4. Учебно-исследовательская деятельность.
1.Положение о курсовой работе;
2.Курсовая работа;
3.Положение о ВКР;
4.Положение о портфолио.
5. Портфолио по ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_kursovoy_rabote.doc | 57 КБ |
kursovaya_rabota.docx | 60.27 КБ |
polozhenie_o_vkr.doc | 76.5 КБ |
polozhenie_o_portfolio.doc | 106.5 КБ |
prezentatsiya.pdf | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Советом колледжа протокол №____от ___________ |
| УТВЕРЖДЕНО приказом директора колледжа № _____ от ______________
|
Положение о курсовой работе (проекте) обучающихся
ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж».
- Общие положения
1.1. Положение о курсовой работе (проекте) разработано в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся и формой контроля учебной работы.
1.3.Курсовая работа является предшествующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы, связанной со сферой деятельности будущих специалистов.
1.4. Дидактическими целями курсовой работы являются:
- систематизация и совершенствование полученных студентом знаний, профессиональных умений и компетенций;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией решения проблем, разрабатываемых в курсовой работе;
- определение уровня теоретической и практической готовности студентов к разработке реальных профессиональных проблем, актуализация потребности в непрерывном образовании.
1.5. Курсовая работа выполняется в сроки, определяемые учебным планом специальности.
2. Организация разработки тематики курсовых работ
2.1. Тематика курсовых работ (проектов) ежегодно разрабатывается преподавателями и согласуется с работодателями.
2.2. Тематика курсовых работ (проектов) рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается директором колледжа до 1 марта текущего года.
2.3. Круг разрабатываемых тем должен соответствовать требованиям, предъявляемым студенту ФГОС СПО по специальности
2.4. Тема курсовой работы (проекта) может быть связана с программой производственной практики студентов.
2.5. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).
2.6. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
2.7. Темы курсовых работ (проектов) не должны повторяться в течение 3 лет.
3. Организация выполнения курсовой работы (проекта)
3.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы, осуществляет преподаватель соответствующей учебной дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля(ПМ).
3.2. Научный руководитель курсовой работы (проекта) выполняет следующие обязанности:
- ознакомление студентов с настоящим положением и учебно-методической литературой по вопросам содержания и оформления курсовой работы, её структурирования;
- составление циклограммы работы над курсовой работой;
- контроль всех этапов выполнения курсовой работы (проекта);
- проведение консультаций по всем вопросам выполнения курсовой работы (проекта);
- исправление ошибок и организация корректирующего дидактического процесса.
3.3. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.
3.4.Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком.
3.5. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение УД, МДК, ПМ.
3.6. График защиты курсовых работ (проектов) на отделениях утверждается распоряжением директора колледжа.
3.7. Процедура защиты определяется научным руководителем при участии заместителя директора по НМР, председателя ПЦК (возможна в форме научно-практической конференции, индивидуальных выступлений студентов на итоговом занятии УД, МДК,ПМ).
3.8. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
3.9.Обоснование оценки научный руководитель оформляет в письменном отзыве, где отражается:
- степень разработанности темы и соответствие содержания курсовой работы (проекта) целям и задачам;
- уровень самостоятельности студента в работе над темой исследования;
- оценка умения студента работать с научной, справочной литературой, электронными образовательными ресурсами;
- уровень владения теоретическими знаниями, профессионально-значимыми компетенциями;
- оценка умения обосновывать ценность полученных и выводов;
- качество оформления курсовой работы ( проекта).
3.10. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы, или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определение нового срока для её выполнения. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.
3.11.Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.
4.Оформление курсовой работы
4.1. Курсовая работа (проект) оформляется на стандартных листах специальной папки с соблюдением полей. Текст курсовой работы представляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.
4.2. Объем курсовой работы (проекта) должен составляет не менее 15-20 страниц печатного текста. Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.
5. Хранение курсовых работ (проектов)
5.1. Выполненные студентами работы хранятся один год в учебно-методическом кабинете.
5.2. Лучшие курсовые работы (проекты) могут быть использованы в качестве учебных пособий.
5.3. Курсовые работы (проекты), не представляющие практической ценности, списываются по акту комиссией в составе: заместителя директора по НМР, заведующего отделением, лаборанта учебно-методического кабинета в сентябре следующего учебного года.
- конец документа-
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
ЦМК педагогики психологии и частных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Нетрадиционные способы изображения, как средства развития любознательности детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила: Кошенкова Елена Валерьевна студентка 5 курса, заочной формы обучения
специальность
050144 Дошкольное образование
Научный руководитель: Михеева Лидия Константиновна
Преподаватель специальных дисциплин.
2015-2016 учебный год
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. . Понятие любознательности в психолого-педагогической литературе»
1.2.Нетрадициооные способы изображения
1.3.Влияние использования нетрадционных способов изображения на развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально - эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.
Проблему любознательности детей дошкольного возраста изучали разные авторы: как особую форму познавательной активности (А.А. Абдуллаев, М.Ф. Беляев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн); как ступень формирования познавательных интересов (М.Ф. Морозов, И.М. Подберезин, И.И. Цветков и др.); как интегративное качество личности (Н.Т. Лобова).
Однако, несмотря на разноплановость исследований, проблема развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста с использование нетрадиционных способах изображения на данный момент остается на актуальной.
Исходя из выделенного противоречия можно сформулировать следующую проблему, как нетрадиционные способы изображения развивают, любознательность детей старшего дошкольного возраста? Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить теоретические основы развития любознательности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе и интернет ресурсах
- рассмотреть особенности развития любознательности и использование нетрадиционных способов изображения детей старшего дошкольного возраста.
- подобрать способы нетрадиционного изображения для дальнейшего апробирования на педагогической практике;
- Определить понятийный аппарат.
Методы исследования: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата, анализ интернет ресурсов.
Глава 1. Теоретические основы исследования любознательности детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие любознательности в психолого-педагогической литературе
В действительности, любопытство и любознательность – это два разных понятия. Правда, иногда, одно из них в будущем может плавно перейти в другое. На самом деле, если вы из любопытства выяснили какую-либо информацию, а будущем эта информация может вам на самом деле пригодиться. А иногда бывает так, что человек выясняет нужную ему информацию, но в ажиотаже не замечает, как границы нужного расширились, и он начинает выяснять то, что ему совершенно ни к чему.
Любознательность – это своеобразная тяга, влечение к знаниям [2, С. 98]. Свойства любознательности больше всего присущи детям, ведь они в силу возраста много не знают, им все интересно, они познают мир. Все в окружающем их пространстве интересно для них. Любознательные люди отличаются тем, что они всегда знают, что именно им нужно знать, а что не обязательно.
Любознательные люди всегда занимают активную жизненную позицию. Они доверяют окружающим, но и им также можно доверять. Любознательные люди никогда не постесняются что-либо спросить, если это им не известно. Они никогда не считают себя умнее других. Каких бы высот они не достигли, любознательные люди никогда не поставят себя выше других и не будут к этим другим относится свысока. Собственно, любознательные люди добиваются в жизни всего сами. Как правило, такие люди постоянно находятся в готовности получать новые знания [5, С. 98].
Любознательность – это искреннее желание, которое идет из самых глубин души, так любознателен ребенок, которому интересно, почему трава зеленая, а небо голубое. Кроме того, любознательные люди обладают небывалой наблюдательностью. Они никогда не станут залезать в душу другого человека из праздного любопытства. Любознательность может подарить новые открытия и свершения, она активирует деятельность человека, ведь не попробовав, например, что будет если отсканировать зеркало, этого никогда не узнаешь. Любознательные люди возьмут зеркало, сканер и произведут эксперимент. Со временем, то, что было интересно когда-то, стало скучным. Так, многие люди впадают в депрессию, постоянно ждут чего-то, что бы их развлекло. Ну а сами-то люди тогда для чего? Ведь даны же человеку эмоции и разум, чтобы он пытался найти себе деятельность.
На самом деле любознательность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Любознательные люди заинтересованы в обучении – именно любознательность подарила миру множество открытий и задумок. Ведь если бы кто-то когда-то не захотел узнать, что такое молния, то у нас не было бы электричества. Не было бы интересно, что такое звук – не изобрели бы микрофоны и динамики. И так далее. не было бы любознательности – не было бы открытий [23, С. 75].
Любопытство и любознательность имеют много общего, однако существует тонкая грань между двумя этими понятиями. Любопытством наполнена вся наша жизнь. любопытны не только люди, но и животные. Любопытство – это тоже познание чего-то нового и неизвестного. Вот только познание это не имеет под собой никакой практической цели. Кроме того, иногда любопытство принимает негативные формы, если оно проявлено с целью кому-либо нанести вред. Сплетни и интриги – это порождения любопытства. Любопытные люди, как правило, хитры и неискренни. Собственно, зачем что-то говорить про любопытство, если оно окружает нас практически постоянно.
Толковый словарь русского языка определяет понятие «любопытный» как «интересующийся тем, что другие не объясняют; интересующийся бестактно из мелочных целей».
Вторую часть мы сразу же отметаем, так как это определение нас не интересует. Понятие «любознательный» этот же словарь трактует как « пытливый, интересующийся науками; желающий много знать». Первые части определений как будто схожи, но есть и нюансы: в одном случае -интересующийся тем, что другие не объясняют ( потому что не в состоянии этого сделать), а в другом – интересующийся науками ( то есть тем, что кто-то уже объяснил). Любознательный человек будет искать готовые объяснения, а вот любопытный по определению интересуется тем, чего никто не может объяснить, то есть именно он более всего способен на новые открытия.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн ); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер ); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова ); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев ); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев ); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина ).
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.
А.Н. Леонтьев отмечал, что познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
1.2 Нетрадиционные способы изображения.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». (16)
Формировать интересы, эстетические потребности дошкольника можно по-разному. В том числе и средствами изобразительного искусства. Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношения ко всему, что чего интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умет, какие навыки приобрел. Но вот что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его. В чем кроется причина? Прежде всего в том, что ребенок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.
Для дошкольного учреждения многие неклассические, или так неназываемые нетрадиционные, техники (монотипия, кляксография, пальцеграфия и т.п.) уже давно традиционное явление. Однако увеличения ими не должно стать самоцелью. Почему? Потому, что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, малыш соотносить теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.
Также не совсем верно связывать не классические техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя имеет важное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа.
Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. Чтобы не быть голословными, рассмотрим подробнее каждую из неклассических техник. Отметим своеобразие каждой и их изобразительное взаимодействие друг с другом. Это очень важная составляющая педагогического процесса, поскольку ребенок вовлекается в процесс преобразования материала. Иными словами, развивается его творческое мышление, способность экспериментировать.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью
Набрызг.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография с ниточкой.
Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Солёные рисунки и зубная краска - а что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффективно, если их выполнять на голубой, синей, розовой бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, ещё одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками способность изобразительный дошкольный живопись Коллаж - само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приёмами изображения, но и не забывает и них, а к месту использует, выполняя заданную цель.
Каждая из этих техник-это маленькая игра.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно .достоинством таких техник является универсальность их использования .Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому ,так и ребенку. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает любознательность , дает полную свободу для самовыражения.
Именно поэтому, нетрадиционные способы изображения очень привлекательные для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
1.3. Влияние нетрадиционных техник рисования для развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста
Итак, изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и познавательного развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить своё отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребёнка.
Формирование любознательности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Автор В.А. Сухомлинский отмечает следующее: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Если вовремя создать условия для развития любознательности ребенка, изобразительная деятельность станет ярким и благоприятным средством его самовыражения и развития. Творчество обогащает жизнь ребенка. Работая над созданием художественного образа, ребенок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
Не маловажную роль играет развитие у детей любознательности путем различных техник в изобразительной деятельности.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию любознательности, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Если мы сумеем сохранить и пронести детское восприятие мира через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар, то сможем видеть всю красоту этой жизни, уметь радоваться ей и стремиться создавать её своими руками!
Выводы
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде”. Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н
Таким образом, необходимо создавать базу для его любознательности. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Заключение
Итак,ˎ какˎ показалоˎ проведенноеˎ исследование,ˎ развиватьˎ любознательностьˎ дошкольниковˎ важно,ˎ такˎ какˎ хорошаяˎ тягаˎ кˎ знаниямˎ обеспечиваетˎ лучшееˎ усвоениеˎ информации.ˎ Ноˎ неˎ менееˎ важноˎ дляˎ хорошейˎ успеваемостиˎ ребенкаˎ –ˎ тренироватьˎ егоˎ внимательность.ˎ
Дляˎ дошкольниковˎ характернаˎ непостоянностьˎ внимания.ˎ Детиˎ довольноˎ быстроˎ отвлекаютсяˎ отˎ темыˎ занятияˎ иˎ сосредотачиваютсяˎ наˎ другомˎ предметеˎ илиˎ явлении.ˎ Поэтомуˎ ониˎ неˎ усваиваютˎ весьˎ блокˎ необходимойˎ информации,ˎ тоˎ есть,ˎ ониˎ начинаютˎ отставатьˎ вˎ успеваемости.ˎ Чемˎ меньшеˎ любознательностиˎ уˎ ребенка,ˎ темˎ сложнееˎ емуˎ следитьˎ заˎ ходомˎ занятийˎ иˎ получатьˎ новыеˎ знания.
Теорииˎ вниманияˎ Л.С.ˎ Выготского,ˎ Д.Б.ˎ Эльконинаˎ помогаютˎ педагогуˎ проверитьˎ опосредованностьˎ любознательностьˎ дошкольника.ˎ Психологияˎ знаетˎ множествоˎ примеров,ˎ когдаˎ детиˎ самостоятельноˎ стремятсяˎ развиватьˎ любознательность,ˎ играяˎ вˎ нестандартныеˎ игры,ˎ используяˎ нестандартныеˎ приемыˎ вˎ изобразиьельнойˎ деятельностиˎ иˎ т.д.
Вˎ результатеˎ проведенногоˎ исследованияˎ намиˎ былоˎ выявлено,ˎ чтоˎ нетрадиционныеˎ техникиˎ рисованияˎ действительноˎ оказываютˎ положительноеˎ влияниеˎ наˎ развитиеˎ ребенка,ˎ способствуютˎ развитиюˎ интеллекта,ˎ моторики,ˎ формированиюˎ такихˎ психическихˎ функций,ˎ какˎ воображение,ˎ память,ˎ зрительноеˎ восприятиеˎ иˎ мышление.ˎ Развивающееˎ воздействиеˎ нетрадиционныхˎ техникˎ наˎ творческийˎ потенциалˎ ребенкаˎ сˎ ограниченнымиˎ возможностямиˎ заключаетсяˎ вˎ том,ˎ чтоˎ этиˎ техникиˎ неˎ толькоˎ интересныˎ какˎ игровыеˎ манипуляции,ˎ ноˎ иˎ предоставляютˎ ребенкуˎ условияˎ дляˎ расширенияˎ способовˎ изображения.ˎ
Изобразительнаяˎ деятельность,ˎ вˎ частности,ˎ детскоеˎ рисованиеˎ заключаетˎ вˎ себеˎ большиеˎ возможности.ˎ Какˎ отмечаютˎ исследователиˎ детскогоˎ изобразительногоˎ творчестваˎ (Сакулинаˎ Н.П.,ˎ Комароваˎ Т.С.,ˎ Григорьеваˎ Г.Г.),ˎ онаˎ являетсяˎ средствомˎ умственного,ˎ графомоторного,ˎ эмоционально-эстетическогоˎ иˎ волевогоˎ развитияˎ детей.ˎ Вˎ процессеˎ рисованияˎ совершенствуютсяˎ всеˎ психическиеˎ функции:ˎ зрительноеˎ восприятие,ˎ представление,ˎ воображение,ˎ память,ˎ мыслительныеˎ операции.
Вˎ работеˎ былиˎ решеныˎ следующиеˎ проблемы:
1)ˎ былаˎ подобранаˎ иˎ изученаˎ психолого-педагогическаяˎ литератураˎ поˎ изучаемойˎ проблемеˎ –ˎ нетрадиционнымˎ техникамˎ посвященоˎ многоˎ литературныхˎ источников,ˎ вˎ которыхˎ обоснуетсяˎ необходимостьˎ использованияˎ ихˎ вˎ работеˎ сˎ детьмиˎ дошкольного возраста.
2)ˎ Рассмортреенаиболееˎ распространенныеˎ нетрадиционныеˎ техникиˎ –ˎ несмотряˎ наˎ большоеˎ ихˎ значениеˎ вˎ развитииˎ ребенка,ˎ вˎ практикеˎ детскихˎ садовˎ нетрадиционныеˎ техникиˎ используютсяˎ крайнеˎ редко.ˎ Наиболееˎ частоˎ можноˎ увидетьˎ применениеˎ монотипииˎ иˎ кляксографииˎ вˎ работеˎ сˎ детьми.
Даннаяˎ методикаˎ активизируетˎ деятельностьˎ воображения,ˎ выявляяˎ одноˎ изˎ егоˎ свойствˎ –ˎ видениеˎ целогоˎ раньшеˎ частей.ˎ Вˎ данномˎ случаеˎ фигурыˎ (формы),ˎ полученныеˎ вˎ результатеˎ «хэппенинговой»ˎ нетрадиционнойˎ техники,ˎ обостряютˎ уˎ ребенкаˎ чувствительностьˎ кˎ недостаткам,ˎ отсутствующимˎ элементам,ˎ даютˎ возможностьˎ дляˎ неоднозначногоˎ выполненияˎ задания,ˎ чтоˎ проявляетсяˎ вˎ созданииˎ разнообразныхˎ рисунковˎ уˎ детей.
Мыˎ считаемˎ неˎ толькоˎ возможным,ˎ ноˎ иˎ необходимымˎ использованиеˎ подобныхˎ заданийˎ педагогамиˎ иˎ родителями,ˎ такˎ какˎ заданияˎ сохраняютˎ психическоеˎ равновесие,ˎ даютˎ возможностьˎ безопасномуˎ выходуˎ эмоций,ˎ приˎ этомˎ ребенокˎ имеетˎ возможностьˎ реализоватьˎ свойˎ творческийˎ потенциал,ˎ творитьˎ так,ˎ какˎ хочетсяˎ именноˎ ему,ˎ бытьˎ свободнымˎ отˎ любогоˎ давления,ˎ навязыванияˎ чужогоˎ мнения.ˎ
Такˎ жеˎ укрепляетсяˎ вераˎ ребенкаˎ вˎ собственныеˎ силы,ˎ развиваетсяˎ индивидуальность,ˎ автономность.ˎ Подобныеˎ творческиеˎ заданияˎ можноˎ использоватьˎ неˎ толькоˎ вˎ работеˎ сˎ дошкольниками,ˎ ноˎ иˎ сˎ детьмиˎ младшего,ˎ среднегоˎ иˎ старшегоˎ дошкольногоˎ возраста.ˎ Такˎ жеˎ вышеописанныеˎ полезныˎ иˎ дляˎ взрослыхˎ людей,ˎ такˎ какˎ ониˎ неˎ толькоˎ активизируютˎ работуˎ воображения,ˎ ноˎ иˎ оказываютˎ психотерапевтическоеˎ воздействие.
Такимˎ образом,ˎ развитиеˎ любознательностиˎ уˎ детейˎ старшегоˎ дошкольногоˎ возрастаˎ важно,ˎ такˎ какˎ вˎ дальнейшемˎ егоˎ дефицитˎ можетˎ негативноˎ отразитьсяˎ наˎ успешностиˎ процессаˎ обученияˎ вˎ школе.ˎ Однакоˎ важноˎ неˎ перегружатьˎ детейˎ занятиями,ˎ аˎ соблюдатьˎ временнойˎ режим,ˎ которыйˎ характеренˎ дляˎ каждогоˎ возраста.
Список литературы
- Багдасарова,ˎ С.ˎ К.ˎ Психологияˎ иˎ педагогика:ˎ учеб.ˎ пособиеˎ дляˎ ср.ˎ спец.ˎ учеб.ˎ заведенийˎ /ˎ С.ˎ К.ˎ Багдасарова,ˎ С.ˎ Н.ˎ Самыгин,ˎ Л.ˎ Д.ˎ Столяренко.ˎ –ˎ М.:ˎ Ростовˎ н/Д:ˎ МарТ,ˎ 2012.ˎ –ˎ 315ˎ с.
