Доклады
Предварительный просмотр:
Доклад
Якутский Нострадамус.
Чыңыс Хаантан ыйаахтаах, Одун Хаантан оңоруулаах…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Миссия духовного лидера якутской нации.
1.1. Мировоззрение А.Е.Кулаковского.
1.2. Система просветительских взглядов в «Сновидении шамана», письме «Якутской интеллигенции»
ГЛАВА II. Возрождение идеи якутского Нострадамуса в 21 веке.
2.1. Ответ на пророческий взгляд Кулаковского в наше время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ыарахан санаађа ылларбыт
Ытык нуолур бэйэлээх
Ыраас дођотторгун
Ыксаабыт көђүстэрин
Ыралаах ырыађынан
Ырыта ыллаан биэрэн
Ыраастыыр буол диэн
Чыңыс Хаантан
Ыйаахтаах эбитим үһү.
Одун Хаантан
Оңоруулаах эбитим үһү
(А.Е.Кулаковский. Өксөкүлээх Өлөксөй).
Алексей Елисеевич Кулаковский – Өксөкүлээх относится к тем редким историческим личностям, которым было присуще предвидеть будущее. Поразительно, что основные мысли, высказываемые этим великим северным Мудрецом в самом начале XX века по самым актуальным проблемам современности реализуются через столетия в нашей сложнейшей повседневной жизни. Поэт, мыслитель, философ солидарен со своими предшественниками в понимании особой миссии поэта как «пророка», предназначение которого, заключалось в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Он склонен считать, что дар «певца» имеет божественную природу, понимает свое предназначение «очищать душу людей», освобождать их от «черных дум», творить мир и добро. Творчество Кулаковского, в частности его метод не оценивается однозначно. Оно вырастает в своей значимости в любой эпохе жизни. Духовное наследие Кулаковского наиболее прозорливее силой своего гения. И волей обстоятельств наиболее приспособленное к ответам на вызовы времени, а вся его жизнь – патриота и носителя созидательных идей – будет нравственным ориентиром для новых поколений. Труды Кулаковского имеют большое воспитательное значение в современных условиях, когда развитие общества характеризуется обилием новых проблем, и, в первую очередь многих проблем воспитания и формирования подрастающего поколения. Обращение к национальному, духовному богатству, нуждающемуся в сохранении и передаче грядущим поколениям - залог эффективного решения этих проблем. В этом и заключается актуальность моей работы.
Обьект исследования – литературное наследие А.Е.Кулаковского. Процесс передачи подрастающему поколению духовно-нравственного и социального опыта на основе пророческих взглядов А.Е.Кулаковского.
Предмет исследования – воззрения и идеи, способы и пути решения, предложенные А Е Кулаковским в его изысканиях по развитию якутского народа.
Цель исследования – на основе конкретно-исторического подхода дать наиболее полное системное представление о значении наследия А Е Кулаковского, изучить возможности и педагогические пути использования лучших идей в современной воспитательной практике в целях формирования и развитии личности подрастающего поколения..
Задачи:
- изучение литературной наследственности Кулаковского;
- рассмотрение научных работ, посвященных исследованию трудов А Е Кулаковского с целью освещения истории изучения его ;
- выявление и описание основных идей и воззрений А Е Кулаковского по вопросам якутского языка,
Гипотеза исследования исходит из позиции, что литературное наследие Кулаковского включает в себе ценные находки, которые при научно-обоснованном использовании могут обеспечить воспитание и развитие школьников на уровне современных требований.
Методы исследования – в работе применены описательный, сравнительно-сопоставительный, статистический методы
Новизна исследования –
Теоретическая и практическая значимость - Материалы данной работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории, по родной литературе, а также могут быть применены в учебно-воспитательной работе.
ГЛАВА I. МИССИЯ ДУХОВНОГО ЛИДЕРА ЯКУТСКОЙ НАЦИИ.
1.1. Мировоззрение А.Е.Кулаковского Алексей Елисеевич Кулаковский - псевдоним Өксөкүлээх Өлөксөй (что означает в переводе на русский язык мифический двухглавый Орел Алексей) - родился 16 марта 1877 г. в семье зажиточного якута IV Жехсогонского наслега Ботурусского улуса Якутской области. Из рода Кулаковских был последний якутский жрец, в 1632 г. Отколовшийся от своего тыгына, шаман небывалого пророческого духа Кээрэкээн. Впоследствии в роду рождались такой же силы шаманы Омуочча Моттогуйаан, Баспай, Албакыын. Также потомками являются А.И.Софронов-Алампа, Суорун Омоллоон, Амма Аччыгыйа.
Все дети Кулаковских обладали художественным талантом. Большое значение придавалось физической закалке, умение выживать в экстремальных ситуациях, благо все дети были на удивление сильны и быстроноги. В становлении личности Кулаковского большую роль сыграл старший брат Иван Елисеевич Кулаковский, который был народным сказителем.Так с детских лет Кулаковский впитал в себя дух и мудрость народной поэзии, приобщился к вековым традициям и обычаям предков. Всесторонне одаренный он в 1886-1890 гг. учился в Чурапчинской начальной школе. С этих лет начинается его стихотворчество, труд по сбору устного народного творчества. Также он блестяще окончил Якутское реальное училище в 1897 г.
