Отчёт о профессиональных достижениях учителя
В отчёте представлены статьи, методические разработки конспектов уроков, внеурочных занятий, программ. Представлены примеры грамот за успехи в учебной и внеурочной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Публичная презентация опыта работы учителя
(В данном обобщении опыта представлена собственная система по использованию педагогических технологий в основе которой лежит проектная деятельность)
Карташова Наталья Анатольевна 1983 г.р., учитель начальных классов МБОУ«Малоенисейская СОШ». Общий стаж работы 16 лет, педагогический стаж 6 лет 4 месяца. Работу с детьми считает своим призванием и с большой ответственностью относится к ней. Большим уважением и почетом пользуется у детей, родителей и коллег.
В 2013 году, вступив в должность учителя начальных классов, сразу рассмотрела уникальность профессии учителя, научилась совмещать многие качества личностные и профессиональные, совместила сразу несколько социальных статусов: организатора, родителя, друга, хорошего помощника, психолога и даже справедливого судью в многочисленных детских конфликтах, это помогло ей стать профессионалом своего дела, хорошим учителем.
Проработав некоторое время, Наталья Анатольевна встала перед выбором методики и технологии обучения детей. Кроме того, с утверждением ФГОС развитие личности ученика, развитие ключевых компетенций которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, вышли на первое место. Перечень компетенций, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, огромен. В связи с этим возник вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике, какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций?
Стало ясно, что лучший способ организовать внимание учащихся связан не с применением учителем, каких либо особых приёмов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Творческая деятельность – вот что делает урок интересным для младшего школьника, вот что само по себе способствует организации его внимания, подходящей технологией была выбрана проектно- исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.
Суть педагогической идеи, лежащей в основе собственного опыта учителя по данной теме
Идея опыта: обеспечение успешного развития ключевых компетенций младших школьников, при успешном внедрении проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс
Условия становления опыта: формирование опыта с сентября 2013 года
Причины обращения к проблеме: с утверждением ФГОС, необходимостью стала переориентация образования, развитие у младших школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. При четкой организации учебной деятельности с применением проектной технологии происходит развитие всех необходимых ключевых компетенций учащихся.
Внедряя в свою работу данный вид деятельности детей, Наталья Анатольевна исходила из того, что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная методика позволяет решать такую задачу. Это доказывает её собственный опыт и практика. В процессе работы над проектом, у ученика формируется большое количество предметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия): проектировочные, исследовательские, информационные, коммуникативные, экспериментальные, рефлексивные, презентационные. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Данный метод применяется ею совместно с другими активными методами обучения и сама структура урока отличается от традиционного, учебный процесс превращается в активную познавательную деятельность, в котором каждый ребенок стремится поучаствовать, а не отсидеться. Главное отличие детей, которых обучает Наталья Анатольевна – наличие познавательного интереса.
Данная технология в обучении применяется ею шесть лет. Реализована она была не стразу, так как дети были не подготовлены к такому роду деятельности. (Преподавать у детей начала со 2 класса). В течение года проходила регулярная работа с учащимися, прослеживаемая на всех предметах. Первым этапом стало введение частично-поисковой деятельности, затем учились постановки цели, задач, учились решать проблемы, ставить гипотезы (на уроках-исследованиях), приобрели навыки общения при работе в разных группах, парах. Отрабатывали все этапы работы с проектами, только после такой плодотворной, качественной и продуктивной работы, уроки с применением проектных технологий стали реализованы.
С уверенностью можно сказать, реализация идей проектной технологии в начальных классах возможна лишь в том случае, если учащиеся, учитель и родители подготовлены к такому роду деятельности.
Технология реализации идеи в собственном опыте
Первым этапом реализации идеи, внедрения методики проектной технологии на уроках и во внеурочное время, стало изучение теории по данной теме, после чего были проведены анкетирования, беседы с педагогическим коллективом по применению проектной технологии на уроках, более подробна изучена программа «Перспектива» по которой работает начальная школа. К примеру, в курсе «Окружающий мир» учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Все это облегчает работу на уроках с проектом. Если рассматривать применение проектных технологий на уроках литературного чтения, это уроки-исследования (анализа) литературного произведения. Такие занятия строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии. На уроках математики применяю чаще всего краткосрочные – до четырех уроков по плану, позволяющие изучить комплексно вопрос, изучить литературу, подготовить презентацию проекта (Задачи на движение, история возникновения, различные способы доказательства; правильные многоугольники; задачи на построение; изучение биографии ученых-математиков, таблица умножения и т.п.). Конечно же, не на всех уроках получается реализовать проекты, но пользоваться элементами проектной деятельности удается. На уроках ученики выполняют практикумы, по результатам экспериментальной работы формулируют гипотезы и на их основе получают результаты, стараюсь показать общие подходы к постановке задач исследования.
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом последовательно увеличиваю от 1 к 4 классу, следит за поэтапным вхождением школьников в данный вид деятельности.
Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься проектной работай, привлекаются на помощь их родители и близкие. Тем самым создается единое образовательное пространство в школе и дома.
Критерии оценки деятельности учащихся
Начиная свою опытно-эксперементальную работу по внедрению проектных технологий в свою педагогическую деятельность Наталья Анатольевна столкнулась с несколькими вопросами?
«Как отследить эффективность своей работы при применении проектных технологий в образовательном процессе»? «Какие методики применять при оценке деятельности учащихся»? «В каких формах проводить диагностику результатов проектной деятельности»? «Как проводить анализ результатов проектной деятельности»? К их решению приступила незамедлительно.
Изучив множество методической литературы по данной теме, выделила ключевые компетенции проектной деятельности, которые формируются и развиваются у учащихся при реализации проектов. рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.
Для определения уровня ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности у учащихся 3-4 классов была выбрана методика уровневой диагностики (по Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой). Данная диагностика проводится на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущем уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которого он должен продемонстрировать)
Чтобы оценивать сформированность у учащихся ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности, разработала рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Такие рабочие листы выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны – доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы. (Данные листы применяю для учащихся 3-4 классов, так как дети такого возраста уже способны воспринимать текст)
Объектами оценки служат заполненные учащимися на различных этапах работы над проектом рабочие листы, которые достаточно жестко структурированы и благодаря этому позволяют выявить показатели сформированности компетенций. Конечно, в начальной школе ещё трудно оценить уровень сформированности у учащихся ключевых компетенций, это связано с тем, что учащиеся только начинают осваивать проектную деятельность. Данная экспертиза проводилась после всех выполненных учебных проектов.
Для педагога начальных классов уже более 6 лет занимающейся проектной деятельностью в урочное и внеурочное время такая работа стала уже смыслом жизни. К тому же, когда у детей наблюдается положительная динамика в обучении, становится ясно, что вся работа была выполнена не зря. Конечно уроки с применением проектных технологий требуют дополнительной подготовки, времени, средств, но это того стоит.
Учитель начальных классов Карташова Н.А.