Конкурс "Учитель года - 2019"

https://fex.net/462691304942 

                                      Урок: ведение мяча с изменением направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

В оргкомитет районного конкурса

                                                                                       "Учитель года - 2019"

Представление

на выдвигаемого участника районного конкурса"Учитель года - 2019"

от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя образовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов"

учителя физической культуры Данилова Евгения Владимировича

Евгений Владимирович Данилов в 2013 году закончил Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина по специальности «Физическая культура». С 25.08.2014 года работает учителем физической культуры в МБОУ СШ №3.

Евгений Владимирович работает в 1 - 11 классах, ведет учебные занятия по государственным программам (комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов (авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич и др). Его уроки отличаются хорошей организацией, продуманностью, творческой атмосферой. Владея методикой преподавания физической культуры, зная возрастную психологию и умело применяя ее в своей педагогической деятельности.

Достигать высоких результатов в обучении и на соревнованиях всех уровней позволяют учителю как творческий подход в работе, так и внедрение передовых педагогических технологий. Это прежде всего, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, широко применяются ИКТ-технолонии. Как учитель физической культуры, Евгений Владимирович считает своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого ученика. Цель его педагогической деятельности – обеспечить сохранение и развитие здоровья детей в период школьного обучения. По мнению педагога, школа сегодня должна заниматься не только обучением детей, но и заботиться о воспитании физически, психологически и нравственно здоровой личности, и большая роль в этом отводится именно физической культуре. Физическая культура – это не только комплекс определенных двигательных умений и навыков, но и высокий личностный, нравственный уровень человека. Евгений Владимирович способствует личностному росту ребенка, укрепляя его веру в себя, формируя способность опираться на себя, раскрывая его потенциал.

Работая с детьми начальной школы, Евгений Владимирович организует урок развивающей направленности, содержание урока включает подвижные игры, эстафеты. В среднем и старшем звене учитель организует урок, способствующий развитию чувства коллективизма и навыков работы в команде. Содержание урока включает спортивные игры, эстафеты, сочетание различных командных видов спорта, групповые занятия.

В аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Евгений Владимирович знакомится с результатами медицинских осмотров детей. В каждом классе в работе с каждым обучающимся используются инновационные технологии в определении уровня физической подготовленности (УФП). Тестирование проводится по основным физическим качествам: быстроте, силе и выносливости. Работа педагога повышает интерес каждого школьника к собственному физическому развитию.

Данилов Евгений Владимирович проводит уроки физической культуры на высоком организационном и научно-методическом уровне, обеспечивая высокое качество уроков путем тщательного отбора современных форм и методов обучения, эффективного использования спортивного инвентаря и оборудования. Занятия проходят эмоционально, на игровой и соревновательной основе. Благодаря реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, использованию межпредметных связей, учитель добивается того, что обучающиеся получают сведения в области гигиены, владеют навыками самоконтроля, учатся анализировать, сопоставлять факты, активно оперировать полученными знаниями, умениями и навыками.

Данилова Е.В. отличает ответственное исполнение своих обязанностей, доброжелательное и тактичное общение с обучающимися, их родителями, коллегами, что помогает добиваться хороших результатов в работе. Его ученики ежегодно становятся победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, городских и районных соревнований. В 2017 году ученик 8В класса Захаров А. занял призовое место в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Обучающиеся Данилова Е.В. принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня. В 2017-2018 учебном году команда обучающихся 7-10-х классов школы стала победителем Всероссийской онлайн олимпиады по шахматам среди старших школьников общеобразовательных организаций Российской Федерации; команда 9 «А» класса в количестве 16 человек стала победителем муниципального, зонального и регионального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»; команда юношей 2000-2002г.р. - победители девизионного этапа чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-Баскет»; команда девушек 2000-2003 г.р. призеры зонального турнира по баскетболу «Локобаскет-Школьная лига» в рамках общероссийского проекта «Баскетбол в школу» среди 9-11 классов учащихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2017-2018 гг.; команды 7 «А» и 6 «В» классов призеры муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»; команда юношей и девушек 2001-2002г.р. победители муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры»; команда девушек школы - победители в 61-ом легкоатлетическом эстафетном пробеге на призы администрации Кстовского района и газеты «Маяк», в честь Дня Победы среди девушек городских школ; команда юношей 2000-2002г.р. победители в муниципальном этапе чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-Баскет»; команда девушек 2000-2003г.р. победители муниципального этапа чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-Баскет»; команда девушек и юношей победители в районном турнире по баскетболу, памяти В.Н. Шурепова среди школьных сборных команд г.Кстово и Кстовского района; в 2018-2019 учебном году команда девушек 2002-2003 г.р. стали победителями  муниципального этапа чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет» сезона 2018-2019 гг.

С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа жизни Евгений Владимирович использует в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы. Он является руководителем спортивных секций по баскетболу, в которых занимаются дети разного возраста, проводит школьные соревнования и спортивные мероприятия. Он активно пропагандирует здоровый образ жизни среди обучающихся и их родителей. В рамках акции «Мы за здоровый образ жизни» и месячника гражданско-патриотического воспитания ежегодно проводит спортивные праздники с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья», «Скажи спорту –ДА!», «Смелые, сильные, ловкие», «Ударим мячом по вредным привычкам», «Мы – вместе», лыжные соревнования.

