Методические рекомендации "Управление функционированием школьного музея"
При грамотном управлении школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воздействия на умы и души детей. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с народными традициями помогает учащимся школы узнать историю родного края изнутри, понять как много сил и души вложили их предки в культуру нашего края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений наших земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации "Управление функционированием школьного музея" | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дом творчества «Вектор»
УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработала: заведующий отделом,
Педагог дополнительного образования
Нестерова Дарья Николаевна
Новокузнецк
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты управления функционированием школьного музея.
- Понятие управленческой деятельности и практический опыт ее реализации на примере управления функционированием школьного музея………………………………5
- Роль руководителя музея в управлении функционированием школьного музея………………………………….16
Выводы по 1 главе…………………………………………… .. 25
Глава 2. Педагогические условия эффективности управления функционированием школьного музея.
2.1 Модель управления функционированием школьного музея………………………………………………………….. 27
2.2Критериальный аппарат оценки эффективности модели управления функционированием школьного музея………..46
2.3Ресурсная поддержка процессов управления функционированием школьного музея………………… ……………64
Выводы по 2 главе…………………………………………… ….74
Заключение…………………………………………………………76
Список использованной литературы …………………………..80
Приложения……………………………………………………… ..85
[a][b]
Введение
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.
Отказ от технократического начала, стремление к гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации образования, к раскрытию целостной картины мира заставляют делать вывод в пользу принципиально новых, интегративных курсов, вариативных программ и учебников, разнообразных факультативов и предметов по выбору.
Современный этап развития образования характеризуется большими инновационными изменениями. Однако анализ работы инновационных образовательных учреждений показывает, что они в своем большинстве в организации воспитательно-образовательного процесса, в педагогической и методической деятельности стоят на позициях традиционной школы: обучение - отдельно, а воспитательные мероприятия - отдельно. Процесс развития ученика в школе происходит стихийно, неуправляемо. Школа лишь декларирует, что занимается образовательным процессом. Внутреннее духовное развитие ученика происходит вне подлинного влияния школы.
Прежняя идеология, определяющая цели, задачи, методы работы с подрастающим поколением, удалена из школьной жизни решительно и практически без остатка.
Общая ситуация в России, сложившаяся на данный момент, отсутствие какой-либо четкой идеологии ее развития содействует все большему распространению среди молодежи западноевропейского и американского образа жизни, что ведет к угрозе потери многих национальных ценностей и традиций, к неминуемым трудностям в области воспитания, в нравственном, патриотическом и гражданском самосознании подрастающего поколения.
Очень важным в данной ситуации является продолжение (а во многих учебных заведениях и возрождение) работы школьных музеев.
Однако роль школьного музея оказалась незначительной в решении воспитательных и образовательных задач образовательного учреждения.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о существенных недоработках в решении проблемы управления функционированием школьного музея, которые объясняются наличием ряда противоречий:
- между потребностями меняющегося воспитательно-образовательного процесса ОУ и сложившейся практикой функционирования школьного музея;
- между развернувшейся инициативой непосредственных участников деятельности музея и инертностью организации управления этой деятельностью;
- между потребностями управления функционированием школьного музея на практике и отсутствием научно- обоснованной модели управления;
- между управленческой деятельностью школьного музея и недостаточной разработкой критериев оценки этой деятельности.
Данная работа содержит комплекс предложений и указаний по применению наиболее эффективных форм и методов работы, направленных на улучшение управления функционированием школьных музеев.
Глава 1
Теоретические аспекты управления функционированием школьного музея.
1.1. Понятие управленческой деятельности и практический опыт ее реализации на примере функционированием школьного музея.
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристко-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристко- краеведческой направленности.
Участники движения «Отечество» - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы. Ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, па радио и телевидении.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В настоящее время в школах, в учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5 тысяч музеев, в том числе:
- исторических – 2060;
- военно-исторических – 1390;
- комплексных краеведческих – 1060.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил. Организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.
Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления – совет музея, совет содействия, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, пополняются новыми материалами, отражающие малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Крайне слабо освещен вопрос управления функционированием школьного музея.
Министерство России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образования всех уровней уделять внимания организации и функционированию музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое воздействие органами и учреждениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Но это возможно лишь при грамотном управлении функционированием школьного музея.
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их форм собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Образовании», а в частности учета и хранение фондов – Федерального закона о музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации. Как и школа (как отдельно взятое образовательное учреждение), являясь составной частью образовательной системы, в тоже время является и сложной целостной системой, активно взаимодействующая с внешней средой, так и школьный музей, являясь структурным подразделением школы, является сам по себе также открытой системой.
Обновление системы образования, осуществляемое в настоящее время в нашей стране, направленно на решение двух групп задач: политических, социально-экономических – привидение системы образования в соответствие с общей логикой общественных преобразований, с новыми тенденциями общественного развития – и собственно образовательных, воспитательных – привидение образовательной системы в соответствие с внутренней логикой и закономерностями ее собственного развития.
Большую роль в решении этих задач играют и школьные музеи.
Все это обуславливает выбор в качестве основного методологического принципа данного исследования системного подхода, который позволяет определить направление дальнейшего исследования, выбор объекта исследования, теоретических и экспериментальных средств для его изучения и моделирования.
Задача данного параграфа заключается в анализе с позиций системного подхода различных концепций управления социальными системами, в частности школьным музеем как системы, в выделении на данной основе принципов, методов управления социальными системами, которые могут рассматриваться в качестве теоретических основ исследования управления функционированием школьного музея.
Системный подход возник в начале 60-х годов, с одной стороны, под влиянием получившего в то время широкое распространение в науке системного движения, а с другой, стремлением соединить достоинства рационалистического и поведенческого подходов и преодолеть их ограниченность.
Хотя существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению, общим для них является стремление рассматривать организацию не как простую сумму отдельно взятых компонентов, а как систему. То есть совокупность так связных и взаимодействующих между собой частей, что при этом возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей [59, с.13-14].
Анализ многочисленных работ по теории системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Уозин, В.С. Лазарев и др.) [10; 20; 46 и др.] дает основание для выделения ряда значимых положений, характеризующих функционирование и развитие системы:
-системный подход требует рассмотрения явлений в их целостности и развитии (И.В.Блауберг);
-целью применения системного подхода является оптимизация системы, при этом оптимизация понимается как функция предельной полезности (А.Г. Афанасьев);
-системный подход ориентирует исследователя на первоочередное определение условий формирования системы и вычисление системообразующего фактора (Э.Г.Юдин);
-исследуемые проблемы изучаются с учетом взаимосвязи рассматриваемой системы с более крупными системами, с которыми первая связана общностью целей;
-цели системы определяются не в рамках определенных подсистем, а с точки зрения системы в целом (А. Г. Афанасьев).
Опираясь на эти положения, системный подход к исследованию проблем управления функционированием школьного музея позволяет рассматривать школьный музей как систему с двух позиций: внешней, как некоего целого, взаимодействующего со средой и внутренней.
Системный подход к изучению объективной действительности вносит принципиально новые черты в этот процесс. Он дает возможность не только получить знания о познаваемом объекте, о его индивидуальных свойствах и характеристиках, но и раскрыть его внутреннюю структуру, показать его место и роль в более объемной и широкой системе его связи с внешней средой.
Данная сущность принципа системности является отражением того факта, что в настоящий период, как в теории, так и в практике управления особое место занимает такой подход, при котором главное внимание уделяется цели [8,с. 76].Такой подход получил название программно - целевого. Для его реализации необходимо выполнять следующие операции:
-определить конкретную управленческую цель, то есть
смоделировать итоговый результат,
-смоделировать соответствующую основной цели
деятельность педагогов и учащихся, входящих в актив
школьного музея,
-на основе анализа полученной идеальной модели
деятельности членов актива школьного музея
сформулировать требования к их знаниям, умениям,
направлениям деятельности.
Каждый последующий пункт рассматривается как условие реализации предыдущего.
Необходимо отметить еще один подход к понятию «управление» - информационный. Его можно представить как взаимодействие следующих последовательных действий: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения. Управление имеет цикличный характер, и каждый цикл содержит следующие виды деятельности:
-целеполагание,
-планирование,
-организация,
-регулирование,
-коррегирование,
-контроль,
-анализ.
Как видно, названные подходы комплексно охватывают процесс управления.
Каждая система, создаваемая людьми, нужна для чего-то, она что-то должна делать, чтобы обеспечить организованность работы коллектива.
Выполнение этих действий является функцией управления. Следует заметить, что единого определения понятия « функция » в научной литературе нет. Термин « функция », означающий (в переводе с латинского языка) исполнение, осуществление, при современном употреблении трактуется как деятельность, обязанность, работа. Функции осуществляются всяким субъектом управления на любом этапе управленческого процесса. В.Г.Афанасьев, рассматривая понятие управленческой функции применительно к субъекту управления и его конкретным действиям, определяет функцию как «всякую деятельность (труд) человека » [13.,с.78.]. По мнению П.И. Третьякова функцией управления является «вид деятельности, направленный на обоснование определенной совокупности характеристик цели, способов, средств, воздействий и обеспечение их реализации через план развития субъекта управления [57.,37.].
Функции управления неразрывно связаны с этапами процесса управления, которые носят цикличный характер.
Анализ научной литературы показывает, что подходы к выделению функций и их классификации могут быть различными.
Еще в начале ХХ века французский ученый А.Файоль выделил в управлении пять функций: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль [60.,с.92.]. Г. Кунц и С.О,Доннель наряду с планированием, организацией, руководством и контролем выделяют также работу с кадрами.
Выделяя четыре основных вида управленческих действий – планирование, организацию, руководство и контроль, группа ученых под руководством М.М.Поташника исходит из того, что в совокупности они образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения [52.,с.169-171.]. Поэтому считают авторы, они являются необходимыми и достаточными. Причем эти виды управленческих действий рассматривают как сложные, имеющие свою структуру и включающие другие действия как компоненты.
Рассмотрим кратко существо каждой из функций управления.
Планирование – это действие, в результате выполнения которого определяют, какие результаты предполагается получить в будущем (ставят цели), какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены, то есть устанавливается, что, когда и как должно быть сделано. Спланировать будущую деятельность - значит, определить цели, состав, структуру и сроки выполнения действий, необходимых для их достижения.
На практике органы управления функционированием школьного музея, в состав которых большего числа школьных музеев входят: руководитель образовательного учреждения, руководитель музея, совет музея и совет содействия, разрабатывают годовые, тематические и тематико-эспозиционные планы. Крайне незначительно число школьных музеев, которые занимаются составлением перспективных планов и проводят анализ годовых, что не позволяет в должной мере вскрыть нерешенные проблемы и причины их порождающие, предусмотреть мероприятия, обеспечивающие выполнение поставленных задач, достижение оптимальных результатов.
Отсутствие анализа управленческой деятельности, неумение вычленить главное, существенное, сделать выводы и внести необходимые коррективы в процесс управления приводит к формальному планированию работы.
Следующей функцией, одной из важных в управлении, является функция организации работ. Она необходима для эффективной совместной деятельности людей, занятых в функционировании музея. Организация позволяет определить (распределить) кто и какие работы будет выполнять (функциональные обязанности, права, ответственность), с кем и как при этом взаимодействовать.
Вполне понятно, что степень участия учеников в функционировании школьного музея бывает различной. Основную часть работ выполняет актив. Он формируется постепенно, постоянно пополняясь новыми учащимися. Заслуживает внимания опыт школ, которые, создавая актив, опираются на кружки и факультативы.
Благодаря выполнению действий планирования и организации, создаются необходимые, но недостаточные условия для эффективной интеграции усилий членов актива школьного музея. Из практики хорошо известно то, что реально делают люди, далеко не всегда совпадает с тем, что им предписывается формальными требованиями. Особенность школьного музея состоит в том, что входящие в его актив люди имеют собственные мотивы и способы сами ставить перед собой задачи. Они могут хотеть или не хотеть что-то делать и, в зависимости от этого, строят свое поведение.
Чтобы совместная работа была эффективной, необходимо чтобы:
- члены актива музея хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают,
- они были заинтересованы в их получении,
- они испытывали удовлетворение от своей работы,
- социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.
Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения заинтересованности исполнителей в продуктивной работе, их удовлетворенности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, называют руководством.
Совместная деятельность будет успешной, если она хорошо спланирована и организована, если все члены актива музея знают, что, когда и как они должны сделать, какие результаты получить, умеют и хотят сделать то, что от них требуется. Но лишь до тех пор, пока какие-то внутренние или внешние условия не изменяются так, что потребуется внести коррективы в ее ход. Эти изменения могут нести в себе угрозы для реализации спланированных действий или, наоборот, открывать какие-то новые возможности. Управление должно своевременно реагировать на происходящие изменения, а для этого оно должно иметь информацию о них. Получение такой информации и выявление необходимой корректировки хода работ обеспечивается посредством реализации специального управленческого действия, называемого контролем. Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не существует - обратную связь. Контроль делает управление « зрячим », чувствительным к изменениям. Реагирование на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым.
Таким образом, процесс реализации управленческих функций имеет цикличный характер. Каждый цикл решения управленческой задачи включает в себя выполнение четырех основных действий: планирования, организации, руководства и контроля.
Анализ проведенных исследований выявил существенные недоработки в реализации, как отдельных функций управления, так и управления в целом. Что ведет к малоэффективному функционированию школьного музея.
1.2 Роль руководителя музея в управлении функционированием школьного музея.
Руководство - это часть управленческой деятельности, посредством которой должно обеспечиваться формирование таких отношений между членами актива музея и такое их организационное поведение, которые в максимальной степени соответствуют достижению цели функционирования школьного музея [46.,с.216].
Основная и ведущая роль в этой части управленческой деятельности отведена руководителю музея. Руководитель должен осуществлять шесть основных функций своей управленческой деятельности:
1.Целеполагание;
2.Планирование;
3. Организация;
4. Координирование;
5.Стимулирование;
6.Контроль.
Остановимся более подробно на содержании этих функций.
Целеполагание – это выработка основных текущих и перспективных целей деятельности.
Планирование - это разработка направлений путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности.
Организация – это:
1. Определение ближайших целей и задач школьного музея;
2. Выявление потребностей в ресурсном обеспечении;
3. Установление последовательности действий, продолжительности и контрольных сроков исправления;
4. Выбор способов осуществления необходимых действий;
5. Установление между исполнителями необходимых отношений;
6. Создание у исполнителей соответствующей мотивации для достижения цели;
Координирование- эта функция начинает работать, когда дело запушено и включает в себя:
1. уточнение действий исполнителей, их согласование по ходу работы,
2. устранение отклонений от заданного режима работы.
Стимулирование- это разработка и использование стимулов для достижения хороших результатов. При стимулировании учитывают:
- величину конкретного вклада исполнителя в общее дело;
- разумное сочетание моральных и материальных стимулов.
Контроль включает в себя:
- наблюдение за ходом выполнения работ;
- сравнение хода выполнения работ с планом;
- выявление узких мест и мер их ликвидации;
- количественная и качественная оценка эффективности деятельности.
Для эффективного выполнения этих основных функций управленческой деятельности руководитель должен обладать профессиональными качествами управленца. Существует несколько точек зрения по этому поводу.
Первая точка зрения представлена учеными Австралии и Великобритании. Они выявили шесть следующих качеств, необходимых руководителю:
1. Умение работать с людьми и делегировать им часть своих полномочий;
2. Готовность рисковать и брать на себя ответственность за риск;
3. Жизненная и управленческая активность;
4. Приобретение определенного управленческого опыта;
5. Умение легко менять стиль управления при необходимости;
6. Семейная поддержка.
Вторая точка зрения разработана отечественным психологом Шепелем. Он выделяет 3 блока качеств руководителя:
1. Общие качества:
- незаурядный интеллект;
- фундаментальные знания;
- достаточно высокий жизненный и управленческий опыт;
2. Конкретные качества:
1) Идейно- нравственные;
- мировоззрение,
- уровень культуры,
- гражданственность,
- моральный кодекс.
2) Научно- профессиональные;
3) Организационные;
4) Психофизические:
- здоровье,
- способность управлять собой.
3. Специфические личностно- деловые качества:
- Коммуникабельность;
- Эмпатичность – умение вылавливать настроение окружающих;
- Способность к самоанализу;
- Стрессоустойчивость;
- Красноречивость;
- Визуальность.
Третья точка зрения (автор- психолог Фаткин) включает пять необходимых качеств руководителя:
- Адаптационная мобильность;
2. Эмоциональное и деловое лидерство;
3. Способность к интеграции социальных ролей;
4. Контактность;
5. Стрессоустойчивость.
Четвертая точка зрения российского психолога Кричевского, который выделяет важные с его точки зрения качества руководителя:
- Высокий профессионализм;
- Высокая ответственность и надежность;
- Уверенность в себе и умение передавать эту уверенность подчиненным;
- Самостоятельность;
- Способность к творческому решению задач;
- Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- Коммуникабельность.
Проанализировав эти точки зрения, можно выделить такие качества, которые необходимы на наш взгляд руководителю школьного музея:
- Умение работать с людьми и делегировать часть своих полномочий;
- Умение обучать;
- Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
- Способность к творческому решению задач;
- Способность к интеграции социальных ролей;
- Наличие идейно - нравственных качеств;
- Профессионализм;
- Эмоциональное и деловое лидерство.
Наличие всех качеств у руководителя музея еще не является достаточным для эффективного управления. Важно и то, как работает руководитель, какой у него стиль управления.
Стиль управления - это устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя. Наиболее сбалансированной считается теория стиля и руководства Курта Левина. Он выделяет три стиля:
- Авторитарный;
- Демократический;
- Либеральный.
Параметры стилей управления можно представить следующей таблицей.
Таблица 1.
Основные параметры стиля управления
№ | Параметры | С т и л и | ||
авторитарный | демократический | либеральный | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Принятия решения и определения задач | Лично руководителем | Определяет сам с учетом предложений подчиненных | Одобрение и согласие с мнением подчиненных |
2 | Способ доведения решения до подчиненных | Приказ и категоричное требование | Совет, рекомендация, намек, приказ | Просьбы и упрашивания |
3 | Степень регламентации действия подчиненных | Высокая | Средняя | Низкая (полная свобода подчиненных) |
4 | Характер общения с подчиненными | Короткое, сухое, деловое | Деловое, личностное, более продолжительное | Не вступает в общение, если подчиненные не подходят сами |
5 | Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных | Делает упор на взыскания | Делает упор на поощрения | Не регулирует поведение и деятельность подчиненных |
6 | Мнения руководителя о подчиненных | Категоричное деление на хороших и плохих. Свою точку зрения не меняет | Считает подчиненных изначально хорошими, может гибко изменить оценку | Подчиненных не оценивает, считает, что они мешают |
7 | Отношение к инициативе подчиненных | Недоверчивое, отрицательное | Поощрение действительно хорошей инициативы | Переоценка возможностей инициатив подчиненных |
8 | Морально-психологический климат в коллективе | Напряженный | Оптимальный для работы | Крайне изменчивый |
9 | Показатели деятельности организации | Высокие количественные, средние качественные | Средние количественные, высокие качественные | Нестабильные |
10 | Контроль за деятельностью подчиненных | тотальный | средний | отсутствует |
Наиболее приемлемым для управления функционированием школы является демократический стиль.
Руководитель музея должен быть профессиональным управленцем, что выражается и в правильном принятии решений. Решения должны отвечать следующим требованиям:
- иметь ясную цель;
- быть обоснованными и непротиворечивыми;
- быть правомочными;
- быть конкретными;
- быть своевременными и эффективными.
Управленческие решения не эффективны, если:
- принимаются несколько решений по одному вопросу;
- новые решения не учитывают предыдущие;
- назначаются нереальные сроки;
- плохой контроль над исполнением решений;
- отсутствует процедура согласования с исполнителем.
Руководитель музея не должен брать себя решение всех управленческих задач, он должен умело делегировать их членам совета музея. Делегирование полномочий – это временная передача подчиненному задач и сфер деятельности руководителя. Не подлежат делегированию следующие полномочия:
- разработка перспективных планов,
- мотивирование членов актива музея на выполнение задач,
- задачи особой важности,
- особо срочные дела, необычные и исключительные дела,
- задания строго доверительного характера.
Для эффективного выполнения процесса делегирования прелагается воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Психологическая подготовка членов совета музея, которым делегируются полномочия;
2. Объяснение задач;
3. Демонстрация процесса, решения;
4. Наблюдение и корректировка руководителем на начальном этапе;
5.Контроль результатов.
Правила делегирования полномочий:
- Делегировать тому, кто может и хочет взять часть полномочий руководителя;
- Не вмешиваться в рабочий процесс без веских причин;
-Требовать промежуточных отчетов и лично контролировать конечный результат;
- Делегировать не только обязанности, но и права.
Руководителю школьного музея отводится ведущая роль в управлении функционированием музея. От личных и профессиональных качеств руководителя зависит, насколько это функционирование будет эффективным.
Таким образом, роль руководителя музея будет успешной в управлении функционированием музея, если он (руководитель) будет обладать качествами настоящего управленца, уметь выбирать и принимать решения, способным делегировать свои полномочия и если его стиль управления будет демократическим.
Выводы по первой главе.
Анализ концептуальных подходов к управлению, как на практике, так и в теории показывает, что концепция управления функционированием школьного музея пока недостаточна разработана. Наиболее полное решение поставленной проблемы может быть найдено на основе комплекса подходов:
- системного;
- программно- целевого;
- информационного.
Этот комплекс позволяет логически непротиворечиво учесть результаты ведущих концепций управления, разработать такую модель управления функционированием школьного музея, которая бы позволила музею выступить в роли эффективного средства духовно- нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Помогла привести в соответствие воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения с общей логикой общественных преобразований, с новыми тенденциями общественного развития. Реализация идеи построения модели функционированием школьного музея требует, прежде всего, рассмотрения функций управления. Функции управления неразрывно связаны с этапами процесса управления, который носит цикличный характер. Каждый цикл решения управленческой задачи включает в себя выполнение четырех основных действий: планирования, организации, руководства и контроля.
Построение эффективно работающей модели управления школьным музеем – важнейшая задача ее руководителя. Для успешного ее решения недостаточно одного только здравого смысла, необходимо владеть разнообразными профессиональными знаниями.
Глава 2
Педагогические условия эффективности управления функционированием школьного музея.
2.1 Модель управления функционированием школьного музея
Анализ теории и практики выявил основное противоречие: между потребностями меняющегося в современных условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения и сложившейся практикой функционирования школьного музея. Очевидно, что функционирование школьного музея будет эффективным при условии, если:
- сформирован образ школьного музея;
- разработана система управления функционированием школьного музея;
- подготовлен руководитель музея, имеющий все качества настоящего управленца.
Все это привело к необходимости создания модели управления функционированием школьного музея.
В последние годы моделирование находит широкое распространение в различных областях науки и практики. Об этом свидетельствуют множество работ, посвященным проблемам моделирования, возможностям применения моделей в отдельных областях науки (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько и др.). Моделирование делает не только изучение, освоение более полезным, но и позволяет более глубоко раскрыть сущность изучаемого явления.
Предполагаемая модель управления является попыткой снять противоречия между объективной необходимостью создания управленческой деятельности музея и недостаточной разработанностью данной проблемы, как в теоретическом, так и в методологическом плане. Анализ теории и практики показывает, что управленческая деятельность носила односторонний характер. Одной из причин такого положения является недостаточность управленческих знаний у субъектов управления.
Создавая модель управления функционированием школьного музея, рассмотрим сначала условия, необходимые для функционирования музея. Такими условиями являются:
- наличие фонда подлинных музейных предметов;
- создание актива музея;
- разработка устава школьного музея;
- наличие помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов.
Фонд основных подлинных музейных предметов формируется исходя из профиля музея. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы:
-естественнонаучные;
-исторические;
-литературные;
-художественные;
-музыкальные;
-театральные;
-технические;
-краеведческие и др.
Выбор профиля музея определяется воспитательно-образовательными задачами школы, а также интересами и потребностями современного общества. Существенное значение при этом имеют, безусловно, интересы учащихся и учителей. Необходимо также учитывать, какие государственные и народные музеи имеются поблизости, то есть какова общественная потребность в новом музее.
Чтобы музей эффективно функционировал, его деятельность должна быть хорошо организована. Определение необходимого характера и степени специализации труда членов актива музея - это первая задача организованной деятельности. Она состоит в определении видов работ, выполняемых для эффективного функционирования музея и их рациональном распределении между членами коллектива. Основную часть работы выполняет актив, но музейный актив не должен быть замкнутым и присваивать себе монопольное положение. В ходе работы неизбежно привлекаются к тем или иным работам и учащиеся, не входящие в состав актива.
Вне зависимости от профиля музея его деятельность подразделяется на следующие направления:
- поисково-собирательское;
- учет и хранение поступающих материалов;
- оформление экспозиции;
- комплектование и деятельность библиотеки;
- переписка;
- организация работы лекторов-экскурсоводов;
- связь с государственными музеями и общественными организациями.
Поисково-собирательное направление включат в себя:
- ученический поиск;
- собственное исследование;
- экспедиция.
В ходе этих работ необходимо составить план сбора, включающий тему, расчлененную на отдельные вопросы, и перечень материалов, которые следует искать. Перечень этот, конечно, является примерным: многое из намеченного не удастся найти, но зато встретится и много неожиданного. И все же этот перечень необходим, так как он поможет не упустить из виду нужные материалы.
Теоретическая подготовка обычно сочетается с организационной, которая может проводиться по разному. Сбор материалов можно поручить одному – двум учащимся, и предметному кружку, и целому классу. Сбор может быть ограничен во времени: однодневный, многодневный или продолжаться в течение всего года.
Участники сбора заранее готовят оборудование, которое обеспечит сохранность собранных материалов.
Очень важным представляется оформление собранного материала. Каждая поисковая группа (или отдельный ученик, если он ведет сбор) снабжается общей тетрадью, в которую заносится тема сбора, название найденного экспоната, краткое его описание, кем и когда изготовлен, когда и как приобретен предмет или документ.
Собранные музейные предметы могут быть подразделены на две основные группы: на предметы – подлинные памятники материальной и духовной культуры и на предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, для пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая – вспомогательный.
Предметы – подлинники входят в состав государственного музейного фонда Российской Федерации и должны быть учтены и сохранены как общенародное достояние.
Вся фондовая работа в условиях школы преследует две неразрывно связанные между собой цели: сохранение музейного фонда и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности. Только единство этих аспектов определяет смысл данной работы.
№ | Дата поступления в музей | Характеристика (название и описание предмета) | Количество | Способ поступления в музей (кем найден или передан предмет) | История предмета (его происхождение и использование) | Примечание |
2 | 3 | 5 | 6 | 7 | ||
Все музейные предмет, относящиеся к основному фонду, должны быть зафиксированы в инвентарной книге, которая включает в себя следующие графы:
Одновременно с проставлением в первой графе порядкового (инвентарного) номера ставится тот же номер на регистрируемом предмете. Приложение № 1.
Шестая графа обычно заполняется не сразу, а в ходе дополнительного исследования.
В седьмой графе указывается, где хранится в настоящий момент, регистрируемый музейный предмет (указывается номер папки, шкаф, полка или номер экспозиционного стенда). В этой же графе делается отметка об исключении экспоната из основного фонда музея с указанием причины изъятия (передача документа в государственный музей или архив, заключение специалиста об отсутствии музейной ценности предмета, номер акта о передачи во временное хранение [Приложение 2] и др.).
Вполне понятно, что ведение инвентарной книги, в частности составления описания найденного документа или предмета, представляет собой один из элементов учебно-исследовательской работы учащихся, приучает ребят к аккуратности, серьезному отношению к порученному делу.
Все листы инвентарной книги нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью отдела образования.
Помимо инвентарной книги, целесообразно вести тетрадь или книгу регистрации всех остальных материалов и экспонатов.
Одним из видов работ по учету фондов школьного музея является составление картотек. В основу их рубрикации, как правило, берут основные разделы, имеющиеся в музее данной школы. Целесообразно составление и другой картотеки - по учебным предметам, с дополнительной рубрикацией по разделам и темам учебных программ.
Таблица 2. Форма заполнения карточки.
Инвентарная карточка
Фонд музея___________ Инвентарный № ______________________ Место хранения_________ ________________________
1.Вид предмета________________________________________________________________
2.Наименование предмета_______________________________________________________
3.Автор________________________________________________________
4.Описание предмета___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Тема________________________________________________________
6.История
поступления предмета________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________7.Сохранность_________________________________________________________________
8.Изменение сохранности____________________
9.Отметка о реставрации_____________________
10.Размер__________________________________
__________________________________________
11.Материал_______________________________
__________________________________________
12.Количество______________________________
фото 13.Стоимость______________________________
14.Дополнительные сведения_________________
__________________________________________
__________________________________________
Карточку составил__________________________
Дата__________________
Возможно составление и других, дополнительных карточек: аудио и видео кассет, методических карточек для учителей, учащихся – экскурсоводов и др.
Одна из ответственных задач руководителя музея и совета музея – организовать правильное хранение материалов музея (Приложение 3).
Составление экспозиций школьного музея основывается на тех же принципах, на которых строятся экспозиции государственных музеев. Один из них заключается в органическом сочетании научной достоверности и предметности с образностью и эмоциональностью. В методике организаций школьных экспозиций в главных своих моментах, как и в методике экспозиции в государственных музеях, выделим следующие основные этапы:
1. Разработка замысла - определение основных задач экспозиции, стержневых, ведущих тем, выделение опорных экспонатов.
- Составление тематической структуры - наметка основных отделов экспозиции, разработка основных тем и под тем в каждом отделе, указание их размещения на экспозиционной площади.
3. Разработка тематико-экспозиционных планов – на основе тематической структуры составление перечня конкретных экспонатов, разбивка их на отдельные тематические комплексы, с указанием ведущих тем экспозиции.
Необходимо учитывать некоторые особенности, определяемые спецификой школьных музеев. Школьный музей должен активно использоваться в учебном процессе. Для этого при составлении тематической структуры и выборе материала для экспозиции необходимо по возможности учитывать содержание учебных программ по различным предметам.
Другая особенность школьных музеев, которая влияет на характер его экспозиции, заключается в однородности его аудитории. В отличие от государственных музеев здесь не стоит проблема формирования постоянной аудитории. Учащиеся на протяжении всех лет обучения тесно связаны с музеем. Но при такой постоянной аудитории возникают другие трудности. Вряд ли школьнику все годы его обучения в школе будет интересно видеть в музее одни и те же экспонаты. Такой постоянный посетитель вызывает необходимое требование к школьной экспозиции – ее подвижность. Предлагается несколько приемов обновления экспозиции:
-введение новых дополнительных экспозиционных комплексов и разделов;
- частичная реэкспозиция отдельных разделов, замена некоторых экспонатов новыми;
- выставки новых поступлений.
Обновление экспозиции школьного музея не должно происходить стихийно. Задача же состоит в том, чтобы сделать эту работу планомерной и целенаправленной.
Проявляется еще одна особенность музейной работы в школе – необходимы фрагменты открытой экспозиции. Надо дать возможность ребятам в каких-то разделах музея потрогать вещи. Подержать их руками. Конечно, к подбору таких экспонатов надо подходить очень строго. Это не могут быть уникальные предметы основного фонда. В открытой экспозиции следует размещать только музейные предметы из дуплетного фонда или копии и муляжи хорошего качества.
Общение учащихся с музейным предметом активизирует их восприятие, вызывает особое ощущение сопричастности к прошлому, к истории.
Школьная экспозиция должна строиться как открытая система, которая позволяет легко менять, обновлять материал.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие специфические особенности школьных экспозиций:
- ориентация на учебные программы;
- подвижность, постоянное обновление;
- широкий показ в экспозиции результатов поисковой работы школьников;
- введение элементов открытого экспонирования музейных предметов.
В современном музееведении большое внимание необходимо уделять не только идейно-содержательной стороне экспозиции, но и проблемам художественного оформления. Конечно, следует стремиться к тому, чтобы экспозиция была оформлена грамотно, но она не должна копировать профессиональное оформление государственных музеев. Главное – чтобы ребята, работающие в музее, приобщились к настоящему творческому труду.
Определяя направления деятельности школьного музея, выделили специализацию этих направлений, что позволило сделать процесс функционирования музея управляемым. Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ. Первым основанием группировки будем считать наличие связей между отдельными видами деятельности музея.
При правильной группировке работ:
- задачи, требующие коллективной деятельности, решаются
не менее качественно, чем индивидуальные;
- нет подразделений, деятельность которых бессмысленна и
малоэффективна;
- имеются условия для удовлетворения социальных потреб-
ностей общества;
- создана среда для профессиональной ориентации учащихся, участвующих в работе школьного музея.
Однако специализация и группировка различных направлений функционирования музея будут малоэффективными без осуществления интеграции и координирования. Благодаря им достигается согласованность действий всех направлений. Таким образом, решается еще одна задача организации.
Для успешного выполнения организации как функции управления необходима реализация первой функции управления – планирования.
Планирование важно для эффективности функционирования школьного музея. Планы служат основным средством управления деятельностью актива музея.
Центральный вопрос планирования – постановка целей, то есть определение желаемых и возможных результатов деятельности музея. При выборе целей необходимо учитывать следующее:
- Главным основанием постановки целей должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем, с одной стороны, и анализ наличных возможностей, средств, ресурсов с другой.
- Цели должны быть актуальными, то есть отвечающими наиболее значимым проблемам.
- Цели должны быть напряженными, но реальными.
- Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они.
-Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер.
-Цели должны соответствовать базовым ценностям школы, ее миссии.
-Цели совместной деятельности должны быть известны всем членам актива музея, понятны и осознанно принятыми ими.
-Конкретные частные цели должны подчиняться более крупным и долгосрочным ориентирам и устремлениям.
При определении целей составляется планирование функционированием школьного музея. Перспективный план, составляющийся на несколько лет, координируется с перспективным планом образовательного учреждения. И согласовывается с руководителем этого образовательного учреждения.
Годовые планы составляются руководителем музея, советом музея и согласовываются с советом содействия.
Для эффективного функционирования музея необходимо составлять еще и планы:
-музейно-краеведческой деятельности;
-планы совместной работы с государственными музеями,
-планы экскурсий, которые согласовываются с учебными программами, с общешкольным планом воспитательной работы;
-план работы с кружками, факультативами, секциями и т.д.
-план работы с детской школьной организацией.
На основе плана экскурсий составляют свои планы воспитательной работы классные руководители, учителя предметники.
Особое внимание необходимо уделять и составлению тематического плана будущих экспозиций .
Тематический план экспозиции.
№ | Тема | Краткое содержание | Имеющиеся экспонаты | Экспонаты, которые необходимо иметь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В последней графе называются предметы, и указывается способ их приобретения (например, кем будут сделаны диаграммы, кто и где будет искать фотографии и т.д.).
Когда все предметы в основном собраны и для экспозиционеров ясно, чем они располагают, составляется тематико-экспозиционный план. Отличие тематико-экспозиционного плана от тематического состоит в том, что в нем точно определяется место всех экспонатов, включая и тексты. Поэтому для составления тематико-экспозиционного плана нужно иметь точные обмеры помещения (пола, стен) и всех экспонатов.
№ | Тема | Перечень вопросов, раскрывающих тему | Род экспоната | Содержание экспоната | Место в экспозиции | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тематико-экспозиционный план.
После обсуждения и утверждения тематико-экспозиционного плана составляются монтажные листы. Изображение на них делается в масштабе 1:5 стены помещения музея или части стен с витринами и стендами. На листах приводится художественное решение экспозиции, показывается размещение экспонатов.
Методическая многоплановость обеспечивает высокий педагогический эффект работы музея.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от управляемой творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Организованность коллектива – это способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов актива музея, их сработанности и включенности в управление.
Ответственность характеризует, насколько добросовестно относятся члены актива музея к выполнению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны руководителя музея. А так же их готовность по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение, каких то новых работ, формально не входящих в их обязанности.
Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю.
Включенность в управление характеризует степень влияния членов музея на принимаемые советом музея решения, касающиеся планов и организации работы музея.
Апробация демократического стиля руководства в музее-мастерской «Корни народного творчества» показала, как участие в музейно-краеведческой работе детей помогает им познать азы коллективной деятельности, учит выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Только в условиях многопрофильного коллектива, каковым является школьный музей, возникает возможность выступать одному человеку одновременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.
Также важным условием для продуктивной работы учащихся в функционировании музея является создание мотивационной среды и эффективной системы оценки деятельности членов актива музея.
Условия, обеспечивающие положительную мотивацию, были апробированы на деятельности музея « Корни народного творчества» и показали свою эффективность:
1.Ожидаемые руководителем результаты были четко определены и известны всем членам актива школьного музея;
2.Результаты каждого учащегося были известны всему коллективу школы;
3.Ожидаемые руководителем результаты соответствовали возможностям учащихся, и они не сомневались в этом;
4.Достижение ожидаемых результатов не требовало от учащихся чрезмерного напряжения;
5.Существовали материально-технические, организационные и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых результатов;
6.Направление и вид деятельности учащихся соответствовали их интересам и потребностям;
7.Существовали известные всем вознаграждения за достижение высоких результатов, которые имели ценность для учащихся и эти вознаграждения соответствовали результатам труда.
Основные формы вознаграждений, прошедшие испытания дали свои результаты, такие как:
- денежное поощрение;
- материальное поощрение (подарки, льготы);
- общественное признание (благодарность в приказе, помещение фотографии на стенд, повышение самостоятельности).
Выбор формы поощрения тесно связан с мотивами, на которые оно направлено.
Руководителю музея для эффективного влияния на деятельность членов актива музея необходимо глубокое понимание психологических механизмов поведения человека.
Контрольно-оценочная деятельность руководителя занимает особое место в мотивации и стимулировании актива музея.
Контроль обеспечивает важную составляющую управления – обратную связь. Посредством контроля выявляется уровень соответствия фактического состояния процессов, протекающих в музее, желаемому. Накапливается информационная база для оценки деятельности актива музея и побуждения их к более продуктивной работе. А так же выявляется наиболее ценный опыт, который может быть использован в дальнейшей педагогической и управленческой деятельности.
По субъектам, исполняющим контрольные функции, различают:
-административный контроль,
-взаимоконтроль,
-коллективный контроль,
-самоконтроль.
По формам и видам контроль бывает:
-предварительный,
-текущий,
-итоговый,
-тематический,
-фронтальный.
Методы контроля делятся на:
-методы контроля результатов,
-методы контроля состояния процессов.
Для успешного поддержания функционирования музея, протекающие в нем, процессы контролируются с определенной, известной активу музея, периодичностью. Помимо этого, осуществляется контроль по необходимости, то есть в зависимости от выявленных в процессе регулярного контроля слабых мест.
И так, на основе анализа научной литературы и результатов экспериментальной работы, опираясь на методологический аппарат исследования, разработали модель управления функционированием школьного музея, которая поможет решить проблему управления и устранить противоречия, порождающие данную проблему.
2.2 Критериальный аппарат оценки эффективности модели управления функционированием школьного музея.
В условиях большой самостоятельности при делегировании многих прав полномочий самому школьному музею, а значит и повышении его ответственности, контрольно-оценочная деятельность руководителя должна занять особое место в мотивации и стимулировании учащихся школы.
Управленческая деятельность руководителя музея строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.
Управление можно представить как целеустремленную деятельность всех субъектов, направленную на обеспечение эффективного функционирования школьного музея.
Управление состоит из управляющей и управляемой подсистем.
В 1 главе мы определили, что школьный музей – это система. И как любая система, имеющая связи с внешними организациями, школьный музей является открытой системой.
Схема взаимодействия школьного музея с внешними организациями.
Исходя из этого, критериальный аппарат оценки эффективности управления функционированием школьного музея будет представлен следующими таблицами:
№ | Наименование организации | Наличие совместного планирования | Количество проведенных совместных мероприятий | Тематика совместных мероприятий | Материально-техническая и методическая помощь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Государственные музеи: 1.Краеведческий музей. 2. Художественный музей. 3.Музей «Кузнецкая крепость» и др. | ||||
2 | Негосударственные музеи: 1.Музей ОАО «Ферросплавы» и др. | ||||
3 | Детские организации: 1.ДДТ, 2.СЮТ, 3.Клуб «……» и т.д. | ||||
4 | Общественные организации: 1.Совет ветеранов ВОв, 2.Совет ветеранов педагогического труда и т.д. | ||||
5 | Другие организации и частные лица. |
Таблица 2.
Критерии оценки сотрудничества школьного музея с внешними организациями
Кроме того,Кроме того, ежегодно проводятся конкурсы краеведческих чтений, конкурсы экскурсоводов школьных музеев, смотры-конкурсы самих школьных музеев на уровне района, города, области и, естественно результативность и степень участия в этих конкурсах так же является критерием оценки управления функционированием школьного музея.
Участие в фестивалях, ярмарках является еще одним показателей критерии оценки управления функционированием музея.
Таблица 3.
Качественная и количественная результативность участия в мероприятиях разного уровня.
Проводя анализ деятельности музея в этом направлении можно составить диаграмму количественного участия в процентах за несколько лет.
№ | уровень | Тема мероприятия (фестиваля, ярмарки, конкурса и т.д.) | Место проведения | Время проведения | Результативность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | областной | ||||
2 | городской | ||||
3 | районный |
Г р а ф и к 1.
График №1
Процент участия школьного музея в мероприятиях разного уровня за оцениваемый период.
Кол-во
меро-
прия-
тий, шт.
год
Вместе с тем школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения.
С х е м а
Содействие школьного музея с другими структурными подразделениями образовательного учреждения.
Критериальный аппарат оценки эффективности функционирования школьного музея на этом уровне можно представить следующими таблицами и диаграммами:
№ | Класс | Ф.И.О классного руководителя | Наличие совместного планирования | Количество проведенных совместных мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Таблица 4.
Совместная деятельность школьного музея с классами.
Г Р А Ф И К №2
Динамика изменений показателей совместных мероприятий музея и ………… класса.
Кол-во
меро-
прия-
тий, в шт Экскурсии
Лекции
Классные часы
Родительские соб.
И т.д.
Год
Таблица №5.
Анализ совместной работы….класса
№ | Форма мероприятий | Тема | Дата проведения | Количество учащихся | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
со школьным музеем.
Под результатом подразумеваем:
- анализ анкетирования;
- реферат;
- сочинение;
- творческая работа и др.( Лучшие работы хранятся в музее.)
№ | Наименование предмета | Ф.И.О. учителя | Форма проведения мероприятия | Тема урока | Тема мероприятия | Кол-во применяемых в мероприятии музейных предметов | К л а с с | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Таблица №6.
Совместная деятельность учителей предметников со школьным музеем.
Диаграмма.
Динамика показателей совместных мероприятий музея с отдельными предметами.
Кол-во предметы
мероприя-
тий, в %
Год
График № 3.
Динамика изменений совместных мероприятий музея и отдельного предмета.
Кол-во
классов,
в %.
предметы
год
Таблица № 7.
№ | Наименование кружка, факультатива | Ф. И. О. Руководителя кружка, факультатива | Наличие совместного планирования | Кол-во совместных мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Совместная деятельность кружков, факультативов со школьным музеем.
Работая в музее, члены актива приобретает новые качества, новые знания, умения, навыки, которые необходимы им для успешной учебы, определения своей будущей профессии.
Предлагаем для анализа следующие анкеты:
А Н К Е Т А
Членов актива школьного музея.
- Ф.И.О.
- возраст
- время работы в музее
- какие виды деятельности выполнял?
-член совета музея,
-экскурсовод,
-ответственный за переписку,
-участник группы «Поиск»,
-работа с архивными документами,
-библиотекарь,
-исследователь,
-фондовая работа,
-оформительская работа,
-работа с ветеранами.
- какие кружки, факультативы, секции посещаешь?
6.какие на твой взгляд приобрел новые качества, работая в школьном музее?
-ответственность,
-умение руководить,
-умение подчиняться,
-усидчивость,
-внимание,
-скрупулезность,
-умение общаться,
-самостоятельность,
-умение работать с документами,
-умение писать доклады и рефераты,
-целеустремленность,
-умение ориентироваться в потоке информации,
-чувство сопереживания,
-патриотизм,
-дисциплинированность,
-другие.
7.помогла ли тебе работа в школьном музее определиться в выборе будущей профессии?
8.стал ли ты лучше учиться?
9.что привлекает тебя в работе школьного музея?
10.какое направление интересует тебя больше всего?
11.что привело тебя в музей?
-совет родителей,
-совет товарища,
-желание найти друзей,
-интерес к какому либо виду деятельности в школьном музее,
-желание быть лидером,
-желание быть успешным,
-другое.
12. какие знания, умения, навыки хотел бы ты приобрести, работая в музее?
13.будешь ли ты продолжать музейную работу?
14.как к твоей деятельности в школьном музее относятся твои родители?
А Н К Е Т А
Для родителей экскурсоводов школьного музея.
1. Как вы относитесь к работе Вашего ребенка в школьном музее?
-положительно,
-отрицательно,
-с безразличием.
2. Присутствовали ли Вы на экскурсии в музее в качестве слушателя?
-да,
-нет
3. Какие чувства испытывали, видя своего ребенка в качестве экскурсовода?
-гордость,
-удивление,
-радость,
-интерес,
-другое.
4. Считаете ли Вы выбор Вашего ребенка правильным?
Почему?
5.Хотелось бы Вам развивать способности Вашего ребенка в других формах творческой деятельности?
6.Каким Вы видите участие Вашего ребенка в работе музея?
А Н К Е Т А
Родителей учащихся школы.
- Посещаете ли Вы школьный музей?
- Является ли Ваш ребенок членом актива музея?
- Необходим ли на Ваш взгляд музей в школе?
- Оказывали ли Вы помощь школьному музею?
- Если «Да», то какую?
- Каким Вам хотелось видеть участие Вашего ребенка в
работе музея?
- Какие качества помогает развивать Вашему ребенку работа в музее?
- Помогает ли Вашему ребенку работа в школьном музее в определении будущей профессии?
- Ваши предложения для эффективного функционирования школьного музея:
№ | Тема проверок | М е с я ц ы | |||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. 2. 3. | Проверка качества планирования работы подразделений Проверка организации текущей деятельности подразделений Проверка результатов работы подразделений | х | х | х х | х | х | х |
Таблица №8.
Циклограмма контроля работы подразделений
школьного музея.
Таким образом, организуя изучение работы школьного музея, анализируя собранную информацию по каждому уровню, сравнивая, обобщая, классифицируя факты, выходя на взаимные связи факторов, вскрывая причины и прогнозируя следствия, сочетая количественные и качественные подходы, руководитель осуществляет качественный контроль и самоконтроль, и оценку результатов эффективности управления функционированием школьного музея. На основании конечных результатов формирует и ставит новые цели и задачи.
2.3 Ресурсная поддержка процессов управления функционированием школьного музея.
Ресурсная поддержка управления школьным музеем является одной из важных условий его эффективного функционирования.
Центральным в ресурсном обеспечении в условиях научного подхода в управлении функционированием школьного музея является проблема подготовки руководителя музея.
Институт повышения квалификации города Новокузнецка проводит курсы переподготовки кадров по специальности «Менеджмент образования». В процессе подготовки у слушателей появляется возможность получить знания по: экономической теории, основам права, менеджменту в сфере образования, маркетингу, психологии управления, деловому общению, философии образования, управлению образовательным учреждением, делопроизводству, информационным технологиям, охране труда, методологии исследовательской деятельности. Подготовка педагогов, работающих руководителями школьных музеев, на этом спецкурсе дает необходимые знания в области управления, которые приемлемы и для управления школьными музеями.
Но существует и своя специфика музейного руководителя. Школьные музеи находятся в ведении органов образования, однако для того, чтобы организовать работу музея на профессиональном уровне, им необходимы помощь контроль со стороны государственных музеев.
В практике сложились разнообразные формы контактов государственных музеев со школьными во всех видах их деятельности.
1. В области фондовой работы:
-постановка на учет в государственном музее основного фонда школьных музеев;
-передача наиболее ценных экспонатов в государственный музей;
-организация в государственном музее выставок из фондов школьных музеев.
2.Оказание помощи государственными музеями школьным:
-консультации руководителей и активистов школьных музеев;
-рецензирование тематико-экспозиционных планов и методических работ;
-передача дуплетных и научно-вспомогательных материалов, старого оборудования;
-создание передвижных выставок для школьных музеев;
-разработка государственными музеями методической документации «В помощь школьным музеям» по всем видам деятельности.
3.Совместная деятельность государственных и школьных музеев:
-проведение совместных экспедиций;
-участие активистов школьных музеев в деятельности государственных музеев (проведение экскурсий и др.).
4.Участие государственных музеев в межведомственных советах по координации деятельности государственных и школьных музеев:
-участие государственных музеев в паспортизации школьных музеев;
-участие в организации смотров, слетов и других массовых мероприятий для школьных музеев;
-организация учебы руководителей и активистов школьных музеев.
Руководитель школьного музея должен владеть знаниями и в области музейной педагогики, то есть должен быть еще и музейным педагогом. В настоящее время привести детей в музей, все быстро посмотреть и ожидать от них полноценного восприятия информации экскурсовода – дело наивное и безнадежное. Каждого посетителя надо завоевать, готовить его к восприятию музейной экспозиции, музейного предмета, сложного символичного языка музея.
Музейная педагогика, пришедшая в школу, - большой помощник для учителя в решении многих воспитательных образовательных проблем. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребность во все более глубоком познании окружающего мира.
Если в период профессиональной подготовки школьного учителя большее внимание уделяется уровню его психолого-педагогическим знаниям и умениям, то при подготовке музейных педагогов нужно особое внимание уделять еще и уровню его общей культуры. Формирование музейного педагога проходит через воплощение музейных проектов и программ.
Первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (научный руководитель и автор концепции Б.А.Столяров) разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея в рамках создания научно обоснованной системы взаимодействия: музей – детский сад – школа.
Программа обеспечена методическими разработками и комплектами слайдов, что дает возможность школьному учителю и музейному педагогу более эффективно реализовывать ее содержание.
Такая программа действует и в Художественном музее города Новокузнецка. Работа с учреждениями образования осуществляется по следующим направлениям:
Инфомационно-издательское – организация и проведение семинаров для учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений, музейных работников по вопросам методики преподавания истории искусств и изобразительного искусства ; распространение информационных и методических материалов;
Косультационно-методическое ;
Практическое;
Учебное;
Студийно кружковое:
Клуб выходного дня для дошкольников. Занятия проходят в музейных залах и студиях по специально разработанной программе, ориентированной на общее творческое развитие детей 4-6 лет.
Клуб юных любителей искусства для учащихся 2 – 11 классов. Здесь происходит знакомство со спецификой изобразительного искусства, разнообразием коллекций музея.
Студия творческого развития ориентирована на раскрытие художественных способностей детей 4-8 лет и формирование основ изобразительной грамотности и музейной культуры.
Краеведческий музей и историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость» разработали свои программы совместной деятельности с образовательными учреждениями, которые оказывают ресурсную поддержку процессам управления школьными музеями.
Сравнивая деятельность музеев как традиционных музеев и музеев, работающих по программе музейной педагогики; и, сравнивая деятельность школ и музеев как образовательных институтов, наглядно видим эффективность ресурсной поддержки со стороны государственных музеев в подготовке учащихся и их мотивации к работе в школьном музее.
Таблица № 9.
№ | показатели | М у з е и | ||
традиционный | Работающий по программе МП. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Преобладающая функция | Сохранение коллекции (охранительно-исследовательская) | Образовательная (и организация досуга – «здорового отдыха», а также нетрадиционное использование традиционных функций», с учетом специфики аудитории) | |
2. | Образовательная роль | Передача знаний | Развитие личности ребенка | |
3. | Фонды | Раритеты или ценные предметы | Любые предметы, даже выполненные детьми | |
4. | Содержательная направленность деятельности музея | Определяется специальной областью знания (специализацией музея) | Определяется спецификой аудитории |
Сравнение деятельности традиционного музея и музея, работающего по программе музейной педагогики.
5. | Ведущая деятельность музейных специалистов | Профессиональная (согласно специализации музея) | Педагогическая |
6. | Характер работы музейных специалистов | Регламентирован специализацией музея | Творческий |
7. | Основные формы работы с посетителем | Экскурсии | Интерактивные (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем |
8. | Адресность | Недифференцированный подход к посетителям | Обращение к определенной социальной группе (ориентация на индивидуального посетителя) |
9. | Характер общения с посетителем | Как с объектом воздействия (пассивный посетитель) | Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель) |
10. | Тематика экспозиций | Соотносится с коллекциями | Не ограничена (диктуется потребностями посетителя) |
11. | Способы экспонирования | Постоянные и сменные выставки | Разнообразные |
Таблица № 10.
Сравнительная деятельность музея и школы как образовательных институтов.
Параметры | Школа | Музей |
Организация образования | Регламентированные учебные программы (по предметам или курсам) и классно-урочная система, контроль уровня знаний | Вариативность и свободная форма присвоения знаний разнообразной публикой(сфера неформального образования), общедоступный характер |
Характер образования | Базовое среднее образование во всех областях знаний | Избирательное образование |
Основной путь образования | Через присвоение информационных эталонов и формирование способностей к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном планах | Через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с музейным предметом |
Ведущий характер общения | Вербальный | Интерактивный |
Основной характер отношений | Субъект - объектный (учитель – ученик), регламентированный, существование иерархии | Субъект – субъектный, неформальный, коммуникация, диалог, самостоятельность |
Организация пространства | Специальное здание со структурой классных и других помещений | Любое помещение без строгой структуры с легко трансформирующимися компонентами и обучающими игровыми пространствами; нет жестких стандартов и рамок |
Музеи, функционирующие во Дворце детского творчества им. Н.К.Крупской и в Домах детского творчества районов города оказывают методическую помощь в организации и функционировании школьных музеев; в проведении городских и районных конкурсов, краеведческих чтений; занимаются профессиональной подготовкой руководителей школьных музеев.
Анализ литературы, научных исследований и практики показал, что актуальным ресурсным обеспечением управления функционирования школьного музея является информационная поддержка. Работе школьных музеев уделяют внимание Комитет образования и науки Администрации города Новокузнецка, учреждения культуры, общественность. Центральные и местные газеты, журналы, различные сборники научно-методического характера освещают их опыт. Информация занимает важнейшее место в управлении и эффективном функционировании школьных музеев. Руководители школьных музеев часто недооценивают значение информационной обеспеченности об опыте работы музеев, их творческих, музейных, краеведческих находках, что остается малоизвестным.
Таким образом, ресурсная поддержка является одним из важных условий эффективного управления функционированием школьно музея.
Выводы по 2 главе.
Разработанная и апробированная на базе музея-мастерской «Корни народного творчества» модель управления функционированием школьного музея позволяет устранить противоречия между потребностями меняющегося в современных условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения и сложившейся практикой функционирования школьного музея.
Созданы условия для эффективного функционирования школьного музея, разработаны основные функции управления музеем.
Выявлен критериально-оценочный аппарат эффективности управления функционированием школьного музея.
Разработана ресурсная поддержка процессов управления функционированием школьного музея.
Заключение.
Процесс трансформации нашего общества сопровождается духовным кризисом, жизненной дезориентацией значительной части населения. Советское государство было идеократическим, в нем доминировали марксистско-ленинские идеи, насаждавшиеся отлаженной системой воспитания, образования, пропаганды. Идеократия с рождения до самой смерти пронизывала все стороны жизни человека в СССР. И вот старая система ценностей рухнула.
В прежней системе сложились определенные взаимоотношения между школой и музеем. Многообразны были и формы этого сотрудничества: поисковые экспедиции, походы по местам боевой, революционной и трудовой славы, создание многочисленных школьных музеев, чаще всего посвященных В.И.Ленину, революционному движению, героям революции, беспримерному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Нет нужды говорить о том, что крушение мифов и идеалов не могло не отразиться на сложившейся системе взаимоотношений музея и школы.
В последние годы наряду с «обычной» средней школой появляются новые: лицеи, гимназии, колледжи. Обращаясь к опыту дореволюционной школы, педагоги и историки выясняют не только чему учить, но и как воспитывать, чтобы в мир входили не «оборванцы»,а люди культурные, грамотные, порядочные и умеющие творчески мыслить.
Одна из бед современной школы – утрата идеалов, отсутствие абсолютных ценностей. Без них нет и образования в истинном смысле слова. Школа стоит сегодня перед необходимостью гуманизации процессов образования. Существенную помощь в этом могут оказать школьные музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями воспитательно-образовательного воздействия на молодежь. Именно музей осуществляет неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Именно в школьном музее происходит начальное познание заложенного в нем интеллектуального и духовного потенциала. Но эффективность функционирования школьного музея будет высокой только при грамотном его управлении.
Теоретический анализ психолого-педагогической, музееведческой литературы и литературы по управлению, а так же изучение практического опыта по исследуемой проблеме позволили создать модель управления функционированием школьного музея. Эта модель проходила апробацию на базе музея-мастерской «Корни народного творчества» и дала свои положительные результаты.
Музей-мастерская «Корни народного творчества» стал центром воспитательного процесса. На базе музея и при его ресурсном обеспечении в школе открыта детская школьная организация «Славяне». Совместно разрабатывается планирование и ведется активная работа со школьными кружками, факультативами, секциями. И как результат совместной деятельности проводятся общешкольные праздники.
Непосредственное управление функционированием школьного музея осуществляет руководитель музея. Текущую работу – совет музея, состоящий из учащихся школы. Помогает им в этом совет содействия музею. Отлажена совместная работа с государственными музеями, городскими и районными организациями дополнительного образования.
Деятельность школьного музея тесно связана с учебным процессом, с изучением программного материала по предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла.
Воспитательно-образовательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности, так как ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель.
Знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре нашего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны. Учащиеся овладевают навыками исследовательской деятельности: выбор и формирование темы исследования, поиск и сбор источников, их сопоставление у детей развивает умение ориентироваться в потоке информации, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, праздников, выставок способствуют заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной, профессиональной деятельности. У ребят возникает желание лучше узнать историю своего рода.
При грамотном управлении школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воздействия на умы и души детей. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с народными традициями помогает учащимся школы узнать историю родного края изнутри, понять как много сил и души вложили их предки в культуру нашего края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений наших земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Список использованной литературы
- Аверин А.Н. Взаимосвязь теории и практики в социальном управлении.-М.: АПН СССР, 1981.-52 с.
- Алферов Ю.С. Роль общественности в управлении образованием в зарубежных странах.//Педагогика, -№3.-1994.-34 с.
- Амонашвили Ш.А. Единство цели.-М..,1987.-208 с.
- Ансофф И. Стратегия управления. Сокращенный перевод с английского.-М.,-1989.-519с.
- Артюхов М.В. Гуманистические основы управления образованием: Моногр. Москва – Новокузнецк.,Росс. инст. непр. Образ.,-1998.-195с.
- Артюхов М.В. Муниципальная система образования: проблемы управления.-М.,1999.-136с.
- Артюхов М.В. Управление дифференцированным обучением школьников в промышленно развитом регионе.-Кемерово,1997.-232с.
- Артюхов М.В. Управление развитием муниципальной системы образования.-Томск – Новокузнецк,1999.-233с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.-М.,1973.-265с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.,1981.-432с.
- Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление.-М.,1990.- 65с.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.,1981.-368с.
- Афанасьев В.Г Человек в управлении обществом.-М.,1997.-382с.
