Мастер-класс "Инновационные технологии раннего музыкального развития дошкольников"
В данном мастер-классе выставлены на обсуждение коллег технологии музыкального развития "Музыка с мамой" Е. Железновой, "Топ-хлоп, маолыши" Т.Сауко, А. Бурениной и друкгие. Наглядно показан примерный музыкально-игровой материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_po_rannemu_vozrastu_na_kursah.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Использование образовательных технологий в музыкальном развитии детей раннего возраста»
Мусина Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №339
комбинированного вида»
Казань, 2016
Оглавление.
1.Пояснительная записка. 3-4
2. Используемая литература. 10
Приложение 5-9
Пояснительная записка.
Многочисленные исследования учёных всего мира, изучающих психологию раннего возраста, вновь и вновь подтверждают, что психологические основы обучения закладываются уже к трёхлетнему возрасту. Всё начинается с рождения, но большинство родителей более заинтересованно начинают заниматься музыкальным воспитанием и другими видами искусства с четвёртого года жизни и старше. Тем самым, они упускают первые три года жизни ребёнка, утрачивая стартовые возможности и, как результат, тормозя и сдерживая музыкальное развитие своих детей, притупляя потенциальные возможности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Федеральный Государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дал старт широкому применению инновационных образовательных программ, которые ориентируются на тесную взаимосвязь с родителями, педагогами и социумом. Так, в нашем дошкольном учреждении в художественно-эстетическом развитии детей мы применяем технологии программ «Топ-хлоп, малыши» (авторы Т. Сауко, А.Буренина), «Музыка с мамой» (авторы Е.Железнова), «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) С учётом возрастных особенностей детей, их индивидуальными особенностями, составляем план музыкально-игровой образовательной деятельности. В интеграции с музыкальным материалом составляем план по изодеятельности, гармонирующему с темой. Музыкально-образовательная деятельность с детьми от 2-3 лет проходит в игровой форме, с частой сменой видов деятельности, что обеспечивает комплексный подход и поддержание детского интереса.
Определённая структура занятий позволяет родителям увидеть и понять преимущества совместной деятельности педагога, родителей и детей.
- во - первых, развитие ребёнка происходит в комфортных для него условиях: доверительная обстановка, присутствие близких людей;
- во-вторых, глубокое участие родителей в жизни малышей возможно только в партнёрской деятельности, основанной на добровольном участии детей и взрослых в предлагаемой работе; результатом такой деятельности является продукт; песня, танец, картина.
- в-третьих, формируется новый тип отношений: родители и дети, вовлечённые в партнёрскую деятельность, раскрываются друг для друга совершенно с новых сторон, идёт взаимообогащение и интенсивное накопление личностных качеств, необходимых для выхода в социум.
Результатом данной работы, основанной на применении инновационных технологий в музыкально-образовательной деятельности с детьми раннего возраста стало то, что родители начинают серьёзно интересоваться процессами происходящими с их детьми, принимая требования со стороны педагогов.
Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания, которые являются в течении всего года:
- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку образно-игровых движений.
- Развитие музыкального слуха.
- Развитие двигательной сферы.
- Воспитание общительности.
- Развитие пространственных ориентировок.
Предлагаемый на мастер-классе репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей и для конкретизации самого движения, наполненного его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребёнка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослыми и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и чётко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Приложение
Музыкально-образовательные технологии Т.Сауко и А. Бурениной (Программа музыкально-ритмического воспитания де6тей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши)
1.Ладошечка
На мелодию русской народной песни «Я на горку шла»
Задачи: способствовать установлению тёплых, доверительных отношений между педагогом, ребёнком и его родителем
- Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
- На – ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке
На 1 куплет музыкальный руководитель гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки детям, и они поглаживают. Надо успеть поприветствовать всех детей!
2. «Да-да-да!»
музыка Тиличеевой, слова Островского
Задачи: развивать у детей слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма.
- Ручками мы хлопнем – да-да-да-да!
Ножками мы топнем – да-да-да-да!»
- Ручками помашем – да-да-да-да!
Ножками попляшем – да-да-да-да!
3.«Прятки» музыка Ломовой, слова И.Плакиды
Задачи: развивать координацию движений, чувство ритма. Способствовать повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения.
- Где же, де же наши ножки, Дети сидят на корточках,
Где же наши ножки? обхватив колени
Где же, где же наши ножки-
Нету наших ножек.
