Экскурсия "Предания старины далекой"
как сказал Дмитрий Лихачев «Пора нам, наконец, прикоснуться к своим древним корням, к своей памяти и к своей культуре».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия "Предания старины далекой" | 775.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дом творчества «Вектор»
ЭКСКУРСИЯ
ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ ДАЛЕКОЙ
Выполнил: педагог
дополнительного образования
Нестерова Дарья Николаевна
Новокузнецк
2015
«Корни народного творчества» - так называется наш музей. Название выбрано неслучайно. Человек, незнающий своего прошлого, не имеет будущего. Как растение с оборванными корнями – засыхает. Нужно знать культуру своего народа и понимать ее.
Из далекой древности, еще со времен язычества живут традиции и обряды, которые, конечно, же, трансформировались. За всю историю России, и порой мы не знаем, почему поступаем, так или иначе. Почему, переступая порог дома, нужно вытирать даже чистые ноги, почему невеста в белом, почему нельзя перешагивать через ребенка, сидящего на полу. А ведь всему этому и многому другому есть объяснение.
В те давние времена люди жили большими семьями, своим родом, и у каждого человека было свое предназначение. Ребенок до года (тетёшный, т.к. он вскармливался грудью матери) должен расти и набираться сил, от года до трех лет – детство, когда ребенку ничего не запрещалось и позволялось делать все, что ему захочется. С трех до 12 лет ребенок обучался ремеслу у родителей или мастеров. Каждый находил свое дело по душе. С 12 лет начинались хороводы (парад невест), где выбирались невесты. В первый год замужества, когда молодых называли вьюнками и приглашали их на все праздника и гуляния, они были самыми почетными гостями. Считалось, все, к чему прикасались руки молодых, наполнялось силой. Главным для женщины было родить ребенка. После года совместной жизни каждый занимался своим делом: мужчина работал в поле, женщина растила детей и вела хозяйство. Затем она становилась «большухой», и ключи от всех кладовых были у нее. Когда люди становились старыми и немощными, у них была уже другая задача: давать советы о ведении хозяйства, а бабушки рассказывали сказки, на которых учили жизни внуков.
Всегда и во все времена берегли мастеровых людей, ими гордились, они были достоянием народа. Мастера-умельцы прославляли свой народ своими творениями. В России много промыслов, известных всему миру. Труд был в почете.
В нашем музее собраны экспонаты различных народных промыслов, различных времен. Русь всегда была богата лесами и конечно, основными промыслами были такие как изготовление предметов быта, игрушек и украшений из дерева. Очень часто эти предметы расписывались.
В разных районах России роспись носила свой характер, свой стиль, отливалась она и палитрой красок. Обратите внимание на яркую «золотую» хохлому. А вот здесь представлены изделия, расписанные Городецкой росписью, яркой, многоцветной. А вот роспись на шкатулках мастеров села Полхов Майдан, Семеновская матрешка и наша гордость – Новокузнецкая матрешка-певунья. Лаковая миниатюра (Палеховская роспись) представлена шкатулкой и брошью.
Каждая роспись своеобразна, самобытна и в то же время растительным орнаментом, бытовыми сценами, эти росписи перекликаются и объединяются единым значением символов. Символы повторяются и в вышивке, и в резьбе, и в кружевоплетении, и в ткачестве.
Очень близким и дорогим сердцу русским мастерам - умельцам был и такой материал, как береста. Из нее делали свистульки, украшения, туеса, в которых хранили напитки и продукты, в них собирали ягоды.
Из всего, что окружало человека, умелые руки мастера создавали удивительную красоту. Корзины из ивовых прутьев, блюда из соломки, лапти из лыка, глиняная посуда и игрушки. Изо льна, хлопка, шерсти и шелка проворные женские руки ткали полотно. Первый ткацкий станок появился за 5000 лет до н.э. В нашем музее есть станок, которому около 200 лет. На нем ткали полотно.
Перед вами рубашка невесты. Этой рубашке более 80 лет. Вышивала ее мастерица себе на свадьбу сама. А вот этот рушник, занавески, наволочки, накидки все из ее приданного. Ведь свое приданное девушка готовила себе сама. По размерам сундука, наполненного вещами, сделанными руками невесты, судили о том, какая из нее будет хозяйка умелая. Трудолюбивая или наоборот.
Обратите внимание на этот рушник, расшитый петухами. Это свадебный рушник. На таком рушнике подавала свекровь хлеб с солью молодоженам, встречая их дома после венчания. Этим рушником связывали молодым руки, как бы соединяя их до конца жизни. Такой рушник передавался в роду по мужской линии, а вот по женской линии передавали икону. У нас представлена икона складень начала ХУ111 в. На свадьбу и на войну. На рождение и на смерть благословляли иконой. В богатых, состоятельных семьях имелись и библии. Этой библии 120 лет.
Верующие христиане знали Писания наизусть, по ним и жили. По православным праздникам составляли земледельческий календарь. На Егория (6 мая Егорьев день, день Георгия Победоносца) запахивали пашню. На Федора-житника (29 мая) сеяли жито. В день Еремея – расрегателя (13 июня) заканчивался всякий сев.
По православному календарю давали имена детям в честь святых. Но настоящим полным именем ребенка не называли даже родные, дабы не привлечь злых духов, не накликать беду.
По той же причине запрещалось рисовать лица на куклах. Таким куклами-свертками играли деревенские дети, которые делали сами или их мамки. Одежду на куклы жили настоящую. Здесь тебе и поневный костюм и сарафан. Головному убору также уделяли внимание. У замужней женщины волосы должны быть покрыты (Кика, повойник). Вот девочки и девушки носили ленту, красу, кокошник. У них темя было открыто. По фартуку женщины (а это был своего рода паспорт) можно было определить из какой она губернии, какая у нее семья, и какие пожелания она направляет к Богу. Украшения носили не только ради красоты, они служили оберегом, охраняя от злых духов.
С каждым предметом связано много обычаев и обрядов, все это переплетается в единое целое, создает народную культуру.
И как сказал Дмитрий Лихачев «Пора нам, наконец, прикоснуться к своим древним корням, к своей памяти и к своей культуре».