- Аунапу Ф.Ф. Что такое управление.-М.,1967.-296с.
- Барсегян Т.В. Опыт работы центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева с общеобразовательными школами, гимназиями.// Материальная база сферы культуры. Вып.2.-1995.-С.2-12.
- Баскаков А.Б. Выбор рационального построения организационной структуры управления: методическая разработка.-М.,1983.-53с.
- Берг А.И., Черняк Ю.И. Информация и управление.-М.: Прогресс,1986.-420с.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения -–средство управления образованием.// Мир образования.-1996.-№2.-С.31-36
- Бестужев-Лада И.В. Социальное управление: методы, ориентиры, прогнозы.// Проблемы теории и практики.-1989.№4.-С. 73-77.
- Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление исущьность системного подхода.-М.,1973.-304с.
- Бобкин Н.И., Иванов Д.Е., Толстов Н.С. Проблемы управления образованием: Учебное пособие-Чебоксары,1993.-116с.
- Боголюбов В., Рудзите А., Саметие О. Опаределение уровня управления в школе.-Рига:РИУУ,1984.-48с.
- Божович Л.И. Лчность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. Исследование.-М.//Педагогика,1981.-284с.
- Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее.// Педагогика.-1993.-№4.-С. 3-15.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.: Мысль,1978.-215с.
- Валицкая А.П. Филисофские основания современной парадигмы образования.//Педагогика.-1997.-№3.-С.15-19.
- Вансалова Е. Музейная педагогика.//Воспитание школьников.-2000.-№4.-С.11.
- Вансалова Е. Музейная педагогика.//Воспитание школьников.-2000.-№5.-С.4.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика.-М.,1990.-139с.
- Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование.-М.,1917.
- Ведеров Е.Е. Психологические проблемы управления.-М.:Экономика.-19069.-159с.
- Вербицкая Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Дисс…д-ра наук.-М.,1991.-297с.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах.-Красноярск,1989.-169с.
- Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики / Под ред.Т.И. Шамовой.-М.:Педагогика,1991.-192с.
- Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков.:Автореф. Дисс… канд. Пед. Наук.-Ярославль,1994.-18с.
- Воронин А.М. Управление развитием инновационной среды школы:Дис..канд.пед.наук.-Брянск.1995.-207с.
- Гусаров Л.О. Музей и школа.//Педагогика.-1996.№5.-С.34-38.
- Гвишиане Д.М. Организация и управление.-М.:Наука,-1972.-536с.
- Дунаев П. Воспитание патриотизма.//Агитатор.-1981.-№4.-с.50-51.
- Загвязинский В.И. Творчество в управлении.-М.:Знание,1991.-61с.
- Кабаченко Т.С.Психология управления.-М.,Рос.педаг. агенство,1997:ч.1 .-323с.
- Ковалевский С. Научные основы административного управления.-М.,1979.-271с.
- Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики.-М.,1997.-181с.
- Крылова Н.Б. Музей-школа-город-мир.//Школьные технологии.-2000.-№5,с.11-14.
- Кунц Г.,О`Доннель. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций.-М.,Прогресс,т.1-435с.,т.2-512с.
- Лазарев В.С. Системное развитие школой.-М.:Пед. Общество России,2002.-302с.
- Лебедев В.И. Психология и управление.-М.:Агропромиздат,1990.-176с.
- Лелина И.И. Размышления музейного педагога о современном интегрированном музее.//Полит.история России.Теория и музейная практика.Сб.научных трудов. СПб,1995.-С.125.
- Макарова Н.П.Образовательная среда в музее? Да,если это музей детский:Детский музей как способ организации образовательной среды.//Школьные технологии.-2001.-№6-С.106-113.
- Музей и школа./ под ред.Т.А.Кудриной,М.:Просвещение.-1985.-191с.
- Поташник М.М.,Лазарев В.С. Управление развитием школы.,.:Знание,1991.-48с.
- О деятельности музеев образовательных учреждений.,Письмо Мин.Образования РФ от12.03.2003.,№28-51-181/16.
- Российский центр музейной педагогики и детского творчества Гос. Русского музея.//Воспитание школьников.-2002.-№4.,С.40-42.
- Садакова А. Занятия в Музее русского деревенского быта.//Воспитание школьников.-2001.-№2.-С.24-26.
- Столяров Б. Музейная педагогика – история и современность.// Народное образование.-2001.-№5.,С.176-182.
- Тейлор Ф.У.Принципы научного менеджмента:Пер. с англ.-Еонтролинг,1991.-104с.
- Третьяков П.И.Управление общеобразовательной школой.,М.:Педагогика,1991.-183с.
- Туманов В.Е. Школьные музеи.// Преподавание истории в школе.,2002.-№2.-С.74-80.
- Управление школой:теоретические основы и методы./Под ред. Лазарева В.С.,М.: ЦСиЭИ.-1997.-336с.
- Файоль А.,Эмерсон Г., Тейлор Ф. Управление – это наука и искусство.-М.,1992-349с.
- Философский энциклопедический словарь.-М.,1983.- 610с.
- Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев.// Воспитание школьников.-2001.-№3.-С.7-10.
- Шакуров Р.Х. Социально- психологические основы управления: руководитель и пед. Коллектив.-М.:Просвещение,1990,-208с.
- Шамова Т.И.Исследовательский подход в управлении школой.-М.,1992.-64с.
- Школьные музеи. Из опыта работы./ Под ред. Столетова В.Н.,Кашина М.П.,М.:Просвещение,1977.-142с.
Приложение 1.
Правила нанесения шифра на музейные предметы.
- При шифровке тканей номер пишется тушью на небольшом куске белой ткани, который затем пришивается с изнаночной стороны экспоната;
- Деревянные предметы шифруются масляной краской, металлические – эмалевой, керамические – тушью с таким расчетов, чтобы не испортить наружного вида объекта:
На посуде – на поддоне,
На мебели – снизу и т.д.
- На фотографиях номер пишется на обратной стороне, в нижней его части, слева, карандашом;
- На гипсовых предметах номер ставится тушью;
- На чучелах на задней стороне подставки;
- На сухих и сыпучих объектах, хранящихся в коробках и банках насыпью – на этикетке, вложенной внутрь коробки или банки;
- К мелким предметам приклеиваются подвесные ярлычки, на которых проставляется номер;
- Мелкие монеты, ювелирные изделия, на которых нельзя повесить ярлык, вкладывают в пакеты и надписывают номер.
Приложение 2.
А К Т №_______
Приема на временное хранение в школьный музей___________
Экспонатов_____________________________________________
( место, год, месяц, число)
Настоящий акт составлен в том, что данного числа музей в лице руководителя музея_________________________________
( Ф. И. О.
принял,(а)_______________________________________________
( лицо, учреждение, музей)
сдал на временное хранение для экспонирования сроком на____
ниже перечисленные предметы, за сохранность и своевременное возвращение которых несет ответственность принимающий их музей.
Сдал:
Принял:
Приложение 3.
Правила хранения материалов музея.
1.Фотографии монтируются на паспарту. Их приклеивают на лист, служащий фоном, при помощи двух небольших полосок тонкой бумаги – «лапок». Паспарту с фотоснимком помещают в специальную рамку или окантовывают под стекло;
2.Книги хранятся закрытыми, в вертикальном положении, корешками наружу. Если в них имеются гравюры, рисунки, фотографии, то их следует переложить папиросной бумагой. В экспозиции часто книги демонстрируются открытыми - в таком случае они могут размещаться на различных подставках, но обязательно под стеклом;
3.Медали и монеты экспонируются при помощи планшетов и коробок со специальными отверстиями, сделанными по размеру и форме медали или монеты;
4.Ценные документы (фотографии, рукописи, газеты и т.п.) можно заменить в экспозиции копиями. Подлинники, не включенные в экспозицию, рекомендуется перекладывать чистыми листами бумаги и хранить в папках, размещаемых в вертикальном положении. Фотоснимки лучше всего хранить в конвертах из черной бумаги;
5.Экспонируемые фотографии, рукописи, печатные документы следует располагать подальше от окон и источников тепла;
6.Объемные экспонаты также необходимо защищать от выцветания, пыли, механических повреждений и сырости.
Приложение 4.
А К Т № ________
На поступление на постоянное хранение в школьный музей
___________________________________________________
экспонатов__________________________________________
( место, год, месяц, число)
Настоящий акт составлен в том, что данного числа приняты на постоянное хранение в музей_________________________________________________
Руководителем музея____________________ ____________
(Ф.И.О.)
от__________________________________________________
( наименование учреждения )
через его представителя_______________________________
( Ф.И.О.)
ниже перечисленные предметы:
Сдал:
Принял: