Однородные члены предложения

Безобразова Светлана Викторовна

            

 

                      

                                                                   

             

 

                                         Урок русского языка

 

                                    в 3 классе по программе Н.Ф.Виноградовой

                           по теме: Однородные члены педложения

 

                                        Открытый урок

 Цели:

  • коррекция и тренинг понятия однородные члены предложения, алгоритм нахождения однородных членов предложения,
  • правило постановки запятой при однородных членах предложения,
  • развитие умения составлять предложение с однородными членами и находить такие предложения в тексте;
  • воспитание интереса к изучению русского языка,
  • формировать умение работать в паре, навыки контроля и самоконтроля, осознанность в процессе отработки орфографических навыков,
  • активизировать работу учащихся во время урока,
  • содействовать положительному эмоциональному настрою учащихся,
  • снимать психологическое напряжение путём разнообразных видов деятельности,
  • следить за посадкой учащихся во время урока.

Оборудование:

          Учебник С.Иванов "Русский язык". Вента - Граф . 3-й класс

         «Пишем грамотно» Тетрадь №1. Вента – Граф. 3 класс 

         «Учусь писать без ошибок» Тетрадь, Вента-Граф. 3 класс

          картинки животных, дерево яблоня с плодами - оценками, таблицы,

          карточки

                                                

                                   ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

   - Проверь, дружок,

  Готов ли ты начать урок?

  Всё на месте, всё в порядке:

  Книги, ручка и тетрадки?

 

  II. Сообщение цели урока.

 - Ребята, сегодня почтальон принёс письмо. Я его прочитаю.

   Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу.

Помогите мне объяснить зверятам новую тему.

                      С уважением …..

  - К сожалению, кто прислал письмо, я не могу понять. Ветер разорвал рисунок. Мы должны его собрать. На обратной стороне каждого кусочка написаны задания. Если вы правильно выполните  их, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

 

 

III. Повторение пройденного материала.

 - Какие есть по цели высказывания предложения?

                                      (повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Приведите примеры.

- Какие есть предложения по интонации?        

                                    (восклицательные и невосклицательные)

-  Молодцы! Часть рисунка уже появляется на нашей доске.

-  Назовите грамматическую основу предложения.

                                                  (Подлежащее и сказуемое)

-  Что такое подлежащее? Сказуемое?

- Умницы! Появилась вторая часть рисунка.

-  Назовите второстепенные члены предложения.

                                                   (Дополнение, определение, обстоятельства)

-  Расскажите о второстепенных членах,  как на письме можно изобразить второстепенные члены предложения?

                                           (определение отвечает на вопросы, какой? какая?

                                           какое? чей? чья? чьё? - признак предмета;

                                          дополнение   отвечает на вопросы косвенных

                                           падежей;  обстоятельства – где? когда? откуда?

                                           как? откуда?)

-  Молодцы! Появилась третья часть рисунка.

-  Разберите по членам предложение, выпишите словосочетания.

      Во вторник мы посмотрели интересный фильм.

-  Молодцы! Мы с вами собрали всю картинку. Кто изображён на рисунке?

                                                                                (Сова)

-   Совушка, сова

     В школу к нам пришла,

     Объяснить зверятам тему

     Просит нас она.

- А тема урока – «Однородные члены предложения». Отправляемся в «Лесную школу».

 - Вот так чудо из чудес:

   Мы попали с вами в лес.

   У зверят идёт урок.

   Сова – учитель очень строга.

- Ребята, ученики этой школы тоже пишут в тетрадях, но необычных, «лесных». Они лежат у вас на партах.

- Раскройте. Там, где нарисован на строке зелёный листик, напишите число, на следующей строке – «Классная работа».           

- Ученики «лесной школы» тоже получают оценки – «съедобные». В классе растёт яблонька, а на ней яблоки трёх цветов. Красное яблоко получают за отличный ответ, жёлтое – за хороший, зелёное – за удовлетворительный. Ну а те, кто проказничает на уроке, получают яблочко с червячком. В конце урока мы посмотрим, кто работал лучше всех.

 IV. Словарная работа.        

  - Учитель есть. А где же ученики? Отгадать должны вы сами. Я читаю загадки, а вы называете отгадку – название животного или птицы – ученика «лесной школы». Все отгадки – словарные слова, записываете с комментированием их.

1. Летом шубку серую,

 А зимою шубку белую

 Носит попрыгайчик –

 Боязливый (заяц)

2. Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая (сорока)

3. Хитрая плутовка,

 Рыжая головка,

 Пушистый хвост – краса.

 Кто же это? (лисица)

4. Хозяин лесной

 Просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой

 Спит в избушке снеговой  (медведь)

 5. Кто по ёлкам ловко скачет

  И взлетает на дубы?

  Кто в дупле орешки прячет,

  Сушит на зиму грибы? (белка)

-  Молодцы! Вспомнили словарные слова.

 

V. Знакомство с новой темой.

- Урок наш продолжается. У  вас на столах карточки с предложениями.

Прочитайте их.

 1 вариант. Стайка птиц помчалась за леса.

                       Стайка птиц помчалась за горы.

                   Стайка птиц помчалась за край земли.

2 вариант. В роще птицы свистят.

                   В роще птицы поют.

                   В роще птицы щебечут.

3 вариант. В саду растут сливы.

                  В саду растут вишни.

                    В саду растут яблони.

- Сравните предложения. В чём сходство? Какие слова в них перечисляются?

                                           (Сходство в том, что первые слова одинаковые. 

                                                Смысл предложения остаётся прежним)

 

- Перечислите в 1 предложении разные слова. На какой вопрос они отвечают (куда?) и к какому слову относятся? (помчались). Каким членом предложения они являются? (обстоятельством). Какое предложение можно составить из этих слов. Запишите предложение, обстоятельства отделяем запятой. (Стайка птиц помчалась за лес, за горы, за край земли).

- Перечислите во 2 предложении разные слова? На какой вопрос они отвечают (что делают?) и к какому слову относятся? (птицы). Каким членом предложения они являются? (сказуемые) Какое предложение можно составить из этих слов. Запишите предложение, сказуемые отделяем запятой.  (В роще птицы свистят, поют, щебечут).

- Перечислите в 3 предложении разные слова? На какой вопрос они отвечают (что?) и к какому слову относятся? (растут) Каким членом предложения они являются? (подлежащим) Какое предложение можно составить из этих слов. Запишите предложение, дополнения отделяем запятой. (В роще растут сливы, вишни, яблони).

- Давайте вместе сформулируем правило, какие слова можно называть однородными?

                       (Однородными словами называются слова, которые отвечают

                         на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

-  Какими членами предложения могут быть  однородные слова?

                                (И главными и второстепенными)

-  Принято говорит не однородные слова, а однородные члены предложения.

 Откройте учебник на стр.100 (Повторить  правило)

 

VI. Физкультминутка.

 

VII. Работа с книгой.

-  Давайте с вами докажем на практике, как вы поняли новую тему и выполним следующее задание. Учебник  стр. 100, упр.1. с комментированием.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 VIII. Углубление ранее изученного.

- Как отделяются однородные члены на письме?

                                                                                       (запятыми)

-  А ещё можно однородные члены обозначить при помощи кружков.

_ ,  __ ,  __    однородные подлежащие

__ ,  ___,  ___  однородные сказуемые

_ _ _, _ _ _, _ _ _ однородные дополнения

        ,       ,        однородные определения

_ _ _, _ _ _, _ _ _ однородные обстоятельства

 

IX. Работа в тетрадях. «Пишем грамотно» Т.№1, стр. 35 упр.1.

                                       «Учусь писать без ошибок» стр.42 №99

 

X. Закрепление изученного.

- Какое правило мы с вами изучили на прошлом уроке? Когда пишется Ы после Ц?

«Пишем грамотно» Т.№1 стр.34 №1, 2, 3

 

XI. Итог урока.

-  Чем мы сегодня занимались на уроке?

                                   (Познакомились с однородными членами предложения)

- Что такое однородные члены предложения?

                                   (Однородные члены предложения отвечают на один и

                                   тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

-  Молодцы! Давайте посчитаем сколько мы собрали за урок яблок - оценок!

- Спасибо за урок!

 

XII. Домашнее задание.

 Стр.100 Правило, упр.3.