Учет индивидуальных особенностей учащихся

Шиленок Людмила Григорьевна

Учет индивидуальных особенностей учащихся

            Одна из задач учителя – понять индивидуальные особенности ученика и учитывать их в своей работе. Другая задача – помочь осознавать их ученику и научить его использовать свои преимущества компенсировать недостатки.

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик развивался и учился, но и для формирования, развития таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосвязанные.

 

Учет познавательных возможностей и индивидуальных особенностей: Диагностика уровня обучаемости и модальности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Олимпиадные задания по предметам начальной школы для одаренных детей.773.45 КБ
PDF icon Контрольно-измерительные материалы по математике для детей с ОВЗ 185.02 КБ
PDF icon Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для детей с ОВЗ 388.11 КБ
PDF icon Дидактический материал по русскому языку для детей-мигрантов. 475.29 КБ
PDF icon Рабочая тетрадь по русскому языку для детей мигрантов599.49 КБ
PDF icon Анализ универсальных учебных действий учеников класса141.31 КБ
PDF icon Приемы работы с детьми мигрантов в урочной и внеурочной деятельности645.86 КБ
PDF icon Городской практико-ориентированный семинар, 2021г.2.18 МБ
PDF icon Участник городского конкурса методических разработок для детей-мигрантов, 2017-2021гг144.68 КБ
PDF icon Диплом за личный вклад в развитие образования, 20171.27 МБ
PDF icon Участник проектной деятельности2 МБ
Файл Участник городского конкурса проектных и исследовательских работ, 2018г.46.53 КБ
PDF icon Индивидуальный образовательный маршрут192.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к исследовательской работе Татаркиной Елизаветы Максимовны,

учащейся 4Б класса МБОУ СОШ № 4

Тема исследования:

 «Книга – мост в мир знаний»

Аннотация

Данный проект рассчитан на обучающихся 3 класса. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся данного возраста. Есть высказывание французского писателя, философа Дени́ Дидро́: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». А сколько ещё сказано о пользе книг! И какими великими людьми: Пушкиным, Достоевским, Горьким! Не могут же столько людей ошибаться!

Учёные утверждают, что человеку нужно читать книги. В школе уроки чтения проводятся с 1 по 4 класс, а литературы с 5 по 11. И всё же то и дело слышишь: сейчас читают меньше, мало кто любит читать. Общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением.

Я решила разобраться в этом вопросе. Результатом проекта должно являться повышение уровня мотивации к чтению учеников моего возраста.

Проект будет реализован за счет внеурочной деятельности и осуществляться посредством внеклассных мероприятий.

Продолжительность проекта – 1 учебный год.

Городское соревнование юных исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

«Книга – мост в мир знаний»

Автор: Татаркина Елизавета Максимовна

МБОУ СОШ №4, 4 класс

Научный руководитель: Шиленок Людмила Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

20018 год

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………4

2.Основная часть………………………………………………………………7-10

Глава I Значение книги в жизни человека………………………..……………..7

  1. Научные факты………………………………………………………….….9
  2. Результаты исследования читательских интересов учащихся 6 класса…………………………………………………………………………..…10

Глава II Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания……………...12

2.1 Классификации буктрейлеров……………………………………...……….13

2.2 Основные этапы создания буктрейлера……………………………………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………,…..17

Приложение…………………………………………………………………,,….18

Введение

Актуальность и новизна проекта.

Нас   волнуют проблемы, связанные со снижением интереса к чтению.

Сегодня обучение с печатными изданиями для многих людей не является жизненной необходимостью, а книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное. Так воспитывалась любовь к чтению.

Книга – не только собирательница и хранительница все умножающихся человеческих знаний. Она стала главным источником обогащения знаниями сменяющих друг друга поколений. Иногда можно услышать мнение, будто сейчас время книги уже миновало, что она начинает утрачивать свое положение главного источника знаний, ибо появились и все больше укрепляют, свои позиции такие источники информации, как телевидение, кино, радио, компьютер. Никто не отрицает великой роли этих средств массовой передачи мыслей, но неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу.

