Программа реализации краткосрочного индивидуального наставничества учебно-практической деятельности подростка в трудной жизненной ситуации"
По данным Росстата, число молодежи в России в возрасте от 14 до 30 лет составляет 31,5 млн.чел. (2017г.). Исследования показывают, что охват по каждому отдельному показателю неблагополучия (состояние здоровья, поведенческие и средовые риски и др.) может доходить до 20-40% от общего числа обследованных. Надо констатировать факт, что в трудной жизненной ситуации находятся миллионы подростков и молодых людей. Эффективным инструментом преодоления рисков социальной неуспешности таких лиц являются технологии наставничества, которые выходят за рамки взаимодействия внутри системы социальной поддержки и образования, вовлекают бизнес-структуры. Такие программы позволяют расширять репертуар социальных ролей подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации, служат развитию личности и знакомству с современной профессиональной культурой, создают условия для последующего успешного трудоустройства.
В нашей учительской судьбе, порой, случаются незабываемые встречи, когда всего лишь на полгода встречаются учитель и ученик для того, чтобы потом остаться в памяти друг друга на всю жизнь. Вот и с нами произошел такой случай, уникальный по своему содержанию, когда в начале учебного года в дверях кабинета вдруг появляется подросток-девятиклассник, воспитанник Волжского детского дома, оставшийся без попечения родителей. Ребенок, который, что называется «прошел огонь, воду и медные трубы», который каким-то невообразимым образом смог сохранить человеческий облик, не сломаться, не отвернуться от мира за покалеченную судьбу. И уберегло его от этого, скорее всего увлечение всей его жизни – непопулярное увлечение для подростков нынешнего времени – иностранный язык. Мальчик-самородок, сделавший себя сам, «self-told», владеющий английския языком практически в совершенстве. Удивительно, что ни разу не возникло ни единой возможности попробовать реализовать знания, почувствовать этот сладкий миг, когда все получается: ни в одной из олимпиад, конкурсов или фестивалей. Почувствовать свою собственную минуту славы. Вот тут-то нам и пришла в голову негласный девиз российского движения наставничества «помочь найти свое место в жизни тем, кто в этом нуждается…»
Таким образом, цель нашей программы - помочь воспитаннику Волжского Детского дома построить свой индивидуальный образовательный маршрут и начать строить свое будущее.
Задачами явились:
- выстроить доверительные отношения с подростком;
- раскрыть сильные стороны, выявить и укрепить положительные личностные качества подростка;
- помочь построить образовательную траекторию с учетом склонностей и предпочтений;
- познакомить подростка с особенностями построения профессиональной траектории;
Мы разделили свою работу на несколько этапов
Этап 1. От мечты к прогнозированию индивидуальной учебно-практической траектории (что, по-сути, является синонимом выражения «моделирование судьбы»): образ будущего и способы его моделирования. Мы выяснили без чего жизнь невозможна – иностранные языки и профессия военного переводчика. Для начала мы прошли бесплатное тестирование в Кембриджском языковом центе в Волгограде на определение предполагаемого уровня владения английским языком. Это помогло нам создать образ будущего и смоделировать ситуацию. Мы увидели предполагаемый результат нашего сотрудничества – бессрочный международный сертификат на уровень владения английским языком в одном их Кембриджских языковых центров г. Волгограда, который позволит открыть многие двери высших учебных заведений и не только. В процессе подготовки поучаствовать в максимальном количестве всевозможных языковых мероприятий.
Этап 2. Определение цикла значимых мероприятий или как руководить отношениями. Сюда вошли следующие мероприятия: городская олимпиада под эгидой Волжского гуманитарного института, V Областной фонетический конкурс на английском языке, сдача ОГЭ по английскому языку, работа в Региональном волонтерском центре, а именно в Call-центре при проведении футбольных матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года, сдача экзамена на определение уровня владения английским языком в Филиале Международного Кембриджского языкового центра Language Link в Волгограде, с целью раскрытия потенциала личности.
Этап 3. Диалог: навык общения и личностное развитие.
- ведение переговоров о разрешении самостоятельно передвигаться без сопровождения за пределами Детского дома;
- ведение переговоров о размещении информации на сайтах организаций, с которыми предстояло сотрудничать;
- организации места для проведения учебных занятий посредством программы Skype с носителем языка для подготовки в необходимом формате;
- подключение к одной из ключевых благотворительных комплексных программ РусГидро «Чистая энергия», которую реализует Волжская ГЭС на территории Волгоградской области, которая в свою очередь направлена на поддержку детей из социально незащищенных семей;
- налаживание контактов с Региональным волонтерским центром и агентством развития туризма и социокультурных проектов для участия в работе Call-центра при проведении футбольных матчей Чемпионата мира по футболу.
Этап 4. Ошибки и неудачи: как с ними поступать Естественно, что при любой работе случаются ошибки и как с этим работать не всегда понятно. Нашей оплошностью было непопадание на муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады. Мы нашли выход в альтернативных проектах, поучаствовав в ряде региональных олимпиад, в частности под эгидой Волжского гуманитарного института
Этап 5. Самоорганизация: планирование концепции и ее реализация
Смоделировав концепцию, мы приступили к ее реализации:
- олимпиада под эгидой Волжского гуманитарного института – 1 место;
- V Областной фонетический конкурс на английском языке – 2 место;
- сдача ОГЭ по английскому языку – ребенок сдал его на «отлично»;
- работа в Региональном волонтерском центре, а именно в Call-центре на Чемпионата мира, где одним из проектов было привлечение школьников для принятия участия в организации и информационном обслуживании футбольных матчей Чемпионата мира, и где учащийся смог реализовать свой языковой потенциал, что называется «на других посмотрел, себя показал»;
- и главное достижение – сдача экзамена на уровень владения языком в Кембриджском языковом центре – и получил бессрочный сертификат уровня В2), который открывает многие двери его будущей профессиональной деятельности.
Этап 6. Актуальный тренд: Образование через всю жизнь
В процессе наставничества наступает момент, когда учащийся начинает осознавать свои достижения и стремиться к новым вершинам уже самостоятельно. Результаты нашего социального проекта таковы: 1) наличие бессрочного сертификата уровня B2; 2) учащийся уже сейчас является студентом Волгоградского филиала Московского государственного гуманитарного-экономического университета, факультет права и социального обеспечения и 3) занимается оформлением документов на обучение по обмену в одном из университетов Соединенных штатов Америки.
Выводы: Спустя год за плечами учащегося сложилась база устойчивых взглядов на мир и понимание того, чему можно посвятить свою жизнь. При реализация программы определенно формируется жизненная позиция, определяющую направление личностного роста. Опыт наставничества показывает, что занятие любимым делом – это гарантия счастливой и успешной карьеры, а значит, и уверенности в своем будущем.
«Будет цель, будет и дорога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_-_dlya_prosmotra_dlya_sayta.pdf | 2.85 МБ |