Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только программные произведения, но и классическую музыку, как детскую, так и не предназначенную специально для детей. Возможности музыки огромные. Это особый мир. Это как бы космос искусства. По мнению учёных, дети самые глубочайшие философы: дошкольный возраст самый плодотворный для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах», должны основываться решение познавательных и эстетических задач. Психологи считают, что у детей есть множество способностей, в том числе и к музыке. Уже в 8-9 месяцев ребёнок точно реагирует на звучание ритмической музыки – переступает ногами, старается подпрыгнуть – всё это очень физиологично в этом возрасте. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей. Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? · Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Майкопара, С.Прокофьева и др. · Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей: Ж.Бизе «Детские игры», симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» и др. · Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времён – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Бетховена, Моцарта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных композиторов-классиков. Конечно рассказывать дошкольникам о произведениях классической музыки не так легко, педагогу нужно самому познакомиться с литературой о композиторе, подумать, как преподнести произведения детям. Самое важное – дать детям почувствовать настроение, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Помимо слушания классической музыки на занятиях, проведения тематических концертов, полезно слушать в грамзаписи уже знакомые произведения во второй половине дня. Можно слушать записи классической музыки (знакомой и незнакомой дошкольникам) и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. Эмоции, развитые искусством, классическим, эстетическим опытом веков, должны стать импульсом не только творчества, но приносить внутреннее удовольствие, удовлетворение. | |