Дополнительное образование
На этой странице будет печататься материал по дополнительному образованию для обучающихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramotnost.123_gruppy._doc.rar | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление общего образования администрации Ртищевского
муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МОУ "СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области")
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения от «___» _____________20____г. протокол №___ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по ВР ___________Шахвердова С.Ю. «___» ____________20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области» от «___» ____________20____г. №____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Финансовая грамотность. История денег»
Возраст обучающихся 9–10 лет, 1, 2, 3 группы
Срок реализации: 8 часов
Автор-составитель: Дьякова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования |
Принята на заседании педагогического совета от «___» ____________20____г. протокол №___ |
г. Ртищево, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность. История денег» имеет социально-педагогическую направленность, является модифицированной разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242. При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Финансовая грамотность. История денег» соблюдены требования СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 9 – 10 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Актуальность программы
Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность. История денег» поможет избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
Педагогическая целесообразность программы
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Цели программы:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие:
- содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;
- научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Развивающие:
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
- развивать культуру экономического мышления.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества.
Отличительные особенности программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы без предъявления требований к уровню подготовки. В программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Для успешной реализации программы используются различные методические разработки и наглядные пособия.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность. История денег» - 9 - 10 лет.
Комплектование групп осуществляется без конкурсных процедур только на основании личной заинтересованности обучающегося. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранной программе.
Наполняемость групп 12 – 15 человек. В группы зачисляются дети приблизительно одного возраста.
Форма и режим занятий
Форма обучения – очная, форма проведения занятий – беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организация занятий – индивидуально-групповая.
Занятия проводятся в учебное и каникулярное время 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 45 минут . Срок освоения программы – 8 занятий. Количество часов – 8. Вид программы – краткосрочная.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Финансовая грамотность. История денег» достигнут следующих результатов:
Личностные результаты:
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью педагога;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Способы определения результативности
Предполагается использование следующих методов отслеживания (диагностики) результативности овладения обучающимися содержанием программы:
- Педагогическое наблюдение;
- Педагогически анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
- Мониторинг: устный опрос, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, мини-исследования, графическая работа: построение схем и диаграмм связей.
Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность. История денег» отслеживается в соответствии с Положением о диагностике результативности освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись? | 2 | 1 | 1 | тест, практические задачи, кроссворд |
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок | 2 | 1 | 1 | мини-исследование, практические задачи |
3 | Какие деньги были раньше в России | 2 | 1 | 1 | творческое задание |
4 | Современные деньги в России и других стран | 2 | 1 | 1 | исследование, практические задачи |
Всего часов: | 8 | 4 | 4 |
Форма подведения итогов: викторина
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Теория: Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Практика: объяснение причины и иллюстрировать примеры обмена. объяснение проблем, возникающие при обмене, описание свойства товарных денег, приведение примеров товарных денег, моделирование ситуации обмена.
Тест, практические задачи, кроссворд
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Теория: Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Практика: объяснение, почему появились монеты, описание купюр и монет, сравнение металлические и бумажные деньг, обоснование, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Мини-исследование, практические задачи.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги.
Теория: Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Практика: описание старинных российских деньг, объяснение происхождения названий денег.
Творческое задание «Проект купюры»
Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира.
Теория: Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Практика: описание современных российских деньг, решение задач с элементарными денежными расчётами, объяснение, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта, приведение примеров иностранных валют.
Исследование, решение практических задач.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | № группы | Дата | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
план | факт | |||||||
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. | ||||||||
1 | 1 | 08.10.18г | интерактивная беседа | 1 | Что такое деньги? | кабинет № 129 | кроссворд | |
2 | 09.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 11.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
2 | 1 | 15.10.18г | исследовательский мини-проект | 1 | Откуда взялись деньги? | кабинет № 129 | решение практических задач | |
2 | 16.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 18.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | ||||||||
3 | 1 | 22.10.18г | интерактивная беседа | 1 | Устройство монеты | кабинет № 129 | решение практических задач | |
2 | 23.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 25.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
4 | 1 | 29.10.18г | мини-исследование | 1 | Бумажные деньги. Защита денег от подделок | кабинет № 129 | анализ результатов работы | |
2 | 30.10.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 01.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. | ||||||||
5 | 1 | 12.11.18г | практикум | 1 | Древнерусские товарные деньги | кабинет № 129 | решение практических задач | |
2 | 06.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 08.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
6 | 1 | 19.11.18г | занятие-путешествие | 1 | Первые русские монеты | кабинет № 129 | анализ результатов работы | |
2 | 13.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 15.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. | ||||||||
7 | 1 | 26.11.18г | исследование | 1 | Современные деньги России и других стран мира | кабинет № 129 | анализ результатов работы | |
2 | 20.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 22.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
8 | 1 | 03.12.18г | занятие-викторина | 1 | Современные наличные и безналичные деньги | кабинет № 129 | викторина | |
2 | 27.11.18г | кабинет № 212 | ||||||
3 | 29.11.18г | кабинет № 212 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Во время реализации программы дополнительного образования детей «Финансовая грамотность. История денег» преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач. Обучающиеся делятся на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач. • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи. Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам. Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды. Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например, товаров и услуг, или принятию решений, например, выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например, организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
5. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
6. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010. Электронная версия доступна по адресу: http://www.rifams. ru/biblioteka/%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC%20%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B 8%D0%B5.pdf
7. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
8. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/ magazine/article/204/
9. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
10. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе — http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
11. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
12. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
13. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники:
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html
6. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
7. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
8. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —http://festival.1september.ru/
9. Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» —http://www.mind-map.ru
10. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/lib/mindmap/economic/
11. Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
12. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster.ru/q/23959
13. Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама». Тренинг мозгового штурма— http://www.nnmama.ru/content/evolution/Methods/tamberg4
Для обучающихся:
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Интернет-источники:
- Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» —http://www.mind-map.ru
- Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
- 12. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster.ru/q/23959