Вот, вот наши ножки,
Вот где наши ножки, встают и топают ногами
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.
- Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки? Прячут ручки за спину
Где же, где же наши ручки –
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки, показывают ручки, вращая кистями
Во-от наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки!
- Где же, где же наши детки – закрывают глазки ладошками
Где же наши детки?....
4. Подвижная музыкальная игра «Ой летали птички», народная мелодия.
Задачи: развивать способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом стр. 27, сборник «Топ-хлоп. малыши» (Т. Сауко, А.Буренина)
5.Пляска с платочками, немецкая плясовая мелодия, слова Ануфриевой
Задачи: развивать мелкую моторику, музыкальный слух, расширять двигательный опыт детей.
1. У кого в руках платочек,
Тот ко мне пойдёт в кружочек. Идут,держа платочки за уголок
И платочек всем покажет,
и так весело попляшет.
Припев. Вот так вот платок какой, кружатся
Покружись над головой.(2 раза)
- Мы возьмём за уголочки
Наши яркие платочки поднимают платочки, И поднимем выше выше
И поднимем выше, выше.
3. Сядем тихо мы в кружочек, присаживаются
Спрячемся за свой платочек, прячутся
А потом, а потом
Всех ребяток мы найдём.
4. Как похожи на цветочки кладут платочки на
Наши яркие платочки, головку
И ребятки наши тоже
На платочки все похожи.
Припев.
5. Пляска с погремушками,
белорусская плясовая мелодия «Бульба», слова Ануфриева
Задачи: развивать ловкость, точность, чувство ритма, умение различать контрастные части.
1.Ах, как весело сегодня, отводят
Веселятся малыши!
Деткам дали погремушки,
погремушки хороши! Припев: Дзинь-ля-ля.. звенят
2.Погремушки вверх подняли,
выше, выше, малыши,
Погремушки деткам дали-
погремушки хороши!
припев.
3.Где же, где же погремушки?
Спрятали их малыши.
Покажите погремушки!
Погремушки хороши!
Припев.
- Сели на пол, постучали,
погремушкой малыши.
Постучали, поиграли,
Погремушки хороши.
Припев.
5.Побежали с погремушкой,
Друг за другом малыши
Догоните наших деток –
Наши детки хороши!
Музыкально-образовательные технологии Е.Железновой («Программа «Музыка с мамой»)
Музыкально-пальчиковая игра « У ЖИРАФА»
музыка и стихи Е.Железновой
Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.
1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев ("собираем складки" - щипает себя)
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).
Пальчик , музыка и стихи Л. Хисматуллиной
Пальчик о пальчик тук да тук
Пальчик о пальчик тук да тук
Хлопают ладошки звонко, звонко
Хлопаем в ладошки громко, звонко
Тихо, тихо ножки пляшут,
Тихо , тихо ножки пляшут.
Громко , громко, топ да топ.
Громко , громко, топ да топ.
Как пружинки ножки пляшут,
Как пружинки мы попляшут.
А теперь , как зайчики весело поскачем!
А теперь как зайчики весело поскачем!
Пляшут ручки, пляшут красиво.
Посмотрите, что за диво!
Покружились детки и остановились.
Музыкально-образовательные технологии Картушиной
Здравствуйте»
слова Картушиной, аранжировка Л. Хисматуллиной
Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп, хлоп. (хлопаем в ладоши)
Здравствуйте, ножки - топ, топ. топ. (топаем ножками)
Здравствуйте, щёчки - плюх, плюх. плюх. (трогаем щёчки)
Пухленькие щёчки - плюх, плюх, плюх. (теребим щёчки)
Здравствуйте, губки- чмок, чмок, чмок. (посылаем воздушный поцелуй)
Здравствуйте, зубки- щёлк, щёлк, щёлк. (стучим зубками)
Здравствуй, мой носик- бип, бип, бип. (дотрагиваемся до кончика носа)
Здравствуйте, гости - всем привет! (машем ручкой, приветствуем всех)
Используемая литература.
- Екатерина и Сергей Железновы «Музыка с мамой» www.m-w-m.ru
- Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Санкт – Петербург 2011
- Т.Калеева «Слово, музыка, движение» Учебно-методическое пособие и хрестоматия для маолышей. Казань. 2001.
- И.Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию для дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010.