Зов Джунглей
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Основная общеобразовательная школа
с. Трубетчино Турковского района Саратовской области
Учитель:
Безобразова С.В
2010 год
Цель классного часа:
Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи классного часа:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, карандаши.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права».
- Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Учитель: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус.
Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Учитель: Правильно! Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Учитель: Верно. Наше государство очень богатое и большое.
- Посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины.
(Москва)
- Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
- Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
1 ученик: Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
- Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ученик: Следующий документ, о котором я расскажу – «Конвенция о правах ребёнка».
- Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Зачитайте права детей:
Ученики зачитывают права детей:
каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
дети имеют право жить с родителями;
дети имеют право на медицинскую помощь;
дети имеют право на обучение;
дети имеют право на отдых;
дети имеют право на охрану и защиту.
1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
III. Игра «Разрешается – запрещается»
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».
Ответы детей.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.
Учитель: Посмотрите на картины из сказок и скажите, какие права были нарушены у детей. (картинки из сказок со словами)
IV. Обязанности
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано.
Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях.
Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
- А какие у вас в школе есть обязанности. Назовите их, пожалуйста.
Правила Учащихся.
1. Выполнять Устав школы.
2. Выполнять требования учителя, работников школы, дежурных.
3. Выполнять распорядок дня, технику безопасности, санитарно-гигиенические требования.
4. Прилежно учиться, проявлять самостоятельность.
5. беречь школьное здание, оборудование.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других, не повергать жизнь и здоровье других опасности.
8. Не курить, следить за культурой речи.
Наша современная жизнь такова, что необходимо твёрдо помнить
следующие правила:
Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.
Твои права кончаются там, где начинаются права другого.
Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)
Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
VI. Обобщение
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.
1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
Песня «Мир ребенка»