Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя

Кадырова Гульзия Мадевиловна

 

Индивидуальный план повышения профессионального уровня  воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_gotovyy_gulziya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня  воспитателя

КАДЫРОВОЙ ГУЛЬЗИИ МАДЕВИЛОВНЫ

на период 2011 – 2015гг.

Личная карта педагога

Ф.И.О. : Кадырова Гульзия Мадевиловна

Дата рождения: 18.04.1967г.

Образование: высшее, Казанский социально - юридический институт, 2004 год, педагог-психолог

Место работы: МБДОУ «Детский сад №6 «Радуга» пгт. Кукмор» Кукморского района Республики Татарстан

Занимаемая должность: воспитатель

Общий стаж: 29 лет

Педагогический стаж: 29 лет

Курсы повышения квалификации: курсы повышения квалификации для воспитателей ДОУ по программе: «Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», Научный центр безопасности движения г. Казань, 2014 год, 72ч, удостоверение № 002 75

Профессиональная переподготовка: Казанский Федеральный университет, 2012, 570 ч, профессиональная переподготовка «Менеджмент в системе образования», диплом ПП № 000232

Тема самообразования педагога: «Использование нетрадиционных методов рисования»

Пояснительная записка

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, мы решаем следующие задачи:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Многолетний опыт работы свидетельствует, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс и результат практической деятельности и прежде всего художественного творчества. По эмоции можно судить о том, что в данный момент, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать в ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар о котором можно только мечтать, но этому можно научиться.
Педагогам необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо с раннего возраста использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо известных им предметов качеств художественных материалов.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, разгорается пламя творчества, которое должно завершиться выставкой детских работ.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Опыт работы свидетельствует: каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок, — утверждал В.А.Сухомлинский.

Я считаю, что нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию я использую нетрадиционные способы изображения. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Сложности некоторых техник нестандартного рисования:

  • Поэтапное объяснение и показ техники;
  • Проводить процесс работы индивидуально;
  • Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;
  • Не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.

Начинать работу надо со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое.

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.

Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способ изображения.

Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Прием  - «обрывной». При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.

«Объемная аппликация». Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

«Восковые мелки + акварель». Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

«Отпечатки листьев». Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

«Мазковая живопись». Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.

«Рисование углем и сангиной».

Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто сочетают сангину с углем, мелом, карандашом.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной.

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Еще я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку».

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Следующей нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипия и диотипия (техника печатки).

Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения  нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно провожу в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

 

Коллаж, пальчиковая живопись, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.