КТП 10 КЛАСС

Николаева Лилия Андрияновна

КТП 10 КЛАСС, ГАБРИЕЛЯН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp-10klass.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень

(2 ч. в неделю, всего 68 ч.), УМК О.С. Габриеляна

№№

п/п

Тема урока

Тип урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лабораторный

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата

план

Дата

факт

Введение (2часа)

1 (1)

Предмет органической химии

Объяснение нового материала

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

2 (2)

Классификация органических веществ

Комбинированный

Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп)

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа;

Уметь

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Тема 1. Строение органических соединений (5 часов)

1-2

(3-4)

Теория строения органических соединений


Комбинированный

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

3-4 (5-6)

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах

Комбинированный

Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды

Л. Изготовление моделей молекул углеводородов

Уметь

-называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

5 (7)

Систематизация и обобщение знаний по теме № 1

Обобщающе-повто-ряющий

Л. Определение элементного состава органических соединений

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов)

1 (8)

Природный газ


Самостоятельная работа по плану

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа

Уметь

-использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом

2-3 (9-10)

Алканы

Комбинированный

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их  состава и строения

4-5

(11-12)

Алкены

Комбинированный

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия


Л. Изготовление моделей молекул алкенов

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

6 (13)

Полиэтилен

Объяснение нового материала

Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств

Д. Коллекция изделий из полиэтилена

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение

7 (14)

Алкадиены. Каучуки

Комбинированный

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3  и изопрена:  обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей.

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

8-9

(15-16)

Алкины. Ацетилен

Комбинированный

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена




Д. Получение и свойства ацетилена


Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть:  ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

10(17)

Нефть

Самостоятельная работа по плану

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»


Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

11-12 (18-19)

Арены. Бензол

Комбинированный

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола.  Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

13(20)

Решение задач

Решение задач

Вычисления по химической формуле и химическому уравнению

Уметь

-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

14(21)

Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.

Обобщающе-повто-ряющий

15(22)

Контрольная работа   № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники»

Контрольная работа  

16(23)

Анализ контрольной работы

Решение задач


Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

(19часов)

1(24)

Углеводы

Комбинированный

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза)

Д. Ознакомление с образцами углеводов


Л. Свойства крахмала

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснять химические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

2 (25)

Глюкоза

Комбинированный

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,  брожение (спиртовое и молочнокислое).  Применение глюкозы на основе свойств.

Л. Свойства глюкозы

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

3 (26)

Спирты

Комбинированный

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов;

-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;

Уметь

-называть спирты              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

4 (27)

Химические свойства спиртов

Комбинированный

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Л. Свойства этилового спирта

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства спиртов;

-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения

5 (28)

Многоатомные спирты

Комбинированный

Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе его свойств

Л. Свойства глицерина

Знать/понимать

-вещества: глицерин;

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов

6-7

(29-30)

Каменный уголь.

Фенол

Комбинированный

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола.

Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом  в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

8-9

(31-32)

Альдегиды

Комбинированный

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

 химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Д. Окисление спирта в альдегид

Д. Реакция «серебряного зеркала»

Д. Окисление альдегидов с  помощью гидроксида   меди (П)


Л. Свойства формальдегида

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов;

Уметь

-называть альдегиды              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

10-11

(33-34)

Карбоновые кислоты

Комбинированный

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы,  химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот,

Уметь

-называть уксусную кислоту           по международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот;

-характеризовать строение  и химические свойства уксусной кислоты;

-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

12(35)

Сложные эфиры

Комбинированный

Получение сложных эфиров  реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

Д. Коллекция эфирных масел

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

13-14

(36-37)

Жиры

Комбинированный

Жиры как сложные эфиры.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и        гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Л. Свойства жиров


Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризовать строение и химические свойства жиров

15(38)

Практическая работа № 1

Практическая работа

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ

16(39)

Генетическая связь между классами органических соединений

Комбинированный

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

17(40)

Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.

Обобщающе-повто-ряющий

18(41)

Контрольная работа   № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

Контрольная работа  

19(42)

Анализ контрольной работы



Решение задач



Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов)

1 (43)

Амины

Комбинированный

Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина.

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу аминов

-характеризовать строение  и химические свойства аминов

2(44)

Анилин

Комбинированный

Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение  из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств.

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-характеризовать строение  и химические свойства анилина

3-4

(45-46)

Аминокислоты

Комбинированный

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации).  Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу                      аминокислот;

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

5-6

(47-48)

 Белки

Комбинированный

 Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Л. Свойства белков

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

7 (49)

Нуклеиновые кислоты

Комбинированный

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Д. Модель молекулы ДНК

8-9

(50-51)

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений

Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов)

1 (52)

Ферменты

Самостоятельная работа по плану

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля


Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы

2 (53)

Витамины

Комбинированный

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С

как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов                                    

Д. Коллекция витаминных препаратов


Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

3(54)

Гормоны

Самостоятельная работа по плану

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета

4(55)

Лекарства

Самостоятельная работа по плану

Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Д. Коллекция витаминных препаратов


Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами

5(56)

Практическая работа № 2

Практическая работа

Обнаружение витаминов



Уметь

-выполнять химический эксперимент по обнаружению витаминов

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6часов)

1-2 (57-58)

Искусственные полимеры

Комбинированный

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах.  Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь

-характеризовать строение полимеров

3(59)

Синтетические полимеры

Комбинированный

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Л. Ознакомление с коллекцией                                    пластмасс, волокон и каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

Уметь

-характеризовать строение полимеров

4(60)

Синтетические пластмассы

Комбинированный

Полиэтилен и полипропилен: их получение, свойства и применение.

Д. Коллекция изделий из пластмасс

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические пластмассы

5(61)

Синтетические волокна

Комбинированный

Классификация волокон. Классификация синтетических волокон, их свойства и применение

Знать/понимать

- важнейшие материалы -синтетические волокна

6(62)

Синтетические каучуки

Комбинированный

Классификация синтетических каучуков. Резина. Термореактивные и термопластичные полимеры.
Применение синтетических каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические  каучуки

63-64

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии

Обобщающе-повто-ряющий

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений.

65

Контрольная работа   № 3 по курсу органической химии

Контрольная работа  

66

Анализ контрольной работы

Решение задач

                                        2 часа – резервное время