Портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Участие в конференции | 2.02 МБ |
Участие в вебинаре | 1.71 МБ |
Благодарность | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формирование устойчивого познавательного интереса учащихся
на уроках истории и обществознания учителя истории и обществознания
МОУ – Андреевской СОШ Валерия Эриховича Кирхмеера.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ моей педагогической деятельности: развитие личности каждого ученика, формирование способности к самообучению, обучение учащихся достижению путей личностной ориентации и успешной социализации в обществе в дальнейшей жизни.
Считаю эту цель в современных условиях первостепенной, так как сегодня необходимо воспитывать именно личность в каждом учащемся, формировать прочную гражданскую позицию у школьников и формировать устойчивое нравственное поведение в системе личностно –ориентированного обучения. Поэтому, ориентируясь на личностные качества, необходимо давать учащимся тот уровень знаний и умений, который им нужен в дальнейшей жизни и развивать эти качества и заложенные природой в человеке задатки и воспитывать именно – личность. Делать это необходимо, изучая национальные традиции, историю и культуру родного края, развивая учащихся через уроки, кружки, объединения и другие формы учебной и внеурочной деятельности школьников.
Реализация данной цели осуществляется на основе развития интереса учащихся к обучению и через воспитание познавательных способностей и самостоятельности, в том числе и самоорганизации на уроках истории.
Основные задачи, которые я ставлю в своей работе:
1) Научить учащихся использовать ЗУН, полученные в ходе изучения истории, при анализе и оценки событий прошлого и современного состояния общества;
2) Обучение учащихся с учетом их возможностей, способностей и возрастных особенностей;
3) Формирование у учащихся систематизированных знаний, умений и работать с различными видами исторического материала, в том числе и самостоятельно;
4) Развитие в сознании учащихся патриотических ценностей и устойчивой гражданской позиции.
«Личность формируется только в процессе деятельности» (А.Н. Леонтьев). Под этим я понимаю такое планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней познавательной деятельности учащихся. Свою деятельность ориентирую на формирование ЗУН, которые будут востребованы на едином государственном экзамене и в жизни. А результатом учебно-воспитательного процесса должно стать формирование способности к самообучению, достижению личностной ориентации, успешной социализации в обществе.
В своей практической деятельности стараюсь использовать наработки по теме самообразования «Применение на практике различных форм и методов работы при проведении уроков истории для формирования познавательного интереса и положительной мотивации к учению у школьников», над которой я работаю последние три года.
В своей работе использую технологии личностно-ориентированного обучения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; ИКТ –технологии; использую элементы технологии учителей – новаторов: В.И. Маху (проблемное обучение) и В.И. Калмыкова (принципом развивающего обучения является проблемность) и др. Например, в старших классах учащиеся самостоятельно готовят политминутки, используя СМИ. Стараюсь, чтобы каждый урок не был оторван от жизни. Учащиеся должны знать, зачем они изучают историю, где и когда ЗУН, полученные на уроках. Пригодятся им в жизни и как ими пользоваться.
Главным в моей работе является опора на изучение личности каждого ученика, его индивидуальных особенностей, используя при этом методы наблюдения, беседы, тестирования и другие. Эффективность процесса обучения складывается из следующих составляющих: развитие памяти, развитие мышления, развитие самостоятельности, развитие речи учащихся, обучение нормам правильного рассказа, развитие внимания.
Для меня одной из главных задач в историческом образовании является задача научить ребенка мыслить. Знания можно забыть, а умение мыслить (анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы) навсегда останется в памяти.
В своей работе я использую сочетание методов: методы осуществления чувственного восприятия устной информации: рассказ, лекция, беседа. Данные методы сочетаются с наглядностью для лучшего восприятия учебного материала. А также применяю репродуктивные и проблемно-поисковые методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Используя проблемно-поисковый метод, применяю его приемы: прием создания проблемной ситуации. Прием логического рассуждения, прием формулирования выводов и обобщений. Эти методы и приемы позволяют задействовать всех учащихся с учетом их возрастных и психо-физических особенностей. При обучении в средних и старших классах применяю частично-поисковый метода, когда взаимосвязь вопросов приводит учащихся к определенному выводу. В своей работе использую метод исследования (совместный поиск учителя и ученика; ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место на уроках и при подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ в 11 классе.
Также использую коллективную форму работы – в группах, классом, в парах; индивидуальную форму работы – задания на карточках, индивидуальные задания, проблемные ситуации и др.
С помощью приемов сравнительного анализа я осуществляю деятельностный подход в обучении: учу самостоятельно думать и действовать: за каждым видом мыслительной деятельности (анализом, обобщением, абстрагированием и т.д.) состоят соответствующие учебные приемы (составление плана, сравнительных таблиц и т.д.). Обучение детей приемам жизни: например, осуществляя свои политические права – принимая участие в выборах: сравнивая программы кандидатов и т.п. Это умение поможет им в жизни не раз сделать правильный выбор.
Моя задача – научить школьников этапам работы, из которых складывается умственная деятельность, соблюдая соответствие и последовательность всех проводимых операций.
Конструируя УВП, я осуществляю следующие действия:
• анализирую содержание учебного материала и провожу его отбор к уроку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• формирую цели и задачи урока;
• определяю соответствующий цели результат учебного процесса;
• намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приемов обучения и стимулирования деятельности учащихся;
• отбираю дидактические средства обучения;
• выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;
• рассматриваю возможность разноуровневого формирования ЗУН учащихся;
• планирую собственную деятельность по организации и управлению УВП.
Поставленные цели и задачи реализую за счет:
• повышения эффективности урока;
• формирование и развитие мотивов учения;
• внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.
Из средств обучения использую наглядные пособия: карты, картины, атласы, таблицы, диаграммы; ТСО: компьютер, DVD; дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал, печатный; учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии, словари, дополнительную литературу. Провожу уроки в форме школьной лекции, семинара, использую такие формы проведения уроков: игровые технологии, учебные дискуссии, соревнования, круглые столы и др.
Я применяю следующие способы мотивации: убеждение, познавательные игры, создание ситуаций занимательности, нравственных переживаний, актуальности. Формирую познавательные мотивы. «Получили задание, определите, какая перед вами стоит задача, выберите способ действия, составьте план. Определи этапы своей работы: выбери способы действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни последовательно этапы работы, запиши в виде схемы, таблицы». Учащихся на запланированном уровне усвоения организую следующими способами: объяснительно-иллюстративный метод, проблемное обучение, самостоятельная игра, игра, исследовательские методы. Учу детей составлять кроссворды, головоломки; связывать полученные на уроках ЗУН с современной жизнью и применять их при анализе и оценке современного состояния общества; высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение, аргументировано доказывать. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности.
Большое значение придаю закреплению учебного материала, как письменное, так и в виде таблиц, схем, планов. Это позволяет выяснить, достигли ли мы цели урока, а также диагностировать, предупреждать. Корректировать возможные «пробелы», неточности и облегчает домашнее задание, стимулирует познавательную деятельность.
Проверка результатов обучения, воспитания и развития учащихся дает важные критерии для оценки и совершенствования своей деятельности – учителя, а также указывать на допущенные ошибки.
Проверяю и корректирую результаты учебы методом устного контроля, путем индивидуального, фронтального опроса.
Осуществляю текущий, тематический и итоговый контроль: работа с разноуровневым раздаточным материалом, компьютерный урок, работа с документами, картой.
Провожу и письменный контроль: самостоятельные работы, исторические диктанты, срезы. Работа с карточками, написание творческих сочинений, составление планов, таблиц-схем, разработка и защита докладов, рефератов.
В нашей школе классе не одинаковые по уровням обученности и обучаемости – поэтому я использую дифференцированный подход. С одаренными детьми провожу соответствующую их уровню усвоения работу с учетом дальнейшего роста развития: методы интенсивного обучения, «мозговые штурмы», исследовательские проблемы методики, творческие работы.
Есть у нас и слабые дети, и такие, которые не сильно хотят учиться. К таким детям у меня специальный подход. На мой взгляд, главное – доброта, доброжелательность, сотрудничество. Постоянная мотивация, особенно поощрения, привитие интереса. Даю им задания, соответствующие их уровню усвоения, чтобы они могли с ним справиться, чтобы не пропал интерес. Если успешно справляются – задание усложняю.
Я занимался с учащимися исследовательской деятельностью с 2000 года, совместно с другими учителями, учащимися 11 класса был организован сбор экспонатов школьного краеведческого музея. Это вызвало большой интерес у учащихся. И сегодня экспонаты краеведческого музея используются при проведении уроков истории и истории Сибири – в качестве наглядного материала. И, как материал воспитательного характера по истории Великой Отечественной войны и истории родного края. Считаю, именно на таких примерах и необходимо воспитывать у учащихся чувства гражданственности, патриотизма и правильную жизненную позицию. Учащиеся принимают активное участие в школьных, районных олимпиадах и международных интеллектуальных конкурсах («Золотое руно») по истории и обществознанию, показывают неплохие результаты. Ребята нашей школы традиционно участвуют в районных краеведческих чтениях. Как правило, школьники добиваются в этом стабильных результатов, получая грамоты за активное участие и, нередко, - дипломы за призовые места. Мои ученики постоянно принимают участие в интеллектуальных турнирах, которые организует районный дом детского творчества (см. Приложения к самоанализу).
Постоянно слежу за дальнейшей учебой, работой своих учеников, радуюсь вместе с ними их успехам и достижениям. Многие закончили ВУЗы или обучаются в них, где успешно изучают гуманитарные науки, в том числе историю и обществознание.
Информация с сайта