Пришкольный лагерь "Солнышко"
Помощь в составлении программы воспитания в пришкольном лагере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания в ЛОК | 113.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВО-МОИСЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического совета МБОУ Ново-Моисеевской ООШ Протокол № 9 от 13.05.2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Ново-Моисеевской ООШ /О.А.Пальчик/ Приказ № от 13.05.2022 г. |
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«СОЛНЫШКО»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Цель и задачи воспитания
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
1.3. Основные направления воспитания
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Модуль «Будущее России»
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
2.3. Модуль «Отрядная работа»
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
2.5. Модуль «Самоуправление»
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
2.11. Модуль «Работа с родителями»
2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
2.13. Модуль «Социальное партнерство»
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления в пришкольном лагере «Радуга», организованном при МБОУ Ново-Моисеевской ООШ составлена на основе Примерной рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления, подготовленной ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: календарный план воспитательной работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно - практической составляющих развития личности;
- усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно - деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый»/ «Дети-Воспитатель»
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - день русского языка;
9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.
- Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами для детского лагеря, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями государственных органов исполнительной власти в сфере образования. Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 21 дня.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые были мало знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление в отряде формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. Именно в это время вожатым проводятся игры на выявление лидера среди детей.
Термин «отрядное самоуправление» можно определить следующим образом: отрядное самоуправление – это выполнение выбранными доверенными лицами отряда неких обязанностей. К основным «доверенным лицам» могут относиться:
командир отряда;
помощник командира;
физорг отряда;
культорг отряда;
Редколлегия;
Дежурные
Командир отряда – это правая рука вожатого. В его обязанности может входить: построение отряда, если вожатый задерживается, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде.
Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и выполняет практически те же самые действия, что и командир.
Физорг ответственен за зарядку и подвижные игры.
Культорг отвечает за подготовку к творческим номерам, является «генератором идей».
Редколлегия занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам отрядных дел; несет ответственность за оформление отрядного уголка;
Дежурные - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах. Готовят регулярные встречи (сборы, советы) коллектива.
Наличие системы детского самоуправления в летнем лагере важно по причине необходимости учета детского мнения. Вся деятельность школьного лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учета мнения самих детей.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является совет лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере –аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях, содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На индивидуальном уровне:
- прием заявлений от родителей на отдых и оздоровление обучающихся в пришкольном лагере,
- заключение договора с родителями об организации отдыха и оздоровления ребёнка
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми;
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.12. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
2.13. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно - значимые виды совместной деятельности.
Пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко» базируется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Ново-Моисеевской основной общеобразовательной школе.
Фактический адрес:
347559 Ростовкая область, Пролетарский район, хутор Новомоисеевский, улица Школьная, 19.
Телефон: 8(86374)9-36-37
Электронная почта: n.moissosch@mail.ru
Сайт школы: https://novo-moissoh.edusite.ru/
Директор: Пальчик Олег Анатольевич
МБОУ Ново-Моисеевская ООШ х. Новомоисеевский (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются 20 обучающихся.
Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш воспитанник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром.
Воспитательный потенциал позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- тип лагеря: комплексный
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Пришкольный лагерь «Солнышко» является тематическим, т.е. каждая смена лагеря имеет определенную направленность, но обязательным направлением любой смены является создание условий для оздоровления и безопасной жизнедеятельности детей.
Лагерь «Солнышко» работает в режиме шестидневной рабочей недели с выходным днем (воскресенье).