Новизна данного проекта заключается в выборе совершенно новой для обучающихся нашей школы формы представления результатов проектной деятельности, а также в предоставлении возможностей родителям учиться вместе с детьми, что способствует появлению общих интересов и увлечений в семье. На самом деле книга требует некоторых усилий, чтобы получить от ее прочтения удовольствие, а просмотр фильма - это более увлекательный и менее трудоемкий процесс для детей. Именно поэтому я решила посредством небольшого видеоролика (буктрейлера) рассказать в произвольной художественной форме о книге, вызвавшей интерес у юных читателей. Первый корень слова — «бук» (вook) — книга, второй корень «трейлер» (trailer) — означает короткий рекламный видеоролик к кинофильму, часто состоящий из быстро мелькающих несвязных, но наиболее эффектных сцен фильма.  Получается, что в ролике, продолжительностью не более трех минут, информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и прочитать.

 Идея заинтересовать учащихся чтением подтолкнула нас к созданию буктрейлеров – рекламе книг.

Объект исследования: учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №4.

Предмет исследования: читательские интересы учащихся 4-го класса МБОУ СОШ №4.

Гипотеза: если умело организовать в классе рекламу, помощь в выборе книг для чтения, то повысится читательский интерес.

Цель: повысить читательскую культуру к книге, чтению, библиотеке; выявить причины, по которым учащиеся читают недостаточно, и найти пути для привлечения учащихся к чтению.

Задачи:

  1. Выявить заинтересованность учеников 4б класса чтением, их читательские интересы, проблемы, связанные с чтением.
  2. Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения для человека.
  3. Повысить читательский интерес одноклассников через рекламу книги и личный опыт.

Методы: изучение литературы, ресурсов сети Интернет, создание буктрейлера, анализ, обобщение.

Предполагаемый результат: повышение интереса детей к художественной литературе, создание буктрейлера к литературному произведению.

Предложения по практическому использованию результатов исследования: в ходе работы были созданы буктрейлеры «Мои любимые книги» и представлены на уроках литературы в 4 классах.

План реализации проекта.

І этап – подготовительный (сентябрь - ноябрь 2017 г)

  1. Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения для человека.
  2. Разработать анкеты для выявления заинтересованности учеников 4б класса чтением, их читательских интересов, проблем, связанные с чтением.
  3. Провести анкетирование учащихся 4б класса МБОУ СОШ №4.
  4. Выбор оптимального средства рекламы книги, направленного на повышение читательской культуры учащихся.

ІІ этап – практический (декабрь 2017 г - март 2018 г.)

  1. Познакомиться с работой в программе «Киностудия».
  2. Изучить классификацию буктрейлеров и основные этапы их создания.
  3. Создать буктрейлер «Моя любимая книга»

ІІІ – обобщающий (апрель - май 2018 г.)

  1. Знакомство одноклассников с рекламой моей любимой книги.
  2. Анализ читательских интересов и подтверждение гипотезы.

Глава I.    Значение книги в жизни человека.

Привить ребенку вкус к чтению

– лучший подарок, который

мы можем ему сделать.

С. Лупан

   Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Сегодня необходимо помочь ребятам полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость, но и на его общее развитие человека. Школьная программа с каждым годом будет усложняться и требовать от ученика эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Есть ребята, в число которых вхожу я, для которых книга – часть их жизни. К сожалению, их с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех предметов, даже математики. Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда люди читают в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для людей занятием приятным и желанным. Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, и ребята быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги? Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Чтение развивает воображение: читатель сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. Анализируя вышесказанное, мы сделали вывод: зачем человек читает?

Люди читают по разным причинам.

  1. Для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.
  2. Ситуации, описанные в книгах, могут случиться с каждым, возможно, произведение даст ответ на вопрос, как поступить.
  3. Одной из причин, из-за которой люди берут книгу в руки - это попытка отключиться от повседневности и обыденности. Те, кто читают детективы и триллеры, - это люди, которые не могут жить без загадок, интриг и тайн. Это их особый способ ощутить в крови адреналин и волнение, которого нет в обычной жизни. Другие увлекаются фантастикой и мистикой. Несуществующий мир, нереальные события и существа, вымышленные явления - это огромный контраст с нашим миром, которым живет большая часть людей. То, что не известно и не доказано очень увлекает читателей: как юных, так и взрослых.
  4. Дети и подростки, конечно же, читают сказки. Следят за жизнью Принцесс и Принцев, Русалочек и Белоснежек, переживают за них, сердятся на злых персонажей, ждут и надеются на прекрасный и милый конец. Для детей книга - это сундучок сказок, которые служат для развития фантазии, воображения, дальнейших действий к проблемам в жизни.
  5. Не менее важной причиной является неисчерпаемый поток знаний, который находится в книгах. Не только школьники читают с целью узнать новое и стать умнее: взрослые люди, которые и так знают немало, постоянно повышают свой уровень.
  6. Исторические книги дают нам возможность окунуться в прошедшие столетия и объяснить корни нашего происхождения.
  7. Книга – это важнейший источник духовной энергии человека. Она является формой передачи информации от одного человека к миллионам других. Конечно, это, в первую очередь, касается книг, наполненных художественным текстом.

Каждый человек, хорошенько подумав, на вопрос "зачем люди читают?" сможет найти свой вариант ответа.

1.1 Научные факты.

Считается, что книга - лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение - ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения - библиотерапию.

Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активизируется зона самоконтроля.

Чтение детективов и приключений тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.

Чтение научной фантастики и фэнтези расширяет границы возможного, обостряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха мысли и желания и допускать их наличие у других.

Увлечение поэзией развивает чёткий ритм, нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.

1.2 Результаты исследования читательских интересов учащихся 4 класса

Итак, главную роль играют учителя, которые стараются привить любовь к книге. А что же можем мы?

Мы разработали анкету из 10 вопросов, чтобы выяснить, как относятся к чтению наши одноклассники. Подвели итоги. И вот что у нас получилось.

  1. Из 25 опрошенных совсем не читают 0, только к урокам чтения – 19, читают кроме школьной литературы – 6.
  2. Большинство читают книги 1-2 раза в неделю.
  3. За книгами в основном обращаются в библиотеку.
  4. Предпочтение отдаётся приключениям, фэнтези. Немало любителей стихов (хотя в это не очень верится).
  5. 15 человек отметили, что читать им не очень нравится, нравится – 6 ученикам, очень нравится читать только 4 ученикам.
  6. Ответы на вопрос «почему читают не так часто?» подтверждают, что большинство, действительно, не знают, какую книгу выбрать. А ещё заняты другими делами.
  7. Чтобы читать больше, нужен совет, что интересное прочитать. И, конечно, сила воли.
  8. 10 учеников отметили, что есть любимые книги и писатели, но так как большинство назвали Пушкина, то это вызывает сомнение: кажется, кого вспомнили, того и записали.
  9. 14 ученика затруднились ответить какие книги посоветовали бы прочитать товарищам. 11 учащихся назвали книги, которые посоветовали прочитать одноклассникам. Среди них: книги о Шерлоке Холмсе, Ж. Верн «Дети капитана Гранта», Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Большинство отметили книги, которые изучали на уроках чтения.
  10. Предпочтение в занятиях вне школы отдано прогулке на улице – это любимое занятие учеников. На 2-м месте – другое: спорт, рисование, рукоделие, выполнение домашних заданий…. А вот компьютер и телевизор –на 3-м месте, чтение – только на 4-м месте.

К сожалению, далеко не все наши сверстники дружат с книгой. Это показало наше исследование. А нам очень хочется, чтобы наши одноклассники любили чтение. Поэтому, чтобы повысить читательский интерес у сверстников мы решили создать рекламу книги в виде буктрейлера.

Глава II.Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания.

Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.

История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. В России одним из первых и, пожалуй, самых дорогих буктрейлеров стал ролик на книгу Алексея Маврина «Псоглавцы».

Свои буктрейлеры постоянно «делают» различные издательства, одним из которых является «Эксмо».

Появляются конкурсы буктрейлеров. Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин DodoSpace. Проводятся провинциальные конкурсы, а в ноябре 2012 года стартовал первый Всероссийский Конкурс-парад Буктрейлеров.

Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки, организуя конкурсы “Сними книгу!”, “Книга в кадре”.

Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки»

2.1. Классификации буктрейлеров

До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет, как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.

Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Эти классификации очень условны и не универсальны. Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное - зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению.

2.3 Основные этапы создания буктрейлера.

1. Выбор книги для рекламы.

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

3. Подбор материалов для видеоряда.

4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку.

5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:

а) WindowsMovieMaker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет MicrosoftWindows. Программа MovieMaker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.

б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.

6. Работа над видеороликом.

7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.

При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.

Более подробно о создании буктрейлера можно узнать на ВикиСибириаДе.

Изучив понятие, классификацию, этапы работы над созданием буктрейлера, мы создали рекламу одной из моих любимых книг «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм.

Заключение

Итак, в ходе исследования мы пришли к следующему выводу: наша гипотеза подтвердилась, хотя и не на 100%: если умело организовать в классе рекламу, помощь в выборе книг для чтения, то повысится читательский интерес. Как мы предполагали, многие ученики действительно ждут совета, какую книгу прочитать.

Наши предложения и пути привлечения к чтению книг.

  1. Провести классные часы о том, почему необходимо читать. Использовать будем материал, который накопили в процессе нашей исследовательской работы.
  2. Раз в четверть проводить обсуждение интересной книги. Вначале посоветовать её прочитать, «прорекламировать».
  3. Приглашать библиотекаря для представления новых книг, которые появляются в библиотеке.

Мы уверены в том, что если рассказывать о хороших книгах, привлекать к ним внимание, то активных читателей станет гораздо больше, многие найдут путь к книгам.

Литература

  1. М.В. Король. Витражи мудрости.Минск, «Полымя», 1991
  1. Л. Юдина. Целебное чтение.АиФ № 1-2, 2014
  1. Читали! Читают. Будут читать? Сборник методических материалов о чтении детей и юношества.Томск, 2005
  1. Г. Доман, Д. Доман. Как научить ребёнка читать. Аквариум, Москва, 1998

5. Материалы Интернет

Приложение1.

Анкета

  1. Вы читаете книги – художественную литературу?

а) нет

б) только к урокам литературы

в) читаю

2. Как часто читаете:

а) ежедневно

б) в неделю 1-2 раза

в) в месяц 1-2 раза

г) другое ______________

3. Читаю книги

а) через Интернет

б) беру в библиотеке

в) из домашней библиотеки

4. Предпочитаю читать:

а) фэнтези

д) сказки

и) другое ______________

б) научную фантастику

е) книги о сверстниках

в) детективы

ж) о любви

г) приключения

з) стихи

5. Вам нравится читать?

а) очень

б) нравится

в) не очень

г) не нравится

6. Читаю не так часто, потому что:

а) мне тяжело читать

б) не знаю, какую книгу взять

в) занят, чем____________

г) другое______

7. Чтобы читать больше, мне нужны:

а) сила воли

б) совет, что интересное прочитать

в) другое _________________________________

8. Есть ли любимые книги, писатели?

а) да

б) нет

9. Что из прочитанного вы посоветовали бы одноклассникам?

___________________________________________________________________

10. Расставьте цифры от 1 до 5 по своим предпочтениям:

а) чтение____

б) компьютерные игры _____

в) прогулки на улице _____

г) телевизор ___________

д) другое увлечение, какое ________________________________________________________________


Предварительный просмотр: