Программа работы классного руководителя ; взаимодействие с родителями и педагогом-психологом.

Маркова Татьяна Георгиевна

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/03/31/programma-raboty-psihologa-s-detmi-gruppy-riska-i-ihРАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА   Шакирьяновой И.Р.

С УЧАЩИМИСЯ    «ГРУППЫ РИСКА»

из опыта работы

Цель: психолого-педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на различных формах профилактического учёта.

Исходя из анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих понятие «дети группы риска»:



Первый признак – наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Второй признак – это отклоняющееся поведение нелегко исправляется, корректируется.

И, наконец, третий признак: это дети, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины – «делинквентность» и «девиантность».

Под делинквентным поведением понимают цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений.

Под девиантностью понимают отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включают как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения и затем работать над устранением этих причин.


  1. Выявление учащихся «группы риска» 


Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду и профессиональная ориентация;

- поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации самые разные: наблюдения, беседы с учащимся, учителями и родителями (или опросы), анализ посещаемости занятий, анализ оценок в классном журнале и работы ученика в тетрадях, диагностика.


  1. Определение причин отклоняющегося поведения 


Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать опросник социализации для школьников «Моя семья».

Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются: социометрия, методика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, методика индекса групповой сплочённости Сишора.

Для выявления психических состояний и свойств личности применяются: методика самооценки психических состояний Г. Айзенка, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.

Для выявления проблем учебного характера используются: методики «Изучение отношения к учебным предметам» Г.Н. Казанцевой, «Изучения мотивации учения подростков», «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана, диагностика уровня школьной тревожности Филипса.

Каждый психолог имеет свои диагностические наработки по данному вопросу, поэтому данный список может быть продолжен или видоизменён.
3. Планирование работы с учащимися «группы риска» 

Продуманный и скоординированный план работы с учащимися «группы риска» во многом определяет успех коррекции отклоняющегося поведения. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:


  • мероприятия, рассчитанные на всех учащихся «группы риска»;

  • индивидуальная работа с каждым из таких школьников.


Остановимся более подробно на индивидуальном плане психолого-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения. Этот план должен давать ответ на три вопроса:


  1. что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно группового общения, негативные особенности личности);

  2. как это устранить (приёмы и методы работы);

  3. кому и что нужно сделать (рекомендации учителям и родителям).



Коррекционные программы 


  1. Журнал «Вопросы психологии» № 6, 1994 год –
    австралийская программа предупреждения отклоняющегося поведения (АППОП). Программа направлена на формирование у подростков ряда психогигиенических поведенческих навыков:


- эффективного общения;

- продуктивного взаимодействия с окружающими;

- преодоления стрессов;

- понимания своих и чужих чувств;

- решения проблем;

- формирование «Я-концепции»;

- формирование иерархии положительных ценностей;

- развитие самоуважения;

- личностный рост в целом.

Данная программа содержит рад разнообразных психотехнических приёмов, сгруппированных в 8 разделов, каждый из которых призван решать свои задачи:


  • «Я-концепция» (Упражнения «Автопортрет», «Кто я?», «Какой я?», «Мои сильные и слабые стороны» и др.)

  • «Самоуважение» («Положи себя под микроскоп», «Мои проблемы», Самокритика» и др.)

  • «Чувства» («Я тебя понимаю», «Цвета эмоций», «Рисунок музыки», «Нарисуй свой гнев» и др.)

  • «Коммуникация» (Интервью», «Слушаем молча», «Язык без слов» и др.)

  • «Отношения» («Скажи мне, кто твой друг», «Я и моя семья», «Симпатии», «Спина к спине» и др.)

  • «Ценности» («Мои добрые дела», «Хобби», «Мои идеалы» и др.)

  • «Решения» («На острове», «Жизнь заново», «»Уверенность в себе» и др.)

  • «Преодоление стресса» («Созерцание», «Антистрессовая релаксация», «Гармонизация с природой», «Нарисуй свой страх» и др.)


2) Журнал «Школьный психолог» № 29, 2004 г. -
программа психологического тренинга внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения подростков» (авторы: Е.Гедзь, Н. Середенко – психологи центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», г. Москва)

Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы:

- выработка адекватных и эффективных навыков общения;

- формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива класса и школы;

- предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков;

- формирование осознанной позиции, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Данная программа состоит из 3-х блоков:


  • Профилактика зависимых состояний

  • Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путём)

  • Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения


(Занятия: «Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность», «Алкоголь: мифы и реальность», «Я и моё тело», «Принятие решений», «Я и мои социальные роли», «Самооценка», «Неагрессивное настаивание на своём», «Взаимоотношения полов» и др.)
В результате коррекционной и профилактической работы к концу учебного года у большинства подростков «группы риска» можно проследить
положительную динамику по следующим показателям: 

1) повышение самооценки, уверенности в себе, стрессоустойчивости;

2) формирование навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми;

3) понижение уровня конфликтности, агрессии;

4) приобретение навыков в разрешении проблем;

5) повышение учебной мотивации и формирование общеучебных умений и навыков;

6) формирование социально положительных навыков.

Отразить данную динамику можно в бланке коррекционной работы и более наглядно - в графиках.

Самое важное в работе с учащимися «группы риска» - согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, зонального инспектора ОПДН ОВД и родителей. Только в этом случае возможно достичь положительного результата, ради которого мы работаем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(Журнал «Практика административной работы» № 7 2005 г.

Н.В. Андрияхина, Г.И. Миронова, г. Калуга)
Схема проведения опроса учащегося «группы риска»

педагогом-психологом или социальным педагогом 


  1. Учёба:

  • любимые и нелюбимые предметы;

  • причины школьных успехов и неудач;

  • отношения с учителями;

  • участие в общественной работе;

  • случаи нарушения дисциплины.

  1. Планы на будущее в отношении продолжения учёбы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

  2. Отношения со сверстниками:

  • предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

  • положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);

  • критерии выбора приятелей (по определённым личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.)

  1. Увлечения в настоящем и прошлом:

  • под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

  • каковы достигнутые результаты;

  • почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

  1. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:

  • кто назван первым;

  • о ком забыл упомянуть;

  • кто занимался его воспитанием;

  • наиболее близкий член семьи;

  • с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.


(В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребёнок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем их них, кто ушёл из семьи. Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей).

6. Отклонения в поведении (прошлые):


  • прогулы занятий;

  • мелкое хулиганство;

  • курение и выпивки;

  • знакомство с различными дурманящими средствами;

  • побеги из дома;

  • был ли когда-либо задержан или взят на учёт милицией (если был, то когда и за что).

  1. Наиболее тяжёлые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

  2. Перенесённые заболевания: как они сказались на учёбе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

  3. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):


а) первая влюблённость и связанные с этим психические травмы;

б) оценка своей привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Правила эмпатического слушания 

(для педагогов) 


  1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы можете почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.

  2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

  3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

  4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребёнка, но не объяснять причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя всё время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера ещё не возникла.

  5. В тех случаях, когда школьник возбуждён, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так разговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развёрнутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребёнка междометиями, короткими фразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).


Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда ребёнок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задаёт обычные вопросы, например спрашивает: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» - или просто не хочет говорить с вами, применение эмпатического слушания невозможно.
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/03/31/programma-raboty-psihologa-s-detmi-gruppy-riska-i-ihhttps://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/03/31/programma-raboty-psihologa-s-detmi-gruppy-riska-i-ih

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Изменение условий семейного воспитания

(для родителей)
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство 

Найдите в себе силы для решения негативной ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком, битьём, угрозами вы ничего не добьётесь. Исправить ситуацию можно только в том случае, если вы отнесётесь к ней спокойно и обдуманно.



Шаг 2. Разберитесь в ситуации 

Даже то, что ребёнок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он – закоренелый преступник. Не спешите с категорическими выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.



Шаг 3. Сохраните доверие ребёнка к себе 

Поговорите со своим ребёнком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребёнка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребёнка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершённых в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте курения, употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребёнком проблем. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.



Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком 

Совершив противоправные действия, ребёнок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребёнка подтвердились, не притворяйтесь, что всё в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.



Шаг 5. Измените своё отношение к ребёнку 

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребёнок – уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.



Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать 

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребёнка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.



Шаг 7. Не исправляйте за ребёнка его ошибки 

Заглаживая ошибки своего ребёнка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребёнок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.



Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте 

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребёнка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребёнка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко даёт обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет всё, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребёнок считает вас своей собственностью, поэтому не ждёт от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.



Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимоотношения с ребёнком 

Обратитесь вместе с ребёнком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребёнком.



Шаг 10. Предоставьте ребёнку возможность исправить своё поведение самостоятельно 

Бывают случаи, когда ребёнок сам признаётся в том, что он ведёт себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому даёте ребёнку самому убедиться в этом.



Шаг 11. Не пускайте процесс на самотёк 

Необходимо поддерживать самостоятельные шаги ребёнка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.



Шаг 12. Восстановите доверие к ребёнку 

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребёнку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.



Шаг 13. Установите разумные границы контроля 

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребёнка, мелочного контроля за каждым его шагом – это не поможет, а только будет травмировать его.



Шаг 14. Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему 

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что всё плохое проходит.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

с неуспевающими учащимися

п/п

Содержание

мероприятия

Форма проведения

1.

Учет и составление списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения

мониторинг

2

Беседы с родителями по поводу выяснения причин отставания их детей за 2019-2020 учебный год.

Беседа, консультация

3.

Беседа с учителями - предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Индивидуальная работа по ликвидации пробелов.

Ведение тематического учета знаний

4.

Встреча  с социальным педагогом

Совет профилактики

5.

Индивидуальные беседы с учителями  о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ.

Контроль знаний учащихся

6.

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

Беседа

8.

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

Беседа учащихся с психологом

10.

Контроль посещаемости слабоуспевающих  учащихся

Мониторинг

11.

Организация взаимопомощи и наставничества.

Индивидуальная работа

12.

Педагогические консультации: «Как помочь ребенку учиться?»

Индивидуальная работа с родителями

14.

Выяснение причин опозданий и пропусков

Текущий контроль

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

  • Ликвидация неуспеваемости.
  • Повышение уровня ЗУН учащихся.
  • Повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение мотивации к учению


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя английского языкаD:\Users\Zankovich\Desktop\img.jpg

МАОУ «Средней  школы № 8» г. Когалыма

Марковой Татьяны Георгиевны.

с родителями учащихся

2017-2019 уч. гг.

Дата

Класс

Тема индивидуальной  консультации

Форма

консультации

12.09.17

Цели и задачи изучения английского языка на углубленном уровне

групповая

20.09.17

5б,в м

Требования, предъявляемые к учащимся при изучении английского языка в среднем звене

групповая

22.10.17

Значение внимания учащегося в результативности

учебной деятельности

индивидуальная

26.10.17

Организация самоподготовки учащихся в домашних условиях

групповая

28.10.17

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования по английскому языку в развитии ребенка

групповая

28.11.17

Искусство учиться - Формирование у учащихся стрессоустойчивости и гибкости в обучении, ответственного и самостоятельного подхода к учебе ( по материалам авторского семинара- практикума  Лэнса Кинга)

групповая

30.11.17

8 а, б, в, м

Роль мнемотехник в изучении нового лексического материала. ( по материалам авторского семинара- практикума  Лэнса Кинга)

групповая

12.12.17

Рекомендации для учащихся по устранению пробелов знаний в грамматике

индивидуальная

19.12.17

11 а

Нравственное воспитание на уроках английского языка

индивидуальная

20.12.17

5 б, м

О пробелах в знаниях учащегося и пути их устранения

индивидуальная

23.01.18

11б

Рекомендации для учащихся и их родителей на этапе подготовки к итоговой аттестации

индивидуальная

20.02.18

10а

Интернет и изучение иностранных языков – беседа

групповая

26.02.18

«Лингвистическая одаренность - что это?» рекомендации родителям одаренных детей

индивидуальная

20.03.18

6 а

Рекомендации для родителей на этапе подготовки к итоговой аттестации по предмету

групповая

18.03.18

10 а

Изменения в формате  процедуры проведения ЕГЭ в 2020уч. году

групповая

3.05.18

10а

Подготовка к научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее ». Работа с проектом.

индивидуальная

12.05.18

10а

Психологическая помощь родителей детям во время сдачи выпускных экзаменов по английскому языку в формате ЕГЭ

групповая

16.09.18

6 а,б,м

Единый орфографический режим: требования к оформлению домашних и контрольных работ по английскому языку

групповая

15.10.18

Особенности сдачи экзамена по английскому языку в формате ОГЭ

групповая

12.11.18

6а, в,б,

м, к

Дополнительная занимательная литература по английскому языку- путь к успешному усвоению предмета

групповая

6.12.18

6 к

Пробелы знаний учащихся, пути их устранения

индивидуальная

17.12.18

Анализ результатов ВСОШ по английскому языку учащихся класса

индивидуальная

23.12.18

11а,б

Итого пробного ЕГЭ по английскому языку устного тура  «Говорение». Проблемы, пути их устранения

индивидуальная

15.02.19

О подготовке к декаде  иностранных языков. Рекомендации родителям и учащимся по подготовке творческих работ и проектов.

индивидуальная

15.03.19

10а

Развитие диалогической речи с помощью освоения новых лексических единиц.

индивидуальная

22.04.19

10а

Рекомендации для учащихся и их родителей на этапе подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Способы релаксации

индивидуальная

22.05.19

6 а, б, в, м, к

Использование ИКТ в обучении английскому языку.

групповая



Предварительный просмотр:

Памятка "Родителям о прививках!"

 http://158-vospitatel.netdo.ru/filemanager/rebenok-boitsya-vrachey1.jpg


Чем опасны заболевания, прививки против которых включены в календарь прививок России?

Полиомиелит (или детский паралич) - острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.
Острый гепатит «В» - тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит «В» в 50-90% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем.
Туберкулез - заболевание поражает легкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.
Коклюш -инфекционное заболевание дыхательных путей. опасным является поражение легких, особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.
Дифтерия - острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета. Возможны такие осложнения как инф.-токсический шок, миокардиты, полиневриты, включая поражение черепных и перифических нервов, поражение надпочечников, токсический невроз.
Столбняк - поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.
Корь - заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, не поддающей антибиотикотерапии, энцефалит. Риск тяжелых осложнений и смерти особенно велик у маленьких детей.
Эпидемический паротит - заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия.

Как предупредить болезнь ребёнка?


        Некоторые болезни можно предотвратить. В этом нет ничего сложного. Все меры предупреждения болезней просты и доступны каждой семье. Соблюдение гигиенических правил, режима, полноценное питание, разумное закаливание, систематические физические упражнения, занятия спортом, своевременные профилактические прививки и ограничение возможного контакта с инфекционными больными - вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребёнка.
        При малейшем подозрении на инфекционную болезнь в семье до прихода врача надо отделить больного от здоровых детей, предупредить окружающих о заболевании и как можно быстрее сообщить о болезни ребёнка в ясли, детский сад, школу, если заболевший посещал их. Всем этим можно оградить от заражения других детей и предупредить появление бациллоносительства и распространение болезни. 

"Зачем нужны прививки?"

        Прививки или вакцины получили свое название по противооспенному препарату, приготовленному из содержимого коровьих оспинок английский врачом Дженнером в 1798 году. Он заметил, что если ввести содержимое оспины коровы, в котором присутствуют болезнетворные бактерии, в кожный надрез человеку, то он не заболеет натуральной оспой. Прививки (вакцины) - это препараты, способствующие созданию активного специфического иммунитета, приобретенного в процессе прививания и необходимого для защиты организма от конкретного возбудителя болезни. Также прививки могут быть использованы для лечения некоторых инфекционных заболеваний.
        Прививки (вакцины) изготавливают путем сложных биохимических процессов из микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности или отдельных компонентов микробной клетки. Вакцинный препарат, содержащий определенные дозы возбудителя болезни, оказавшись в организме человека, сталкивается с клетками крови - лимфоцитами, в результате чего образуются антитела - особые защитные белки. Организм в определенный период времени - год, пять лет и т.п. - "помнит" о прививке. С этим связана необходимость повторных вакцинаций - ревакцинации, после чего формируется стойкий длительный иммунитет. При последующей "встрече" с болезнетворным микрорганизмом антитела его узнают и нейтрализуют, и человек не заболевает.

Календарь плановых прививок

        Каждая страна мира имеет свой календарь профилактических прививок. В нашей стране до недавнего времени в него входило семь инфекций: туберкулез, дифтерия, столбняк, коклюш, корь, эпидемический паротит (свинка) и полиомиелит. С 1997 года в календарь обязательных прививок внесены еще две прививки - против гепатита В и краснухи.
Прививка гепатита В
        В первые 12 часов жизни малышу делают прививку против вирусного гепатита В. Вирусный гепатит В - инфекционное заболевание печени, вызываемое одноименным вирусом, характеризующееся тяжелым воспалительным поражением печени. Болезнь имеет различные формы - от носительства вируса до острой печеночной недостаточности, цирроза печени и рака печени. У новорожденных вирусный гепатит в большинстве случаев протекает бессимптомно, без классической желтухи, что затрудняет своевременную диагностику и затягивает начало лечения. Если не прививать новорожденных, то у 90% детей, инфицировавшихся вирусным гепатитом В в первом полугодии, и у 50% детей, инфицировавшихся во втором полугодии жизни, разовьется хроническое течение этой тяжелой болезни. Прививку повторяют в 1 и 6 месяцев. В случае, если ребенок родился от матери, носительницы антигена гепатита В или заболевшей гепатитом в третьем триместре беременности, прививку повторяют в 1, 2 и 12 месяцев. Иммунитет сохраняется до 12 лет и более.

Прививка против туберкулеза. 
        В возрасте трех-семи дней ребенку делают прививку против туберкулеза вакциной БЦЖ (BCG - Bacillus Calmette Guerin, дословно - бацилла Кальметта, Герена - создатели противотуберкулезной вакцины). Туберкулез - хроническая, широко распространенная и тяжело протекающая инфекция, возбудителем которой является микобактерия туберкулеза (палочка Коха). Первоначально поражаются легкие, однако инфекции могут быть подвержены и другие органы. Известно, что микобактерией туберкулеза инфицировано около 2/3 населения планеты. Ежегодно активным туберкулезом заболевает около 8 миллионов человек, около 3 миллионов заболевших погибает. На современном этапе лечение этой инфекции чрезвычайно затруднено из-за высокой устойчивости бациллы к сильнейшим антибиотикам.

        Положение усугубляется еще и тем, что, в отличие от других вакцин, БЦЖ не является стопроцентно эффективной в предотвращении туберкулеза и абсолютным средством контроля этой инфекции. В то же время доказано, что БЦЖ защищает 85% привитых детей от тяжелых форм туберкулеза. Поэтому Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) эту прививку рекомендовано делать новорожденным тех стран, где туберкулез сильно распространен, в том числе и в нашей стране. Иммунитет после прививки развивается через 8 недель. Для того чтобы не пропустить момент возможного инфицирования туберкулезом, ребенку ежегодно проводится проба Манту. При отрицательной пробе Манту (т.е. отсутствии противотуберкулезного иммунитета) проводится ревакцинация (повторная вакцинация) БЦЖ в 7 и/или 14 лет.
Прививки против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.
        С трехмесячного возраста начинают делать прививку против коклюша, дифтерии, столбняка (АКДС - адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина) и полиомиелита (ОПВ - оральная (введенная через рот) полиомиелитная вакцина). Обе прививки можно заменить французской вакциной Тетракок - комбинированная вакцина, содержащая АКДС и ОПВ. 

        Коклюш - инфекционное заболевание, вызываемое коклюшной палочкой. Наиболее характерным признаком коклюша является затяжной, приступообразный спастический кашель. Болезнь наиболее тяжело протекает у детей первых месяцев жизни, сопровождается высокой смертностью, у каждого четвертого заболевшего вызывает патологию легких. Вакцинация состоит из 3 прививок в 3, 4,5 и 6 месяцев, повторная вакцинация проводится в 18 месяцев. Прививают против коклюша детей до 4 лет, в 7 и 14 лет проводят вакцинацию и ревакцинацию только против дифтерии и столбняка, у взрослых это делают - каждые 10 лет.

        Дифтерия - заболевание, вызываемое коронебактерией дифтерии. Инфекция протекает тяжело, с образованием характерных пленок на слизистых оболочках верхних дыхательных путей, с поражением нервной и сердечно-сосудистой систем. Возбудитель дифтерии выделяет сильнейший токсин, обладающий способностью разрушать оболочку нервов, повреждать эритроциты (клетки крови). Осложнениями дифтерии могут быть: миокардит (воспаление сердечной мышцы), полиневрит (множественное поражение нервов), параличи, снижение зрения, поражение почек. Всемирной Организацией Здравоохранения прививка рекомендована для всех без исключения стран мира.
        Столбняк - смертельно опасное заболевание, вызываемое столбнячной палочкой. Возбудители заболевания обитают в почве в виде спор. Они проникают в организм через мельчайшие царапины кожи, слизистых оболочек и токсинами (одними из самых сильных) поражают нервную систему. Возникают спазмы, судороги всех мышц тела, настолько выраженные, что приводят к переломам костей и отрывом мышц от костей. Особенно опасными являются продолжительные судороги дыхательной мускулатуры. Прогноз начавшегося заболевания неблагоприятный.
Смертность составляет 40--80%. Наступает спазм дыхательной мускулатуры, паралич сердечной мышцы - это приводит к летальному исходу. Единственным средством профилактики является прививка.
        Полиомиелит - острая вирусная инфекция, поражающая нервную систему (серое вещество спинного мозга). Характеризуется повышением температуры, головными, мышечными болями с последующим развитием параличей нижних конечностей (слабость, боль в мышцах, невозможность или нарушение ходьбы). В наиболее тяжелых случаях поражение спинного мозга приводит к остановке дыхания и смерти. Осложнения полиомиелита: атрофия, т.е. нарушение структуры и функций мышц, в результате чего они становятся слабее, в легких случаях возникает хромота, в тяжелых - параличи. В качестве профилактики используется прививка.
        Корь - это тяжело протекающая вирусная инфекция, с высокой смертностью (в некоторых странах до 10%), осложняющаяся пневмонией (воспаление легких), энцефалитом (воспаление вещества мозга).
        Краснуха - острозаразное вирусное заболевание, проявляющееся сыпью на коже, увеличением лимфоузлов. Опасность этого заболевания в первую очередь состоит в том, что вирус краснухи поражает плод не болевшей краснухой и не привитой беременной женщины, вызывая пороки сердца, мозга и других органов и систем. Поэтому существует три принципиальных подхода к борьбе с краснухой: прививание детей, прививание девушек-подростков и прививание женщин детородного возраста, планирующих иметь детей. ВОЗ рекомендует сочетать по мере возможности все три стратегии. В России в части регионов сочетается вакцинация детей и подростков.
        Вирус эпидемического паротита поражает не только слюнную железу, но и другие железистые органы: яичники, яички (это может быть причиной бесплодия), поджелудочную железу, возможно воспаление вещества мозга (энцефалит).

О прививках, не входящих в календарь плановых прививок.

        Прививка против гриппа. Из-за риска возможных тяжелых осложнений, она показана детям с 6-месячного возраста, страдающих хроническими заболеваниями бронхо-легочной системы, почек, сердца. Необходимо прививаться вакцинами, состав которых меняется ежегодно и соответствует спектру тех вирусов, которые распространены именно в этом году (мониторинг проводит ВОЗ). Делать прививку против гриппа надо еще и потому, что в присутствии вирусов гриппа очень многие слабые вирусы и бактерии становятся более агрессивными и могут вызывать обострения хронических заболеваний или провоцировать возникновение другой инфекции.

        Гемофильная инфекция тип b (вызывается гемофильной палочкой) не так широко распространена, как грипп. Однако она является причиной тяжелой гнойной инфекции у детей первого года жизни. Это могут быть гнойные менингиты (воспаление оболочек мозга), отиты (воспаление уха), эпиглотиты (воспаление хряща гортани - надгортанника), пневмонии (воспаление легких), остеомелиты (воспаление верхнего слоя кости - надкостницы) и др. Во многих странах мира эта прививка (Акт-ХИБ - фирменное название) входит в календарь профилактических прививок.
Увеличение заболеваемости менингококковой инфекцией осенью 2003 года в Москве вызвало панику у населения. 

        Менингит (бактериальный) - воспаление оболочек головного или спинного мозга, вызываемое менингококком, который "обитает" в горле. Заражение происходит от больного человека или внешне здорового носителя этого микроба. Болезнь передается воздушно-капельным путем. Кроме того, при ослабленном иммунитете возбудитель болезни может через кровь попасть в центральную нервную систему, вызывая воспаление оболочек головного и спинного мозга. Повышается температура (свыше 38,0 С), беспокоит сильная головная боль, скованность шейных мышц, тошнота, рвота, сыпь в виде кровоподтеков. Возможны внутренние кровотечения, сепсис, а также потеря сознания, кома, судороги из-за отека головного мозга. Выделение токсинов менингококка приводят к нарушению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания и смерти больного. Менингококковая инфекция наиболее тяжело протекает у детей первого года жизни. По эпидемическим показаниям прививают детей с 6 месяцев, с повторным введение вакцины через 3 месяца, в случае, когда вакцина отечественная прививают с 1 года. В обычных случаях прививают детей старше 2 лет однократно, иммунитет развивается не менее чем на 3 года, у взрослых - на 10 лет.

В заключение скажем, что прививки делаются добровольно, по желанию родителей ребенка.



Предварительный просмотр:

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых!!!!

        Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города.

        С началом зимних каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоёмов, в лесу, на игровых площадках, во дворах.

        Этому способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.

        Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и невредимыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями:

  • формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
  • проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
  • решите проблему свободного времени детей;
  • постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей;
  • не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребёнку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
  • чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
  • проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке.

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы.

        Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

        1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

        2. Находясь с ребёнком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

        3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев.

        4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

        5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

        6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

        7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых нерадивые родители оставляли одних или с незнакомыми людьми.

Правила безопасности

        Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Чтобы завоевать детское внимание, преступники представляются людьми творческих, увлекательных профессий: режиссер, фокусник, спортсмен. Набор предлогов для обращения довольно стандартен. Их цель — заинтриговать ребенка. Мальчику расскажут, что неподалеку лежит ничей самокат или робот. Девочке предложат посмотреть какое-нибудь животное, постараются надавить на жалость, сказав, что за углом лежит щенок с перебитой лапкой.

        Ребенка нужно научить следующим правилам безопасности при общении с посторонними:

  • Всегда играй в компании друзей.
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения родителей.
  • Никогда не соглашайся куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Кричи изо всех сил, если кто-то просит тебя об этом, немедленно расскажи родителям.
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи об этом родителям.

Для детей школьного возраста:

        Не обсуждай своих проблем с незнакомыми и малознакомыми людьми.

        Если кто-то пытается ворваться в квартиру, звони в полицию, а затем открой окно и зови на помощь.

        Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, не подходи близко и не соглашайся сопровождать их.

Ребенка нужно научить следующим правилам пожарной безопасности дома:

        Не оставляйте без присмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста, не позволяйте им пользоваться легковоспламеняющимися материалами;

        Следите за газовыми и электрическими приборами.

        Не играть с легко воспламеняющимися предметами и жидкостями (спички, зажигалки, аэрозоли и т.д.);

        Не поворачивать вентили газовой плиты и колонки;

        Не трогать режущие и колющие предметы (ножи, ножницы, иголки и т.д.).

        В случае обнаружения пожара незамедлительно звоните 01.

Меры безопасного поведения при работе с Интернетом:

        Объясните детям, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни.

        Запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте контактную информацию (телефон, адрес).

        Объясните детям, что нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, общение со слишком настойчивым человеком прекратить.

        Просматривайте сайты, которыми часто пользуется ваш ребёнок, с целью недопущения вовлечения ребёнка в неформальные организации.

Родителям можно посоветовать следующее: 

        Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес. Отрепетируйте, как нужно разговаривать с дежурным, чтобы в нужный момент ребенок не растерялся.

        Научите правилам безопасности дома и на улице.

        Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.

        Никогда не пишите имя вашего ребенка на одежде, портфеле, велосипеде.

        Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем, ни под каким предлогом.

        Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны (рабочие и мобильные) их родителей.

        В случае возникновения неприязни между вашим ребенком и еще кем-либо обязательно выясните ее причины, постарайтесь уладить конфликт или избавьте ребенка от любого возможного контакта с источником неприязни.

        Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые. Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.

Памятка по безопасности детей (для родителей)

1. Говорите о безопасности в доверительной манере. Не пугайте ребенка, когда говорите о правилах безопасного поведения.

2. Развивайте у ребенка привычку говорить открыто о том, что его беспокоит или пугает. Не шутите над страхами ребенка.

3. Приучите ребенка к тому, что его тело является его собственностью, и никто не имеет право трогать его. Если какие-то прикосновения вызывают у него дискомфорт, ребенок должен об этом Вам рассказать.

4. Объясните ребенку кто такой «опасный незнакомец». Это человек, который может выглядеть как любой другой человек, но пытается обмануть ребенка или заставить его сделать плохие вещи. «опасный незнакомец» может предложить ребенку пойти с ним (посмотреть щенка, попугая и т.д.), обещать конфеты или деньги, попросить проводить куда-то. О таких случаях ребенок должен сразу рассказать родителям. А родители должны сообщить в правоохранительные органы!

5. Если посторонний человек просит у ребенка помощи, ребенок должен позвать на помощь знакомых взрослых.

6. Если ребенок чувствует угрозу, исходящую от постороннего человека, он должен незамедлительно убежать или громко крикнуть «НЕТ». Если ребенка насильно ведут куда-то за руку, он должен кричать: «ЭТО НЕ МОЙ ПАПА/НЕ МОЯ МАМА».

7. Придумайте секретное слово опасности. Если ребенок произносит его Вам в телефонном разговоре – значит, у него неприятности, и он нуждается в помощи.

8. Никогда не маркируйте одежду и вещи метками с именем ребенка. Злоумышленник может воспользоваться информацией.

9. Научите ребенка тому, что в случае потери в людном месте он всегда может обратиться за помощью к полицейским, врачам скорой помощи и другим людям в форме. Ребенок не должен стесняться или бояться просить помощи.

10. Выучите с ребенком наизусть Ваш адрес.

11. Если Ваш ребенок уходит из дома один, обязательно научите его говорить о том, куда он идет и сообщать о том, что он пришел туда, куда отправился.

12. В случае если к Вам в гости пришли друзья ребенка, сообщите их родителям о том, что дети находятся у Вас до вечера, договоритесь с родителями о том, заберут ли они ребенка сами или Вы его проводите до дома.

13. В случае если на улице Вы увидите одинокого ребенка, обязательно предложите ему помощь. Спросите, не потерялся ли он.

14. Все это лучше делать спокойно, тогда ребенок быстрее усвоит информацию и объяснит, в чем Памятка для родителей если пропал ребенок

Памятки для родителей  по обеспечению безопасности детей.

Дорожно-транспортные происшествия.

        Это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП — самые тяжелые. Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час – 15 метров. Особенности детской психики – фиксация внимания на одном предмете (другие ребенок уже не видит) – увеличивают его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с городом, но при этом следует понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.

Если Вы купили ребенку велосипед (мопед, скутер), сначала выучите вместе правила дорожного движения и научитесь кататься на закрытой площадке. На дорогах общего пользования разрешено движение на велосипеде только с 14 лет, на мопеде и скутере (объем двигателя не более 50 куб. см. с максимальной скоростью не более 50 км/ч) – с 16 лет!

        При перевозке детей до 12 лет в автомобилях обязательно используйте специальные детские удерживающие устройства, значительно снижающие риск травмирования и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (для детей младшего школьного возраста допускается использование ремней безопасности со специальным адаптером).

        Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей или опекунов детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать.

«Если ребенок поглощен игрой или поставил себе какую-то цель, то вряд ли что-нибудь сможет остановить его. Поэтому необходимо, чтобы Ваш ребенок знал несколько простых правил, чтобы быть осторожным во дворе и на дороге».

•  Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

•  Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

•  Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев.

•  Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

•  Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

•  Учите ребенка оценивать скорость и направление движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

•  Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

•  Составьте для ребенка “Маршрутный лист” от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот маршрут вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.

Основные правила безопасного поведения на воде.

        Обязательное соблюдение всех правил поведения на воде (в купальный сезон) — залог сохранения здоровья и спасения жизни многих людей!
        В разгаре лето, школьные каникулы. Дети отдыхают, играют, купаются, загорают, придумывают различные забавы, находясь на водоемах. Надо помнить, что на воде, как и с огнем, шутки плохи. Но далеко не всегда мы сознаем, сколь опасна водная среда для человека. Поэтому, находясь у воды, никогда нельзя забывать о собственной безопасности. Более того, надо быть готовым помочь другому.

        Чтобы избежать беды, детям необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде.

• научить плавать (это главное;
• если ребенок плохо плавает — не доверяться надувным матрасам и кругам;
• паника — основная причина трагедий на воде, никогда не поддаваться панике;
• когда ребенок купается, поблизости должны быть люди;
• не заходить на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;
• не ныряй в незнакомых местах;
• не заплывай за буйки;
• нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
• не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
• не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
• если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;
• необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.

Противопожарная безопасность.

        Пожары причиняют людям большие несчастья. Чтобы избежать этого, нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Одна из причин возникновения пожаров – детская шалость, неумелое обращение с огнем и огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В среднем ежегодно происходит до 5 тыс. пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит до 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей.

        Почему это происходит? Ответ прост – в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.

        Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им об опасности и последствиях пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.

Оградите своих детей от злоумышленников.

        Дети — самая уязвимая группа населения. Они становятся объектом различных преступлений в силу своей беспомощности, доверчивости, физической слабости, да и просто незнания жизни. В последние время в СМИ проходит много информации о преступлениях связанных с насилием детей. Предупреждать детей об опасности — обязанность родителей. Помогите своим маленьким детям запомнить своё имя и фамилию, название улицы, где они живут, номер школы, в которой учатся. Объясните ребенку: если он потерялся, то не должен пугаться и плакать. Прежде всего — нужно осмотреться вокруг и обратиться за помощью к людям. В магазине — лучше обратиться к кассиру или продавцу, в метро — к контролеру или милиционеру. Постоянно объясняйте своим детям, что нельзя пускать в дом незнакомых людей, кем бы они ни представились. Дети должны запомнить, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой отдать какую-то вещь или деньги, попроситься на ночлег и т.п.

Внушайте своим детям четыре «не»:

— не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и что бы интересное и вкусное не предлагали;

— не садись в машину с незнакомыми;

— не играй на улице с наступлением темноты, не заигрывайся во дворе при возвращении из школы;

— не открывай дверь незнакомым людям.

Напоминайте подросткам, особенно девушкам, о необходимости соблюдать следующие правила:

— уходя из дома, всегда сообщать куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;

— сообщать по телефону, когда они возвращаются домой;

— не входить в кабину лифта с незнакомыми мужчинами;

— избегать случайных знакомств, приглашения в незнакомые компании.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный

образовательный маршрут для одарённых детей.

Актуальность

Целью деятельности  дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Дополнительное образование имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если воспитанник, занимающийся в студии, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Новизна

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу, или индивидуальный образовательный маршрут.

Цель:

Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

  1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
    способности);
  2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
    достижению.
  3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  4. Предусмотреть участие родителей;
  5. Определить способы оценки успехов воспитанника.

Используя данную методику, нами была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе дополнительного образования.

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
  • Методика, разработанная в США, применяемая в школах для одаренных детей («Карта одаренности»);
  • Характеристика ученика;
  • Анкета для родителей;
  • Пожелания воспитанника.

(См. в Приложении к рекомендациям).

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы - «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)-

На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу - «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (см. в Приложении).

Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (см. в Приложении).

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно

необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Мы предлагаем проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении).

Схема самоанализа воспитанника,

обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.

Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту.

  1. Игра.
  2. Беседа.
  3. Экскурсия.
  4. Бенефис.
  5. Наблюдение.
  6. Практическое занятие.
  7. Размышление.
  8. Тренинг.
  9. Творческая мастерская.
    10.Творческий отчет.

11. Эксперимент.

12.Беда эвристическая.

13.Круиз.

14.Мозговой штурм.

15. «Фабрика».

16.Урок погружение.

Возможные формы подведения итогов.

  1. Концерт.
  2. Открытое занятие.
  3. Показ достижений.
  4. Зачетная работа.
  5. Экзамен.
  6. Тест.
  7. Рефлексия.
  8. Персональная выставка.

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать

знания.

                Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

                Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

                Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.



Предварительный просмотр:

Диагностика интеллектуального развития

ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».

Я думаю, что я аккуратен (тна).

Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

Я иногда поступаю по-детски.

Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.

Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

Я часто скучаю.

Я буду значимым и известным, когда вырасту.

Я люблю смотреть на красивые вещи.

Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

2 — беспокойство о других

4 — желание выделиться

6 — недовольство собой

7 — полный любопытства

8 — не популярен

9 — регресс на детство

10 — отбрасывание давления

12 — самодостаточность

16 — чувство предназначенности

17 — чувство красоты

19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка

3 — рискованность

5 — альтруизм

11 — любовь к одиночной работе

13 — независимость

14 — деловые ошибки

15 — никогда не скучает

18 — активность

20 — стремление к риску

21 — потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол­жен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоцио­нальная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.



Предварительный просмотр:

Десять секретов успешного проведения родительского собрания.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

  • Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  • Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  • Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  • Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  • Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  • Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  • В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  • Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  • При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
  • Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Тематика родительских собраний

2018-2019 уч. годы

Маркова Татьяна Георгиевна

7-й класс

I. Трудный диалог.

  1. Интересы, склонности и способности подросткового возраста  (вопросы психологии).
  2. Памятка для родителей подростков.
  3. Ответы на вопросы родителей.
  4. Индивидуальная работа с родителями, чьи дети являются кандидатами на получение аттестата особого образца

II. Семейные традиции.

  1.  Вся семья вместе - так и душа на месте (Вступительное слово классного руководителя).
  2. Выступление родителей.
  3. Обобщающее слово учителя.
  4. Итоги успеваемости за 1 полугодие 2018-2019 учебного года.
  5. Индивидуальная работа с родителями, чьи дети снизили качество знаний.

III. Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребенка.
  2. Тест «Какие мои родители».
  3. Психологические и педагогические игры.
  4. Советы психолога.
  5. Разное.

IY. Эстетическое воспитание старшеклассников.

  1. Эстетическая культура и ее сущность в наше время.
  2. Воспитание вкуса. Мода и отношение к ней подростков и их родителей.
  3. Эстетика семейных отношений. Тест для родителей.
  4. Предварительные итоги успеваемости за год.
  5. Подведение итогов работы родительского комитета.

8-й класс

  1. Анкета для родителей и учащихся.
  2. Особенности обучения и воспитания учащихся в 8-м классе.
  3. Психология учащихся старшего школьного возраста – психология подростка –(психолог).
  4. Индивидуальная работа с родителями, чьи дети вызывают сомнения.

II. Пути-дороги наших детей.

  1. Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам (Вступительное слово классного руководителя)
  2. Хочу, могу и надо. Итоги тестирования учащихся (психолог).
  3. Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации. (Обсуждение вопроса с родителями)
  4. Обсуждение вопросов успеваемости, итогов промежуточной аттестации.
  5. Работа с родительским комитетом по вопросам организации и проведения досуга с учащимися.

III. Помощь учащимся в период подготовки к промежуточной аттестации.

  1. Эмоционально-психологическое состояние детей. Их потребности, заботы и тревоги.
  2. Итоги тестирования родителей. (Тест «Личностная тревожность».)
  3. Советы родителям «Как готовить ребенка к будущей жизни».
  4. О подготовке к экзаменам - советы родителям.

IY. Итоговое собрание.

  1. Слово классного руководителя
  2. И все-таки важно, не кем быть, а каким быть.( Слова родителей)
  3. Анализ анкет учащихся «Какие мы сегодня?».
  4. Заключительное слово классного руководителя.

(По материалам методических разработок родительских собраний 5-11 классов, Скоркиной Н.М. )