Готовимся к олимпиадам

Васильева Марина Михайловна

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2015/2016 учебном году

4 класс

КЛЮЧИ

Максимально возможный балл – 26

1. Расставьте ударения в словах.

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого — 2 балла.

2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].

Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.

Итого — 3 балла.

3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Ответ:

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Лес

Лесник

Лесник

Лесником

Лесной

Лесники

Перелесок

Лесничий

Лесничество

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.

Итого — 4,5 балла.

4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Ответ:

Рукой подать — рядом, близко.

Работать не покладая рук — работать усердно.

Легкая рука — о том, кто приносит удачу.

Правая рука — надежный помощник.

Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.

NB: возможны другие варианты.

Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.

Итого — 5 баллов.

5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

Ответ:

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Белый

Мужской род

Зайка

Трусливый

Мужской род

Мышь

Полевая

Женский род

Картофель

Свежий

Мужской род

Бандероль

Тяжелая

Женский род

Мозоль

Больная

Женский род

Тюль

Красивый

Женский род

Фасоль

Спелая

Женский род

Шампунь

Новый

Мужской род

Овощ

Вкусный

Мужской род

Рояль

Черный

Мужской род

NB: возможны другие варианты прилагательных.

Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное.

Итого — 4,4 балла.

6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Ответ:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.

Итого — 3 балла.

7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

Ответ:

Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?

Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.

Итого — 2 балла.

8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».

Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.

Итого — 2,1 балла.

Общая сумма баллов — 26 баллов.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе 8, 9 классы (школьный уровень)

Олимпиадные задания   по  литературе  (школьный уровень)  8 класс.

Дорогие участники олимпиады!

 Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции и культурный кругозор.  

Каждое задание оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100.  Внимательно читайте формулировку заданий.  

Желаем успешной работы!

Часть 1КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

 

И. Бражнин

Всякий из нас знает чудесную легенду о цветке папоротника, который потайно зацветает в колдовскую купальскую ночь. Тот, кто найдет этот цветок, кто сумеет пробиться к нему сквозь тысячи препятствий и соблазнов, тот найдет свое счастье. Все самое заветное, самое дорогое и желанное, что загадал человек, сбудется в то мгновение, когда рука неустанного искателя коснется огненных лепестков волшебного цветка.                                                                                                         Но, увы, мечта остается мечтой, и никто не нашел еще цветка папоротника, хотя все слыхали о нем. Слыхал и я, я знаю о нем, пожалуй, даже больше многих других. Я знаю, например, что существует орден цветка папоротника. Это совершенно достоверно. Орден цветка папоротника вполне материален.                                                                                                                                                Он сделан в 1922 году по рисунку архитектора Николая Митурича. Сделан в одном-единственном экземпляре – из серебра с зеленой, голубой, черной эмалью и с золотой насечкой.                                     Все в ордене папоротника от сказки, от колдовства, как и в самом загадочном цветке. Своеобразен статут ордена. Самый главный параграф статута гласит, что орден этот переходящий и носить его имеет право только один вечер и только тот, чье произведение будет признано лучшим.    Основатель ордена, поэт, давно бродил «по миру широкому», дознаваясь, «где папоротника цветок растет». Он не верил тем, кто уверял, что «папоротника цветок нигде не цветет. Эту сказку выдумал темный народ». Он продолжал поиски, приглашая и других отправиться вместе с ним...   Широкий, враждебный мир, о котором говорил поэт, стал наконец невраждебным миром, его миром. Искатель заветного цветка уже не только бродил по этому миру, но плечом к плечу с тысячами и тысячами строил его и рядом с ними же встал грудью на защиту этого мира, когда в черные дни войны злобный и подлый враг обложил его город.                                                               Он искал волшебный цветок папоротника, и мне всегда казалось, что он и в самом деле уверен был, что этот сказочный цветок счастья существует. Что ж, в этой уверенности нет ничего странного. Всякая сказка есть в конце концов карнавальная маска реальности. За всяким вымыслом искусства, если это не просто вздорная болтовня, стоит реальность подлинной жизни и действительность жизненных отношений.                                                                                             Правда сказки и правда жизни сливаются в двуединую правду искусства, которое всегда волшебство, которое и само-то есть колдовской цветок папоротника.  

Часть 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте сопоставительный анализ стихотворения Ф.Ю.Тютчева «Осенний вечер» и стихотворения А.А.Фета «Осень»

 Как тема  природы раскрывается каждым поэтом? Есть ли что-то общее в понимании  красоты природы? Как проявляется  творческая индивидуальность авторов?  Как влияет природа на чувства  лирического героя?  Каково главное настроение этих стихотворений, как средства выразительности помогают создать это настроение?

  Осенний вечер                                                                                     Осень  

Есть в светлости осенних вечеров                                           Как грустны сумрачные дни

Умильная, таинственная  прелесть:                                         Беззвучной осени и хладной

Зловещий блеск и пестрота дерев,                                           Какой истомой безотрадной

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,                             К нам в душу просятся они!        

Туманная и тихая лазурь                                                           Но есть и дни, когда в крови

Над грустно – сиротеющей землёю,                                         Золотолиственных уборов

И, как предчувствие сходящих бурь,                                        Горящих осень ищет взоров Порывистый холодный ветр порою,                                        И знойных прихотей любви.

Ущерб, изнеможенье   - и на всём                                            Молчит стыдливая печаль,

Та кроткая улыбка увяданья,                                                     Лишь вызывающее слышно,

Что в существе разумном мы зовём                                         И, замирающей так пышно,

Божественной стыдливостью страданья.                                Ей ничего уже не жаль.                                                                                                                  

Часть 3

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

 1. Какое литературное произведение начинается картиной святочного гадания?  2 балла

 2.  Назовите стихотворение и его автора.

А) Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна.

Б)  Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья…

В) Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.                                                                                6 баллов

Знание теории литературы

3. Какие средства художественной выразительности использовали авторы в приведённых выше отрывках                                                                                                                  3 балла

4. Назовите известные вам эпические жанры. Приведите примеры произведений.

                                                                                                                                   5 баллов

5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Басня»(определение,признаки)

                                                                                                                4 балла

 

 

 

Олимпиадные задания   по  литературе (школьный уровень)  8 класс.

Часть 1. Комплексный анализ художественного текста (40 баллов)

Критерии оценивания

Баллы

1.

Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию.

5

2

Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики

6

3

Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения

5

4

Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции

6

5

Обоснованность привлечения содержания текста

4

6

Умение видеть место произведения в социокультурном контексте

2

7

Владение литературоведческой терминологией

3

8

Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства

3

9

Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста

3

10

Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Следование нормам речи

3

                          Часть 2. Интерпретация поэтического текста (40 баллов)

       Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании

6

2.

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)

6

3.

Умение видеть место произведений в социокультурном контексте

3

4.

Восприятие образов лирических героев и умение истолковать их, характеризовать поэтическую индивидуальность авторов

6

5.

Навык сопоставительного анализа

4

6.

Умение сформулировать собственную позицию, аргументировано ее обосновать, выразить свои мысли и чувства

5

7.

Последовательность, логичность, композиционная стройность собственного текста участника олимпиады

6

8.

Богатство речи автора сочинения

4

Часть 3  ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

 1.  В.А.Жуковский Баллада «Светлана» 2 балла

 2.   А) А.С.Пушкин «Няне»  

       Б)  А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

       В) М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»                                                                  6 баллов

Знание теории литературы

3.  А) Эпитет   Б) Эпитет, метафора    В) Сравнение                                                 3 балла

4.  Басня, былина, легенда, новелла, очерк, повесть, рассказ, роман, сказка, эпопея.  

 Например, басня: И.А.Крылов «Свинья под дубом»  былина «Садко –купец, богатый гость» и т.д.

                                                                                                                                         5 баллов

                                                                                                                                 

5.  Басня – небольшое произведение в стихах или прозе нравоучительного или сатирического содержания.  Черты и поступки героев изображаются иносказательно. Басня часто заканчивается моралью.

                                                                                                                            4 балла

 

 

 

                                                                                                                                                 

Олимпиадные задания   по  литературе  (школьный уровень)  9 класс.

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции и культурный кругозор.  

Каждое задание оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100.  Внимательно читайте формулировку заданий.  

Желаем успешной работы!

Часть 1

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

В.Шукшин.  Век живи - век учись

80-летний Егор Кузьмич  лежал на печке и стонал. За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки. Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.

- О чем сейчас читаешь?

-О космонавтах.

-И зачем они туда летают?

-Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?

-Ну  тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?

-Ну, во-первых, освоение космоса –это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?

-Они такие же, как мы?

-Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.

-Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.

-Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем…А медицина у них такая, что люди будут до ста-ста двадцати лет жить…

-Ну, это ты врешь.

-Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.

-А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.

-Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.

-А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.

-Хирургом буду.

-А сколько хирурги получают, наверное, много?

-Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…

-Так зачем мучиться столько лет? (26)Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили  раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.

-У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…

-А у вас только одно на языке: будет да будет…Трепачи…А в книгах твоих читать нечего – вранье одно.

-Нечего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал и диктовать, как умирает…

«Вот,-говорит,-сейчас у меня холодеют ноги – записывайте»….Потом руки у него отказали…А потом он умер.

-А у тебя есть его фотография?

Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:

-А у него родные были?

-Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.

-Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы… Одному плохо.

Юрка не стал возражать.

-Конечно,- согласился он,- одному плохо…

 

Часть 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте сопоставительный анализ стихотворения  А.С.Пушкина «Сожжённое письмо» и стихотворения А.А.Ахматовой  «Ты письмо моё, милый, не комкай». Выявите общую тему, определите сходства и различия в её истолковании и художественных средствах её воплощения.

Чем различаются эти любовные послания? В чём своеобразие формы выражения переживаний лирического героя и лирической героини?

Сожжённое письмо

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.                   Ты письмо моё, милый, не комкай.

Как долго медлил я! Как долго не хотела                           До конца его, друг, прочти.

Рука предать огню все радости мои!...                                Надоело мне быть незнакомкой,

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.                       Быть чужой на твоём пути.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.                                Не гляди так, не хмурься гневно.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…                          Я любимая, я твоя,

Минуту!... вспыхнули! Пылают – лёгкий дым,                   Не пастушка, не королевна

Виясь, теряется с молением моим.                                       И уже не монашенка я –

Уж перстня верного утратя впечатленье,                            В этом сером, будничном платье,

Растопленный сургуч кипит… О, провиденье!                  На стоптанных каблуках…

Свершилось! Тёмные свернулися листы;                            Но, как прежде, жгуче объятье

На лёгком пепле их заветные черты                                    Тот же страх в огромных глазах.

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,                Ты письмо моё, милый, не комкай,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,                                 Не плачь о заветной лжи,

Останься век со мной на горестной груди…                       Ты его в твоей бедной котомке

                                                                                                  На самое дно положи.            

Часть 3

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

 1.Назовите полные имена героев, написавших эти письма, и их адресатов. Укажите произведение и автора.

А) «Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась доложить тебе о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое – а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд  к нам едет отдать нас под начал Кириллу Петровичу Троекурову – потому что мы – дескать, ихние, а мы искони Ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю – батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь верная твоя раба…»

Б) «Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём <…> и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, какого теперь его здоровье, о каком пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

В) «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю  губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как  я знаю, что за тобою, как за всяким,  водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живём где – нибудь инкогнито»                                                                                               6 баллов

Знание истории литературы

1.В связи с чем в 1820 году В.А.Жуковский прислал А.С.Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя»

                                                                                                                                                      2 балла

Знание теории литературы

 2. Какие фольклорные жанры оказали влияние на «Слово о полку Игореве»?

                                                                                                                                 3 балла

3. Выбрать определение понятия «художественный образ»

 А) Неотъемлемая часть художественного произведения, соотносимая по значимости с ценностью художественного текста.

 Б) Изображение человеческой жизни, показываемой в предельно  индивидуализированной форме, но в то же время несущая в себе обобщённое начало.  

В)  Характеры людей, их качества, привычки, поступки,  изображённые в художественном тексте.

                                                                                                                                   3 балла. 4.  Какой художественный приём использовал А.С. Пушкин в первых трёх строчках стиха? Определите размер стихотворения.

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда,

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда!...                                                                                                                    3 балла.

5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ода» (определение,признаки)

                                                                                                                                                            4 балла

 

Олимпиадные задания   по  литературе (школьный уровень)  9 класс. (ключи) 

Часть 1. Комплексный анализ художественного текста (40 баллов)

Критерии оценивания

Баллы

1.

Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию.

5

2

Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики

6

3

Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения

5

4

Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции

6

5

Обоснованность привлечения содержания текста

4

6

Умение видеть место произведения в социокультурном контексте

2

7

Владение литературоведческой терминологией

3

8

Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства

3

9

Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста

3

10

Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Следование нормам речи

3

                          Часть 2. Интерпретация поэтического текста (40 баллов)

       Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании

6

2.

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)

6

3.

Умение видеть место произведений в социокультурном контексте

3

4.

Восприятие образов лирических героев и умение истолковать их, характеризовать поэтическую индивидуальность авторов

6

5.

Навык сопоставительного анализа

4

6.

Умение сформулировать собственную позицию, аргументировано ее обосновать, выразить свои мысли и чувства

5

7.

Последовательность, логичность, композиционная стройность собственного текста участника олимпиады

6

8.

Богатство речи автора сочинения

4

Часть 3  ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

 1.Назовите  адресатов писем. Укажите автора и название произведение.

А)  Владимир Дубровский,  А.С.Пушкин «Дубровский»  

Б)  Савельич, А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

В) Городничий / Антон Антонович Сквозниик - Дмухановский, Н.В.Гоголь «Ревизор» 6 баллов

Знание истории литературы

1. Поэма «Руслан и Людмила»                             2 балла                                                                                                                                      

Знание теории литературы

 2.  Былина, песня, пословицы                             3 балла

 3. Выбрать определение понятия «художественный образ»

 Б) Изображение человеческой жизни, показываемой в предельно  индивидуализированной форме, но в то же время несущая в себе обобщённое начало.     3 балла.

 4.  Эпитет,  хорей / хорей с пиррихием                           2балла.

5. Ода – (от греч. – песнь) – торжественное стихотворное произведение в честь какого – либо лица или события. Для оды характерен высокий стиль речи, строгие нормы стихосложения.   4 балла

                                                                                       



Предварительный просмотр:

7 класс

1 вариант

  1. Перечислите известные Вам произведения о животных. Какую роль преследует автор, обращаясь к этой теме. Перескажите одно из произведений с точки зрения животного, изменяется ли при этом смысл текста.
  2. Что такое литературная сказка, приведите примеры.

2 вариант

  1. В чем заключается особенность повествования сказа П.П. Бажова «Живинка в деле». Имеет ли значение изменение рассказчика.

Это еще мои старики сказывали. Годков-то, значит, порядком прошло. Ну, все-таки после крепости было.

Жил в те годы в нашем заводе Тимоха Малоручко. Прозванье такое ему на старости лет дали.

На деле руки у него в полной исправности были. Как говорится, дай бог всякому. При таких руках на медведя с ножом ходить можно. И в остальном изъяну не замечалось; плечо широкое, грудь крутая, ноги дюжие, шею оглоблей не сразу согнешь. Таких людей по старине, как праздничным делом стенка на стенку ходили, звали стукачами: где стукнет, там и пролом. Самолучшие бойцы от этого Тимохи сторонились, - как бы он в азарт не вошел. Хорошо, что он на эти шутки не зарный был. Недаром, видно, слово молвлено: который силен, тот драчлив не живет.

По работе Тимоха вовсе емкий был, много поднимал и смекалку имел большую. Только покажи, живо переймет и не хуже тебя сделает.

По нашим местам ремесло, известно, разное. Кто руду добывает, кто ее до дела доводит. Золото моют, платинешку выковыривают, бутовой да горновой камень ломают, цветной выволакивают. Кто опять веселые галечки выискивает да в огранку пускает. Лесу валить да плавить приходится немалое число. Уголь тоже для заводского дела жгут, зверем промышляют, рыбой занимаются. Случалось и так, что в одной избе у печки ножик да вилки в узор разделывают, у окошка камень точат да шлифуют, а под полатями рогожи ткут. От хлебушка да скотинки тоже не отворачивались. Где гора дозволяла, там непременно либо покос, либо пашня. Однем словом, пестренькое дело, и ко всякому сноровка требуется, да еще и своя живинка полагается.

Про эту живинку и посейчас не все толком разумеют, а с Тимохой занятный случай в житье вышел. На примету людям.

Он, этот Тимоха, - то ли от молодого ума, то ли червоточина какая в мозгах завелась, - придумал всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать да еще похваляется:

- В каждом до точки дойду.

Семейные и свои дружки-ровня стали отговаривать:

- Ни к чему это. Лучше одно знать до тонкости. Да и житья не хватит, чтобы всякое мастерство своей рукой изведать.

Тимоха на своем стоит, спорит да по-своему считает:

- На лесовала - две зимы, на сплавщика - две весны, на старателя - два лета, на рудобоя - год, на фабричное дело - годов десяток. А там пойдут углежоги да пахари, охотники да рыбаки. Это вроде забавы одолеть. К пожилым годам камешками заняться можно, али модельщиком каким поступить, либо в шорники на пожарной пристроиться. Сиди в тепле да крути колеско, фуганочком пофуркивай, либо шильцом колупайся.

Старики, понятно, смеются:

- Не хвастай, голенастый! Сперва тело изведи. Тимохе неймется.

- На всякое, - кричит, - дерево влезу и за вершинку подержусь.

Старики еще хотели его урезонить: вершинка, дескать, мера ненадежная: была вершинкой, а станет серединкой, да и разные они бывают - одна ниже, другая выше.

Только видят - не понимает парень. Отступились. Твое дело. Чур, на нас не пенять, что вовремя не отговорили.

Вот и стал Тимоха ремесла здешние своей рукой пробовать.

Парень ядреный, к работе усерден - кто такому откажет. Хоть лес валить, хоть руду дробить - милости просим. И к тонкому делу допуск без отказу, потому - парень со смекалкой, и пальцы у него не деревянные, а с большим понятием.

Много Тимоха перепробовал заводского мастерства и нигде, понимаешь, не оплошал. Не хуже людей у него выходило.

Женатый уж был, ребятишек полон угол с женой накопили, а своему обычаю не попускался. Дойдет до мастера по одному делу и сейчас же поступит в выученики по другому. Убыточно это, а терпел, будто так и надо. По заводу к этому привыкли, при встречах подшучивали:

- Ну, как, Тимофей Иванович, все еще в слесарях при механической ходишь али в шорники на пожарную подался?

Тимоха к этому без обиды. Отшучивается:

- Придет срок - ни одно ремесло наших рук не минует.

В эти вот годы Тимоха и объявил жене: хочу в углежоги податься. Жена чуть не в голос взвыла:

- Что ты, мужик! Неуж ничего хуже придумать не мог? Всю избу прокоптишь! Рубах у тебя не достираешься. Да и какое это дело! Чему тут учиться?

Это она, конечно, без понятия говорила. По нонешним временам, при печах-то, с этим попроще стало, а раньше, как уголь в кучах томили, вовсе мудреное это дело было. Иной всю жизнь колотится, а до настоящего сорта уголь довести не может. Домашние поварчивают:

- Наш тятенька всех на работе замордовал, передышки не дает, а все у него трухляк да мертвяк выходит. У соседей вон песенки попевают, а уголь звон звоном. Ни недогару, ни перегару у них нет и квелого самая малость.

Сколько ни причитала Тимохина жена, уговорить не могла. В одном обнадежил:

- Недолго, поди-ко, замазанным ходить буду.

Тимоха, конечно, цену себе знал. И как случится ремесло менять, первым делом о том заботился, чтоб было у кого поучиться. Выбирал, значит, мастера.

По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался - нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. На самую тонкую работу выдача была.

К этому дедушке Нефеду Тимоха и заявился. Тот, конечно, про Тимохино чудачество слыхал и говорит:

- Принять в выученики могу, без утайки все показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь.

Тимоха понадеялся на свою удачливость и говорит:

- Даю в том крепкое слово.

На этом, значит, порешили и вскорости в курень поехали.

Дедушка Нефед - он, видишь, из таких был... обо всяком деле думал, как его лучше сделать. На что просто чурак на плахи расколоть, а у него и тут разговор:

- Гляди-ко! Сила у меня стариковская, совсем на исходе, а колю не хуже твоего. Почему, думаешь, так-то?

Тимоха отвечает: топор направлен и рука привычная.

- Не в одном, - отвечает, - топоре да привычке тут дело, а я ловкие точечки выискиваю.

Тимоха тоже стал эти ловкие точечки искать. Дедушка Нефед все объясняет по совести, да и то видит Тимоха - правда в Нефедовых словах есть, да и самому забавно. Иной чурак так разлетится, что любо станет, а думка все же останется: может, еще бы лучше по другой точечке стукнуть.

Так Тимоха сперва на эти ловкие точечки и поймался. Как стали плахи в кучи устанавливать, дело вовсе хитрое пошло. Мало того, что всякое дерево по-своему ставить доводится, а и с одним деревом случаев не сосчитаешь. С мокрого места сосна - один наклон, с сухого - другой. Раньше рублена - так, позже - иначе. Потолще плахи - продухи такие, пожиже - другие, жердовому расколу особо. Вот и разбирайся. И в засыпке землей тоже.

Дедушка Нефед все это объясняет по совести, - да и то вспоминает, у кого чему научился.

- Охотник один научил к дымку принюхиваться. Они - охотники-то - на это дошлые. А польза сказалась. Как учую - кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пущу. Оно и ладно.

Набеглая женщина надоумила. Остановилась как-то около кучи погреться да и говорит:

"С этого боку жарче горит".

"Как, - спрашиваю, - узнала?"

"А вот обойди, - говорит, - кругом - сам почуешь".

Обошел я, чую - верно сказала. Ну, подсыпку сделал, поправил дело. С той поры этого бабьего совету никогда не забываю. Она, по бабьему положению, весь век у печки толкошится, привычку имеет жар разбирать.

Рассказывает так-то, а сам нет-нет про живинку напомнит :

- По этим вот ходочкам в полных потемочках наша живинка-паленушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась, либо пустодымкой не обернулась. Чуть не доглядел - либо перегар, либо недогар будет. А коли все дорожки ловко улажены, уголь выйдет звон звоном.

Тимохе все это любопытно. Видит - дело не простое, попотеть придется, а про живинку все-таки не думает.

Уголь у них с дедушкой Нефедом, конечно, первосортный выходил, а все же, как станут разбирать угольные кучи, одна в одну никогда не придется.

- А почему так? - спрашивает дедушка Нефед, а Тимоха и сам это же думает: в каком месте оплошку сделал?

Научился Тимоха и один всю работу доводить. Не раз случалось, что уголь у него и лучше Нефедова бывал, а все-таки это ремесло не бросил. Старик посмеивается:

- Теперь, брат, никуда не уйдешь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит.

Тимоха и сам дивился - почему раньше такого с ним никогда не случалось.

- А потому, - объясняет дедушка Нефед, - что ты книзу глядел - на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!

По этому слову и вышло. Остался Тимоха углежогом, да еще и прозвище себе придумал. Он, видишь, любил молодых наставлять и все про себя рассказывал, как он хотел смолоду все ремесла одолеть, да в углежогах застрял.

- Никак, - говорит, - не могу в своем деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы.

А сам ручинами-то своими разводит. Людям, понятно, смех. Вот Тимоху и прозвали Малоручком. В шутку, конечно, а так мужик вовсе на доброй славе по заводу был.

Как дедушка Нефед умер, так Малоручков уголь в первых стал. Тоже его отдельно в сараях сыпали. Прямо сказать, мастер в своем деле был.

Его-то внуки-правнуки посейчас в наших местах живут. Тоже которые живинку - всяк на своем деле - ищут, только на руки не жалуются. Понимают, поди-ко, что наукой можно человечьи руки нарастить выше облака.

  1. Приведите примеры произведений, в которых происходит олицетворение природных стихий, объясните значение этого приема на примере 1 – 2 произведений.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(2013-2014 учебный год)

Муниципальный этап

Вопросы и задания (с ответами и баллами) для учащихся 7 классов

1. Прочитайте цитату из «Школьного словаря лингвистических терминов» Н.А.Николиной (М.: Русское слово, 2012):

«Шипящие согласные – глухие согласные, называемые так по производимому ими впечатлению и связанным с ним звуковым ассоциациям: [ж], [ш], [ч’]» [Николина 2012, с. 186].

Что вы можете сказать по поводу приведенной цитаты?

Ответ: В определении есть ошибка. Лишним является слово «глухие», поскольку среди шипящих согласных есть не только глухие, но и звонкие согласные; см. [ж], который, кстати, приведен и автором цитируемого словаря.

Оценка: 3 балла за указание на ошибку (с пояснением).

2. Какой знак препинания А.М.Пешковский охарактеризовал как «усиленная запятая»? Почему?

Ответ: Точка с запятой.

«В отличие от запятой точка с запятой служит для более резкого графического отделения одних элементов текста от других» [Русский язык: энциклопедия.- 2-е изд.- М., 1998.- С.567]. «Точка с запятой употребляется 1) между частями бессоюзного и союзного предложений, если они «менее тесно связаны по смыслу» (Н.С.Валгина) <…>; 2) между однородными членами предложения, если они значительно распространены и уже содержат запятые <…>» [там же].  

Оценка: 2 балла за название знака,  2 балла – за объяснение.

Максимум – 4 балла.

3. Объектом описания каких словарей являются главным образом научные понятия, события, реалии и т.п.? Назовите известные вам словари подобного типа.

Ответ:

Энциклопедических словарей, энциклопедий. Примеры таких справочников: Русский язык: Энциклопедия; Энциклопедия для детей: Русский язык; Лингвистический энциклопедический словарь, а также Большой энциклопедический словарь и др.

Оценка: 2 балла за название типа словаря,  2 балла – за примеры (не менее двух).

Максимум – 4 балла.

4. Что такое форзац и титул книги? Какие сведения там обычно размещаются?

Ответ: Форзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом. Форзац часто остается пустым, иногда там размещают иллюстрации, цитаты, правила и т.д. (см., например, школьные учебники). Титул (или титульный лист) – первая страница книги, на которой помещены заглавие, имя автора, год и место издания и т.п.

Оценка: 2 балла за толкование и 2 балла – за описание сведений.

Максимум – 4 балла.

5. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Приведите начальную форму выделенных слов.

1). Лицо Насти было очень хорошо в тот момент. 2). Настя научилась хорошо танцевать. 3). Насте было очень хорошо. 4). Настя в детстве была хорошей.

Ответ:

1. Прилагательное (краткое); нач. форма – хороший.

2. Наречие; нач. форма – хорошо.

3. Категория состояния; нач. форма – хорошо.

4. Прилагательное; нач. форма – хороший.

Оценка:

По 0,5 балла за верное указание части речи; по 0,5 балла за верное указание начальной формы.

Максимум – 4 балла.

6. Определите, каким словам дано неверное толкование. Предложите свой вариант толкования.

Абсцесс – нарушение нормального хода чего-либо, острая негативная ситуация;

гипюр – разновидность верхней одежды, которую носили во Франции в XVIII – XIX вв.;

кацавейка – утепленная просторная короткая кофта;

кивер – военный головной убор без полей с высокой тульей, который носили в европейских армиях в  XVIII – XIX вв.;

кюре – в некоторых странах: католический приходской священник.

Ответ:

Неверное толкование:

гипюр – кружево с выпуклым узорным рисунком; ткань из такого кружева;

абсцесс –  скопление гноя в тканях и органах, вызванное воспалительным процессом.

 [Большой толковый словарь под ред. С.А.Кузнецова].

Оценка:

По 0,5 балла за правильное указание ошибочных толкований. За неправильное указание можно снимать 0,5 балла (не доводя до отрицательных величин). По 2 балла за предложенное верное толкование.

Максимум – 5 баллов.

7. Приведите в соответствие пары слов (запишите ответ в форме «А3, Б2 …»):

А) дичиться                                1) стесняться

Б) споспешествовать                2) засмущаться

В) стушеваться                        3) подлизываться

Г) лебезить                                4) помогать

Д) гнушаться                                5) брезговать

Ответ:

А1 Б4 В2 Г3 Д5

Оценка:

По 0,5 балла за правильную пару.

Максимум – 2,5 балла.

8. Расставьте знаки препинания в предложении. Объясните постановку знаков препинания в выделенном фрагменте.

Отчего же и море сделанное человеком совсем ушло в темноту несмело напоминая о себе тусклым блеском а деревня вовсе унялась и будто ужалась в склон горы стесняясь своих непорядков и обыденности сломанной березы у причала пустоглазой навсегда смолкшей церквушки и подмытых огородов с упавшими в воду пряслами подслеповатых черных бань рассыпанных на задах и хриплого голоса вдруг резанувшего по трепетной тишине всей этой будничной заботы на завтрашний день всей этой суеты и нервности, которой так богат сегодняшний век?

(По В.Астафьеву)

Ответ:

1. Отчего же и море, сделанное человеком, совсем ушло в темноту, несмело напоминая о себе тусклым блеском, а деревня вовсе унялась и будто ужалась в склон горы, стесняясь своих непорядков и обыденности сломанной березы у причала, пустоглазой, навсегда смолкшей церквушки и подмытых огородов с упавшими в воду пряслами, подслеповатых черных бань, рассыпанных на задах, и хриплого голоса, вдруг резанувшего по трепетной тишине, – всей этой будничной заботы на завтрашний день, всей этой суеты и нервности, которой так богат сегодняшний век?

2. В выделенном фрагменте ставятся запятая (обособляющая причастный оборот) и тире после перечисления (начиная со «стесняясь своих непорядков…»), перед обобщающим словом «всей».

Оценка:

По 0,25 балла за правильную постановку знаков препинания (15 знаков х 0,25)  – 3,75 балла. За неправильную постановку знаков можно снимать 0,25 балла (не доводя до отрицательных величин). По 0,5 балла за верное объяснение знаков в выделенном фрагменте.

Максимум – 4,75 балла.

9. Восстановите недостающие компоненты лингвистических терминов-словосочетаний (с учетом количества букв в восстанавливаемом слове и буквы О во втором столбце). Приведите по одному примеру к восстановленным терминам-словосочетаниям, отмеченным звездочкой.

1

о

б

щ

и

й

о

2*

п

р

о

с

т

о

й

о

3

л

и

т

е

р

а

т

у

р

н

а

я

о

4

с

л

о

в

а

р

н

а

я

о

5*

о

с

л

о

в

о

6*

о

с

о

г

л

а

с

н

ы

й

7*

о

п

а

д

е

ж

8

о

р

е

ч

и

9

о

в

и

д

10

о

р

а

з

б

о

р

11

о

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

12

о

н

а

к

л

о

н

е

н

и

е

13*

о

ч

а

с

т

и

ц

а

Образец ответа:

7* – согласный звук: [к]

Ответ:

1 – общий род

2* – простой союз: и…

3 – литературная норма

4 – словарная помета

5* – союзное слово: который …  «Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней» [А.Ахматова]

6* – сонорный согласный: [р], [л] …

7* – косвенный падеж: родительный падеж …

8 – логичность речи

9 – совершенный вид

10 – фонетический разбор

11 – согласованное определение

12 – сослагательное наклонение

13* – формообразующая частица: бы …

NB! Если школьник приведет бесспорный лингвистический термин, отличающийся от написанных выше, но удовлетворяющий указанным требованиям, его ответ необходимо признать правильным.

Оценка:

По 0,25 балла за правильные ответы в строчках 1 и 2; по 0,5 балла за правильные ответы в строчках с 3 по 13; итого – 6 баллов.

По 0,2 балла за правильный пример.

Максимум – 7 баллов.

10. Прочитайте цитаты из «Школьного словаря лингвистических терминов» Н.А.Николиной (М.: Русское слово, 2012):

1) «Число говорящих на русском языке в мире в настоящее время составляет около 450 млн» [Николина 2012, с. 122];

2) «На славянских языках в мире говорит около 300 млн человек» [Николина 2012, с.128].

Что вы можете сказать по поводу содержания приведенных цитат?

Ответ: Приведенные предложения необходимо скорректировать с учетом соотношения содержащихся в них количественных данных. Число во втором предложении не может быть меньше числа в первом. Русский язык – один из славянских языков, соответственно количество говорящих на всех славянских языках не может быть меньше количества говорящих на русском языке.

В данном случае важно указание именно на соотношение приведенных количественных данных, а не на конкретные числа. Сведения о численности говорящих на тех или иных языках (в том числе  славянских) отличаются в разных изданиях.

Оценка:

2 балла за указание (с пояснением) на ошибку.

ВСЕГО:

Максимум – 40,25 балла.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как называть жителей этих известных городов: Бологое, Брянск, Воронеж, Вятка, Ельня, Ковров, Лондон, Баку, Курск, Вологда, Смоленск, Пенза, Иркутск, Архангельск?

Ответ на задачу :


Как называть жителей этих известных городов: Бологое, Брянск, 
Воронеж, Вятка, Ельня, Ковров, Лондон, Баку, Курск, Вологда,
Смоленск, Пенза, Иркутск, Архангельск?

      Следует учитывать, что названия жителей могут иметь варианты, либо не образовываться (или не употребляться) из-за их неблагозвучия или совпадения с другими словами языка. 
      Первый из двух приведенных нами однородовых вариантов предпочтительнее: бологовцы - бологовец; брянцы - брянец, брянчанин, воронежцы - воронежец, воронежанин; вятичи - вятич, вятчанин, вятчанка; ельнинцы - ельнинец, ельничанин, ельничанка; ковровцы - ковровец, ковровчанин, ковровчанка; лондонцы - лондонец. Жители Баку - бакинцы, Курска - куряне, Вологды - вологодцы, вологжане, Волгограда - волгоградцы, Смоленска - смоляне, Пензы - пензенцы, пензяки, Иркутска - иркутяне, иркутчане, Архангельска - архангельцы, архангелогородцы. 

      В сомнительных случаях можно пользоваться описательной формой: житель (ница) Воронежа, Бологого, Курска.



Предварительный просмотр:

Краткий словарь древнерусского языка

АБИЕ – тотчас, сразу

АБО - или, либо

АБЫ - чтобы; если бы; лишь бы; хотя бы

АВВА - отец, настоятель монастыря на Востоке

АДАМАНТ - алмаз

АЕР - воздух

АЖЕ - если, что, который, даже, и вот

АЖНО - как, как вдруг, так что

АЗ – я

АКИ - как

АКРИДА - саранча; молодой побег растения

АЛАФА - награда

АЛКАТЬ - поститься, голодать

АЛЧБА - голод, пост

АМАНАТ - заложник

АМИНЬ – истинно; истинно так

АМО (АМОЖЕ, КАМО) – куда

АНАФОРА - приношение; просфора

АНО - но, а, однако, даже

АРКУДА - медведь

АРКУЧИ - говоря

АТО - пусть, да

АЩЕ – если, хотя, ли

 

БАГР - багряный

БАГРЕЦ - красная краска; сорт сукна

БАГРЯНИЦА - драгоценная ткань багряного цвета; одежда из этой ткани

БАЙДАНА - кольчуга

БАЛВОХВАЛЬСТВО - язычество

БАЛИЙ - колдун; заклинатель; врач

БАСКАК - властелин, воевода

БДЕТИ - бодрствовать, не спать; заботиться

БЕ – он был, она была, оно было

БЕБРЯНЪ - ткань из шелка особой выделки 

БЕДЕНЬСТВО - обеднение, бедствие

БЕЗАДЩИНА - выморочное имение, доход или оброк с такого имения

БЕЗЖИВОТИЕ - нищета

БЕСЕРМЕН - магометанин

БЕСПРИКЛАДНО - беспримерно

БЕСПРОТОРИЦА - безысходность, отсутствие средств

БЕСТЕ – вы были

БЕХ – я был, была

БЕХОМ – мы были

БЕХУ – они были

БИРЕВ - господарь, судебный пристав, староста

БИРИЧ - глашатай

БИСКУП - католический епископ

БЛАГИЙ - добрый, хороший; приятный, красивый

БЛАЖИТИ – славить, восхвалять

БЛАЗНИТИ - соблазнять, обманывать

БЛАЗНЬ - обман, обольщение; искушение, сомнение

БЛЮСТИ - соблюдать, охранять

БЛЯДОСЛОВИТЬ - лгать, обманывать

БЛЯДЬ - ложь, обман

БО – ибо, потому что

БОЛОГО - благо, добро

БОЛОНЬ - низменное поречье, пространство между двумя валами 

БОЛЬМА - более всего, преимущественно

БОРЗО - быстро

БОРОНЯ - оборона

БРАНЬ – война

БРАЦИ - брачный пир, пирушка

БРАШНО - еда, кушанье

БРЕЗЕТЬ - беречь

БРОЗДО - узда

БРЯЧИНА - пир

БРЕЗГ - рассвет

БУДИ – будь

БУЕСТЬ - отвага, горячность; дерзость, необузданность; буйство

БУСОВИ (БУСЫЕ) - серо-дымчатые

БЫЛИЕ - трава, злак; растительная пища; снадобье из трав

БЫСТЕ – вы были

БЯШЕ – он был

БЯХУ – они были

ВАПЪ - краска

ВАПНИЦА - сосуд для красок

ВАПНО - известь

ВАРИТИ – предварять, предупреждать; беречь

ВАСИЛИСК – змей

ВАСНЬ - может быть, итак, будто

ВЕДАТИ - знать, ведать; уметь, мочь

ВЕЖА - шатер, юрта, кибитка

ВЕЙЯ - ветка

ВЕЛЕЛЕПИЕ - восхваление, возвеличение; величие

ВЕЛИЙ – великий, продолжительный, изобильный

ВЕЛИЦЕЙ – великой

ВЕЛЬЗЕВЕЛ - дьявол

ВЕЛЬМИ – весьма, очень

ВЕМ – знаю

ВЕРВЬ - веревка; крестьянская община

ВЕРЪЖЕН - поврежден

ВЕРСТАТИ - сравнивать, уравнивать

ВЕРТОГРАД - сад

ВЕРШИЕ - плоды

ВЕСИ – знаешь

ВЕСТНО - гласно, публично

ВЕЧЕРНИЙ - западный; вечерний

ВЖДАТИ - жаждать

ВЗЫГРАТИ – возвеселиться

ВЗЫСКАНИЕ - распря; прение; поиск

ВИД - образ

ВНЕГДА – когда

ВНЕЖЕ - тот, который

ВНИТИ - войти

ВОЖЬ - провожатый

ВОЗБНУТИ СЯ - пробудиться 

ВОЗГРИ - сопли

ВОЗРАСТ - рост

ВОИ - воины

ВОНЯ – запах, аромат

ВОСТЯГНУТИ - воздержаться

ВОСХИТИТИ  - похитить, унести, украсть

ВОСХИЩЕНИЕ - похищение

ВРЕТИЩЕ - рубище

ВСКУЮ – зачем, для чего

ВСУЕ – напрасно

ВЫДРУКОВАТЬ - напечатать

ВЫЖЛЕЦ - гончая собака; ищейка

ВЫМОЛ -  пристань

ВЫНИКНУТИ - высунуться

ВЫНЗЕ - вынул

ВЫНЬЗТИ - вынуть из ножен

ВЫРИНУТЬСЯ - вырваться

ВЫСЕЧИ - освободить, вывести силой

ВЫТЕПАТЬ - вытолкать

ВЫТЬ - еда, время еды

ВЫХОД - жалование

ВЫЧЕНИЕ - учение

ВЫЯ - шея

ВЪВАДИТЬСЯ - повадиться

ВЪВЕРГНУТИ - бросить внутрь чего-то

ВЪЗНЯТИ - поднять вверх

ВЪНЯТИ - обратить внимание

ВЪПЪЛЧЕНИЕ - войско, битва, сражение

ВЪСУЕ - напрасно, впустую

ВЪСХЫТИТИ - подхватить, похитить, взять

ВЯТШИЙ - знатный

ВЯЩЕ - более

ВЯЩИЙ - больший, старший по положению, знатный

 

ГАВРАН - ворон

ГАРИП - иноземец, странник

ГБЕЖ - сустав, сгиб; поворот, наклон

ГЛАГОЛ - слово

ГЛАДНЫЙ - голодный, ненасытный, жадный, хищный

ГЛЕЗНО - голень, лодыжка

ГЛУМ - шумное веселье, игра; насмешка, издевательство

ГОБИНО - богатство; урожай

ГОВЕЙНО - пост

ГОЛКА - шум, крик

ГОЛОМЯ - много; открытое место

ГОНЗАТИ - избегать

ГОНЬЗНУТИ - спастись бегством

ГОРАЗДО - искусно, умело; весьма, очень

ГОРЕ – вверх

ГОРНИЙ - верхний, высокий; вышний, небесный, божественный

ГОРОДНИЦА - часть моста

ГОРОЧНЫЙ - горчичный

ГОСТИТВО - пир

ГОСТЬ - купец

ГРАНАТА - пушка

ГРАНЕСЛОВИЕ - церковный стих; сочинение похвальное в честь кого-то

ГРАНЕСЛОВНИК - название сложной по составу книги

ГРЕЗНЪ - гроздь; куща деревьев или кустарников; плод, ягода

ГРИВНА - денежная и весовая единица; украшение, носимое на шее

ГРИДЬ - княжеский телохранитель, дружинник, воин

ГРУДНЫЙ - замерзший

ГРУСТКО - тяжко, грустно

ГРЯСТИ - идти

ГУДЕЦ - певец, музыкант

 

 

ДВАЩИ - дважды

ДЕБРЬ - горный склон, ущелье

ДЕИ - ужели, разве

ДЕЛЯ - для, ради

ДЕННИЦА - утренняя заря; падучая звезда

ДЕСНИЦА – правая рука

ДЕСНЫЙ – правый

ДЕТЕЛЬ - дело, действие

ДЕЯТИ - делать, творить, совершать; говорить

ДИВИЙ - дикий; жестокий, грубый; дивный

ДЛАНЬ – ладонь

ДМЕНИЕ - надменность

ДМИТИСЯ - делаться надменным

ДНЕСЬ - сегодня

ДОБЛЕ - доблесть, доблестно

ДОБРОЗРАЧНЫЙ - красивый

ДОВОЛИТИ - предоставить, снабдить; надлежит, подобает

ДОКАМЕСТ - пока, с тех пор

ДОКОНЧАНИЕ - мирный договор, согласие

ДОЛУ – вниз

ДОНДЕЖЕ (ДОНДЕ) – до тех пор, пока

ДРУЖИНА - Товарищи, община, спутники; войско; жена

ДРУЖНИЙ - другой; относящийся к княжеской дружине

ДРЯХЛ - печален

ДУБЛИЙ - крепкий, сильный; доблестный; искусный; родовитый

ДЩЕРЬ – дочь

ЕГДА – когда; в то время как

ЕГОЖЕ – которого

ЕДА – неужели; разве, иначе, как бы не

ЕДИНЕЦ - дикий кабан

ЕЖЕ - что, если, когда

ЕКЗАРХ - духовное лицо, обличенное особой, высшей властью

ЕЛЕФАНТ - слон

ЕЛИКО - сколько, как можно скорее, кто, что

ЕЛИЦЫ – те, которые

ЕЛМАЖЕ - так как, потому что, когда

ЕМАТИ (ИМАТИ, ЕМЛЕТЬ) - брать, взять

ЕМШАН - полынь

ЕПИСТОЛИЯ - письмо, послание

ЕТЕРЪ - некоторый, некто

 

ЖАГРА - фитиль для воспламенения пороха

ЖЕЛОВАНИЕ - милость, пожалование

ЖЕДАТИ - жаждать

ЖЕЛВЬ - мозоль, нарыв; черепаха

ЖЕЛДЫ - травы

ЖЕЛЯ - печаль

ЖЕНУТЬ - гонять, преследовать

ЖИВОТ – жизнь, имущество; домашний скот

ЖИВОТА ГОНЕЗЕ - жизни лишить

ЖИВОТА ЛИХОВАНЪ - жизни лишен

ЖИР - богатство, изобилие

ЖИТО - хлеб на корню, посевы; богатство

ЖРЕТИ - приносить в жертву

 

ЗАБРАЛО - верхняя часть городской стены; ограда

ЗАЗОР - позор

ЗАЗРИТЬ - порицать, хулить, осуждать

ЗАКОСНЕНИЕ - отлагательство, задержка

ЗАКЫХАНЬЕ - чиханье

ЗАЛАВОК - уступ в русле реки

ЗАЛАЗ - опасность, гибельность

ЗАМЯТНЯ - замешательство, беспокойство, волнение

ЗАНЕ – ибо, так как, потому что

ЗАНЕЖЕ – ибо, так как, потому что

ЗАПОВЕДАТИ - приказывать; наказывать

ЗАРАЗИТИСЯ - убиться, сразиться

ЗАСПА - крупа

ЗАСТЕНЬ - тень

ЗАТИ - избавить, избежать

ЗАТОЧНЫЙ - глухой, пустынный

ЗАЯТИ - взять, захватить

ЗДАТЕЛЬ - строитель, зодчий; гончар

ЗЕЛИЕ - трава, зелень; лекарство, яд; порох

ЗЕЛО – очень, весьма; точно, тщательно; совершенно

ЗЕЛЬНЫЙ - сильный

ЗНАМЕНЬЕ - знак, указание

ЗНАНЬ - знание

ЗРАК – вид, образ, лицо

ЗРЕТИ - видеть, смотреть

 

ИДЕ, ИДЕЖЕ - где, когда, так как

ИЖЕ - который

ИЗВЕТ - оговорка, объяснение; наговор, обман

ИЗГЛАШАТИСЯ - объявить

ИЗДАН ПО КРОМОЛЕ - изменник

ИЗРАДА - измена

ИЗРАДЕЦ - изменник

ИЗРЯДНЫЙ - превосходный

ИЗОГРАФ - иконописец

ИЗУМЕТИСЯ - лишиться ума

ИЗЫМАТИ - поймать

ИЗЯТИ - изъять

ИКОНОМ - управляющий церковным имуществом

ИМАТИ - брать, занимать, захватывать

ИНДЕ - в другом месте, кое-где; или

ИНО - то, в таком случае, так, разве, только

ИПАТ - воевода

ИПОСТАСЬ - лицо, существо

ИРИЙ - рай, теплые страны

ИСКУСИТИ - испытать

ИСПОВЕДАТИ - приказать, рассказать

ИСТАЯТИ - погубить

ИСТОЕ - самое главное, сущность, итог

ИСТОКОМ - мимоходом

ИСТОПКА - изба, баня

ИСТРОШАТИ - издержать

ИСТЯГНУТИ - вытянуть, растянуть; протянуть

ИШЕМ - мед, хмельной напиток

 

КАЖЕНИК - скопец

КАЗАНИЕ - наставление, увещевание

КАЗАТЕЛЬ - наставник

КАЛИГИ - сапоги с низкими голенищами

КАЛ - нечистоты, грязь

КАЛНЫЙ - грязный

КАЛУГЕР - монах

КАМАРА - свод, кров; шатер, палата

КАМО - куда

КАНОРХАТИ - читать речитативом; петь псалмы

КАПА - шапка

КАПИТИСЯ - собираться вместе

КАПЬНО - вместе, сообща

КАТУНА - жена

КЕНДАРЬ - мера веса (около 3 пудов)

КЕРАСТЬ - змея; ехидна

КЕРЕМИДА - плита

КЕРСТА - гроб, могила

КЛЮКА - хитрость, обман

КЛЮСЯ - лошадь, жеребенок

КЛЮЧИМЫЙ - годный

КЛЮЧЬ - руль, кормило

КМЕТЬ - воин

КОБЬ - волхование, гадание; счастье, удача

КОЗНОВАНИЕ - коварство

КОЙ (КУЮ) - какой, какую

КОЛГОТА - ссора, неурядица

КОЛО - повозка, телега, колесо 

КОМАРЫ - своды на кровле 

КОМОНЬ - боевой конь

КОМЪКАТИ - причащать

КОМКАНИЕ - причащение

КОПРИНА - шелк 

КОРМ - пища; род подати, содержание; пир, угощение

КОРМЫХАТИСЯ - кормиться

КОРОСТА - гроб

КОСНЕТИ – медлить

КОСНО – медленно

КОТОРА - ссора, вражда

КОТОРАТИСЯ - браниться, ругаться, ссориться

КОФАР - раб-индус

КОЩЕЙ - раб, пленник

КОЩУНА - святотатство; забавные шутки

КРАМОЛА - мятеж, бунт; злой умысел, коварство; засада, раздор

КРАСНА - пряжа, ткацкий стан

КРИН - лилия

КРОМЕ ЗРЯ - смотря в сторону, не смотря на это

КРЫЛОШАНЕ - церковнослужители

КУДЕСЫ - чудеса

КУНА - шкурка куницы, денежный знак в Древней Руси

КУПИНА – куст, кустарник

КУПИЩЕ - рынок, торжище

КУПНО - вместе

КУЩА – палатка

КЫЙ (КИЙ) - какой, который; некоторый

КЪМЕТЬ - воин, дружинник

ЛАГВИЦА - чаша

ЛАГОДИТИ - потворствовать; делать приятное

ЛАНИТА - щека

ЛАСКОСЕРДИЕ - чревоугодие

ЛАСКОСЕРДИЙ - обжорливый; изнеженный

ЛЕК - игра в кости

ЛЕПОТА – красота, великолепие; приличие

ЛЕПШИЙ - лучший

ЛЕСТЬ - обман, хитрость; ересь; заговор

ЛЕТОРОСЛИ - побеги растений 

ЛЕТЬ - можно

ЛЕХА - гряда, куча 

ЛИХВА - проценты

ЛИХОЕ - злое

ЛИЧЬБА - число, счет

ЛИШЕНИК - ничтожный, несчастный

ЛОВЪ - охота

ЛОВИТВА - охота, рыбная ловля

ЛОВИЩЕ - место для звериной и рыбной охоты

ЛОЖЕСНА - утроба, матка

ЛОМОВОЙ - тяжелый

ЛОНИСЬ -  в прошлом году

ЛУКА - изгиб, извилина

ЛУКАРЕВО - извилисто

ЛУКНО - лукошко

ЛУТОВЯНЫЙ - лыковый

ЛЫЧЕНИЦА - лапти

ЛЮБО - хорошо, угодно, может быть, даже

ЛЮБЫ - любовь, привязанность; пристрастие, склонность; согласие

ЛЬСТИВЫЙ - хитрый, обманывающий

ЛЯДИНА - заросль, кустарник; молодой лес

 

МАЕСТАТ - престол, трон

МАМОНЬ - вид обезьяны

МАСТРОТА - мастерство

МЕГИСТАНЕ - сановники, вельможи

МЕТАНИЕ - поклоны

МЕЧНИК - княжеский дружинник в Древней Руси; страж, оруженосец

МИЛОТЬ - овчина; верхняя одежда; мантия, плащ

МНИТИ - думать, полагать

МОВЬ - баня

МОГИЛА - холм

МРЕЖА - сеть

МУДИТИ, МУДНО - медлить, медленно

МУНГИТЫ - монголы

МУСИКИЙСКИЙ - музыкальный

МУСИКИЯ - музыка

МУХОЯР - бухарская ткань из хлопка с шерстью или шелком

МШИЦА - мелкое насекомое, мошка

МУХОРТЫЙ - невзрачный, хилый

МЫТАРЬ - сборщик податей, лихоимец

МЫТО - плата; подать, торговая пошлина; застава, место сбора мыта

 

НАБЪДЕТИ - заботиться, помогать

НАВЬ - смерть

НАВОДИТИ - оклеветать

НАЗИРАТИ – наблюдать

НАЗНАМЕНОВАТИ - указывать, представлять

НАИПАЧЕ – особенно же

НАКАЗАТЕЛЬ - наставник, учитель

НАКРЫ - бубны, барабаны

НАЛЕСТИ - добыть, найти

НАЛЯЦАТИ – напрягать

НАМЕТЫВАТИ - назначить

НАПОЛЫ - пополам, надвое

НАПРАСНО - внезапно, неожиданно

НЕПЩЕВАТИ – придумывать

НАРИЦАТЬ - называть

НАРОЧИТЫЙ - определенный, известный; знатный; отличный

НАРЯД - распоряжение, установление порядка

НАСАД - судно

НАСЛЕДОК - потомок

НАСОЧИТИ - донести, объявить, сообщить

НАСТОЛОВАНИЕ - наследование княжеского престола

НАЮ - наш

НАЯТИ - нанять

НЕВЪГОЛОС - невежда

НЕГЛИ - может быть, пожалуй

НЕДБАЛЬСТВО - небрежность

НЕКЛЮЧИМЫЙ - недостойный

НЕЛЮБИЕ - неудовольствие, досада; вражда

НЕМЕЦКИЙ - иноземный, иностранный

НЕМКО - немой

НЕОБЫТНЫЙ - скверный

НЕПРАЗДНАЯ - беременная

НЕПРИЯЗНЬНЫЙ - враждебный, дьявольский

НЕПЩАТИ (НЕПЩАВАТИ) - полагать, сомневаться; думать

НЕТИ - племянник

НЕУМЫТНЫЙ - неподкупный

НИКОЛИЖЕ (НИКОЛИ) – никогда

НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ – ничего особенного

НОГУТ - горох

НОЛИ - может быть; почти, вплоть, тогда

НУДМА - силой

НУЖНО - тяжко

НУЖНЫЙ - принудительный, плохой

НЫ – нас

НЫРИЩА - развалина, логово, яма, буерак

 

ОБАДИТЬ - обмануть, расположить к себе

ОБАЧЕ – однако, но

ОБЕСИТЕ - повесить, завесить

ОБЕСТИТИ - оповестить, известить

ОБИДЯТИ - обходить

ОБНОСИТИ - возносить, прославлять

ОБИНУТИСЯ – отступить от чего-либо

ОБЛО, ОБЛЫЙ - круглый

ОБОНЬ ПОЛ - на другой половине, на другой стороне

ОБОЯЛНИК - обольститель, чародей

ОБРАЗ - вид, изображение; икона; пример, символ, знак

ОБРОЧИТИ - облагать оброком

ОБЪСИТИ - повесить, подвесить

ОВО - ли, то...то, или...или 

ОВОГДА - иногда

ОВЫЙ - один, некий, этот, тот; такой, некоторый

ОДЕСНУЮ – справа 

ОДНОРЯДКА - верхняя однобортная одежда

ОДРИНА - строение, изба, хлев

ОЖЕ - что, если

ОКАЯТИ - назвать несчастным, жалким; счесть недостойным

ОКОРМЛЯТИ – управлять

ОКРЕСТ – вокруг, около

ОКСАМИТЪ - шелковая ткань с ворсом из золотых или серебряных нитей

ОКУШАТИСЯ - пробовать, пытаться сделать чего-либо

ОЛАФА - награда, подарок

ОЛЕ - однако, но

ОМЖЕННЫЙ - закрытый

ОНОГДЫ - недавно

ОНОМО - так

ОНСИЦА - некто, какой-то

ОНУДУ - с тех пор, оттуда

ОПАНИЦА - чаша, посуда

ОПАШЬ - хвост

ОПРАТИ - постирать

ОПУСНЬТИ - измениться, осунуться

ОПЯТЬ - назад, обратно

ОРАТАЙ - пахарь

ОРАТЬ - пахать

ОРЬ - конь

ОРТЪМА - покрывало; попона

ОСЕ - вот

ОСКОРБИТИСЯ - скорбеть

ОСЛОП - жердь, дубина

ОСН - острие

ОСТРОГ - частокол, ограда из кольев или бревен

ОСЪСТИ - окружить, осадить

ОТАЙ - тайно, скрыто

ОТГРЕБАТИСЯ - устраняться, удаляться

ОТЕНЬ - отцовский

ОТЕПЛА - теплота

ОТМЕТНИК - отщепенец 

ОТНУДУ - откуда, оттуда, почему, потому, вследствие того

ОТРЕЧЕНИЕ - осуждение, запрещение

ОТРОК - подросток, юноша; дружинник из личной охраны князя

ОТЧИТАТИСЯ - отрекаться

ОТЩЕТИТЬ - повредить, испортить

ОХАБИТЬСЯ - спрятаться; оставить; отстать; воздержаться

ОЦЕТ - уксук

ОЧЕ - если

ОЧИНА - отчина, удел, переданный отцом сыну

ОШУЮЮ – слева


ПАВОЛОКЫ - шелковые ткани

ПАКИ – еще, снова, опять

ПАРДУС - гепард, барс

ПАРОБЪК - мальчик, слуга, прислужник

ПАХАТИ - веять, развеваться

ПАЧЕ – более, выше, превыше, лучше

ПЕЛЫНЬ - полынь

ПЕНЯЗЬ - денежная монета

ПЕРЕКЛЮКАТЬ - перехитрить

ПЕРЕПАСТЬ - испугаться

ПЕРЕТОЛМАЧИТЬ - истолковать, перевести с другого языка

ПЕРЕЧЕС - ссадина

ПЕРСИ – груди

ПЕРСТЬ - горсть земли, земля, тлен

ПЕСТУН - воспитатель

ПЕЧАЛОВАНИЕ - забота, попечение, хлопоты

ПЕЧИСЯ - заботиться

ПЪШЬЦЬ - пешеход

ПЪШЬЦИ - пехота

ПИРА - сума

ПЛИЩЬ - шум, крик; смятение, волнение

ПЛОТЬ - тело 

ПЛОТЯНИЙ - телесный

ПЛЮСНА - ступня

ПОВЪСМО - пучок, моток

ПОВЕСТЬ - известие, сообщение, рассказ

ПОВОЛОЧИТЫ - шелковые

ПОВРЕЩИ - повергнуть

ПОВЪДЪТИ - рассказать, сказать, показать 

ПОГАНСКЫЙ - языческий

ПОГАНЫЙ - язычник

ПОДОБСТВО - сравнение, употребление

ПОДРУЧИТИ - подчинить

ПОДРУЧНИК - подчиненный

ПОДЪХИБЬ - лесть, лукавство

ПОЗОР – зрелище; посмешище

ПОЗОРУТИ - смотреть

ПОКЛЯП - согнутый, искривленный

ПОКОСНЫЙ - попутный 

ПОЛЕ - судебный поединок

ПОЛМА - половина

ПОЛОШАТИ - пугать

ПОЛСТЯНЫЙ - войлочный

ПОЛУДНЕ - юг

ПОЛУНОЩЬ - север

ПОЛЬНЫЙ - открытый

ПОМАВАТИ – дать знак

ПОМИНКИ - подарки

ПОНЕ – хотя, по крайней мере

ПОНТ - море

ПОПАСТИ - схватить, захватить

ПОПРИЩЕ - путевая мера длиной 1000 шагов; дневной переход

ПОПРИЯТИ - содействовать

ПОРЕКЛО - прозвище

ПОРОКИ - стенобитные орудия

ПОРОСИ - пыль 

ПОРТЪ - кусок ткани. одежда

ПОРТНО - холст

ПОРУБ - темница, тюрьма, погреб

ПОСКЕПАТИ - расколоть, расщепать; нанести вред

ПОСЛОВИЦА - словесный договор, согласие; поговорка

ПОСЛУХ - свидетель

ПОСОЛОНЬ - по солнцу

ПОСТРЕЛ - чума, эпидемия

ПОТРЕБИТИ - истребить

ПОТЩИТИСЯ - постараться

ПОТЯГНУТИ - изловчиться, постараться

ПОТЯТИ - ударить, убить

ПОУХАТИ - понюхать

ПОХУХНАНИЕ - осмеяние

ПОЯТИ - взять

ПРАВЫЙ - настоящий, правильный 

ПРЕВРАТИТИ - обратить, склонить

ПРЕЛАГАТАЙ - разведчик, соглядатай; посланец

ПРЕЛЕСТНЫЙ - лживый, обманчивый

ПРЕЛЕСТЬ - обман, заблуждение; обольщение; дьявольские козни

ПРЕНИЯ (ПРЯ) - спор, тяжба; возражение; судебное дело

ПРЕПОЛОВЕНИЕ - середина чего-либо

ПРЕСЛОВУЩИЙ - знаменитый, прославленный

ПРЕТИТЬ - угрожать

ПРЕТОРЖИТИ - разодрать

ПРЕТЫКАТИСЯ - спотыкаться, запинаться; ошибаться, грешить

ПРЕСЪХНУТИ - иссякнуть

ПРЕЩЕНИЕ - угроза

ПРИВАБИТИ - призвать, пригласить; привлечь

ПРИВОЛОКА - верхняя короткая одежда

ПРИКЛАД - пример

ПРИРАЗИТИСЯ - воспротивиться

ПРИСЕТИТИ - посетить, навестить; ниспослать милость; рассмотреть

ПРИСНО - всегда

ПРИСНЫЙ - родной, близкий

ПРИСТЯПАТИ - снарядиться

ПРИТОЧНИКЪ - сочинитель притч

ПРИТЬКНУТИ - доказать

ПРОКЪ - остаток

ПРОМЫШЛЕННИК - заступник

ПРОСЛУТИ - прославиться

ПРОСТРЕТИ - протянуть, вытянуть; продолжить; расстелить, положить

ПРОТИВЕНЬ - отпечаток, список; пошлина

ПРОТОЗАНЩИК - страж

ПРОУСТАВИТИ - предопределить

ПРОЧЕЕ - будущее, в будущем

ПРЯЖИТИ - сушить, жарить (с погружением в масло), печь

ПЫХ - гордость, надменность

ПЬРСТЬ - палец

ПЯТОК - пятница

 

РАЗДРЯГА - раздор

РАЗИТИСЯ - разойтись; исчезнуть, опустеть

РАЗОР - позор; распря

РАЗСТРОЯТИ - разделить на три части

РАКА - гробница

РАЛО - соха

РАМЕНА - плечи (от шеи до локтя)

РАМЕНО - напряженно, сильно, стремительно

РАМО - плечо

РАСПАСТИ - устроить

РАСПОП - поп-расстрига

РАТАЙ - пахарь

РАЧЕНИЕ - любовь, страсть

РЕВНОСТЬ - усердие

РЕЗАНА - денежная единица

РЕЗОИМАНИЕ - ростовщичество, лихоимство

РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал

РЕЛЬ - перекладина

РЕСНОТА - истина; достоинство, приличие

РЕХ – (я) сказал

РЕЧИ - говорить, сказать

РЕШИТИ - развязать

РИСТАТЬ - бегать, быстро ходить, скакать

РОЖЕН - заостренный кол

РОЖЬЦИ - стручки

РОТА - клятва, присяга

РУЦЕ – руки

РЯДЕЦ - чиновник

РЯДИТИСЯ - сговариваться, устраиваться

РЯДОВИЧ - купец; торговец в торговых рядах

РЯДЪ - строй, порядок, ряд

РЯП - рябчик, куропатка

РЯСЫ - украшение

СВАРА - ссора

СВАРИТИ - бранить, укорять; казнить, поражать

СВЕНЕ - кроме, сверх, вне, помимо; вопреки

СВЕРСТАН - приравнен

СВИЦКИЙ - шведский

СЕ БО – ибо вот

СЕМО И ОВАМО - сюда и туда

СИЛЬНИК - силач; всемогущий

СИЛЯЖЬ - низкий кустарник

СИНГЛИТ - совет вельмож

СИРЕЧЬ - то есть

СИРОМАХ - бедняк

СИЦЕ – так

СКАРЕДНЫЙ - скверный

СКАРЛАТ - дорогая ткань, вид бархата

СКАРЯДИЕ - скверность, мерзость; печаль, тоска

СКИМАХ (СХИМНИК) - монах

СКИМЬНЬ - львенок

СКОЛИЯ - черви

СКОРА - шкура, мех

СКРАНИЯ - виски, щеки

СКЪПАНИЕ - расщепление, рассечение

СКУДЕЛЬНИЦА - горшок

СКУПЬ - вместе

СЛАНА - иней

СЛАНЫЙ - соленый

СЛОВУТИЕ - молва, слух; знатность

СЛОВУТНЫЙ - знаменитый, известный, славный

СЛУХ - доносчик; ухо

СЛЫ - послы

СМАГА - пламя, огонь, жар

СМОТРЕНИЕ - попечение

СМЫКА - колодка

СНИДАТЬ - есть, закусывать

СОБИНА - имущество

СОКОЛАТИ - болтать, стрекотать

СОЛИЛО - блюдо

СОЛОМЕНЬ (ШЕЛОМАНЬ) - холм

СОНЬМ - собрание, сбор; съезд, собор

СООБЕДНИК - сотрапезник

СОЧИВО - чечевица

СПЕКУЛАТОР - палач

СПОД - круг, группа

СПОНА - препона, препятствие

СПЯТИ - опрокинуть, обратить в бегство

СРАЧИЦА - исподняя рубашка

СРОК - отрывок, кусок

СТАФИЛЬЕ - изюм

СТЕГНО - бедро

СТЕЗЯ – тропа, узкая дорога

СТЕПЕНЬ - ступень

СТЕРВО - труп; гибель

СТОМАХ - желудок

СТРАНЬ - подле, напротив

СТРАННЫЙ - странник; иностранный

СТРАСТЬ - страдание, бедствие, мучение, несчастье, порок

СТРАТИГ - военачальник

СТРУЖИЕ - древко копья

СТРЫЙ - дядя по отцу

СТРЪХА - нижняя часть крыши

СТУД - позор

СУГНУТИ - настигнуть, догнать

СУГУБЫЙ - двойной, удвоенный

СУЕТА - напрасно, впустую; ничтожность

СУЛИЦА - короткое метательное копье

СУРЬСКИЙ - сирийский

СУСТУГ - металлическая нагрудная пряжка, застежка

СХОДАТАЙ - выходец, потомок

СЫНОВЕЦ - племянник

СЫР - творог

СЫРОЯДЕЦ - дикарь, варвар

СЪВАЖАТИ - побуждать к ссоре

СЪВЕЧАТИ - условиться

СЪДЕТЕЛЬ - создатель; помощник

СЪЗДАТИ - построить, создать

СЪЛУЦИЙ - горбатый

СЪПЛЕТАНЬЕ - ссора, свара

СЪСУТИ - насыпать

СЪТУЖАЮЩИЙ - притесняющий

СЫТА - вода, подслащенная медом; разварной мед

СЯКЫЙ - такой

 

ТАЛЬ - заложник

ТАРЪЛЬ - плоская круглая посудина

ТАТЬ - вор, грабитель

ТАЧЕ - потом

ТВАРЬ - изделие, произведение; создание, творение

ТЕЗОИМЕНИТЫЙ - одноименный

ТЕМЬ - поэтому

ТИУН - домовый управитель при князьях и боярах

ТОВАР - стан, обоз; имущество

ТОЛМА - так

ТОЛМАЧ - переводчик

ТОЛСТИНА - грубая ткань

ТОЧИИ - подобный, такой

ТРЕБНЫЙ - нужный

ТРЕСКА - жердь, кол

ТРЕСКИ - спички

ТРОСТЬ - палочка для писания; трость, палка

ТРЯСЦА - лихорадка

ТУГА - печаль, тоска, скорбь

ТУЛ - колчан

ТУМБАН - большой барабан

ТУНЕ – даром, напрасно

ТУТНЬ - гром, грохот; конский топот

ТЩА - напрасно

ТЩАНИЕ - старание, забота

ТЩЕТА - суета; недостаток, убыток

ТЯЖЬКЫЙ - тяжелый, опасный

 

УБЛАЖАТИ – прославлять

УБО – так, итак; в таком случае

УБРУС (УБРУСЕЦ) - платок, полотенце

УВЕДЕТИ - узнать

УВЕР - утешение, успокоение; утеха, радость; наставление

УВОЗ - спуск, подъем

УГОЗНИТИ - избежать

УГРИН - венгр

УД - член

УДОЛИЕ - ложбина, долина; яма

УЖЪ - веревка

УЗОРОЧЬЕ - драгоценные вещи, украшенные узорами

УЙ - дядя по матери

УКЛАД - дань

УКЛОНИТИ - отклонить, направить в сторону

УКОРИТИ - устыдить, осудить, оскорбить, обидеть, унизить

УКРОП - горячая, теплая вода

УКРОХ - кусок

УКУПИТИ - собрать, составить

УЛУЧИТИ - получить, наследовать

УМЕТЫ - отбросы, грязь

УНЕ – лучше

УНЕНЧ - просящий

УНОТЫ - юноши, юные

УНУК - внук

УНЬЦЬ - олень, теленок

УПОЛОВНЯ - ковш

УРИСТАНЬЕ - бег, скачка

УРОК - уговор, условие; наставление, указание; плата, подать, штраф

УСМЯГЛЫЙ - усталый

УСНИЕ - кожа

УСПЕНИЕ - погружение в сон; мирная кончина

УСТРЪТИ - встретить

УТЕЧИ - убежать

УТИНОК - щепка

УТЫЙ - исхудалый

УХАРИ - маски

УХЫЩРЕНИЕ - хитрость; искусство; ремесло

 

ФАРИС (ФАРЬ) - конь

ФРЯЖСКИЙ - итальянский; европейский

ФУТРИНА (ФУРТОВИНА) - буря, непогода

 

ХАРАЛУГ - булат, сталь

ХАРАЛУЖНЫЙ - булатный

ХАРАТЬЯ (ХАРТИЯ) - пергаментная рукопись, грамота, книга

ХИНОВИ - половцы

ХИНОВСКИЙ - половецкий

ХИТРОСТЬ - мудрость, искусность

ХОРУГВЬ - знамя

ХОТЬ - любимый, любимая, желание

ХУПАВЫЙ - тщеславный, гордый, хвастливый; нарядный; ленивый

ХЫТРЕЦ - художник, творец

ХЫТРЫЙ - искусный, знающий, мудрый

 

ЦВИЛИТИ - огорчить, мучить

ЦЕЛОВАТИ - приветствовать

ЦЕЖЬ - кисельный раствор

ЦЕРЬ - трут

 

ЧАДЬ - слуги; младшая дружина

ЧАЮ – ожидаю

ЧЕКАН - топор

ЧЕЛЯДЬ - прислуга

ЧЕРВЛЕНЫЙ - красный

ЧИ - разве, или, хотя

ЧИЛИ - или

ЧИРЫ - башмаки

ЧПАГ - карман, мешок

ЧРЕДИМЫЙ - придерживающийся установленного порядка

ЧРЕСЛА - поясниться

ЧУМ - ковш

ЧЮДЬ - западнофинские племена

 

ШАР - краска, цвет

ШАРОВИ - краски, цвета

ШЕЛОМ - шлем

ШЕРТ - напиток; клятва; договорные отношения

ШИША - вор, бродяга

ШУБАШ - военачальник

ШУЙЦА - левая рука

 

ЮЖИК - родственник

ЮЗА - цепь, оковы

 

ЯДЬ - еда, пища

ЯЖЕ – которая, которые, которых

ЯЗВА - рана; беда, печаль

ЯЗВЕНЪ - ранен

ЯКО - что, так что, чтобы, ибо, хотя

ЯКОЖЕ – как; чтобы

ЯПОНЧИЦА - накидка, плащ

ЯРУГА - проходимый овраг

ЯРЫЙ - мощный, буйный

ЯСТИ - есть

ЯТИ - взять, брать, схватить, достигнуть