8.Информация для учащихся и родителей.
1. Правила написания личного письма на английском языке.
2. Как помочь ребенку в выборе профессии.
3. Как готовиться к экзамену.
3. Психологические типы профессий.
4. Объявление о проекте "Всей семьей в будущее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правила написания личного письма на английском языке | 24.61 КБ |
Как помочь ребенку в выборе профессии | 13.82 КБ |
Как готовиться к экзамену | 18.64 КБ |
Психологические типы профессий | 25.12 КБ |
Объявление для учащихся и родителей | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Ekaterinburg Russia |
Dear William,
Thank you for your letter. It was nice to get a reply from you so soon.
You asked me to tell you how I help my parents. Well, I can say that I often help my parents. By the way, like my friends. As far as I know, everybody tries help their parents. And who will help them, if not their children?
As a rule, I am help in the garden. I dig the ground, do irrigation of vegetables, gather berries.
As for the house, we have a separation of duties. Mom cooks the food and washes clothes, dad takes out the garbage and repairs things around the house, and I wash the dishes and particular about cleanliness of rooms.
Well, I must finish now. It’s already 11 o’clock.
With best regards,
Maxim
You have 30 minutes to do this task.
You have received a letter from your English-speaking pen friend David.
...My mother complains that I am lazy and don’t help her much. Do you or your friends often help your parents? How? What duties does every member of you family have in the house? ...
Write him a letter and answer his 3 questions.
Write 80–100 words. Remember the rules of letter writing.
Правила написания письма ГИА-9 по английскому языку
В конце каждого задания ГИА-9 по английскому языку стоит фраза - Remember the rules of letter writing - Помните правила написания письма.
Ниже приведены эти правила:
Rules of Letter Writing |
Обязательными компонентами письма являются: |
Критерии оценивания письма ГИА по английскому
Максимальное число баллов, которыми оценивается письмо на английском на ГИА, это 10 баллов. Из них выделяют 4 критерия оценивания:
- решение коммуникативной задачи - максимальная оценка - 3 балла. Даны полные ответы на три заданных вопроса. Правильно выбрано обращение, завершающая фраза и подпись. Есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты.
- организация текста - 2 балла. Текст логично выстроен и разделен на абзацы. Правильно использованы языковые средства для передачи логической связи. Оформление текста соответствует нормам.
- лексико-грамматическое оформление текста - 3 балла. Использованы разнообразная лексика и грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задаче.
- орфография и пунктуация - 2 балла. Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х, не затрудняющих понимание текста).
Структура письма ГИА-9 по английскому языку
Разберем структуру письма ГИА-9 более подробно. Структура письма ГИА-9 по английскому языку состоит из:
- Адреса отправителя.
- Даты написания письма.
- Обращения.
- Основного текста письма - тела письма:
- Благодарность за полученное письмо.
- Ссылка на предыдущие контакты.
- Ответы на вопросы друга.
- Извинение за окончание письма.
- Фраза о будущих контактах.
- Заключительная фраза
- Подписи - своего имени.
Адрес отправителя в письме ГИА-9 по английскому
Письмо начинается с написания своего адреса (адреса отправителя) в правом верхнем углу листа. Последовательность следующая:
- 1-ая строка - номер квартиры,
- 2-ая строка - номер дома, затем название улицы,
- 3-яя строка - сначала город, затем почтовый индекс,
- 4-ая строка - страна.
Например:
Flat 125, 26 Pushkin St. Omsk 652225 Russian Federetion |
Можно также использовать и краткий адрес:
- 1-ая строка - город,
- 2-ая строка - страна.
Например:
Дата в письме ГИА-9 по английскому языку
Под адресом отправителя в письме формата ГИА-9 ставится дата написания, например:
18 December, 2013.
Более подробно о дате в письме на английском языке можно прочитать здесь. Однако на ГИА по английскому языку лучше пользоваться форматом, предложенным выше.
Обращение в письме ГИА-9 по английскому языку
Как правило, письмо на английском языке в формате ГИА-9 начинается с неформального обращения -
Dear Helen,
Dear Tom,
Наиболее распространенные английские имена - ТОП-20
После обращения ставится запятая.
Обращение пишется на левой стороне листа.
Смотри также - правила обращения в письме на английском языке.
Основной текст письма ГИА-9 по английскому языку
В начале основного текста, как правило, выражается благодарность за полученное письмо, этого требуют принятые в англоязычных странах нормы вежливости:
Thanks for your letter. | Спасибо за твое письмо. |
Thanks for your recent letter. | Спасибо за твое последнее письмо! |
Thanks for your letter, it's great to receive it! | Спасибо за твое письмо, замечательно получить его! |
В начале письма ГИА необходимо включить также ссылку на предыдущие контакты:
It's always nice to get your letters! | Всегда приятно получать твои письма! |
It was great to hear from you! | Так замечательно получить известие от тебя! |
It was great to hear from you! | Это здорово - получить весточку от тебя! |
Далее следует отвечать на вопросы, которые задал в своем письме ваш англоговорящий друг по переписке. Этих вопросов - три. Все они заданы на одну и ту же общую тему. Вот эту тему следует выявить. Прочитайте внимательно приведенный выше пример - отрывок из письма:
...My mother complains that I am lazy and don’t help her much. Do you or your friends often help your parents? How? What duties does every member of you family have in the house? ... | ... Мама жалуется, что я ленивый и мало ей помогаю. Ты или твои друзья часто помогаете вашим родителям? Каким образом? Какие обязанности есть у каждого члена вашей семьи в доме? ... |
Общая тема всех трех вопросов - помощь родителям. Это важно понять, чтобы написать первое предложение, которое будет введением в основную часть письма.
Ниже приведены некоторые образцы вводного предложения, которое определяет тему всего письма другу:
You asked me to tell you about how I help my parents. Well, I can say that... | Ты просил меня рассказать, как я помогаю своим родителям. Хорошо, я могу сказать, что... |
In your letter you asked me how I help my parents. | В своем письме ты спрашивал меня, как я помогаю своим родителям. |
In your letter you would like to know how I'm helping my parents. | В своем письме ты хотел знать, как я помогаю своим родителям. |
Далее, в соответствие с заданием ГИА, необходимо написать основной текст письма.
Письмо должно быть логичным, структурированным и свЯзным.
Логичность - это последовательные и подробные ответы на все заданные вопросы. Ответы могут быть в форме повествования, описания или обоснования собственного мнения. Они не должны быть краткими или односложными.
Под структурированностью письма понимается разделение его на смысловые абзацы.
При написании письма в формате ГИА очень важна связность текста, что достигается за счет использования вводных слов, союзов и т.п.:
as for me | что касается меня |
unfortunately | к сожалению |
however | однако, тем не менее, вместе с тем |
as a rule | как правило |
although | хотя, несмотря на |
by the way | кстати, к слову, между прочим |
etc | и так далее, и тому подобное |
Письмо в формате ГИА-9 подразумевает использование фраз для выражения своих эмоций, например:
well | ну хорошо |
of course | конечно, разумеется |
I'm so glad | я так рад |
I'm so pleased | я так доволен |
В последнем абзаце основной части письма уместно будет извиниться за окончание письма, сославшись на какие-нибудь обстоятельства:
I must go now, my mother is waiting for me. | Я должен идти, мама ждет меня. |
Well, I must finish now. It’s already 11 o’clock. | Ну, мне пора заканчивать. Сейчас уже 11 часов. |
Заключительная фраза в письме ГИА по анлийскому языку
Завершающая фраза должна быть написана в соответствии с неофициальным стилем самого письма, например:
Best wishes | С наилушими пожеланиями |
All the best | Всего наилучшего |
Take care | Береги себя |
With love | С любовью |
Lots of love | С любовью |
После этой фразы обязательно ставится запятая.
После заключительной фразы вам необходимо подписаться, т.е. написать свое имя. Только имя, без фамилии. Подпись ставиться на отдельной строке. После подписи точка - не пишится!
Предварительный просмотр:
Кем быть? Как помочь ребёнку в выборе профессии?
Профориентация – это важно
Психологи утверждают, что неверно выбранная профессия делает человека несчастным, неудовлетворённость от работы способна довести человека до стресса и депрессии. Поэтому очень важно правильно выбрать дело, которым будете впоследствии заниматься.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, стал успешным и счастливым, поэтому вопрос самоопределения и профориентации рано или поздно встаёт перед всеми. Конечно, в первую очередь, этот вопрос волнует родителей учеников после 8 класса. Остаётся год, в течение которого необходимо решить, пойдёт ли ребёнок учиться в среднеспециальное учебное заведение или останется в школе и получит полное среднее образование. Достаточно ли будет отучиться на курсах (например, швей) или стоит задуматься о получении высшего образования? Осилит ли ребёнок выпускные экзамены после 11 класса или лучше попрощаться со школой после 9 лет обучения? К сожалению, многие родители делают ряд классических ошибок.
Ошибка первая – не давите
Часто встречаются ситуации, когда родители имеют рабочие специальности, а ребёнок хочет поступать в институт, или, наоборот – оба родителя (а, возможно, и бабушки-дедушки) с высшим образованием, а ребёнок категорически заявляет: буду парикмахером или продавцом. Не стоит навязывать своё мнение, тем более что Ваши аргументы ребёнку не всегда понятны. Для начала, поговорите, выясните, почему он принял такое решение. Часто дети поступают назло родителям. Выслушайте его аргументы, попробуйте их понять, возможно, мысли ребёнка покажутся Вам, как минимум, интересными, а то и конструктивными.
Ошибка вторая – престижно, значит, хорошо
Не стоит выбирать профессию для ребёнка, исходя из её престижности. Если Вы не владеете собственной фирмой, а ребёнок не щёлкает сложнейшие задачки с лёгкостью, не стоит отправлять его изучать экономику только потому, что это престижно. Тысячи юристов и экономистов остаются без работы, а учёба на престижных факультетах недешева.
Ошибка третья – только я решаю, что хорошо, а что плохо
Не думайте, что Вы – единственный человек в мире, озабоченный судьбой Вашего ребёнка. Учителя в школе тоже могут оказать значительное влияние на профориентацию учеников: начиная с первого класса, они рассказывают о мире профессий, проводят тестирования, которые помогают выявить склонности и способности детей, организуют игры, участвуя в которых, дети примеряют на себя разные виды деятельности. Пообщайтесь с учителями и школьным психологом, попросите показать Вам психологическую карту ребёнка, обсудите с педагогом ту область, в которую Вы планируете определить Ваше чадо. Возможно, после такой беседы Вы измените мнение. Не стоит заставлять ребёнка учиться на инженера, если у него гуманитарный склад ума, а вот из математика вряд ли получится хороший переводчик.
Никогда не рано
К сожалению, некоторые родители начинают задумываться о профориентировании ребёнка только перед окончанием школы. Однако специалисты советуют впервые задавать вопрос: «А кем ты хочешь быть», когда ребёнку едва исполнится 3 года. Считается, что именно в этом возрасте ребёнок уже достаточно осознаёт окружающий мир и себя в нём, чтобы сформулировать своё видение вопроса. Даже если Вы не верите в это, заметьте, насколько поменяется его осознание профессий со временем.
И главное – любите своего ребёнка, помогайте ему, сотрудничайте с ним, пытайтесь находить точки соприкосновения, и Ваш ребёнок вырастет уверенным в себе, счастливым человеком.
Предварительный просмотр:
Советы выпускникам. Как подготовиться к ГИА и ЕГЭ.
Как известно, экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. В то же время среди медиков существует точка зрения, что до 90 % всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья отнюдь не прибавляют, а даже наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость растущего организма.
Сущность психофизиологической стрессовой реакции заключается в подготовительной активации, создающей готовность к физическому напряжению, а именно эта физическая деятельность исключена обстановкой экзамена.
Что же нужно принимать во внимание, для того чтобы успешно, без ущерба для здоровья преодолеть период подготовки и сдачи экзаменов?
Подготовка к экзамену
o Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
o Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
o Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
o Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
o Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
o Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
o Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
o Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
o Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
o Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
o Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
o В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
o Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Во время тестирования
o В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
o Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
o Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
o в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
o в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
o в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
o Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
o В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
o При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
o Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
o Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
o Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
o Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
o Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
o Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
o Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
o Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
o Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
o Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Предварительный просмотр:
Психологические типы профессий (по Е.А. Климову)
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.
Базовая классификация профессий | |||||
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий. | |||||
Предмет труда | Природа | Техника | Человек | Знак | Художественный образ |
Условия труда | Бытовые | На открытом воздухе | Необычные | C повышенной моральной ответственностью |
|
Средства труда | Ручные | Машины | Автоматизированные | Функциональные |
|
Цели труда | Гностические | Преобразующие | Изыскательские |
|
|
1. Согласно теории известного российского психолога Е.А. Климова, в зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
"ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА"
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
"ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА"
Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:
- профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
- профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
- профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
- профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
- профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
- профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
- профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
"ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК"
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
- профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
- профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
- профессии, связанные с информационным обслуживанием;
- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
- профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
- устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
- потребность в общении,
- способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
- умение находить общий язык с разными людьми.
"ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ"
Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:
- профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
- профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
- профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
"ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"
Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа "человек - художественный образ" включают:
- профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
- профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
- профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
- профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
- Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
(бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт). - Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности
(строитель, пожарник, полевод, агроном). - Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями
(летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик). - Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности
(учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
- Профессии, связанные с использованием ручного труда
(столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург). - Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением
(токарь, водитель, машинист, оператор связи). - Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов
(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы). - Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда
(преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
- Гностические: распознать, различить , оценить, проверить
(санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь). - Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать
(водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,). - Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать
(закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Пример формулы профессии: Юрист
Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).
Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).