УЧИТЕЛЯМ
рекомендации, советы педагогам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
- Выясните причину гиперактивности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
- Уменьшите рабочую нагрузку ребёнка.
- Делите работу на более короткие, но частые периоды. Используйте физкультминутки.
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность.
- Давайте короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
- Учите ребёнка сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость. Оставайтесь спокойными. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
1.Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему. Не допускайте
сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте аг-
рессивные методы воспитания.
2.Санкция должна соответствовать поступку. Наказания не должны
унижать ребёнка.
3. Чаще используйте прикосновение( тактильный контакт).
4.Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
5.Требуя чего-либо учитывайте возможности ребёнка.
6.Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка
в нужное русло.
7.Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
8.Давайте ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно
после конфликта.
9.Учите брать ответственность за поступки на себя.
10.Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Как вести себя с тревожным ребёнком?
- Выясните причину тревожности.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
- Не требуйте невозможного. Способности детей резко отличаются друг от друга.
- Не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме, если необходимо, обратитесь к специалисту.
- Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Будьте терпеливы, благополучие ребёнка во многом зависит от вашего отношения к нему.
Как вести себя с социально-запущенным ребёнком?
1.Создавайте ситуации эмоционального переживания. Требования
должны быть эмоционально привлекательными.
2.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию.
3.Обучайте сопереживанию и сочувствию.
4.В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное
русло.
5.Дозируйте всё новое в разумных пределах.
6. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нель-
зя» и «можно».
Предварительный просмотр:
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
- новые дети в классе (или я сам в новом классе);
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
- проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
- возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
- новые, непривычные требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. .
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.
Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство
детей друг с другом и учителей с детьми:
- Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
- Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
- Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
- Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе:
- Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенностипятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
- Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
- Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
- Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
- В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
- Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
- Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
- Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
- здороваемся стоя;
- не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
- опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:
- наличие необходимых учебных пособий;
- соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
- проявлять уважение друг к другу;
- звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
- Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
- Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
- Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
- Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».
.
Предварительный просмотр:
- Пришёл в школу – сделай умное и благородное лицо.
- Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни своё детство и на всякий случай съешь мороженое.
- Деньги и педагогика малосовместимы.
- Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
- Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
- Помни, плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
- Приходить на урок следует настолько подготовленной, чтобы знать точно: для чего пришла, куда пришла, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
- Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
- Старайся кушать каждый день.
- Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживёшь долгую счастливую педагогическую жизнь.
- Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.
- Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты актриса, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
- Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
- Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
- Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
- Отдай школе всё, а выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
- Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: ''Вон учительница пошла''.
- Не спи на уроке: дурной пример заразителен.
- Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
- Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твоё озаряется улыбкой.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации коррекционной работы
с трудными детьми и подростками
Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала.
Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком — это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
- Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
- Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
- Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
- Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
- Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
- Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
Условиями реализации данного принципа являются:
- стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
- формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
- постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
- проявление доверия к ученику;
- формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот
принцип отражается в следующих правилах: .
- преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
— проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
- приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
- защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
- постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
- формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
Условиями реализации данного принципа являются следующие:
- учет особенностей социального окружения подростка при
решении воспитательных и коррекционных задач; - координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
- обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
- воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
- воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
- необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
- все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во в не учебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
- поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
- постоянное отслеживание эффективности воспитательного
воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В Психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
- выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
- стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- проблемы отношении трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
- подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем; .
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
Предварительный просмотр:
Особенности психолого-педагогической работы
классного руководителя с некоторыми категориями
девиантных детей
В настоящее время много говорят об отклоняющемся поведении детей, под которым понимают действия и поступки, противоречащие нормам и стандартам поведения. Наиболее важно для плодотворной работы по перевоспитанию трудных школьников определить отклонения в их
поведении, связанные, прежде всего с деформацией стержневых психологических качеств личности, в первую очередь с основными чертами характера.
Исследования последних десятилетий позволили наметить возможные пути индивидуального подхода к детям с подобного рода трудностями в характере с целью устранения конфликтов с ними и дальнейшего полного перевоспитания.
Рассмотрим следующие категории таких детей: ненастойчивые, недисциплинированные, лживые.
Настойчивость – необходимая черта характера современного человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении.
Возможны следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников:
- тщательный контроль учителей и родителей за выполнением детьми любой работы. Небрежно выполненное дело не следует принимать, а надо добиться переделки;
- в труде и учебе ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами;
- при первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть школьники научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и станут переживать радость успеха;
- применять методы поощрения, наказания и прочие средства воспитательного воздействия, позволяющие ученику переживать чувство успеха и укрепляющее его стремление к еще большему и лучшему усвоению знаний.
Недисциплинированные дети – это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство, ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс.
В подобных случаях учителю следует:
1. Выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу.
2. Во время урока подобным учащимся надо давать достаточную нагрузку, чтобы у них не было ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
3. Важно сформировать интерес у детей к общественно полезной деятельности, разумно направлять проявления их активности.
Лживость детей бывает вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих, желанием прикрыть совершившего проступок товарища.
Для искоренения этого качества классному руководителю следует:
- обратить особое внимание на воспитание у таких детей честности и смелости, готовности мужественно перенести наказание за совершенный поступок;
- проявлять уважение к правдивости ребенка;
- сообщить ему, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок;
- никогда не оставлять без последствий проступок, маскируемый ложью;
- избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Эффективность профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с любой категорией трудных детей может быть обеспечена в случае:
1. Внедрения в учебно-воспитательные учреждения недостающих пока компонентов образовательных программ, активизирующих формирование нравственных начал личности.
2. Реализации программ, способствующих включению обучающихся в созидательно-творческую деятельность, в конкретном микрорайоне путем стимулирования детских общественных инициатив, формирования детских коллективов на основе культурных отечественных традиций.
3. Развития открытости учебно-воспитательного учреждения, увеличения его контактов с другими социальными институтами, освещения положительного опыта в СМИ.
В профилактической и реабилитационной работе учителям следует активнее отходить от репрессивных методов воспитания неблагополучных подростков, потому что любой способ ограничения свободы выбора, изоляции человека от общества обходится куда дороже, как в буквальном смысле слова, так и в смысле социальных последствий.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с «трудными» подростками
1. Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст право оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
3. В открытую не бороться, т.к. это усугубит это. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
5. Обсуждайте поведение только после успокоения.
6. Выясните, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?».
7. Пусть за что-то отвечает в школе.
8. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
9. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
10. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
11. Найти повод похвалить его, особенно - это, хорошо спустя какое-то время после наказания. Ребенок убедился, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Поведение, стимулирующее развитие конфликта:
-прерывание речи партнера;
-негативная оценка личности партнера;
-уклонение от конфликта, нарочитое молчание;
-подчеркивание разницы между собой и партнером;
-использование интимного знания о партнере;
-резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса;
-преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего;
-косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего
ценность для другого;
-избегание пространственной близости и контакта глаз;
-использование угроз;
-симулирование согласия при сохранении обиды
Таким образом, взаимное доверие и достижение справедливых соглашений более вероятно, если люди настроены позитивно, ориентированы на взаимное благополучие, и менее вероятно, если они негативно (конкурентно) воспринимают эту возможность.