С именем Алексея Кулаковского началась якутская письменная литература, оригинальное философское видение и концептуальный подход к различным проблемам экономической, социально-политической, общественно-культурной жизни якутского народа. Творчество Кулаковского по своему философскому обобщению проникало в самые глубинные пласты жизни, а по широте охвата перешагнуло границы родной стихии и поставило проблемы мировых войн, революции, межнациональных отношений, голода, перенаселенности планеты, миграции народов, экологии и других вопросов, имеющих общечеловеческое значение. С именем эпического поэта реалиста, сатирика, лирика Кулаковского якутская литература вышла на уровень мировой художественной литературы. Общепризнано, что поэзия А.Е.Кулаковского является органическим сплавом личностного художественного видения поэта, через призму поэтики богатейшего якутского устного творчества. А вот каким образом формировалось его личностное видение, философское, проблемное, эстетическое восприятие действительности? По моему мало кто задавался этими вопросами. Мировоззрение Кулаковского формировалось на стыке Х1Х и ХХ веков под непосредственным влиянием народнической политической ссылки, их просветительской деятельностью среди якутского народа.
Кулаковский всегда чувствовал себя сыном любимой Якутии, для которого Россия была общей матерью -- Родиной с большой буквы. "Весьма много сделал, писал Кулаковский Пекарскому в 1912 г., -- в отношении поднятия культуры края последний из губернаторов некий Крафт -- человек замечательно энергичный и работоспособный, к тому же и умный". Даже в этой положительной характеристике губернатора Кулаковский исходит с позиции человека, для которого Россия является общей Родиной. Мимоходом заметим: мы привыкли награждать всякими непристойными эпитетами царских чиновников. Но, однако, и из их среды были исключения, которые приносили пользу народу. Одним из таких деятелей был, по нашему глубокому убеждению, Иван Иванович Крафт. Для Кулаковского прогрессивная культура русского народа и классическая литература была той духовной силой, которая направляла его по пути бескорыстного и самоотверженного служения родному народу и критерием восприятия и подхода окружающей действительности и выработки им своих принципов художественно-эстетического отношения к действительности. В рукописном архиве Кулаковского случайно сохранилась тетрадь, (могли быть и больше), где он переписывал стихи и отрывки из поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Крылова, Никитина, Жуковского, Хераскова, Цыганкова. В 1908 г. он перевел отрывки из поэмы Лермонтова "Демон". Существенным шагом в создании якутской литературы он считал переводы художественных произведений с русского языка на якутский.(Архив Кулаковского бесследно исчез, в том числе и стихотворение, посвященное к 50-летию В.Г.Короленко (1903 г.) - бывшего политссыльного Якутии, классика русской литературы). Известный критик Виктор Кочетков сделал интересное наблюдение. По его мнению "основательно штудировал Кулаковский историю великой русской литературы и как близки ему демократические традиции русской критической мысли". Он объяснил это тем, что характеристики данные Кулаковским поэзии А.С.Пушкина близки "с характеристиками Белинского и Гоголя".
Соглашаясь с этими наблюдениями критика, более подробно рассмотрим рассуждения двадцатилетнего юноши Кулаковского -- выпускника Якутского реального училища в автореферате "Главнейшие достоинства поэзии Пушкина", написанном им в 1897 году. Молодой Кулаковский размышлял над вопросами об особенностях нацио-нальной реалистической литературы, проблемами содержания и формы, духа и языка поэзии. "Пушкин, -- рассуждал юноша, -- овладел изумительной способностью понимать дух, положение, быт своей нации". И по мнению молодого Кулаковского, он отразил эти особенности в своих произведениях и считал ее первым достоинством поээии Пушкина. "Широта творчества давала возможность Пушкину переноситься в какую угодно эпоху времени и народности", "слог Пушкина отличается легкостью, красотой и гармонией", "вполне освоив живую народную речь, Пушкин с гениальным искусством применил ее к выражению самых разнообразных впечатлений, самых утонченных движений чувств".
Классицизм, в понимании Кулаковского, высокопарная ложь, сентиментализм -- лицемерие, романтизм -- искусственные причуды. Возможно, молодой человек в своих оценках различных направлений в литературе слишком категоричен. Всем этим направлениям противопоставляет Пушкина, как поэта "реализма", который вводит "живые виды, более правдоподобные", вместо ложных драм, од и поэм классицизма, не соблюдает условность в драмах, легкие стихи Пушкина откровенны, выражают повседневное, естественное чувство человека. Молодой Кулаковский думает и о различных сторонах дарований представителей реалистической литературы. По его мнению Пушкин в отрицательном герое находит его положительные черты или наоборот. В злодее Мазепе поэт видит умного, ловкого и способного человека, а в Пугачеве свойственно чувство "благодарности", т.е. Пушкин создает характеры разносторонними и многогранными. Вместе с тем "нельзя требовать от него (Пушкина), что он писал и отрицательные стороны жизни, -- рассуждает Кулаковский, -- ибо такое требование было бы равносильно тому, что он не вмещает в себе и другого гения -- гения Гоголя. Это все равно, что от лошади требовать, чтобы она летала". Это зрелые, во многом правильные рассуждения юноши Кулаковского наводят на мысль, что он основательно усвоил реалистический метод отображения действительности, выработал свои художественно-эстетические принципы, исходя из реалистической русской литературы и дальше учился у русских классиков в масштабности охвата действительности, ее философского обобщения и умения докопаться до глубинных причин отображаемого явления.
До 1977 г. А.Е.Кулаковский не был известен широкому кругу русскоязычных читателей. Его несколько произведений в переводе большого друга якутской литературы сибирского поэта, Анатолия Ольхона включились в общих небольших незаметных сборниках, распространенных преимущественно внутри республики. В 1977 г. издательство "Советская Россия" с предисловием М.Пархоменко и Г.Сыромятникова издало сборник стихов и поэм почти всех известных произведений поэта в 25 тыс. экз., а в 1986 г. издательство "Современник" переиздало с включением туда прозаических произведений с предисловием Виктора Кочеткова в 10 тыс. экземплярах. По единогласному мнению специалистов перевод с якутского на русский язык произведений Кулаковского выполнен Солоухиным и Поделковым профессионально и на самом высоком уровне, с соблюдением всех сложных оттенков и нюансов стиха поэта. Русскоязычный читатель принял Кулаковского, как своего писателя, поэтические строки которого затронули какие-то струны их души. Невольно возникает вопрос: почему произведения Кулаковского завоевали симпатию читателей, не знающих якутского языка, по какой причине его творчество стало общероссийским явлением? В 1908 году написал вольный перевод отрывка поэмы Лермонтова "Демон". Поэт переводит клятву главного героя Демона -злого гения, восставшего против устоявшегося "мирового порядка" и в то же время его готовность к духовному возрождению и отказу от всеразрушающей злобной своей природы ради любви к красоте и добру (образ Тамары). Поэта-переводчика в данном случае интересовали глубинные и сложные противоречия злого начала бунтарской личности. Это была своеобразная учеба Кулаковского у классиков русской литературы: постигнуть через поэзию секреты глубинного философского обобщения мировых проблем, диалектики добра и зла, вечного противоречия между рассудком и чувством личности и т. д. И эта особенность поэзии Кулаковского воплотилась во всей сложной противоречивости в творческой пути.
1.2. Система просветительских взглядов в «Сновидении шамана» и письме «Якутской интеллигенции»
Вершиной всего творчества Кулаковского и его центральным произведением является темпераментная по накалу, планетарная по масштабам охватываемых стран и событий, динамичная по сюжету поэма "Сновидение шамана". Герой поэмы - белый шаман-провидец. Однако он -- не обычный якутский шаман, он -- философ, объясняющий развитие человеческого общества не сверхъестественными силами, а его внутренними законами развития, гуманист, разоблачающий ужасающие способы уничтожения человечества войною, страстный протестант против классового и национального гнетов заводчиками и фабрикантами рабочего люда и более развитыми и сильными народами слабых и менее развитых народов.
«Сновидение шамана» можно разделить на видения:
- Первое видение. Истоки и причины бедственного положения с проникновением цивилизации. Нехватка земель в развитых странах.
- Второе видение. Война как последствие экономического кризиса стран.
- Третье видение. Нелегкая судьба малочисленного народа, имеющей огромное географическое пространство. Интересы Америки, Японии, Китая к Якутии.
- Четвертое видение. Глобальность европейского влияния на цивилизацию. Описывает Англию как великую колониальную державу, Германию как центр мировой социально- политической мысли.
- Пятое видение. Революционная ситуация.
- Шестое видение. Мировая война.
- Седьмое видение. Гражданская война. «Партия большевиков»
- Восьмое и девятое видения. Проблема выживания в условиях сосуществования с многочисленным народом.
- Обращение шамана к светлым Айыы.
Шаман сетует на непонимание им революционной борьбы рабочего люда. Он знает только одно: борьба эксплуатируемого люда справедливая. Они часто твердят "Свобода", неимущие ждут "Революцию", всюду кричат "Республика". Более честного признания непонимания смысла революции, ее конечных целей мало где можно найти. Ведь поэма была написана в 1910 году. Шаман-философ за четыре года до первой Мировой войны предсказывал неизбежность бесчеловечной, страшно разрушительной всемирной войны, за семь лет до великих потрясений в России предвидел революцию. После утверждения советской власти в Якутии поэт четко видит общественную силу в лице рабочего класса и партии большевиков. Удивительно то, что поэт в годы искания этих сил глубоко ознакомился с историей и деятельностью партии. Он считает, что партия выполнит свою историческую миссию, если она "умерит запальчивость чувств", "умно устранит разлад", "учения своего узко понятые места убедительно разберет", не свернет "с прямого пути", "не накреняясь на правый бок, не разливаясь влево, будто весной". "Если нужно - и отступи чуток". Если обьединит она помыслы многих, "если горе и нужды людей угаданы будут". В этих лапидарных и очень точных фразах я вижу самые существенные моменты внутрипартийной борьбы. Так мог писать интеллигент, который был далек от идеи марксизма, от практики революционной борьбы (таковым был Кулаковский), только после вдумчивой и очень усиленной серьезной умственной работы и "переваривания" множества фактов и различных оттенков политических партий, существовавших тогда в стране. Она (партия) не объединила "помыслы многих", не угадала "нужды людей", свернула "с прямого пути", что привела к естественной гибели советской власти. Эти поэтические предвидения поэта - философа оказались пророческими.
В комментарии к изданию поэмы Кулаковский писал: "Когда в 1910 г. писалась мною эта песня, то предполагалась, что всемирная война, так и русская революция разгорятся не ранее, чем через 20-25 лет. Великий голод и переселение на отдаленные окраины должны были случиться вслед за войной и революцией, как естественные их последствия". Якуты, как составная часть человеческого рода, не могут в этом всемирном потрясении оставаться островком. Мировой катаклизм непременно коснется судьбы малых окраинных народов. Поэтому шаман видит неминуемую гибель соплеменников, раздавленных много-миллионными голодными переселенцами. Естественно, что он мог бы призывать свой родной народ к истребительной беспощадной борьбе с ожидаемыми переселенцами. Но шаман ищет другой путь. Рассчитывая на значительный срок (20-25 лет), он советует сородичам "семьдесять семь их тайн" сопринять, чтобы "ею скормить Душу-Родительницу", "восемьдесят восемь" хитростей познать, чтобы "насытить им Душу-Воздух" , "девяносто девять наук" перенять, чтобы обогатить "Душу-Землю". В комментарии к поэме эту основную просветительскую идею Кулаковский выразил следующим образом: "Рассчитывая на такой сравнительно долгий срок, шаман советует соплеменникам успеть усвоить русское "волшебство", т.е, культуру, чтобы стать равными с пришельцами в борьбе за существование". Шаман говорит о трех душах. Якуты представляли человеческую душу, состоящей из трех составных частей: Душа-Родительница (ийэ кут), Душа-Воздух (салгын кут), Душа-Земля (буор кут). После обогащения этих трех душ якутов русским "волшебством" (если немножечко домыслить) якутский шаман добровольно уступает силе русской культуры, признав бессилие своего колдовства. Эта великая жертва для шамана ради выживания своих соплеменников. «Сновидение шамана» дает предположение о наступлении лучшей жизни много лет спустя.( можно вычислить – в начале 21 века.) Но шаман выражает глубокое сожаление о том, что «лучи его зрения» или «свет его глаз» загораживают темные силы («хара дьай» хаххалаан») и не дают увидеть далекое будущее. В наше время под «темной силой» подразумевается алкоголизм и наркомания. Вот от чего стоит подстерегаться как предвидел Кулаковский в 1910 году. Алкоголизм и наркомания в 21 веке стали самым глобальным вопросом якутского народа. А. Е. Кулаковский довольно ясно представлял зло вредного зелья, наводнившем мир и добравшемся до якутской земли. («Оборотень» 1916 г.) Он не просто описывает триумфальное шествие этой напасти, но подчеркивает ее особую опасность для народов Севера. В стихотворении «Оборотень» указывается одна из причин надвигающегося апокалипсиса – пьянство. Произведение содержит пророческое начало и приобретает черты предостережения.
Итак, Кулаковский ставит гамлетовский вопрос: "быть или не быть?!" историческую перспективу, судьбу якутов.
«Письмо якутской интеллигенции». В прозаическом произведении, в письме к "Якутской интеллигенции" (1912 г.), Кулаковский считал, что в ожидаемых надвигающихся ужасных событиях "единственным рациональным средством" является принятие русской культуры и физическое "слияние с русскими". При этом он считает, что "помесь" якутов с русскими "дает хорошие плоды". В этой идее Кулаковского не следует видеть что-то ужасное (например, в одно время ему приписывали чудовищную мысль об "стерилизации"), т.к. и в те времена и ныне шел и идет процесс сближения и слияния народов. Весь вопрос заключается только в том, чтобы не стоит его искусственно ускорять или препятствовать. Это естественный процесс, причем исторически неизбежный, решаемый исключительно на личностном уровне.
