IV муниципальные педагогические чтения.
Профессиональный стандарт педагога об ИКТ - компетенциях
современного учителя.
Ветрова Екатерина Чунбуновна,
учитель математики и информатики
МБОУ СОШ пос. Литовко,
1 квалификационной категории,
ответственная за информатизацию школы
Концепция и содержание профессионального стандарта педагога опубликована. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности. В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.
Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными технологиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.
Таким образом, понятие ИКТ - компетентности расширяется и в рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать не по трем уровням, как в настоящее время, а по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).
В общепользовательский компонент включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео и фотосъёмку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ. Требования к предметно - педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога большое внимание уделено ИКТ – компетентности педагога. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности преподавателя:
1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);
2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).
Знаниевый уровень – это уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ. Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.
Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:
- внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
- творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения, наличие сайта преподавателя; обмен опытом в сетевых образовательных сообществах.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу более широкие возможности в реализации образовательных программ. Именно деятельностный уровень ИКТ - компетентности педагога может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.
В настоящее время педагоги школы в большинстве своём владеют знаниевым уровнем ИКТ - компетентности. Для этого в МБОУ СОШ пос. Литовко проводились специальные курсы, практикумы, семинары по изучению информационных технологий и компьютерной грамотности с привлечение специалистов ХК ИРО и методического центра г. Амурска. Была проведена большая работа по формированию материальной базы образовательного учреждения. В частности, в настоящее время педагоги обеспечены автоматизированным рабочим местом, ноутбуками, в кабинетах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивный проектор, мобильным классом.
Какие же сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты? Что мешает педагогам использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее? Можно выделить следующие сдерживающие факторы:
- недостаток знаний о возможностях Интернета и новых появляющихся сервисах для образования;
- устойчивое нежелание педагогов использовать ИКТ на уроке;
- недостаточная квалификация педагогов в области создания собственных информационных продуктов.
Для устранения этих факторов в Амурском муниципальном районе работают различные творческие мастерские Муниципального информационно-методического центра, в школе – команда по информатизации, руководителем которой я являюсь с 2007 года. На сегодняшний день уровень развития информатизации школы можно представить в таблице:
Всего педагогических работников в школе | 20 | 100% |
Из них используют ИКТ в учебном процессе на деятельностном уровне | 9 | 45% |
Существуют творческие группы учителей, занимающиеся вопросами использования ИКТ | Да |
|
Создан банк методических разработок учителей школы (уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ) | Да |
|
Школа осуществляет взаимодействие с выпускниками и социумом через сайт или другие средства Интернет | Да |
|
Обобщение опыта школы в сфере информатизации: конференции и семинары различного уровня, в которых представители школы приняли участие | 10 | 50% |
Количество педагогических работников, ведущих собственные сайты (блоги) | 12 | 60% |
Количество педагогических работников, принимавших участие в фестивалях, конкурсах и др. мероприятиях, связанных с использованием ИКТ в образовании, федерального, регионального и муниципального уровня | 8 | 40% |
Количество педагогических работников, принимавших участие в работе сетевых педагогических сообществах | 9 | 45% |
Количество педагогических работников, систематически использующих электронные образовательные ресурсы (ЭОР) | 12 | 60% |
Количество педагогических работников, участвующих в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-методических комплектов | 6 | 30% |
Количество классных руководителей, осуществляющих взаимодействие с родителями посредством сайта, электронного дневника, почты, форумов и других сетевых сервисов | 11 | 100% |
Количество педработников, повысивших свою квалификацию в сфере ИКТ (не менее 72 ч.) в течение последних 3-х лет | 20 | 100% |
Количество педработников, прошедших независимую сертификацию по программе «Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность» | 5 | 25% |
Количество аттестованных на 1 категорию в течение трёх лет | 9 | 45% |
Никакой технический прогресс не способен самостоятельно решить проблему модернизации образования, если педагог не станет активнее использовать информационные технологии во всех ракурсах своей профессиональной деятельности. Некоторые педагоги до сих пор сомневаются в необходимости внедрения ИКТ в работу. Но, вспомните, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. То же происходит и с информатизацией, в том числе и с информатизацией образования.
Виктор Александрович Болотов, вице-президент Российской академии образования сказал: «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки…». Как же добиться активности педагогов, повысить их стремление к профессиональному росту в вопросах применения ИКТ? Во многом может помочь личная заинтересованность педагогов, примеры эффективной работы коллег, использующих ИКТ, желание соответствовать статусу современного педагога, переход на новый уровень педагогического мастерства.
В школе предлагаю использовать четырехэтапную модель формирования ИКТ-компетентности педагогов.
На первом этапе происходит повышение базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального багажа знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника, который способен и готов передать свои знания в сфере ИКТ коллегам. Позицию тьютора может занимать руководитель методического объединения, педагоги, имеющие богатый опыт в применении ИКТ.
На третьем этапе осуществляется формирование предметно - углубленной ИКТ-компетентности педагога, соответствующей осознанному, методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом).
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс учебного заведения, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого взаимодействия.
Как мы видим, процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса достаточно сложен, требует активных действий со стороны администрации и не менее активной позиции самих педагогов. Как сказал председатель директоров Intel Крейг Баррет: «…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать…» Поэтому с уверенностью можно сказать, что профессиональное развитие педагога в области ИКТ – одна из важнейших задач в условиях введения ФГОС. В современных условиях нельзя говорить о профессиональном росте педагога, не затрагивая его компетентность в области ИКТ. Развитие и распространение передового опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе должно стать первоочередной задачей в образовательных учреждениях.
Библиографический список
- Профессиональный стандарт педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vetrova_e.ch_.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный стандарт педагога об ИКТ - компетенциях
современного учителя.
Ветрова Екатерина Чунбуновна,
учитель математики и информатики
МБОУ СОШ пос. Литовко,
1 квалификационной категории,
ответственная за информатизацию школы
Концепция и содержание профессионального стандарта педагога опубликована. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности. В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.
Нам часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными технологиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.
Таким образом, понятие ИКТ - компетентности расширяется и в рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать не по трем уровням, как в настоящее время, а по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).
В общепользовательский компонент включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео и фотосъёмку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ. Требования к предметно - педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога большое внимание уделено ИКТ – компетентности педагога. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель ИКТ-компетентности преподавателя:
1) знаниевый уровень (подготовленность к деятельности);
2) деятельностный уровень (реализованная деятельность).
Знаниевый уровень – это уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИКТ. Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.
Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:
- внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
- творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения, наличие сайта преподавателя; обмен опытом в сетевых образовательных сообществах.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу более широкие возможности в реализации образовательных программ. Именно деятельностный уровень ИКТ - компетентности педагога может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.
В настоящее время педагоги школы в большинстве своём владеют знаниевым уровнем ИКТ - компетентности. Для этого в МБОУ СОШ пос. Литовко проводились специальные курсы, практикумы, семинары по изучению информационных технологий и компьютерной грамотности с привлечение специалистов ХК ИРО и методического центра г. Амурска. Была проведена большая работа по формированию материальной базы образовательного учреждения. В частности, в настоящее время педагоги обеспечены автоматизированным рабочим местом, ноутбуками, в кабинетах установлены мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивный проектор, мобильным классом.
Какие же сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты? Что мешает педагогам использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее? Можно выделить следующие сдерживающие факторы:
- недостаток знаний о возможностях Интернета и новых появляющихся сервисах для образования;
- устойчивое нежелание педагогов использовать ИКТ на уроке;
- недостаточная квалификация педагогов в области создания собственных информационных продуктов.
Для устранения этих факторов в Амурском муниципальном районе работают различные творческие мастерские Муниципального информационно-методического центра, в школе – команда по информатизации, руководителем которой я являюсь с 2007 года. На сегодняшний день уровень развития информатизации школы можно представить в таблице:
Всего педагогических работников в школе | 20 | 100% |
Из них используют ИКТ в учебном процессе на деятельностном уровне | 9 | 45% |
Существуют творческие группы учителей, занимающиеся вопросами использования ИКТ | Да | |
Создан банк методических разработок учителей школы (уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ) | Да | |
Школа осуществляет взаимодействие с выпускниками и социумом через сайт или другие средства Интернет | Да | |
Обобщение опыта школы в сфере информатизации: конференции и семинары различного уровня, в которых представители школы приняли участие | 10 | 50% |
Количество педагогических работников, ведущих собственные сайты (блоги) | 12 | 60% |
Количество педагогических работников, принимавших участие в фестивалях, конкурсах и др. мероприятиях, связанных с использованием ИКТ в образовании, федерального, регионального и муниципального уровня | 8 | 40% |
Количество педагогических работников, принимавших участие в работе сетевых педагогических сообществах | 9 | 45% |
Количество педагогических работников, систематически использующих электронные образовательные ресурсы (ЭОР) | 12 | 60% |
Количество педагогических работников, участвующих в разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и учебно-методических комплектов | 6 | 30% |
Количество классных руководителей, осуществляющих взаимодействие с родителями посредством сайта, электронного дневника, почты, форумов и других сетевых сервисов | 11 | 100% |
Количество педработников, повысивших свою квалификацию в сфере ИКТ (не менее 72 ч.) в течение последних 3-х лет | 20 | 100% |
Количество педработников, прошедших независимую сертификацию по программе «Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность» | 5 | 25% |
Количество аттестованных на 1 категорию в течение трёх лет | 9 | 45% |
Никакой технический прогресс не способен самостоятельно решить проблему модернизации образования, если педагог не станет активнее использовать информационные технологии во всех ракурсах своей профессиональной деятельности. Некоторые педагоги до сих пор сомневаются в необходимости внедрения ИКТ в работу. Но, вспомните, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. То же происходит и с информатизацией, в том числе и с информатизацией образования.
Виктор Александрович Болотов, вице-президент Российской академии образования сказал: «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки…». Как же добиться активности педагогов, повысить их стремление к профессиональному росту в вопросах применения ИКТ? Во многом может помочь личная заинтересованность педагогов, примеры эффективной работы коллег, использующих ИКТ, желание соответствовать статусу современного педагога, переход на новый уровень педагогического мастерства.
В школе предлагаю использовать четырехэтапную модель формирования ИКТ-компетентности педагогов.
На первом этапе происходит повышение базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального багажа знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника, который способен и готов передать свои знания в сфере ИКТ коллегам. Позицию тьютора может занимать руководитель методического объединения, педагоги, имеющие богатый опыт в применении ИКТ.
На третьем этапе осуществляется формирование предметно - углубленной ИКТ-компетентности педагога, соответствующей осознанному, методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом).
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс учебного заведения, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого взаимодействия.
Как мы видим, процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса достаточно сложен, требует активных действий со стороны администрации и не менее активной позиции самих педагогов. Как сказал председатель директоров Intel Крейг Баррет: «…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать…» Поэтому с уверенностью можно сказать, что профессиональное развитие педагога в области ИКТ – одна из важнейших задач в условиях введения ФГОС. В современных условиях нельзя говорить о профессиональном росте педагога, не затрагивая его компетентность в области ИКТ. Развитие и распространение передового опыта в области применения ИКТ в образовательном процессе должно стать первоочередной задачей в образовательных учреждениях.
Библиографический список
- Профессиональный стандарт педагога.