- Бандурка,ˎ А.ˎ М.ˎ Основыˎ психологииˎ иˎ педагогики:ˎ учеб.ˎ пособиеˎ /ˎ А.ˎ М.ˎ Бандурка,ˎ В.ˎ А.ˎ Тюрина,ˎ Е.ˎ И.ˎ Федоренко.ˎ –ˎ Ростовˎ н/Д:ˎ Феникс,ˎ 2013.ˎ –ˎ 250ˎ с.
3.Васильева В.И. Программа воспитания и обучения в детском саду: методическое пособие/В.И. васильевой-М.:Академия,2005.
- .Выготский,ˎ Л.С.ˎ Педагогическаяˎ психологияˎ /ˎ Л.С.ˎ Выготскийˎ ˎ /ˎ Подˎ ред.ˎ В.ˎ В.ˎ Давыдова.ˎ —ˎ М.:Педагогика-Пресс,ˎ 1996.ˎ —ˎ 536ˎ с.
5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е изд., испр. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008.
6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
7. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.
8. Журнал "Дошкольное воспитание", 2005, № 2, статья Комарова Т.
" Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?"
9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий - М.: ТЦ Сфера, 2004.
10. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2005.
- Прохороваˎ Л.ˎ Развиваемˎ творческуюˎ активностьˎ дошкольников.ˎ -ˎ Дошкольноеˎ воспитание.ˎ -ˎ 2006.ˎ -ˎ №5.ˎ –ˎ С.ˎ 21-27.
- Реан,ˎ А.ˎ А.ˎ Психологияˎ иˎ педагогика:ˎ учеб.ˎ дляˎ вузовˎ /ˎ А.ˎ А.ˎ Реан,ˎ Н.ˎ В.ˎ Бордовская,ˎ С.ˎ И.ˎ Розум.ˎ –ˎ СПб.ˎ иˎ др.:ˎ Питер,ˎ 2011.ˎ –ˎ 432ˎ с.
- Семенов,ˎ И.Н.ˎ Рефлексияˎ вˎ организацииˎ творческогоˎ мышленияˎ иˎ саморазвитияˎ личностиˎ /ˎ И.Н.ˎ Семенов,ˎ С.Ю.ˎ Степановˎ //ˎ Вопросыˎ психологии.ˎ -ˎ 2013.ˎ -ˎ №ˎ 2.ˎ -ˎ С.ˎ 35ˎ -ˎ 42.
- Степановаˎ М.ˎ А.ˎ Практическаяˎ психологияˎ образования:ˎ противоречия,ˎ парадоксы,ˎ перспективыˎ /ˎ М.ˎ А.ˎ Степановаˎ //ˎ Вопросыˎ психологии.ˎ –ˎ 2012.ˎ -ˎ №ˎ 4.ˎ –ˎ С.ˎ 91ˎ –ˎ 100.
- Столяренко,ˎ Л.ˎ Д.ˎ Психологияˎ иˎ педагогикаˎ дляˎ техническихˎ вузовˎ /ˎ Л.ˎ Д.ˎ Столяренко,ˎ В.ˎ Е.ˎ Столяренко.ˎ –ˎ Ростовˎ н/Д:ˎ Феникс,ˎ 2011.ˎ –ˎ 510ˎ с.
- Трубайчук,ˎ Л.В.ˎ Дошкольноеˎ образование:ˎ инновации,ˎ перспективыˎ развитияˎ коллективнаяˎ монографияˎ /ˎ Л.В.ˎ Трубайчук.ˎ –ˎ Челябинск,ˎ 2014.ˎ –ˎ 310ˎ с.
- Фельдштейн,ˎ Д.ˎ И.ˎ Проблемыˎ возрастнойˎ иˎ педагогическойˎ психологииˎ /ˎ Д.ˎ И.ˎ Фельдштейн.ˎ –ˎ М.:ˎ Междунар.ˎ пед.ˎ акад.,ˎ 1995.ˎ –ˎ 366ˎ с.
- Цквитарияˎ Т.А.ˎ Нетрадиционныеˎ техникиˎ рисования.ˎ Интегрированныеˎ занятияˎ вˎ ДОУ.ˎ -ˎ М.:ТЦˎ Сфера,ˎ 2011.ˎ –ˎ 128ˎ с.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор колледжа _______
Зарипова А.А.
Порядок разработки и защиты
выпускной
квалификационной работы в
ГБОУ СПО ВО
«Муромский педагогический колледж»
- Общие положения.
Данный порядок разработки и защиты выпускной квалификационной работы является приложением к Положению о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж»
- Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, один из видов аттестационных испытаний выпускников колледжа, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования и проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами СПО, приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 №968.
- Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных учебно-исследовательских умений и компетенций.
- Защита ВКР является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного и базового уровня, проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требованиям регионального компонента и компонента колледжа к профессиональной деятельности.
- ВКР выполняется в форме дипломной работы ( дипломного проекта).
- ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.
- Организация разработки тематики и выполнения ВКР.
- Программа итоговой государственной итоговой аттестации определяет тематику ВКР в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.
- Тематика ВКР определяется содержанием образования, обеспечивающим необходимую квалификацию в соответствии с учебным планом колледжа по специальностям .
- Темы ВКР разрабатываются преподавателями колледжа по возможности совместно со специалистами образовательных учреждений, организаций или предприятий, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметно-цикловыми комиссиями. Тема ВКР может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности разработки.
- Темы ВКР должны отражать современный уровень развития науки, культуры, образования, производства, техники и соответствовать социальному заказу общества. В процессе исследования допускается корректировка формулировки темы.
- Закрепление направлений исследований ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора колледжа не позднее 1 ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее 1 марта (окончательная формулировка).
- Руководителя ВКР утверждаются приказом по колледжу.
- По утвержденной теме руководитель ВКР разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения ВКР, заполняет задание на ВКР.
- Основными функциями руководителя ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР);
- оказание помощи студенту в подборе литературы;
- контроль хода выполнения ВКР;
- подготовка письменного отзыва на ВКР.
К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На все виды консультаций для каждого студента предусматривается не более 20 академических часов сверх сетки часов учебного плана.
- Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) ВКР, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Основными функциями консультанта ВКР являются:
- руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
- оказание помощи студентам в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
- контроль хода выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.
2.10.Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет заместитель директора по НМР; контроль за сроками выполнения работ, распределением научных руководителей, консультантов, рецензентов работ, а также промежуточный контроль за соблюдением индивидуального плана работы осуществляют заведующие отделениями; утверждение тематики работ осуществляют председатели предметно-цикловых комиссий; руководство разработкой тематики и научное руководство осуществляют преподаватели колледжа.
2.11.На завершение ВКР отводится 4 недели календарного времени, согласно календарному учебному графику колледжа. Последняя неделя первого семестра – контроль готовности теоретической части работы. Подготовка и проведение предзащиты ВКР проводится согласно календарному учебному графику колледжа .
2.12.По завершении студентом ВКР руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает на рецензирование внешнему эксперту.
2.13.Заместитель директора по НМР своевременно представляет ВКР государственной экзаменационной комиссии .
- Требования к выпускной квалификационной работе.
3.1.Выпускная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта и оформляется на стандартных листах специальной папки для дипломного проектирования (сброшюрованная), с соблюдением полей. Текст ВКР прдставляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.
3.2. Объем ВКР должен составляет не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста (60-100 рукописных страниц). Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.
3.3.ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.
3.4.ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, задачи работы, методы исследования и др;
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;
- практическая часть, направленная на решение выбранной проблемы и состоящая из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемой литературы ( не менее 20 источников);
- приложение (при необходимости).
3.5.ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;
- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- списка используемой литературы (не менее 20 источников);
- приложение (при необходимости).
3.6. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи работы, методы исследования и др.;
- теоретическая часть, в которой дана история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
- списка используемой литературы (не менее 25 источников);
- приложение (при необходимости).
3.7. В случае выполнения ВКР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные планы разрабатываются руководителем с каждым студентом. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, теоретической части (описание этапов проекта), практической части и списка литературы.
Структура и содержание пояснительной записки, теоретической части определяются в зависимости от профиля специальности, темы дипломного проекта. Объем пояснительной записки и теоретической части должен составлять от 10 до 25 страниц печатного текста с критическим описанием процесса создания конечного продукта. В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности могут быть представлены в виде готовых изделий в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной темой: демонстрации дизайн-проекта, слайд - фильма с копиями в виде комплекта раздаточного материала формата А 4 для каждого члена аттестационной комиссии, электронных пособий и видеофильма, художественных произведений в различных материалах (живопись, графика, создание наглядных пособий) и др.
Продукты творческой деятельности представляются в виде серий наглядных пособий, компьютерных программ, в виде исполнения музыкальных произведений, фильма об этапах работы над музыкальным произведением разных жанров, компьютерной программы для студентов и учителей по использованию новых технологий и др.
Данный тип ВКР позволяет реализовать творческий потенциал студента, проявить свои исследовательские, информационные, организационные, коммуникативные, интеллектуальные и проектировочные компетенции.
3.8.По содержанию ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой ) ВКР.
4.Рецензирование выпускной квалификационной работы.
4.1.Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР.
4.2.Рецензенты ВКР назначаются приказом по колледжу не позднее одного месяца до защиты ВКР.
4.3.Рецензия должна включать:
- заключение о соответствии ВКР заявленной теме;
- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
- оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
- оценку ВКР по пятибалльной системе.
На рецензирование одной ВКР предусматривается не менее 5 часов сверх сетки часов учебного плана.
4.4.Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР.
4.5.Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
4.6.Заместитель директора по НМР при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в Государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала Государственной итоговой аттестации.
4.7.Отрицательная рецензия, если она при соблюдении всех указанных в разделах два и три требований не затрагивает сущностную сторону дела, не лишает автора ВКР права быть допущенным к защите и отстаивать свои научные взгляды и убеждения перед экзаменационной комиссией.
5.Защита выпускных квалификационных работ.
- Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной
комиссии. На защиту ВКР отводится до 1 академического часа. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. В докладе студента должен быть дан практико-ориентированный анализ, четко представлен категориальный аппарат, описан педагогический эксперимент (при необходимости и возможности проиллюстрирован), отрефлексирована вся проделанная работа студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
- При определении итоговой оценки по защите ВКР учитывается доклад выпускника, ответы на вопросы, оценка рецензента и отзыв руководителя.
- Решение об оценке ВКР принимает ГЭК простым большинством голосов на своем закрытом заседании после завершения всех защит, назначенных на данный день. В случае расхождения оценок и невозможности консенсуса решение принимается в пользу студента. Если ВКР включает содержание одного из итоговых экзаменов по дисциплине, то в приложении к диплому оценка по этой дисциплине проставляется по результатам защиты ВКР.
- Заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируется: итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний ГЭК хранится в колледже в течение 75 лет.
- Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту не ранее чем через 6 месяцев.
- Хранение выпускных квалификационных работ.
- После защиты ВКР остаются в колледже в полном объеме для последующего использования в учебном процессе и передаются по акту в научно-методический центр.
- ВКР хранятся в научно-методическом центре колледжа не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении ВКР решается организуемой по приказу директора комиссией, которая представляет предложения о списании ВКР. Списание оформляется соответствующим актом. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа.
- По запросу организации, учреждения, предприятия директор колледжа имеет право разрешить копирование ВКР студентов.
- Продукты творческой деятельности по решению ГЭК могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.
- конец документа-
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор _____________
А.А.Зарипова
ТРЕБОВАНИЯ К ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА ГБОУ СПО ВО
«Муромский педагогический колледж»
- Общие положения
Настоящие требования являются приложением к Положению о выполнении Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в части реализации объема времени, отведенного на обязательные учебные занятия по всем дисциплинам и модулям учебного плана.
1.1. Настоящие требования к портфолио студента ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж» (далее - колледж) разработаны в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании», ФГОС по специальностям СПО.
1.2. Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально – личностного саморазвития.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, профессиональной, творчески-преобразующей и других.
1.4. Период накопления (сбора) портфолио – нормативный срок обучения.
1.5. Комплектование портфолио осуществляется студентом самостоятельно с учетом примерной структуры на основании рекомендаций педагогов, классных руководителей, представителей студенческого актива, методистов и руководителей по педагогической практике.
1.6. Предъявление и защита портфолио может выступать в качестве обязательной формы организации экзамена по ПМ Методическое обеспечение образовательного процесса, альтернативной формы по отдельным МДК профессиональных модулей. В этом случае педагог (педагоги) конкретизируют требования к содержанию и структуре портфолио, определяют критерии и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и защиты, условия выбора студентами данной формы, которые утверждаются на педагогическом совете отделения и доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра.
1.7. Защита предъявления портфолио выпускником колледжа является условием допуска к государственной итоговой аттестации.
1.8. Общее руководство деятельностью педагогического и студенческого коллектива по формированию портфолио осуществляют заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по научно-методической работе, зам.директора по воспитательной работе, зав.практикой, зав. отделениями. Ответственность за информирование и организацию деятельности студентов по созданию портфолио на уровне студенческой группы возлагается на классного руководителя и членов студенческого актива группы.
2. Цель, задачи и функции портфолио
2.1. Основная цель портфолио – оценивание профессиональных и общих компетенций студента.
2.2. Портфолио позволяет решать следующие задачи:
- отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;
- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.
2.3. Функции портфолио:
- функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений - образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;
- функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы;
- функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.
- Примерная структура портфолио студента
3.1. Содержание портфолио определяется с учетом выбранного вида портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио работ.
3.2. Примерная структура портфолио
3.2.1. Общая часть (фото; резюме (общие сведения о студенте); цель и задачи портфолио, содержание портфолио).
3.2.2. Накопительная часть
- образовательные достижения – освоенные обучающимися в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС;
- профессиональные достижения – эффективный результат применения освоенных обучающимися компетенций в реальной профессиональной деятельности, который удостоверяет, что студент имеет достаточные компетенции, требуемые для выполнения основных видов профессиональной деятельности;
- результаты творчески – преобразующей деятельности;
- спортивные достижения.
3.2.3. Рефлексивно – проективная часть (самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетенций освоенных на отдельном этапе образовательной программы (ПМ, МДК), определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).
3.3. Портфолио документов может содержать:
- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов педагогической практики, участия в социально – педагогических проектах;
- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого самоуправления, культурно – досуговых мероприятий, локальных проектов, факультативов и студенческих объединения по интересам;
- грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ, города и т.п.
3.4. Портфолио работ может содержать методическую продукцию, самостоятельно разработанную студентом и получившую достаточно высокую оценку (педагогов колледжа или представителей педагогической общественности):
- конспекты уроков, внеурочных занятий, методические рекомендации, системы заданий, сборники, электронные презентации и т.п.;
- тезисы выступлений на научно – практических конференциях, тексты докладов;
- творческие, исследовательские, проектные работы студента,
- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото, видеоматериалы, работы школьников и т.п.)
- Презентация портфолио
4.1. Студент презентует портфолио на собрании студенческой группы в присутствии экспертной группы. В качестве экспертов на презентацию портфолио могут быть приглашены педагоги колледжа, руководители структурных подразделений, представители общественности - потенциальные работодатели, родители обучающихся, референтные для студентов лица.
4.2. Презентация портфолио проводится не чаще одного раза в течение учебного года может способствовать определению номинантов на конкурсы различной направленности.
4.3. Во время презентации студент представляет портфолио, комментирует его содержание. Определяет наиболее яркие достижения и проблемы, цели, направления и механизмы самосовершенствования.
4.4 Презентация портфолио на выпускном курсе является допуском к государственной итоговой аттестации.
- Организация экспертизы содержания и презентации портфолио студента
5.1. Содержание портфолио и его презентацию оценивает экспертная группа численностью не менее трех человек, в состав которой могут входить внутренние и внешние эксперты.
5.2. При оценке содержания и презентации портфолио экспертная группа учитывает:
- полноту портфолио;
- обоснованность структуры и содержания портфолио;
- способность студента адекватно оценивать собственные достижения, компетенции;
- умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования.
6.Участники работы над Портфолио
и распределение обязанностей между ними
6.1. Участниками работы над портфолио являются студенты, преподаватели, классный руководитель. Одним из основных условий составления Портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
6.2. Обязанности студента:
- оформляет Портфолио в соответствии с принятой в колледже структурой;
- аккуратно и самостоятельно подбирает материал для Портфолио;
- систематически пополняет соответствующие разделы материалами, отражающими успехи и достижения в учебной, производственной и внеучебной деятельности;
- отвечает за достоверность представленных материалов;
- при необходимости обращается за помощью к педагогическому коллективу.
6.3. Обязанности классного руководителя:
- направляет всю работу студента по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения Портфолио;
- выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: студентом, преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие;
- осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио.
6.3. Обязанности преподавателей:
- преподаватели проводят экспертизу представленных работ по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю;
- готовят итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и внеучебной работе: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.
- совместно со студентами отслеживают и оценивают динамику их индивидуального развития и профессионального роста, поддерживают их образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность.
6.4. Обязанности администрации:
- заместители директора по учебной, научно-методической, воспитательной работе, зав. производственной практикой осуществляют общий контроль за деятельностью студентов и педагогического коллектива по составлению Портфолио и его представлению на защите.
-конец документа-
Приложение 1
Департамент образования администрации Владимирской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПОРТФОЛИО
ФИО студента (фото по желанию) ________________________________________________________________
Год рождения ________________________________________________________________
Специальность __________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Год поступления__________________________________________________
Год выпуска______________________________________________________
Приложение 2
Индивидуальные образовательные достижения (ИОД) студента
Муромского педагогического колледжа
за 20___-20___ учебный год
- Успеваемость студента
Средний балл успеваемости по дисциплинам учебного плана за ___ семестр:
Средний балл успеваемости по МДК, учебной и производственной практике и модулю ( ПМ_____)
- Количество пропущенных занятий
- по уважительной причине
- по неуважительной причине
- Сведения о курсовых и дипломных работах
№ п/п | Тема работы | Оценка за работу |
1. | ||
2. |
- Участие в предметных олимпиадах
№ п/п | Название олимпиады | Место и время проведения | Примечание (факты общественного признания деятельности – грамоты, благ.письма, дипломы) |
1. | |||
2. | |||
3. |
5.Научно-исследовательская и проектная деятельность студента
Участие в научно-практических конференциях
№ п/п | Название конференции | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный) | Дата конференции | Тема выступления | Наличие публикации (название, выходные данные) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Участие в конкурсах и проектах
№ п/п | Название конкурса | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный) | Дата конкурса | Тема проекта | Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты и т.п.) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
6.Внеучебная активность студента
Участие в работе органов студенческого самоуправления и молодежных общественных объединениях
№ п/п | Орган студенческого самоуправления, название объединения | Виды деятельности (поручения) | Период деятельности | Примечание (факты общественного признания деятельности – грамоты, благ.письма, дипломы) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Спортивные достижения студентов
№ п/п | Вид спорта | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный | Участие в соревнованиях | Дата соревнований | Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты, диплома) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Творческие достижения студентов
№ п/п | Вид деятельности | Уровень (международный, Всероссийский, Региональный, Межрегиональный, Городской, Колледжный | Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах | Дата | Примечание (отметка о наличии сертификата, грамоты, диплома) | Результат (участник, призер, победитель) |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
7.Взгляд в будущее
Мой девиз, кредо на данном этапе жизни | |
Я ценю, считаю важным, стремлюсь, уважаю | |
Мои сильные стороны | |
Мои слабые стороны | |
Черты характера | |
Вредные привычки | |
Моё представление о жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения | |
Студент _________________/________
Лидер группы __________ /______________
Староста группы _________________/________
Классный руководитель _____________/_____________
Приложение 3
Методика расчета ИОД
Портфолио позволяет студенту рассчитать собственный индекс индивидуальных образовательных достижений (Индекс ИОД) и при его значении за каждый учебный год более 20 баллов претендовать при успешном окончании колледжа на получение рекомендательного письма для устройства на работу.
Средний балл успеваемости 4,5-5 б
4- 4,5 б
3,5- 4 б
3- 3,5 б
Количество пропущенных занятий
до 10% -5б
10-30% - 4б
30-50% - 3б
более 50% - 2б
Оценки за курсовую и дипломную работы
5 баллов
4 балла
3 балла
Уровень участия в мероприятиях
Международный 6б
Всероссийский 5б
Межрегиональный 4б
Региональный 3б
Городской 2б
Колледжный 1б
Результат участия
победитель 3б
призер 2б
участник 1б
При подсчете баллов результат участия Х уровень участия
5 - 8 баллов – низкий индекс ИОД
8- 13 баллов – средний индекс ИОД
более 13 баллов – высокий индекс ИОД