Методическая работа

Ноздрачева Любовь Николаевна

Предварительный просмотр:

Методист школы: Ноздрачёва Любовь Николаевна

Уважаемые коллеги, методическая служба школы  – это целостная, основанная на достижениях науки, эффективного педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие школьников. 

Методическая служба призвана выполнять следующие функции по отношению:

1)   К конкретному учителю:

·         Развитие профессионально-ценностных ориентаций, взглядов, убеждений;

·         Развитие мотивов творческой деятельности;

·         Развитие профессиональных навыков.

2)   К педагогическому коллективу:

·         Выработка общих ценностей;

·         Стимулирование педагогического творчества и инициатив.

3)   К государственной системе повышения квалификации:

·         Осмысление программно-методических требований

·         Использование и внедрение в практику работы педагогов,  достижений педагогической науки и лучшего педагогического опыта.

Задачи методической работы:

·         Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.

·         Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.

·         Оказание методической помощи учителям.

·         Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте с целью совершенствования профессионального мастерства учителя.

·         Вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

·         Сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников.

·         Совершенствование методических приемов, способов преподавания учебных дисциплин.

 



Предварительный просмотр:

Методический анализ урока

1. Концептуальная основа данного урока: является ли он уроком воспитательной, когнитивной или развивающей направленности (или для обучения языковым дисциплинам и предметам эстетико-художественного цикла, коммуникативной или прикладной направленности).

2. Целеполагание на уроке:

а) основная цель урока: правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков, ее конкретизация и детализация; достижение данной цели и ее составляющих (более частных целей) на уроке – для данного контингента учащихся, на различных уровнях, например на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, на продуктивном или творческом уровне;

б) сопутствующие цели: правомерность постановки их на уроке, соотнесение их и основной цели, достижение сопутствующих целей (степень и уровень);

в) характер постановки целей для учащихся и мотивирование учащихся (цели могут “задаваться” учителем или выводиться самими учащимися).

3. Дидактическая логика урока:

а) тип, вид, структура урока (назвать структурные звенья), ее обоснованность, хронометрирование урока (структурных компонентов урока) и целесообразность распределения времени;

б) особенности оргмоментов и мотивационно-целевой экспозиции;

в) целесообразность и характер проверки домашнего задания;

г) при когнитивном подходе: характер презентации нового материала со стороны учителя и характер его осмысления и восприятия со стороны учеников;

 при развивающем подходе: особенности поиска и выбора нового материала учащимися для решения поставленной проблемы, особенности презентации материала учителем, учебником, а также самими учениками друг другу;

 при воспитательном подходе: диалогический характер презентации, осмысления и восприятия материала; степень инициативности и самостоятельности учащихся на этапе презентации материала;

д) характер проработки нового (запоминание, воспроизведение и использование материала или развитие умений и навыков);

е) оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;

ж) организация домашней работы (общей для всех или дифференцированной, обязательной или на выбор, завершающей и закрепляющей или предваряющей новую порцию материала, которую предполагается дать на следующем уроке, для последующего контроля на уроке или для самоконтроля.

4. Методическая логика урока:

а) использование различных средств обучения:

заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, правил, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративной и прочей наглядности и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников и носителей, в том числе ТСО, мультимедийных средств, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов;

адекватность использованных средств основной и сопутствующим целям урока; правомерность использования средств на данном этапе урока; эффективность использования средств в данном классе; грамотное использование и сочетание средств в разных видах деятельности;

б) использование различных методических приемов:

– адекватность данного приема основным и сопутствующим целям;

– обоснованность места использования данного приема;

– эффективность использования данного приема;

– грамотное использование и сочетание приемов в данном виде деятельности;

в) использование различных организационных форм в учебно-воспитательной деятельности:

– индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная работа, КСО и др.;

– адекватность и уместность выбранных учителем форм, их сочетание и сменяемость; эффективность использования.

5. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

6. Результативность урока.

Целевой анализ урока может быть направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик обучения, в том числе разработанных самим учителем.

Схема 6

Анализ форм, средств, методов обучения (авторских методик)

1. Краткая общая характеристика урока: концептуальный характер урока, цели и задачи, структура, средства, методические приемы, формы обучения на уроке и степень достижения результатов.

2. Общая характеристика анализируемой формы, средства или метода обучения. Принятая сфера использования данной формы, средства или метода (на каком этапе, в каком типе или виде упражнений, для какого контингента учащихся).

3. Адекватность данного метода, средства или формы обучения принципам, основным и сопутствующим целям урока.

4. Уместность использования данного метода, формы или средства обучения на данном этапе урока и в данном виде деятельности.

5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация применяемого метода, формы и средства обучения.

6. Учет смысловых и содержательных особенностей материала, соответствующая адаптация применяемого метода, формы или средства обучения.

7. Возможность сочетания данного метода, формы или средства обучения с другими.

8. Появление индивидуального стиля учителя при использовании данного метода, формы или средства обучения.

9. Результативность использования данной формы, средства или метода обучения.

Сопоставительный анализ урока может также осуществляться с различных позиций. Приведем общую педагогическую схему сопоставительного анализа урока (см. схему 7).

Схема 7

Сопоставительный анализ урока

1. Краткая общая характеристика урока: концептуальный характер урока, цели и задачи, структура, средства, методические приемы, формы обучения на уроке и степень достижения результатов.

2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или аналогичных по характеру и месту уроков в рамках учебного года.

3. Связь данного урока с уроками по другим предметам по содержанию, целям и/или организационным особенностям:

а) связь целей данного урока и целей других уроков по данному предмету и по другим предметам (целевая прогрессия);

б) прогрессия в характере и способах презентации материала;

в) прогрессия в использовании разнообразных форм, средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание материала учебника и дополнительных материалов из различных источников;

г) динамика контроля в рамках цикла уроков.

4. Связь данного урока с внеурочной воспитательной и развивающей деятельностью в школе. Содержательная связь данного урока с жизнью семьи и ближайшего окружения учеников, с жизнью школы, города, региона, страны, мира.

5. Связь данного урока с самостоятельной, в том числе домашней, работой учащихся в цикле. Использование различных видов предваряющих заданий (заданий перед уроком, заданий на месяц, на четверть, на год).

Приведенные здесь схемы урока – это опоры, которые помогают учителю целенаправленно и четко анализировать свои уроки и уроки своих коллег. Но к ним ни в коем случае нельзя подходить формально как к обязательным неизменным застывшим схемам. Учитель может сокращать и расширять их, разрабатывать свои схемы, которые, возможно, будут ближе к его подходам и к его школьной практике. Кроме того, каждое положение в них должно обязательно подтверждаться примерами с живого урока.



Предварительный просмотр:

Памятка для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли». (К.Д.Ушинский)

Условия проявления познавательной деятельности

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание «ситуации успеха» для каждого учащегося;
  • включение ученика в активную  деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала

Кредо учителя

  • создать из повседневного удивительное;
  • о сложном говорить увлекательно, эмоционально;
  • учить всему кратко, понятно, основательно.

Формы организации деятельности учащегося

индивидуальные                      коллективные                          групповые

Методы обучения

  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • метод проектов;
  • тестирование;
  • овладение разными учащимися разного материала;
  • творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.;
  • эвристическая деятельность: «мозговой штурм», «мозговая атака», ТРИЗ и др.;
  • метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
  • метод эмпатии (метод личной аналогии);
  • проблемное обучение.

Формы работы  с учебником

  • репродуктивно -  поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту);
  • сравнительно - аналитическая (составление таблиц, схем, рисунков);
  • творческая (тесты, кроссворды, тексты с ошибками).

Формы и методы проведения урока

  • деловая игра;
  • ролевая игра;
  • пресс-конференция;
  • семинар;
  • урок-аукцион;
  • зачет;
  • игра;
  • путешествие;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • смотр знаний
  • диспут;

Информационные технологии

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео)



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(материалы к семинару)

Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» не различаются. Нередко под названием «педагогическая технология» в отечественной науке понимаются способы решения воспитательных проблем. Тогда как образовательная технология (по мнению В. В. Гузеева) – это комплекс, включающий в себя:

некоторое представление планируемых результатов обучения;

средства диагностики текущего состояния обучаемых;

набор моделей обучения;

критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Кроме того, педагогическая технология предполагает такое построение деятельности учителя, при котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Можно выделить следующие существенные черты современных трактовок понятия «педагогическая технология».

1. Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат определенные ценностные ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться в ожидаемом результате. Все это составляет стратегию обучения.

2. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования.

3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом авторского почерка педагога.

4. Обязательной частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Необходимо отметить, что большинство технологий имеют одного или нескольких авторов; и, видимо, не совсем корректно звучат утверждения, что тот или иной учитель работает по своей собственной технологии. Скорее, в данном случае речь может идти о собственных приемах или методических находках.

В структуру педагогической технологии входят:

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения:

цели (общие и конкретные) обучения;

содержание учебного материала;

3) процессуальная часть – технологический процесс:

организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников;

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности.

1) Концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).

2) Системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность).

3) Управляемость (возможности осуществления диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции промежуточных результатов).

4) Эффективность (по итоговым результатам, оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного стандарта обучения).

5) Воспроизводимость (возможность применения, повторения, воспроизведения в других образовательных учреждениях, другими педагогами).

Источники и составные части новых педагогических технологий.

Социальные преобразования и новое педагогическое мышление.

Наука (педагогика, психология, социология и др.).

Передовой педагогический опыт.

Опыт прошлого, отечественный и зарубежный.

Этнопедагогика (народная педагогика).

Этапы описания и анализа педагогической технологии.

1. Идентификация в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).

2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, суть применяемой системы обучения, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса, на которое нацелена данная технология.

3. Концептуальная часть – краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов построения технологии.

4. Особенности содержания образования: ориентация на личностные структуры, объем и характер содержания образования, дидактическая структура учебного плана, материалов к урокам, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика: особенности методики, особенности применения методов и средств обучения; влияние на мотивацию обучения и труда; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.

Основные группы педагогических технологий.

Весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «неновые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной аспект: новые как только что или недавно появившиеся (хотя в определенной степени и этот смысл тоже), а несколько иное: новые как отличающиеся от привычных, традиционных педтехнологий.

К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся (прежде всего это личностно ориентированные технологии).

Далее в таблице показано многообразие педагогических технологий в современном образовании.

Педагогические технологии в образовательном процессе

Группа

педтехнологий

Педагогическая технология

Авторы

1

2

3

Традиционные педтехнологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

В основе – дидактические принципы Я. А. Коменского

Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш. А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е. Н. Ильин

Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б. П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е. И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В. Ф. Шаталов

Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С. Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В. В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей

И. Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И. Унт,

А. С. Границкая,

В. Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А. Г. Ривин,

В. К. Дьяченко

Групповые технологии

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Педтехнологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л. В. Тарасов

«Диалог культур»

В. С. Библер, С. Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц

П. М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

М. Б. Волович

Частнопредметные педтехнологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н. А. Зайцев

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В. Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р. Г. Хазанкин

Педтехнологии на основе системы «эффективных уроков»

А. А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н. Н. Палтышев

Альтернативные педтехнологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

С. Френе

Технология вероятностного образования

А. М. Лобок

Технология мастрерских (близки к ним студии А. Н. Тубельского, цикловый метод)

Природосообразные педтехнологии

Природосообразное воспитание грамотности

А. М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

Педтехнологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Л. В. Занков

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-Давыдова

Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов

Личностно ориентированное развивающее обучение

И. С. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г. К. Селевко

Педтехнологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики

Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде

Модель «Русская школа»

И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А. Н. Тубельский

Школа-парк

М. А. Балаян

Агрошкола

А. А. Католиков и др.

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

1. Традиционные технологии обучения.

Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий – информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Основные признаки традиционных технологий обучения.

1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся).

2. Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая).

3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности.

4. Регламентированное исполнительство (ученик – объект воздействия учителя).

5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, связанные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей).

7. Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки «качества» работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь необходимые внешние условия жизнедеятельности школы; процесс управления основывается на манипуляции человеком).

Сильные и слабые стороны традиционной технологии обучения представлены в таблице.

Урок в объяснительно-иллюстративном режиме

(сопоставление проведено Г. Ю. Ксензовой)

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

• Организационная четкость педагогического процесса

• Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников

• Систематический характер обучения

• Превалирование фронтальных форм работы, уравнительный подход к школьникам (ориентация на «среднего ученика»)

• Идейно-эмоцио-нальное воздействие личности учителя на учащихся

• Как правило, шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность.

• Организация действий в основном репродуктивного характера, отсутствие условий для развития творческого потенциала личности

• Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения

• Субъект-объектный характер отношений между учителем и учениками.

• Доминирование монологической формы обучения, отсутствие возможностей для организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых.

• Чрезмерно большой объем домашних заданий

2. Личностно ориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Организация личностно ориентированного урока.

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.

Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»).

Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Основные особенности личностно ориентированного урока.

Ц е л ь – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

С р е д с т в а  д о с т и ж е н и я   у ч и т е л е м   э т о й   ц е л и:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице.

Сравнение целей деятельности учителя при организации
традиционного и личностно ориентированного уроков

(разработано С. В. Зайцевым)

Цели традиционного урока

Цели

личностно ориентированного урока

1

2

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или  наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Обучение по готовым образцам, правилам, алгоритмам

Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата

Запоминание и воспроизведение (ориентация на память)

Самостоятельное добывание знаний (ориентация на мышление)

Тренировочные упражнения построены по заданному образцу

Тренировочные упражнения построены как проблемные учебные задачи

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока.

Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и, главным образом, процесса учения.

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока.

Критериальная база для оценки работы учителя на традиционном и личностно ориентированном уроках не может быть единой.

Ниже обозначены те критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью:

использование проблемных творческих заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;

сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;

оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Критерии анализа урока с позиции личностно ориентированного образования:

использование субъектного опыта учеников;

применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала;

характер педагогического общения на уроке;

активизация способов учебной работы;

проявление учителем гибкости в ходе проведения урока.

Возможности решения проблемы в педагогической практике

Основные идеи апробированных и получивших признание прогрессивных педтехнологий:

Технология полного усвоения знаний (авторы: Дж. Кэрролл, Б. Блум – США).

Суть идеи – все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Критерии полного усвоения задаются таксономией целей обучения Б. Блума.

З н а н и е: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру).

П о н и м а н и е: ученик преобразует учебный материал (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий).

П р и м е н е н и е: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации.

А н а л и з: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого.

С и н т е з: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной.

О ц е н к а: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.

Технология разноуровневого обучения (Дж. Кэрролл, Б. Блум, З. И. Калмыкова).

Т е о р е т и ч е с к о е   о б о с н о в а н и е: различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Уровневая дифференциация осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных образовательных областях на следующих уровнях:

1 – минимальном (госстандарт);

2 – базовом;

3 – вариативном (творческом).

Основные принципы данной педагогической технологии:

1) в с е о б щ а я   т а л а н т л и в о с т ь – нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;

2) в з а и м н о е   п р е в о с х о д с т в о – если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу;

3) н е и з б е ж н о с т ь  п е р е м е н – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении учитывает следующие элементы:

воспитанность;

познавательный интерес;

общеучебные умения и навыки;

фонд действенных знаний (по уровням);

мышление;

память;

тревожность;

темперамент.

Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:

1) к о м п л е к т о в а н и е   к л а с с о в  г о м о г е н н о г о с о с т а в а с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

2) в н у т р и к л а с с н а я   д и ф ф е р е н ц и а ц и я  в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;

3) п р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Технология коллективного взаимообучения (А. Г. Ривин).

В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения – «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:

с т а т и ч е с к а я   п а р а, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» – при условии взаимного расположения);

д и н а м и ч е с к а я   ч е т в е р к а: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

в а р и а ц и о н н а я   ч е т в е р к а, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см.: описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

Основные преимущества данной технологии.

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Технология модульного обучения.

Сущность технологии состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с учебным модулем.

Модуль – это целевой функциональный учебный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью модуля. Дидактическая цель, которая формулируется для обучаемого, содержит в себе указание не только на объем знания, но и на уровень его усвоения.

Преимущества данной технологии: модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Учитель разрабатывает учебную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. При этом обеспечивается входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с педагогом осуществлять управление процессом обучения.

Технологии развивающего обучения (Л. В. Занков; Д. Б. Эль-конин-В. В. Давыдов; В. С. Библер; Ш. А. Амонашвили).

В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам.

Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, при которых содержание, методы и формы организации обучения напрямую ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

Стержневой идеей технологий развивающего обучения в процессе их применения является идея об опережающем развитии мышления, ведущим за собой умственное развитие ребенка в целом. При этом высший уровень развития человека характеризует творческое мышление.

Особенности творческого мышления:

получение результата, которого раньше никто не добивался;

возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу;

многообразие способов, применяемых для достижения результата;

отсутствие достаточного опыта решения подобных задач;

необходимость действовать без подсказки.

Главная цель развивающего обучения – развитие у обучаемых теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания. Для этого необходимо обеспечить усвоение системы научных понятий.

Основные идеи дидактической системы Л. В. Занкова (дидактическая система для начальной школы).

Основные принципы:

высокий уровень трудности обучения;

ведущая роль теоретических знаний при ориентации на развитие эмпирического мышления;

быстрый темп продвижения при изучении материала;

осознание школьниками хода своих умственных действий;

включение эмоциональной сферы в процесс обучения;

внимание учителя сосредоточивается на каждом обучающемся.

Особенности организации учебного процесса:

гибкая структура урока;

выстраивание процесса познания «от ученика»;

интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями;

коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации объектов, выяснения закономерностей;

самостоятельное формулирование выводов;

создание педагогических ситуаций, которые требуют интенсивного общения.

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Да-выдова.

(В массовой практике применяется в первом-шестом классах, экспериментально вводится в седьмом-одиннадцатом классах, в классах КРО, в системе высшего и последипломного образования.)

Ц е л ь – развитие теоретического мышления обучающихся.

С у т ь   д а н н о й   с и с т е м ы – овладение теоретическими знаниями в их философско-логическом понимании.

Основные принципы организации обучения:

дедукция на основе содержательных обобщений;

содержательный анализ;

содержательное абстрагирование;

теоретическое содержательное обобщение;

восхождение от абстрактного к конкретному;

содержательная рефлексия.

Особенности содержания учебного предмета:

его специальное построение, моделирующее содержание и методы научной области знаний;

содержание ориентировано как на обучение научным понятиям, так и на развитие образного мышления;

в процессе обучения значительное место отводится овладению нравственными ценностями.

Особенности урока:

коллективная мыследеятельность;

диалог;

дискуссия;

деловое общение детей;

проблемное изложение знаний учителем.

Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

1. Развертывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии.

2. В процессе поиска и осмысления научного знания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения.

3. Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого ее решения.

Условия развертывания учебной деятельности.

1. Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события).

2. Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи.

3. Нужный способ решения учебной задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем.

Специфика технологии развивающего обучения Д. Б. Эль-конина-В. В. Давыдова.

Построение учебной деятельности:

1. Формирование учебной потребности.

2. Осознание цели предстоящей деятельности.

3. Осмысление и внутреннее принятие мотивов познавательной деятельности.

4. Предоставление возможности выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности.

5. Обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебного действия.

6. Создание условий для самооценки индивидуального результата.

7. Самоконтроль.

Содержание и принципы организации учебной деятельности:

1. Выделение основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретические обобщения.

2. Обучение учащихся общим принципам решения учебных задач, построения понятий.

3. Изложение научных знаний – от абстрактного к конкретному.

4. Обучение способам построения понятий, образов, ценностей и норм для усвоения содержания теоретических знаний.

5. Модельное изображение выводов.

Формы взаимодействия учебной деятельности:

1. Коллективно-распределенная деятельность – коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски.

2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися.

3. Общение по типу «учитель-ученик» в момент постановки проблемы.

4. Работа в паре «ученик-учитель» во время проведения самоконтроля и самооценки.

5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта).

6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулировании выводов.

7. Работа ученика с родителями во время выполнения домашнего задания (обсуждение той или иной задачи).

8. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ.

Сравнение двух подходов к развивающему обучению

Система
Л. В. Занкова

Система
Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

1

2

Используется в начальной школе

Используется в массовой практике на первом этапе школьного обучения (1–6 классы), экспериментально вводится в 7–11 классах, в классах КРО, в системе высшего и последипломного образования

Развитие эмпирического мышления

Развитие теоретического мышления

Высокий уровень трудности обучения для учащихся всего класса

Уровень трудности индивидуален, его трудно измерить

Ведущая роль теоретических знаний

Быстрый темп продвижения в изучении материала

На изучение материала тратится столько времен, сколько потребуется для его осмысления на необходимом теоретическом уровне

Метод проблемных учебных задач.

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному их решению. При этом методы решения предлагаемых учебных задач ученику еще не известны.

Ц е л ь  – творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Виды и механизм составления учебных задач

Виды учебных задач

Характер учебных задач

1

2

Типовые

Требуют использования имеющихся знаний

Аналитические

Требуют переосмысления известных алгоритмов решения в соответствии с анализом конкретных условий

Творческие

Применение знаний выступает как результат решения. Требуют отвлечения от ранее усвоенных способов решения, нахождения новых, умения вести поиски в разных направлениях

Самообучающие

Снабжены алгоритмом (инструкцией) поисков верного решения, вариантами для проверки полученного результата. Используются без содействия учителя

Объектами задач могут быть разные предметы и их заменители в виде теоретических моделей. Способы решения учебных задач во многом определяются спецификой их объекта. Однако механизм составления и решения задач может быть общим, включающим:

анализ искомых данных;

постановку проблемы, формулирование гипотезы;

планирование своих действий;

выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения;

отбор и привлечение необходимых знаний;

оформление полученного результата.

Использование метода учебных задач условно можно разделить на три этапа.

I этап – постановка учебной задачи. 

Ц е л ь – проблематизация перед изучением новой темы, усиление мотивации учебной деятельности.

II этап – решение учебной задачи.

Ц е л ь – овладение школьниками ориентировочной основой действия, необходимой для самоорганизации в процессе получения новых сведений.

III этап – решение частных задач.

Ц е л ь – закрепление знаний и их творческое применение в нетиповых ситуациях.

Следует отметить, что решение каждой учебной задачи завершается фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности



Предварительный просмотр:

Положение о методическом совете 

  1. Общие положения

1.1.  Методический совет – коллективный общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе членов педагогического коллектива образовательного учреждения в целях осуществления руководства методической деятельностью.

1.2.   Методический совет координирует работу подструктур методической службы, направленную на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инноваций, опытно-экспериментальной деятельности и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива.

  1. Цель и задачи деятельности

2.1.  Цель деятельности методического совета – обеспечить гибкость и оперативность методической работы образовательного учреждения, повышение квалификации педагогических работников, формирование профессиональных качеств учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.

2.2.  Задачи методического совета

        Создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы, стремящихся к постоянному профессиональному педагогическому самосовершенствованию, развитию образовательных процессов в учреждении, повышению продуктивности преподавательской деятельности;

        Способствовать поиску и использованию в воспитательном образовательном процессе современных методик , форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и образовательных технологий;

        Изучать профессиональные достижения учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, обобщать ценный опыт каждого и внедрять его в практику работы педколлектива;

        Создавать условия для использования в работе учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования диагностических методик и мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов педагогической деятельности;

        Стимулировать инициативу и активизировать творчество членов педколлектива в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие воспитательно-образовательного процесса в учреждении и работы учителя;

        Проводить первичную экспертизу стратегических документов образовательного учреждения (программ развития, образовательных и учебных программ, учебных планов и др.);

        Контролировать ход и результаты комплексных исследований, проектов, экспериментов, осуществляемых образовательным учреждением;

        Анализировать результаты педагогической деятельности, выявлять и предупреждать ошибки, затруднения, перегрузки учащихся и учителей; вносить предложения по совершенствованию деятельности методических подструктур и участвовать в реализации этих предложения;

        Способствовать развитию личностно ориентированной педагогической деятельности, обеспечивать условия для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога;

  1. Содержание деятельности

3.1.  Содержание деятельности методического совета определяется целями и задачами работы образовательного учреждения, особенностями развития школы и образовательной политики региона.

3.2.  Содержание деятельности совета предусматривает повышение квалификации педагогических работников образовательного учреждения, совершенствование воспитательно-образовательного процесса и состоит в следующем:

        Выработка и согласование подходов к организации, осуществлению и оценке инновационной деятельности; организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.

        Осуществление контроля и оказание поддержки в апробации инновационных учебных программ и реализации новых педагогических методик и технологий.

        Разработка планов, графиков и программ повышения квалификации и развития профессионального мастерства педагогических работников.

        Обсуждение рабочих, инновационных, экспериментальных программ и рекомендация их педагогическому совету для обсуждения и утверждения.

        Оценка деятельности членов педагогического коллектива, рекомендации по аттестации учителей, присвоению категорий, разрядов, представлению званиям, наградам и другим поощрениям.

        Организация общего руководства методической, научной, инновационной деятельностью, проведение школьных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров, симпозиумов, «круглых столов», методических конкурсов, выставок, смотров, методических дней и др.

        Определение направлений работы школы молодого учителя и наставничества.

  1. Структура и организация деятельности

4.1.  Членами методического совета могут являться руководители школьных методических объединений, зам.директора по учебно-воспитательной (воспитательной, научно-методической, учебно-методической) работе, представители научного общества учащихся, учителя-новаторы, учителя-исследователи.

4.2.  Во главе методического совета стоит председатель, который избирается или назначается.

4.3.  В своей деятельности председатель подчиняется педагогическому совету образовательного учреждения.

4.4.  Периодичность заседаний методического совета определяется его членами

(не реже одного раза в четверть).

  1. Методический совет имеет право:

•     готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;

•     выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;

•     ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методических объединениях;

•     ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении сотрудников за активное участие в опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической и проектно-исследовательской деятельности;

•     рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

•     выдвигать учителей для участия в конкурсах « Учитель года» и « Классный учитель».



Предварительный просмотр:

Примерный алгоритм написания самоанализа

Самоанализ

профессиональной деятельности учителя (учебная дисциплина)

наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом)

1. Информация о себе – должность, с какого год в данном ОУ работает, – преподаваемые дисциплины; – информация о предыдущей квалификационной категории; изменения, произошедшие за межаттестационный период.

2. Цель педагогической деятельности;

3. Задачи, которые решаются Вами для достижения цели;

4. Условия деятельности (условия обеспечения качества образования

  •  материально-техническое обеспечение учебного процесса (кабинет, оборудование, ТСО, компьютеры и т.д.; информационное обеспечение (учебники, учебные пособия, электронные учебники, и т.д.));
  •  УМК, созданные вами (перечислить);
  •  повышение квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов)

5. Управление процессом обучения –

  •  формулировка ведущей идеи;
  •  психолого-педагогическое обоснование деятельности с указанием авторов современной дидактической концепции;
  •  отбор предметного содержания;
  •  использование технологий или элементы технологий (опора на авторов);
  •  методы и соответствующие им приемы обучения (какие и почему);
  •  формы организации деятельности в соответствии с выбранными методами и приемами обучения (какие и почему);
  •  инновационные преобразования в сфере организации УВП (какие и почему?);
  •  контроль (виды, формы контроля – почему?)

6. Организация самостоятельной работы учащихся (виды, эффективность и т.д.)

7. Организация внеаудиторной воспитательной работы (предметные кружки и их эффективность).

8. Достижения учащихся (в соответствии с заявленной целью педагогической деятельности)

  •  позитивная динамика учебных достижений учащихся (подтверждается материалами приложений);
  •  позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся по учебным предметам за последние три года (подтверждается материалами приложений);
  •  позитивные результаты деятельности преподавателя по выполнению функций классного руководителя (подтверждается материалами приложений)

9. Достижения аттестуемого

  •  уровень мотивации и интереса студентов к обучению;
  •  обобщение и распространение опыта;
  •  участие в профессиональных конкурсах и т.п.;
  •  активное самообразование и темп повышения квалификации

10. Примерные перспективы педагогической деятельности

  •  изучение и освоение новых педагогических технологий;
  •  внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационных технологий;
  •  использование или создание цифровых образовательных ресурсов;
  •  повышение своего профессионального уровня путем …;
  •  изучение передового педагогического опыта ……;
  •  изучать и перенимать педагогический опыт коллег при посещении уроков …
  •  и т. д.



Предварительный просмотр:

Рейтинговая карта педагога (ФИО)

_________/________учебного года

I. Творческая активность учащихся

1. Итоги предметных олимпиад

уровень олимпиады (школьный, районный, областной, всероссийский), дата

предмет

количество учащихся

призёры(место, Ф.И., класс,)

2. Итоги конкурсов

уровень конкурса (школьный, районный, областной, всероссийский), дата

конкурс

количество учащихся

призёры(место, Ф.И., класс,)

3. Участие в научно-практических конференциях

уровень участия (школьный, районный, областной, всероссийский), дата

тема

класс

призёры(место, Ф.И.)

4. Победители и призёры интеллектуальных игр-конкурсов («Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧиП» и т.д.)

Название игр-конкурсов, дата

Статус (район, область, Россия )

Кол-во участников

Классы

Ф.И. призеров

5. Дополнительное образование

Название кружка

класс

Кол-во учащихся

6. Результаты экзаменов

Предмет, класс

Кол-во учеников

итоги

II. Творческая активность педагогов

Тема самообразования:_________

1.Участие в конкурсах и проектах

дата

Название конкурса

Уровень конкурса (школьный, районный, областной, всероссийский)

результат

  1. Публикации, отражающие опыт работы

дата

Название статьи, брошюры

издательство

  1. Участие в тематических мероприятиях в текущем учебном году (семинары, педсоветы, конференции, заседания МО, предметные недели)

дата

Название мероприятия

Тема выступления

1.

2.

  1. Результаты обученности ваших учеников (за год)

класс

Средний  % абсолютной успеваемости

Средний % качества знаний

  1. Лучшие ученики по вашему предмету:_____
  2. Прохождение аттестации

Дата последней аттестации (год, месяц)

Очередная аттестация (год, месяц)

Присвоена квалификационная категория

  1. Прохождение курсовой подготовки

Дата прохождения курсов

Название курсов

Кол-во часов

Причина прохождения

  1. Награждение грамотами и званиями в текущем учебном году

Награждающая организация

Награждается за…



Предварительный просмотр:

Рекомендации молодому учителю

Заповеди молодому учителю.

  1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
  2. Будь приветливым – и будешь смелым.
  3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
  4. Умей требовать и прощать.
  5. Верь в уникальные способности каждого ученика.
  6. Будь компетентен и будь уверенным.
  7. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
  8. Претворяй процесс обучения в радость.
  9. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему учителю.

  1. Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
  2. Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
  3. Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
  4. Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
  5.  Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
  6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
  7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
  8. Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
  9. В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
  10.  В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.

Советы опытных коллег молодому учителю.

  1. Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
  2. Рационально используйте каждую минуту урока.
  3. Объясните ученикам цель, задачи, урока.
  4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
  5. Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
  6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
  7. На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
  8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
  9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
  10. Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
  11. Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
  12. Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
  13. Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.



Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица

 

Форма оценивания ученика

Достоинства

Недостатки

Безотметочная система оценивания

-самая щадящая система , не вызывает у учащихся паники. -полезны элементы такой  системы для подготовки учащихся к ситуации в вузе.

-отменяя систему формальной отметки, мы тем самым порождаем вал неформального оценивания (учителя в начальных классах все равно рисуют в тетрадке у ученика звездочки, кружочки и.т.д.)

Тестирование

-занимает минимум времени на уроке -позволяет быстро проверить конкретные знания всего класса 

-тесты легче всего писать «троечникам», а тяжелее «отличникам», которые привыкли долго думать, сомневаться и перепроверять себя -учащиеся чаще всего интересуются итоговым балом, не обращая внимание на отдельные ошибки -сложно проверить практические навыки учащихся

Рейтинговое оценивание

-оцениваются не только формальные отметки, но и успехи на олимпиадах, социальная активность ученика в школе -соревновательный аспект

-соревновательный аспект может породить не здоровые моральные явления в коллективе при его неумелом  использовании.

 Проектная деятельность

-носит интеграционный характер, с точки зрения учебных предметов и знаний и навыков ученика -повышение познавательной активности учащихся, стремление выйти за рамки теории в практическую деятельность

-не полная самостоятельность учащегося 

Портфолио учащегося

-смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он может и умеет -интеграция количественной и качественной оценки -перенос акцента с учительской оценки на самооценку

  -неопределенность формы портфолио   

Тьюторство – это особая организация учебного процесса, при которой учитель готовит лишь некоторых (сильных) учащихся. А они занимаются с остальными.

-оценивают сами тьютеры -соревновательный аспект

-не грамотное построение этой системы ведет к конфликту в коллективе.

Открытый классный журнал (с помощью сети Internet, отметки выставляются на сайте школы)

-постоянная и устойчивая связь по электронной почте с учениками и родителями

-материальная и культурная неподготовленность современного российского общества.



Предварительный просмотр:

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ

При традиционной классно-урочной организации учебного занятия происходит взаимодействие учителя и ученика для достижения заданных в программе целей и задач обучения в определенных локально-временных рамках и с использованием учебников и учебных пособий как содержательной базы обучения.

Урок – это такая форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные и локальные рамки, постоянный состав учащихся и которой присуща определенная дидактическая организация.

Урок является содержательной и организационной единицей учебно-воспитательного процесса, а значит, нельзя забывать, что в нем, как в “клеточке”, есть все основные черты целого: принципы и стратегия воспитания, обучения и развития.

Урок всегда имеет определенный набор целей и задач, структуру и предметное содержание.

На уровне педагогики рассматриваются общие требования к построению уроков, к его целевой направленности и структурной организации.

На уровне методики преподавания конкретных школьных предметов уточняются вопросы целеполагания и структурирования урока, а также детально анализируется предметно-содержательное наполнение урока. Дидактическая и методическая динамика урока, а также его содержательная логика зависят от общегосударственных программных документов, авторских научных концепций и программ.

Наиболее распространенным был и продолжает оставаться классический урок.

Классический урок может быть различных типов и видов. Предлагаемая нами типология уроков строится на выделении:

1) метатипов уроков по доминирующей цели в рамках определенного педагогического подхода;

2) типов уроков по количеству, ранжированию целей, порядку (поэтапности) их достижения и структуре уроков;

3) видов уроков по их организации.

Ниже дана более подробная характеристика типов и видов урока.


Таблица 2

Типы и виды учебных занятий и их основные характеристики

Типы
учебных занятий

Виды учебных занятий

Включение на-
званных форм
в более крупные последовательности

По временным регистрам (продолжительность)

По локальным регистрам (место проведения)

По особенностям объединения учащихся в группы

По особенностям педагогического управления и ученического самоуправления

1

2

3

3

4

5

Классический урок с различными воспитательными, развивающими и учебными целями и взаимосменяющими видами деятельности

35–40 мин
(сокращенный),

45 мин (полный),

60–80 мин
(спаренный)

В школьных классах, кабинетах;

вне класса или вне школы: в парке, музее, библиотеке и т. п.

Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации

Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора.

При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта

Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”.

При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления

Комплексы, цепочки, циклы, блоки уроков

Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учитель.

Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися: см. подробнее таблицу 3

При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя


Продолжение табл.

1

2

3

3

4

5

Лекционно-семинарские занятия как форма подготовки к вузу в целях развития умения воспринимать информацию в больших объемах на слух и записывать со слуха. Концентрированная пролонгированная работа в рамках одного вида деятельности

60–80 мин
(спаренные)

В лекционных залах, классах, кабинетах, на территории школы или других образовательных и культурных учреждений

Старший школьный возраст с учетом профильной дифференциации

В лекционной части учитель полностью управляет деятельностью учеников на содержательном и частично на организационном уровне.

На практических или семинарских занятиях и при подготовке к ним учитель управляет деятельностью учеников на содержательном и частично организационном уровне с помощью алгоритмов и рекомендаций, заданий и регламента

Частичное самоуправление учащихся касается организационного уровня; что и как записать, в какой последовательности готовиться к семинару или выполнять практическую работу. Самостоятельное реферирование – это управляемая самими учащимися форма

Сочетание лекционных и семинарских или практических занятий - это единство. Формы группировки. Эта форма может сочетаться с комплексами или цепочками классических уроков

Интегрированный урок (в том числе бинарный) с целью воспитания культуры ценностной ориентации и развития интеллектуальных способностей, синтеза и обобщения, установления межпредметных и универсальных связей

45 мин

(полный)

60-80 мин
(спаренный)

35-40 мин
(сокращенный)

В предметных кабинетах или актовом зале, возможно, вне
школы

Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации

Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора.

При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта.

Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учи-

Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”.

При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления.

При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя

Включается в циклы или блоки классических уроков

Продолжение табл.

1

2

3

3

4

5

тель.

Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися (см. подробнее таблицу 3).

Урок может проводиться одним, двумя, тремя учителями по разным предметам

Проектные занятия с целью воспитания культуры сотрудничества и культуры труда (умственного, предметно-преобразовательного и др.), развития умений управлять своей деятельностью

В рамках урочного времени или отдельного этапа урока, или проектного дня, проектной недели, месяца и т. д.

В рамках больших проектных занятий место их проведения может меняться. Это не только помещения образовательных учреждений, но и улица, музей, библиотека и т. д.

Гомогенные и негомогенные группы различной наполняемости, объединенные по интересам и склонностям

Учитель учит школьников управлять их деятельностью, постепенно снижая жесткость своего управления, вплоть до минимума

Учащиеся получают постепенно все больше свободы и возможности управлять своей деятельностью

Циклы и блоки собственно проектных занятий или включенные в циклы и блоки традиционных уроков

Творческая мастерская с целью творческой самореализации как отдельных учащихся (личностей), так и творческих групп

В течение длительного времени, необходимого для достижения поставленной цели. Время может дробиться в зависимости от условий (во внеурочное или урочное
время)

В школьных или вузовских кабинетах, в лаборатории, в библиотеке и т. п.

Учащиеся из разных классов одной параллели или из разных параллелей, проявляющие интерес к творческому решению одной общей проблемы

Учитель постепенно передает часть управления учащимся, пока они не становятся партнерами

Учащиеся постепенно принимают на себя самоуправление в той мере, чтобы стать с учителем и друг с другом полноправными партнерами

Сама "творческая мастерская"– это форма группировки учебных занятий, включающая различные частные формы творческой работы и отчеты о ее результатах

Окончание табл.

1

2

3

3

4

5

Свободная работа с целью воспитания культуры, самореализации и самоуправления как отдельных учеников, так и групп учащихся

В рамках урочного и неурочного времени, время может регламентироваться самими учащимся

в специально подготовленном помещении с необходимым оборудованием и материалами на выбор

группа продленного дня или класс,

микрогруппы и макрогруппы формируются по желанию учащихся

Учитель только в роли консультанта

Ученическое самоуправление

Межцикловые занятия

Автономное учение с целью развития самостоятельности учащихся
(с учетом их индивидуальных темпов продвижения)

В рамках урочного и внеурочного времени по расписанию или графику взаимодействия с учителем. Время на самостоятельную подготовку учащимися распределяется и планируется самостоятельно

В школьных классах и кабинетах

Место для самостоятельной подготовки не регламентируется

Чаще как индивидуальная форма работы (работы в одиночку). По желанию учащиеся могут объединяться в группы. При итоговом контроле, работа в режимах учитель – ученик или ученик – компьютерная тестирующая программа – учитель

Учитель помогает составить индивидуальную программу работы, дает набор заданий на выбор, рекомендует учебники и учебные пособия, проводит итоговый контроль

Каждый учащийся в промежутке между контрольными мероприятиями управляет своей деятельностью самостоятельно
с использованием информационных носителей

Может сочетаться с любыми другими формами учебных занятий, включаться в их любые по-
следовательно-
сти. Чаще сочетается с лекционно-семинарской и проектной формами