Выпускная работа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Кафедра управления развитием образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Составляющие имиджа образовательной организации
Автор работы:
Косорукова Татьяна Юрьевна _________________
(ФИО) (подпись)
Научный руководитель:
Королев Юрий Анатольевич доцент
КУРО ГАУ ДПО «СОИРО»,
кандидат политических наук __________________
(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)
Допущена к защите:
зав. кафедрой управления развитием
образования, доцент, к.ф.н.
Зайнетдинова К.М. ___________________
(подпись)
Дата сдачи:
«____»______________20__г.
Дата защиты:
«____»______________20__г.
Оценка: __________________
Саратов
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………......3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования имиджа ……………….4
1.1 Имидж образовательного учреждения……………………….................4-5
1.2 Составляющие имиджа образовательного учреждения………….……6-8
ГЛАВА 2. Характеристика имиджа образовательного учреждения……….9
2.1 Имидж МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3г.Ершова Саратовской области»..............……………………........................................9-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...............…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………20
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................….21-23
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на многих факторах, на личностных, профессиональных характеристиках человека, группы людей, коллектива в целом. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.
В научное употребление понятие имидж вошло в 60-е годы xx столетия К.Болдингом. Истоками современного представления об имидже являются работы и исследования известных мыслителей таких как: Дж.Келли, Д.Мида, С.Московичи.
Имиджу уделяется внимание во многих сферах деятельности человека. В последнее время возрастает значение имиджа образовательных учреждений. Хотя сегодня, проблема создания имиджа образовательного учреждения остается недостаточно изученной. Обобщенного опыта изучения этой темы пока нет.
В данной работе раскрыто понятие, приведены основные составляющие имиджа, его функции, составные части и факторы, влияющие на его формирование.
По моему мнению, только при внимательном рассмотрении, можно определиться с целями формирования составляющих имиджа, понять особенности влияния различных факторов на этот процесс.
Целью данной работы является изучение имиджа: его составных частей и механизма формирования, факторов, влияющих на формирование имиджа образовательного учреждения, разработка практических рекомендаций по работе над имиджем школы в современных условиях.
В соответствии с целями при написании работы стояли следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты имиджа; функции, которые он выполняет; факторы, которые влияют на его формирование; - определить составляющие имиджа школы в целом; -проанализировать имидж школы № 3г.Ершова на данном этапе; - обобщить имеющийся в школе опыт по созданию привлекательной и комфортной среды для организации образовательного процесса.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования имиджа
1.1 Имидж образовательного учреждения
Имидж (от английского «image» — «образ», «изображение», которое в свою очередь происходит от латинского «imago») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Изменения, происходящие сейчас в образовании, не только свидетельствуют о приоритетности данной сферы в государственной политике, но и показывают, что их успешность в немалой степени зависит и от социального партнерства школы и гражданских институтов. В основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. В связи с этим актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование имиджа школы в условиях современного образования. Изучением этой темы занимаются видные деятели педагогики, рассматривая вопросы изучения имиджа руководителя образовательной организации, педагога. С точки зрения психологии это условия и факторы формирования позитивного образа образовательного учреждения, экономики это оценка брэнда образовательного учреждения, как одного из факторов конкуренции, связанного с имиджем.
Ключевое понятие имидж образовательного учреждения рассматривается многими учеными, исследователями, практиками неоднозначно. Так, А.В.Карпов определяет имидж организации как «сложившийся во внешней среде организации её образ, основанный преимущественно на её специфических и позитивных особенностях».
По мнению Даниленко Л.В. имидж образовательного учреждения - это
«эмоционально окрашенный образ учебного заведения (школы, училища, вуза), часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума»,
В периодическом журнале «PR в образовании» М.С.Пискунов в своей работе «имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» дает следующее определение имиджа школы: «это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума».
Безусловно, процитированные выше понятия, определения имиджа образовательного учреждения не противоречат друг другу, а скорее всего, дополняют одно другим. На мой взгляд, у любого образовательного учреждения существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Причина популярности одних образовательных учреждений и недостаточность внимания интереса к другим образовательным учреждениям связано с их имиджем. Создание имиджа образовательного учреждения – сложный и длительный процесс формирования прочной и высокой репутации, привлекательности, создания ситуации успеха на всех уровнях работы.
1.2 Составляющие имиджа образовательного учреждения.