Режим дня
Время пребывания детей С 8:30 до 14:30 | Элементы режима дня |
8:30 – 9.00 | Начало работы лагеря, приход воспитателей, прием детей, «утренний фильтр» |
9.00 – 9:15 | Утренняя зарядка |
9.15 – 9:25 | Линейка |
9:25 – 10.00 | Завтрак |
10.00 – 12.00 | Лагерные, отрядные дела |
12:00 – 13:00 | Работа кружка |
13.00 – 14.00 | Обед |
14:00 – 14.20 | Подведение итогов, анализ дня |
14:20 – 14:30 | Термометрия |
14:30 | Уход детей домой |
В процессе воспитания школа и пришкольный лагерь сотрудничают с Домом культуры , с сельской библиотекой, администрацией Дальненского сельского поселения, КДН и ПДН ОВД Пролетарского района.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности лагерных смен: весенняя смена – 6 календарных дней, летняя смена – 21 календарный день; автономности (изолированность детей от привычного социального окружения), сборности (объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала»).
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Подбор кадров осуществляется директором МБОУ Ново-Моисеевской ООШ. Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Начальник лагеря - обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
Воспитатель - осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство в отрядной комнате. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены. Организует всю воспитательную работу с детьми.
Библиотекарь оказывает помощь в реализации программ дополнительного образования художественно-эстетического, культурологического и научно-технического направлений.
Руководитель кружка руководит работой театрального кружка, участвует в проведении организационно-творческих мероприятий.
Уборщик служебных помещений осуществляет уборку помещений, рекреаций и т.д., соблюдает правила санитарии и гигиены в убираемых помещениях.
Повар
Постоянно расширяется социальное партнерство школы. На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с СДК по нравственно – эстетическому воспитанию учащихся.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса (Предложенные направления являются примерными, их можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, воспитывающей среды, традиций воспитания, ресурсов лагеря и др.):
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Актуальность программы
С наступлением летних каникул особую роль для родителей и учащихся играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход для занятия детей в летний период. Посещая лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Родители спокойны за своих детей.
В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение школьного образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности. Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями, и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- проблема летней занятости детей;
- укрепление здоровья учащихся;
- возможность получить полноценный отдых детям из социально незащищенных категорий семей.
Летом 2022 года на базе школы будет организована работа лагеря дневного пребывания в 1 смену.
Планируется, что лагерь будут посещать все желающие, но в первую очередь дети из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей, дети, находящиеся в группе «особого внимания» и трудной жизненной ситуации.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Утверждаю:
Директор МБОУ Ново-Моисеевской ООШ
____________ О.А.Пальчик
Приказ № от 13.05.2022 г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «СОЛНЫШКО»
01.06.2022 г. – 25.06.2022 г.
2022 год посвящен Культурному наследию народов России.
(в соответствии с Указом Президента Российской Федерации).
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения | Уровень проведения | ||||
Всероссийский/ региональный | Детский лагерь | Отряд | |||||
Модуль 1 «Будущее России» | |||||||
День Защиты детей | 01.06.2022 | Лагерь | |||||
Час информации «Мы потомки героев» | 04.06.2022 | Отряд | |||||
