Система оценивания образовательных достижений

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

1. самостоятельный и самоценный элемент содержания;

2. средство повышения эффективности преподавания и учения;

3. фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;

4. регулятор программы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.

   Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

 -формирование универсальных и предметных способов действий

 - воспитание основ умения учиться

 - способности к самоорганизации

 -  индивидуальный прогресс в развитии личности

  Успешность решения данных задач зависит от того, как устроена система оценки:  поддерживает ли и стимулирует ли учащихся; насколько она обеспечивает точную обратную связь; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

  •   Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:  Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  • Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Вот некоторые приёмы  формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать  на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зелёный - всё получилось, жёлтый – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

 Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.    

Методика «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Форма проведения методики достаточно простая. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Методика «Составление тестов» - универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной школе, так и в работе со старшими учащимися. Её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными.

Вопросы для тестов должны быть на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Можно к вопросу подобрать три-четыре ответа, можно составить простые вопросы, которые будут иметь два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет».

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Затем можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учащимися.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».

Плюс

Минус

Интересно

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Предварительный просмотр:

               ЛИСТ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ по математике ученика(цы) 3 класса

Форма    Дата

Готовность к уроку

Домашнее задание

Устный счёт

Решение примеров, примеры на сравнение

Решение задач

Решение уравнений

Нахождение периметра, площади.

Геометрический чертёж

Как сегодня я работал

на уроке

Моя оценка

Оценка учителя

             

Баллы

Домашнее задание

2 б.

Правильно   выполнена вся домашняя работа  

1 б.

Работа выполнена не полностью, есть ошибки  

0 б.

Не выполнена работа  

Устный счёт

2 б

Правильный ответ  

1 б

Неполный ответ

0 б

Неправильный ответ

Решение задач и примеров

Индивидуальное решение у доски (на месте):

2 б.

Выполнил всё задание правильно  

1 б

Выполнил всё задание с 1-2 ошибками

0 б.

Почти ничего не смог выполнить правильно

Работа  в группе

2 б.

Активно  участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы

1 б

Работал  хорошо, но отвлекался.

0 б.

Я работал не очень хорошо, не совсем  понял задание.

Работа  на уроке

2 б.

На уроке было всё понятно

1 б

На уроке немного затруднялся, не все понятно

0 б.

На уроке было трудно, ничего непонятно

МАТЕМАТИКА

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 3 класс

ФИ_______________________________________________________

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

1.

Табличные случаи умножения и деления

2

3

4

5

6

7

8

9

2.

Сложение и вычитание двузначных, трехзначных чисел

3.

Название компонентов

4.

Умение сравнивать числа, выражения

5.

Единицы длины (см, дм, м), времени (ч, мин, с), периметра, площади (см2, дм2, м2), масса(гр, кг, т)

6.

Умножение и деление на 0, 1

7.

Внетабличное деление и умножение

8.

Приемы деления и умножения трехзначных чисел на однозначное

9.

Геометрический материал

+-ученик самостоятельно, правильно выполняет задания

+-- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам

-- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки



Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе

Формируемые навыки и умения

I

II

III

IV

1.

Звуко-буквенный разбор

2.

Морфемный разбор

3.

Разбор по составу  

4.

Разбор предложения по членам

5.

Письмо под диктовку

6.

Нахождение однокоренных слов

7.

Каллиграфия, списывание

8.

Нахождение синонимов, омонимов, антонимов

9.

Род, число существительных

10.

Именительный падеж

11.

Родительный падеж

12.

Дательный падеж

13.

Винительный падеж

14.

Творительный падеж

15.

Предложный падеж

16.

Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее)

17.

Род, чисто имен прилагательных

18.

«Опасные»  места

пропуски, замены, искажения

не с глаголами

знаки препинания в конце предложения

пробелы между словами

большая буква в именах собственных

жи – ши, ча – ща, чу – щу

обозначение мягкости согласных при письме

разделительный ь и ъ знаки

безударные гласные в корне слова

парные по глухости – звонкости согласные в корне слова

непроизносимые согласные в корне слова

удвоенные согласные

правописание приставок

правописание суффиксов

словарные слова

перенос слов

+-ученик самостоятельно, правильно выполняет задания

+-- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам

-- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки

Лист самооценки

ФИ_________________________________

Закончи предложения

Сегодня на уроке:

Что нового узнал_________________________________________________________

Чему я научился_________________________________________________________

Мне было трудно________________________________________________________

Больше всего мне понравилось_____________________________________________

Какое настроение в конце урока____________________________________________

Лист самооценки работы в паре (группе)

   Оцени, насколько хорошо ты  работал в группе: используй знаки:  «оцени  работу на уроке (2, 3, 4, 5)

 Самооценка

2, 3, 4, 5

 Я  всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары).  

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  

Я подавал группе правильные ответы.  

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.    

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы) 3 класса …………………………………………………………………………………………….

Литературное чтение

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1.

Способ чтения

по слогам и целыми словами

целыми словами

Правильность чтения

без ошибок

1 – 2 ошибки

3 и более

пропуск, замена, искажение

постановка ударения

ошибки в окончаниях слов

повторы

3.

Пересказ

4.

Выразительность чтения, смысловые ударения и паузы

5.

Определять главную мысль прочитанного произведения

6.

Чтение наизусть

7.

Составление собственного рассказа

8.

Объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием

9.

Ставить вопросы к тексту

10.

Составлять план произведения, рассказы о героях

11.

Выявлять авторское отношение к персонажам

12.

Сопоставлять разных героев

13.

Определять свое отношение к произведению и героям

14.

Различать малые фольклорные жанры

15.

Выявлять портрет героя, его поступки, описание природы

16.

Темп чтения

 +-ученик самостоятельно, правильно выполняет задания

+-- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам

-- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки

Читает вслух со скоростью

90 и более слов в мин.

80-90 слов в мин.

70-80 слов в мин.

Менее 70 слов в мин.

1. Читает осознанно, не делает неоправданных пауз

Делает неоправданные паузы (1-2)

Допускает неоправданные паузы (3-4)

Допускает неоправданные паузы (5 и более)

2. Правильно отвечает на поставленные вопросы

Допускает неточности в ответах

Затрудняется ответить на некоторые вопросы

Не может отвечать на поставленные вопросы

3. Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить

Понимает главную мысль, но выражает ее неточно

Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов

Не может выделить главную мысль текста

4. Пересказывает прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок

Допускает в пересказе 1-2 ошибки

Затрудняется передать содержание связно

Не может передать содержание текста

5. Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг

Допускает неточности в названиях произведений, называет не менее 5 произведений

Приводит ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях

Приводит названия 1-2 произведений, затрудняется в названиях

6. Различает, называет элементы книги

Допускает неточности в названиях (1-2)

Допускает неточности в названиях (2-3)

Допускает более 3 ошибок

7. Из 5 предложенных произведений правильно определяет все виды жанров

Допускает 1 ошибку

Допускает 2-3 ошибки

Допускает более 3 ошибок

Пояснение

1. По вертикали обозначены основные требования к чтению, а по горизонтали уровни их выполнения.

2. Скорость чтения обозначена отдельной строкой и не является доминирующим требованием, т.к. зависит от личностных особенностей ребенка.

3. Результат данной проверки учитель фиксирует знаком (V).

4. Пометки (V) в 1 и 3 графах позволяют сделать вывод: соответствует уровню требований по чтению.

5. Пометка (V) в 4 графе должно быть не более 3.

Путем фиксации ошибок при чтении учитель делает выводы:

- об уровне техники чтения,

- осознанности, выразительности,

- сформированности читательских умений (умений кратко характеризовать главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном, пересказывать прочитанное, сравнивать произведения по видо-жанровым разновидностям и т.д.).

Индивидуальную проверку можно провести в декабре. Для чтения предлагается текст (300-350 слов - 4 класс, прозаическое художественное произведение). Время чтения - 2-3 минуты. Результаты индивидуальной проверки дают полное представление об уровне сформированности данного навыка у каждого ученика.

Окружающий мир  3 класс

ФИ ________________________________________

п/п

Формируемые навыки и умения

Четверти

I

II

III

IV

1.

Что такое тела

2.

Что такое вещества, твердые вещества

3.

Жидкости и газы

4.

Свойства воздуха

5.

Свойство воды

6.

Круговорот воды в природе

7.

Группы живого (растения, животные, грибы, бактерии)

8.

Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

9.

Группы животных (черви, моллюски, иглокожие, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, звери )

10.

Съедобные и несъедобные грибы

11.

Взаимосвязь между живой и неживой природой

12.

Значение природы для человека

13.

Строение тела человека

14.

Система органов человека и их роль в организме

15.

Привила гигиены, основы ЗОЖ

16.

Правила безопасности дома и на дороге

17.

Дорожные знаки

18.

Правила противопожарной и экологической безопасности

19.

Роль природных богатств в экономике

20.

Отрасли экономики

21.

Роль денег и семейный бюджет

22.

Города России и их достопримечательности

23.

Страны, граничащие с Россией

24.

Страны Европы и их столицы

+-ученик самостоятельно, правильно выполняет задания

+-- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам

-- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки