Работа в летнем пришкольном лагере

Хрулева Татьяна Юрьевна

В летнем пришкольном лагере работали 5 профильных программ. Одна из которых была программа "Секреты почвы", разработанная учителем-консультантом Хрулевой Т.Ю. для детей от 7 до 12 лет. На занятиях дети вели наблюдения за образованием почвенного слоя, проводили опыты и эксперименты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

Летний пришкольный оздоровительный лагерь

«Школа юного исследователя (экологический практикум)»

Профильная программа

 «Секреты почвы»

                                                                             

Программа эколого-биологической

                                                                             направленности,

                                                                             рассчитана на 10 занятий,  

                                                                             для детей 8-12 лет.

                                                                             Составитель программы:  

                                                                             Хрулева Татьяна Юрьевна

2017 г.

Пояснительная записка

Актуальность создания данной программы вызвана необходимостью экологического образования и воспитания подрастающего поколения, формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам.

Без почвы жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы почва вдруг исчезла, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что  почва может поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние этой важнейшей составляющей нашей природы.

 Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

 Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним.

 Нужно задуматься о том, как же сохранить нашу планету, на которой люди могли бы существовать, условия которой оставались бы пригодными для их жизни.

 Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе.

Все мы – дети "Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Программа «Секреты почвы» направлена на организацию деятельности детей по изучению почвы и участия в реальной природоохранной деятельности.                                                                                                                      

Целью программы “Секреты почвы” является организация деятельности детей по изучению свойств, состава и типов  почвы и участия в природоохранной деятельности.                                                                                                                      

Задачи:

  • развитие интересов учащихся в области природоведения;      
  •  дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями;
  •  расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения веществ;
  •  расширение научного мировоззрения учащихся и уточнение естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
  •  воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
  • развитие личности детей, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.  

Программа рассчитана на 10 занятий  для детей 8-12 лет. Направленность занятий познавательная и исследовательская.

Формы и методы

На первом занятии  школьники знакомятся с предметом и задачами программы. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности при работе с лабораторным материалом и при проведении опытов.

Ознакомление учащихся с теоретическим материалом разделов программы сопровождается выполнением практических работ по определению свойств и состава почвы, распознаванию основных составляющих элементов почвы, определению содержания тех или иных элементов в составе почвы.

При проведении занятий используется фронтальная, парная, групповая работа.

Для исследования дети получают  анализируемые образцы почвы.

Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного опыта должны быть его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь с практикой.

Итоги работы  можно  подводить в виде творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других отрядов. Обязательным условием является защита творческого  проекта каждым отрядом.

Методами работы на занятиях являются  наблюдения, беседы, рассказ, экскурсии, практические занятия,  медиазанятия, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Ожидаемые результаты

  1. Дети будут знать и выполнять правила техники безопасности при работе в лабораторных условиях с учетом специфики работы с почвами.
  2. Научатся работать с реактивами, обычной и специальной лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.
  3. Получат знания о почве, её образовании на планете Земля, составе. Познакомятся с  основными свойства почвы; видами почв.
  4. Научаться выпускать стенгазету на определенную тему и защищать её.
  5. Будут знать значимость почвенного слоя Земли, стремиться создавать условия для его охраны.

Тематическое планирование

занятий

по программе «Секреты почвы»

с описанием видов деятельности на занятиях

и творческих заданий отрядам.

№ занятия

Наименование изучаемой темы

Вид деятельности

Творческое задание

отрядам

1

Организационное занятие.

В чем секрет почвы? Сказка о рождении почвы. Техника безопасности при выполнении практических занятий.

Презентация «Основоположник почвоведения В.В.Докучаев»

Практическая работа: получение песка и глины из камней.

Беседа. Показ презентации.

Практические работы

Сказка

«Наша кормилица»

2

Почва. Плодородие почвы. Почвенный профиль.

Практическое занятие:

Отбор почвенных образцов.

Беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения, практические работы

Рисунок на тему

«Земля-кормилица»

3

Воздух в почве.

Опыт: Определение содержания воздуха в почве.

Беседа, опыт.

Пословицы и поговорки на тему «Земля-кормилица»

4

 Состав минеральной и органической частей почвы.

Практическое занятие: Определение механического состава почвы методом отстаивания.

Беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы

Стихи на тему

«Земля-кормилица»

5

Свойства почвы: плодородие, поглотительная способность, теплопроводимость.

Опыт: Определение  содержания перегноя в  почве.

Беседа с демонстрацией опытов.

Загадки на тему

«Земля-кормилица»

6

Кроссворды о почве.

Опыт:   Определение содержания минеральных солей в почве.

Разгадывание кроссвордов, демонстрация опытов.

Кроссворд на тему

 «Почва»

7

Вода в почве.

Практическое занятие:   Определение влажности почвы.

Опыт: Выпаривание воды из почвы

Беседа, практические работы, опыты

Синквейн на тему «Почва»

8

Викторина «Всё о почве»

Викторина

Рисунки на тему «Берегите почву!»

9

Виды почв. Самая плодородная почва.

Практические занятия:  получение чернозёма.

Беседа, практическая работа.

Творческое задание

«5 НЕ»

10

Презентация-представление отрядами стенных газет по теме «Секреты почвы»

 Творческие проекты в виде плакатов

Газета-плакат «В чем секрет почвы?»

 

Итого -10 занятий

 

Используемые ресурсы.

1. Биология. Энциклопедия. – М. Аванта, 2004.

2. Рыжова Н.А «Наш дом – природа» Журнал «Начальная школа» 1998г. №10

3. http://ktoikak.com/interesnyie-faktyi-o-pochve/

4. http://mse-online.ru Всё о почве.

5. Ананьева Е., Миронова С. Земля. Полная энциклопедия. –Эксмо, 2016.

6.Наталия Чуб. Азбука экологии.- ФАКТОР, 2016.

7. Ю.О.Димитриев. Полевые практики по почвоведению. Ульяновск, 2010

8. http://nsportal.ru 

9. https://infourok.ru/urok-opit.

10. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает.

11. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники.-Линка-Пресс, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчёт о работе профильной программы «Секреты почвы» в летнем пришкольном л агере «Школа юного эколога» Подготовила учитель-консультант, руководитель программы - Хрулева Т.Ю. 2017 год

Слайд 2

Угадайте, что э то? Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. Почва

Слайд 3

Целью программы “Секреты почвы” является организация деятельности детей по изучению свойств, состава и типов почвы и участия в природоохранной деятельности. Задачи: развитие интересов учащихся в области природоведения; дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями; расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения веществ; расширение научного мировоззрения учащихся и уточнение естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление безразличного отношения к современным экологическим проблемам; воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям; развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.

Слайд 4

Программа рассчитана на 10 занятий для детей от 8 до 12 лет. Направленность занятий учебно-познавательная и исследовательская. Тематическое планирование занятий по программе «Секреты почвы» № занятия Наименование изучаемой темы Вид деятельности Творческое задание отрядам 1 Организационное занятие. В чем секрет почвы? Сказка о рождении почвы. Техника безопасности при выполнении практических занятий. Презентация «Основоположник почвоведения В.В.Докучаев» Практическая работа : получение песка и глины из камней. Беседа . Показ презентации. Практические работы Сказка «Наша кормилица» 2 Почва. Плодородие почвы. Почвенный профиль. Практическое занятие: Отбор и изучение почвенных образцов. Беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения, практические работы Рисунок на тему «Земля-кормилица»

Слайд 5

3 Воздух в почве. Опыт: Определение содержания воздуха в почве. Беседа , опыт. Пословицы и поговорки на тему «Земля-кормилица» 4 Состав минеральной и органической частей почвы. Практическое занятие: Определение механического состава почвы методом отстаивания. Беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы Стихи на тему «Земля-кормилица» 5 Свойства почвы: плодородие, поглотительная способность, теплопроводимость . Опыт: Определение содержания перегноя в почве. Беседа с демонстрацией опытов. Загадки на тему «Земля-кормилица» 6 Кроссворды о почве. Опыт: Определение содержания минеральных солей в почве. Разгадывание кроссвордов, демонстрация опытов. Кроссворд на тему «Почва» 7 Вода в почве. Практическое занятие: Определение влажности почвы. Опыт: Выпаривание воды из почвы Беседа , практические работы, опыты Синквейн на тему «Почва»

Слайд 6

8 Викторина «Всё о почве» Викторина Рисунки на тему «Берегите почву!» 9 Виды почв. Самая плодородная почва. Практические занятия: получение чернозёма. Беседа , практическая работа. Творческое задание «5 НЕ» 10 Презентация-представление отрядами стенных газет по теме «Секреты почвы» Защита творческих проектов в виде плакатов Газета-плакат «В чем секрет почвы?» Итого -10 занятий

Слайд 7

Занятие 1. Мы секреты раскрываем, Песок и глину добываем. Практическая работа : получение песка и глины из камней, начало почвообразования. Подарок от Старичка-Лесовичка . Угадайте, что там? Игра « Да-нет » Игра-соревнование «Кто больше получит песка и глины из камней»

Слайд 8

Занятие 2 . Мы секреты раскрываем, Срезы почвы изучаем. Практическое занятие: отбор и изучение почвенных образцов

Слайд 9

Занятие 3 . Мы секреты раскрываем, Воздух в почве выделяем. Опыт: Определение содержания воздуха в почве. Пузырьки - ?????? Воздух

Слайд 10

Занятие 4 - 8 . Мы секреты раскрывали, Состав почвы изучали. Вода, соли, перегной - Вот состав её какой! Практическая работа и опыты: Определение механического состава почвы методом отстаивания, содержание перегноя, минеральных солей и воды.

Слайд 11

Занятие 9 . Мы секреты раскрывали, Чернозёмы получали, А состав его такой: Песок, глина, ПЕРЕГНОЙ ! Практические занятия: получение чернозёма .

Слайд 12

Занятие 10 . Все секреты мы раскрыли и газеты защитили. Защита творческих работ. Награждение.

Слайд 13

Мягкую глину из почвы возьмём Шлёпнем-пошлёпнем , чтоб стала послушной… Глина, конечно, из почвы взялась, Но обжигаясь в печи как посуда, Дождик забыла, слякоть и грязь И превратилась в фигурное чудо. Глина - это составляющая часть почвенного слоя. На занятиях мы лепили из глины поделки.

Слайд 17

Тут и слизни, червячки, Лук, морковка и жучки. Всё, что в почве обитает И на почве созревает. Ты - кормилица, душа. До чего ж ты хороша!

Слайд 18

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» Помните! Берегите почву!

Слайд 19

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

Летний лагерь с дневным пребыванием

«Школа юного исследователя»

Программа эколого - краеведческого направления  

«Познай свой край»

Руководитель программы: Хрулева Т.Ю.

Бутурлино-2018

Основные направления программы

1.Флора и фауна родного края.

2.Родники и реки родного края.

Пояснительная записка

Работа по данному направлению в лагере призвана ориентировать детей на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане.

Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района, оценить экологическое состояние природных объектов.

Актуальность

Актуальность программы «Познай свой край» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Целями данной программы являются:

• Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании,
общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения.

• Познание мира через ценности своей «малой родины».

Формы организации учебных занятий:

  • учебные занятия с исследовательской направленностью,
  • практические занятия,  
  • экскурсии в природу,
  • индивидуальная и групповая работа.

Срок  реализации программы -  10 занятий по 15-20 мин

Планируемые результаты освоения программы:

1.Предметные:

  • Формирование у детей  основ краеведческих знаний
  • Получат  возможность ближе познакомиться  с родным краем через практические занятия и экскурсии
  1. Метапредметные:
  • развитие творческих способностей детей в процессе изучения своего родного края.
  1. Личностные:
  • развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
  • дети смогут реализовать свой творческий потенциал, полученный на занятиях в лагере, в различных видах краеведческой деятельности в дальнейшей учебе .

Календарно-тематический план работы по программе

«Познай свой край»

(10 занятий)

№ заня-

тия

Содержание

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой, задачами и содержанием работы. Просмотр презентаций и видеороликов «Природа родного края».

04.06

2.

Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Викторина «Мой край».

05.06

3.

Практическое занятие.

06.06

4.

Практическое занятие.

07.06

5.

Флора  и фауна Бутурлинского района. Игра «Узнай меня»

08.06

6.

Сбор материалов для гербариев, фотографий представителей флоры и фауны.

11.06

7.

Познавательная игра «Кто заблудился? Что заблудилось?»

13.06

8.

«Путешествие капельки». Родники моего края. Создание модели родника.

14.06

9.

Откуда и куда? Заочное путешествие по реке Пьяне.

15.06

10.

Заключительное рефлексивное занятие «Я знаю. Я могу.»

18.06


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова Летний лагерь с дневным пребыванием «Школа юного исследователя» Отчёт по работе п рограммы эколого - краеведческого направления «Познай свой край» Подготовила руководитель программы: Хрулева Т.Ю. Бутурлино-2018

Слайд 2

Бутурлинский край

Слайд 3

Основные направления программы Флора и фауна родного края Родники и реки родного края

Слайд 4

Целями данной программы являются: • Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе • Познание мира через ценности своей «малой родины»

Слайд 5

№ заня - тия Содержание Дата 1. Вводное занятие. Знакомство с программой , задачами и содержанием работы. Просмотр презентаций и видеороликов «Природа родного края». 04.06 2. Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Викторина «Мой край». 05.06 3. Практическое занятие. 06.06 4. Практическое занятие. 07.06 5. Флора и фауна Бутурлинского района. Игра «Узнай меня» 08.06 6. Сбор материалов для гербариев, фотографий представителей флоры и фауны. 11.06 7. Познавательная игра «Кто заблудился? Что заблудилось?» 13.06 8. «Путешествие капельки». Родники моего края. Создание модели родника. 14.06 9. Откуда и куда? Заочное путешествие по реке Пьяне . 15.06 10. Заключительное рефлексивное занятие «Я знаю. Я могу.» 18.06 Календарно-тематический план работы по программе « Познай свой край » (10 занятий)

Слайд 6

Практические занятия в лаборатории «Работа с микроскопом» Цель: наблюдение за мельчайшими обитателями наших водоемов (водным растением ряской и жуком-водомеркой)

Слайд 7

Викторина «Мой край»

Слайд 8

Познавательная игра «Кто заблудился? Что заблудилось?»

Слайд 9

Игра «Узнай меня»

Слайд 10

Родники моего края. Создание модели родника и реки.

Слайд 11

Узнаём о растениях нашего края

Слайд 12

Получаем грамоты 5 и 2 отряды – 1 место 1 и 6 отряд ы – 2 место 3 и 4 отряды – 3 место

Слайд 13

Для проведения занятий были созданы презентации: «Мой край Бутурлинский » «Что такое краеведение?» «Узнай растения луга» «Леса Бутурлинского края» «Животный мир Бутурлинского района» «Река Пьяна» «Викторина «7 вопросов о реке Пьяне »» «Грибы в наших лесах»

Слайд 14

Задача каждого человека — познавать свой родной край, свою родную природу. Она живая, наша родная земля, наши родные деревья, цветы и травы, их нужно беречь. Любовь к родной стране начинается с любви к природе своего родного края . Люби и познавай свой край.

Слайд 15

Спасибо за внимание!