Прежде всего важно уяснить – в какой социально-политической и культурной обстановке появилось письмо «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского? Ответ на этот вопрос можно начать с общего утверждения о том, что начало ХХ в. в истории Якутской области было весьма интересным, наполненным новыми процессами и событиями, периодом. Эти процессы и события происходили на фоне того, что Якутская область являлась в полном смысле этого слова частью геополитического пространства Российской империи, органической частью единой страны и, следовательно, находилась под разносторонним воздействием общероссийского исторического процесса. Особенно заметным в ней было влияние общественно-политических процессов, начиная от проявлений колониальной политики царского правительства и кончая событиями революционного, национально-освободительного движения в стране. Продолжавшийся пресс колониальной политики самодержавия прекратил Якутскую область в одну из самых отсталых в экономическом смысле национальных окраин огромной империи, в которой социальные отношения представляли собой переплетение национального гнета с различными формами эксплуатации основной части населения. Именно на этом общем фоне во весь рост встал вопрос о перспективах исторического развития края и народов, его населяющих. Критическое состояние якутского общества неизбежно требовало поисков нового пути развития и приводило к проблеме исторического выбора. Среди нарождающейся якутской интеллигенции стала муссироваться идея прогресса, связанная с идеей либеризации существующей системы и стремлениями демократизировать действующие порядки. Ее реализация считалось возможной только с помощью просвещения. С распространением просвещения была связана деятельность якутской интеллигенции. На рубеже двух веков она начинает играть все более заметную роль в общественно-политической жизни. Объясняется это тем, что именно представители интеллигенции «вращались»в сфере «производства»духовных знаний, становились носителями образованности, знатоками культуры, жизни и быта своего народа. К тому же, как воспитанники российской школы и образованности (не было национальной школы), они впитали в себя дух российской культуры, российской образованности. Поэтому якутская интеллигенция с самого начала своего формирования была носительницей двух культур – якутской и российской.
Немногочисленная якутская национальная интеллигенция с самого начала своего появления на исторической арене действовала на фоне крупных социально-экономических, общественно-политических и духовных изменений, как в России, так и в Якутии. Она прошла сложный путь роста и практической деятельности, но главное состояло в том, что она была обречена принять активное участие в освободительном движении за национальное раскрепощение якутского народа. Это движение по своей сути было демократическим, а его идеологи – основная часть представителей интеллигенции – придерживались либерально-демократической ориентации. Понятно, что историческое предназначение национальной интеллигенции отразилось на формировании мировоззрения, общественно-политической позиции каждого ее представителя и в этом смысле А.Е.Кулаковский не является исключением. Мало того, он не был ее рядовым представителем. Историческая эпоха сделала его выразителем интересов всего якутского населения, одним из идеологов и лидеров национально-освободительного движения.
Кулаковский в 1910-1912 гг. он находился в Качикатском наслеге Кангаласского улуса, жил в семье предпринимателя, одного из прогрессивных хозяйственных деятелей того времени С.П.Барашкова, и работал у него домашним учителем. Предлагаю, что именно в эти годы в общении с этим человеком, современного склада ума и деятельности, Кулаковский письменно оформил свои размышления о беспросветном положении родного народа в России и мире, о тех новых идеях, которые помогли бы обустроить по новому жизнь области и проживающих в ней народов. К тому же известно, что он тогда написал поэму «Сновидение шамана», датированную им 1910 г. – плод глубоких раздумий об исторических судьбах родного народа, его месте в мировой истории. Именно эти размышления инициировали появление публицистического произведения «Якутской интеллигенции», задуманного как программа практических действий, реализация которых диктовалась охарактеризованной выше обстановкой в Якутской области того времени. В литературе оно известно как письмо или обращение А.Е.Кулаковского якутской интеллигенции. Оно является капитальным исследованием состояния якутского общества начала ХХ в. Глубоко прав был Г.П.Башарин, когда утверждал, что письмо, «отражая различные стороны экономики, хозяйства и культуры, имеет большое научно-познавательное значение»и «по нему можно судить о тех вопросах, которые волновали широкую общественность, особенно передовых людей обширного Ленского края начала ХХ в.».
Содержание письма «Якутской интеллигенции»А.Е.Кулаковского можно разделить условно на две части. Первую часть можно назвать «Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов», вторую – «Соображения относительно культивизации Якутии». В первой части А.Е.Кулаковский размышлял о борьбе народов за существование, о влиянии на нее переселенческой политики российского правительства, об угрозе надвигавшейся тогда мировой войны и ее возможных последствиях в исторических судьбах народов. Вторая часть письма состоит из «соображений» автора по вопросам, связанным исключительно с внутренними проблемами «выживания»и«существования»родного народа; причем эти соображения «выданы»им «для обсуждения»и с призывом для «деятельности».
Первая часть письма связана с общественно-политической мыслью в России конца ХIХ – начала ХХ в., выдвинувшей в качестве одной из злободневных «инородческую проблему». Инициировали ее, прежде всего, сибирские областники, которые в своих публицистических и научных изданиях довольно активно обосновывали идею о «вымирании сибирских инородцев». Она оказалась привлекательной и для представителей нарождающейся тогда национальной интеллигенции сибирских народов. А.Е.Кулаковский, конечно же, был в курсе дискуссий по проблеме и он, как оказалось, не остался безучастным к ее обсуждению, поскольку она имела прямое отношение к его родному народу, как народу, принадлежащему к группе сибирских «инородцев». С другой стороны, раздумья А.Е.Кулаковского об исторических судьбах родного народа были вполне естественными: как образованный и начитанный человек он не мог пройти мимо судьбоносных вопросов жизни родного народа в свете событий и процессов, происходивших тогда в России и мире. И совсем не случайно в этой связи он говорил о внутренней, «глубокой убежденности»в той «мысли»,которой собирался поделиться со своими единомышленниками, а именно мысли «о возможности и даже неизбежности вымирания якутов».
Итак, А.Е.Кулаковский выдвинул в своем письме тезис о вымирании якутов, который содержит следующие положения. Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема общечеловеческая. И то, что автор письма вышел на вопрос такого уровня, показывает его как человека незаурядного ума, человека, мыслящего крупными, глобальными категориями. Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и общественно-политическая. И то, что А.Е.Кулаковский рассматривает ее как один из острейших вопросов общественно-политической жизни России и на фоне политического миропорядка второго десятилетия XXв., выдает его как выразителя общественных интересов родного народа, как человека, глубоко разбирающегося в политике властей. Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и нравственно-философская. С этой точки зрения А.Е.Кулаковский выступает как мыслитель-философ, причем его размышления не похожи на житейские сюсюканья недовольного интеллигента, а являются образцом конструктивного подхода к теме разговора, мыслями действия. В целом же мы имеем уникальный документ, в котором впервые в истории общественно-политической мысли в Якутии к открытому обсуждению предложена одна из самых злободневных проблем российской действительности – проблема вымирания якутского народа. Это был смелый поступок, по существу вызов российским властям, политика которых, по его мнению, могла ускорить негативные последствия переселения целого народа на север.
Свое убеждение в «критичности положения якутов в данное время»автор письма подкрепил очень вескими аргументами, знакомство с которыми не позволяет подозревать его в какой-то предвзятости или, как он писал, в том, что он «одержим какой-нибудь манией или мнительностью». Первый его аргумент имеет общетеоретический характер и сводится к утверждению о том, что «дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени». Казалось бы, этот аксиоматичный аргумент не нуждается в разъяснениях, но Кулаковский счел целесообразным проиллюстрировать его конкретным материалом о судьбах многих сибирских «инородцев»,оказавшихся в «житейском»соприкосновении с более развитым русским народом в результате присоединения Сибири к Российскому государству, а впоследствии – переселения разорившихся крестьян из центра страны, в первую очередь, в земледельческие регионы Сибири. Автор письма превосходство «культурных»,т.е. более развитых, народов видел в том, что они в борьбе за существование вооружены знаниями, почерпнутыми из наук, и потому «легче»извлекают все полезное из окружающей природы. Народы, находившиеся на низкой ступени общественного развития, или, так называемые, «дикие»народы, не обладая научными знаниями, не выдерживают «борьбы за существование»и потому обречены на вымирание. По мнению Кулаковского, якуты не могли избежать такой участи: хотя они и «численно не убавлялись», но «поразительно быстро мельчают, становятся хилее и т.п.».
Второй аргумент, подтверждающий возможность вымирания якутов, – политика российского правительства по отношению к сибирским «инородцам». Из широкого круга ее вопросов Кулаковский сосредоточил внимание на главном – на аграрном вопросе, породившем в то время переселение огромной массы безземельных крестьян из Центральной России в Сибирь. «Ныне, – констатировал автор письма, – громаднейшие губернии Западной Сибири все переполнены: Енисейская, Иркутская губернии, Забайкальская область, пресловутый Амур, словом, все возможные места заполнены переселенцами, шедшими со времени постройки Великой Сибирской железной дороги ежегодно сотнями тысяч (за последнее время в год выходило по 800000-900000 человек)». Кулаковский, конечно же, знал что осенью 1910 г. Председатель правительства П.А.Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А.В.Кривошеин, в связи с подготовкой «нового курса»в переселенческой политике в Сибири, осуществили поездку в этот край, по итогам которой было высказано мнение, что здесь «все обстоит выше всяких похвал».. Автор письма был глубоко прав, когда утверждал, что «селиться переселенцам некуда». В этой ситуации, по предложению А.Е.Кулаковского, во-первых, двухмиллионные переселенцы, предоставленные самим себе, обречены на поголовную погибель от холода и голода; во-вторых, в целях урегулирования земельной нормы у якутов будут отобраны их «культивированные, насиженные земли», поэтому переселенческая политика правительства обязательно приведет к вымиранию последних («тогда-то мы запоем» свою «лебединую песню»). И как итог этого – третий аргумент – угроза мировой войны или«опасность взаимного истребления друг друга», «индивидов человечества»из-за «недостатка пищи на земле». В связи с этим А.Е.Кулаковский предложил свое понимание современной ему политической картины мира, сосредоточив основное внимание на противоречиях крупных стран-государств, на далеко идущих планах-притязаниях военно-политических группировок среди великих держав, на роли каждой из них в решениях судьбоносных вопросов будущего устройства мира. И противоречия эти, по его мнению, достигли такого уровня, когда война становится реальной попыткой их разрешения. Мировая неизбежна – вот ход рассуждений А.Е.Кулаковского. И война эта затронет все народы мира, независимо от того, мал или велик тот и иной народ. Именно в этом ключе он размышляет о судьбе своего родного народа и приходит к неутешительной мысли:«Горсть якутской народности будет смята и уничтожена подобным ураганом», т.е. войной, или:«Будущее якутов рисуется мне в самых мрачных красках». Где же выход? Что же нам делать, что предпринять? Задавшись такими вопросами, А.Е.Кулаковский рассматривает три альтернативных варианта выхода из создавшейся ситуации – спасения от угрозы вымирания. Первый вариант – перейти под протекторат таких великих держав, как Америка, Япония и Китай, но автор письма решительно отвергает его – они «нас быстро задавят в борьбе за существование». Второй вариант – переселение на север, и в данном случае он однозначно убежден: «Нет. И этот номер плох: на севере нет земель, на которых мы могли бы существовать – мы там погибнем очень скоро». Третий вариант – «наша культивизация и слияние с русскими»,что, по мнению автора письма, является «единственным рациональным средством»в борьбе за выживание якутов. В этом ключе им рассмотрен целый комплекс вопросов: землепользование, развитие земледелия, скотоводство (содержание крупного рогатого скота и лошадей), рыболовство, развитие местной промышленности, предпринимательство, рыночные отношения и т.д. Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана была сыграть образованность общества (здесь он ратует, прежде всего, за школьное образование). Большое значение он придавал культурно-просветительной деятельности: открытию общественных библиотек, выписыванию книг, журналов и газет, пропаганде достижений науки техники и т.д. Особая роль отводилась созданию художественной литературы, которое должно было начаться с перевода на якутский произведений на русском языке. Удивительно точными и правильными являются суждения автора письма о том, что культурный подъем населения практически невозможно осуществить, если не вести решительную, последовательную борьбу против трех приобретенных пороков: «пьянства, картежной игры и курения табака». Обращаясь к национальной интеллигенции, Кулаковский писал:«Действуйте и агитируйте единственно в пользу и ради культуры, насаждение которой стало в нашем веке злободневной необходимостью»,…и в этом он видел «рациональную меру»в борьбе за культивизацию якутского населения с русским народом. В целом же, по мнению А.Е.Кулаковского, спасение якутов от вымирания зависело от укрепления состояния культуры, внутреннего здоровья народа. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что если якуты не достигнут современного уровня культуры, не приобщаться к достижениям общечеловеческой цивилизации, то они обречены на вымирание. Примечательно, что он не ориентирует родной народ на какое-то радикальное противостояние России, на конфликт с какими-то силами в «борьбе за существование».Его взгляд на реалии своего времени был мудрым, на перспективы исторических судеб родного народа – дальновидным. И этот взгляд пронизан прагматической мыслью – о преимуществах совместного проживания родного народа с русским народом в «борьбе за существование».
ГЛАВА II. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИДЕИ ЯКУТСКОГО НОСТРАДАМУСА В 21 ВЕКЕ.
2.1. Ответ на пророческий взгляд в наше время. Как предвидел А.Е.Кулаковский «хара дьай» является самой страшной темной силой. Алкоголизм и наркомания в 21 веке стали самым глобальным вопросом якутского народа. В Якутии на учете с диагнозом наркомания состоит 786 человек. С диагнозом алкоголизм - 24,5 тысяч человек, из них хронических алкоголиков – 17 тысяч человек.
А. Е. Кулаковский довольно ясно представлял зло вредного зелья, наводнившем мир и добравшемся до якутской земли. («Оборотень» 1916 г.) Он не просто описывает триумфальное шествие этой напасти, но подчеркивает ее особую опасность для народов Севера. Наркотическая и алкогольная зависимость очень быстро разрушает тело и личность человека. Это то, с чем нельзя шутить и затягивать. В стихотворении «Оборотень» указывается одна из причин надвигающегося апокалипсиса – пьянство. Произведение содержит пророческое начало и приобретает черты предостережения. Волей неволей мы сталкиваемся с вопросом « Как быть дальше?» При изучении литературного наследия Кулаковского особый интерес вызвало стихотворение «Хомус». Сначала автор подчеркивает древнее происхождение хомуса и сообщает, что он был создан светлыми божествами одновременно с сотворением «подлунного мира» и появлением народа Саха. После этого он рассказывает о волшебных свойствах хомуса, о том, что боги наделили его «напевными говорами» и «сладкозвучными песнями» разных племен, заключили в него певучие голоса, «свист и трели различных птиц». Далее следует заклинание, которым великие старцы сопроводили сотворенный ими хомус. Они велели священному инструменту петь свою песню «всем, кого одолеют несчастье и горе», «в дни тяжелой печали, и кручины и скорби», чтобы просветлять дух. И в этом Кулаковский дал нам разгадку своих пророческих взглядов. Действительно, в якутской культуре особое место занимает музыкальный инструмент хомус. Национальный музыкальный инструмент как культурное наследие народа играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании детей. Как заметила кандидат филологических наук Л.Р.Кулаковская, хомус несет «в себе всю духовную энергетику народа саха» и обладает «колоссальными возможностями положительного физиологического воздействия на человеческий организм». На основе научных трудов И.Е.Алексеева- Хомус Уйбаан об исполнительских стилях игры на хомусе, можно выделить роль этнокультурного наследия в формировании духовно-нравственных качеств личности. Традиционная игра на хомусе выработала определенную систему стилей и естественную музыкальную, эмоционально-чувственную сферу, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития личности. Это, во-первых, играющий на хомусе человек осознает самого себя, во-вторых, исполнитель самовыражается, в-третьих, развивает навыки творчества, в четвертых, у слушателей вырабатывается духовная энергетика, формируются нравственно-этические, эмоционально-чувственные качества.
В начале XXI века идет процесс активного поиска обществом и государством ориентиров духовно-нравственного воспитания детей. В современном российском образовании возрождение нравственности и духовности постепенно осознается как наиболее важная и существенная задача.
Изучив «Хомус» Кулаковского можно сделать ряд выводов:
1.Национальный якутский инструмент хомус несет в себе духовную энергетику народа, выражает эмоционально-волевые чувства, раскрывает скрытые возможности человека.
2.Хомус является символом духовности народа и способствует формированию этнокультурной идентичности личности.
3.Игра на хомусе обладает даром исцеления от различных болезней, что способствует развитию хомусотерапии.
4.Необходимо не потерять связь времен и продолжать создавать необходимые условия для дальнейшего развития хомусного искусства среди детей дошкольного и школьного возраста.
5.Развитие хомусной музыки содействует сближению народов и стран. И мы надеемся, что впоследствии хомус (варган) станет символом духовности мирового сообщества.
Таким образом, использование в современной учебно-воспитательной практике лучшей идеи А.Е.Кулаковского, в частности хомус, в целях формирования и развития личности подрастающего поколения играет важную роль в формировании духовно-нравственных качеств личности подрастающегося поколения..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, А.Е.Кулаковский в 1910 году предвидел:
- экологическую катастрофу;
- технический прогресс;
- эпоху миграции ;
- классовую борьбу;
- причины революции и мировой войны;
- кризисные отношения между государствами;
- политику цивилизованных стран;
- вымирание малочисленных народов;
- проблему алкоголизма и наркомании
В своих раздумьях об исторических судьбах родного народа считает более разумной пророссийскую ориентацию, которая действительно предотвратила или остановила бы опасность вымирания целого народа. Поэтому Кулаковский обращался якутской интеллигенции, рекомендовал активную, действенную ориентацию, основным содержанием которой был процесс культивизации якутского народа с русским. Г.П.Башарин прав, расшифровывая это понятие: «Кулаковский образовал его от слова культура, придает ему широкое значение термина: приобщение к культуре, развитие культуры, поднятие материальной и духовной культуры». Разумеется, термин не предполагает слияние в одно русских и якутов, а подразумевает неразрывную связь между ними, воссоединение в один поток развития. Для этого якуты, по мнению Кулаковского, должны будут провести громадную работу по поднятию своей материальной и духовной культуры, по приобщению к более высокой культуре России. И главное в размышлениях А.Е.Кулаковского – те идеи и мысли, реализация которых составила бы содержание этой громадной работы всего якутского общества для того, якобы поднять на современный уровень свою общую культуру, т.е. успешно решить проблему культивизации.
В нашем веке идет процесс активного поиска обществом и государством ориентиров духовно-нравственного воспитания детей. В современном российском образовании возрождение нравственности и духовности постепенно осознается как наиболее важная и существенная задача. Как убеждал наш путеводитель, сохранение и возрождение духовной культуры народа спасет человечество. Поэтому, сегодня наша задача состоит в том, раскрытие в ребенке «духовного начала» (ийэ кут) играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании. А раскрытию «духовного начала» способствует хомусное искусство. Хомус несет в себе духовную энергетику народа, выражает эмоционально-волевые чувства, раскрывает скрытые возможности человека, является символом духовности народа и способствует формированию этнокультурной идентичности личности.
Каждая идея, каждая мысль автора свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения.». Такова общественно-политическая, просто человеческая позиция А.Е.Кулаковского – выдающегося якутского мыслителя начала ХХ в. Она оказалась реалистичной, потому и верной. По твоему повеленью Стали людьми, Не увядая плодились мы. Согласно установленному твоему Стали якутами мы, Невымирающее потомство Мы завели. Теперь новый взгляд на судьбу родного народа, гамлетовский судьбоносный для поэта вопрос решен в пользу "быть".
В заключении хочу привести в пример еще одно пророческое стихотворение: «Благословение среднего поколения» (1912). Здесь Кулаковский обращается к современникам, к поколению, которому было адресовано письмо «Якутской интеллигенции». Автор излагает просветительские взгляды и советует равняться на лучших представителей других наций, прежде всего русского народа. Далее следуют пожелания богатства, успехов в делах. Все это должно стать стимулом не для личного процветания, а для благополучия народа. Идеал поэта предполагает высокие моральные качества, прежде всего неприятие зла и насилия, защиты правды и добра.
Таким образом, значение литературного наследия А Е Кулаковского, изучение возможности и педагогические пути использования лучших идей в современной воспитательной практике способствуют формированию и развитию личности подрастающего поколения..