Учитель постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2016 году прошел обучение на базе ГБОУ ДПО НИРО по программе «Теория и методика преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС».

Данилов Е.В. - призер районного конкурса молодых педагогов «Открытие» , 2016г., участник VI областного Форума молодых педагогов «Профсоюзный лидер- 2018».

Директор                                В.Е.Борисенко

Костянова Анна Николаевна

2-02-09


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ну хорошо, идите и возьмите мяч. Если вы хотите забрать его у меня, вам нужно показать, что действительно хотите забить, так же сильно, как этого хочу я. Это и есть лидерство». Ко́би Бин Бра́йант - американский профессиональный баскетболист, олимпийский чемпион Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Данилов Евгений Владимирович, учитель физической культуры высшей квалификационной категории Кстово, 2019 Технология «сопряженного» метода в системе двигательных заданий по баскетболу на уроках физической культуры у старшеклассников

Слайд 2

Проблемное поле Формы и методы воспитания силы, применяемые в работе со взрослыми баскетболистами не должны слепо переноситься на работу с детьми, так как будут являться не только малоэффективными, а иногда и просто вредными для детского организма Силовая подготовка как один из важнейших видов физической подготовки имеет важное значение для успешной спортивной подготовки в баскетболе. Цель педагогической деятельности: Разработать и внедрить проект методического обеспечения варианта интеграции технической, физической, силовой подготовки юных баскетболистов, основанный на «сопряженном» методе воздействия.

Слайд 3

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Представленный опыт по реализации проекта технология интегральной подготовки представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально использовать тренировочные эффекты техническо-тактической, физической и других видов подготовки применительно к целостной игре в баскетбол. Результаты апробации данного проекта в системе уроков у старшеклассников по баскетболу оказалась достаточно эффективной, что позволяет расценивать данный факт как возможность использования на практике в рамках целостных разделов, ориентированных преимущественно на специальную физическую подготовке в цикле учебного года.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея Р ационализация системы подготовки баскетболистов возможна на основе интеграции с использованием «сопряженного» метода в структуре технической, физической и силовой подготовки старшеклассников в системе специальных двигательных заданий на уроках физической культуры .

Слайд 5

Условия формирования личного вклада в развитие образования Знакомство с научными исследованиями специалистов в сфере физической культуры Участие в работе методических объединений учителей физической культуры Организация и проведение спортивных соревнований, тематических уроков, предметных недель Изучение авторских программ и новых методических разработок . Создание методических разработок по физической культуре и внеурочной деятельности Транслирование опыта в педагогическом сообществе

Слайд 6

Условия формирования личного вклада в развитие образования Этапы формирования личного опыта

Слайд 7

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 8

Технология проектирования подготовки баскетболистов на основе «сопряженного» метода предполагает: 1. Выбор средств. Анализировались научно-методические издания, статьи из методических журналов, проводилось наблюдение, с тренерами проводился опрос и собеседование. 2. Определение нагрузки: Исходные показатели объема и интенсивности, Конечный показатели объема и интенсивности, Промежуточный показатели объема и интенсивности. Исходный уровень - давалась нагрузка, которую могли выполнить ученики. Конечный уровень- давалась нагрузка, которую хотим достичь, за счет увеличения серий (подходов), длины отрезков, увеличения веса, количества раз: бросков, передач. Промежуточный уровень, мы сделали так, что из начального уровня до конечного уровня идёт постепенное увеличение нагрузок. Например: увеличиваем количество серий на втором занятии, а количество повторений и утяжеления (килограммы) не меняет. На третьем занятии увеличиваем количество повторений и утяжеления (килограммы), а количество серий не меняем. 3. Распределение тренировочных занятий в представленном разделе (цикле). Стратегии (динамики) нагрузки -СТУПЕНЧАТАЯ – по мере адаптации к применяемой нагрузки, то есть перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки.

Слайд 9

Перечень учебно-тренировочных заданий «силовая + техническая направленность» («сопряженный» метод) Ведение мяча (метры): – ведение мяча на месте; – ведение мяча в движении; – ведение мяча с изменением скорости и направления; Броски : – броски в движении (количество); – броски с места; – броски со штрафной; Передачи мяча (количество): – передачи на месте; – передачи в движении.

Слайд 10

Сред ства Номера занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1.1 3х 30 3х40 4х30 4х40 4х20 4х30 3х40 4х30 4х40 4х40 1.2 4х30 4х30 4х30 3х40 3х50 4х20 4х20 4х30 4х30 4х40 3х50 1.3 3х30 3х30 3х40 3х40 4х20 4х30 4х40 кг 1 4х40 4х40 4х30 4х20 4х20 2.1 3х30 3х30 3х30 3х40 3х40 3х40 4х30 4х30 4х30 4х40 2.2 3х20 3х30 3х40 3х40 3х50 3х50 4х20 4х20 4х40 4х50 4х50 2.3 2х20 2х20 2х30 2х30 2х40 2х50 3х20 3х20 3х30 3х30 3х40 3х50 3.1 2х30 2х40 2х50 3х20 3х20 3х20 3х30 3х40 3х50 4х20 3.2 3х20 3х30 3х40 3х40 4х20 4х30 4х40 4х40 4х50 4х50 Фрагмент проекта интегральной подготовки: силовая – техническая направленность («сопряженный» метод)

Слайд 11

сила + ловкость (количество раз): – упражнения для развития реакции; – упражнения для частоты движений; – ловкостные упражнения с мячами жонглирование; Сила + выносливость (в метрах): – повторный бег на отрезках до 600 метром ; – кросс равномерный и переменный; – интервальный бег на отрезках до 200 метров; Сила + быстрота (в метрах): – повторный бег на отрезках до 50 метром; – специально беговые упражнения до 20 метров; – бег с горы и в гору до 50 метров. Перечень учебно-тренировочных заданий «силовая направленность+физическая » подготовка (интегрально)

Слайд 12

Фрагмент проекта интегральной подготовки (выносливость, ловкость, быстрота) + силовая направленность» (интегрально) Сред ства Номера занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 4.1 3х15 – 3х15 3х15 3х15 3х20 3х30 3х30 3х40 3х40 3х40 4.2 2х30 2х40 2х40 2х50 3х20 3х20 3х30 3х30 3х40 3х50 4х50 4.3 3х30 3х40 3х50 3х60 3х100 – 3х100 4х30 4х40 4х50 4х50 4х100 5х20 5.1 2х50 2х50 2х50 2х100 2х100 2х200 2х300 2х400 2х500 2х600 5.2 5.3 3х50 3х50 3х60 3х60 3х100 3х100 3х150 3х200 4х50 4х100 4х150 4х200 6.1 2х50 2х50 2х50 3х50 3х50 4х20 4х20 4х30 4х50 5х50 6.2 2х20 2х20 3х20 3х20 4х10 4х20 4х20 5х10 5х10 5х20 5х20 6.3 2х50 2х50 3х30 3х30 3х50 3х50 4х10 4х10 4х30 4х30 4х50 4х50

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Средние показатели до и после реализации экспериментального проекта Показатели Тесты (№) 1 2 3 4 5 6 До эксперимента 33,9 18 48,1 6,5 2,4 13,5 После эксперимента 27,5 18,5 48,6 7,3 2,7 14,2 Прирост абсолютный 6,4 0,5 0,5 0,8 0,3 0,7 % 25 % 3 % 1 % 12 % 12 % 5 %

Слайд 14

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Опыт реализации разработанного комплекс заданий интегральной подготовки и их циклов в форме проектов, а также система их использования в урочных занятиях старшеклассников может быть адаптирована и для других возрастных групп, а при условии углубления специализации возможна разработка и для секции «Баскетбол» . Результаты апробации данного проекта в системе урочных занятий старшеклассников по баскетболу оказалась достаточно эффективной, что позволяет расценивать данный факт как возможность использования на практике в рамках раздела ООП, ориентированного преимущественно на специальную физическую подготовке в годичном цикле учебного года.

Слайд 15

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Учебный год Соревнования Результат 2016-2017 Муниципальный этап чемпионата школьной баскетбольной лиги « КЭС-Баскет » 1 место 2016-2017 Рйонный турнир по баскетболу, памяти В.Н. Шурепова 1 место 2017-2018 Зонального турнира по баскетболу « Локобаскет-Школьная лига» в рамках общероссийского проекта «Баскетбол в школу» 2 место 2017-2018 Девизионный этап чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги « КЭС-Баскет » 1 место 2017-2018 Муниципальный этап чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет» 1 место 2017-2018 Рйонный турнир по баскетболу, памяти В.Н. Шурепова 1 место 2018-2019 Муниципальный этап чемпионата школьной баскетбольной лиги « КЭС-Баскет » 1 место

Слайд 16

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 17

Фотоотчёт

Слайд 18

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Слайд 19

Литература Игнатьев П.В., Технология проектирования физической подготовки учащихся образовательных организаций: метод. пособие. – Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2015. – 138 с Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура (силовая подготовка). М., 2002. – 189с. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М: ООО "Фирма" изд-во Аст ", 2008. 148 с. Фещенко Т.С. «Современное обучение: работаем по новым стандартам . Часть 2 Современное обучение: деятельный подход». УЦ «Перспектива». - М., 2013. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. «Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007. Чернова Е.А., Кузнецов В.С Скоростная и скоростно-силовая подготовка баскетболистов. М., 2002. – 234с. Яхонтов Е.Р. Баскетбол для всех СПБ., 1996. – 86с.



Предварительный просмотр:

Администрация Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года -2019»

Методический семинар

Пояснительная записка

Технология «сопряженного» метода  в системе двигательных заданий по баскетболу для старшеклассников

Данилов Евгений Владимирович, учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Кстово, 2019 г.

Силовая подготовка, как один из важнейших видов физической подготовки, имеет важное значение для успешной спортивной подготовки в баскетболе. Существуют методические положения определяющие роль и место силовой подготовки в тренировочном процессе как на уровне годичного цикла и его отдельных этапов, так и в многолетнем.

Высокий уровень мышечной силы у баскетболиста значительно мере предопределяет достижение хороших результатов в данном виде спорта.

В настоящее время внимание тренеров и исследователей привлекает изучение взаимосвязи между силой и быстротой мышечного сокращения у взрослых и юных спортсменов.

Разработки методов или воспитания мышечной силы имеет важное значение для теории и практики спорта.

В исследованиях, осуществленных научными сотрудниками ЛНИИФКа  было показано что разносторонняя тренировка способствует увеличению силы и выносливости, повышению скорости движения в большой системе, чем тренировке, направленная только на воспитание только одного из этих физических качеств.

Рациональная методика в воспитании силы баскетболиста в детском и юношеском возрасте является надежной базой для дальнейшей специализации с целью достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

Целенаправленная скоростно-силовая подготовка в подростковом и юношеском возрасте позволяет создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой в баскетболе и снизить вероятность появления у начинающих ошибок, обусловленных недостаточно высоким уровнем физической подготовленностью.

Воспитывая силу необходимо учитывать влияние используемых упражнений на физическое развитие, здоровья, функциональное состояние организма и формирование двигательных навыков у юных баскетболистов.

Силовая подготовка является составной частью всесторонней физической подготовки. При этом формы и методы воспитания силы, применяемые в работе со взрослыми баскетболистами не должны слепо переноситься на работу с детьми, так как будут являться не только малоэффективными, а иногда и просто вредны.

Для преодоления влияния субъективных факторов в деле использования силовой подготовки, ведущее значение приобретает методическое обеспечение. Не обладая достаточными знаниями и навыками в организации занятий, специалист не сможет эффективно решать эту проблему. Все имеющиеся рекомендации по этому поводу безотносительны к тренировочным занятиям и не учитывают его содержания, а также особенности системы физического воспитания спортсменов. Вот почему необходимы методические разработки, практические рекомендации по вопросам содержания и организации занятий по силовой подготовке применительно к системе интегральной подготовки спортсменов.

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.

Баскетболист сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчленено - конструктивный;

3) сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчленено - конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленено - конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная качественная особенность двигательного действия. Одной из особенностей реализации интегральной подготовки является метод сопряженного воздействия.

Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков в баскетбол.

В стремлении победить слиты воедино действия всех членов команды, в их действиях находят отражение все стороны подготовки. Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключения в выполнение технических приемов и тактических действий. Учебные игры, контрольные игры и соревнования по баскетболу служат высшей формой интегральной подготовки

Контроль эффективности проекта

Основным методом обоснования эффективности реализации проекта силовой подготовки на тренировках было тестирование испытуемых по различным тестам представленные в данной работе, проводимые на первых и последних занятиях реализации проекта:

  • челночный бег с ведением мяча,
  • передачи мяча от партнера и производится быстрый бросок,
  • передачи мяча в стену (в квадрат на стене),
  • «восьмерка»,
  • передачи друг другу в движении с атакой кольца,
  • броски из под кольца с правой и левой стороны.

Специфические методические требования по воспитанию силовых способностей у баскетболистов юношеского возраста

  • Нужно выбирать средства и методы, чтобы в большей мере увеличивать либо мышечную массу, либо способность проявлять силу.
  • Упражнения, выполняемые преимущественно с целью увеличить мышечную массу применительно к требованиям баскетбола или для атлетического развития мускулатуры.
  • Озолина Н.Г. сказала, что упражнения, выполняемые преимущественно для воспитания способности проявлять большую силу в возможно короткое время, в особенности должны быть схожими по кинематике и динамике. Такие упражнения требуют значительных психических и физических усилий, максимальной мобилизации воли спортсменов на совершенствование в этом направлении деятельности центральной нервной системы.
  • Упражнения для развития силы применительно к требованиям ее проявления с возможно большей скоростью, а так же величина отягощений и количество повторений приведены в таблице 2.
  • Нужно уделять особое внимание упражнениям с балестическом режимом работы мышц. В них главным являются: волевое акцентирование упругих движений, использовании инерции, повышение требований к упругости мышц нижних конечностей увеличением высоты, с которой спрыгивает спортсмен, утяжелением его веса специальными тренажерами и другие.
  • Максимальная работа мышц в баллистическом режиме требует предварительного укрепления их посредством упражнений силовых и на оборот. В особенности важно укрепление мышц путем специальных баллистических упражнений, выполняемых в очень большом объеме, но с умеренной и несколько превышающей ее интенсивности.
  • При выборе упражнений надо помнить о тех мышечных группах, которые на первый взгляд не играют решающей цели. Основные движения большей частью начинаются с сокращения и напряжения таких крупных и мощных мышц, как широчайшая мышца спины, прямые и косые мышцы живота.  Эти мышцы и ряд других создают первоначальные усилия, приводящие в движения части тела; далее движения ускоряются с помощью других, менее мощных мышц, сокращать которые баскетболист может быстрее. Соответственно этому и надо выбирать комплекс силовых упражнений.
  • Важно помнить, что во время выполнения с большими и максимальными усилиями возможно закрепление грудной клетки в результате статического напряжения, нарушение ритма дыхания, а нередко и задержка его. Необходимо обращать внимание на непрерывность дыхания.
  • Выполнение упражнений, направленных на увеличение мышечной массы, на повышение способности проявлять силу, должно сочетаться с повторным выполнением упражнений в баскетболе.
  • Для каждого спортсмена желательно составлять комплекс упражнений соответственно его подготовленности и индивидуальным особенностям. В первых занятиях, особенно с новичками, нагрузка должна быть облегченной. Важно, чтобы она возрастала постепенно в каждом занятии.
  • Числом повторений в одном подходе (серия непрерывных однотипичных движений) и время, затраченное на это, определяется рядом положений.
  • Важно определить и число подходов. Вместе с ростом подготовленности спортсмена число подходов увеличивается, а за тем стабилизируется, поскольку воздействие упражнений продолжает повышаться за счет интенсивности их выполнения. Упражнение, выполняемое с максимальными условиями, обычно повторяют в одном занятии столько раз, сколько удается выполнить его уверенно. Ошибки в технике движение и ослабление усилий – сигнал к прекращению занятий, если их цель – воспитание умения проявлять очень большую силу, в том числе и связанную с предельной скоростью. Но их можно продолжать для наращивания мышечной массы и развития выносливости.
  • Большую роль в установлении нагрузки играют интервалы отдыха (пассивного и в виде ходьбы) между подходами. Они уменьшаются вместе с ростом подготовленности и увеличиваются при повышении интенсивности выполнения, при росте числа работающих мышц, при увеличении продолжительности непрерывной нагрузки. В среднем интервал отдыха между максимальными проявлениями усилий в упражнениях с большим отягощением составляет приблизительно около 2-5 минут.
  • Общий объем силовой тренировки в одном тренировочном занятии различен.
  • Развитие силы обычно осуществляется в основном тренировочном занятии, большинстве случаев как части его развитием силы можно заниматься и в другое время на протяжении дня, в виде короткой тренировочной работы состоящей из нескольких серий упражнений. В любом случае необходимо соблюдать постепенность и направлении все большей силы: сначала с малой интенсивностью, затем со средней, с большой и максимальной.
  • Особого внимания заслуживает распределение упражнений на силу по дням.

Содержание проекта реализации «сопряженного» метода в баскетболе

На основе изученных  планов учебно-тренировочного процесса и текущих планирований разработанных другими авторами мы хотим предложить модернизировано-адапрированный вариант планирования, в котором отражается цикловое планирование годичной подготовки, план учебно-тренировочного процесса и текущее планирование (рис. 7, таблицы 1,2,3).

Применение избранных средств подразумевается согласно дидактическим правилам: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от общей физической подготовки к специальной».

Технология проектирования подготовки баскетболистов на основе «сопряженного» метода предполагает:

  1. Выбор средств. Анализировались  научно-методические издания, статьи из методических журналов, проводилось наблюдение, с тренерами проводился опрос и собеседование.

2. Определение нагрузки:

  • исходный,
  • конечный,
  • промежуточный.

Исходный уровень давалась нагрузка, которую дети могли выполнить (выполняли). Конечный уровень, давалась нагрузка, которую хотим достичь, за счет увеличивания серий (подходов), длины отрезков, увеличения веса, количества раз: бросков, передач. Промежуточный уровень, мы сделали так чтобы из начального уровня до конечного уровня идёт постепенное увеличение нагрузок. Например: увеличиваем количество серий на втором занятии, а количество повторений и утяжеления (килограммы) не меняет. На третьем занятии увеличиваем количество повторений и утяжеления (килограммы), а количество серий не меняем.

3. Распределение тренировочных занятий в представленном мезоцикле. (Приложения 1)

Стратегии (динамики) нагрузки. Ступенчатая – по мере адаптации к применяемой нагрузки, то есть перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение  параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленность, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

Применение  технологии «сопряженного» метода  на уроках физической культуры  способствует развитию силовых способностей у баскетболистов юношеского возраста.

Разработка  и реализации системы уроков по развитию физических качеств обучающихся, построенных с учетом исходного уровня общей физической  и технической подготовленности занимающихся баскетболом юношеского возраста,  способствовало развитию  и улучшению физического состояния школьников, что выражалось в повышении  техники игры в баскетбол.

В результате обработки протоколов тестирования (исходного и конечного уровня) (приложение: рис. 1, таблицы 1 – 8), мы получили сводную таблицу экспериментальных данных. С этой целью мы использовали ниже описанные методы математической обработки данных. До эксперимента и после эксперимента рассчитывается: сумма всех показателей деленная на количество испытуемых. Прирост абсолютный: из полученных данных после эксперимента вычесть полученные данные до эксперимента, например: 18,5 – 18,0

Прирост %: полученные данные до эксперимента это 100%, полученные данные после эксперимента – х, например: 33,9 – 100%, а 27,5 – х (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика показателей тестирования испытуемых

Показатели

Тесты (№)

1

2

3

4

5

6

До эксперимента

33,9

18

48,1

6,5

2,4

13,5

После эксперимента

27,5

18,5

48,6

7,3

2,7

14,2

Прирост

абсолютный

6,4

0,5

0,5

0,8

0,3

0,7

%

25 %

3 %

1 %

12 %

12 %

5 %

Достоверность

P < 0,01

P > 0,01

P > 0,01

P < 0,01

P < 0,01

P > 0,01

Об успешной реализации технологии «сопряженного» метода  в системе двигательных заданий по баскетболу для старшеклассников можно судить по результативности участия в соревнованиях различного уровня. В 2017-2018 учебном году команда юношей 2000-2002г.р. - победители девизионного этапа чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-Баскет»; команда девушек 2000-2003 г.р. призеры зонального турнира по баскетболу «Локобаскет-Школьная лига» в рамках общероссийского проекта «Баскетбол в школу» среди 9-11 классов учащихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2017-2018 гг.; команда юношей 2000-2002г.р. победители в муниципальном этапе чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-Баскет»; команда девушек 2000-2003г.р. победители муниципального этапа чемпионата Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-Баскет»; команда девушек и юношей победители в районном турнире по баскетболу, памяти В.Н. Шурепова среди школьных сборных команд г.Кстово и Кстовского района; в 2018-2019 учебном году команда девушек 2002-2003 г.р. стали победителями  муниципального этапа чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет» сезона 2018-2019 гг.

Литература

  1. Игнатьев П.В., Технология проектирования физической подготовки учащихся образовательных организаций: метод. Пособие. – Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2015. – 138 с
  2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура (силовая подготовка). М., 2002. – 189с.
  3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М: ООО «Фирма» изд-во Аст», 2008. 148 с.
  4. Фещенко Т.С. «Современное обучение: работаем по новым стандартам . Часть 2  Современное обучение: деятельный подход». УЦ «Перспектива». – М., 2013.
  5. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. «Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
  6. Чернова Е.А., Кузнецов В.С Скоростная и скоростно-силовая подготовка баскетболистов. М., 2002. – 234с.
  7. Яхонтов Е.Р. Баскетбол для всех СПБ., 1996. – 86с.


Приложение 1

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Базовая общая подготовка (БОП)

 

Базовая специальная подготовка (БСП)

Предсоревновательный (ПС)

 Рис. 7. Схема циклового планирования годичной подготовки старшеклассников, занимающихся в секции «баскетбол»

План учебно – тренировочного процесса (годичный цикл)

№ п/п

Наименование

БОП

(часы)

БСП

(часы)

ПС

(часы)

1.

 Обще – силовая подготовка

38

28

12

1.1.

Упражнения с внешними отягощениями

16

11

4

1.2.

Упражнения с самоотягощением

22

17

8

2.

Специально – силовая подготовка

82

90

75

2.1.

Силовая «сопряженная» подготовка

40

42

35

2.1.1.

Ведение

20

16

15

2.1.2.

Броски

9

13

9

2.1.3.

Передачи

11

13

11

2.2.

Силовая+физическая подготовка

42

48

40

2.2.1.

Сила – ловкость

16

18

16

2.2.2.

Сила – выносливость

16

15

12

2.2.3.

Сила – скорость

13

15

12

ВСЕГО

120

118

87

Перечень учебно-тренировочных заданий «силовая + техническая направленность» («сопряженный» метод)    

               

  1. Ведение мяча (метры):                                                                                
  1. – ведение  мяча на месте;
  2. – ведение  мяча в движении;
  3. – ведение  мяча с изменением скорости и направления;
  1. Броски:
  1. – броски в движении (количество);
  2. – броски  с места;
  3. – броски со штрафной;

  1. Передачи мяча (количество):
  1. – передачи на месте;
  2. – передачи в движении.

Мезоцикл комплексной подготовки: силовая – техническая направленность («сопряженный» метод)

Сред

ства

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.1

3х30

1 кг

3х40

1 кг

4х30

2 кг

4х40

1,6 кг

4х20

3 кг

4х30

3 кг

3х40

3 кг

4х30

2 кг

4х40

2 кг

4х40

3 кг

1.2

4х30

1,6 кг

4х30

2 кг

4х30

3 кг

3х40

2 кг

3х50

2 кг

4х20

1 кг

4х20

2 кг

4х30

1 кг

4х30

2 кг

4х40

2 кг

3х50

2 кг

1.3

3х30

1,5 кг

3х30

2 кг

3х40

1,5 кг

3х40

2 кг

4х20

1,5 кг

4х30

1 кг

4х40

кг 1

4х40

1 кг

4х40

2 кг

4х30

3 кг

4х20

3 кг

4х20

4 кг

2.1

3х30

1 кг

3х30

1,5 кг

3х30

2 кг

3х40

0,5 кг

3х40

1 кг

3х40

2 кг

4х30

0,5 кг

4х30

1 кг

4х30

2 кг

4х40

1 кг

2.2

3х20

1 кг

3х30

1 кг

3х40

1 кг

3х40

2 кг

3х50

1 кг

3х50

2 кг

4х20

2 кг

4х20

3 кг

4х40

1 кг

4х50

1 кг

4х50

2 кг

2.3

2х20

2 кг

2х20

3 кг

2х30

2 кг

2х30

3 кг

2х40

2 кг

2х50

2 кг

3х20

1 кг

3х20

2 кг

3х30

1 кг

3х30

2 кг

3х40

1 кг

3х50

1 кг

3.1

2х30

1 кг

2х40

1 кг

2х50

1 кг

3х20

1 кг

3х20

2 кг

3х20

3 кг

3х30

2 кг

3х40

2 кг

3х50

2 кг

4х20

1 кг

3.2

3х20

1 кг

3х30

1 кг

3х40

1 кг

3х40

2 кг

4х20

1 кг

4х30

1 кг

4х40

1 кг

4х40

2 кг

4х50

1 кг

4х50

2 кг

Перечень учебно-тренировочных заданий «силовая направленность+физическая» подготовка (интегрально)

  1. сила + ловкость (количество раз):
  1. – упражнения для развития реакции;
  2. – упражнения для частоты движений;
  3. – ловкостные  упражнения с мячами (жонглирование);
  1. Сила + выносливость (в метрах):
  1. – повторный бег на отрезках до 600 метром;
  2. – кросс равномерный и переменный;
  3. – интервальный бег на отрезках до 200 метров;
  1. Сила + быстрота (в метрах):
  1. – повторный бег на отрезках до 50 метром;
  2. – специально беговые упражнения до 20 метров;
  3. – бег с горы и в гору до 50 метров.

Мезоцикл  «физической подготовки (выносливость, ловкость, быстрота) + силовая направленность» (интегрально)

Сред

ства

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4.1

3х15

  –

3х15

1 кг

3х15

1,5 кг

3х15

2 кг

3х20

1 кг

3х30

1 кг

3х30

2 кг

3х40

1 кг

3х40

2 кг

3х40

3 кг

4.2

2х30

1 кг

2х40

1 кг

2х40

2 кг

2х50

1 кг

3х20

1 кг

3х20

2 кг

3х30

1 кг

3х30

2 кг

3х40

1 кг

3х50

1 кг

4х50

2 кг

4.3

3х30

1 кг

3х40

1 кг

3х50

1 кг

3х60

1 кг

3х100

  –

3х100

1 кг

4х30

1 кг

4х40

1 кг

4х50

1 кг

4х50

2 кг

4х100

1 кг

5х20

1 кг

5.1

2х50

1 кг

2х50

2 кг

2х50

3 кг

2х100

1 кг

2х100

2 кг

2х200

1 кг

2х300

1 кг

2х400

1 кг

2х500

1 кг

2х600

1 кг

5.2

6’

1 кг

6’

2 кг

10’

1 кг

10’

2 кг

10’

3 кг

15’

1 кг

15’

2 кг

10’

2 кг

10’

3 кг

6’

2 кг

6’

3 кг

5.3

3х50

1 кг

3х50

2 кг

3х60

1 кг

3х60

2 кг

3х100

1 кг

3х100

2 кг

3х150

1 кг

3х200

1 кг

4х50

2 кг

4х100

1 кг

4х150

1 кг

4х200

1 кг

6.1

2х50

1 кг

2х50

2 кг

2х50

3 кг

3х50

2 кг

3х50

3 кг

4х20

1 кг

4х20

2 кг

4х30

2 кг

4х50

2 кг

5х50

1 кг

6.2

2х20

1 кг

2х20

2 кг

3х20

1 кг

3х20

2 кг

4х10

1 кг

4х20

1 кг

4х20

2 кг

5х10

1 кг

5х10

2 кг

5х20

1 кг

5х20

2 кг

6.3

2х50

1 кг

2х50

2 кг

3х30

1 кг

3х30

2 кг

3х50

1 кг

3х50

2 кг

4х10

1 кг

4х10

2 кг

4х30

1 кг

4х30

2 кг

4х50

1 кг

4х50

2 кг




Предварительный просмотр:

Конспект урока по баскетболу в 10-м классе

 Раздел: Баскетбол

Тема урока: Ведение мяча с изменением направления

Цель урока: Совершенствовать игровые способности в учебной игре “Баскетбол”.

Задачи урока:

1. Продолжать учить ловле и передаче мяча на месте, при встречном движении;

2. Развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, выносливость.

3. Воспитание морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм.

Место проведения: Спортивный зал МБОУ СШ №3.

Учитель: Данилов Евгений Владимирович

Инвентарь: баскетбольные мячи, свисток, конусы методическая литература

ХОД УРОКА

Части урока

Содержание

Дозировка

О.М.У

Подготовительная

 (12 мин.)

1. Построение.

 2. Сообщение задач урока.

 3. Передвижения:

 

 – ходьба обычным шагом

 – ходьба на носках, руки в верх

 – ходьба на пятках, руки за голову

 – ходьба на внешней части стопы руки за спину

4. Специальные беговые упражнения:

 – с высоким подниманием бедра;

 – с захлестыванием голени назад;

 - приставными шагами правым боком

 -  приставными шагами левым боком

 – скрестным шагом правым, левым боком;

 – спиной вперед.

Ходьба на восстановление дыхания.

 5.Класс делится на 2 равные команды, и выстраиваются в шеренги друг против друга.

Работа с баскетбольными мячами   в парах:

– перебрасывание мяча с руки на руку;

– подбросить мяч из-за спины двумя руками и поймать впереди.

- вращение мяча вокруг и между ног по восьмерке на месте.

- Мяч удерживается двумя руками за спиной на уровне пояса. Подбросить мяч движением кистей так, чтобы он перелетел через голову вперед.

- передачи мяча двумя руками от груди;

- передачи мяча с ударом об пол;

- передачи правой, левой от плеча поочередно;

- ведение мяча правой с обводкой партнера, вернуться на свое место и передать мяч двумя руками от груди;

- ведение мяча левой с обводкой партнера, вернуться на свое место и передать мяч двумя руками от груди;

- ведение правой приставными

 шагами с обводкой партнера,

 вернуться на  свое место и передать мяч  партнеру двумя руками от  груди;

- то же - левой.

 

 6. Перестроение в 2 шеренги.

3 мин.

 

 0,5 круга

 0,5 круга

 0,5 круга

 0,5 круга

 20 сек.

 20 сек.

 20 сек.

 20 сек.

 10 сек.

 10 сек.

 30 сек.

 

4-5 передач

4-5 передач

 

4-5 раз

4-5 раз

4-5 передач

4-5 передач

4-5 передач

2-4 раза

2-4 раза

Обратить внимание на здоровье учащихся, форму одежды, ТБ при работе с мячом.

Команда: “Направо, в обход шагом марш!”

 Следить за осанкой

 Спину держать прямо, вперед не наклоняться

 Голову не опускать, на пол не смотреть.

 Колени не сгибать

 Назад не отклоняться

 Руки произвольно

 Дистанция 2 метра, поворот в удобную сторону

 

 

Выполнять по сигналу

 

Не давать ему упасть на пол

Передачи в парах выполняются под команды детей, которые   корректируют технику выполнения упражнений.            Передачи выполнять с шагом вперед, ловить мяч на уровне подбородка.

При ведении мяча ноги согнуты до положения

стойки баскетболиста.

 Стараться не смотреть на мяч во время ведения, передачи выполнять точнее.

Основная

 (25 мин.)

I. Совершенствование передачи-ловли мяча на месте, при встречном движении.

 Упражнения в шеренгах по двое:

 а) передача мяча от груди с отскоком о пол;

 б) передача мяча по высокой траектории полета;

 в) передача мяча при встречном движении – один игрок выполняет движение, второй – выбегает ему на встречу;  в этот момент первый игрок делает передачу мяча от груди с отскоком о площадку;

 г) то же что и в пункте в), но передача мяча по высокой траектории полета;

 д) обводка  –  первый игрок ведет мяч вокруг своего партнера защищая своим корпусом, продолжая движения ведения мяча; передача мяча второму игроку.

II. Ведение мяча:

 – правой, левой рукой;

 – спиной вперед;

 –правым боком левой рукой;

 – левым боком правой рукой

  Ускорение: подбросить мяч вверх–вперед, выполнить ускорение и поймать

III. Совершенствование умения броска в корзину в движении с отражением от щита, подбор мяча.

 1. Перестроение в 2 колонны (встать за лицевой линией).

 2. Передача мяча 2 руками от груди в парах без ведения вдоль границ зала, бросок по кольцу, подбор.

 3. Ведение 2 шага, передача мяча под 35о на ускорение, прорыв; бросок по кольцу.

 4. Ведение:

– ловля в прыжке – 2 шага бросок по кольцу

III. Совершенствование игровых способностей в учебной игре “Баскетбол”.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

 

2 мин.

2 мин.

 

2 мин.

 2 мин.

 2 мин.

 

 

10 мин.

Амортизировать движение рук и ног при ловле

 Ловить мяч в прыжке вытянув руки

 Выполнить передачу мяча в шаге, после ведения

 Ловить мяч, двигаясь на встречу; мяч встречать как можно дальше от себя.

 Ловить мяч в прыжке над головой, за голову руки не заводить

 Выполнять действия защитника

 Быть внимательнее

 Не допускать пробежек

 При броске выше траектории, подбор осуществлять ближе к щиту в прыжке .

 Завершая движ. толкнуться вверх, несколько назад

 второй шаг выполнять в безопорном положении.

 

 Ловить мяч в прыжке

 

 

Заключите-льная (3мин.)

1. Построение, подведение итогов урока.

 2. Выставление оценок ученикам за урок.

 3. Домашнее задание:

 

 

3 мин.

 

Стр.113-114

 

“Становись! Равняйсь! Смирно!”

 “Урок окончен. До свиданья!»