Инновационная деятельность на базе КФУ
В проекте "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения" автор добивается положительных результатов в совместной музыкально-образовательной деятельности детей с диагнозом дцп и здоровых детей. Проект можно просмотреть в виде презентации.
На странице представлен фотоматериал из жизни детей группы "Особый ребёнок"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №339 комбинированного вида» |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 420085, Казань, улица Химиков, 47., 5-71-79-89., madou339@mail.ru |
Тема инновационной разработки | Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкально-образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения» |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Проект направлен на организацию социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (в основном это дети с диагнозом дцп), посещающих детский сад, посредством музыкально-образовательной деятельности. Новизна разработки заключается в инклюзии (вовлечении) в процесс развития детей с диагнозом дцп здоровых детей. Цель данного проекта-расширить личностные возможности детей посредством музыкальной деятельности; задачи - развить их эмоционально, эстетически, интеллектуально. В содержание работы над социализацией включены инновационные программы – модели Т.Сауко, А.Бурениной, Картушиной. Данный проект уже имеет положительные результаты по проблеме социализации: - увеличиваются возможности реализации творческого и познавательного потенциала детей овз; -здоровые дети узнают о проблемах детей овз в процессе общения, учатся гуманности, деликатности, толерантности. |
Сведения о распространении инновационного опыта:: - участие в научно-практических конференциях; - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; - печатные работы за отчётный период и др. | - «Социализация детей группы «Особый ребёнок» дошкольного учреждения посредством музыкально-игровой деятельности» в Сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования», 3-5 февраля, 2016 год, г. Казань, стр.118-123 - Диплом Лауреата за работу «Создание музыкально-игровой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Современный детский сад», 2013г. http://nsportal.ru/musina-tatyana-aleksandrovna - Диплом Лауреата III степени за работу «Активизация вхождения детей-инвалидов в образовательный процесс посредством музыкально-игровой деятельности» на Всероссийском дистанционном конкурсе учебно-образовательных материалов «ВОСПИТАНИЕ -2016» http://nsportal.ru/musina-tatyana-aleksandrovna |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика); - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); - качество образования (высокобальники); - др. | Диплом на Международном фестивале детского творчества «Звёзды нового века» для детей ограниченных возможностей, 2013г. http://plus.znv.ru/3192 http://nsportal.ru/musina-tatyana-aleksandrovna Экспертное заключение экспериментальной деятельности по теме «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОУ» в Центре дистанционного сотрудничества «Педагогическое мастерство» Н.Н.Калацкой, к.п.н. доцента кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования КФУ, 100 баллов, свидетельство №3091, 2016г. http://nsportal.ru/musina-tatyana-aleksandrovna |
Форма, представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; - семинар-практикум для слушателей программы ПК ( на базе ОО); - элективный курс в рамках заявленной темы; -открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) | Форма представления инновационной деятельности в виде разработки (проекта) http://nsportal.ru/user/661068/page/innovatsionnaya-deyatelnost-na-baze-kfu |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО
ФГАОУ ВО КФУ
Тема: «Социализация детей
с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО»
Выполнила:
Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» Московского района города Казани
г. Казань - 2016г.
Оглавление
Содержание | стр | |
Введение | 3 | |
1.Анализ ситуации | 3 | |
2.Актуальность проекта | 4 | |
3.Цели и задачи проекта | 4 | |
3.1 Цель проекта | 4 | |
3.2 Задачи проекта | 5 | |
3.3 Целевая группа проекта | 5 | |
4. Проектное решение | 5 | |
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта | 6 | |
6. Программа проектных мероприятий | 6 | |
7.Ожидаемые результаты реализации проекта | 9 | |
8.Риски реализации проекта | 9 | |
9. Заключение | 9 | |
Список использованных документов и источников информации | 11 | |
Интернет-ресурсы | 11 | |
Приложение 1 | 12 | |
Приложение 2 | 15 | |
Приложение3 | 18 |
Введение.
«Рассматриваю музыку
не как искусство забавлять слух,
но как одно из величайших средств
трогать души и возбуждать чувства». Д.Шостакович
Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Федеральный Образовательный Государственный Стандарт (далее ФГОС ДОО), направлен на многие позитивные решения в становлении всестороннего развития личности дошкольника, и одна из них это «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)»
1. Анализ ситуации
В настоящее время значительно увеличивается число детей с нарушением здоровья, что является серьёзной педагогической проблемой. В Законе «Об образовании» от 29.12.2012 №273 здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям. Новое явление в Российской системе образования – инклюзивное обучение детей-инвалидов. Инклюзия (включение) как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого» Посредством музыкально-игровых мероприятий вероятнее всего можно активизировать процесс вхождения детей-инвалидов в воспитательно-образовательный процесс и в социум, «включить» их в детское образовательное пространство всего дошкольного учреждения.
- Актуальность проекта
Ребёнок с детским церебральным параличом отличается от своих здоровых сверстников расстройством внимания, памяти, нечёткостью ориентировки в пространстве. Дети с диагнозом детский церебральный паралич посещают группу «Особый ребёнок». Их родители очень довольны посещением этой группы, ведь у них появляется время не только для решения более конкретных проблем здоровья своих детей, но и своё личное пространство. Негативные черты качества здоровья таких детей не хочется перечислять, просто нужно сделать их жизнь в детском саду наиболее ярче, продуктивнее, т.е. такой же, как и у других детей, посещающих это дошкольное учреждение. Такие дети, пребывая в дошкольном учреждении должны забыть о своих болезнях, чтобы их эмоциональное, физическое, умственное состояние способствовало их дальнейшему развитию. И этот гуманный вопрос можно решить способом инклюзии - обязательным вовлечением детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в тесном контакте со здоровыми детьми. Это целенаправленный процесс обучения детей в рамках общеобразовательного учреждения общего типа.
Инклюзивное обучение подразумевает тот факт, что дети с ОВЗ в ДОУ должны овладеть теми же навыками, умениями и знаниями , что и нормально развивающиеся. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для интеграции детей-инвалидов в коллектив их сверстников с нормальным развитием.
3.Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта - способствовать умственному, физическому и эстетическому развитию дошкольников посредством создания музыкально-игровой среды и организацией творческого контакта между нормальными здоровыми детьми, детьми ограниченных возможностей и их родителей.
3.2 Задачи проекта:
1. Формирование музыкально-инклюзивной среды, коммуникативных навыков общения, включению в процесс воспитания с детьми ограниченных возможностей здоровых детей дошкольного учреждения.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, фантазии и воображения.
3. Развитие музыкального слуха, элементарных умений двигательных ориентировок в пространстве.
3.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родители, здоровые дети, музыкальный руководитель, воспитатели, психолог, логопед, татарский воспитатель.
4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Основная идея проекта - создание инклюзивного сообщества, (дети группы «Особый ребёнок» и здоровые дети из параллельной группы по возрасту, специалисты - музыкальный руководитель, воспитатели, дефектолог, родители детей), предполагающего активное вовлечение детей в музыкально-образовательную деятельность. В процессе музыкально-образовательной деятельности, на музыкальных занятиях, участия на праздниках, дети учатся жить вместе. Стираются границы между инвалидами и здоровыми детьми, посколько причина появления этих границ не столько медицинские проблемы, связанные со здоровьем человека, сколько то состояние общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
Основные достоинства совместного обучения дошкольников с особыми потребностями и здоровых детей следующие:
- увеличение возможностей реализации творческого и познавательного потенциала ребёнка-инвалида, так как совместное обучение со здоровыми детьми позволяет наладить связи с некоторым количеством сверстников;
- здоровые дети в процессе совместной музыкально-образовательной деятельности приобретают способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У детей появляются такие качества как сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее.
Совместные занятия музыкой сплачивает детский коллектив. Независимо от того, какие дети поют и танцуют, играют и веселятся, смеются и сострадают.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей и их родителей, помогает выработать им такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. В данном проекте инклюзия – это не просто попытка собрать всех детей «в кучу». Наоборот, такой подход способствует тому, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя принятым, чтобы его возможности и потребности учитывались и были оценены.
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта: проект средней продолжительности
5.1 Сроки реализации проекта 3 месяца ( с 01.09. 2016 по 30.11. 2016)
5.2 Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (с 01.09. 2016 по 16.09. 2016)
2.Основной (с 19. 09. 2016 по 10.11. 2016)
3.Заключительный (с 11.11. 2016 по 30.11. 2016)
6. Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный | |
Этап 1 | |||||
1. | Изучение методической литературы: 1)А.Г.Гогоберидзе, В.А.Дергунская Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2010г 2) О.В.Кацер Игровая методика обучения детей пению Санкт-Петербург 2008 3) М.Ю. Картушина Забавы для малышей, ТЦ Сфера,2007 4)Т.Сауко, А.Буренина Топ-хлоп, малыши Санкт-Петербург, 2011 | Методический кабинет Музыкаль-ный зал | 01.09.2016.-02.09.2016 05..09.2016-06.09.2016 | Старший воспита-тель, психолог, музы-кальный руководи-тель Музы-кальный руководи-тель | |
2. | Подбора аудио-видео материала: 1)Е.Железнова,С.Железнов Серия компакт-дисков для общего развития детей от0 до 7 лет www.m-w-m.ru 2)Подбор музыкально-игровых презентаций http://viki.rdf.ru/cat/musika | Музыкальный зал Интернет дома | 07..09.2016.09.09.2016 10.09.2016-12.09.2016. | Музы-кальный руководи-тель | |
4. | 1.Подбор иллюстраций и фотоматериалов по теме проекта | Интернет, методичес-кий кабинет | 13.09.2016-16.09.2016 | Воспита-тель, психолог, логопед | |
Анкетирование родителей «Музыка в вашей семье» | Группа «Особый ребёнок» | 10.09.2016.-16.09.2016 | Музы-кальный руководи-тель, психолог, воспита-тель | ||
Этап 2 | |||||
1. | 1.Изготовление и разучивание музыкально-дидактической игры «Поймай комара» 2. Изготовление осенних листочков из бумаги и других материалов. | Группа «Особый ребёнок» | 19.09.2016- 26.09.2016 | Родители, музыкаль-ный руководи-тель, воспита-тель | |
2. | 1.Разучивание с детьми музыкально-игрового материала: «Кто у нас хороший?», русская народная песня «Передай шляпу» музыка Е Железновой. | Музыкальный зал | 27.09.2016-07.10.2016 | Музыкаль-ный руководи-тель, воспита-тель, логопед | |
«Ладошечка», русская народная мелодия Игровой хоровод «Курсэт эле ускенем?», татарская народная песня | Музыкальный зал | 10.10.2016.-17.10.2016 | Музыкальный руководи-тель, воспита-тель, татарский воспита-тель | ||
Музыкально-пальчиковая игра «Большие ноги шли по дороге», музыка В Агафонникова «Прятки». Музыка Ломовой | Музыкальный зал | 18.10.2016 25.10.2016 | Музыкальный руково-дитель, воспита-тель, логопед | ||
Улыбка» музыка Шаинского «Что в запасах у ежа?», музыка Т Мусиной | Музыкальный зал | 26.10.2016.-02..11.2016 | Музы-кальный руководи-тель, воспита-тель | ||
Игра на музыкальных инструментах, татарская народная мелодия | Музыкальный зал | 03.11.2016.-10..11.2016. | Музы-кальный руководи-тель, воспита-тель | ||
Этап 3 | |||||
1. | 1.Игровой досуг «Что в запасах у ежа?» | Музыкальный зал | 11.11.2016 18.11.2016 | Музыкаль-ный руководи-тель, воспита-тель, психолог, татарский воспита-тель, родители | |
2.Игровой тренинг «Чарли в гостях у ребят» | Музыкальный зал | 21.11.2016. 25.11.2016. | Музыкальный руководи-тель, воспита-тель, родители. | ||
3.Фотовыставка «Мы играем!» | Группа «Особыйребёнок» | 28.11.2016 30.11.2016. | Музыкаль-ный руководи-тель, воспита-тель, логопед, татарский воспита-тель родители |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Формирование интереса к пению, музыкальной играм, восприятию музыки, игре на музыкальных инструментах, творческой деятельности;
2. Развитие и укрепление партнёрских отношений родитель-педагог-ребёнок.
3. Активизация сознательного отношения к укреплению своего физического и психического здоровья.
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Нежелание родителей здоровых детей приобщать их к музыкальным играм с детьми ограниченных возможностей; | Беседы и разъяснения о необходимости общения для достижения общих целей |
Организационные | Введение в ДОО карантинного режима; | Здоровьесберегающие технологии. |
Организация санаторного лечения некоторых воспитанников. | Перенос сроков проведения. |
Заключение
Процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых детей способом музыкально-образовательной деятельности имеет положительный образовательный и воспитательный эффект. И дети ограниченных возможностей, и здоровые дети познали чувства коллективной партнёрской поддержки в музыкально-ритмических движениях, игровых ситуациях, в образовательной деятельности в целом. Дети не видят друг в друге недостатков. Они играют, поют, общаются и поддерживают друг друга. Дошкольный возраст самый благоприятный период в плане приобщения к музыкальному искусству. В данном проекте средствами музыки решается задача интеграции детей ограниченных возможностей в общество здоровых нормальных детей. Результатом данной работы стали успехи воспитанников ограниченных возможностей здоровья, которые наравне с другими детьми активно участвуют на игровых тренингах, праздниках, спортивных мероприятиях. Здоровые дети ощутили себя очень значимыми в определённых игровых моментах. Родители осознали важность данного проекта и предлагают помощь в его дальнейшем развитии. Но поиск оптимальных путей развития творческих, познавательных и социально-коммуникативных способностей детей ограниченных возможностей, средств и методов успешной их адаптации и интеграции в общество продолжается.
Список использованных документов и источников информации
Литература:
1.От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования Мозаика-синтез, Москва, 2015
2. А.Г.Гогоберидзе, В.А. Дергунская Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010г
3. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению Санкт-Петербург 2008
4. М.Ю. Картушина Забавы для малышей, ТЦ Сфера, 2007
5.Т.Сауко, А.Буренина Топ-хлоп, малыши Санкт-Петербург, 2011
Интернет-ресурсы
1.Подбор музыкально-игровых презентаций http://viki.rdf.ru/cat/musika
2. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования www.consultant.ru
3. Е.Железнова, С.Железнов Музыка с мамой Программа музыкально- ритмического воспитания детей www.m-w-m.ru
Приложение 1
Развлекательный досуг с участием родителей:
Чарли в гостях у ребят
для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
Автор-составитель: Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» г. Казани
Цель: Вызвать эмоциональный отклик дошкольников на развитие ситуации на празднике, раскрепоститься. Дать возможность проявить свои творческие намерения и фантазии.
Дети располагаются в музыкальном зале.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой сегодня день? Сегодня последний день осени! И грустно, и весело! А давайте мы с вами будем сегодня шутить, играть, смеяться! А грустить не будем!
Входит грустный Чарли Чаплин.
Ведущая: Смотрите, ребята, кто этот к нам пришёл?
Дети: Чарли!
Ведущая: Да, это Чарли Чаплин, создатель немого кино. Только почему он грустный? Почему ты такой грустный сегодня, Чарли?
Чарли пожимает плечами, жестикулирует.
Ведущая: Ты плакал? (жалеет) Ребята, а вам жалко?
Дети: Да!
Ведущая: Я придумала! Сегодня, в последний день осени, давайте будем веселить Чарли?!
Дети: Давайте!
Ведущая: Я предлагаю поиграть в хороводную игру
«Кто у нас хороший?»
Хоровод «Кто у нас хороший?» (русская народная песня)
Ведущая: Чарли даже не улыбается!? Я предлагаю весело потанцевать и повеселиться под песню «Кукарелла»
Ритмическая композиция с султанчиками
Вбегает Веснушка.
Веснушка: Здравствуйте, давно не виделись.
Ведущая. Веснушка, ты так много принесла нам веснушек, что нам от этого стало очень весело, а вот Чарли не смеётся.
Веснушка. А я ему тоже подарю много веснушек. Вот, бери… .ой, ой, просыпались, что же делать?
Ведущая: Не волнуйся, сейчас мы соберём их и подарим Чаплину.
Игра «Кто больше соберёт веснушек?»
Ведущая: Смотрите, наш Чаплин стал улыбаться, ему весело, ура! Давайте вместе потанцуем!
Ритмический танец «Улыбайся!»
На пропеллере влетает Карлсон.
Карлсон: Здравствуйте, давно не виделись! Вы заждались небось, да обиделись?
Ведущая: Как хорошо Карлсон, что ты к нам пришёл.
Карлсон: Давайте! Я предлагаю поиграть в игру «Нарисуй улыбку!»
Игра «Нарисуй улыбку!»
(Дети сначала рассматиривают модель лица без рта, затем им завязывают глаза, и они подрисовывают к нему «улыбку» Когда глаза развязывают, всем окружающим бывает очень интересно смотреть на творчество своего товарища.
Ведущая: Как много улыбок нарисовали наши дети, даже солнышко стало улыбаться и заглянуло своими тёплыми лучами к нам.
Карлсон: Я предлагаю поиграть со мной в игру «Угости Карлсона вареньем с закрытыми глазами»
Игра «Угости Карлсона вареньем с закрытыми глазами»
Ведущая (после игры): Вот какие все добрые, все дети захотели угощать нашего Карлсона, Он ведь так любит варенье! А что ты предлагаешь, Веснушка?
Веснушка: А я предлагаю поиграть в игру «Угости зайчика»
Игра «Накорми зайчика морковкой»
(Двое детей в шапочках зайчика садятся напротив двоих детей с завязанными глазами)
Ведущая: Наш Чарли Чаплин развеселился и хочет с нами поиграть!
Весёлый оркестр, татарская народная мелодия
Ведущая: Мы сегодня все повеселились, да ещё и рассмешили Чарли Чаплина. Чарли, а ты споёшь с нами песню «Улыбка»?
Чарли машет утвердительно головой.
Песня «Улыбка»
музыка В. Шаинского, стихи М.Пляцковского
Приложение 2
Развлекательный музыкально-спортивный досуг
«Что в запасах у ежа?»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Автор-составитель: Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» города Казани.
Задачи: создать для детей игровую творческую ситуацию, способствующую активизации пения вместе с педагогом, хоровой декламации, а также ритмических движений, передающих характер изображаемых зверей;
стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.
Оборудование: муляжи осенних деревьев, домик. У домика—корзина с муляжами калины, рябины, винограда, орехов и арбуза.
Роль ежа исполняет ребёнок старшего дошкольного возраста.
Дети одеты в спортивную форму. Свободной группировкой они проходят в зал.
Педагог: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Как красив осенний лес! Хотите немного погулять?
Дети: Да!
Педагог: Мы в лесу осеннем встретим…(имитирует движения медведя)
Дети (радостно): Медведя встретим!
Педагог: Мы в лесу осеннем встретим…(изображает движения волка)
Дети (повторяя за педагогом движения): Волка встретим!
Педагог: Мы в лесу осеннем встретим…(изображает прыжки на двух ногах)
Дети: Зайчика встретим!
Педагог (показывая игрушечных зверей): Вот они, пришли встречать нас в этом волшебном лесу! Давайте с ними погуляем. Сначала с медведем.
- Дети выполняют неуклюжие шаги медведя в такт музыкальному сопровождению вместе с педагогом, затем выполняют медленную «пружинку»(приседания), кружатся(«Барыня», русская нар. мелодия).
- Волк. Дети идут стремительными широкими шагами, размахивая руками. В конце движения на выдохе проговаривают: «У-у-у» («Волк», муз. Ф.Шаймордановой)
- Заяц. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед; также вместе с педагогом выполняют ритмичные шлепки по коленям, качают головой («шевелят ушками»). («Заяц», муз. Ф.Шеймордановой).
Педагог: Дует сильный ветерок…(дети вместе с педагогом качают поднятыми вверх руками, произнося звуки «ф-ф-ф»)
Педагог: И качает так листок…(дети выполняют плавные движения руками и произносят звук «ш-ш-ш»)
Педагог показывает маленького ёжика (игрушка), которого нашла под листочком, предлагает соорудить детям домик для него.
Педагог: Давайте встанем на четвереньки, возьмём по листочку и поползем с ним вот в этот кружочек. (каждый ребёнок складывает в кучку по несколько листочков)
Педагог: Какая большая куча листьев образовалась, полюбуйтесь!
Давайте возьмём листочки и потанцуем с ними
Игровой танец с листочками, музыка Тиличеевой
Звучит музыка. («Весёлые ноги» обр. В. Агафонникова)
Педагог: Что за весёлая музыка звучит? Смотрите, к нам пришел ёжик! Встанем все вокруг него!
Игра-считалка «Ёжик»
Ёжик-ёжик, чудачок!
Сшил колючий пиджачок!
Встал в кружок, и ну считать
Нам водилку выбирать.
(дети хором произносят считалку)
«Ёжик» выбирает «водящего» и выполняет с ним любое плясовое движение (притопы ногами; кружение, взявшись за руки; пружинка и т.д.) Остальные дети хлопают в ладоши.
Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: Ёжик приглашает нас в гости. Смотрите, какая большая корзина есть у него. Это запасы на зиму. Спросим ежа, что у него в запасах?
Инсценнировка песни «Что в запасах у ежа?»(музыка и слова автора)
Дети: Что в запасах у тебя?
Мы спросили у ежа
Ёжик: Вот калины, вот малины
Полная корзиночка.
Дети: А ещё что у тебя
Мы спросили не спеша.
Ёжик: Вот орех, а вот арбуз
Замечательный на вкус!
Дети: Есть ещё что у тебя,
Мы не знаем, вот беда!
Ёжик: Вот грибок волшебный
Подарок очень щедрый!
(В грибочке- вкусный сюрприз)
Ёжик угощает детей.
Дети и педагог: Спасибо тебе, ёжик!
Интересно было с тобой!
Пойдем с нами играть?!
Дети приглашают ежа в групповую комнату и, вместе с ним уходят из зала.
Приложение 3
Анкета для родителей «Музыка в семье»
Автор-составитель: Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» города Казани
1. Любите ли вы петь и поёте ли вы со своим ребёнком? (да, нет)
2. Читаете ли вы хором стихи в семье? (да, нет)
3. Опишите, какие виды образовательной деятельности нравятся вам в детском саду
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие изменения для улучшения качества образования в детском саду наиболее приемлемы по вашему мнению?
5. Ваш ребёнок изменился после многократных посещений детского сада? да, нет
- Хотите ли вы посещать детско-родительские группы по развитию музыкально-ритмических способностей детей? да, нет
- Играете ли вы с ребёнком на детских музыкальных инструментах?
да, нет
- Слушаете ли вы музыку с ребёнком целенаправленно и обсуждаете ли вы её вместе с ним? да, нет
- Посещаете ли вы с ребёнком концерты, спектакли (с учётом его возраста)?
- Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальных мероприятиях в детском саду?
- Есть ли у вас дома коллекция аудиозаписей музыкальных произведений для ребёнка?
- Нужны ли праздники в детском саду?
- Принимаете ли вы участие на детских праздниках?
- Как вы оцениваете результат музыкального творчества вашего ребёнка? + -
- Интересуетесь ли вы мнением музыкального руководителя по поводу развития вашего ребёнка в детском саду?
- Ваши пожелания по организации музыкального воспитания в детском саду ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнила: Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» Московского района города Казани
Актуальность проекта Ребёнок с детским церебральным параличом отличается от своих здоровых сверстников расстройством внимания, памяти, нечёткостью ориентировки в пространстве. Дети с диагнозом детский церебральный паралич посещают группу «Особый ребёнок». Их родители очень довольны посещением этой группы, ведь у них появляется время не только для решения более конкретных проблем здоровья своих детей, но и своё личное пространство. Негативные черты качества здоровья таких детей не хочется перечислять, просто нужно сделать их жизнь в детском саду наиболее ярче, продуктивнее, т.е. такой же, как и у других детей, посещающих это дошкольное учреждение. Такие дети, пребывая в дошкольном учреждении должны забыть о своих болезнях, чтобы их эмоциональное, физическое, умственное состояние способствовало их дальнейшему развитию. И этот гуманный вопрос можно решить способом инклюзии - обязательным вовлечением детей ограниченный возможностей здоровья в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в тесном контакте со здоровыми детьми. Это целенаправленный процесс обучения детей в рамках общеобразовательного учреждения общего типа. Инклюзивное обучение подразумевает тот факт, что дети с ОВЗ в ДОУ должны овладеть теми же навыками, умениями и знаниями , что и нормально развивающиеся. Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для интеграции детей-инвалидов в коллектив их сверстников с нормальным развитием.
Цель проекта - способствовать умственному, физическому и эстетическому развитию посредством создания музыкально-игровой среды и организацией творческого контакта между нормальными здоровыми детьми, детьми ограниченных возможностей и их родителей . Задачи проекта : 1. Формирование музыкально-инклюзивной среды, коммуникативных навыков общения, включения в процесс воспитания с детьми ограниченных возможностей здоровых детей дошкольного учреждения. 2. Развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, фантазии и воображения. 3. Развитие музыкального слуха, элементарных умений двигательных ориентировок в пространстве.
Целевая группа проекта : дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родители, здоровые дети, музыкальный руководитель, воспитатели, психолог, логопед, татарский воспитатель Вид проекта: творчески- игровой
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну ) Основная идея проекта –инклюзивная модель музыкально-образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в тесном контакте со здоровыми детьми. Основные достоинства обучения : -увеличение реализации творческого и познавательного потенциала ребёнка-инвалида посредством коммуникативного развития; -расширение личностных возможностей детей, выработка таких качеств, как гуманность. толерантность, готовность к помощи
Жизненный цикл и этапы реализации проекта: проект средней продолжительности Сроки реализации проекта 01.09.2016. 30.11.2016. 1. Подготовительный (с 01.09.2016 по 16.09.2016) 2. Основной (с 19.09.2016. по 10.11. 2016) 3. Заключительный ( с 11.11.2016. по 30.11.2016 . )
Комплекс мер Этап 1 Место проведения Срок проведения Ответственный Изучение методической литературы: 1)А.Г.Гогоберидзе, В.А.Дергунская Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2010г 2) О.В.Кацер Игровая методика обучения детей пению Санкт-Петербург 2008 3) М.Ю. Картушина Забавы для малышей, ТЦ Сфера,2007 4)Т.Сауко, А.Буренина Топ-хлоп, малыши Санкт-Петербург, 2011 Методический кабинет Муз. зал 01.09.2016 02.09.2016 05 .09.2016-06.09.2016 Старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель Муз. рук. Подбора аудио-видео материала: 1)Е.Железнова,С.Железнов Серия компакт-дисков для общего развития детей от0 до 7 лет www . m - w - m . ru 2)Подбор музыкально-игровых презентаций http://viki.rdf.ru/cat/musika Муз. зал Интернет дома 07.09.2016 09.09.2016 10.09.2016 12.09.2016. Муз. рук. 1.Подбор иллюстраций и фотоматериалов по теме проекта Интернет, методический кабинет 13.09.2016-16.09.2016 Воспитатель, психолог, логопед Анкетирование родителей «Музыка в вашей семье» Группа «Особый ребёнок» 10.09.2016-16.09.2016 Муз.рук, воспитатель
ЭТАП 2 1.Изготовление и разучивание музыкально-дидактической игры «Поймай комара» 2.Изготовление осенних листочков из бумаги и других материалов 1.Разучивание с детьми музыкально-игрового материала: «Кто у нас хороший?», русская народная песня «Передай шляпу» музыка Е Железновой. Группа «Особый ребёнок» Музыкальный зал 19.09.201626.09.2016 27.09.201607.10.2016 Муз. рук. воспитатель, логопед Муз.рук. «Ладошечка», русская народная мелодия Игровой хоровод «Курсэт эле ускенем?», татарская народная песня Музыкальный зал 10.10.2016 17.10.2016 Муз.рук. воспитатель, татарский воспитатель
Музыкально-пальчиковая игра «Большие ноги шли по дороге», музыка В Агафонникова «Прятки». Музыка Ломовой - 18.10.2016 25.10.2016 Муз. рук, воспитатель Улыбка» музыка Шаинского «Что в запасах у ежа?», музыка Т Мусиной Музыкальный зал 26.10.2016 02.11.2016 Муз. рук. воспитатель Игра на музыкальных инструментах, татарская народная мелодия Музыкальный зал 03.11.2016 10.11.2016 Муз. рук, воспитатель
Этап 3 1. Игровой досуг «Что в запасах у ежа?» Музыкальный зал 11.11.2016 18.11.2016 Муз. рук., воспитатель, родители 2. Игровой тренинг «Чарли в гостях у ребят» Музыкальный зал 21.11.2016 25.11.2016 Муз. рук., воспитатель, родитель 3. Фотовыставка «Мы играем!» Группа 28.11.2016 30.11.2016. Муз. рук., воспитатель
Ожидаемые результаты 1 . Формирование интереса к пению, музыкальной играм, восприятию музыки, игре на музыкальных инструментах, творческой деятельности; 2. Развитие и укрепление партнёрских отношений родитель-педагог-ребёнок. 3. Активизация сознательного отношения к укреплению своего физического и психического здоровья
Риски реализации проекта и пути их преодоления 1 2 3 Риски Условия возникновения Пути преодол ения Мотивационные Беседы и разъяснения о необходимости общения для достижения общих целей Беседы и разъяснения о необходимости общения для достижения общих целей Организационные Организация санаторного лечения некоторых воспитанников Перенос даты проведения
Заключение Процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых детей способом музыкально-образовательной деятельности имеет положительный воспитательный эффект. И дети ограниченных возможностей, и здоровые дети познали чувства коллективной партнёрской поддержки в музыкально-ритмических движениях, игровых ситуациях, в образовательной деятельности в целом. Дети не видят друг в друге недостатков. Они играют, поют, общаются и поддерживают друг друга. Дошкольный возраст самый благоприятный период в плане приобщения к музыкальному искусству. В данном проекте средствами музыки решается задача интеграции детей ограниченных возможностей в общество здоровых нормальных детей. Результатом данной работы стали успехи воспитанников ограниченных возможностей здоровья, которые наравне с другими детьми активно участвуют на игровых тренингах, праздниках, спортивных мероприятиях. Здоровые дети ощутили себя очень нужными в определённых игровых моментах. Родители осознали важность данного проекта и предлагают помощь в его дальнейшем развитии. Но поиск оптимальных путей развития творческих, познавательных и социально-коммуникативных способностей детей ограниченных возможностей, средств и методов успешной адаптации и интеграции таких детей в общество продолжается.
Список использованных документов и источников информации Основная литература 1.От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования Мозаика-синтез, Москва,2015 2. А.Г.Гогоберидзе, В.А. Дергунская Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010г 3. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению Санкт-Петербург 2008 4. М.Ю. Картушина Забавы для малышей, ТЦ Сфера, 2007 5.Т.Сауко, А.Буренина Топ-хлоп, малыши Санкт-Петербург, 2011 Интернет-ресурсы 1.Подбор музыкально-игровых презентаций http://viki.rdf.ru/cat/musika 2 . Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования www. consultant . ru 3. Е.Железнова, С.Железнов Музыка с мамой Программа музыкально - ритмического воспитания детей www . m - w - m . ru
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Творческое обыгрывание игровых ситуаций по теме «Рифмы и ритмы»
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в рамках Республиканской инновационной площадки ПМЦПКиППРО ИПиО
ФГАОУ ВО КФУ
Выполнила:
Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» Московского района города Казани
г. Казань - 2017г.
Рифмы и ритмы
Творческое обыгрывание игровых ситуаций с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор-составитель Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида» Московского района города Казани
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Формирование музыкально-инклюзивной среды, коммуникативных отношений у детей друг с другом и с педагогами; побуждать детей к сочинительству рифмов о зиме.
Задачи: - развивать музыкально-ритмические способности;
- воспитывать любовь к пению песен, слушанию музыки;
- формировать творческое мышление и сознание;
- обучать приёмам игры на музыкальных инструментах (бубне, металлофоне)
- обучать выполнять звучащие жесты в соответствии с ритмизированным текстом;
- стимулировать восприятие и слушание музыки с помощью изобразительных эффектов.
Оборудование. Искусственный снег, бутафорские снежки, снежинки из фетра на ниточках, льдинки из искусственного полимера, разнообразные коробочки, в которых находятся указанные предметы; музыкальные инструменты (бубны, металлофоны), планшет для снега со светящимся эффектом.
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Педагог представляет всех детей по именам.
Педагог: На улице зима, как много радости она нам приносит. А почему?
Дети: Потому что много снега!
Педагог: Да, самое главное и очень нужное нам в зиме – это снег! А давайте сочиним стихи про снег? Я начну, а вы продолжайте…
Снег-снежок, снег-снежок по дорожке…. стелется
Снег-снежок, снег-снежок…. - белая метелица
Педагог. Вот и сочинили мы с вами первые рифмы, то есть - стихи. Мы поэты!
А теперь давайте эти стихи ритмизируем, то есть расскажем вместе со звучащими жестами.
Снег - снежок, снег-снежок по дорожке стелется – стучат ладошками по коленкам
Снег-снежок, снег-снежок - белая метелица. – хлопают в ладошки
Вот и хорошо, получилась настоящая интересная игра про снежок. А теперь мы исполним наше стихотворение на музыкальных инструментах. Как будем изображать белую метелицу и слова «по дорожке стелется» на металлофоне? (показ – глиссандо)
А как будем изображать на бубнах слова снег-снежок? (ритмичное постукивание
Дети исполняют выше указанную ритмическую фигурацию слов о снеге на музыкальных инструментах.
Причём, сначала на металлофонах играют дети группы «Особый ребёнок», а на бубнах пришедшие из другой группы, затем дети меняются инструментами.
Педагог обращает внимание на коробочку: Красивая коробочка, что там интересно находится? (открывает) Да там снежки. Самое время спеть песню про снежки.
Песня «Игра в снежки» слова и музыка Н.Вересокиной
Хотите поиграть? (Детям раздают снежки и они кидают их в пространство зала, радуясь.)
Перед игрой дети говорят рифмованные слова:
Раз, два, три, четыре, пять – будем все в снежки играть!
Дети из другой группы быстро подают их, чтобы продолжить развитие игры.
Педагог: (обращает внимание на предмет, находящийся поодаль от детей) Смотрите, а что это там за синее покрывало, пойдёмте посмотрим. (все тихонько передвигаются до указанного предмета)
Дети убирают покрывало и смотрят.
Педагог: Что это? (ответы детей – каток, площадка, лёд и т. д.) будем опять сочинять стихи? Давайте просто послушаем красивую музыку, а для этого я для вас приготовила вот этот сюрприз.. (открывает красивую коробочку, там…. снег. Высыпает его на планшет с подсветкой.
Смотрите, какой красивый снег. Дети трогают его, кидают, играют с ним.
Слушание музыки «Вьюга и снежинки» Минкова
Слышите? Вьюга закрутила, запорошила все дорожки. Какая сердитая, грозная. Иногда едёшь по улице, а вьюга не даёт идти тебе по дорожке, глаза снегом закрывает… слышите.?.. А вот и вьюга закончилась, сколько она наделала сугробов. Давайте каждый себе сделаем по сугробу. Один, два, три… У Вани целый сугроб. У Азалии, да? И у Лёвы какой большой сугроб!
Педагог: (обращается к ребёнку) Варя, принеси-ка вот эту коробочку. Там тоже есть один интересный сюрприз (открывает, а там снежинки на ниточке) Вам я даю снежинки.
Сейчас будем слушать музыку и изображать её с помощью снежинок и снега. Первая часть – вьюга. Дети делают хаотичные движения со снегом, рассыпают его сверху вниз, имитируя вьюгу. Но вот вьюга закончилась. Дети, в руках у которых снежинки, легко двигаются по залу. Изображают их лёгкое порхание, беседу, жалобу и т.д. Педагог объясняет детям музыкальное содержание.
Педагог: Ну, а теперь самое время сочинить рифму про снег
Дети сочиняют: Снег шуршит. Снег скрипит! Снег на солнышке блестит!
Педагог: Споём? Только давайте сочинять весёлую ритмическую песенку
(педагог играет на фортепиано, дети подпевают, выполняя действия со снегом (перебирают ручками, выполняют стряхивающие действия)
Педагог: Давайте нарисуем снегом Снеговика. Слепить мы не сможем, слишком уж рыхлый сегодня выпал снег у нас ( дети, совместно с педагогом рисуют Снеговика) Какой весёлый снеговик. Он нам улыбается и приглашает поиграть с ним на улице. А прежде чем закончить нашу сегодняшнюю беседу с вами я хочу подарить вам вот эти сосульки (раздаёт детям) Красивые? А рифмы о них можно сочинить? (ответы детей) Педагог произносит несколько рифмовок: «Сосульки серьёзные, сосульки грозные!» «Сосульки под крышей висят и на нас глядят». Будете дома сочинять рифмы про сосульки, да? (ответы детей)
Педагог и дети прощаются.
Список литературы.
1. А Каплунова И.Новоскольцева Зимние забавы Издательство «Композитор Санкт-Петербург» 2006 стр.8.