Экскурсия "Предания старины далекой"

Нестерова Дарья Николаевна

как сказал Дмитрий Лихачев «Пора нам, наконец, прикоснуться к своим древним корням, к своей памяти и к своей культуре».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дом творчества «Вектор»

ЭКСКУРСИЯ

ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ ДАЛЕКОЙ

Выполнил: педагог

дополнительного образования

Нестерова Дарья Николаевна

Новокузнецк

 2015

        «Корни народного творчества» - так называется наш музей. Название выбрано неслучайно. Человек, незнающий своего прошлого, не имеет будущего. Как растение с оборванными корнями – засыхает. Нужно знать культуру своего народа и понимать ее.

        Из далекой древности, еще со времен язычества живут традиции и обряды, которые, конечно, же, трансформировались. За всю историю России, и  порой мы не знаем, почему поступаем, так или иначе. Почему, переступая  порог дома, нужно вытирать даже чистые ноги, почему невеста в белом, почему нельзя перешагивать через ребенка, сидящего на полу. А ведь всему этому и многому другому есть объяснение.

        В те давние времена люди жили  большими семьями, своим родом, и у каждого человека было свое предназначение. Ребенок до года (тетёшный, т.к. он вскармливался грудью матери) должен расти и набираться сил, от года до трех лет – детство, когда ребенку ничего не запрещалось и позволялось делать все, что ему захочется. С трех до 12 лет ребенок обучался ремеслу у  родителей или мастеров. Каждый находил свое дело по душе. С 12 лет начинались хороводы (парад невест), где выбирались  невесты. В первый год замужества, когда молодых называли вьюнками и приглашали их на все праздника и гуляния, они были самыми почетными гостями. Считалось, все, к чему прикасались руки молодых, наполнялось силой. Главным для женщины было родить ребенка. После  года совместной жизни каждый занимался своим делом: мужчина работал в поле, женщина растила детей и вела хозяйство. Затем она становилась «большухой», и ключи от всех кладовых были у нее. Когда люди становились старыми и немощными, у них была уже другая задача: давать советы о ведении хозяйства, а бабушки рассказывали сказки, на которых учили жизни внуков.

        Всегда и во все времена берегли мастеровых людей, ими гордились, они были достоянием народа. Мастера-умельцы прославляли свой народ своими творениями. В России много промыслов, известных  всему миру. Труд был в почете.

        В нашем музее собраны экспонаты различных народных промыслов, различных времен. Русь всегда была богата лесами и конечно, основными промыслами были такие как изготовление предметов быта, игрушек и украшений из дерева. Очень часто эти  предметы расписывались.

        В разных районах России роспись  носила свой характер, свой стиль, отливалась она и палитрой красок. Обратите внимание на яркую «золотую» хохлому. А вот здесь представлены изделия, расписанные Городецкой росписью, яркой, многоцветной. А вот  роспись на шкатулках мастеров села Полхов Майдан, Семеновская матрешка и наша гордость – Новокузнецкая матрешка-певунья. Лаковая миниатюра (Палеховская роспись) представлена шкатулкой и брошью.

        Каждая роспись своеобразна, самобытна и в то же время растительным орнаментом, бытовыми сценами, эти росписи перекликаются и объединяются единым значением символов. Символы повторяются и в вышивке, и в резьбе, и  в кружевоплетении, и в ткачестве.

        Очень близким и дорогим  сердцу русским мастерам  - умельцам был и такой материал, как береста. Из нее делали свистульки, украшения, туеса, в которых хранили напитки и продукты, в них собирали ягоды.

        Из всего, что окружало человека, умелые руки мастера  создавали удивительную красоту. Корзины из ивовых прутьев, блюда из соломки, лапти из лыка, глиняная посуда и игрушки. Изо льна, хлопка, шерсти и шелка проворные женские руки ткали полотно. Первый ткацкий станок появился за 5000 лет до н.э. В нашем музее есть станок, которому около 200 лет. На нем ткали полотно.

        Перед вами рубашка невесты. Этой рубашке более 80 лет. Вышивала ее мастерица  себе на свадьбу сама. А вот этот рушник, занавески, наволочки, накидки все из ее приданного. Ведь  свое приданное девушка готовила себе сама. По размерам сундука, наполненного вещами, сделанными руками невесты, судили о том, какая  из нее будет хозяйка умелая. Трудолюбивая или наоборот.

        Обратите внимание на этот рушник, расшитый петухами. Это свадебный рушник. На таком рушнике подавала свекровь хлеб с солью молодоженам, встречая  их дома после венчания. Этим рушником связывали молодым руки, как бы соединяя их до конца жизни. Такой рушник передавался в роду по мужской линии, а вот по женской линии передавали икону. У нас представлена икона складень начала ХУ111 в. На свадьбу и на войну. На рождение  и на смерть благословляли иконой. В богатых, состоятельных семьях имелись и библии. Этой библии 120 лет.

        Верующие христиане знали Писания наизусть, по ним и жили. По православным праздникам составляли земледельческий календарь. На Егория (6 мая Егорьев день, день Георгия Победоносца) запахивали пашню. На Федора-житника (29 мая) сеяли жито. В день Еремея – расрегателя  (13 июня) заканчивался всякий сев.

        По православному календарю давали  имена детям в честь святых. Но настоящим полным именем  ребенка не называли даже родные, дабы не привлечь злых духов, не накликать беду.

        По той же причине запрещалось рисовать лица на куклах. Таким куклами-свертками играли деревенские дети, которые делали сами или их мамки. Одежду на куклы жили настоящую. Здесь тебе и поневный костюм и сарафан. Головному убору также уделяли внимание. У замужней  женщины волосы должны быть покрыты (Кика, повойник). Вот девочки и девушки  носили ленту, красу, кокошник. У них темя было открыто. По фартуку  женщины (а это был своего рода паспорт) можно было определить из какой она губернии, какая у нее семья, и какие  пожелания она направляет  к Богу. Украшения носили не только ради красоты, они служили оберегом, охраняя от злых духов.

        С  каждым предметом связано много обычаев и обрядов, все это переплетается в  единое целое, создает народную культуру.

        И как сказал Дмитрий Лихачев «Пора нам, наконец, прикоснуться к своим древним корням, к своей памяти и к своей культуре».