Главные вкладки
Светлана Владимировна Давыдова
Дорогу осилит идущий.
Спортивный досуг: «Весёлое путешествие»
(для детей со сложным дефектом в возрасте от 3 до 7-ми лет в группе № 6)
Цель:
• Создать детям благоприятную эмоциональную среду. Закрепить двигательные навыки, приобретённые в течение года.
• Вызвать интерес к совместной игре.
Оборудование: корзинка, грибы, медведь, дорожка.
Ход:
Дети выходят на улицу. Машинист поезда предлагает отправится в лес «на поезде». Малыши занимают места «в вагонах» (садятся на скамейки). Звучит гудок, поезд отправляется!
Машинист: Мы приехали в лес. Здесь есть веселая полянка, давайте прогуляемся по ней. По дорожке мы пройдем и что-нибудь найдем.
Игра «По узенькой дорожке»
(ходьба по дорожке здоровья» дети по одному идут по дорожке).
- Вот полянка, посмотрите, на ней растут грибы. Мы грибочки обойдем (ходьба змейкой), а потом их соберем:
Игра «Собери грибы»
Слышится рычание медведя: кто собирает мои грибы?
Машинист:Здравствуй, мишка! Как живешь? Мы тебя приглашаем с нами поиграть.
Проводится пальчиковая игра:«Луг»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот:
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
(сгибание пальцев в кулак в ритме потешки)
В: Ребята, давайте отдадим мишке его грибы, чтобы он спокойно спал. Дети отдают мишке грибы, а он им дарит лесные шишки.
«Роль игры в развитии речи детей с речевыми нарушениями»
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Уже к трём - четырём годам жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя под час сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребёнка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает недостатки своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.
У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью - чтением и письмом.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития мелкой моторики, речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Работать над произносительной стороной речи ребёнка необходимо с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.
Ежедневно с детьми в группе необходимо проводить упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, дыхания и голоса, а также играть во всевозможные словесно - подвижные игры.
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность головного мозга, центральную нервную систему, психику детей. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше ребёнок будет испытывать, когда будет учиться писать.
Для определения уровня развития речи детей нужно использовать следующий метод: ребёнка попросить показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаётся изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления будет затруднено.
Для развития мелкой моторики следует использовать все возможные пальчиковые игры.
Например:
«СОБАЧКА. Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючка.
(Повернуть ладонь правой руки в левую сторону. Поднять большой палец вверх - это Жучкино ухо. Остальные четыре пальца сложить вместе - это Жучкина морда. Ритмично опускать и поднимать мизинчик. Жучка открывает и закрывает рот.)
А вот КОШЕЧКА.
(Сжать пальцы в кулачок, приподняв мизинец и указательный палец.)»
2. Наряду с развитием мелкой моторики большое внимание нужно уделять развитию тактильной чувствительности.
У детей трёх лет уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Обязательное условие - это словесное обозначение качества ощупываемого предмета. Для определения свойства предметов выделяем мягкость - твёрдость, форму, вес (лёгкий - тяжёлый), температуру (холодный – горячий - тёплый), особенность поверхности (гладкий - шершавый).
Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшать тонус мышц, что делает движение руки более точными.
3. Артикуляционная гимнастика.
Особое внимание необходимо уделять развитию артикуляции. Для этого можно использовать артикуляционную гимнастику. Она представляет собой комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшать подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность артикуляционной позы, необходимой для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка к правильному звукопроизношению.
а). Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц. «КОРОВА И ТЕЛЁНОК ЖУЮТ ТРАВКУ» (Имитация жевания).
«КОТЁНОК ЗЕВАЕТ» (Широко открыть рот. Сделать круговое движение нижней челюстью - подбородком рисовать букву О).
б). Упражнения для щёк и губ.
«СОБАКА ЖУЧКА РАССЕРДИЛАСЬ, У НЕЁ ХОТЯТ ОТНЯТЬ КОСТОЧКУ». Прикусить нижнюю губу верхними зубами.
«ФЫРКАНЬЕ ЛОШАДКИ». Вибрация губ.
в). Упражнение для языка.
«КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО». Высунуть широкий язык, поднять его кончик вверх чашечкой и спрятать язык в рот.
Артикуляционную гимнастику полезно сочетать с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
Для этого можно использовать игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу, состоящую из нескольких слов.
Например:
Этозвукоподражание животным. Изменение голоса по силе и высоте.
КОРОВА: «Му-у-у-у-у, молока?» (Громким и низким голосом.)
ТЕЛЁНОК: «Му-у-у-у-у.» (Высоким, тихим голосом.)
5. Мимические упражнения.
Такие упражнения очень часто используются педагогами, и играют большую роль в развитии речи детей.
Например, детям вместе с Лисёнком, глядя в своё отражение (зеркало)
построить рожицы. Они выполняют различные мимические движения: морщат лоб, улыбаются, надувают щёки и т.д..
При выполнении этих мимических движений происходит так же знакомство с органами артикуляции расположенными во рту.
6. Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Она помогает ему преодолеть робость, застенчивость.
Часто бывает трудно заставить малыша выполнить то или иное движение на глазах у всех детей. В игре же, подражая действию других детей, ребёнок естественно выполняет самые разнообразные движения.
В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Нужно рассказать, объяснить детям содержание игр, их правила. Дети запоминают их слова, их значение.
Среди множества подвижных игр для малышей большое разнообразие игр с текстом, с пением. Эти игры способствуют активизации речевого общения детей.
Например, играя в игры: «Пузырь», «Зайка беленький сидит», «Заинька» приучают детей согласовывать свои движения с текстом. В играх «Мой весёлый звонкий мяч», «Лохматый пёс», «У медведя во бору» - учат детей слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. И т.д..
Все игровые упражнения направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно - моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения развивают память, чёткое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения детьми запоминаются лучше.
Ежедневная работа в данном направлении с детьми в группе даст положительный результат. Их бесконечные вопросы «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?» будет говорить об устойчивом проявлении познавательного интереса, достаточном развитии восприятия, памяти, мышления и воображения.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были
ежедневными, хотя бы по 10 – 15 минут.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СЕМЬЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
- рассказать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
- рассказывать о своей работе;
- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;
- рассматривать и наблюдать с ребёнком различные объекты и явления природы в разные времена года;
- ходить с детьми на экскурсии;
- объяснять ребёнку требования, связанные с его безопасностью;
- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;
- заучивать с ребёнком стихотворения, придумывать и отгадывать загадки;
- проговаривание скороговорок. Главное, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
МОЖНО ПОИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ В СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ:
«Один – много»: взрослые называют предметы в ед.ч., а ребёнок во мн. числе (ложка – ложки);
«Назови ласково»: взрослые предлагают ребёнку назвать предметы ласково (ложка – ложечка);
«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребёнку описать игрушку или какой – либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
«Четвёртый лишний»: взрослые предлагают ребёнку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка);
«Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребёнку определить первый звук в произнесённом слове (ложка – [л], кошка – [к]);
«Придумай слово на звук [ ]: взрослые предлагают ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук.
«Топ – хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит звук [ ] и топнуть ногой, если он услышит звук [ ];
« Я к вам пишу…»: в отсутствии ребёнка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.
ПОДОБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПОМОГУТ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКОВАННОСТИ.
Для развития речи и формирования интереса к чтению необходимо регулярно читать ребёнку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг.
Почаще играйте с ребёнком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!
ДЕТИ МОГУТ И ХОТЯТ УЧИТЬСЯ – ЭТО НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ.
ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ОБУЧАТЬ ДОМА ПОТОМУ, ЧТО ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ, НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ПАМЯТИ.