Сегодня много ведется разговоров о новой школе, школе будущего. Появляются новые технологии, отрасли науки, промышленности. Все это является предпосылкой модернизации образования, которое должно идти в ногу со временем, не отставать от развития общества, где-то опережать его.
На фоне глобализации социальных сетей, выражающейся в доступности всех социальных сфер, происходят соответствующие изменения:
-выпускник школы должен обладать универсальными умениями, знаниями, социальной и правовой компеценциями;
- огромный поток и объём информации требует от участников образовательного процесса компетенции эффективной работы с информацией;
- появление новых инновационных технологий требует подготовку кадров.
Требования социума к образованию молодежи растут, следовательно, растут требования к образовательным учреждениям. Возникает тем самым конкуренция на рынке образовательных услуг, следовательно, возрастает и значимость имиджа образовательного учреждения. Для школы важным составляющим является сохранение контингента, привлечение учащихся в школу, высококвалифицированных специалистов. Тем самым создается доверие к образовательному учреждению со стороны социума. Образовательное учреждение становится культурным, социальным центром. У данного учреждения появляется возможность стать конкурентоспособным среди других образовательных учреждений.
Так каковы же составляющие имиджа образовательного учреждения?
По мнению Пискуновой Т.Н. составляющими имиджа являются:1)Образ руководителя с его персональными физическими особенностями, социальной и профессиональной характеристиками; 2) Качество образования (ЗУН, соответствие стандарту, сформированность способностей, содержание обучения, форма обучения, самореализация, воспитанность); 3) Стиль образовательного учреждения (традиции, стиль работы, самобытность школы, сотрудники, корпоративная культура); 4)Внешняя атрибутика; 5)Образ персонала (психологический климат, внешний облик, квалификация, половозрастной состав, личные качества); 6)Образовательные услуги (месторасположение, сроки обучения, интеллектуальность усилий); 7)Уровень психологического комфорта (уважение учитель-ученик, бесконфликтность, общение). Многие образовательные учреждения определяют для себя, прежде всего, внутренний и внешний имидж.
Внутренний имидж образовательного учреждения включает в себя следующее:
- работа над внедрением и укреплением традиций среди сотрудников для создания корпоративного духа.
Внешний имидж образовательного учреждения в это же время направлен на следующее:
- изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа образовательного учреждения: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;
- использование возможностей радио, телевидения для пропаганды достижений образовательного учреждения;
- активное использование внешней атрибутики во всех видах имиджевой деятельности;
- начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования;
- организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся;
- создание собственного сайта в Интернет как проекта, в ходе которого может быть создана рекламная площадка, где будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернет;
- активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении России через конкретную деятельность, через создание условий для творческого развития;
- подчеркивание в рекламе стабильности деятельности школы, обеспечение достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;
- организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проводимых мероприятий (для этого – создание временных творческих групп педагогов и учащихся с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.
Однако следует заметить и то, что практически все исследователи, пишущие о создании имиджа образовательного учреждения, его составляющем, главными структурными компонентами считают, прежде всего, имидж руководителя и имидж педагогического коллектива, которые решают всё.
Вывод по первой главе
Подводя итог первой главы можно сделать следующие выводы:
- деятельность школы можно привести в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения.
- школа обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической и инструментальной базой, имеет конкурентные преимущества и обладает и сильными возможностями в позиционировании образования не только в масштабах своего города, но и в больших масштабах.
- целенаправленно созданный имидж школы представляет собой совокупность и систему составляющих, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики школы и целей ее деятельности.
Среди множества теоретически, практических схем, связанных с имиджем образовательного учреждения, каждая, отдельно взятая школа, определяет для себя свои составляющие имиджа, придерживаясь определенных постулатов.
ГЛАВА 2. Характеристика имиджа образовательного учреждения
2.1 Имидж МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3г.Ершова Саратовской области»
Вопрос об имидже нашей школы – это не просто вопрос существования нашего образовательного учреждения. Именно вопрос привлекательности школы для родителей, учащихся, жителей нового и молодого в то время микрорайона рождал много творческих идей и задумок на этапе строительства школы. Так в городе Ершове появилась средняя школа
№ 3.(Приложение 1). Три десятилетия тому назад свои двери для сотен детей распахнула новая школа во главе с молодым директором, у которого на то время не было опыта, багажа знаний. И вот уже более тридцати лет все те задумки, творческие идеи, которые когда-то рождались, воплощаются в жизнь благодаря многим составляющим. Основная составляющая имиджа нашей школы – это образование. Народная пословица нас убеждает в том, что «По одежке встречают, а провожают по уму». Основное направление образования школы - адаптация учащихся к жизни в современном обществе в рамках государственных стандартов, которые обеспечивают становление и развитие личности ребенка. Школа главный акцент в своей деятельности делает на учете индивидуальных особенностей детей. Построение образовательного процесса, технологии обучения создаются таким образом, чтобы каждый ученик с учетом его личностных возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность и чувствовал себя в школе комфортно. В нашей школе обучается более восьмисот учащихся, школа самая большая в городе. Для того чтобы школа была привлекательной, по нашему мнению, необходима содержательная составляющая. Главный запрос для родителей к школе – это высокое качество образования. Учитывая запросы родителей, школа ориентируется на построение образовательного маршрута ребенка, личностно-ориентированного подхода к обучению, развитию и воспитанию. С 2010г. школа вошла в состав пилотных школ Саратовской области, начавших освоение ФГОС НОО (Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования). С 2012 г. школа вошла в состав пилотных школ Саратовской области, начавших освоение ФГОС ООО (Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования). Для перехода на новые образовательные стандарты в школе была создана техническая основа. Во всех кабинетах функционирует локальная компьютерная сеть, оборудованы рабочие места педагогов.
В настоящее время в школе представлены две системы начального образования – «Гармония» и развивающая система обучения Л.В.Занкова. Обе системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. В последние годы внимание общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Еще в начале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, "педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития".
В средней школе дети обучаются в рамках общеобразовательных и профильных классов. Процент качества за годы работы школы неуклонно повышается. Учащиеся школы успешно проходят итоговую аттестацию в форме ОГЭ, ЕГЭ. За 30 лет работы школы 14 выпускников окончили школу с золотой медалью, 119 с серебряной медалью.
Одна из проблем, с которой сталкивается школа при реализации профиля, заключается в том, что профессиональная адаптация детей происходит только на старшей ступени. А приучить ребёнка трудиться, сформировать позитивное отношения к рабочей специальности, к труду, как одной из фундаментальных ценностей личности, очень сложно, когда ему уже 15-16 лет. Поэтому в рамках обеспечения преемственности по переходу на профильное обучение вводятся элективные курсы, дополнительное образование с начальной школы. Ребята с начальных классов обучаются основам проектно-исследовательской деятельности. Их проектные работы опытные руководители направляют на выполнение полезного для школы, семьи, социума, что позволяет ориентировать учеников не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в жизни, в практической деятельности и приобретение новых. В рамках предпрофильной подготовки работают кружки и для учащихся 5-9 классов, ведутся учебные курсы «Мой выбор» и «Моё профессиональное самоопределение».
В школе ведется большая профориентационная работа, в которой активным сотрудником и помощником является Центр занятости населения. Для работы с одаренными детьми поддержки основного образования в школе работает система элективных курсов, предметных кружков.
Одной из важнейших задач в образовании является подготовка учащихся к жизни, выбору верного профессионального пути. Неопределённость профессиональных планов или несоответствие их потребностям рынка в сочетании с существенно деформированной трудовой мотивацией у многих молодых людей, которая проявляется в стремлении иметь много денег, не прикладывая больших трудовых усилий - насущная проблема современной школы. С целью повышения качества образования и стремясь вызвать интерес к определённой области деятельности для дальнейшего получения профессии (профориентации выпускников) наша школа, как и многие другие, встала перед необходимостью перехода на профильное обучение на старшей ступени. Процесс выбора профиля был не простым. Следуя утверждению, что учиться надо не для школы, а для жизни, мы проанализировали внутреннюю среду школы, образовательную ситуацию, контингент учащихся, социум, положение на рынке труда, результаты анкетирования и предложили обучающимся и родителям (законным представителям) физико-математический, информационно - технологический, химико-биологический профили. К данному выбору именно школа постепенно из года в год подводит учащихся. Так в 5-х классах введен предмет «Наглядная геометрия», в 6-х классах «Курс задач повышенной сложности», в 7-х классах предмет «Ранняя химия», «Познай физику в задачах и экспериментах» которые включают в себя часть содержания образования, отражающую специфику образовательного учреждения, основанную на ориентации школьников физико-математического, информационно –технологического, химико-биологического профилей в старшей школе.
