Инновационная деятельность на базе КФУ
Использование технологии проблемного обучения как средство реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа элективного курса Основы предпринимательства | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 11 города Альметьевска
Программа
элективного курса
для предпрофильной подготовки
учащихся 9 класса
«Основы предпринимательства»
учителя технологии
Вдовиной Светланы Александровны
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.
Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательной школы и рассчитан на 17 часов.
Элективный курс по предпрофилной подготовке учащихся позволяет девятиклассникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как предпринимательство, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области, развить способности в сфере экономики и предпринимательства, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.
Данный курс призван познакомить учащихся с организацией малого бизнеса.
В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Данная программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева "Основы предпринимательства" (9 класс).
Цели и задачи курса
Основная цель предпринимательского образования – формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять их при организации малого бизнеса, подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
При этом необходимо решать следующие задачи:
- познакомить учащихся с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения;
- формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
- развивать экономическое и правовое мышление;
- способствовать развитию разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
- воспитывать уважение к чужой собственности, прививать этику цивилизованного предпринимательства;
- формировать уверенность в собственных силах и возможностях, осуществлять предпринимательскую деятельность, доступную их возрасту.
Методические особенности изучения предмета.
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
1. Выработка идеи и ее первоначальная оценка;
2. Разработка бизнес-плана;
3. Опытно-констукторские разработки;
4. Пробный выход на рынок;
5. Коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
Содержание курса дополнено уроками – практикумами по решению экономических задач по темам: "Себестоимость продукции", "Финансовый план", "Самоокупаемость предприятия", что позволяет развивать экономическое мышление.
В поурочном планировании предусмотрена система домашних заданий, последовательное выполнение которых, позволяет учащимся поэтапно разрабатывать свой бизнес-проект.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические работы с использованием информационных технологии и деловые игры.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
При изучении курса необходимо смоделировать игровую ситуацию, когда ученик ставится на место предпринимателя. Для этого логика и структура курса «Основы предпринимательства» построены так, чтобы учащиеся последовательно познакомились с этапами предпринимательской деятельности. Учащиеся работают над проектом создания собственной фирмы, в ходе которого они придумывают интересную идею, составляют простейший бизнес-план, разрабатывают конструкцию, технологическую документацию, знакомятся с маркетингом и менеджментом.
В процессе изучения курса учащиеся должны познакомиться с ролью предпринимательства в рыночной экономике, принципами и формами предпринимательства; источниками его финансирования; порядком создания предприятия малого бизнеса, условиями прибыльного производства, ролью менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателя. Должны уметь осуществлять поиск деловых идей, изучать коньюктуру рынка, определять себестоимость производимой продукции, разрабатывать простой бизнес-план.
Учебно-тематический план курса «Основы предпринимательства»
№ | Название темы | Часы лекция | Часы практика | Часы Всего |
1 | Предпринимательство в экономической структуре общества | 1 | _ | 1 |
2 | История становления предпринимательства в России | 1 | _ | 1 |
3 | Презентация идей | 1 | 1 | |
4 | Бизнес – план | 1 | _ | 1 |
5 | Роль информации в деятельности предпринимателя | 1 | _ | 1 |
6 | Производственный план | _ | 1 | 1 |
7 | Себестоимость продукции | _ | 1 | 1 |
8 | Маркетинг в деятельности предпринимателя | 1 | 1 | 2 |
9 | Менеджмент в деятельности предпринимателя | 1 | 1 | 2 |
10 | Налоги | 1 | 1 | |
11 | Финансовый план | _ | 1 | 1 |
12 | Самоокупаемость предприятия | _ | 1 | 1 |
13 | Источники финансирования предпринимательства | 1 | _ | 1 |
14 | Презентация проекта | 2 | 2 | |
Итого | 11 | 6 | 17 |
Программа курса.
Тема 1. Предпринимательство в экономической структуре общества. – (1 час)
Краткая история развития предпринимательства в России.
Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги.
Тема 2 . История становления предпринимательства. – (1 час)
Гражданский кодекс РФ – основной закон, регулирующий хозяйственную деятельность. Понятие «физическое» и «юридическое лицо». Основные атрибуты юридического лица. Устав – основной документ предприятия.
Тема 3. Презентация идей – (1 час)
Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.
Тема 4. Бизнес – план. – (1 час)
Бизнес – план, его ценность и назначение. Примерная структура (разделы) бизнес – плана. Назначение и требования к оформлению титульного листа и вводной части.
Тема 5. Роль информации в деятельности предпринимателя. – (1 час)
Оптимизация поиска информации, необходимой для разработки бизнес – плана. Современные информационные технологии. Круглый стол «Основные источники информации».
Тема 6. Производственный план. – (1 час)
Назначение производственного плана. Основное содержание и требования к его составлению.
Практическая работа «Чертеж схемы производственных потоков».
Тема 7. Себестоимость продукции. – (1 час)
Себестоимость продукции – важнейший показатель работы предприятия. Структура себестоимости и методика ее расчета методом прямого калькулирования. Пути снижения себестоимости производимой продукции. Практическая работа «Расчет себестоимости своего изделия».
Тема 8. Маркетинг в деятельности предпринимателя. – (2 часа)
Понятие маркетинга. Основные элементы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Целевой маркетинг. Основные принципы сегментирования рынка. Деловая игра «Прибыльное производство».
Тема 9. Менеджмент в деятельности предпринимателя. – (2 часа)
Понятие менеджмента. Варианты организационных структур предприятия. Должностные инструкции и их назначение. Система оплаты труда. Деловая игра «Совет директоров».
Тема 10. Налоги. – (1 час)
Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Тема 11. Финансовый план. – (1 час)
Цель предпринимательства – получение прибыли. Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов, методика его составления. Практическая работа «Составление плана доходов и расходов».
Тема 12. Самоокупаемость предприятия. – (1 час)
Понятие о самоокупаемости. Формула точки самоокупаемости и ее графическое выражение. Постоянные и переменные издержки. Практическая работа «Построение графика самоокупаемости».
Тема 13. Источники финансирования предпринимательства. – (1 час)
Необходимость и назначение стартового капитала в предпринимательстве. Внутренние и внешние источники финансирования. Выбор приоритетов источников финансирования.
Тема 14. Презентация проекта. – (2 часа)
Каждая фирма осуществляет презентацию своего проекта: демонстрацию и защиту завершенного изделия, бизнес – плана и технологической документации.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
- Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
- Определение рынка, его сущности, виды;
- Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д.) что такое конкуренция, фирмы;
е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент;
З.) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы
экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов; - Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
- Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
- Составлять производственный план;
- Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
- Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
- Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков
- Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
- Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения.
- По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
- Презентация законченных бизнес-проектов.
Методические рекомендации.
Приступая к планированию занятий, учитель должен определить количество учебных часов, отводимых на изучение той или иной темы. Примерный тематический план и программа составлены таким образом, чтобы каждый учитель мог ими воспользоваться независимо от материально- технического обеспечения мастерской (кабинета), индивидуальных особенностей школьников, от их познавательной активности.
Несмотря на то, что проведение уроков по курсу «Основы предпринимательства» планируется проводить в учебных мастерских, структура некоторых уроков не предусматривает привычную для уроков технологии деятельность (изготовление изделий), а носит теоретический характер.
Примерно 70% учебных часов программы отведено на теорию и 30% - на практические занятия.
Суть предлагаемого деятельностного подхода в изучении основ предпринимательства на уроках технологии состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя. При этом логика и структура изучения курса «Основы предпринимательства» должны быть построены таким образом, чтобы учащиеся смогли самостоятельно и последовательно пройти через возможно большее число этапов предпринимательской деятельности:
- Выработка идей и ее первоначальная оценка.
- Планирование предпринимательской деятельности. Разработка бизнес-плана.
- Опытно-конструкторские разработки. Изготовление образца (опытной партии)
- Пробный выход на рынок.
- Коммерческое освоение продукции. Выпуск продукции на промышленной основе.
Для этого детям предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы, в ходе которого они придумывают интересную идею
( 1 этап); составляют простейший бизнес-план (2 этап); разрабатывают конструкцию, технологическую документацию и изготавливают изделие
( 3 этап); и, если изделие можно будет с пользой применить в школе, дома, подарить или продать, то можно говорить, что пробный выход на рынок тоже состоялся (4 этап). Как видим, при таком подходе дети самостоятельно проходят 4 из 5 перечисленных выше этапов предпринимательской деятельности. При этом школьники могут «создавать фирму» индивидуально или же объединяясь в группы из 2-3 человек.
Вовлекая учащихся в процесс предпринимательства, необходимо знакомить их со способами и средствами выработки идей и их первоначальной оценки, изучения рынка, осуществления маркетинговой деятельности и менеджмента, поиска необходимой информации и т.п. То есть знакомить детей с рыночным механизмом превращения имеющихся у них ресурсов (знаний и умений, материалов, оборудования и инструментов) в конечный потребительский продукт. Важно понимание детьми, что их знания и умения это тоже весьма ценный экономический ресурс.
На теоретических занятиях в соответствии с темой учитель рассказывает о предпринимательстве в целом, структуре и содержании бизнес плана, маркетинге, менеджменте, налогах и т.п.
На практических занятиях учащиеся работают над отдельными разделами бизнес-плана и изготавливают опытный образец изделия. При этом учитель выступает преимущественно в роли консультанта, регулируя и направляя деятельность школьников.
В ходе самостоятельной разработки бизнес-плана необходимо всячески поощрять ситуации, когда более сильные ученики консультируют и помогают тем, кто испытывает затруднения при разработке отдельных его разделов.
По мере завершения всех работ каждая фирма осуществляет презентацию своего бизнес-проекта: представляет бизнес-план, эскизы изделия и технологические карты, демонстрирует готовое изделие и рекламные материалы (торговый знак, девиз, образец рекламного объявления).
Презентация превратится в настоящий праздник труда, если одновременно устроить выставку бизнес-проектов, объявить конкурс на лучший торговый знак, девиз, рекламное объявление.
Список используемой литературы.
- Абчук В.А. Основы предпринимательства.- М. Вита-Пресс, 1995.
- Гольман И.А.; Дробабенко Н.С. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена. Учебник 1991.
- Котлер Ф.О. Основы маркетинга.- М. Прогресс,1990.
- Леонтьев А.В. Методика обучения школьников основам предпринимательства на уроках технологии.- Казань. 1999.
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. - М. Дрофа, 2001.
- Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. - М. Вита-Пресс, 1997.
- Преображенская Е.В. Домашняя экономика. Основы предпринимательства. - Саратов. ОАО «Издательство Лицей», 2002.
- Симоненко В.Д. Технология.- М. Граф, 2001.
Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства.- Брянск. 1994.
Приложение
Словарь терминов и понятий курса
Акционерное общество (АО) – форма организации крупных коммерческих организаций, основанная на акционерном капитале, который складывается из средств физических и юридических лиц, причем внесение этих средств должно удостоверятся ценной бумагой – акцией.
Акционер – владелец акций.
Акция – ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определенного пая в капитал АО и потому дает право ее владельцу на получение доли прибыли этого АО в форме дивиденда, а также право голоса на общем собрании акционеров.
Аренда – наем имущества (земли, домов, помещений и т.п.) на срок за определенную плату, с правом пользования им.
Бизнес – это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделки.
Бизнес-план – документ, в котором дается описание всех основных аспектов деятельности будущего предприятия, анализируются все проблемы, а так же определяются способы их решения.
Величина спроса – количество товара определенного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы (хотят и могут) приобрести по данной цене в течение определенного периода времени.
Внешние источники финансирования – заемные и привлеченные финансовые средства (кредиты, акции, паевые взносы), различные инвестиции.
Гарантия – ручательство; совокупность правовых принципов и средств, обеспечивающих выполнение обязательств.
Декларация о доходах – документ, представляющий собой заявление налогоплательщика обо всех видах доходов, полученных им за календарный год и о распространяющихся на них налоговых льготах.
Дивиденд – доход, получаемый владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.
Доход – финансовые поступления от всех видов деятельности; деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица.
Заказ – поручение изготовить, исполнить, доставить что-либо, а также документ, в котором выражено твердое намерение.
Закон спроса и предложения – экономический закон товарного производства, характеризующий взаимодействие, единство и взаимосвязь спроса и предложения в сфере обмена, их объективное стремление к соответствию.
Зона свободного предпринимательства – территория, на которой создаются благоприятные условия для предпринимательской деятельности; предусматривает введение в ее пределах специального законодательства, обеспечивающего льготный режим хозяйствования для национальных и иностранных экономических субъектов.
Идея – основной замысел, определяющий содержание будущей деятельности предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель – гражданин, прошедший государственную регистрацию и имеющий право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; в бизнесе – сведения о состоянии рынка, ценах, конкурентах, новых технологии и т.п.
Коммерческая организация – юридическое лицо, основной целью деятельности которого является получение прибыли.
Коммерческое предпринимательство – сфера предпринимательской деятельности, в которой предприниматель выступает в роли продавца готовых товаров; прибыль получается за счет продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.
Купец – владелец частного торгового предприятия (устар.).
Малое предпринимательство – предпринимательская деятельность, организуемая с привлечением небольшого количества людей и с относительно небольшим объемом выполняемых работ.
Маркетинг – это производственно-сбытовая деятельность, ориентированная на потребителя и обеспечивающая стабильную прибыль. Это умение предложить потребителям товар, который будет пользоваться спросом, правильно назначать цену, организовать канал сбыта и рекламную компанию.
Менеджер – служащий коммерческого предприятия, компании или банка, профессионально осуществляющий функции управления.
Налоги косвенные – налоги на товары и услуги, установленные в виде надбавки к их цене или тарифу и взимаемые с граждан и организаций только при осуществлении ими определенных покупок.
Потребитель — лицо или организация, потребляющая продукты чьего- либо производства, чьей-либо деятельности.
Рынок — совокупность экономических отношений, определенное место, где происходит торговля.
Потребности — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящих от условий жизни, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов.
Спрос — количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.
Товар — услуга или продукт, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность посредством купли – продажи
Примерная тематика бизнес-проектов
1. Бизнес-план создания индивидуального предприятия по пошиву одежды.
2. Бизнес-план создания предприятия по производству картин, вышитых крестом.
3. Бизнес-план создания предприятия по производству салфеток, вязаных крючком.
4. Бизнес-план создания предприятия по производству головных уборов «Тюбетейка».
5. Бизнес-план создания предприятия по производству рассады комнатных цветов.
6. Бизнес-план создания предприятия по производству изделии в технике лоскутная пластика.
Примерная разработка занятия
Тема занятия: Маркетинг.
Цели:
-Познакомить учащихся с понятием «маркетинг», с его ролью в деятельности предпринимателя, этапами эволюции маркетинга;
-развивать умение анализировать;
-воспитывать умение отстаивать свой выбор, уверенность в собственных силах.
Оборудование занятия:
1. Плакат таблица Маркетинг
2. Карточки — рисунки «Два способа поведения на рынке»
З. Фотовыставка.
4. Дидактические карточки «Сегментирование рынка».
5. Тетради.
б. Ключевые слова.
Тип занятия:
Занятие усвоения новых знаний, комбинированный.
Вид занятия:
Занятие практической самостоятельной работы исследовательского типа.
Методы:
Эвристическая беседа с опорой на средства наглядности;
Частично — поисковый метод;
Практический метод.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.Актуализация опорных знании.
Прочитайте список основных понятий, которые встречались вам в жизни, в средствах массовой информации, и на предыдущих уроках:
Потребитель
Рынок
Цена
Потребности
Спрос
Товар
А теперь, проверим, хорошо ли вы помните, что означает каждое из понятий.
Ответы учащихся:
Потребитель — лицо или организация, потребляющая продукты чьего- либо производства, чьей-либо деятельности.
Рынок — совокупность экономических отношений, определенное место, где происходит торговля.
Потребности — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящих от условий жизни, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов.
Спрос — количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.
Товар — услуга или продукт, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность посредством купли -продажи
Дело в том, что на сегодняшнем уроке, мы будем активно использовать все эти понятия.
2. Сообщение темы, цели занятия, мотивация деятельности учащихся.
Тема занятия: «Маркетинг». Цель нашего занятия познакомиться с понятием маркетинга и его ролью в деятельности предпринимателя, научиться проводить сегментирование рынка, определить потенциальный объем вашего рынка.
З. Формирование новых знаний.
Представьте себе предпринимателя, который решил основать свою фирму. Он собирает необходимые средства, регистрирует фирму, открывает счет в банке, арендует помещение, покупает оборудование и материалы, налаживает производство, делает рекламу своему товару. И тут его ждет неприятный сюрприз: товар не находит спроса на рынке. Предприниматель увеличивает затраты на рекламу, нанимает агентов по сбыту, снижает цену, но покупатели по-прежнему остаются равнодушными к его товару. В чем причина? Может быть, качество товара не соответствует его цене? Или он устарел, вышел из моды? Или рынок переполнен похожими товарами, и покупатели не склонны менять фирмы, давно и хорошо им известные? Причин может быть много, но ясно одно — наш предприниматель совершенно не знаком с маркетингом.
Что такое «Маркетинг»? Слово и понятие пошли от английского МАRКЕ Т — рынок. Сюда же, к этому понятию, восходит и, казалось бы, чисто русское — ярмарка. По сути же это калька с немецкого Jаhr — год и Маrkt — торговля, то есть ежегодные торги.
Но маркетинг- это не просто торговля. Суть его в том, что производители сначала должны выяснить потребности людей, а потом уже на основе этого знания и создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. То есть сначала узнать, что надо делать, а потом уже и делать, чтобы наверняка продать сделанное. Сравним два способа поведения на рынке.
1. Сначала производит товар, потом пытается его продать. Владелец фирмы 1, по-видимому, считает, что «хороший товар сам себя продаст» А может быть, его товары много лет пользовались устойчивым спросом и он верит, что так будет всегда.
2. Сначала определяет потребность в товаре, потом производит и продает.
Владелец фирмы 2 не столь самоуверен. Он знает, что потребности, а также вкусы людей меняются, и что есть несколько конкурентов, которые могут отбить у него покупателей.
Какой способ поведения кажется вам более правильным?
Ответы учащихся.
Итак, мы пришли к выводу, что второй способ поведения фирмы на рынке более правильный, так как владелец фирмы 2 понимает необходимость маркетинга.
Запишем определение маркетинга в тетради.
Маркетинг — это производственно — сбытовая деятельность предприятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая стабильную прибыль. Это умение предложить потребителям товар, который будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, организовать канал сбыта и рекламную компанию. Главная задача маркетинга — гибкое и постоянное реагирование на изменение рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукции. Руководству предприятия (фирмы) необходимо тщательно оценивать текущий и будущий спрос, и не только, нужно принять меры, чтобы сформировать спрос на свой товар, то есть вызывать у потребителя желание приобрести ваши товары, создав условия, облегчающие их покупку и приобретение.
В современном бизнесе роль маркетинга огромна. Рассмотрим этапы эволюции маркетинга, используя фрагменты фотовыставки.
1. Массовый маркетинг — метод маркетинга, основанный на массовом производстве, массовом распространении и массовом стимулировании сбыта одного и того же товара для всех покупателей.
2. Товарно — дифференцированный маркетинг (тот же товар в разном исполнении).
З. Целевой маркетинг — деятельность по разграничению сегментов рынка, выбору одного или нескольких из этих сегментов и разработка для них товаров и комплексов маркетинга.
Целевой маркетинг наиболее эффективен в условиях современного
рынка.
4.Первичная проверка восприятия новых знаний.
Итак, мы с вами познакомились с понятием маркетинг, кто мне
подскажет:
1. Что включает в себя понятие маркетинг?
2. Перечислите этапы эволюции маркетинга?
З. Какой из них более эффективный в условиях современного рынка?
5.Самостоятельное выполнение задании под контролем и с помощью учителя.
Ваша фирма решила освоить выпуск нового товара и хочет знать, кто может стать потребителем его товара? Сколько будет таких потребителей? Решить это можно путем сегментирования рынка.
Проведите сегментирование потребительского рынка по выбранному вами товару или услуге и сделайте вывод. Переменные, используемые для сегментирования рынка, приведены в инструкционной карте (смотри приложение).
В мировой практике перспективным считается тот сегмент, в котором находиться 20% покупателей данного рынка, приобретающих 80% товара предполагаемой фирмы. Потенциальный объем рынка:
IОООшт. *З7руб. =3700 руб.
В год 9000 шт. * 37руб. = 333000руб.
Ваш объем рынка
9000 шт. — 100%
1800 шт. — 20%
Возможность заработать 66600 рублей в год.
6. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Откройте рабочие тетради. Выполним задание № 51. Составьте план маркетинга школьного предприятия «Умелец»
2. выбор и назначение цены;
3. осуществление рекламной компании;
1. разработка товара;
4. определение каналов сбыта.
Попробуйте проранжировать планирование деятельности самостоятельно.
7. Закрепление знании, умении, навыков.
Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия.
1. С какими основными критериями сегментации рынка мы сегодня познакомились?
2. Как определить потенциальный объем рынка?
3. Перечислите составляющие плана маркетинга.
8. Подведение учителем итогов работы.
Итак, мы с вами познакомились с понятием маркетинг, с его ролью в деятельности предпринимателя, этапами эволюции маркетинга, провели сегментирование рынка, определили потенциальный объем вашего рынка. Я думаю, вы сделали еще один шаг в изучении основ предпринимательства.
9.Сообщение и комментирование домашнего задания.
Как вы уже знаете, одним из этапов плана маркетинга является осуществление рекламной компании, используя СМИ, подберите наиболее интересные рекламные проспекты к следующему занятию.
РАБОТА УЧЕНИКА ПО СОЗДАНИЮ БИЗНЕС - ПРОЕКТА
Министерство образования и науки Республики Татарстан Управление образованием
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
1Поволжская юношеская научно-исследовательская конференция
« Я – исследователь»
г. Альметьевск муниципальное образовательное образование – средняя общеобразовательная школа № 11 класс 8 «В»
Секция технология
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Производство головных уборов «Тюбетейка» - возрождение народных промыслов Татарстана.
Руководитель С.А. Вдовина
учитель технологии высшей
квалификационной категории
Учащийся Р.В. Шайхутдинов
Альметьевск 2009
Содержание:
- Краткое описание бизнеса 3
- Описание предприятия и анализ его финансового состояния 4-5
- Описание планируемой к производству продукции 6-7
- Анализ рынка 8-9
- Производственный план 10
- Маркетинговый план 11-12
- Организационный план 13
- Реклама 14
- Список используемой литературы 15
Краткое описание бизнеса.
Производство национальных головных уборов - востребованный и перспективный бизнес. Спрос на национальные головные уборы растет на 10-15% в год. Открыть мастерскую по производству изделий народного промысла может любой предприниматель. Это не лицензируемый вид деятельности, потому что считается не производством, а народным промыслом.
В любой стране продажа сувениров напрямую зависит от притока туристов. Пока этот бизнес в республике плохо развит. Что же будут приобретать иностранцы, приехав в столицу Татарстана?
Прежде всего, следует разграничить понятия сувенир и изделие народного промысла. Первое по разработанному художником образцу штампуется на специализированных предприятиях, второе – оригинальная ручная работа мастера, неповторимое произведение искусства.
Ассортимент изделий татарского промысла далеко не ограничивается традиционным набором: тюбетейка и ичиги. Каждый район республики издавна славился своим видом народного искусства: Арск - кожаной мозаикой, Азнакаево – керамикой, Казань - обработкой дерева и кости, Алексеевск – ручным узорным ткачеством.
На начало 2000 года было зарегистрировано 47 предприятий, изготавливающих изделия народных промыслов, сейчас их - 270. Объем продукции вырос на 180%. Чтобы качество продукции не переходило в количество, почти три года назад был создан Художественно - экспертный совет РТ. Он стал проводить конкурсный отбор продукции, претендующей на право быть сувенирной и представлять республику. Критерии отбора – использование национальных традиций в изготовлении и оформлении.
Программа по развитию декоративно-прикладного искусства, разработанная Департаментом предпринимательства на период до 2006 года, поставила сложную задачу по массовому выпуску качественных изделий народных промыслов. Основная проблема, которую нужно решить – снизить себестоимость производства.
Описание предприятия и анализ его финансового состояния.
Для начала собственного бизнеса можно, конечно, взять большой кредит, вложит его разом в новое дело и добиться успеха. Но бизнес, выросший на пустом месте в очень короткий срок - может оказаться столь же хрупким, как карточный домик. Любое непредвиденное обстоятельство, как дуновение ветра, может разом все разрушить. Один из принципов начала любого бизнеса - "Лучше мало выиграть, чем много проиграть".
Стройте свой собственный бизнес, как дом, постепенно, закладывая под будущее здание вашего дела основательный фундамент. Строя такой дом, вы приспосабливаетесь под различные колебания окружающей среды, укрепляете стены вашего бизнеса именно там, где нужно. Не вкладывая в начало своего дела больших денег, вы постепенно раскручиваете его на основе получаемой прибыли. А если не будет прибыли, то стоило ли браться именно за это дело?
Важно поддержать творческое начало. Мы создадим мастерские, где разделены этапы производства продукта, а мастер является идейным вдохновителем. Его основная задача - разработать эскиз.
Сегодня принят закон о защите авторских прав и учреждено звание мастера народных промыслов. Теперь его изделия не нуждаются в сертификации и имеют ряд налоговых льгот.
Единственная проблема - распространение продукции, олицетворяющей республику. У Татарстана нет такого яркого символа, как, например, матрешка. Какую ценность могут представлять фигурки татарских мальчиков или ханов, если иностранцы никогда не слышали о республике? Пока только тюбетейка является единственным более или менее известным сувениром для туристов, приезжающих в республику. Сегодня она стоит от 50 до 1000 рублей.
Дорогая продукция не раскупается рядовыми туристами. Однако, как на Западе, так и у нас, обычные люди готовы в среднем выложить не более $3 за сувенир, который можно увезти с собой на память.
Стратегическое значение имеет вывоз продукции за рубеж. В 2002 году татарские мастера приняли участие в 12 выставках: в России, Франции, Германии. Итоги выставок показали, что продукция татарских мастеров соответствует мировым стандартам и пользуется спросом именно за счет ручного изготовления. Наших мастеров кожаных изделий приглашали даже принять участие в разработке моделей для домов мод. Французы могут не знать, где находится Татарстан на карте, но это не мешает им приобретать наши сувенирные кожаные сапоги на повседневную носку за 400 долларов.
Предусмотрена и финансовая помощь в осуществлении предварительных затрат: приобретении сырья, оборудования – все это должно повысить конкурентоспособность изделий. Сегодня для мастеров отводятся специальные площади. Недавно открыта галерея народных помыслов.
Мастерским приходится платить за коммунальные услуги по тарифам предприятия. Прибыли небольшие, нет средств закупить новое оборудование. Мы работаем по отдельным заказам. Мастера не могут все время просить средства у государства. Но если бы оно дало возможность на самоокупание, устроить и профинансировать конкурс на мелкую продукцию, чтобы собственными изделиями заменить тот ширпотреб китайского производства.
Таким образом, пока для того, чтобы выживать, многим предприятиям приходиться ориентироваться на элитную продукцию. В одном из специализированных магазинов, к примеру, кожаный халат стоит 30 000 рублей, тюбетейка - более 3000 рублей. Чтобы приобрести недорогой мелкий сувенир с татарской тематикой, нужно приложить немало усилий.
Описание планируемой к производству продукции.
Вообще, головные уборы могут рассказать очень много. По истории их развития и совершенствования можно проследить эволюцию человеческой градации.
Самый распространенный мужской головной убор тюркоязычных народов – тюбетейка. У татар бытовали тюбетейки двух типов: в виде усеченного конуса (с плоским донцем) и полусферические (четырехклинный верх). Бархатная основа этих тюбетеек, как правило, простегивалась, а между строчками продергивался или закладывались шнур, шпагат, скрученный конский волос. Такая стежка создавала рельефную поверхность, близкую к фактуре вельвета, и прекрасно сохраняла форму убора.
Вышитый орнамент тюбетеек представляет собой круговую ленточную композицию в сочетании с центрально-лучевой композицией донца. Стежки золотых нитей различной толщины, направленные параллельно или в виде «елочки», выкладывают криволинейную геометрию крупных стилизованных цветочно-растительных мотивов донца и более простые, мелкие узорные мотивы (зигзаги, фестоны, скобы, косые линии, ромбы и т.п.) бордюров.
Только в 20 веке к головным уборам стали относиться несколько проще. Но, например, еще в 19 веке нельзя было представить молодую барышню без головного убора.
Более того, если девушка появлялась в обществе с непокрытой головой, это могло вызвать массу нареканий и укоров.
Сейчас иные временны и головные уборы не играют такой огромной роли в воспитании нравственности, но трудно представить какого-нибудь человека в 20-градусный мороз или в такую же жару без панамы. Головные уборы являются прекрасным дополнением любого туалета.
Но сегодня все чаще наблюдается тенденция, когда люди предпочитаю покупать не клонированные вещи, а эксклюзивные. Это не значит, что всем позволяют финансы приобретать головные уборы от знаменитых модельеров.
Такие вещи обычно расходятся очень быстро. Из-за того, что имя такой швеи не раскручено, она редко возражает заказчику и никогда не повторяет вещи, даже если они получились чрезвычайно удачными.
Вы вполне можете открыть на дому производство головных уборов. Особых затрат на это не понадобится, а вот терпение и фантазия очень даже пригодятся. Дело в том, что в домашних условиях головные уборы можно производить только вручную это будет занимать довольно-таки много времени, но зато стоить будет подобный шедевр не так уж мало.
Конечно, его цена не пойдет ни в какое сравнение с ценами на головные уборы знаменитых Кутюрье, но на хлеб с красной икрой вполне будет хватать. Более того, даже можно будет откладывать на расширение производства и показ собственной коллекции, если конечно ваши планы более амбициозны, нежели простое банальное зарабатывание денег.
В качестве материалов для изготовления головных уборов вы можете использовать как нитки для вязания, так и пушнину, как бисер, так и просто ткань. Выбор неограничен и зависит только от того, с чем вам легче работать. После одной удачно проданной вещи, круг клиентов сложится сам собой. Так что на рекламу особо тратится, не придется.
Анализ рынка.
1. Деятельность нашей фирмы зависит от изменений на рынке. Хотя наши цены будут находиться в статистическом состоянии и изменяться очень редко, но, если повысятся цены на рынке, мы вынуждены будем поднять цены на наш товар, иначе будем нести убытки. Мы тщательно изучаем финансовое состояние и платежеспособность наших клиентов и на основе этого формируем цены на свой товар. Нам невыгодно чрезмерно повышать цены, потому что клиентам будут недоступны наши услуги, и мы можем потерять их большую часть, что может привести к краху нашей фирмы. Поэтому мы стараемся очень тонко и точно определить уровень цен, чтобы удовлетворить обе стороны и при этом получить максимальную прибыль, которая впоследствии может способствовать процветанию и расширению ассортимента товаров нашей фирмы.
2. Несомненно, условия мирового кризиса напрямую скажутся на численности нашего персонала. Так как неустойчивое финансовое положение на рынке, повышение валютного курса, таможенных пошлин негативно скажутся на результатах нашей деятельности, то, возможно, что нам придется снизить количество производимой продукции, а, следовательно, сократить численность персонала.
3. В настоящее время остро стоит экологический вопрос, но наша деятельность не приносит вреда экологии, хотя мы будем отвечать всем гигиеническим требованиям и нормам, чтобы сохранять чистоту и порядок на территории нашей фирмы.
4. Наша деятельность, как и деятельность любого коммерческого предприятия, будут во многом зависеть от общеэкономической ситуации в России, так что нам бы очень хотелось, чтобы государство помогало и поддерживало малый и средний бизнес.
5. Так как мы будем сотрудничать и с российскими партнерами из других регионов, иметь дело с иностранными поставщиками, то нам будет необходимо иметь и высокую информационную обеспеченность, для того чтобы использовать в своей работе высокие информационные технологии, например, пользоваться услугами Глобальной сети.
6. При выборе формы предприятия было учтено следующее:
* Наша фирма есть предприятие малого бизнеса;
* Уставной капитал разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами;
* Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
* Организация обладает соответствующей устойчивой структурой;
* прибыль делится в соответствии с долей каждого учредителя фирмы.
7. Наша фирма положительно относится к благотворительности, так и спонсорству. При получении сверхплановой прибыли мы будем осуществлять
благотворительные акции в пользу детских домов, спонсировать мероприятия, направленные на борьбу против СПИДа и т.д.
8. Анализируя ситуацию на рынке, мы выявили круг наших основных конкурентов:
Проанализировав их слабые и сильные стороны, мы можем оценить свою конкурентоспособность.
В наши дни довольно активно идет процесс возрождения на новой (промышленной) основе положительных традиций художественного творчества изготовление татарских национальных головных уборов.
Спрос на наши товары не слишком эластичен, так как это объясняется тем, что с одной стороны повышение цены вызовет логичную реакцию у потребителей, так как клиенты переключают свое внимание на другие фирмы, изготавливающие подобный товар. Но с другой стороны, если повышение цен будет сопровождаться улучшением качества, увеличением доходов наших клиентов, естественным ростом инфляции, то спрос уменьшится незначительно. Таким образом цены должны быть средними и позволять окупать свои затраты, получать прибыль.
Через полгода после нашего появления мы надеемся занять как можно большую часть рынка, переняв клиентов конкурентов более качественной и не дорогостоящей продукцией.
А через год, после того как наша фирма будет получать стабильные доходы, мы надеемся занять главенствующее положение на рынке, предлагая своим клиентам более качественную продукцию.
Производственный план.
Помещение
Минимальный метраж помещения под швейную мастерскую - 80 кв. м, из которых 40 кв. м - сама мастерская, 20 кв. м - помещения для приема заказов, 20 - склад сырья. Никакого особенного ремонта швейная мастерская не требует. Сложнее всего правильно подобрать место под производство.
Как правило, владельцы мастерских пытаются иметь несколько точек приема заказов.
Оптимально, если мастерская и пункт приема находятся рядом. Это дает возможность быстро выполнять заказы, иногда на глазах у заказчика. Альтернативой могут быть несколько маленьких автономных мастерских по городу.
Маркетинговый план.
Анализ потребителей.
1. Сегментация рынка.
1.1. Географический принцип.
А) жители города – 35%
Б) жители пригорода – 25%
В) жители сельской местности – 40%
1.2. Демографический принцип
Возраст (лет)
А) с 16 до 25 лет -15%
Б) с 25 до 40 лет – 25%
В) с 40 – 60 лет – 40%
Г) более 60 лет – 10%
Идеально, когда производитель реализует продукцию через собственные магазины. Но это под силу только крупным фабрикам. Малый и средний бизнес обычно опирается на разветвленную дилерскую и дистрибьюторскую оптовую сеть, которая непременно возникает, если предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию.
И все же перед большинством производителей швейных изделии проблема сбыта продукции стоит очень остро. Это касается как «флагманов» отрасли, так и небольших предприятий. Насыщенность рынка головных уборов и высокая конкуренция вынуждают предприятия искать новые пути реализации продукции и оптимизации маркетинговых технологий.
В последнее время для совместного решения проблем сбыта на рынке стали возникать альянсы между разными игроками. Крупные швейные предприятия, имеющие собственные торговые сети, готовы продавать в своих магазинах продукцию малых и средних компаний. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам: магазин расширяет свой ассортимент, а небольшие предприятия получают дополнительные каналы выхода на потребителя.
Организационный план.
Персонал
Основной персонал — те, кто непосредственно занимается производством продукции. То есть художник-модельер, технолог, портные.
Возможный штатный “набор” для подобного предприятия выглядит так: директор, бухгалтер, делопроизводитель, художник – модельер, технолог, менеджер по снабжению, менеджер по производству, менеджер по сбыту,
уборщицы, один наладчик швейного оборудования. Система оплаты портных, а иногда и всего персонала, комбинированная: оклад плюс премия по итогам работы всего предприятия.
Реклама
Цели рекламы:
- Увеличение объема продаж
- Привлечение внимания торговых посредников
- Создание благоприятного образа предприятия
Если вы хотите приобрести сувенирную эксклюзивную продукцию приходите к нам в мастерскую «Народные традиции»
Мы ждем вас по адресу:
город Альметьевск РТ
Улица Нефтяников 41
Время работы: с 9:00 до 19.00
Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00
Выходной: суббота, воскресенье.
Список используемой литературы
- Беркасова Н.П. Машинная ажурная вышивка. – Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1989. – 88 с.
- Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань, Татарское кн.изд-во, 1980. – 80 с.
- Капустин В.С., Насретдинова Т.М. Проекты по технологии в 5-9 классах. ИНПО г.Набережные Челны, 2004. - 62 с.
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства.9 кл. Учебн. для образоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2001. – 192с: ил.
- Леннтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. – 2 изд., - М.:Дрофа, 2002. – 128с.
Рецензия
на программу курса по выбору «Основы предпринимательства»
для учащихся 9 классов общеобразовательной школы
составленную учителем технологии
Вдовиной Светланой Александровной
Данная программа составлена учителем Вдовиной С.А. для проведения элективного курса по предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Данная работа актуальна по своему значению, интересна и содержательна.
Программа разработана в соответствии со всеми требованиями к составлению программ: пояснительная записка, тематический план, методические рекомендации, словарь терминов.
Принципы, методы и формы обучения, количество часов, предусмотренных на теоретическое и практическое обучение, соответствует требованиям.
Список литературы отличается большим объемом, учитель показал правильность и полноту использования библиографии.
Занятия по данной программе учитель осуществляет в течение последних 5 лет. Учащиеся с удовольствием посещают занятия и создают бизнес – проекты. Лучшие работы используются в качестве методической копилки кабинета. Учащиеся выступают с презентацией своих бизнес – проектов на школьных, муниципальных, региональных научно-практических конференциях.
Программа будет востребована не только педагогами нашей школы, но и учителями других общеобразовательных учреждений для проведения курсов по выбору.
Материалы программы рекомендованы к распространению.
12 января 2010 года
Рецензент Гизатуллина Гузель Фандасовна
учитель высшей квалификационной
категории МОУ – СОШ № 11