Урок-игра «День русского языка» (Пушкинский день) | 06.06.2022 | Отряд | |||||
350 лет со дня рождения Петра 1 | 09.06.2022 | Отряд | |||||
Просветительское мероприятие «Три главных цвета Родины моей» | 11.06.2022 | Отряд | |||||
Праздничная программа «Россия – мы дети твои» | 11.06.2022 | Лагерь | |||||
Экскурсия-прогулка «Чьё ты носишь имя, улица моя?» | 14.06.2022 | Отряд | |||||
Презентация «В память о юных героях-антифашистах» | 22.06.2022 | Отряд | |||||
День памяти и скорби Экскурсия к обелиску погибшим воинам – односельчанам в годы ВО войны «Никто не забыт, ничто не забыто» | 22.06.2022 | Лагерь | |||||
Модуль 2 «Ключевые мероприятия детского лагеря» | |||||||
Открытие лагеря «Путешествие на остров русских традиций» | 02.06.2022 | Лагерь | |||||
Спортивная программа «Мы за ЗОЖ!» | 07.06.2022 | Лагерь | |||||
Игра по станциям «Цветок папоротника» (поиск клада) | 08.06.2022 | Лагерь | |||||
Праздник. Театрализованная эстафета по ПДД «Безопасное колесо» | 09.06.2022 | Лагерь | |||||
Бумажные фантазии Конкурс - выставка оригами - поделок из бумаги. Можно с заданной темой (зоопарк и т.д.) | 15.06.2022 | Лагерь | |||||
Игровая программа «Богатырские потехи» | 16.06.2022 | Лагерь | |||||
Игровая программа «Смех продлевает жизнь» | 17.06.2022 | Лагерь | |||||
Закрытие лагеря. Фестиваль «Славянская ярмарка» | 25.06.2022 | Лагерь | |||||
Модуль 3 «Отрядная работа» | |||||||
Анкетирование (на входе). Минутка здоровья «Мой рост, мой вес» Праздничная программа «День защиты детей» Знакомство с легендой смены Проектирование отрядных комнат; - принятие правил поведения в лагере (проведение инструктажа) - обустройство мест жительства племён -выборы вождей отряда. | 01.06.2022 | Отряд | |||||
Тренировочная эвакуация. Театрализованное представление «Мы – славяне!» Рисунки на асфальте «Весёлое лето!» Работа мастерской Праздник «Русские посиделки» Конкурс мыльных пузырей. | 02.06.2022 | Отряд | |||||
Познавательно – развлекательное мероприятие «Праздник дружбы и добра» Квест «Движение это жизнь» (в рамках проекта «Здоровье в движении») Работа мастерской Конкурс рисунков на асфальте «Под небом славян» Спортивно-познавательная игра «Зов природы» Конкурс «Добро пожаловать!». | 03.06.2022 | Отряд | |||||
Час познаний «Минутка здоровья и безопасности» Час творчества «Кулинарный поединок национальных блюд» Конкурс рисунков «ГТО - старт к победе». Проект «Мы потомки героев» Мастер – класс «Культура разных народов». Азбука здоровья: «Спорт-это здорово!» | 04.06.2022 | Отряд | |||||
Игра «Ориентация в природе» (правила поведения и соблюдение ТБ в окружающем мире). Конкурс инсценировок сказок Пушкина Работа мастерской «Очень умелые ручки» Спортивные соревнования «Игра «Веселые старты» Конкурс рисунков «Там, на неведомых дорожках». | 06.06.2022 | Отряд | |||||
Мероприятие: «Мир славянской игрушки». Мастер-класс «Изготовление кукол-оберегов» Экологический праздник «Планета ромашек». Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе Викторина «Русские народные сказки» Игра на «выживание» - «Последний герой». | 07.06.2022 | Отряд | |||||
Профилактический час «Твоя безопасность на дороге» Игра «Цветок папоротника» (поиски клада) Конкурс рисунков «Маленькая спичка - большое горе» Проект «Медиастрана» Игры на свежем воздухе. Мастер класс по волейболу и баскетболу. | 08.06.2022 | Отряд | |||||
Урок-викторина «Безопасность – важное дело». Акция «Энциклопедия для любознательных» - Эпоха славных дел (350-ие Петра 1). «Славянские забавы» (разучивание подвижных народных игр славян) Соревнование «Безопасное колесо» Акция «Узнай Героя – земляка» | 09.06.2022 | Отряд | |||||
Фольклорный час «Танцы народов мира» Мероприятие: «Наши руки не знают скуки!» (изготовление поделок из бросового материала с последующей выставкой) Соревнования по волейболу. Библио-десант «Со сказкой открываем мир разных народов» Подвижная игра «В поисках сокровищ». Акция «Стена Памяти» | 10.06.2022 | Отряд | |||||
Час познаний и практики «Дорога и пешеход» Концерт «Это всё моя Россия». «Удивительные шахматы» Экологический десант Конкурс рисунков «Любимые уголки родного края» Игры и эстафеты на свежем воздухе (в рамках внедрения ГТО) | 11.06.2022 | Отряд | |||||
«Славянский подиум» (демонстрация моделей одежды славян, изготовленной из подручных средств) Акция «Маленькая искорка» Квест-игра «Следопыты мы». Флешмоб «Чтение без перерыва» Викторина по символике района и области «Страна чудес» Спортивная игра «А вам слабо?» | 14.06.2022 | Отряд | |||||
Ролевая игра по ПДД «Лунная дорожка». «Богатырская наша сила!» (викторина по русским былинам) «Богатырские игры». Мастер-класс «Умелые ручки» Просмотр фильмов о ВОВ 1941-1945 годов. Игры на свежем воздухе. Экскурсия по селу | 15.06.2022 | Отряд | |||||
Акция «Убери планету» Славянский (комический) футбол Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», на знание славянской культуры. Экскурсия в школьный музей. Конкурс удальцов-молодцов «Богатырские потехи» Акция «Стена Памяти» | 16.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка здоровья «Психологическая поддержка» Викторина «Устами младенца» Конкурс «Самый фантастический проект» «Мульти – пульти, карнавал» Игровая программа «Смех продлевает жизнь» Игры на свежем воздухе | 17.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка здоровья «В здоровом теле - здоровый дух!». Спортивно – игровые соревнования «Здоров будешь - все добудешь!»: Первенство лагеря по различным видам спорта. веселые старты перетягивание каната шашки шахматы Составление книги призеров. Подвижные игры на воздухе. | 18.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка здоровья «Чистая вода нужна всем» Викторина "Цветик - семицветик" Конкурс «Полянка» Конкурс «Легенды и сказки о цветах» Конкурс «Художники» Подвижные игры на воздухе | 20.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка здоровья Игровая программа «Передай добро по кругу» «Путешествие в страну этикета» Мастер – класс «Оригинальные салфетки» Игры на свежем воздухе | 21.06.2022 | ||||||
Час общения «Сохраним память поколений» День памяти и скорби. Акция «Синий платочек» Флешмоб в социальных сетях «Фото победителя». Игры на свежем воздухе. Конкурс инсценированной военной песни. | 22.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка безопасности «Мой безопасный путь домой» Конкурс стихотворений и песен о семье. Игра по станциям «Моя семья – мое богатство» Творческая мастерская. Конкурс рисунков «Моя семья». Трудовой десант « Чистые дорожки» | 23.06.2022 | Отряд | |||||
Час общения «Сохраним память поколений» «Танец красок» (танцевальный флэш-моб) Игры на свежем воздухе. Мастер- классы по рисованию Общий сбор «Автограф на память». Подведение итогов смены, награждение (анкетирование). | 24.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка здоровья и безопасности «Славянская ярмарка» - праздничное костюмированное мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены. Работа мастерской Акция «Сад Памяти» Игра «Школа выживания». | 25.06.2022 | Отряд | |||||
Модуль 4 «Коллективно-творческое дело (КТД)» | |||||||
Конкурс коллективного рисунка/ рисунка на асфальте «Веселое лето!»» | 02.06.2022 | Лагерь | |||||
Познавательно-развлекательное мероприятие «Праздник дружбы и добра» | 03.06.2022 | Лагерь | |||||
Конкурс рисунков «ГТО – старт к победе» КТД «Культура разных народов» | 04.06.2022 | Лагерь Лагерь | |||||
Театрализованное представление «Сказки Пушкина» (инсценировка) | 06.06.2022 | Лагерь | |||||
Игра «Лапта» | 07.06.2022 | Лагерь | |||||
Проект «Медиастрана» Праздничная дискотека | 08.06.2022 | Лагерь | |||||
Театрализованная эстафета по ПДД «Безопасное колесо» | 09.06.2022 | Лагерь | |||||
Мероприятие «Наши руки не знают скуки» | 10.06.2022 | Лагерь | |||||
Танцевальный флешмоб «Россия» Конкурс рисунков/рисунков на асфальте «Любимые уголки родного края» | 11.06.2022 | Лагерь | |||||
Акция «Маленькая искорка» | 14.06.2022 | Лагерь | |||||