Для поддержки профильного образования средняя общеобразовательная школа №3 г.Ершова ведет отсчет взаимодействия с СГМУ им.В.И. Разумовского с 2005года. Именно в этом году директором школы Сусликовым Анатолием Александровичем был открыт первый медицинский класс. К преподаванию в медицинских классах привлекаются вузовские преподаватели: кандидаты химических наук, преподаватели общей и органической химии Хомяков Евгений Иванович, Семенова Ольга Петровна, Сусликова Ирина Юрьевна; кандидат биологических наук, ст.преподаватель кафедры общей биологии, ботаники и фармакогнозии Белоногова Юлия Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии, ботаники и фармакогнозии Полуконова Наталья Владимировна, преподаватель ФДО Госенова Ольга Лабазановна; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и классической филологии Наумова Елена Владимировна. А также учителя школы Михальчева Татьяна Михайловна, Агабекова Кадрия Гаясовна, Сусликов Анатолий Александрович, Тимофеева Лидия Васильевна, Косорукова Татьяна Юрьевна, имеющие высшую и первую квалификационную категорию. Сотрудничество с ВУЗом оказывается очень эффективным. Высшая школа делится с учащимися и педагогами опытом научно-исследовательской деятельности и знаниями о достижениях современной науки. Особенностью обучения в медицинских классах является не только углубленное изучение профильных предметов химии, биологии, но и посещение практических занятий на базе СГМУ им. В.И.Разумовского. Не только учащиеся медицинских классов СОШ №3 г. Ершова, но и учащиеся 8 и 9-х классов (в рамках предпрофильной подготовки) являются участниками заседаний школы «Юный медик», организованной факультетом довузовского образования СГМУ им. В.И.Разумовского. В 2012-2013 учебном году учащимся медицинского класса посчастливилось посетить заседания школы «Юный медик» по темам: «Актуальные проблемы биомедицины», «Хирургия плодов и новорожденных». На заседании с лекцией выступил кандидат медицинских наук Городков Сергей Юрьевич, затем были продемонстрированы фрагменты видеороликов с показом сложнейших операций.
Каждый раз, получая новые знания, совершая интересные и полезные поездки в СГМУ, посещая занятия преподавателей ВУЗа, следуя примеру выпускников Меденцевой Анны (врач – педиатр, кардиолог), Пайгановой Анастасии (врач – педиатр, гастроэнтеролог ), Алакиной Марии (врач – гастроэнтеролог), Сладкова Александра (врач - гинеколог), Цоколо Татьяны (врач терапевт), Сатдаровой Риммы (врач-педиатр) у ребят появляется еще больше желание успешно освоить курс углубленного обучения профильных предметов, успешно сдать ЕГЭ и поступить в СГМУ им. В.И. Разумовского для получения самой важной и значимой в жизни человека профессии – профессии ВРАЧА (Приложение 2).
В 2008/2009 учебном году школа №3 заключила договор с Саратовский техникум железнодорожного транспорта отделением "ДоССУЗ-овской подготовки". Была сформирована нормативно-правовая база. Разработали положение «О профильном классе». Важным документом стал трёхсторонний договор «родители-школа-техникум». Особое внимание было уделено формированию учебного плана. Необходимо было выдержать все линии технологии, определиться с учебными предметами и финансированием. Осуществляя совместную деятельность через сопряжённый учебный план двух образовательных учреждений – школы и техникума, обучение осуществляют педагоги школы, преподавателями техникума. Класс совместного обучения с СТЖТ, в котором ведётся профессиональная подготовка, формируется не только из числа десятиклассников нашей школы, но и десятиклассников школ города, нуждающихся в такой профессиональной подготовке. За счёт тесного сотрудничества с железнодорожным техникумом, старшеклассники изучают на профильном уровне физику, информатику и ИКТ, математику, «Электротехника», «Техническая механика», «Инженерная графика». Параллельно с обучением в школе ребята овладевают специальностями «Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания», «Слесарь по ремонту подвижного состава» и по окончанию общеобразовательного учреждения юноши, сдав обязательные экзамены, вместе с аттестатом переходят на очное обучение 3-го курса техникума, где продолжают свое обучение, и затем после успешного окончания техникума получают рабочие места в предприятиях и организациях Приволжской железной дороги. Для отработки практических навыков учащиеся посещают практические занятия на территории Локомотивного Депо станции Ершов. Уровень профессиональной подготовки ребят по данным специальностям вполне удовлетворяет как учащихся, так и их родителей. Сотрудничество с техникумом привлекает нас тем, что в процессе обучения происходит формирование установок на профессиональную сферу деятельности, что невозможно в полном объёме и данном профессиональном уровне осуществить на базе средней общеобразовательной школы. Профильная подготовка к деятельности по данным специальностям на данный момент очень важна для экономики области, чем профильная подготовка, ориентированная на дальнейшее обучение в ВУЗе. Хотя изучение профильных предметов в физико- математическом профильном классе, позволяет нашим выпускникам успешно сдавать ЕГЭ, поступать в Самарский государственный университет путей сообщения данного профиля.
За истекший период при МОУ СОШ №3г.Ершова было подготовлено и переведено на 3 курс СТЖТ 96 выпускников 11- ых классов:
в 2010 году - 20 человек; в 2011 году - 20 человек;
в 2012 году - 16 человек; в 2013 году - 18 человек;
в 2014 году – 22 человека.
В 2014 – 2015 учебном году в классе совместного обучения занимаются -18 человек (Приложение3).
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ершова Саратовской области» является муниципальным центром дистанционного обучения детей- инвалидов. Учебный план разработан в рамках экспериментальной деятельности по повышению эффективности обучения, воспитания, развития и социализации детей с проблемами здоровья с учетом особенностей дистанционных и коммуникативных технологий. Школа одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивает социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья через систему профильных практико-ориентированных курсов, в том числе проектную деятельность.
Из всего выше сказанного о составляющих имиджа школы №3, безусловно, следует сказать, что ничего бы не было, если бы школа не занималась кадровой политикой. Ведь педагог, учитель, воспитатель - это и есть центральная составляющая имиджа образовательного учреждения. В школе работает много опытных, талантливых, инициативных педагогов, которые сплотились в высокопрофессиональный коллектив, единую команду и приводят школу к большим достижениям. Благодаря работе координатора и руководителя акции, руководителя ШМО учителей физической культуры и ОБЖ, МОУ «СОШ №3 г.Ершова Саратовской области» , учителя физической культуры Ивановой Ольги Юрьевны и квалифицированному, творческому и инициативному коллективу учителей физической культуры, которые успешно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях, конференциях, конгрессах различного уровня. Педагоги приобщают учащихся систематически заниматься физической культурой и спортом как самостоятельно, так и в спортивных кружках и секциях. На протяжении многих лет учащиеся школы являются призёрами, а в основном победителями соревнований в различных видах спорта. Так наша школа стала победителем Всероссийской агитационной акции "Я ВЫБИРАЮ СПОРТ!" в 2014году, целью которой было вовлечение детей и подростков школы МОУ «СОШ №3г.Ершова» и учащихся других школ города Ершова в систематические занятия физической культурой и спортом.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Ершова Саратовской области» впервые и с энтузиазмом присоединилась, организовала и провела Всероссийскую агитационную акцию «Я выбираю спорт!» в нашем небольшом городе с населением 25,5 тысяч человек.
Предложенная Минспортом России и ФГБУ и Федеральным центром подготовки олимпийского резерва акция является актуальной. Школа эффективно сотрудничает в спортивно-оздоровительном направлении с такими организациями как МБУ ЕМР ФОК «Дельфин», МОУ ДОД ДЮСШ, Ершовское отделение ГУ ОК ДЮСАШ «РиФ», Отделом культуры, молодёжной политики и спорта Администрации ЕМР, д/с «Машенька», «Алёнушка», «Солнышко», так же районной поликлиникой, районным Управлением образования, администрацией Ершовкого района, школами города, СарИПКиПРО. Все заслуги школы -это поддержка коллег и руководителей МБУ ЕМР ФОК «Дельфин», МОУ ДОД ДЮСШ, Отдела культуры, молодёжной политики и спорта Администрации ЕМР и, конечно же, нашего руководителя школы Антонины Викентьевны Широковой.
Важной частью системы воспитательной работы школы в построении имиджа является формирование и укрепление традиции школы, родившиеся в стенах школы с 1983 года: посвящение в первоклассники, День рождения школы, ежегодная трудовая практика по благоустройству школьной территории, бал Президента школы, где для одарённых учащихся, в том числе и в спорте, организуется «сладкий стол» - чаепитие с тортами и конфетами, угощение фруктами и вручение Благодарственных писем родителям за успехи детей, ежегодные фестивали, показательные выступления среди классов к 23 февраля «Строевая подготовка».
Все вышесказанное, позволяет определить составляющие, которые влияют на формирование имиджа школы:
1.Спектр общеобразовательных услуг:
Обучение по новым ФГОС (начальная, основная школа), профильное обучение, ведение элективных курсов по предметам, обучение по программам, предусмотренным базисным учебным планом.
2.Образовательная деятельность в школе во второй половине дня:
Наличие консультационной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, ведение спецкурсов, работа предметных кружков, внеурочной деятельности, занятия для класса совместного с обучением СТЖК, медицинского класса, работа секций, организация проектной, исследовательской деятельности, участие школьников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня, организация выездных мероприятий (экскурсии, походы).
3.Научно - методическая деятельность педагогического коллектива:
Образовательный уровень педагогов школы, уровень профессиональной подготовки, наличие педагогов, имеющих звания, награды, ученые степени, победители и призеры престижных профессиональных конкурсов, создание условий для профессионального роста педагогов, научно-методической работы, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности педагогов, система морального и материального стимулирования результатов деятельности педагогов.
4.Уровень информационно - технологического обеспечения образовательного процесса:
Курсовая подготовка по ИКТ, наличие программного обеспечения, обеспечение технической поддержки, наличие компьютерных классов, оборудованных ПК, рабочих мест учащихся в школьных кабинетах, наличие и надлежащее ведение сайта школы, всех видов школьной документации.
5.Уровень материально- технического оснащения школы:
Техническое состояние здания, территории, систем жизнеобеспечения школы, обеспечение современной мебелью в кабинетах, рекреациях, оснащение учебных кабинетов учебным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическим, раздаточным материалом, комфортная обстановка во всех помещениях учреждения.
6.Внешняя привлекательность школы:
Озеленение внутреннего и внешнего двора школы, оформление спортивных площадок школы, фасада здания школы, эстетика оформления интерьеров школы, учебных кабинетов, соблюдение этических и эстетических правил в одежде, поведении, общении учащимися, педагогами и другими сотрудниками школы, соблюдение всеми участниками образовательного процесса школы традиций школы.
7.Общественное признание достижений школы:
Рейтинг школы по результатам образовательной деятельности, наличие дипломов, грамот, сертификатов за достижения результатов школы в профессиональных и общественных конкурсах, смотрах, конференциях, статус школы как инновационного образовательного учреждения, проведение на базе школы научно-практических конференций(МНЛ), участие педагогов и учащихся в средствах массовой информации различного уровня (телевидение, пресса), публикации материалов о школе.
8.Имидж руководителя школы, административного аппарата:
Личный авторитет руководителя, профессиональный управленческий уровень заместителей руководителя, наличие единой стратегии, программы развития школы, корпоративная культура административной команды, владение методами управления коллективом, видение перспектив развития образовательного учреждения, видение роста педагогического коллектива и педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя перспективные направления развития нашего образовательного учреждения, следует помнить о том, что составляющие имиджа это составная часть роста образования. При этом следует учитывать запросы потребителей образовательных услуг и социальных партнеров. В целом формирование имиджа образовательного учреждения – это комплексный, системный процесс, один из стратегических аспектов управления учреждением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Е.А. Школа с «изюминкой» // PR в образовании. 2003, № 3, С.98 — 104
- Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2003.
- Зуева Е.И.Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения // http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html (24.02.09)
- Карпов Е.Б. Имидж в образовании //PR в образовании. 2003, № 6, С. 40–50
- Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения //PR в образовании. 2006, № 3, С.75–79
- Лазаренко И.Р. «Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество» http://www.inter-pedagogika.ru/ (24.02.09)
- Лернер П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидание // PR в образовании. 2004, № 1, С.42–69
- Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании, №5, 1999.
- Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук, 2002.
- Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России // PR в образовании. 2003, № 4, С.104–105
- Томилова М.В. Модель имиджа организации//журнал "Маркетинг в России и за рубежом", №1,1998.
- Томинова Т.М. Модель имиджа организации//Маркетинг в России и за рубежом.-1998.-№1.С.12
- Щербаков А.В. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008, № 9, С. 39 — 46.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3