва, 2007 год.)
( ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для ОУ с русским языком обучения )
Рекомендуемое число итоговых
контрольных работ по русскому языку.
Виды работ | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Диктант с грамматическим заданием | 5 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Изложение - подробное - выборочное - сжатое | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | ||
Сочинение -повествование – описание -– рассуждение ( в т. ч на лингвистическую тему ). | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Словарные диктанты | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 |
Письмо по памяти | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 |
Тестирование | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рекомендации даны с учетом форм итоговой аттестации в 9-х, 11-х классах.
Рекомендуемое количество слов в текстах.
Класс | Диктант | Словарный диктант | Изложение (подробное) | Объём сочинения |
5 | 90 –1 00 | 10 – 15 (15 – 20) | 100 - 150 | 0,5 – 1 стр. |
6 | 100 - 110 | 15 – 20 (20 – 25) | 150 - 200 | 1 – 1,5 стр. |
7 | 110 - 120 | 25 - 30 | 200 - 250 | 1,5 – 2 стр. |
8 | 120 - 150 | 30 - 35 | 250 - 350 | 2 – 3 стр. |
9 | 150 - 170 | 35 – 40 | 350 - 450 | 3 – 4 стр. |
10 - 11 | 4 – 5 стр. |
Количество в контрольном диктанте
Класс | Орфограмм | Пунктограмм | Слов с непроверяемыми орфограммами |
5 | 12 | 2 – 3 | 5 |
6 | 16 | 3 – 4 | 7 |
7 | 20 | 4 - 5 | 10 |
8 | 24 | 10 | 10 |
9 | 24 | 15 | 10 |
Примечание: в текст контрольного диктанта могут включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3 предыдущих уроках.
Рекомендуемые нормы чтения
Классы | Чтение вслух | Чтение про себя |
5 класс | 110 - 120 | 170 |
6 класс | 120 - 140 | 210 |
7 – 11 кл. | 150 | 250 |
.
Рекомендованы следующие нормы оценивания диктантов.
Отметка | Число ошибок ( орфографических и пунктуационных ) |
Диктант | |
«5» | 0/0 , 0/1, 1/0 ( негрубая ошибка ) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0 ( 3/1 – если ошибки однотипные ) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 ( в 5 кл. ), 6/6 (ели есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8 / 6 |
«1» | Более, чем за отметку «2» |
Словарный диктант | |
«5» | 0 / 0 ошибок |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«2» | До 7 ошибок |
«1» | Если их больше |
Изложение и сочинение | |
«5» | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | Допускаются
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических – двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4». |
«3» | Допускается:
|
«2» | Допускаются:
|
Примечания:
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка ( содержание и речь ) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Положение о ведении ученических тетрадей и их проверке.
- Количество и название ученических тетрадей.
Предмет | Кол-во тетрадей 5 – 8 класс | Кол-во тетрадей 9 – 10 – 11 класс |
Русский язык | Две рабочие тетради. Одна – для к/работ. Одна – для работ по развитию речи. | Две рабочие тетради. Одна тетрадь для к/работ. |
Литература | Одна тетрадь. | Одна рабочая тетрадь и тетрадь для к/работ. |
2. Требования к оформлению тетрадей.
2.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями (12 – 18 листов). Общие тетради могут использоваться лишь в 7 – 11 классе по литературе (необходимо выполнение больших по объёму работ).
2.2. Надписи на обложке должны выполняться единообразно, с указанием, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи).
Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика (-цы) 5 класса А
МОБУ сош
_Фамилия, Имя
2.3. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами.
2.4. Писать на отдельной строке название темы урока, темы письменных работ (изложение, сочинение и т.д.).
2.5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (упражнение № 18, цифровой диктант, зрительный диктант и т.д.).
2.6. Соблюдать красную строку.
2.7. Для отделения одной работы от другой и для выставления оценки пропускаются 2 строки.
В тетради для контрольных работ должны быть:
- контрольные диктанты;
- контрольные словарные диктанты;
- контрольные изложнения;
- контрольные сочинения.
Работа над ошибками выполняется в этой же тетради.
В тетради по развитию речи должны быть:
- все виды обучающих творческих работ;
- все виды подготовительной работы (план, словарная работа и т.д.);
- свободные и творческие диктанты.
3. Порядок проверки письменных работ учителями.
3.1. Сроки.
Тетради учащихся по русскому языку, в которых выполняются обучающие, классные и домашние работы проверяются в 5 классе и в I полугодии 6 класса ежедневно, а далее ежедневно лишь у слабоуспевающих, у остальных – раз в неделю, далее (9 – 11 класс) – раз в две недели.
Контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку.
Контрольные изложения и сочинения проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через неделю.
3.2. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик (ошибки в работах слабых учащихся исправляются учителем);
- все ошибки выносятся на поля, при оценивании группируются;
- при проверке изложений и сочинений отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фонетические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические (Ф, Л, Р, Г);
- проверив диктант, изложение или сочинение учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывает количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок; в изложениях, сочинениях ошибки группируются по схеме:
Ф- Л – Р
О – П -Г
3.3. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. Проверяется обязательно.
3.4. Отметка выставляется без кавычек, без знака минуса.
3.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
3.6. Отметка за ведение тетради выставляется в журнал один раз в четверть в отдельную колонку без даты.
Рекомендации по оформлению журналов.
- Тема урока записывается в соответствии с Программой.
- При записи темы урока рекомендуется учитывать характер, вид контрольной работы:
- Контрольное сочинение – рецензия…
- Контрольное подробное изложение…
- Контрольная работа и использованием тестовых заданий с выбором ответа (с кратким ответом, с развёрнутым ответом).
- Обучающее сочинение…
- За обучающие письменные работы в журнал выставляются отметки по усмотрению учителя (неудовлетворительные оценки не выставляются).
- За малые формы контрольных работ (словарный диктант) не рекомендуется выставлять оценки в отдельную колонку.
- 5. В 5-11-х классах отметка за грамотность в творческой работе по литературе выставляется на странице «Русский язык» в отдельную колонку с указанием даты. (Сочинение по литературе
- Запись в журнале реализации Хабаровского краевого компонента «ХКК ГОС» (перед записью темы урока).
- В графе «Домашнее задание указывается содержание, объём, характер домашнего задания.
- Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается.
- Рекомендации по отдельным предметам
- Русский язык и литература
- Количество контрольных сочинений по литературе в 10-11 классах (из них не менее 50% - классных).
- 10 класс - 6;
- 11 класс - 7 (6 + 1 предэкзаменационное).
- Примечания:
- 1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в журнал две оценки в одну клетку.
- 2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляются в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык».
- 3. Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный столбик с указанием «Сочинение»).
- Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя, составленным на основе нормативных документов Министерства образования Российской Федерации.
- Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке.
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения
Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное
Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом
Толкование Информативность текста
Три этапа работы с текстом
1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:
- задать вопрос автору по прочитанному (В),
- предположить ответ (О),
- при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).
- Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
– 1) психолингвистическое свойство (категория) текста, соотносимое с его способностью участвовать в коммуникации в зависимости от социальных, психологических, научно-теоретических, общекультурных, возрастных и других особенностей коммуникантов. Для одного получателя сообщение будет новым, т.е. информативным, для другого это же сообщение будет лишено информации, поскольку содержание сообщения ему уже известно или непонятно; 2) в лингвистике текста это основная категория текста, включающая различную по своему прагматическому назначению информацию: а) содержательно-фактуальную (СФИ), б) содержательно-концептуальную (СКИ), в) содержательно-подтекстовую (СПИ).
Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о поставленных проблемах, выдвигаемых гипотезах, путях решения проблем, сведения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших или которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. В такой информации могут быть даны сведения о гипотезах, выдвигаемых учеными, их взглядах, сопоставления фактов, их характеристики, возможные решения поставленных вопросов и т.д. Содержательно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т.е. всегда выражается вербально, причем языковые единицы обычно употребляются в их прямых, предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально обусловленным опытом.
Содержательно-концептуальная информация служит для передачи понимания автором отношений между явлениями, значимости этих явлений в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа. Такая информация извлекается из всего произведения и представляет собой творческое переосмысление отношений между явлениями, фактов, событий, процессов, происходящих в обществе и представляемых писателем в созданном его воображением мире. Этот мир приближенно отражает объективную действительность в ее реальном воплощении. СКИ не всегда выражена с достаточной ясностью. Она дает возможность разных толкований. СКИ присуща текстам разных функц. стилей – научного, художественного, публицистического. Различие же заключается в том, что в науч. текстах она эксплицирована достаточно определенно, ясно, посредством выражения методологического аспекта знания, значит, особенно в теоретических текстах, насыщенных языковыми единицами, ориентированными на формирование методологического субъекта науч. текста (Е.А Баженова), в то время как в худож. текстах СКИ представляет собой авторский замысел и его содержательную информацию. На этом основании И.Р. Гальперин считает содержательно-концептуальную, глубинную, информацию, лишь опосредованно выявляемую в содержательно-фактуальной, категорией преимущественно худож. текстов. Вместе с тем и в публиц. текстах эмоционально-субъективный замысел автора реализуется в разных жанрах по-разному: например, "сообщение не обладает концептуальностью" (И.Р Гальперин), в то время как аналитические жанры предполагают наличие концептуальной информации.
Содержательно-подтекстовая информация (СПИ) обусловлена тем, что к заключенной в "поверхностной структуре" объекта добавляется иная, скрытая информация, исходящая из модели данного объекта (В.А. Звегинцев). Подтекст сосуществует с вербальным выражением и сопутствует ему, запланирован и реализуется автором текста; это своего рода "диалог" между содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной разновидностями информации. Идущие параллельно два потока сообщения – один, выраженный языковыми знаками, другой, создаваемый полифонией этих знаков, – в некоторых точках сближаются, дополняют друг друга, иногда вступают в противоречия. Отсюда неоформленность и неопределенность подтекста. Понятию подтекста близки понятия пресуппозиции, а также приращения смысла. Пресуппозиция – термин лингвистической семантики, обозначающий компонент смысла предложения, который должен быть истинным для того, чтобы предложение не воспринималось как семантически аномальное или неуместное в данном контексте. Приращение смысла спонтанно возникает в процессе реализации лексических, синтаксических, композиционных особенностей текстовых единиц. По И.Р. Гальперину, целесообразно различать СПИ двух видов: ситуативную и ассоциативную. Ситуативная СПИ возникает в связи с фактами, событиями, ранее описанными в целом произведении. Ассоциативная СПИ не связана с фактами, описанными ранее, а возникает в силу свойственной сознанию привычки связывать изложенное вербально с накопленным личным или общественным опытом. Ассоциативная СПИ сравнительно с ситуативной более эфемерна, размыта и неопределенна. Категория И. представляет собой обязательный признак текста и может проявиться в разных формах – от нулевой, когда в тексте не содержится ничего нового, а лишь повторяется уже известное, до концептуальной, для выявления которой необходим скрупулезный анализ текста. Между этими полюсами располагается информация различной степени насыщенности (меры новизны).
И. в качестве категории текста обусловлена его функц.-стилевой и жанровой спецификой. Так, дипломатические документы, объединенные официально-деловым стилем, по характеру информации могут быть представлены в виде пакта, договора, меморандума, ноты, заявления, протеста, ультиматума и проч. Худож. стиль реализуется в текстах рассказа, басни, романа, стихотворения, драмы, поэмы, повести. Газетно-публиц. стиль воплощается в текстах коротких сообщений, газетных заголовков, передовых статей, коммюнике и проч. В самом названии типа текста заключена пресуппозиция, предопределяющая основное направление самого текста. Как и всякая категория, И. проявляется в определенных формах, таких, как сообщение, описание, рассуждение, письмо, резолюция, договор, статья, заметка, справка и др. В частности, сообщение – форма И., предназначенная для передачи получателю сведений о событиях происходящих, происшедших или которые будут происходить в ближайшее время. Она обладает эксплицитно выраженными указателями временно́го и пространственного характера, в отличие от других форм информации, в которых временны́е и пространственные параметры часто подвергаются существенным трансформациям, вплоть до их нулевого выражения.
Выявление авторского отношения к сообщаемому тесно связано с определением целеустановки текста. Четкое осознание учащимися цели, которую ставил перед собой автор, – важнейшее условие правильного понимания содержания текста. Поверхностное объяснение связано с неумением определять тип информации в тексте.
Я знакомлю учащихся с типами информации в тексте:
1. Фактуальная – фактическая основа текста (что происходило, происходит и будет происходить).
2. Концептуальная – информация об авторе, его взглядах, позиции, намерениях.
3. Подтекстовая – явно не выраженная информация в тексте, которая может быть раскрыта в определенных условиях .
Подтекстовая информация содержится в художественных текстах.
Для выявления типов информации в тексте использую стихотворения в прозе И.С.Тургенева, эпизоды из произведений Н.В.Гоголя, А.П.Чехова.
Одной из ключевых компетенций, которая формируется на уроках русского языка при работе с текстами, является коммуникативная компетенция, предполагающая способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию и адекватно ее интерпретировать, создавать собственное высказывание. Проблемы, возникающие при формировании этой компетенции, связаны с разрывом между освоением теоретической базы и формированием практических умений и навыков. Уроки работы с текстами в рамках подготовки к ЕГЭ позволяют решить эти проблемы.
Цель:
- воспитание грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, вступая с ним в диалог, создавая на его основе собственное высказывание
Задачи:
- создание системы уроков работы с текстами в 10-11 классах;
- подготовка учащихся к выполнению заданий по текстам в ЕГЭ
Условия возникновения опыта
- анализ сочинений по тексту показывает, что неудачи учащихся обусловлены затруднениями, связанными с информационной обработкой текстов различных типов, стилей, строения; в аналитических отчётах о результатах ЕГЭ отмечается, что «остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики», недостаточно развиты навыки аналитической работы с текстом.
- наблюдается противоречие между традиционными методами и формами работы с текстом и современными подходами, связанными с формированием коммуникативной компетенции, которая определяется прежде всего через умение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её;
- фронтальные формы работы с текстом на уроках вступают в противоречие с необходимостью каждому ученику самостоятельно на итоговой аттестации создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.
Актуальность
- Работа с текстом - основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом.
- По мнению ученых, умение понимать текст не формируется стихийно по мере взросления у всех детей, непонимание текста приводит к его отторжению, к нежеланию читать.
- Условием достижения современного уровня гуманитарного образования является диалог с текстом, текст же лишь тогда выполняет свои функции, когда адекватно воспринимается читателем.
- Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 11 классах включает задания, успешное выполнение которых зависит от точности и правильности восприятия текста. В спецификации ЕГЭ задания части С и А27 определяются как задания по информационной обработке текстов различных стилей и типов.
Ведущая педагогическая идея
«Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
(из материалов международного исследования PISA)
Теоретическая база
1.Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования» (с точки зрения лингвистики (теория И.Р.Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: «содержательно-фактуальной» (сообщение о фактах, событиях...), «содержательно-подтекстовой» (скрытой информации), «содержательно-концептуальной» (мысли, чувства автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на понимание читателя).
2.Граник Г.Г., Шаповал С.А., Соболева О.В.(в работах этих учёных ставится проблема понимания художественного текста и даются пути её решения).
3.Публикации международного исследования PISA-2009. Сайт «Центр оценки качества образования ИОСО РАО» (раскрываются современные подходы к читательской деятельности).
4.Зинченко В.П. (рассматривается проблема понимания в целом, связь понимания с обучением, творчеством).
Новизна опыта
Предпринята попытка создать частную методику работы с текстом на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.
Технология опыта
1.Необходимо учить работать с информацией в текстах (формировать информационную компетенцию, которая предполагает умение искать информацию, анализировать, преобразовывать ее, применять для решения проблем).
Основные умения текстовосприятия, которые необходимо формировать, связаны с вычитыванием информации (фактологической, подтекстовой, концептуальной):
- понимание общего содержания текста, основного смысла;
- умение активно воспринимать текстовую информацию (прояснять тему, содержание, задавать себе вопросы по ходу чтения, выяснять непонятное);
- умение извлекать фактическую информацию, то есть информацию, заданную в явном виде, при этом отделять главную информацию от второстепенной (основную от дополнительной);
- умение заполнять смысловые пропуски, выявлять скрытую информацию и делать выводы на основе явной и скрытой информации;
- умение извлекать концептуальную информацию, интерпретировать и обобщать ее;
- умение сопоставлять информацию;
- умение находить в тексте подтверждение высказанного суждения, отличать предмет («мнение») от факта, подтверждать свое суждение примером из текста;
- нахождение ключевых слов, словосочетаний, предложений (информационно важных), реализующих тематическое и смысловое единство текста;
- умение ориентироваться в структуре текста, отслеживать логику высказывания;
- умение использовать разные способы чтения: просмотровое, поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации, аналитическое);
- умение удерживать информацию в памяти (сопоставлять, сравнивать, соединять фрагменты в общую информационную картину);
- умение переформулировать информацию, сжимать текст;
- умение высказывать личное мнение (рефлексировать на содержание и форму текста).
2.Необходимо обучать «стратегиям» чтения текстов разных стилей, если используется чтение с целью освоения и использования информации.
Возможные «стратегии» работы с текстами разных стилей
Информационный текст (научно-популярный, учебный, деловой).
Описывает событие, ситуацию.
1.Чтение, определение темы, авторского замысла, стиля.
2.Чтение и прояснение темы, содержания, структуры текста:
-наблюдение за развитием темы, выделение смысловых частей, составление плана;
-работа с абзацами с опорой на типы речи - выделение (маркировка, подчеркивание) главной информации, в том числе ключевых слов.
3.Сжатая запись текста (задание А27 предусматривает сопоставление информации).
4. Оценивание информации (интересна, полезна, нова...) и формы ее предъявления (понятно, логично, увлекательно...)
Оценочно-информационный текст (научно-популярный, публицистический, художественный, разговорный)
Описывает событие, ситуацию и содержит авторскую оценку.
1.Чтение, определение темы, стиля, авторского замысла.
2. Чтение и прояснение темы, проблем, авторской позиции, строения текста.
3. Формулирование проблемы (или одной из проблем), поиск и выявление информации по ней:
«вычитывание» по абзацам главной информации, нахождение словосочетаний, предложений, в которых автор дает прямые оценки, формулирует проблему, свое отношение к ней, предлагает ее решение.
4. Создание собственного текста (переформулирование информации в виде темы, проблемы, авторской позиции)
Образно-оценочно-информационный текст (художественный).
«Рисует» ситуацию и содержит авторскую оценку, обладает многозначностью (необходимо различать автора, повествователя, героя текста).
1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста.
2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются?
3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя?
4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации:
- анализ размышлений главного героя, его поведения;
- определение характера взаимоотношений героев;
- анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры...
5. Создание собственного текста.
3.Примерное содержание уроков работы с текстами в 10-11 классах
Пояснительная записка.
Выполняя задания по текстам в ЕГЭ, выпускники показывают уровень коммуникативной компетентности. Тексты, с которыми они работают на экзамене, различаются стилем, содержанием, структурой. Отбор текстов для занятий, их последовательность не должны носить случайный характер. Уместно начинать работу в 10 классе с публицистических текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, например проблему экологии. Публицистические тексты, с которыми пойдет работа далее, должны быть разнообразны по содержанию и строению. Понять художественный текст труднее, в нем проблема и авторская позиция определяются не так, как при работе с публицистическим текстом. С художественными текстами можно начинать работать в 11 классе.
Предложенные примерные темы работы с текстами можно использовать как на элективном курсе (приложение ), так и на уроках русского языка, дополняя их анализами письменных работ учащихся.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»
Авиастроительного района города Казани
План самообразования
учителя русского языка и литературы
Ларисы Михайловны Жуковец
Тема самообразования:
«Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности»
Казань
План самообразования
Предметы: русский язык и литература.
Методическая тема учителя: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности».
Срок реализации (работы над темой): 2015-2018 гг.
Актуальность темы:
Я определила для себя следующую тему самообразования на 2015-2018 учебные годы: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности». Считаю ее очень актуальной, так как свойственное Республике Татарстан слияние двух культур, двуязычие должно способствовать обогащению личности ребенка, помогать формированию его лингвистических знаний, исследовательских навыков, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Применение новых образовательных технологий, направленных на формирование культуроведческой компетенции, способствует повышению мотивации к изучению предмета, становлению исследовательских навыков, в долгосрочной перспективе - разностороннему развитию и успешной самореализации ребенка.
Важным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Совершенствование качества обучения и воспитания в современной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более учителя. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом на новый ФГОС, в основу которого положен подход, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.
Цель самообразования:
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы по теме «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур в ходе приобщения к исследовательской деятельности».
Основные направления моей деятельности:
1) изучение новых образовательных технологий, направленных на формирование культуроведческой компетенции учащихся ;
2) изучение теоретических основ поликультурного образования;
3) изучение теоретических основ системно - деятельностного подхода в обучении;
4) изучение методических основ педагогической мастерской;
5) изучение и освоение применения методических приемов на уроках, основанных на диалоге культур;
6) применение полученных теоретических знаний на практике.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить передовой опыт учителей, апробировать полученные знания на практике;
- внедрять элементы новых технологий в учебно – воспитательный процесс;
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
- изучить нормативную и методическую документацию по вопросам образования;
- пройти курсовую подготовку на базе ИРО с целью повышения квалификации;
- участвовать в системе школьной и городской методической работы; обобщить результаты работы для передачи собственного опыта коллегам.
Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предметам на итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов; призовые места на муниципальном и республиканском турах олимпиады по русскому языку и литературе; научно-практических конференциях, создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.
№ | Содержание работы | Сроки | Индикатор достижения результата | Использование, применение | Выпол нение (+/-) |
1 | Изучение методической литературы | ||||
1) Еремина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.- М.: Просвещение, 2013. ------------------------------------ 2) Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. - 2-е изд., доп., перераб. - Луганск: СПД Резников В. С., 2006. ------------------------------------- 3) Александров В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т. В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2003. ------------------------------------- 4) Александров В. Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Сочинение-рассуждение. / Александров В. Н., Александрова О. И. - Челябинск: Взгляд, 2004. ------------------------------------- 5) Александров В. Н., Александрова О. И. Единый государственный экзамен. Русский язык: Азбучные истины. Подготовка к сочинению. ------------------------------------- 6) Антонова Е. С. Тайна текста. РЯШ №5-6 2000, с. 3-11. 7) Антонова Е. С. «Тайна текста» и секреты методики. РЯШ №2 2002, с. 3-12. ------------------------------------- 8) Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка. РЯШ №3 1995, с. 3-8. ------------------------------------ 9) Котельникова С. А. Сочинения нетрадиционных жанров РЯШ №5 1995, с. 23-26. ------------------------------------- 10) Пахнова Т. М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. РЯШ №6 2005, с. 32-39. ------------------------------------- 11) Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ №1 2006, с. 3-8. ------------------------------------- 12) Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе М 2004. ------------------------------------- 13) Абдуллина Л. И. Нетрадиционные уроки литературы М 2011 ------------------------------------- 14) Никульцева В. В. Лингвистический анализ стихотворения РЯШ №3 2000, с. 71-74. ------------------------------------- 15) Обухова Л. Н. Тексты для решения пунктуационных задач. РЯШ №1 2002, с. 28-32. ------------------------------------- 16) Николина Н. А. Опыт лингвостилистического анализа РЯШ №4 2002, с.70-76. ------------------------------------- 17) Пономарева Л. Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход. РЯШ №6 2002, с. 3-10. Л.Я. Ковадло «Слово- тайна тысячелетий» Минск, 2004 А.В.Сухарев «Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры» Казань, 2005 | в течение года 2015-2016 -------------- в течение 2015-17 гг ------------- в течение 2015-2018 гг. -------------- в течение 2015-2018 гг. ------------- в течение года --------------- в течение года --------------- январь- февраль 2016 --------------- Март-апрель-май 2016 -------------- Сентябрь-ноябрь-декабрь 2016 -------------- Январь-февраль-март 2017 --------------- Апрель-май 2017 -------------- сентябрь октябрь 2017 --------------- ноябрь-декабрь 2017 --------------- Январь –февраль-март 2018 --------------- апрель-май 2018 | Улучшение в целом качества знаний по предмету -------------------- Повысить мотивацию учащихся -------------------- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ --------------------- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ. --------------------- -- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ ------------------ Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку на ЕГЭ в --------------------- | На уроках, при подготовке к олимпиадам, при подготовке к итоговой аттестации по предмету в 9, 11 классах. ------------------------ На уроках русского языка и литературы.
---------------------- На уроках русского языка.
---------------------- На уроках русского языка. ----------------------- Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе ----------------------- Выступление на ГМО по теме самообразования. Мастер-класс для педагогов школы ------------------------ | --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- --------- | |
2 | Консультации, курсы. | ||||
1) Курсы ИРО "Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС" ----------------------------------- 2) Консультации и мастер-классы учителей-грантников ПНПО на заседаниях при ГМЦ по темам, связанным с преподаванием русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования ----------------------------------- 3) Консультации учителей татарского и английского языка и литературы по содержанию научных работ по сопоставительной лингвистике ------------------------------------ 4) Консультации и практические рекомендации координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы АССУЛ
| ноябрь2016 ------------- -------------- -------------- постоянно | --------------------- Высокий качественный процент успеваемости по русскому языку и литературе -------------------- Участие в научно-практических конференциях ------------------- . | Создание презентаций, применение ЦОР ------------------------ На уроках русского языка и литературы. Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы. ----------------------- В ходе редактирования научно-исследовательской работы. ----------------------- При подготовке участниковолимпиад по русскому языку и литературе | + --------- + --------- | |
5) Участие в работе Интернет-форума bilingual-online@googlegroups.com, посвященного преподаванию в билингвальных классах | постоянно |
Практические выводы (тезисы):
Учитывая требования государственной программы по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенции, я в своей работе особое внимание уделяю таким современным приёмам и методам, которые позволяют активизировать учебную деятельность школьников, сделать её за счет исследовательских задач эффективной, результативной. На уроках русского языка и литературы я активно внедряю, опираясь на изученную литературу, элементы таких образовательных технологий, как педагогическая мастерская и проблемное обучение. Работа направлена на сопоставление языковых фактов разных языков, отражение определенной темы в культуре разных стран, подготовку к олимпиадам, конференциям, создание исследовательских работ учащимися старших классов Методическое решение: научить ученика таким исполнительским схемам, которые позволят ему создать творческую работу, исследование, соответствующие общепринятым в научном мире критериям оценки. Методические приемы рассчитаны на использование специальных упражнений, которые распределены по трём разделам в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: аналитические, аналитико-синтетические и синтетические. Все вышеуказанные методики направлены на преодоление проблемы понимания. Учащимся тяжело разобраться в иерархии обозначенных проблем вследствие малого житейского опыта. Как показала моя практика, применения данных методик, работа с текстами культуроведческого содержания на уроках стала разнообразнее, интереснее, продуктивнее. Стал выше уровень преподавания, улучшилось качество знаний учеников, что подтверждают хорошие результаты: положительная динамика роста достижений учащихся в предметных олимпиадах, в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня.
Однако в ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы:
- недостаточное количество текстов культуроведческого типа как в учебниках, так и в специальных пособиях;
- общая низкая культура, бедное воображение, скудное мышление, плохо развитая речь слабых учеников по всем учебным дисциплинам. Если первую проблему ещё можно решить в течение нескольких лет путём создания дидактического материала, то вторая проблема намного сложнее, требующая от учителей-предметников, психолога совместных усилий для комплексного решения вопросов развития слабых школьников.
Приоритеты моего самообразования
- пройти курсы повышения квалификации в ИРО;
- продолжить работу по составлению дидактического материала;
- принять участие в научно-практических конференциях по НОУ;
- получить консультации у специалистов;
- опубликовать свои поурочные разработки в методических журналах «Русский язык в школе», «Литература в школе» и в материалах научных конференций;
- регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей, участвовать в работе АССУЛ РФ.