Педагогические инициативы, связанные с образованием обучающихся

Шиленок Людмила Григорьевна

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

 Результаты использования технологии Дистанционного обучения

Победители школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 году http://school4.admsurgut.ru/2017-2018-olimpiady

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Книга – мост в мир знаний Автор: Татаркина Елизавета Максимовна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4, 4 класс Научный руководитель: Шиленок Людмила Григорьевна Учитель русского языка и литератур, МБОУ СОШ №4

Слайд 2

Актуальность Сегодня обучение с печатными изданиями для многих людей не является жизненной необходимостью, а книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное. Так воспитывалась любовь к чтению. Книга – не только собирательница и хранительница все умножающихся человеческих знаний. Она стала главным источником обогащения знаниями сменяющих друг друга поколений. Иногда можно услышать мнение, будто сейчас время книги уже миновало, что она начинает утрачивать свое положение главного источника знаний, ибо появились и все больше укрепляют, свои позиции такие источники информации, как телевидение, кино, радио, компьютер. Никто не отрицает великой роли этих средств массовой передачи мыслей, но неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу.

Слайд 3

Объект исследования: учащиеся 3 класса МБОУ СОШ №4. Предмет исследования: читательские интересы учащихся 3-го класса МБОУ СОШ №4. Гипотеза: если умело организовать в классе рекламу, помощь в выборе книг для чтения, то повысится читательский интерес Цель : повысить читательскую культуру к книге, чтению, библиотеке; выявить причины, по которым учащиеся читают недостаточно, и найти пути для привлечения учащихся к чтению. Задачи: 1.Выявить заинтересованность учеников 3б класса чтением, их читательские интересы, проблемы, связанные с чтением. 2.Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения для человека. 3.Повысить читательский интерес одноклассников через рекламу книги и личный опыт.

Слайд 4

Новизна: заключается в выборе совершенно новой для обучающихся нашей школы формы представления результатов проектной деятельности. Методы : изучение литературы, ресурсов сети Интернет, создание буктрейлера, анализ, обобщение. Предполагаемый результат: повышение интереса детей к художественной литературе, создание буктрейлера к литературному произведению. Предложения по практическому использованию результатов исследования: : в ходе работы были созданы буктрейлеры «Мои любимые книги» и представлены на уроках литературы в 3- 6 классах.

Слайд 5

План реализации проекта. І этап – подготовительный (сентябрь - ноябрь 2016 г) 1. Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения для человека. 2. Разработать анкеты для выявления заинтересованности учеников 6б класса чтением, их читательских интересов, проблем, связанные с чтением. 3. Провести анкетирование учащихся 3б класса МБОУ СОШ №4. 4. Выбор оптимального средства рекламы книги, направленного на повышение читательской культуры учащихся. ІІ этап – практический (декабрь 2016 г - март 2017 г.) 1. Познакомиться с работой в программе «Киностудия». 2. Изучить классификацию буктрейлеров и основные этапы их создания. 3. Создать буктрейлер «Моя любимая книга» ІІІ – обобщающий (апрель - май 2017г.) 1. Знакомство одноклассников с рекламой моей любимой книги. 2. Анализ читательских интересов и подтверждение гипотезы.

Слайд 6

Описание работы Зачем человек читает? Для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы. Ситуации, описанные в книгах, могут случиться с каждым, возможно, произведение даст ответ на вопрос, как поступить. Одной из причин, из-за которой люди берут книгу в руки - это попытка отключиться от повседневности и обыденности. Те, кто читают детективы и триллеры, - это люди, которые не могут жить без загадок, без интриг и без тайн. Другие увлекаются фантастикой и мистикой. Дети и подростки, конечно же, читают сказки. Следят за жизнью Принцесс и Принцев, Русалочек и Белоснежек, переживают за них, сердятся на злых персонажей, ждут и надеются на прекрасный и милый конец. Для детей книга - это сундучок сказок, которые служат для развития фантазии, воображения, дальнейших действий к проблемам в жизни. Не менее важной причиной является неисчерпаемый поток знаний, который находится в книгах. Не только школьники читают с целью узнать новое и стать умнее: взрослые люди, которые и так знают немало, постоянно повышают свой уровень. Исторические книги дают нам возможность окунуться в прошедшие столетия и объяснить корни нашего происхождения.

Слайд 7

Научные факты Считается, что книга- лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение - ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения - библиотерапию. Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активизируется зона самоконтроля. Чтение детективов и приключений тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем. Чтение научной фантастики и фэнтези расширяет границы возможного, обостряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха мысли и желания и допускать их наличие у других. Увлечение поэзией развивает чёткий ритм, нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.

Слайд 8

Результаты исследования

Слайд 11

К сожалению, далеко не все наши сверстники дружат с книгой. Это показало наше исследование. А нам очень хочется, чтобы наши одноклассники любили чтение. Поэтому, чтобы повысить читательский интерес у сверстников мы решили создать рекламу книги в виде буктрейлера Вывод

Слайд 12

Буктрейлер: понятие, классификация, этапы создания Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. По способу визуального воплощения текста неигровые игровые анимационные По содержанию повествовательные атмосферные концептуальные

Слайд 13

Основные этапы создания буктрейлера 1. Выбор книги для рекламы. 2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). 3. Подбор материалов для видеоряда. 4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. 5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них: а) Windows Movie Maker. б) SonyVegas Pro 6. Работа над видеороликом. 7. Заключительный этап - видеомонтаж

Слайд 14

Вывод В ходе работы над проектом все наши цели и задачи были успешно достигнуты. И мы получили желаемый результат. Наша гипотеза подтвердилась, хотя и не на 100%: если умело организовать в классе рекламу, помощь в выборе книг для чтения, то повысится читательский интерес. Как мы предполагали, многие ученики, действительно, ждут совета, какую книгу прочитать. Наши предложения и пути привлечения к чтению книг. 1. Провести классные часы о том, почему необходимо читать. Использовать будем материал, который накопили в процессе нашей исследовательской работы. 2. Раз в четверть проводить обсуждение интересной книги. Вначале посоветовать её прочитать, «прорекламировать». 3. Приглашать библиотекаря, чтобы они представляли новые книги, которые появляются в библиотеке. Мы уверены в том, что если рассказывать о хороших книгах, привлекать к ним внимание, то активных читателей станет гораздо больше, многие найдут путь к книгам.

Слайд 15

Список использованной литературы 1. М.В. Король. Витражи мудрости. Минск, «Полымя», 1991 Л. Юдина. Целебное чтение.АиФ № 1-2, 2014 Читали! Читают. Будут читать? Сборник методических материалов о чтении детей и юношества.Томск, 2005 Г. Доман, Д. Доман. Как научить ребёнка читать.Аквариум, Москва, 1998 5. Материалы Интернет


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной общеобразовательной программе

начального общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от 22.06.2018 №12-Ш4-13-451/18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Учебный предмет: шахматы

Класс: 4а, 4б, 4в.

Учитель: Шиленок Людмила Григорьевна

Срок реализации программы -2018-2019 уч. год

Количество часов по учебному плану:

всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю

Сургут, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:  

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Стандартами качества муниципальных услуг, утвержденными Постановлением Администрации города от 21.12.2012 года № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 № 1941, от 24.06.2014 № 4178);

Постановлением Администрации города от 20.12.2012 года № 9787 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Общее и дополнительное  образование в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 17.02.2014 № 1086);

Уставом МБОУ СОШ №4;

Положением об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ СОШ №4.

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. 

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый  интерес к знаниям.

 Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д. Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана.

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  2. Формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).    
  3. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Место   курса в учебном плане

Согласно  учебному плану МБОУ СОШ №4 курс «Шахматы»  рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 1 час в неделю (всего 33 часа), во 2 —4 классах — по 1 часу в неделю (всего 34 часа в каждом классе).

Всего в 1-4 классах 135 часов.

Результаты изучения предмета в соответствии с ФГОС.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Ценностные ориентиры содержания курса

Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Содержание учебного предмета.

1 класс (33 часа;1 час в неделю)

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

2 класс (34 часа;1 час в неделю)

Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

3класс (34 часа;1 час в неделю)

Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

4 класс (34 часа;1 час в неделю)

Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Работа с одаренными детьми

      У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный;

Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; дискуссия; игры.

Очень важны:

предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; -ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работа с детьми,  испытывающими трудности в обучении

Причины низкой успеваемости детей:

1. Низкий уровень мотивации.

2. Физиологические проблемы.

3. Дефицит внимания, гиперактивность.

4. Психоэмоциональные  и социальные  проблемы.

5. Логопедические проблемы

6. Социальные проблемы.

7. Компьютерная зависимость.

Основной формой работы с детьми - индивидуальные занятия, которые позволяют более конкретно подбирать материал для каждого ребенка, с учетом психических особенностей учащегося, мотивации учебной работы, реализовать деятельностный подход к обучению. Репродуктивные задания предполагают определенную вариативность деятельности учащихся. Им необходимо припомнить предыдущие работы по образцу, частично содержавшие аналогичные требования.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1.

Шахматная доска.

4 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

4 ч.

2.

Шахматные фигуры.

2 ч.

2 ч.

3.

Начальная расстановка фигур.

1 ч.

1 ч.

4.

Ходы и взятие фигур.

13 ч.

13 ч.

5.

Цель шахматной партии.

6 ч.

6 ч.

6.

Игра всеми фигурами из начального положения.

3-4 ч.

3-4 ч.

7.

Обобщение.

4 ч.

4 ч.

2-й год обучения

№ п/п

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1.

Краткая история шахмат.

5 ч.

20 – 25 минут на каждом занятии

5 ч.

2.

Шахматная нотация.

7 ч.

7 ч.

3.

Ценность шахматных фигур.

7 ч.

7 ч.

4.

Техника матования одинокого короля.

5 ч.

5 ч.

5.

Достижение мата без жертвы материала.

5 ч.

5 ч.

6.

Обобщение.

-

5 ч.

5 ч.

3-й год обучения

№ п/п

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

5 ч.

25 – 30 минут на каждом занятии

5 ч.

2.

Основы дебюта.

13 ч.

13 ч.

3.

Основы миттельшпиля.

5 ч.

5 ч.

4.

Основы эндшпиля.

9 ч.

9 ч.

5.

Обобщение.

-

2 ч.

2 ч.

4-й год обучения

№ п/п

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

3 ч.

25 – 30 минут на каждом занятии

3 ч.

2.

Основы дебюта.

4 ч.

4 ч.

3.

Основы миттельшпиля.

24 ч.

24 ч.

4.

Обобщение.

-

3 ч.

3 ч.


Предварительный просмотр: