Формирование навыков творческого самоопределения у детей объединения «Спектр» педагогом Жидковой Н.А.
Данное выступление содержит подходы формирования творческого самоопределения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков творческого самоопределения у детей. | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков творческого самоопределения у детей
объединения «Спектр» педагогом Жидковой Н.А.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития творчества. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. По определению Д. Б. Богоявленской творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности.
Процесс обучения творчеству я стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение, создавать свои новые уникальные творческие работы из материалов предусмотренных дополнительной образовательной программой «Спектр».
Для этого я формирую навыки творческого самоопределения детей.
Я считаю, что эти навыки формируются через активность ребенка, именно она является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, она закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала ребенка.
Но сначала выясним, что такое творческое самоопределение личности?
По определению В.А. Бодрова творческое самоопределение личности - это самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе, проявляющиеся в создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, и уникальностью.
Формирование навыков творческого самоопределения у детей на занятиях в объединении «Спектр» я осуществляю используя эмоциональный и индивидуальный подходы.
Я считаю, что эмоциональный подход помогает ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
На занятиях этот подход я осуществляю через:
- создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор в изготовлении любого вида изделия;
- одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали, «изюминка» в каждой работе детей;
- укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживания и сочувствовать другому;
- укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить
Наряду с эмоциональным подходом я использую и индивидуальный подход.
Этот подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка и формирования навыков творческого самоопределения. В объединение «Спектр» дети приходят разного возраста и разных способностей: некоторые более свободные в своих действиях, а некоторые боятся провести даже простую линию. Здесь на занятиях я стараюсь укрепить в ребенке уверенность в себе и в том, над чем он работает. И подход здесь применяю сугубо индивидуальный:
- кому-то приходится тут же увеличивать объем работы, не отступая от темы;
- другим детям страшно, что у них ничего не получится, и рады нескольким удачным линиям и действиям.
Индивидуальный подход также осуществляется мною через выполнение творческих заданий. Обучающимся первого обучения даются простые творческие задания, например, детям предлагается дополнить образец деталями, придумать другое оформление изделия, а затем работа усложняется через создание своего изделия отличного от образца. Обучающиеся 3-го и 4-го годов обучения по заданию педагога
сами ищут учебную литературу в библиотеке и сети Интернет придумывают и выполняют свои рисунки, изделия из глины, соленого теста, модульного оригами и пластилина. При этом творческие задания постоянно усложняются и повышается требовательность в ходе совместной деятельности.
Я считаю, что при выполнении таких творческих заданий у детей развивается внимание, наблюдательность, воображения, фантазия, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами.
При выполнении творческих заданий я так же предлагаю детям иллюстрации и образцы того или иного изделия, затем обучающиеся в группе сами обсуждают и выбирают вариант из предложенного и создают свое новое изделие. При этом на занятиях обязательным условием является создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего стимулированию творческого самоопределения детей, где я стараюсь быть не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и с другими детьми.
В результате применения выше перечисленных подходов у обучающихся в объединении «Спектр» формируются такие навыки творческого
самоопределения, как:
- навыки самостоятельного и творческого выполнения своего придуманного и сконструированного изделия;
- навыки работы в группе ( творческое сотрудничество при создании нового изделия из предложенного материала);
- навыки самообразования (поиск нового в сети Интернет, изучение литературы по декоративно-прикладному и изобразительному искусству)
Результатом формирования навыков творческого самоопределения является активное и успешное участие детей объединения «Спектр» в окружных, областных, всероссийских и международных выставках.
Таким образом, на занятиях в объединении «Спектр» у воспитанников формируются навыки творческого самоопределения, дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, творческого самоопределения, выбора жизненного пути ребенка. Поэтому становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества и наивысшего мастерства.