АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Аналитический отчет (письменное представление опыта работы) на конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
о профессиональной деятельности
учителя русского языка литературы
МКОУ «Первоалейская СОШ» Алейского района
Черкашиной Галины Михайловны
Я – Черкашина Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Первоалейская СОШ» Алейского района. Мой педагогический стаж составляет 24 года.
Закончила Барнаульский государственный педагогический университет в 1998 году по направлению «учитель русского языка и литературы средней школы». С 2008 года являюсь руководителем ММО учителей русского языка и литературы.
Учитель, на мой взгляд, - это самая благородная профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем в наше время трудно. Но о своем выборе я не жалела никогда, потому что он сделан осознанно. Ведь я продолжаю династию педагогов моей семьи уже в третьем поколении. Я горжусь тем, что продолжаю дело моего дедушки, моей мамы, трех моих родных теток, которые тоже всю жизнь посвятили школе и детям.
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. И учиться этому они будут как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности и информационной грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через использование инновационных технологий.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий по реализации компетентностного подхода в своей педагогической деятельности.
2. Овладеть приемами разработки творческого обновления и реорганизации образовательной деятельности с использованием инновационных технологий.
3. Спланировать и организовать работу по формированию информационно-коммуникативной компетентности у учащихся, учитывая их индивидуальные особенности.
Достижение поставленных целей и задач вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
Изучив соответствующую методическую литературу и свой практический опыт, я определила для себя несколько эффективных технологий: межпредметная интеграция, игровые технологии, технология развития критического мышления, исследовательская деятельность, технология сотрудничества.
Данные технологии позволяют перейти к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, самостоятельности, на стимулирование познавательной активности и на превращение школьника в активного субъекта образовательного процесса.
Приведу примеры использования мною современных образовательных технологий.
Межпредметная интеграция - актуальное направление педагогики. Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала других учебных дисциплин. На своих уроках интегрирую литературу и русский язык с историей, МХК, географией, иностранным языком. Проводя интегрированные уроки, я убедилась, что материал урока усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.
Форма проведения уроков с использованием элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём. Важно то, что ученики, которым трудно дается изучение русского языка, обнаружив возможность применить имеющиеся знания из других областей, включаются в работу и лучше понимают материал.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя считаю такие приемы, как «толстые» и «тонкие» вопросы (на основе методики Б.Блума). Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.
Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов.
- Простые вопросы.
- Уточняющие вопросы.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
- Творческие вопросы.
- Оценочные вопросы.
- Практические вопросы.
Вот пример использования ромашки Блума на уроке внеклассного чтения при изучении рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)
Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)
Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)
Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)
Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холодном городе мальчику?)
Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)
Считаю, что исследовательская деятельность учащихся дает возможность самостоятельно расширить и углубить базовые знания по предметам, открыть и познать новое, еще неизвестное. Организую работу таким образом, чтобы в качестве исследователя себя мог проявить даже самый слабый ученик.
В рамках технологии сотрудничества применяю методы совместной деятельности, поиска, всевозможного сотрудничества учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Организую работу школьников в парах и группах (при выполнении мини-исследований, проектов).
Использование нестандартных форм и методов работы на уроках и во внеурочной деятельности способствуют развитию творческого потенциала обучающихся, так как направлены на самостоятельную художественно-творческую деятельность (индивидуальную, парную, групповую). Не менее значимым в этих методах работы является формирование УУД:
- личностных (самоопределения, нравственно-этической оценки)
-регулятивных (умения спланировать свою работу, проконтролировать, оценить, спрогнозировать)
- познавательных (общеучебных, логических)
- коммуникативных (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Результаты обучения
Такой подход в обучении способствует формированию высокой мотивации учеников к моим предметам. При стопроцентной успеваемости по предмету качество по русскому языку составляет 68%- 71%, по литературе 81% - 89%.
Проследить позитивную динамику учебных достижений за последние три года можно в таблице.
Позитивная динамика учебных достижений
Учебный год | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |||
Успеваемость | Кач-во знаний | Успеваемость | Кач-во знаний | Успеваемость | Кач-во знаний | |
Русский язык | 100 | 68% | 100 | 69% | 100% | 71% |
Литература | 100 | 81% | 100 | 83% | 100% | 89% |
Одним из показателей качественной работы учителя являются результаты ЕГЭ. Так в 2015 году средний балл по русскому языку составил 72 балла (выше краевого), одна работа набрала 98 баллов. В 2014 и в 2016 г. средний балл составил 62 и 65 баллов.
Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе
Важным фактором достижения поставленных целей считаю организацию внеурочной деятельности по предметам. Мои ученики ежегодно принимают участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и показывают достаточно высокие результаты:
Год | Уровень | Количество участников | Место |
2014 | Муниципальный | 2 | Призер (Старикова Екатерина 10 класс) |
2015 | Муниципальный | 2 | Победитель (Шефер Артем 11 класс) |
2015 | Краевой | 1 | Участие |
2016 | Муниципальный | 1 | Участие |
Стремлюсь создавать условия для развития творческих способностей и расширения кругозора одаренных учащихся. За последние 4 года выросло число учеников, которые участвуют в различных дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах, а также в мероприятиях муниципального и краевого уровней, где занимают призовые места, что свидетельствует об интересе к моим занятиям.
Результаты внеурочной деятельности учащихся за последние 3 года
Название мероприятия | Уровень | Количество участников | Результат | |||
2014 год | ||||||
«Великие сказочники» (олимпиада по литературе) | Всероссийский | 2 | Диплом 3 степени – 1 чел | |||
«Признаюсь в любви весне…» (олимпиада по литературе) | Всероссийский | 2 | Диплом 3 степени – 1 чел. Диплом 2 степени – 1 чел. | |||
«Снежная сказка» (олимпиада по сказке Андерсена «Снежная королева») | Всероссийский | 1 | Участие | |||
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Муниципальный | 1 | Участие | |||
«Уроки классики» | Муниципальный | Творческий коллектив | 3 место | |||
2015 год | ||||||
«Пегас» (игровой конкурс по литературе) | Всероссийский | 7 | Диплом 1 степени – 1 чел. Диплом 2 степени – 2 чел. Диплом 3 степени – 1 чел. | |||
«Родное слово» (конкурс по русскому языку и литературе) | Всероссийский | 8 | Диплом 2 степени – 2 чел. Диплом 3 степени – 2 чел. | |||
«Уроки классики» | Муниципальный | Творческий коллектив | 1 место | |||
«Уроки классики» | Краевой | Творческий коллектив | Участие | |||
«Уроки классики» Литературная викторина | Краевой | 1 | Диплом 3 степени | |||
«Наша общая Победа». Номинация «Литературное творчество» | Краевой | 1 | Участие | |||
Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» | Муниципальный | 1 | Грамота за активное участие | |||
2016 год | ||||||
«Мама… Как много значит это слово!» (Литературная номинация) | Всероссийский | 1 | Диплом 2 степени – 1 чел. | |||
«Особенный ребенок в обществе» | Муниципальный | 1 | 3 место | |||
«Живая классика» | Муниципальный | 1 | 2 место | |||
«Родное слово» (конкурс по русскому языку и литературе) | Всероссийский | 10 | Диплом 1 степени – 2 чел. Диплом 2 степени – 3 чел. Диплом 3 степени – 3 чел |
Обобщение педагогического опыта
Провожу открытые уроки не только на школьном, но и на муниципальном и окружном уровнях, делюсь опытом с коллегами, выступая на ММО. Стараюсь повышать свой профессионализм, участвуя в различных конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах.
2014 | Муниципальный конкурс «Электронный портфолио педагога» (Призер) |
2014 | Районная методическая конференция. Победитель в номинации «Инновационные технологии в УВП». |
2014 | Общероссийский конкурс «Логос: Познавая сой язык! Кирилл и Мефодий» Диплом 1 степени |
2014 | Семинар «Приоритетные направления работы издательства «Дрофа» в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов» |
2014 | Межрегиональная научно – практическая конференция краевых профессиональных объединение педагогов «Роль профессиональных сообществ педагогов в краевой системе государственно – общественного управления качеством образования» |
2014 | Семинар «Образовательные ресурсы и сервисы издательства «Просвещение» для российских школ в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» |
2015 | Межрегиональный научно-методический семинар-школа «Через уроки русского языка и литературы к гармонии личности» |
2015 | Четвертая научно-практическая конференция краевых профессиональных объединений педагогов «Профессиональные сообщества педагогов как ресурс развития системы образования края» |
2015 | Всероссийская научно – практическая конференция «Соблюдение единого речевого режима в основной и средней школе с русским как неродным языком обучения» |
2015 | Вебинар издательства «Просвещение» «Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником» |
2016 | Межрегиональный научно-методический семинар «Межрегиональная филологическая школа «Родники России» для учителей и детей из сельских школ» |
2016 | Всероссийская научно – практическая конференция «Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках профессиональных сообществ» |
2016 | Всероссийский конкурс «Я работаю по ФГОС» (Диплом 3 степени) |
2016 | Муниципальный этап конкурса «Учитель года» (Победитель) |
Имею благодарности и награды:
2014 | Грамота комитета по образованию администрации Алейского района за за подготовку призера Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку |
2014 | Благодарность за помощь в проведении и активное участие в краевом конкурсе «Мы в ответе!» |
2014 | Грамота за активное участие в окружном педагогическом совете «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе» |
2015 | Благодарность комитета по образованию администрации Алейского района за подготовку и проведение читательской конференции |
2016 | Благодарственное письмо за подготовку обучающихся в 3 – м Всероссийском конкурсе, посвященном Дню матери |
Чтобы расти дальше, определила для себя следующие направления самообразования:
-посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
-периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
-совершенствовать систему работы с одаренными школьниками: искать новые формы, методы работы;
-углублять и расширять свои знания в области обучения детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.
Важным моментом своей работы считаю регулярное повышение квалификации, совершенствование профессионального мастерства.
Прохождение курсов повышения квалификации
2014 | «Достижение нового качества образования через использование инновационных педагогических технологий» | 24 часа | АКИПКРО |
2015 | «Подготовка учащихся общеобразовательных школ к выпускному экзамену по русскому языку (ЕГЭ, ОГЭ)» | 72 часа | Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт |
2015 | «Повышение эффективности ГОУ образованием средствами проектного и социального менеджмента (Реализация модели ОАШ (общественно – активной школы) как фактор повышения комфортности образовательной среды» | 16 часов | АКИПКРО |
2016 | «Основы религиозных культур и светской этики: содержание и методика обучения учащихся современной школы» | 16 часов | АГУ |
Заключение
Постоянным спутником современного учителя должны стать рефлексия, самоанализ и самокритика своей профессиональной деятельности. Это позволит накапливать эффективный опыт и реализовывать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Считаю, что учитель должен постоянно углублять свои знания по преподаваемому им предмету, расширять кругозор и стремиться стать мастером своего дела.