Программа «Богатырские игры» | 15.06.2022 | Лагерь | |||||
Акции «Стена памяти» | 16.06.2022 | Лагерь | |||||
Веселые старты «Мульти - пульти, карнавал» | 17.06.2022 | Лагерь | |||||
Спортивно- игровое соревнование «Здоров будешь – все добудешь!» | 18.06.2022 | Лагерь | |||||
Экологическая акция «Борьба с королем Мусором» (соревнования между отрядами) | 20.06.2022 | Лагерь | |||||
Игровая программа «Передай добро по кругу» | 21.06.2022 | Лагерь | |||||
Акция «Синий платочек» | 22.06.2022 | Лагерь | |||||
Игра по станциям «Моя семья – мое богатство» | 23.06.2022 | Лагерь | |||||
Танцевальный флэшмоб «Танец красок» | 24.06.2022 | Лагерь | |||||
Мероприятие «Славянская ярмарка» | 25.06.2022 | Лагерь | |||||
Модуль 5 «Самоуправление» | |||||||
Выборы органов самоуправления отрядов (командир, помощник командира, физорг, культорг, редколлегия, Чистомен) | 01.06.2022 | Отряд | |||||
Заседание совета лагеря: требования к оформлению отрядных уголков (название, девиз, законы отрядной жизни, органы самоуправления, «Жизнь отряда», шкала настроения) | 02.06.2022 | Лагерь | |||||
Совет командиров | По необходимости | Лагерь | |||||
Конкурс отрядных уголков. Совет лагеря | 06.06.2022 | Лагерь | |||||
Заседание совета лагеря | 14.06.2022 | Лагерь | |||||
Заседание совета лагеря | 21.06.2022 | Лагерь | |||||
«Отрядный огонек» – подведение итогов дня | ежедневно | Отряд | |||||
Модуль 6 «Дополнительное образование» | |||||||
1 | Спортивно-оздоровительное «Шахматы» | Вторник Пятница | Лагерь | ||||
2 | Общеинтеллектуальное «Инфознайка» | Понедельник Четверг | Лагерь | ||||
3 | Общеинтеллектуальное Техническое творчество» | Среда | Лагерь | ||||
Модуль 7 «Здоровый образ жизни» | |||||||
Первичный осмотр детей: рост, вес, ЖЭЛ Пятиминутка здоровья «Начинаем новый день или о режиме дня» Оздоровление «Запомни, что босиком ходить нельзя» | 01.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Человек должен беречь свою кожу» | 02.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «О пользе и вреде солнца» | 03.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Глаза – твои главные помощники» | 04.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Профилактика COVID-19» | 06.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Вредным привычкам – мы говорим, нет!». | 07.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» | 08.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Закаливание» | 09.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Гигиена полости рта» | 10.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Волшебство громкого голоса» | 11.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Нет вредным привычкам» | 14.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Как ухаживать за зубами» | 15.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Полезные продукты питания» | 16.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Польза утренней гимнастики» | 17.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «От улыбки станет всем теплей» | 19.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Сказка о микробах» | 20.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Личная гигиена» | 21.06.2022 | Отряд | |||||
Пятиминутка здоровья «Безопасное лето!» | 25.06.2022 | Отряд | |||||
Модуль 8 «Организация предметно-эстетической среды» | |||||||
Оформление пришкольного лагеря перед началом смены | 31.05.2022 | лагерь | |||||
Оформление интерьера отрядных комнат | Отряд | ||||||
Музыкальное оформление для исполнения гимна | По необходимости | Лагерь | |||||
Музыкальное оформление для проведения зарядки | ежедневно | Лагерь | |||||
Оформление отрядных уголков | 01.06.2022 – 06.06.2022 | Отряд | |||||
Оборудование отрядных мест на территории лагеря | В течение смены лагеря | Отряд | |||||
Озеленение территории лагеря (полив клумб, аллей) | Отряд | ||||||
Оформление стенда в рекреации лагеря | 01.06.2022-02.06.2022 | Лагерь | |||||
Размещение на стенде творческих работ детей | Регулярно в течение смены | Лагерь | |||||
Модуль 9 «Профилактика и безопасность» | |||||||
Минутка безопасности «Знакомство с планом работы, законами и правилами поведения в лагере, инструктаж по ТБ» | 01.06.2022 | Лагерь | |||||
Минутка безопасности «Правила поведения детей на прогулках и в походах. Осторожно клещи!» | 02.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка безопасности «Правила пожарной безопасности» | 03.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка безопасности «Правила поведения при проведении спортивных мероприятий» | 04.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка безопасности «Внимание! Подозрительный предмет» | 06.06.2022 | Отряд | |||||
Минутка безопасности «Тепловой удар. Первая помощь при тепловом ударе» | 07.06.2022 | Отряд | |||||
Правила безопасного поведения на водных объектах и оказание помощи пострадавшим на воде» | 08.06.2022 | Отряд | |||||
Просмотр обучающих видеороликов о дорожной безопасности Минутка безопасности «Как перейти дорогу. Светофор» | 09.06.2022 | Лагерь | Отряд | ||||
Беседа «Терроризм – угроза обществу» | 10.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Правила поведения в общественном месте» | 11.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Правила безопасности и поведения в лагере» | 14.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Дверь незнакомцам не открывай, словам и подаркам не доверяй! | 15.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Правила пользования электроприборами» | 16.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа о запрете управления транспортными средствами несовершеннолетними | 17.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Безопасная дорога домой» | 18.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Помощь при ожогах» | 20.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Спички детям не игрушки» | 21.06.2022 | Отряд | |||||
Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми» | 22.06.2022 | Отряд | |||||
Модуль 10 «Работа с вожатыми/воспитателями» | |||||||
«Нормативно – правовая база по организации отдыха и оздоровления детей» (знакомство педагогов с основными документами, регламентирующими отдых и оздоровление детей, с должностными обязанностями, нормами охраны труда в лагере дневного пребывания) | Май | ||||||
«Планирование и организация смены» (организация отдыха в лагере дневного пребывания, логика развития лагерной смены, знакомство с программой лагеря и планированием) | Май | ||||||
«Методика организации дела» (вооружение педагогов набором форм, методов деятельности для организации детского коллектива, проведения разнообразных мероприятий в течение лагерной смены. | Июнь | ||||||
Модуль 11 «Работа с родителями» | |||||||
Прием заявлений родителей на отдых и оздоровление детей в пришкольном лагере «Радуга» | Май | ||||||
Заключение договора с родителями об организации отдыха и оздоровления ребёнка | Май | ||||||
Индивидуальные посещения по необходимости | Отряд | ||||||
Модуль 12 «Экскурсии и походы» | |||||||
Экскурсия-прогулка «Чьё ты носишь имя, улица моя?» | 14.06.2022 | Отряд | |||||
Экскурсия к обелиску погибшим воинам – односельчанам в годы ВО войны «Никто не забыт, ничто не забыто» | 20.06.2022 | Лагерь | |||||
Модуль 13 «Социальное партнерство» | |||||||
Игровая программа ко Дню защиты детей | 01.06.2022 | ||||||
Познавательный час «Великие дела Петра» | 07.06.2022 | ||||||
Книжная выставка «Петр 1 – имя России» | 07.06.2022 | ||||||
День памяти и скорби | 22.06.2022 |
Оригинальность программы «Путешествие в мир славянской культуры» заключается в гармоничном сочетании спортивно-оздоровительной, общекультурной и духовно-нравственной деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую компетентности, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А также в работе используются направления:
- патриотическое;
- творческое;
- физкультурно-оздоровительное;
- экологическое.
Легенда смены:
Разбилось зеркало раздора, разлетелись осколки в разные стороны и поразили сердца некогда дружных и живших, как единое целое, народов: белорусов, украинцев, россиян, имевших в древности общее название – славяне. Глубоко в сердце застряли осколки, зародив в сердцах людей зависть, вражду и ненависть друг к другу. Забыли они про то, что их когда-то объединяло, как они поддерживали друг друга в горе, как вместе радовались. Забыли, что «один в поле не воин». И повалились на их головы несчастья одно за другим. Не вынесли люди этого и обратились к древнейшему верховному божеству всех славян Роду с просьбой подсказать им, как же решить проблему.
Бог вечный, вседержитель Род!
Во всем, чему дано родиться,
С мгновенья первого живет
Твоя бессмертная частица!
Тобой одухотворено
Все, что живое от живого, -
И в землю павшее зерно,
И в сердце вспыхнувшее слово...
Твой дух летал в безвидной мгле
Над распростертою водою
Томясь о будущей земле
И небе с быстрою звездою...
Мгновенье минуло, - и вот
Ты в нас и с нами, и над нами:
`Природа`, `родина`, `народ` -
Все к Роду тянется корнями!
Бог вечный, вседержитель Род!
Что делать нам, скажи на милость
Ты научи, как избежать
То зло, что в душах поселилось
И он ответил им так:
Давно уж повелось из Киевской Руси,
Что жить славянам лучше в единеньи.
Кто б ни были они, кого ты ни спроси,
Всегда дружнее, если в окруженьи.
Но люди начисто забыли, такие слова, как «единение» и «дружба». Род понял, что так просто извлечь из их сердец осколки зеркала раздора не удастся, что славян учить жить в единении нужно заново. И он решил перенести их в те далёкие-далёкие времена, когда все они жили племенами, и эти племена дружили друг с другом.
И ответили славяне:
Стоит нам объединяться,
Чтоб сильнее, крепче стать,
И бессмысленно стараться:
Дружбы нашей не отнять.
Все славяне духом вместе,
Было так и будет ввек,
Схоже все: стихи и песни,
Дружбой счастлив человек.
В течение 21 дня славяне будут жить в прошлом, обретая заново всё то, что было утрачено.
А помогать им Род попросил Белбога – хранителя и подателя добра, удачи, справедливости, счастья.
Прослышал про это вечный противник Белбога – Чернобог, ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. И решил он помешать Белбогу прекратить бедствия славян.
Что же делать: нет такой силы среди божеств, чтобы остановить сего страшного духа, даже сам Род здесь бессилен!
И вспомнил Род, что только волхвы могут укротить его, и решил для каждого племени дать по волхву, чтобы помогали они славянам и не давали Чернобогу нанести им зло.
2 июня происходит импровизированное перемещение славянских племён в городище Родниченск (школа и пришкольная территория – место размещения лагеря).
Отряды-племена живут по принципам дружбы, добра, единения, за благие дела свои, получая отличительные вымпелы, зарабатывая в течение смены звание лучшего племени.
«Путешествие в мир славянской культуры» представляет собой лагерную смену, во время которой вся деятельность школьников будет направлена на приобщение их к миру славянской культуры в доступной занимательной форме. На время смены лагерь становится местом поселения древних славян.
Все жители: славяне, объединённые в отряды-племена.
Племена: поляне, древляне, - имеют свой девиз, соответствующий названию, свои отличительные знаки (элементы одежды, эмблемы).
Племя имеет своего волхва (воспитатель), старейшину (помощник воспитателя) и вождя (вожатый отряда).
В каждом племени выбираются дружинники, ремесленники, летописцы, купцы, земледельцы. Ежедневно на главной площади славянского городища проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой звучит Гимн славян, кричалка и приветствие, происходит перекличка племён, сообщается план на текущий день. Итоги подводятся на вечернем славянском сходе «Вечерняя Заря». На «Вечерней Заре» происходит передача тотема (игрушка-медведь) и вымпелы с изображением тотема отличившемуся в течение дня отряду и жетонов - коловратов за личные достижения отдельным детям. За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается вымпела.
Тотем передаётся от отряда к отряду, а вымпелы и жетоны копятся. В конце смены по количеству вымпелов определяется лучший отряд-племя, а по количеству жетонов лучшие представители племён.
Каждый день на «Вечерней Заре» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Вся воспитательная деятельность в период лагерной смены будет иметь патриотическую направленность и осуществляться с учётом трёх видов деятельности:
- Познавательной
- Творческой
- Деятельности, направленной на здоровый образ жизни
Собранным материалом оформляется проект «Путешествие в мир славянской культуры». В конце смены каждый отряд предоставляет защиту проекта.
На время лагерной смены все дети делятся на два отряда:
1 отряд «Поляне»
2 отряд «Древляне»
Факторы риска и меры их профилактики
№ п/п | Факторы риска | Методы профилактики |
1 | Неблагоприятные погодные условия. | Заменить мероприятием без выхода на улицу. |
2 | Жара. | Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце. |
3 | Отсутствие воды. | Запас питьевой воды. |
4 | Травмы и ушибы. | Предупреждение и профилактика травматизма. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника. |
5 | Несоблюдение режима дня. | Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня. |
6 | Инфекционные заболевания. | Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме. |
Приложение № 1
Анкеты (на входе)
Мы снова вместе!
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Фамилия, имя, отчество__________________________________________________
- Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.
- В какой класс перешёл __________________________________________________
- Я пришёл в лагерь для того, чтобы ________________________________________
- Вожатого представляю себе как __________________________________________
- Моё самое любимое занятие _____________________________________________
- Мои первые впечатления о лагере ________________________________________
- Каким должен быть житель вашего дома __________________________________
- Есть ли у тебя аллергия (на что)? _________________________________________
- Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________________
- Любишь ли ты общаться с людьми? _____________________________________
- Как ты относишься к спорту? ___________________________________________
Приложение № 2
Анкеты (последний день смены)
по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1. Что ты ожидал (а) от лагеря?_______________________________________
2.Что тебе понравилось в лагере?_____________________________________
3.Что тебе не понравилось?___________________________________________
4.Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? ______
5. Было ли скучно в лагере?_________________________________________
6. Было ли тебе страшно?___________________________________________
7. Что бы ты хотел (а) пожелать себе?__________________________________
8.Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?________________________
9. Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам ?. ___________________________
10.Самое важное событие в лагере? Было или оно?_______________________
11. – Закончи предложения: Я рад, что ________________________________
Мне жаль, что ______________________________________________________
Я надеюсь, что _____________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память _______________________________
Приложение № 3
Анкета по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены (на выходе)
1. Чего ты ожидал от лагерной смены?
( из предложенного списка выбери три варианта ответа)
- встреч со знаменитыми, интересными людьми
- просмотра новых художественных и мультипликационных фильмов
- возможность попробовать себя в роли жюри
- возможности проявить себя в разных направлениях
- зрелищности и веселья
- приятного времяпровождения
- ничего
- свой вариант
2. Насколько оправдались твои ожидания?
- оправдались полностью, все было здорово
- могло быть и лучше
- программа была скучной и неинтересной
-Мне запомнилось только_________________________________________________
_______________________________________________________________________
- свой вариант __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Кем ты был в течении смены?
- членом детского жюри
- активным участником всех дел
- заинтересованным зрителем
- наблюдателем
- свой вариант _________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Если бы ты был организатором, то изменил бы (убрал, добавил …)
______________________________________________________________________
- Твое самое яркое впечатление о лагере
______________________________________________________________________
Приложение № 4
Анкета
по выявлению степени удовлетворенности родителей
организацией лагеря
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вамиорганизацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы? | ДА | Частично | НЕТ | Затрудняюсь |
Организацией отдыха вашего ребенка | ||||
Организацией оздоровления вашего ребёнка | ||||
Организацией питания в лагере | ||||
Учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере. | ||||
Возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка. | ||||
Организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий. | ||||
Участием ребенка в мероприятиях. | ||||
Организацией работы кружков и секций. | ||||
Взаимодействием всех организаций на территории села по организации отдыха и оздоровления детей |
Ваши пожелания: